Государственная социальная помощь малоимущим гражданам курсовая


Малообеспеченные семьи как объект социальной работы


систематизация работы по заполнению «Социального паспорта малоимущей семьи» и обеспечение актуального состояния содержащихся в нем сведений; — активизация работы по заключению «Социальных договоров» с гражданами трудоспособного возраста. Достаточным уровнем работы в данном направлении считается, если количество заключенных договоров составляет 1% от общего количества получателей АСП в месяц; — проработка вопросов межведомственного взаимодействия с целью информационного обмена и выработки индивидуальных программ малоимущей семьи для ее возвращения к финансовой самостоятельности.

Результатом такой работы должно стать повышение уровня доходов малоимущих семей за счет выплат социального пособия и включение трудоспособных граждан в систему мероприятий, направленных на самостоятельной преодоление бедности.

Примеры лучшей практики, выявленные в ходе анализа работы, планируется обобщить и распространить среди учреждений социальной поддержки населения.

Для снижения бедности среди работающего населения помимо повышения эффективности социальной поддержки отдельных групп населения были осуществлены меры по повышению оплаты труда работников бюджетных организаций.

За 2010 год заработная плата в Мурманской области увеличилась на 8,8 %.

В бюджетной сфере показатели несколько ниже в связи с ограничением бюджетных ассигнований в феврале 2010 года: с 1 декабря 2010 года Правительство области, выполняя договорённости, достигнутые в ходе переговоров с представителями областных профсоюзных организаций, повысило на 5,5% заработную плату специалистам основного персонала государственных областных и муниципальных учреждений.

В текущем году повышение заработной платы бюджетникам является одной из важнейших задач Министерства. Совместно с другими органами исполнительной власти рассматриваются пути дальнейшего повышения оплаты труда и вырабатываются единые подходы в исполнении принятых на региональном уровне решений в государственных областных и муниципальных учреждениях.

С целью совершенствования работы по введению новых систем оплаты труда разработан рекомендуемый реестр должностей, профессий работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, и критерии отнесения работников к основному персоналу. Внесены изменения в постановление Правительства Мурманской области от 08.06.2007 № 277-ПП

«Об оплате труда работников государственных органов Мурманской области, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Мурманской области»

.

Планируется внесение изменений в постановление Правительства Мурманской области от 15.10.2008 № 488-ПП/19 в части установления порядка исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя государственного областного учреждения. В рамках долгосрочных целевых программ «Поддержка семьи в Мурманской области», «Старшее поколение», «Преодоление бедности в Мурманской области» и ряда других израсходовано более полумиллиарда рублей (573 млн.

руб.) в 2010 году.

Государственная социальная помощь малоимущим семьям в РФ

Пример готовой курсовой работы по предмету: Право Введение 31.

Понятие государственной социальной помощи и малоимущих граждан 41.1. Понятие и правовые основы организации социальной помощи в Российской Федерации 41.2.

Порядок признания граждан малоимущими 122. Виды государственной социальной помощи малоимущим семьям и проблемные аспекты ее оказания 172.1.

Виды государственной социальной помощи малоимущим семьям 172.3.

Проблемные аспекты оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам 21Заключение 27Библиографический список 28СодержаниеВыдержка из текстаГосударственная социальная помощь — это помощь, которая предоставляется отдельным категориям граждан, в виде социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров в целях:Методологическую основу составляют современные достижения теории познания.

В процессе исследования применялись теоретический, общефилософские методы, метод анализа документов, критико-правовой метод и т. д.Как отмечается в научной юридической литературе, то основные средства социальной защиты населения от бедности — предоставление государственной социальной помощи. Для повышения эффективности адресной поддержки уязвимых социальных групп в 2010 году в России введен социальный государственный контракт — новая социальная технология для поддержки людей в трудной жизненной ситуации.В настоящее время социальное обеспечение в Российской Федерации постоянно развивается.

Об этом свидетельствует большое количество принятых законодательных актов, регулирующих правоотношения в сфере социального обеспечения в России. Одним из важнейших законодательных актов в сфере социального обеспечения является Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от1. июля 1999 года (с изм. от 28.11.2015 N 358-ФЗ).

