Нормы отвода земель в москве частную собственность
Оглавление:
- Определение площади земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости
- Предоставление в частную собственность земельных участков под объектами недвижимости
- Регламент отвода участков под проведение строительных работ
- Какими должны минимальные размеры земельных участков в РФ
- Задайте вопрос дежурному юристу,
- Порядок Приватизации Земельных Участков в Москве
- Нормы отвода земель
- Статья 33 ЗК РФ. Нормы предоставления земельных участков
- Отвод земельного участка: особенности процедуры
- Комментарий к СТ 90 ЗК РФ
Определение площади земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости
Судебная практика by admin • 26.01.2015 В соответствии с п. 1 ст. 35 ЗК РФ и п. 3 ст. 552 ГК РФ при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, который не принадлежит продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части участка, занятого данной недвижимостью и необходимого для ее эксплуатации. При этом в п. 2 ст. 35 ЗК РФ указано, что предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ с учетом утвержденных норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
В процессе анализа судебной практики выявлены различные споры по вопросу определения площади земельного участка, необходимого для эксплуатации приобретенного объекта недвижимости. 13.1. Вывод из судебной практики: При передаче земельного участка для эксплуатации недвижимости в порядке, предусмотренном п.
1 ст. 552 ГК РФ или п. 1 ст. 36 ЗК РФ, ее собственник должен обосновать соответствие площади испрашиваемого участка размеру, необходимому для использования недвижимости в заявленных целях (п. 3 ст. 33 ЗК РФ). Судебная практика: Постановление Президиума ВАС РФ от 01.03.2011 N 13535/10 по делу N А41-42032/09 “…Согласно заявлению от 15.07.2009 N 01-15/07 общество направило в территориальное управление Росимущества пакет документов для приватизации земельного участка площадью 490 010 кв.
метров, кадастровый номер 50:20:0070312:577, расположенного по адресу: Московская обл., Одинцовский р-н, с.
В силу названных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на часть такого земельного участка. При этом в пункте 2 статьи 35 Земельного кодекса указано, что предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Кодекса исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Предоставление в частную собственность земельных участков под объектами недвижимости
Институт возникновения прав на земельные участки является одним из основных и системообразующих институтов земельного права.
Ему посвящена глава V — наиболее объемная и противоречивая глава Земельного кодекса РФ (далее по тексту– ЗК РФ).
Субсидиарно данный вопрос также регулируется ст. 8 и ст. 552 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту – ГК РФ).
Возникновение права собственности на земельный участок под объектами недвижимости – в настоящее время является достаточно спорным вопросом как в системе оснований возникновения прав на земельные участки, так и в сфере регулирования имущественных отношений в целом. Данное основание отличается от иных оснований возникновения прав на земельные участки, находящихся в публичной (государственной или муниципальной) собственности, по двум основным признакам: — отсутствием необходимости выбора землепользователя (то есть проведения торгов); — отсутствием необходимости выбора предоставляемого земельного участка.
Однако несмотря на, казалось бы, простой порядок возникновения права частной собственности по указанному основанию – необходимо выделить его специфические черты: (1) Определяющим является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, установленный подп. 5 ст. 1 ЗК РФ. Данный принцип проецируется на все нормы земельного законодательства, регулирующие возникновение прав на земельный участок, зависящее от нахождения на данном земельном участке объекта недвижимости; (2) В зависимости от наличия надлежащим образом оформленного волеизъявления собственника объекта недвижимости – у него (собственника): — автоматически (в момент перехода права собственности на объект недвижимости) возникает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой объектом недвижимости и необходимой для его использования (п. 1. ст. 35 ЗК РФ); — автоматически (в момент перехода права собственности на объект недвижимости) возникает либо преимущественное право приобретения права собственности или аренды вышеуказанного земельного участка (в случае нахождения земельного участка в частной собственности), либо исключительное право на приватизацию вышеуказанного земельного участка или приобретение права аренды на него (в случае нахождения вышеуказанного земельного участка в публичной собственности); — при наличии надлежащим образом оформленного волеизъявления и в случае вынесения собственником вышеуказанного земельного участка соответствующего решения — собственник объекта недвижимости приобретает либо долю в праве общей собственности на земельный участок (в случае нахождения земельного участка в частной собственности), либо право собственности на земельный участок (в случае нахождения вышеуказанного земельного участка в публичной собственности), либо право аренды земельного участка; (3) Принцип зависимости площади земельного участка, право на который может возникнуть в результате возникновения права собственности на объект недвижимости, от двух факторов: А) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.
