Как соотносится прокуратура и уголовного процесса


Как соотносится прокуратура и уголовного процесса

Оглавление:

Прокурор в уголовном судопроизводстве: процессуальное положение в различных стадиях


» Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. В этой связи прокурор рассматривается законодателем как участник процесса со стороны обвинения. Согласно ст. 37 УПК РФ в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

  1. участвовать в при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ;
  2. выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных им нарушений уголовного законодательства;
  3. рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
  4. проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о ;
  5. требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или ;
  6. отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;
  7. давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
  8. давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  1. изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
  2. передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным
  3. отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;
  4. разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

Проблемные вопросы участия прокурора в уголовном процессе

 Ключевые слова: Генеральный прокурор Российской Федерации, прокурор, прокурорский надзор, уголовное преследование, уголовный процесс Одной из основных функций органов прокуратуры является участие прокурора в уголовном процессе. Она регулируется, прежде всего, ст.

35 Закона о прокуратуре, приказом Генпрокурора РФ от 25 декабря 2012 № 465

«Об участии прокуроров в стадиях уголовного судопроизводства»

. Однако п. 1 ст. 35 Закона о прокуратуре указывает, что прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, когда случаи предусмотрены процессуальным законодательством РФ. Поэтому основной нормативной базой данного участия прокуроров в уголовном процессе является Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — УПК РФ).

Данный вопрос является дискуссионным, т. к. хотя на законодательном уровне полномочия прокурора в ходе судебного разбирательства определены, однако, на практике, а также в науке и с точки зрения законодателя проблемные вопросы участия прокурора в уголовном процессе остаются актуальными. Полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве отражены в ст.

ст. 37 и 246 УПК РФ. Так как суды стали независимы и подчиняются только закону, прокурор выступает лишь со стороны обвинения, а не осуществляет надзор за судом, как это было раньше [11, c. 83–85]. В связи с изменениями в законодательстве, а именно, в соответствии с Федеральным законом № 87-ФЗ

«О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

, прокурор был лишен права возбуждать уголовное дело. Но законодатель наделил его правом выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования (следствие и дознание) для решения вопроса об уголовном преследовании.

Оно является лишь поводом к возбуждению уголовного дела.

В уголовном процессе прокурора принято называть государственным обвинителем, более того, данное понятие прямо закреплено в п. 6 ст. 5 УПК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 37 прокурор в ходе уголовного судопроизводства осуществляет уголовное преследование.

Пункт 55 ст. 5 УПК РФ определяет уголовное преследование как процессуальную деятельность, осуществляемую стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Из этого следует, что прокурор в рамках данного процесса осуществляет активные действия, направленные на поиск подозреваемого (обвиняемого) и установление его вины. А так ли это на самом деле? Прокурор не может проводить следственные действия, собирать доказательства по делу, потому что он не наделен правом возбуждать уголовное дело или ведения предварительного следствия.

Таким образом, прокурор, являясь должностным лицом, осуществляющим надзор, участвует в рассмотрении уголовного дела, а не обвиняет.

С момента принятия действующего УПК РФ не утихают споры по поводу права государственного обвинителя, закрепленного в ч. 7 ст. 246 УПК РФ, отказаться от обвинения с изложением мотивов своего отказа.

Соотношение уголовного преследования и прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного процесса Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

УДК 34 ББК 67 СООТНОШЕНИЕ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ И ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В ДОСУДЕБНЫХ СТАДИЯХ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА ОЛЕГ ДМИТРИЕВИЧ ЖУК, декан юридического факультета Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, E-mail: Научная специальность 12.00.09—уголовный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН Аннотация.

Рассмотрены теоретические вопросы уголовного преследования как одна из функций прокуратуры; рассмотрено соотношение прокурорского надзора и уголовного преследования при приостановлении производства по уголовному делу, а также в досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

Ключевые слова: уголовное преследование, подозрение, приостановление производства по уголовному делу, обвинение, осуждение, обвиняемый, подозреваемый, прокурор, функция обвинения, уголовное дело.

Annotation. The article is devoted to theoretical issues of criminal prosecution as one of the functions of the prosecutor; determine the forms and types of criminal prosecution.

Clearly demonstrated by the correlation of criminal prosecution and prosecutorial supervision in pre-trial stages of criminal proceedings.