Теоретической и методологической основой работы являются труды таких социологов, экономистов изучавших семью, как ячейку общества: Антонов А.И., Афанасьева Т.М., Безлепкина Л.Ф., Бобыков В., Борисов В., Власова Н., Гуль Н.В., Дармодехин С.В., Ерусланова Р.И., Зубкова Т.С., Иванников В.А., Кочеткова С.В., Куликова И.Ф., Курбатов В.И., Kyвшинникова В.А., Лахова Е.Ф., Лепихов М.И., Маркова О., а также нормативно — правовые акты связанные с регулированием и финансированием малоимущих семей и др.

[ 1- 68]. Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством. Под социальным государством принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым влиять на распределение экономических благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человеческое существование.

[1]Цель работы — выяснить, как организуются и контролируются процессы реализации социального равенства в Российской Федерации.

Государство стремится к уничтожению

Государственная социальная помощь

PAGE 3 Государственное автономное образовательное учреждение по дисциплине: Право социального обеспечения тема: ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ 2012 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 4 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ В РОССИЙСКОЙ 6 ФЕДЕРАЦИИ 1.1 Законодательство о государственной социальной помощи 6 1.2 Цели государственной социальной помощи 8 1.3 Виды государственной социальной помощи 10 2. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕНОЙ 13 СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ 2.1 Граждане имеющие право на получение государственной социальной 13 помощи 2.2 Порядок назначения государственной социальной помощи 17 2.3 Основания для прекращения государственной социальной помощи 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 ЛИТЕРАТУРА 25 ВВЕДЕНИЕ Настоящая тема достаточно актуальна в современных условиях.

Это объясняется рядом важных факторов. В последние годы многие ученые все чаще затрагивают эту теоретически и практически важную проблему.

Однако целый ряд аспектов этой важной в научном и практическом отношении задачи все еще остается не достаточно решенным и дискуссионным в теории и юридической практике. Социально-экономические реформы, проводимые в России, привели к радикальным переменам в жизни общества.

Осуществлена либерализация экономики, внешнеэкономической деятельности, ликвидирована система централизованного планирования и управления. Кардинальные преобразования произошли в социальной структуре общества.

У большинства населения формируются принципиально новые ценностные ориентиры, изменился весь комплекс социальных условий жизни россиян. Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством.

Под социальным государством принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человеческое существование.

Наиболее характерные черты социального государства выражаются в его социальной политике, которая в соответствии с конституцией РоссийскойФедерации направлена “на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”. Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.

Государственная социальная помощь: понятия и основания предоставления

Нормативно-правовые акты 1.

Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 (с изм. от 30.12.2008). 2. Федеральный закон № 178 ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015).

3. Федеральный закон № 178 ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» 17.09.1999 (ред. от 03.12.2012). 4. Федеральный закон от 05.04.2003 №44-ФЗ «О порядке учета и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
5. Федеральный закон № 5- ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015).

6. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ

«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

.

Ст. 4831. 7. Федеральный закон от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Ст. 4920. (с изм. на 19.11.2015). 8. Указ Президента РФ от 30.05.1994 № 1110

«О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан»

. 9. Указ Президента РФ от 26.12.2006 № 1455

«О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами»

.

Монографии, диссертации, статьи 10.

Александрова, А. Л. Городская бедность в России и социальная помощь городским бедным: аналитический доклад / А.

Л. Александрова, Е. Е. Гришина.

– М. : Фонд «Ин-т экономики города», 2011. – 169 с. 11. Галаганов, В. П. Право социального обеспечения.

– М. : Кнорус, 2012. – 452 с.

12. Долженкова, Г. Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. – М. : Юрайт-Издат, 2011. – 189 с. 13. Ершов, В. А. Право социального обеспечения / В. А Ершов, М. А. Толмачев. – М. : Проспект, 2012. – 315 с. 14. Захаров, М. Л. Право социального обеспечения России / М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова. – М.
– 2009. – 562 с. 15. Кукушкина, В.

В. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы / В. В. Кукушина. – М. : Издательский центр «Март», 2011 – 403 с. 16. Лебедева, Л. Социальная помощь – денежная и натуральная / Л.