Предоставление в частную собственность земельных участков под объектами недвижимости
Институт возникновения прав на земельные участки является одним из основных и системообразующих институтов земельного права. Ему посвящена глава V — наиболее объемная и противоречивая глава Земельного кодекса РФ (далее по тексту– ЗК РФ). Субсидиарно данный вопрос также регулируется ст.
8 и ст. 552 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту – ГК РФ). Возникновение права собственности на земельный участок под объектами недвижимости – в настоящее время является достаточно спорным вопросом как в системе оснований возникновения прав на земельные участки, так и в сфере регулирования имущественных отношений в целом.
Данное основание отличается от иных оснований возникновения прав на земельные участки, находящихся в публичной (государственной или муниципальной) собственности, по двум основным признакам: — отсутствием необходимости выбора землепользователя (то есть проведения торгов); — отсутствием необходимости выбора предоставляемого земельного участка. Однако несмотря на, казалось бы, простой порядок возникновения права частной собственности по указанному основанию – необходимо выделить его специфические черты: (1) Определяющим является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, установленный подп. 5 ст. 1 ЗК РФ. Данный принцип проецируется на все нормы земельного законодательства, регулирующие возникновение прав на земельный участок, зависящее от нахождения на данном земельном участке объекта недвижимости; (2) В зависимости от наличия надлежащим образом оформленного волеизъявления собственника объекта недвижимости – у него (собственника): — автоматически (в момент перехода права собственности на объект недвижимости) возникает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой объектом недвижимости и необходимой для его использования (п.
1. ст. 35 ЗК РФ); — автоматически (в момент перехода права собственности на объект недвижимости) возникает либо преимущественное право приобретения права собственности или аренды вышеуказанного земельного участка (в случае нахождения земельного участка в частной собственности), либо исключительное право на приватизацию вышеуказанного земельного участка или приобретение права аренды на него (в случае нахождения вышеуказанного земельного участка в публичной собственности); — при наличии надлежащим образом оформленного волеизъявления и в случае вынесения собственником вышеуказанного земельного участка соответствующего решения — собственник объекта недвижимости приобретает либо долю в праве общей собственности на земельный участок (в случае нахождения земельного участка в частной собственности), либо право собственности на земельный участок (в случае нахождения вышеуказанного земельного участка в публичной собственности), либо право аренды земельного участка; (3) Принцип зависимости площади земельного участка, право на который может возникнуть в результате возникновения права собственности на объект недвижимости, от двух факторов: А) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.
О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса (с изменениями на 11 марта 2011 года)
(с изменениями на 11 марта 2011 года)____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: (Собрание законодательства Российской Федерации, N 12, 21.03.2011).
____________________________________________________________________В соответствии со Правительство Российской Федерациипостановляет:1. Утвердить прилагаемые нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса.2.
Установить, что нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденные настоящим постановлением, не применяются в отношении документации по планировке территории, подготовленной до вступления в силу настоящего постановления.3. Пункт утратил силу — .4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2010 года.Председатель ПравительстваРоссийской ФедерацииВ.Путин УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 2 сентября 2009 года N 7171.