Keywords: criminal prosecution, suspension of criminal proceedings, suspicion, accusation, condemnation, the accused, the suspect, the prosecutor, the function of the prosecution, the principle of publicity, a criminal case. Являясь весьма важной по форме и содержанию, функция уголовного преследования — не основная и единственная функция прокуратуры.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г.

№ 2202-1 (в последующих редакциях) «О прокуратуре Российской Федерации»1 прокуратура представляет собой единую централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Тем самым, в Законе определено, что прокуратура наделена полномочиями, которые значительно выходят за пределы уголовного судопроизводства и охватывают иные сферы государственной деятельности. В этой связи вопрос о соотношении уголовного преследования и прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного процесса приобретает осо- бую актуальность, теоретическую и практическую значимость.

Заметим, что данная проблема имеет продолжительную историю.

В Уставе уголовного судопроизводства прокурор фигурировал в качестве должностного лица, которое было наделено исключительно надзорными полномочиями. Так, полномочия прокурора в досудебном уголовном процессе были закреплены в целом ряде статей, например, в ст.

249:

«Предварительное следствие о преступлениях и проступках, подсудных окружным судам, производится судебными следователями при содействии полиции и при наблюдении прокуроров и их товарищей»

; ст. 278:

«Прокуроры и их товарищи предварительных следствий сами не производят, но только дают предложения о том судебным следователям и наблюдают постоянно за производством сих действий»

; ст.

Участие прокурора в уголовном процессе

Состязательность сторон – главный принцип уголовного судопроизводства. В связи с тем, что большая часть уголовных дел является делами публичного характера, обвинение в них осуществляется государственными представителями. Уголовные дела возбуждаются в следствии, расследования проводятся в дознании, утверждаются дела прокуратурой, только после этого поступают в суд.

По УПК РФ государственное обвинение представляет прокурор.

Прокурор в уголовном процессе доказывает виновность подсудимого, который по умолчанию признается невиновным до тех пор, пока не будет доказано иное. Этот статус называется презумпцией невиновности. В чем заключаются основные полномочия прокурора, и в чем заключается его процессуальная роль, расскажем далее.

Прокурор в уголовном судопроизводстве – это должностное лицо, которое в силу установленной УПК РФ компетенцией, осуществляет в стране уголовное преследование от имени государства, а также проводит надзорную деятельность за соблюдением законодательства сотрудниками дознания и следствия. Это определение содержится в специальном ФЗ «О прокуратуре РФ» № 2202-1, в котором кроме того прописаны основные задачи деятельности прокурора, условия его службы и структура государственной прокуратуры страны. Прокурор – это ключевая фигура в уголовном процессе.

Он задействован на всех стадиях расследования преступления, за ним всегда остается последнее слово во всех вопросах, кроме вынесения приговора. Этим занимается исключительно судья. Структура Прокуратуры выглядит следующим образом:

  1. Военные и иные специализированные Прокуратуры;
  2. Редакции печатных изданий;
  3. Прокуратуры субъектов РФ;
  4. Научные и образовательные организации;
  5. Генеральная Прокуратура России;
  6. Прокуратуры городов и районов.

Органы Прокуратуры, не входящие в единую систему Прокуратуры страны, не могут действовать на ее территории.

Рекомендуем прочесть:  Емайл президента рф

Генеральный Прокурор страны исполняет следующие функции:

  1. Назначает на должности и освобождает от них ректоров и проректоров организаций науки и образования Прокуратуры;
  2. Устанавливает штатную численность и структуру отделений Прокуратуры;
  3. Несет ответственность за исполнение тех задач, которые возложены на сотрудников Прокуратуры.
  4. Издание обязательных для исполнения инструкций, распоряжений и указов, регулирующих деятельность работников Прокуратуры;

Внутри отдельной городской или областной Прокуратуры также действует своя иерархия, во главе которой стоят начальники Прокуратуры. Главный прокурор, прокурор, старший помощник прокурора или младший помощник прокурора – все эти звания приобретаются сотрудниками в процессе опыта их работы.

Они имеют погоны, по которым легко можно определить их действующее звание.

Работники прокуратуры обязаны носить служебную форму.

Вопрос 361. Прокурор в уголовном судопроизводстве: процессуальное положение в различных стадиях.

 Экзамен на адвоката Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.Прокурор – должностное лицо органа прокуратуры, обладающее полномочиями по осуществлению возложенных на нее функций и задач. Под прокурором в УПКпонимается Генеральный прокурор Российской Федерации, подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре (п.