Лебедева // Человек и труд. – 2011.

– № 8. – С. 29-32. 17. Мадиевский, С. Социальная помощь / С. Мадиевский // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. – № 11. – С. 41-45. 18.

Петров, А. Н. Государственные пенсии в Российской Федерации: практический справочник / А. Н. Петров. – М. : Издательство ГроссМедиа, 2009.

– 136 с. 19. Садыков, Ш. Социальная помощь пожилым людям / Ш.

Садыков // Социальная политика и социальное партнерство. – 2011. – № 12. – С. 65-69. 20. Смирнов, С. Н. Адресная социальная помощь в регионах Российской Федерации / С.

Н. Смирнов // Мониторинг социально-экономического потенциала семей. – 2012. – № 4. – С. 74-81. 21. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения.

– М. : Дашков и Ко. – 2010. – 461 с. 22. Шайхатдинов, В. Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации. – Екатеринбург. – 2008. – 372 с.

Государственная социальная помощь

обусловлена тем, что государственная социальная помощь оказывается на федеральном уровне, на региональном уровне, а также на муниципальном, то есть местном уровне. В настоящее время полномочия по оказанию социальной помощи все больше переходят на региональный уровень, и финансирование производится из региональных бюджетов. Размер же социальной помощи устанавливается в данном случае в зависимости от состояния бюджета субъекта РФ.

Однако отдельные виды социальной помощи остаются в ведении РФ и финансируются из федерального бюджета. В перспективе развития социальной помощи предполагается привлекать к сотрудничеству в этой сфере общественные организации и объединения, естественно, при ведущей и ключевой роли государства. Большой опыт по такому сотрудничеству имеют Великобритания, США, Швейцария, Франция и некоторые другие западные страны.
Кроме того, к социальной помощи населению могут привлекаться религиозные и профессиональные объединения, но оказываемая ими социальная помощь ни в коем случае не будет иметь отношения к государственной социальной помощи.

Степень научной разработанности темы. Исследованиями в данной области в разное время занимались многие ученые такие, как: Е.Г. Азарова, М.О. Буянова, С.А. Кобзева, З.А.

Кондратьева, В.П. Галаганов, А.В.

Громадин, Е.Е. Мачульская, Т.К.

Миронова, Ю.П. Орловский, В.Е. Сидоров и многие другие. Методологическую базу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и связанные с ним специальные методы: анализ и синтез, формально-логический, сравнительно-правовой, структурно-системный и другие методы. Объект работы — правовые отношения в сфере социальной помощи, предмет — государственная социальная помощь.

Цель работы — изучить государственную социальную помощь.

В соответствии с целью поставлены и решаются следующие задачи: осветить теорию государственной социальной помощи; рассмотреть понятие и цели оказания государственной социальной помощи; исследовать предоставление социальных услуг; проанализировать государственную социальную защиту инвалидов; охарактеризовать государственную социальную помощь неработающим пенсионерам; изучить бесплатную лекарственную помощь; проанализировать санаторно-курортное лечение в системе государственной социальной защиты.

Структура работы соответствует логике построения научного исследования, определена поставленной целью и задачами.

Композиционно работа состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы. 1. Общая характеристика государственной социальной помощи 1.1 Теория государственной социальной помощи Рассуждая о теоретических проблемах правового регулирования государственной социальной помощи, нельзя не обозначить своей оценки высказанным в литературе предложениям сделать право социального обеспечения составной частью комплексной отрасли социального права (в рамках разработки «Социального кодекса» или «Кодекса социального обеспечения» по примеру Европейского кодекса социального обеспечения, включающего в том числе и раздел государственной социальной помощи).

Государственная социальная помощь гражданам

Аннотация Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющие шесть параграфов, а так же заключения и списка использованных источников.

Данная работа является творческим исследованием темы «». Эта тема на сегодняшний день является недостаточно изученной. Специальных научных трудов, монографий по данной теме пока немного.