Для определения границ полосы отвода автомобильной дороги (далее — граница полосы отвода) в зависимости от категории автомобильной дороги, количества полос движения, высоты насыпей или глубины выемок, наличия боковых резервов, крутизны откосов земляного полотна, требований обеспечения безопасности движения и боковой видимости, а также других условий устанавливаются следующие нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса (далее — нормы отвода земель):а) для автомобильных дорог, располагаемых на насыпях, — согласно приложениям N 1-7;б) для автомобильных дорог, располагаемых в выемках, — согласно приложениям N 8-14.2. Определение границ полосы отвода в соответствии с нормами отвода земель согласно приложениям N 1-14 к настоящим нормам и приложению N 15 не производится применительно к участкам автомобильных дорог:а) требующих в соответствии с нормами проектирования автомобильных дорог, включая автомобильные дороги необщего пользования, индивидуальных проектных решений земляного полотна;б) имеющих превышение максимальной высоты одного из откосов насыпи или глубины выемки 12 метров;в) располагаемых на подходах к мостам, путепроводам и тоннелям;г) располагаемых на затопляемых пойменных участках и пересечениях водоемов;д) располагаемых в первой дорожно-климатической зоне, а также в горной и пересеченной с уклоном более 20 процентов местностях.3. На участках автомобильных дорог, предусмотренных пунктом 2 настоящих норм, границы полосы отвода определяются расчетным путем при подготовке документации по планировке территории, проектной документации и результатов инженерных изысканий.4.
Для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям N 1-15 к настоящим нормам, с каждой стороны автомобильной дороги предусматриваются земельные участки шириной не менее 3 метров.5.
Дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам
Регламент отвода участков под проведение строительных работ
Порядок отвода земельного участка под строительство Подробности Создано 26.08.2015 05:21 Передача в постоянное владение земельных участков, находящихся в собственности государства или муниципалитета частным лицам осуществляется в полном соответствии нормам законодательства по землепользованию в РФ.
Порядок предоставления такого рода участков напрямую зависит от того, каким образом был он образован. Предусматривается два способа отвода земель:
- Отвод без необходимости предварительного согласования места расположения возводимых объектов;
- Отвод участка, предусматривающий процесс предварительного согласования.
Данный процесс заключается в проведении следующих мероприятий:
- Разработка проектной документации по установлению границ участка на местности.
Изучаются все сведения на отводимый участок для осуществления строительства, в которых есть его графическая схема. В случае её отсутствия специализированные органы местного самоуправления проводят все нужные замеры и устанавливают необходимые .
- Установление вида разрешенного использования участка.
Разрешенное использование участка земли устанавливается согласно постановлению администрации об отводе данного земельного участка под частное строительство и вместе с установленной категорией землепользования прописывается в кадастровых документах при постановке участка на государственный учет.
- Принятие заключения о проведении аукциона, или же о предоставлении земли без осуществления аукционных мероприятий.
В данном случае государственные органы исполнительной власти, прежде всего, должны вынести заключение о реальной возможности передачи участка под проведение строительных работ. Выписка из решения о выделении участка, или же отказ в выделении передаётся на руки заявителю не позднее семи суток, со дня вынесения решения. В случае получения отрицательного ответа, заявитель может обратиться в органы судебной власти и обжаловать вынесенное решение.
- Размещение на страницах газетных изданий информации о месте и времени проведении торгов по реализации участка или об осуществлении приема заявлений, с целью передачи земельного участка минуя проведение аукционных мероприятий.
- Проведение предварительных работ по формированию самого земельного участка.
Эта операция подразумевает прохождение следующих этапов:
- Разработка проектной документации по установлению границ участка на местности. Изучаются все сведения на отводимый участок для осуществления строительства, в которых есть его графическая схема. В случае её отсутствия специализированные органы местного самоуправления проводят все нужные замеры и устанавливают необходимые .
- Установление вида разрешенного использования участка. Разрешенное использование участка земли устанавливается согласно постановлению администрации об отводе данного земельного участка под частное строительство и вместе с установленной категорией землепользования прописывается в кадастровых документах при постановке участка на государственный учет.
- Установление наличия необходимых технических условий к подключению строительных объектов к коммуникационным сетям жизнеобеспечения. Такая операция производится самим претендентом на получение . Для этого нужно обратиться в государственный орган архитектуры и градостроительства, где находятся все необходимые сведения о наличии или же отсутствии инфраструктурных объектов, необходимых для нормального функционирования будущего строения.