31 ст. 5 УПК).В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен (ст. 37 УПК):1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК; 6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК;7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125УПК;8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому

Прокурор в уголовном процессе Российской Федерации (А. А. Тушев, 2005)

§ 2.

Понятие и виды уголовно-процессуальных функций прокурора В юридической литературе преобладает точка зрения, согласно которой под функцией понимается определенный вид или направление уголовно-процессуальной деятельности.

«Уголовно-процессуальная функция – установленная и направляемая законом деятельность компетентного органа или участника процесса по осуществлению задач уголовного судопроизводства»

[49].

«Процессуальная функция – это определенное направление, особым образом отграниченная сторона, вид уголовно-процессуальной деятельности»

[50].

«Приведенные соображения позволяют определить процессуальные функции в уголовном судопроизводстве как виды (компоненты, части) уголовно-процессуальной деятельности, которые различаются по особым непосредственным целям, достигаемым в итоге производства по делу»

[51].

«Под функциями в теории уголовного процесса чаще всего понимают отдельные направления уголовно-процессуальной деятельности»

[52].

В 1960-х – начале 1970-х гг. исследователи высказывали схожие точки зрения. Одни под уголовно-процессуальной функцией понимали часть, отдельный вид, отдельное направление уголовно-процессуальной деятельности[53]; другие – специальное назначение и роль участника уголовно-процессуальной деятельности[54]. В приведенных определениях речь идет как о функциях уголовного процесса, так и о функциях его субъектов.

Иногда эти понятия не разделяются.

Прав, на наш взгляд, М. Л. Якуб, который признавал право на существование за обеими точками зрения: «В литературе указанное понятие рассматривается, по меньшей мере, в двух аспектах. Одни авторы рассматривают процессуальные функции как

«отдельные виды, отдельные направления уголовно-процессуальной деятельности»

. Другие считают, что под этим понятием следует иметь в виду функцию органа или лица, участвующего в процессе… Рассмотрение понятия процессуальной функции в обоих названных аспектах представляется необходимым.

В первом случае говорится о том, какие виды процессуальной деятельности характеризуют советский уголовный процесс, что представляет собой каждая из них, т.

е. речь идет о расследовании, обвинении, защите и т. п. как таковых. Вопрос же о том, кем, какими органами и лицами выполняется та или иная функция, произволен.

В отличие от этого, во втором случае речь идет о функциях каждого органа и лица, участвующего в процессе, разрешается вопрос о том, что составляет функцию суда, прокурора, защитника, эксперта и т. п., о процессуальном назначении каждого из них… Не следует поэтому смешивать понятие процессуальной функции, рассматриваемое в одном из аспектов, с тем же понятием, но рассматриваемым в другом аспекте»[55].

Мы также придерживаемся позиции, что необходимо разграничивать понятия основных функций уголовного процесса (обвинение, защита, разрешение уголовного дела) и функций его субъектов. Первые определяют исторический тип (модель) уголовного процесса, т.

е. основной способ разрешения конфликта, связанного с совершением преступления.

Сейчас в России данный конфликт решается путем выдвижения обвинения, осуществления защиты от обвинения и рассмотрения спора судом.

Прокурор как основное должностное лицо прокуратуры, его полномочия в уголовном процессе. Помощники прокурора.

Прокурор как основное должностное лицо прокуратурыПрокурорский работникПрокурорский работник — федеральный государственный служащий, исполняющий обязанности по должности государственной службы с учетом требований Федерального закона.Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются:

  • руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур;
  • законодательством Российской Федерации о государственной службе (ФЗ от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
  • в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и организаций прокуратуры;
  • издание обязательных для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказов, указаний, распоряжений, положений и инструкций, регулирующих вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников;
  • назначает на должность и освобождает от должности ректоров (директоров), проректоров (заместителей директоров) научных и образовательных организаций системы прокуратуры РФ;
  • могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным
  • несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры Федеральным законом.
  • законодательством Российской Федерации о труде;
  • издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками;
  • Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;
    • издание обязательных для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказов, указаний, распоряжений, положений и инструкций, регулирующих вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников;
    • в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и организаций прокуратуры;
    • назначает на должность и освобождает от должности ректоров (директоров), проректоров (заместителей директоров) научных и образовательных организаций системы прокуратуры РФ;
    • несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры Федеральным законом.