Это можно объяснить тем, что законодательство о государственной социальной помощи находятся еще в стадии организационного становления. Содержание Введение…………………………………………………………………………….4 1 Понятие и цели государственной социальной помощи….…………………….6 1.1 Общая характеристика законодательства о государственной социальной помощи……………………………………………………………………….….6 1.2 Понятие и цели государственной социальной помощи …………………….10 1.3 Виды и размеры государственной социальной помощи…………………….13 2 Порядок и условия предоставления государственной социальной помощи…19 2.1 Субъекты государственной социальной помощи…………………………….19 2.2 Порядок предоставления государственной социальной помощи………….24 2.3 Основания для прекращения оказания государственной социальной помощи…………………………………………………………………………….26 Заключение………………………………………………………………………….29 Список использованных источников………………………………………….31 Введение Актуальность курсовой работы состоит в том, что в нынешних экономических условиях население подвергается каждодневным социальным рискам материальной необеспеченности вследствие утраты заработка, либо при изменении своего материального или социального положения.

Острота проблемы бедности привела к тому, что в последние годы экономисты, демографы, социологи и юристы уделяют большое внимание исследованию бедности.

Но, несмотря на большое количество работ, в нашей стране еще не сложилось общепринятого понятия бедности. Относительность социально-экономических параметров бедности прямо влияет и на правовое регулирование.

Вероятно, этим объясняется тот факт, что в федеральных законах бедность не указана в качестве вида социального риска.

В отечественном законодательстве используется понятие

«малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин»

(ст.

1 Федерального Закона от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи»).

Основным средством социальной защиты населения от бедности служит государственная социальная помощь. В настоящее время происходит ее становление в качестве обособленного, внутренне организованного образования в рамках государственной системы социального обеспечения. В этой связи особую актуальность и значимость приобретает исследование особенностей правового регулирования отношений по оказанию государственной социальной помощи.

Объектом работы являются отношения по поводу оказания государственной социальной. Предметом работы – круг лиц имеющих право на государственную социальную помощь.

Основная цель курсовой работы это изучение сущности и государственной социальной помощи.

Государственная социальная помощь

. Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.

Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство.

Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства — неравенство связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за различных обстоятельств. Средством социального государства, противостоящим этим превратностям судьбы, является социальное обеспечение.

Развитие системы социального обеспечения зависит не только от необходимости в ней, но и от возможности государства осуществлять такое обеспечение.

Переход социального общества от первичной цели — предоставление человеку минимума средств к существованию — к более высоким целям — избавлению человека от нужды или поддержанию его обычного жизненного стандарта, во многом зависит также от того, в какой мере само общество может производить средства для социального обеспечения, которые могли бы дополнить средства, выделенные для этого государством.

В настоящее время социальное обеспечение в Российской Федерации постоянно развивается. Об этом свидетельствует большое количество принятых законодательных актов, регулирующих правоотношения в сфере социального обеспечения в России.

Одним из важнейших законодательных актов в сфере социального обеспечения является Федеральный закон О государственной социальной помощи от 17 июля 1999 года в ред.

от 02.07.2013 с изменениями, вступившими в силу 01.09.2013. Данный закон впервые в российском законодательстве предусматривает новую категорию граждан, которые имеют право на получение государственной поддержки в наиболее трудное время -малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане.

Данное положение имеет очень важное значение, ведь до принятия данного закона эта категория граждан была не защищена. Кроме того нельзя не заметить, что в настоящее время в России очень много людей отодвинуто за черту бедности, которые по каким либо причинам не могут себе помочь и чувствуют себя брошенными на произвол судьбы. Крайняя степень неравенства, которая сейчас присутствует в России, способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам и др.

проблемам. Сказанным и определяются актуальность, научная и практическая значимость избранной темы исследования.

Объект исследования: категории граждан, нуждающихся в социальной помощи государства. Предмет исследования: процедура предоставления государственной социальной помощи.

Цель курсовой работы: рассмотреть понятие государственной социальной помощи. Задачи курсовой работы: 1.Рассмотреть понятие и цели государственной помощи.