- Принятие заключения о проведении аукциона, или же о предоставлении земли без осуществления аукционных мероприятий. В данном случае государственные органы исполнительной власти, прежде всего, должны вынести заключение о реальной возможности передачи участка под проведение строительных работ. Выписка из решения о выделении участка, или же отказ в выделении передаётся на руки заявителю не позднее семи суток, со дня вынесения решения. В случае получения отрицательного ответа, заявитель может обратиться в органы судебной власти и обжаловать вынесенное решение.
- Размещение на страницах газетных изданий информации о месте и времени проведении торгов по реализации участка или об осуществлении приема заявлений, с целью передачи земельного участка минуя проведение аукционных мероприятий.
- Осуществление постановки участка земли на на основании действующего земельного законодательства. По результатам проведения кадастровых мероприятий участку присваивается индивидуальный
- Установление наличия необходимых технических условий к подключению строительных объектов к коммуникационным сетям жизнеобеспечения. Такая операция производится самим претендентом на получение .
Для этого нужно обратиться в государственный орган архитектуры и градостроительства, где находятся все необходимые сведения о наличии или же отсутствии инфраструктурных объектов, необходимых для нормального функционирования будущего строения.
Какими должны минимальные размеры земельных участков в РФ
Действующее законодательство устанавливает множество правил, в соответствии с которыми осуществляется предоставление и владение земельными участками. Многие граждане часто не знают о том, какие требования устанавливаются различными нормативными актами и что нужно учитывать для того, чтобы отстаивать свои права. В частности, полезно знать о том, какой предусмотрен минимальный размер земельного участка под ИЖС или для ведения какой-либо деятельности.
Под санитарным минимумом на сегодняшний день предусматривается определенный фактор, в соответствии с которым земли можно будет отнести или не отнести к категории делимых. Данный норматив устанавливается нормами, прописанными в Законе №136-ФЗ, принятом 25 октября 2001 года.
Региональным властям в соответствии с действующим законодательством предоставляется возможность внесения корректировок в минимальные размеры площадей, но сделать это можно только в сторону увеличения. В ведении муниципальных органов на сегодняшний день присутствует определение требуемых площадей для различных земельных участков, Которые предоставляются гражданам из перечня земель, предназначенных для , используемые под всевозможные сады, огороды или . Деятельность исполнительных комитетов в любом случае должна осуществляться в соответствии с нормами, прописанными в пункте 1 статьи 33 Земельного кодекса.
оформляется на правах дарения.
Как написать дарственную на дом и участок — читайте в этой . Точные размеры земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, являются разными в зависимости от того, в каком именно регионе собирается действовать определенный гражданин.
Причина этого заключается в том, что нормативы устанавливаются региональным законодательством, которое отличается в каждом отдельном регионе.
При этом отдельное внимание следует уделить тому, что вне зависимости от обстоятельств региональные нормативные акты не могут никоим образом противоречить нормам, прописанным в Конституции и Федеральном законодательстве.
В преимущественном большинстве случаев минимальный размер участка, предназначенного для строительства собственного жилого дома, составляет не менее трех соток, но в любом случае данная норма является индивидуальной и в некоторых регионах может превышать в несколько раз указанный показатель.
Именно по этой причине лучше всего предварительно обратиться в соответствующие государственные органы и узнать о том, какая именно минимальная площадь предусматривается на территории того или иного региона. Под ИЖС Как говорилось выше, минимальная площадь участка устанавливается в соответствии с региональным законодательством отдельного субъекта, так как использование стандартного подхода по отношению к земельным участкам по всей территории России было бы просто нецелесообразным.
Стандартно под жилищное строительство предоставляются земельные участки, имеющие площадь не менее трех соток.
Для садоводства В соответствии с нормами, прописанными в Земельном кодексе, на сегодняшний день предусматриваются следующие показатели минимальных площадей земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам из различных муниципальных или государственных наделов для ведения садоводческой деятельности:
Задайте вопрос дежурному юристу,
> 1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются: федеральными законами — из земель, находящихся в федеральной собственности; законами субъектов Российской Федерации — из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления — из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
на торга х продали участок 700 кв м .