Роль прокурора в уголовном судопроизводстве

Процессуальное положение прокурора в уголовном процессе, формы и методы деятельности определяются общими задачами судопроизводства и непосредственными задачами, решаемыми в каждой отдельной стадии.

Применительно к этому определены полномочия прокурора в УПК. Широкими полномочиями прокурор обладает в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.

В них он осуществляет уголовное преследование и надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия и для обеспечения режима законности в их деятельности реализует властно-распорядительные полномочия. Прокурор надзирает за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел или сам возбуждает уголовное дело, осуществляет общее руководство расследованием, направляя его ход. Он вправе истребовать у органа дознания и следователя уголовное дело и материалы о преступлениях, давать указания о расследовании, отменять и изменять вынесенные ими в отступление от закона постановления, возвращать дела для дополнительного расследования.

Прокурор вправе принять к своему производству либо поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.

В этом случае прокурор не становится органом предварительного расследования, он остается прокурором.

Ведение следствия прокурором не противоречит сущности прокурорского надзора за следствием, но лишь постольку, поскольку вызывается конкретной обстановкой и не возводится в правило. Участие прокурора в судебном рассмотрении уголовных дел определяется тем, что одна из основных функций прокуратуры — осуществление уголовного преследования, а согласно п. 3 ст. 1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор участвует в рассмотрении дел судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Раздел IV (ст.ст. 35-39) Закона «О прокуратуре Российской Федерации» специально посвящен участию прокурора в рассмотрении дел судами.

Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

Исходя из положений Конституции РФ, Закона «О прокуратуре РФ» и других законодательных актов, прокурор выполняет в судебных стадиях уголовного судопроизводства две важные функции. Во-первых, выступает в суде в качестве государственного обвинителя, во-вторых, осуществляет надзор за законностью и обоснованностью определений, постановлений, приговоров и решений судов и имеет право и обязан опротестовать противоречащие закону судебные акты (ст. 36 Закона «О прокуратуре РФ»).

Полномочия прокурора по осуществлению названных функций регламентируются как Законом «О прокуратуре РФ», так и уголовно-процессуальным законодательством. В основе правового статуса прокурора, поддерживающего государственное обвинение в суде, лежат принципы уголовного процесса: законность, публичность, состязательность, объективная истина.

Рекомендуем прочесть:  Каркасные шторки запрещены или нет

К вопросу о соотношении функций уголовного преследования, обвинения и прокурорского надзора

 В статье рассматриваются вопросы соотношения функций уголовного преследования, обвинения и прокурорского надзора.

Конкретные процессуальные полномочия должностного обвинителя вытекают из этих принципов.

На основании изучения доктринальных источников и российского законодательства предложен авторский подход к разграничению и соотношению указанных функций. Ключевые слова: функция, прокурор, уголовное преследование, обвинение, прокурорский надзор The article deals with the issues of the correlation between the functions of criminal prosecution, prosecution and prosecutor’s supervision.
Based on the study of doctrinal sources and Russian legislation, an author’s approach to the delineation and correlation of these functions is proposed. Keywords: function, prosecutor, criminal prosecution, prosecution, prosecutor’s supervision Исследования проблематики функции уголовного преследования и роли различных органов в ее реализации остаются одними из приоритетных не только в науке уголовного процесса, но и в рамках прокурорского надзора, правоохранительных органов и криминалистики.

При разделении уголовно-процессуальных функций на три основных направления (обвинение, защита и разрешение уголовного дела — ч.

2 ст. 15 УПК РФ), процессуальным законодательством не было определено место уголовного преследования в данной системе, и в связи с этим нерешенным остается вопрос о соотношении уголовного преследования и обвинения.

Отсутствует нормативное определение и классификация форм уголовного преследования, в рамках которых постоянно действуют специальные субъекты порой без достаточного понимания пределов своей компетенции, ограничивая тем самым права и законные интересы объектов изобличительной деятельности — подозреваемых, обвиняемых и подсудимых [8]. Например, нынешний правовой статус прокурора в сфере уголовного судопроизводства, как основного субъекта уголовного преследования, требует дальнейшего совершенствования в целях реализации внутренней государственной функции охраны прав и свобод человека и гражданина, всех форм собственности и правопорядка.

