Конституционные основы построения системы органов государственной власти субъектов рф


Конституционные основы построения системы органов государственной власти субъектов рф

Оглавление:

Тема 22. конституционно-правовые основы организации государственной власти в субъектах российской федерации


82Правовое регулирование организации государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется как федеральными нормативными правовыми актами, так и актами законодательства соответствующих субъектов Федерации, что вытекает из смысла ч. 2 ст. 11, п. «н» ч. 1 ст. 72, а также ч. 1 ст. 77 Конституции РФ. На уровне Конституции РФ закреплены основы организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 77 Конституции, система органов государственной власти субъекта РФ устанавливается им самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов, установленными федеральным законом.

Тем самым, федеральная Конституция передает решение вопросов в этой сфере на полное усмотрение самих субъектов, ограничивая их инициативу требованием соответствия системы их органов государственной власти основам конституционного строя Российской Федерации и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом.

Экстраполируя содержание нормы ч. 1 ст. 77 Конституции РФ на содержание основ конституционного строя, следует сделать несколько выводов: 1) субъекты Российской Федерации не могут устанавливать свою систему государственной власти без учета федеральных основ; 2) субъектам Федерации не дано права устанавливать свою систему органов судебной власти, поскольку судебная система является единой и федеральной; 3) система органов государственной власти, устанавливаемая субъектами, должна строиться на принципе разделения властей — самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти (ст.

10); 4) положение о применяемой в России республиканской форме правления (ст. 1 Конституции) для субъектов означает, что при организации собственной системы государственной власти они также обязаны ориентироваться на выборы как на единственный легальный способ передачи власти и властных полномочий; 5) система государственной власти в субъектах должна быть светской системой; 6) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в России; 7) органы государственной власти субъектов Федерации наделяются полномочиями, которые они реализуют во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч.

3 ст. 66, ч. 3 ст. 78, ч. 2 ст.

85, ч. 1 ст. 104, ч. 2, 5 ст. 125, ст. 134, ст. 136). Данные положения закономерно приводят к выводу о том, что наличие в субъектах Российской Федерации органов законодательной (представительной) и исполнительной власти как органов государственной власти с определенными свойствами (сроком полномочий, принципом производности от населения (или от избираемых их органов) зависит не только от субъекта. Он обязан, исходя из содержания конституционных норм, создать данные органы государственной власти.

Основу указанного требования, прежде всего, составляют положения главы 1 Конституции Российской Федерации.

Сегодня проводится акция — консультация юристов и адвокатов 0 — рублей. успейте получить ответ бесплатно→

Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных (далее – Политика конфиденциальности) действует в отношении всей информации, которую сайт http://online-sovetnik.ru, (далее – Онлайн Советник) расположенный на доменном имени http://online-sovetnik.ru (а также его субдоменах), может получить о Пользователе во время использования сайта http://online-sovetnik.ru (а также его субдоменов), его программ и его продуктов.1.

Определение терминов1.1 В настоящей Политике конфиденциальности используются следующие термины:1.1.1. «Администрация сайта» (далее – Администрация) – уполномоченные сотрудники на управление сайтом http://online-sovetnik.ru, которые организуют и (или) осуществляют обработку персональных данных, а также определяет цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.1.1.2. «Персональные данные» — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).1.1.3.

«Обработка персональных данных» — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.1.1.4. «Конфиденциальность персональных данных» — обязательное для соблюдения Оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.1.1.5.

«Сайт http://online-sovetnik.ru» — это совокупность связанных между собой веб-страниц, размещенных в сети Интернет по уникальному адресу (URL): http://online-sovetnik.ru, а также его субдоменах.1.1.6. «Субдомены» — это страницы или совокупность страниц, расположенные на доменах третьего уровня, принадлежащие сайту http://online-sovetnik.ru, а также другие временные страницы, внизу который указана контактная информация Администрации1.1.5.