2.Изучить особенности предоставления государственной социальной помощи. .Определить характеристику видов и размер государственной социальной помощи. Глава 1. Понятие и цели государственной помощи .1 История социальной помощи Милосердие, способность к состраданию, сопереживанию присущи нашему народу.

Социальная помощь нуждающимся в России имеет давние традиции.

Государственная социальная помощь

. государственная социальная помощь российская Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.

Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства — неравенство, связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за различных обстоятельств. Средством социального государства, противостоящим этим превратностям судьбы, является социальное обеспечение.

Развитие системы социального обеспечения зависит не только от необходимости в ней, но и от возможности государства осуществлять такое обеспечение. Переход социального общества от первичной цели — предоставление человеку минимума средств к существованию — к более высоким целям — избавлению человека от нужды или поддержанию его обычного жизненного стандарта, во многом зависит также от того, в какой мере само общество может производить средства для социального обеспечения, которые могли бы дополнить средства, выделенные для этого государством.

В настоящее время социальное обеспечение в Российской Федерации постоянно развивается. Об этом свидетельствует большое количество принятых законодательных актов, регулирующих правоотношения в сфере социального обеспечения в России.

Одним из важнейших законодательных актов в сфере социального обеспечения является Федеральный закон «О государственной социальной помощи от 17 июля 1999 года. Данный закон впервые в российском законодательстве предусматривает новую категорию граждан, которые имеют право на получение государственной поддержки в наиболее трудное время — малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане. Данное положение имеет очень важное значение, ведь до принятия данного закона эта категория граждан была не защищена.

Кроме того, нельзя не заметить, что в настоящее время в России очень много людей отодвинуто за черту бедности, которые по каким либо причинам не могут себе помочь и чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы. Крайняя степень неравенства, которая сейчас присутствует в России, способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам и др. проблемам. В данной курсовой работе будут рассмотрены общие вопросы, касающиеся понятия, значения, государственной социальной помощи ее места в современном обществе, законодательстве Российской Федерации.

Цель данной курсовой работы состоит в изучении существующей системы социальной поддержки малоимущих слоев населения, отдельных категорий граждан, ее основных механизмов и направлений. Задачами курсовой работы являются: Обоснование понятия системы государственной социальной помощи и рассмотрения ее необходимости для населения; Рассмотрение структуры и понятия малоимущих слоев населения; Изучение основных направлений социальной защиты государства, такие как денежные выплаты и безденежная помощь Предметом курсовой работы выступает механизм осуществления

Государственная социальная помощь: понятие и основания предоставления

Министерство образования Московской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Московский областной профессиональный колледж» Специальность_____________ (шифр) Право и организация социального обеспечения КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине: Право социального обеспечения Тема: . Студент: Цобак Арсений Алексеевич Группа: Ю-028 Руководитель работы: Носырева Галина Александровна >____________20__г.

Подпись:_________ Оценка:__________ г. Сергиев Посад 2014 г Содержание Введение Глава 1 Общая характеристика понятия социальная помощь 1.1.

Понятие социальная помощь гражданам в РФ. 1.2. Основные виды социальной помощь в РФ. Глава 2 Основания предоставления государственной социальной помощи 1.1.Социальная защита отдельных категорий граждан в РФ.

2.2. Размер государственной социальной помощи Глава 3 Рекомендации по совершенствованию системы государственной социальной помощи в РФ 3.1. Основные проблемы по предоставлению государственной социальной помощи в РФ.

3.2. Пути совершенствования государственной социальной помощи гражданам в РФ. Заключение Cписок использованной литературы Введение Наиболее характерные черты социального государства выражаются в его социальной политике, которая в соответствии с конституцией Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.

Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства — неравенство связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за различных обстоятельств.

Средством социального государства, противостоящим этим превратностям судьбы, является социальное обеспечение. Развитие системы социального обеспечения зависит не только от необходимости в ней, но и от возможности государства осуществлять такое обеспечение.

Переход социального общества от первичной цели — предоставление человеку минимума средств к существованию — к более высоким целям — избавлению человека от нужды или поддержанию его обычного жизненного стандарта, во многом зависит также от того, в какой мере само общество может производить средства для социального обеспечения, которые могли бы дополнить средства, выделенные для этого государством. Актуальность исследования данной курсовой работы заключается, в изучении видов и особенности государственной помощи по предоставлению гражданам различных видов пособий. Цель курсовой работы: рассмотреть понятие государственной социальной помощи.