в кадастровом управлении есть четкие выделенные линии границ участка но новый хозяин отступил по всему периметру по 3 м и огородил сплошным 2 х метровым забором при этом для уширения вырубил 2 взрослых тополя и две елки . для заезда создал себе отдельную дорогу захватив еще 20 метров общественной поляны на которой росли яблони и молодые елки . вопрос как с этим бороться и куда обратится улица общая в частном секторе нижнего тагила .
Николай Гонимедов

каким документом определяется минимальный и максимальный размер зем. участка под строительство магазина в сельской местности Яков Днепровский

Добрый день.
Вот везде идет ссылка при выкупе участка на заключение органа архитектуры о соответствии площади земельного участка расположенному на нем здания или сооружения.
Есть ли какая то утвержденная форма и где ее найти ?
Людмила ковалёва

Добрый день Ольга.
Скажите есть ли у меня шанс получить долю земельного участка в собственность. Моя соседка давно уже оформила землю в собственность.
Порядок Приватизации Земельных Участков в Москве
В настоящей статье подробно рассматриваются порядок и условия приватизации земельных участков на территории г. Москвы, а также особенности приватизации отдельных видов земельных участков.
Круг лиц, имеющих право на приватизацию земли в г. Москве Граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения и сооружения, расположенные на государственных или муниципальных земельных участках, имеют исключительное право на их приватизацию, т. е. приобретение в собственность на основании договора купли-продажи.
Возможность выкупа земельного участка, занятого приобретенным зданием и необходимого для его использования, в силу ст. 36 ЗК РФ является исключительным правом собственника.
Такими же правами обладают иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица. Ч. 3 ст. 62 Конституции РФ закрепляет за иностранными гражданами и лицами без гражданства те же права, что и для граждан РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. В то же время, российским законодательством установлены ограничения прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в отношении земельных участков.
3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ
«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
, не могут иметь в собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Указанные лица могут обладать такой землей только на праве аренды. По общему правилу, в соответствии с п.
В случае приватизации таких земель предусмотрено дополнительное согласование с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы и Департаментом культурного наследия г.
Москвы условий их приобретения.
Частым ограничением права собственника, приобретающего земельный участок, является сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком. Такое обременение сохраняется в случае перехода права собственности на имущество к другому лицу и отражается в договоре купли-продажи земельного участка. Порядок приватизации земельных участков В соответствии с п.
Нормы отвода земель
Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:В соответствии с п. 1 ст. 35 ЗК РФ и п. 3 ст. 552 ГК РФ при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, который не принадлежит продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части участка, занятого данной недвижимостью и необходимого для ее эксплуатации.
Как следовало из п. 2 ст. 35 ЗК РФ, предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ с учетом утвержденных норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Указанные нормы утратили силу с 1 марта 2015 г.
в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
Вместе с тем согласно ч. 20 ст. 34 данного Закона до утверждения в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки для целей образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются установленные до дня вступления в силу названного Закона в соответствии со ст.
33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков. Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Между тем, как следует из пункта 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Кодекса, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Приложение Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Утверждены
Статья 33 ЗК РФ.
Нормы предоставления земельных участков
Новая редакция Ст. 33 ЗК РФ Утратила силу с 1 марта 2015 г.
33 ЗК, предполагает наличие определенных навыков при определении размера земельного участка, предоставляемого с учетом категории земель и вида разрешенного использования. Все четыре пункта статьи (1, 2, 2.1 и 3) содержат отсылки к федеральным законам, законам субъектов, нормативным правовым актам органам местного самоуправления, нормам отвода земель, правилам землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Пункты 1, 2, 2.1 связаны с предоставлением земельных участков гражданам для целей, не связанных как со строительством, так и с индивидуальным жилищным строительством.