«Пользователь сайта http://online-sovetnik.ru » (далее Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту http://online-sovetnik.ru, посредством сети Интернет и использующее информацию, материалы и продукты сайта http://online-sovetnik.ru.1.1.7. «Cookies» — небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя, который веб-клиент или веб-браузер каждый раз пересылает веб-серверу в HTTP-запросе при попытке открыть страницу соответствующего сайта.1.1.8.

«IP-адрес» — уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, через который Пользователь получает доступ на Онлайн Советник.2. Общие положения2.1. Использование сайта http://online-sovetnik.ru Пользователем означает согласие с настоящей Политикой конфиденциальности и условиями обработки персональных данных Пользователя.2.2.

Конституционные основы системы органов государственной власти Российской Федерации

Стр 3 из 10 Наличие системы органов государственной власти означает, что органы государственной власти действуют не обособленно друг от друга, а совместно и этим взаимодействием обеспечивают эффективность отправления функций государства, и, прежде всего, защиту прав человека.

Конституционная система власти включает в себя не только органы государственной власти, которые названы в тексте Конституции РФ. В нее входят и многие другие, создание которых вытекает из функций и полномочий конституционных органов.

Система власти, таким образом, состоит из разветвленных подсистем, из большого числа соподчиненных органов разного уровня.

И поскольку весь этот вертикальный и горизонтальный механизм властвования прямо или косвенно затрагивает права человека, очень важно иметь ясное представление о том, что он собой представляет. В Конституции России закрепляется общее назначение органов государственной власти как средств осуществления народовластия, народного суверенитета, устанавливаются основные принципы организации и деятельности государственных органов.

Основным законом разграничиваются предметы ведения и полномочий между различными органами власти, определяется характер взаимоотношений федеральных органов и органов государственной власти субъектов Федерации.

Конституцией учреждается структура государственных органов и правовой статус основных федеральных органов государственной власти России: Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. По разным основаниям органы государственной власти могут быть классифицированы на несколько групп.

По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ. Федеральные органы государственной власти включают Президента РФ, Правительство РФ и другие названные выше органы, а также федеральные органы исполнительной власти и суды Российской Федерации. В систему органов государственной власти субъектов входят органы, создаваемые их конституциями (уставами) и законами.

Не всегда органы субъектов РФ образуют единую структуру с органами федеральными государственной власти. Такая единая система предусмотрена Конституцией России только для исполнительной и судебной власти в определенных пределах и совершенно исключена для органов законодательной власти.

Некоторые органы не могут быть поделены на федеральные и субъектов Федерации (например, прокуратура), так как они образуют единую систему на основе строгой централизации. Согласно Конституции РФ, система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно, а в пределах своего ведения и полномочий они обладают всей полнотой государственной власти.

Одновременно на территории субъектов Федерации существует ряд территориальных органов, федеральных органов государственной власти, например, территориальные органы Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Министерства по налогам и сборам.

urist-consultant.ru

Такая практика выглядит целесообразной, но все же она не соответствует букве Конституции, расширяя компетенцию субъектов Федерации. Для решения данной проблемы надо либо изменить норму Конституции, либо привести законодательство субъектов Федерации в соответствие с ней.

Дискуссионным является вопрос о договорных формах разграничения предметов ведения. Договор традиционно используется как инструмент достижения соглашений между равноправными и независимыми сторонами.

Но хотя совершенно очевидно, что Федерация и ее субъекты не являются равноправными сторонами, их правоотношения строятся на принципах не «горизонтальных», а скорее «вертикальных» связей. Политика государства и его органов направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека.

Принцип народовластия означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия на им же определенных условиях.

Принцип федерализма выражается в единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также в том, что во взаимоотношениях с федеральными органами все субъекты Федерации между собой равноправны.

Принцип разделения властей (6) (как уже говорилось) предполагает, что основным функциям государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной и контрольной корреспондируют соответствующие органы государства. Указана возможность изменения полномочий органов государственной власти субъектов РФ, установленных конституционно-законодательным способом, только путем внесения поправок либо соответствующих изменений (дополнений) в соответствующие правовые акты (ст. 1, п. 4). Безусловно, такое положение справедливо и с точки зрения теории и практики вполне демократично, но оно не вытекает из норм Конституции РФ.