Задачи курсовой работы: 1.Рассмотреть понятие и цели государственной помощи.

2.Изучить особенности предоставления государственной социальной помощи.

Государственная социальная помощь малоимущим гражданам: правовые вопросы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.05, кандидат юридических наук Кожевников, Дмитрий Евгеньевич

Актуальность темы диссертационного исследования. Бедность является одной из острейших социально-экономических проблем, стоящих перед человечеством в XXI столетии.

С данным негативным феноменом в большей или меньшей степени сталкиваются как страны с развитой рыночной экономикой, так и страны, которые относятся к категории развивающихся. В ст. 7 Конституции Российской Федерации наша страна провозглашена социальным государством. Однако простое провозглашение автоматически не приводит к реальным изменениям на пути строительства в России такового.

В настоящее время особенно важно преодолеть послекризисный спад уровня жизни на основе соответствующего роста ВВП и повышения эффективности производства, создания благоприятных условий для расширения внутреннего спроса, что требует снижения уровня бедности и сокращения дифференциации доходов населения за счет усиления адресности его социальной поддержки, стимулирования роста оплаты труда, обеспечения эффективного уровня занятости трудоспособных граждан.

В условиях расширяющейся глобализации, интеграции стран в мирохозяйственные, социальные и гуманитарные связи необходимо идти к стандартам уровня и качества жизни, заложенным во Всеобщей декларации прав человека, конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ), Европейской социальной хартии, Европейском кодексе социального обеспечения и других документах. В Бюджетном послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2009 г. Президент Д. А. Медведев особо подчеркнул, что «.надо добиться большей адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот.

Деньги должны получать те, кто не имеет возможности заработать на достойную жизнь самостоятельно и нуждается в наибольшей степени». Он указал, что необходимо обеспечить реализацию приоритетных национальных проектов, качественно повысить эффективность социальной политики по отношению к малоимущим и пожилым людям, усилить ее отдачу, а прежде всего нужно глубоко проанализировать и скорректировать наше социальное законодательство.

Все изложенное и предопределило выбор темы исследования. Состояние научной разработанности темы.

Правовые вопросы оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам с учетом изменения законодательства последних лет не анализировались в рамках диссертационной работы. Из диссертационных работ, где затрагивается данная проблематика, можно назвать диссертации Т.

В. Деркачевой

«Правовое регулирование государственной социальной помощи (федеральный и региональный аспекты)»

(М., 2002); Г. Б. Челноковой

«Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России: проблемы теории и практики»

(М., 2003), О.

А. Митина

«Социальная защита граждан, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (правовые вопросы)»

(Екатеринбург, 2007).

Отдельные вопросы темы рассматривались в трудах М. О. Буяновой, В. П. Галаганова, К.

Н. Гусова, А. М. Лушникова, М. В. Лушниковой, Е. Е. Мачульской, М. Ю. Федоровой и других авторов.

Цель и задачи диссертации.

Технология поддержки малообеспеченных граждан

Масштабы и глубина бедности. Бедность — показатель критического уровня жизни ма­лообеспеченных граждан и категорий населения, степени удовлетворения их материальных и духовных потребностей; социальный индикатор необходимости осуществления адрес­ной социальной защиты, введения законодательно установлен­ных дополнительных государственных социальных гарантий для наиболее уязвимых слоев об­щества.

Отражает грань физиологического выживания челове­ка и характеризуется системой количественных и качествен­ных показателей; соотношением реальных доходов на душу населения и прожиточного минимума (ПМ), социально-экономиче­ским потенциалом семьи и других. Различают текущую (бедность семей, находящихся и данный момент в тяжелом материальном положении) и гло­бальную бедность (если семья не имеет таких важнейших компонентов благосостояния, как собственность, недвижимость, жилье). Масштаб бедности – численность семей, имеющих доход ниже ПМ.