Можно констатировать, что решение поставленного вопроса поможет определить реальную роль прокуратуры в механизме российского государства. Другие теоретические и практические проблемы заключаются в отсутствии четкого законодательного закрепления непосредственно уголовного преследования, его содержания, распространения на ту или иную стадии уголовного процесса и, соответственно, круга участников, его осуществляющих [1]. Под уголовно-процессуальной функцией понимается установленный уголовно-процессуальным законом вид деятельности того или иного участника уголовного судопроизводства, обусловленный его ролью, задачами и целью участия в деле.

Уголовно-процессуальные функции реализуются соответствующими участниками уголовного судопроизводства посредством осуществления своих прав и исполнения обязанностей, предоставленных им уголовно-процессуальным законом, в предусмотренных законом формах, соблюдая при этом установленную законом процедуру. Именно в функциях проявляется специальное предназначение того или иного органа или должностного лица.

Проблемные вопросы участия прокурора в судебных стадиях уголовного процесса Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

УДК 343.16 ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В СУДЕБНЫХ СТАДИЯХ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА С.

В. Новожилов Вятский государственный университет, г.

Киров PROBLEMATIC ISSUES OF THE PROSECUTOR’S PARTICIPATION IN TRIAL STAGES OF THE CRIMINAL PROCESS S. V. Novozhilov Vyatka State University, Kirov В статье с учетом имеющихся нормативно-процессуальных источников и научных трудов проведен анализ процессуального статуса прокурора, как должностного лица органа прокуратуры, на судебной стадии уголовного процесса, определены его основные функции. В статье на основе рассмотренного анализа функций прокурора рассмотрены проблемные вопросы современного участия прокурора на судебных стадиях уголовного процесса, определены противоречия, возникающие в действующих процессуальных нормах и практической деятельности прокурора, проведен анализ возникших проблем и двойственных толкований уголовно-процессуального законодательства.

Основное внимание в настоящей статье уделено функциям прокурора на судебных стадиях уголовного процесса, предусмотренных частью 3 уголовно-процессуального кодекса РФ «Судебное производство». В заключительной части статьи предложены пути решения рассмотренных проблемных вопросов участия прокурора на судебных стадиях уголовного процесса, в том числе даны конкретные предложения необходимых законодательных мер.

Ключевые слова: конституция, уголовный процесс, уголовное преследование, уголовное судопроизводство, прокурор, государственный обвинитель, сторона обвинения, процессуальное положение, функция, полномочия. This article, based on available normative and procedural sources and scientific works, contains analysis of the procedural status of the prosecutor as an official of the public prosecutor’s office in the judicial phase of the criminal trial, its main functions are defined.

The article touches upon the issues of current involvement of a prosecutor in judicial stages of criminal trials based on analysis of functions of a prosecutor. Contradictions that arise in existing procedural rules and practice of a prosecutor are defined. Results of a conducted analysis of problems and ambivalent interpretations of the procedural law have performed.

This article emphasizes functions of prosecutor in the trial stages of a criminal lawsuit, that go under part 3 of the criminal procedure code of the Russian Federation «Judicial proceedings». In the final part of the article, solutions to the issues of involvement of a prosecutor in judicial stages of criminal proceedings are proposed, including specific proposals of necessary legislative measures.

Keywords: Constitution, criminal procedure, criminal prosecution, criminal proceedings, prosecutor, public prosecutor, prosecution, procedural status, function, authority.

В настоящее время Российская Федерация в мировом масштабе переживает период существенных экономических и политических изменений. На фоне нестабильной политической ситуации, обострения военных конфликтов, роста активности экстремистских организаций,

О некоторых проблемах процессуального положения прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Н.Н.

Борозенец О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПРОКУРОРА В ДОСУДЕБНЫХ СТАДИЯХ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В статье рассмотриваются теоретические, законодательные и правоприменительные проблемы процессуального положения прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Формируется вывод, что правообеспечительная деятельность прокурора в настоящее время не имеет достаточных средств для ее эффективной реализации. Предлагаются изменения формулировки ч.

2.1 ст. 37 УПК РФ, касающиеся разработки механизма оперативной взаимосвязи прокурора с органами предварительного расследования при разрешении жалоб участников уголовного судопроизводства. Ключевые слова: прокурор, надзор, законность, досудебное производство, полномочия.