О серьезных сомнениях, которые испытывали судьи при принятии этого решения, говорит тот факт, что особое мнение выразили судьи Конституционного Суда РФ Н.В. Витрук, Г.А. Гаджиев и Ю.Д. Рудкина.

Н.В. Внимание Все это необходимо для обеспечения демократического развития общества, функционирования механизма «сдержек и противовесов», предотвращение чрезмерной концентрации, монополизации власти одним органом (должностным лицом). 3. Принцип территориальной организации властных структур вытекает из федеративного устройства России.

В соответствии со статьей 11 Конституции России государственную власть на территории России в целом осуществляют федеральные органы: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, а также суды Российской Федерации. Эта же норма Конституции России устанавливает, что государственная власть в субъектах Российской Федерации осуществляется образуемыми ими государственными органами.

4. Важно Для осуществления государственной власти на своей территории субъекты Российской Федерации образуют собственные органы государственной власти.

Конституционные основы организации и деятельности системы органов государственной власти субъектов федерации

Согласно Конституции РФ деятельность органов государственной власти субъекта Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами: А) государственная и территориальная целостность РФ; Б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию; В) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; Г) единство системы государственной власти; Д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица; Е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации; Ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Федерации принадлежащих им полномочий; З) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти субъектов.

Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта. Число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта.

Законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации самостоятельно устанавливается число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
Органы ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ власти субъекта Российской Федерации В субъекте Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации.

Кроме того, в систему органов исполнительной власти субъектов Федерации входят министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Высшим должностным лицом субъекта Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет.

Гражданин Российской Федерации может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации на срок не более пяти лет. Высшее должностное лицо субъекта Федерации: Представляет субъект Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта Федерации; Обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации;

Конституционные основы системы органов государственной власти субъектов российской

11301.ppt

  1. Количество слайдов: 28

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ М.

С. ИГНАТОВА, ДОЦ. КАФ. КОНСТИТУЦИОННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА ЮУРГУ, К. Ю. Н. Конституционное право России

ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ 1.

2. 3. 4. Конституционные принципы организации органов государственной власти субъектов РФ Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ Суды субъектов РФ

Вопрос 1. Конституционные принципы организации органов государственной власти субъектов РФ

Принципы организации органов власти субъектов РФ государственная и территориальная целостность России распространение суверенитета России на всю ее территорию верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории России

Принципы организации органов власти субъектов РФ единство системы государственной власти разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и органами власти субъектов РФ

Принципы организации органов власти субъектов РФ самостоятельное осуществление полномочий органами государственной власти субъектов РФ самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления

Система органов государственной власти субъекта РФ законодательный (представительный) орган высший исполнительный орган может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ судебные органы иные органы государственной власти субъекта РФ

Вопрос 2.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ

Законодательный орган субъекта РФ осуществляет: представительство населения принятие законов осуществление контроля за деятельностью исполнительных органов утверждение бюджета формирование некоторых государственных органов субъекта РФ иное участие в руководстве делами субъекта РФ

Законодательный орган субъекта РФ Может состоять из одной или двух палат Не менее 50 % депутатов должны избираться по пропорциональной избирательной системе

Конституционные основы системы органов государственной власти Российской Федерации

Стр 26 из 40Наличие системы органов государственной власти означает, что органы государственной власти действуют не обособленно друг от друга, а совместно и этим взаимодействием обеспечивают эффективность отправления функций государства, и, прежде всего, защиту прав человека.

Конституционная система власти включает в себя не только органы государственной власти, которые названы в тексте Конституции РФ.

В нее входят и многие другие, создание которых вытекает из функций и полномочий конституционных органов.

Система власти, таким образом, состоит из разветвленных подсистем, из большого числа соподчиненных органов разного уровня.

И поскольку весь этот вертикальный и горизонтальный механизм властвования прямо или косвенно затрагивает права человека, очень важно иметь ясное представление о том, что он собой представляет.

В Конституции России закрепляется общее назначение органов государственной власти как средств осуществления народовластия, народного суверенитета, устанавливаются основные принципы организации и деятельности государственных органов.