[46, 39] Существуют две формы бедности: “устойчивая” и “плавающая”. Первая связана с тем, что низкий уровень материальной обеспеченности, как правило, ведёт к ухудшению здоровья, деквалификации, депрофессионализации, а, в конечном счёте – к деградации.

Бедные родители воспроизводят потенциально бедных детей, что определяется их здоровьем, образованием, полученной квалификацией. Социальные исследования устойчивости бедности подтвердили эту гипотезу и показали, что люди, “рождающиеся как постоянно бедные”, остаются таковыми в течение всей жизни.

Вторая форма, намного реже встречающаяся, связана с тем, что бедные подчас предпринимают невероятные усилия и “выходят” из своего социального, фактически замкнутого круга, адаптируясь к новым условиям, отстаивая свое право на лучшую жизнь. Разумеется, что в таком “прыжке” существенную роль, играют не только субъективные личностные факторы, но и объективные, создаваемые государством и обществом. [45, 35] Наблюдается интенсивный процесс феминизации бедности, которая имеет крайние формы проявления в виде застойной и голубкой бедности.

Наряду с традиционными бедными (одинокие матери и многодетные семьи, инвалиды и престарелые) возникла категория “новых бедных”, представляющих те группы населения, которые по своему образованию и квалификации, социальному статусу и демографическим характеристикам никогда ранее не были малообеспеченными. Все специалисты пришли к выводу о том, что работающие бедные — это чисто российский феномен.

Причём среди работающих бедных очень много людей, занятых квалифицированным трудом, с хорошим образованием. [34, 17] Сегодня их низкие доходы обусловлены, прежде всего, неоправданно низким уровнем оплаты труда на государственных предприятиях, безработицей и частично занятостью, а также — неплатежами заработной платы и пенсий.

В России, как во многих развитых странах бедность су­ществовала всегда. В СССР терминов “нищие” и “бедные” избегали. Вся борьба с бедностью сводилась в основном к помощи умственно и физически неполноценным лю­дям, одиноким престарелым и некоторым другим категориям.

Официальным признанием наличия бедности явилось введение в 1960 г.

Оказание государственной социальной помощи

Виды государственной социальной помощи Государственная социальная помощь-это форма социального обеспечения граждан, предоставляемая гражданам в целях поддержания уровня жизни малоимущих, создания условий для всеобщей доступности социальных услуг, повышения доходов населения, а также сокращения уровня социального неравенства граждан, для обеспечения их достойной жизнью. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» устанавливает, что «государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина» [3, ст.8]. Государственная социальная помощь на основе социального контракта оказывается малоимущим семьям (малоимущим одиноко проживающим гражданам) и осуществляется в виде единовременной выплаты или ежемесячного социального пособия, которое устанавливается на период от трех до шести месяцев в сумме, не превышающей 5000 руб.

на каждого нетрудоспособного члена семьи. Лицо, обратившееся за оказанием государственной социальной помощи на основе социального контракта, представляет заявление установленного образца и документ, удостоверяющий его личность. Заявление должно содержать письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи заявителя.

Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении. Центром социальной поддержки населения может быть проведена проверка указанных сведений. Центр социальной поддержки организует проведение обследования социально-бытовых условий проживания заявителя и назначает день собеседования.

При проведении собеседования разрабатывается программа социальной адаптации семьи. В данной программе указываются мероприятия, в числе которых могут быть: активный поиск работы при посредничестве государственного учреждения — центра занятости населения, регистрация в качестве безработного, получение государственных услуг в сфере занятости населения (профессиональное обучение, профессиональная ориентация), обязательное участие в общественных работах, временной занятости; осуществление индивидуальной трудовой деятельности, ведение личного подсобного хозяйства; обеспечение посещения детьми школы и других образовательных учреждений; добровольное лечение от алкогольной (наркотической) зависимости; осуществление ремонта жилья и хозяйственных построек, подготовка к осенне-зимнему отопительному периоду; другие мероприятия, направленные на социальную адаптацию малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина).

Решение о заключении социального контракта принимается руководителем Центра социальной поддержки по результатам комиссионного рассмотрения заявления, листа собеседования и программы социальной адаптации.