В п. 3 комментируемой статьи, как видно из его формулировок, подразумеваются предельные размеры земельных участков, которые, во-первых, предоставляются не только гражданам, но и юридическим лицам; во-вторых, для различных целей, в том числе и для строительства объектов недвижимости, включая строительство линейных объектов. Это подтверждается и тем обстоятельством, что в ЗК мы больше не находим статей о нормах предоставления земельных участков. В-третьих, правило п. 3 ст. 33 ЗК распространяется на отношения по приватизации зданий, строений и сооружений, на что указывает отсылка к этому пункту в .
Об этом же еще в 2005 г. высказался и Пленум ВАС РФ . Также необходимо учитывать, что нормы предоставления земельных участков устанавливаются для случаев раздела, объединения, перераспределения или выдела из земельных участков. ——————————— Абз.
4 п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 N 11
«О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»
// . Нормы предоставления земельных участков устанавливаются: для населенных пунктов; для населенных пунктов и других категорий земель (если вид разрешенного использования допускается на более чем одной категории); для земель сельскохозяйственного назначения. Для населенных пунктов нормы предоставления земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки (далее — ПЗиЗ) — документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными
Отвод земельного участка: особенности процедуры
Время чтения: 3 минутОтвод земельного участка осуществляется в соответствии с нормами российского законодательства.
В зависимости от того, как был образован надел, он может происходить с предварительным согласованием места расположения объектов и без него. Рассмотрим более подробно особенности данной процедуры. Для начала разберемся, что собой представляет рассматриваемый процесс.
Отвод земельного участка – это комплекс землоустроительных мероприятий по определению участка земли в натуре, предоставлению его в собственность, пользование или аренду.
Все действия производятся согласно , , нормам регионального законодательства и решениям муниципальных органов власти. К этим мероприятиям относится выбор, согласование, изъятие и предоставление имеющихся участков для тех или иных нужд.
Таким образом, земельный отвод рассматривают в узком и широком значении. В первом случае – это территория, предоставленная в пользование. В более широком понимании – это участок земли, на который возникло право на основании установленных в законодательстве норм.
В основе отвода участков лежат следующие принципы земельного законодательства:
- дифференцированный подход при установлении правового режима земель;
- платность использования земли;
- единство земельных участков и расположенных на них объектов;
- деление земель по целевому назначению;
- сочетание интересов общества и граждан.
- разграничение государственной, муниципальной и собственности субъектов федерации;
- приоритет охраны земель;
- участие граждан и общественных объединений в решении вопросов, которые касаются их прав на землю;
- приоритет сохранности особо ценных земель;
- учет роли земли как основы для жизни и деятельности человека;
Нормы отвода земельных участков можно поделить на два вида: заранее определенные в законе и нормы для конкретных видов деятельности.
Процесс выбора, согласования, изъятия и предоставления земли делится на два этапа:
- предварительное согласование места локализации участка;
- изъятие и предоставление выбранной территории, оформление соответствующей документации.
Для того чтобы согласовать отводимый участок, заказчик (физическое или юридическое лицо) должен подать ходатайство в местную администрацию. В случае получения предварительного согласования проектная организация или иная фирма на договорной основе собирает исходную информацию.
На этом этапе определяются:
- условия и требования заинтересованной стороны;
- технические условия и возможности подключения объекта к инженерным сетям и общественным коммуникациям.
После этого оценивается объем инвестиций, подготавливаются необходимые материалы.
Все это направляется в уполномоченный орган, где создается специальная межотраслевая комиссия.
В ее состав входят представители всех сторон:
- заказчика;
- государственных органов.