Основным законом разграничиваются предметы ведения и полномочий между различными органами власти, определяется характер взаимоотношений федеральных органов и органов государственной власти субъектов Федерации. Конституцией учреждается структура государственных органов и правовой статус основных федеральных органов государственной власти России: Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. По разным основаниям органы государственной власти могут быть классифицированы на несколько групп.

По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ. Федеральные органы государственной власти включают Президента РФ, Правительство РФ и другие названные выше органы, а также федеральные органы исполнительной власти и суды Российской Федерации.

В систему органов государственной власти субъектов входят органы, создаваемые их конституциями (уставами) и законами.

Не всегда органы субъектов РФ образуют единую структуру с органами федеральными государственной власти. Такая единая система предусмотрена Конституцией России только для исполнительной и судебной власти в определенных пределах и совершенно исключена для органов законодательной власти. Некоторые органы не могут быть поделены на федеральные и субъектов Федерации (например, прокуратура), так как они образуют единую систему на основе строгой централизации.

Согласно Конституции РФ, система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно, а в пределах своего ведения и полномочий они обладают всей полнотой государственной власти. Одновременно на территории субъектов Федерации существует ряд территориальных органов, федеральных органов государственной власти, например, территориальные органы Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Министерства по налогам и сборам.

Конституционные основы организации и деятельности системы органов государственной власти субъектов Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов организации системы государственной власти субъектов РФ входит в совместное ведение Российской Федерации и субьектов РФ, а система органов государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими положениями, вводимыми федеральным законом. В отсутствие необходимых законов функционирование органов государственной власти субъектов РФ регулируется указами Президента РФ и законодательством субъектов РФ.

Субъектам РФ предоставлено право самостоя­тельно устанавливать дату прямых выборов органов государст­венной власти на основе принятия собственных постановлений.Систему органов государственной власти субъектов РФ со­ставляют:1. Законодательный (представительный) орган государствен­ной власти.2.

Высший исполнительный орган государственной власти.3.

Иные органы государственной власти, образуемые в соот­ветствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (в частности, может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ).Деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:• Государственная и территориальная целостность России.• Распространение суверенитета России на всю ее территорию.• Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России.• Единство системы государственной власти.• Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.• Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и субъектов РФ.• Самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при­надлежащих им полномочий.Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации содействуют развитию местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.2.

Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. При этом наименование указанного органа не может содержать словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти.3.

Число депутатов законодательного

1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов, разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ

 Государственные и муниципальное управление: конспект лекцийКузнецова Инна Александровна Рассмотрим основные особенности Российской Федерации с точки зрения организации государственного управления.Прежде всего необходимо подчеркнуть, что федерация является территориально-национальной, т. е. относится к смешанному типу: в ее основу положены и территориальный, и национальный принципы формирования субъектов федерации.

В составе РФ 86 субъектов Федерации, в том числе 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), одна автономная область и 7 автономных округов. Конституцией признается (ст. 65), что субъекты РФ равноправны.В ведении Федерации (ст.

71 Конституции РФ) находятся:1) принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;2) федеративное устройство и территория РФ, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в РФ, регулирование и защита прав национальных меньшинств;3) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государства;4) федеральная государственная собственность и управление ею;5) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;6) установление правовых основ единого рынка;7) финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки;8) федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития;9) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе;10) внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ, вопросы войны и мира; 11) внешнеэкономические отношения РФ;12) оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;13) определение статуса и защита Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;14) судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности;15) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография, наименования географических объектов, официальный статистический

Конституционные основы государственной власти и управления в России (стр. 1 из 5)

Конституционные основы государственной власти и управления в России.

  • Понятие и механизм реализации судебной власти в РФ
  • Система государственного и муниципального управления в РФ.
  • Статус и основные функции Президента РФ.
  • Роль и место Правительства РФ в системе органов гос. власти
  • Федеральное Собрание РФ в системе органов гос. власти
  • Система государственного и муниципального управления в РФ.

Базовые принципы, на которых основаны государственная власть и государственное управление в России, закреплены в документе высшей юридической силы – Конституции РФ от 12.12.1993.