N.N. Borozenets ABOUT SOME PROBLEMS OF PROCEDURAL STATUS OF THE PROSECUTOR IN PRE-TRIAL STAGES OF CRIMINAL PROCEEDINGS In article are considered theoretical, legislative and law enforcement problems of the procedural status of the Prosecutor in pre-trial stages of criminal proceedings. It is concluded that pravoohranitelnye the activities of the prosecutor does not currently have sufficient resources for its effective implementation. The proposals to change the wording of 2.1 h.

article 37 of the code, the development of a mechanism of operative relationship of the prosecutor with the preliminary investigation bodies in the resolution of complaints of participants of criminal proceedings. Keywords: prosecutor, supervision, law, pre-trial proceedings, powers.

В теории и в практике участие прокурора в уголовном судопроизводстве традиционно рассматривается как существенный (если не важнейший) фактор обеспечения законности. Особенно это касается досудебных стадий (возбуждения уголовного дела и предварительного расследования), которые по своим основным характеристикам разительно отличаются от судебных этапов уголовного судопроизводства, с существенным ограничением гласности и состязательности и как следствие этого — проблемами обеспечения законных интересов личности. Безусловно, права О.В. Гладышева, считающая, что «в рамках современной науки уголовного процесса проблемы обеспечения законных интересов личности в досудебном производстве по уголовным делам настоятельно требуют выделения их в самостоятельное направление научного исследования.

Законные интересы личности выступают важнейшим фактором, определяющим правовой, в т.ч.

уголовно-процессуальный, статус субъектов уголовно-процессуальных отношений1. Прокурор, как предусмотрено в ч. 1 ст. 37 УПК РФ, в пределах компетенции, установленной УПК РФ, уполномочен осуществлять уголовное преследование и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Как справедливо подчеркивается в литературе, «надзорная © Борозенец Николай Николаевич, 2016 Прокурор Кавказского района Краснодарского края, старший советник юстиции, соискатель кафедры уголовного процесса (Кубанский государственный университет); e-mail: деятельность

Действия прокурора в уголовном процессе

Сотрудники прокуратуры могут влиять на ход расследования на всех этапах такового в рамках законодательства.

Кроме того, они параллельно занимаются контролем работы полиции в рамках выполнения надзорной функции. Участие прокурора в конкретном уголовном процессе организовано в определенных целях.

К таковым в первую очередь относится необходимость всеобъемлющего рассмотрения ситуации. Фактически он исполняет роль координатора процесса достижения правосудия. Прокурор – это государственный служащий, включенный в штат прокуратуры.

В уголовном процессе он представляет госсистему, следовательно, отстаивает ее интересы. Главная цель – соблюдение законности. Процедура рассмотрения уголовного преступления состоит из нескольких этапов, описанных в кодексе (УПК).

На каждом этапе прокурору законодатель отвел определенную роль. Все основные полномочия и требования к работникам госоргана описаны в УПК.

Участие прокурора в уголовном производстве как едином процессе сводится к следующему:

  1. контролирование процедуры возбуждения преследования;
  2. поддержка обвинения во время судебного заседания;
  3. контроль действий иных субъектов производства.
  4. координирование мероприятий, проводимых правоохранительными госорганами на досудебном этапе;
  5. обеспечение конституционных прав граждан – участников процесса;

Роль прокурора до суда в уголовном процессе предполагает использование большинства законных полномочий, включая научный подход. Таковое должностное лицо обязано:

  • Контролировать каждое действие дознавателей/следователей с тем, чтобы не допустить нарушения прав граждан и норм действующего законодательства.
  • Одновременно поддерживать обвинение и защищать граждан от противоправных посягательств.
  • Стремиться к раскрытию конкретного уголовного нарушения, а в более объемном смысле – к искоренению преступности.
  • Координировать действия сотрудников органов правопорядка по выявлению преступления и его раскрытию.

Важно: прокурор в уголовном процессе должен в первую очередь преследовать цели законности.

В число опекаемых им граждан включается и обвиняемый.

Недопустимо нарушение конституционных привилегий последнего в ходе процесса, о чем заботится в том числе прокурор. На стадии судебного производства сотрудник прокуратуры преследует такие основные цели:

  1. противостояние преступности во всех ее проявлениях;
  2. обвинение по конкретному делу.
  3. организация правовой защиты;

С практической стороны участие прокурора как представителя государства в рассмотрении судами уголовных дел состоит в предъявлении обвинения.

Но говорить так, значит, сильно упрощать процедуру.

В любом действии сотрудника данного органа правопорядка присутствует более глубокая задача. Она состоит в защите государственных устоев от преступных поползновений.

Дело в том, что преступление не только нарушает закон и наносит ущерб пострадавшему.