- собственника (арендатора или пользователя);
Инструкция о порядке отвода земельных участков под индивидуальное жилищное строительство на территории РСФСР
УТВЕРЖДЕНАприказом Госстроя РСФСРот 19 декабря 1966 года N 86в соответствии с постановлениемСовета Министров РСФСРот 21 мая 1966 года N 468 ИНСТРУКЦИЯо порядке отвода земельных участков под индивидуальное жилищное строительство на территории РСФСР1. Отвод земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в РСФСР производится в городах и поселках за исключением городов, являющихся областными, краевыми и республиканскими (АССР) центрами, городов с населением свыше 100 тыс.человек и курортных городов.Отвод земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в городах с населением свыше 100 тыс.человек, кроме курортных городов и городов, являющихся столицами автономных республик и административными центрами краев и областей, может, в отдельных случаях, разрешаться Госстроем РСФСР*.________________* Постановление Совета Министров РСФСР от 21 мая 1966 года N 468.Предоставление земельных участков для переноса жилых домов и других строений, в связи с отводом земель для государственных и общественных надобностей, допускается в пределах той местности, где произведен отвод земель.2. Советам Министров Калмыцкой, Тувинской и Якутской автономных республик, Магаданскому и Сахалинскому облисполкомам разрешено Советом Министров РСФСР производить в 1966-1970 годах отвод в установленном порядке земельных участков под индивидуальное жилищное строительство соответственно в городах Элисте, Кызыле, Якутске, Магадане и Южно-Сахалинске.3.
Для рассмотрения вопросов об отводе участков под индивидуальное жилищное строительство в городах с населением свыше 100 тысяч человек в Госстрой РСФСР представляются следующие документы: ходатайство Совета Министров АССР, крайисполкома, облисполкома с обоснованием необходимости и целесообразности индивидуального жилищного строительства в городе; выкопировка из генерального плана или плана городских земель с размещением на этих планах проектируемых районов, отдельных населенных пунктов или участков индивидуального строительства; справка об объемах и стоимости работ (в укрупненных показателях) по дорожному строительству, инженерному оборудованию территории и культурно-бытовому строительству; справка об источниках финансирования указанных выше работ и плановых сроках строительства.4. Размещение районов, участков индивидуальной застройки в городах, рабочих, курортных и дачных поселках производится на основе проектов планировки, утвержденных в установленном порядке.5. Новые районы индивидуальной застройки могут быть размещены не только на территории данного города, но и за его пределами (за чертой города) в виде отдельных населенных пунктов, соответственно благоустроенных*.________________* О строительстве и благоустройстве районов индивидуального строительства см.
Инструкцию Госстроя РСФСР о порядке планировки, застройки и благоустройства районов индивидуального строительства, утвержденную 3 августа 1963 года.6. Отвод земельных участков для индивидуального строительства в сельской местности должен производиться на основе
Комментарий к СТ 90 ЗК РФ
.
Земли транспорта Комментарий к статье 90 ЗК РФ: 1. В п. 1 комментируемой нормы содержится перечень основных объектов транспортной системы страны, для обеспечения деятельности которых предоставляются земли, и посредством этого дается определение понятия земель транспорта. Правовой режим земель транспорта регулируется ЗК, федеральными и региональными законами в зависимости от вида и назначения транспорта: автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта.
Пункты 2 — 6 комментируемой статьи определяют основы правового режима различных видов земель. 2. Пункт 2 посвящен землям железнодорожного транспорта. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут представляться земельные участки для размещения железнодорожных путей; размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений и т.д.; установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Эти земли должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации (см. ст. ст. 2, 9 ФЗ от 10.01.2003 N 17-ФЗ
«О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»
// СЗ РФ.
2003. N 2. Ст. 169). Земельные участки вносятся в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта (РЖД) в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.
В уставный капитал РЖД (единого хозяйствующего субъекта) не подлежат внесению земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ
«Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»
, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с российским законодательством.
Единый хозяйствующий субъект без согласия Правительства РФ не вправе передавать в залог, а также продавать и иным влекущим за собой переход права собственности образом распоряжаться находящимся в его собственности имуществом — малоинтенсивными железнодорожными линиями, участками и станциями со всеми расположенными на них сооружениями, а также земельными участками, на которых размещены указанные объекты (за исключением малоинтенсивных железнодорожных линий, участков и станций, имеющих оборонное значение). Порядок распоряжения указанным в комментируемом пункте имуществом определяется Правительством РФ.