Нормы отвода земель в москве частную собственность


Нормы отвода земель в москве частную собственность

Оглавление:

Определение площади земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости


Судебная практика by admin • 26.01.2015 В соответствии с п. 1 ст. 35 ЗК РФ и п. 3 ст. 552 ГК РФ при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, который не принадлежит продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части участка, занятого данной недвижимостью и необходимого для ее эксплуатации. При этом в п. 2 ст. 35 ЗК РФ указано, что предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ с учетом утвержденных норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.

В процессе анализа судебной практики выявлены различные споры по вопросу определения площади земельного участка, необходимого для эксплуатации приобретенного объекта недвижимости. 13.1. Вывод из судебной практики: При передаче земельного участка для эксплуатации недвижимости в порядке, предусмотренном п.

1 ст. 552 ГК РФ или п. 1 ст. 36 ЗК РФ, ее собственник должен обосновать соответствие площади испрашиваемого участка размеру, необходимому для использования недвижимости в заявленных целях (п. 3 ст. 33 ЗК РФ). Судебная практика: Постановление Президиума ВАС РФ от 01.03.2011 N 13535/10 по делу N А41-42032/09 “…Согласно заявлению от 15.07.2009 N 01-15/07 общество направило в территориальное управление Росимущества пакет документов для приватизации земельного участка площадью 490 010 кв.

метров, кадастровый номер 50:20:0070312:577, расположенного по адресу: Московская обл., Одинцовский р-н, с.

Жаворонки, ул. Солнечная, д. 8, указав, что на участке находятся объекты имущественного комплекса, принадлежащие обществу на праве собственности. Поскольку в установленный законодательством срок управление на это заявление не ответило, общество обратилось с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства приобретения обществом имущественного комплекса. Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс, Кодекс) и пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята данной недвижимостью и необходима для ее использования.

В силу названных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на часть такого земельного участка. При этом в пункте 2 статьи 35 Земельного кодекса указано, что предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Кодекса исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.

Предоставление в частную собственность земельных участков под объектами недвижимости

Институт возникновения прав на земельные участки является одним из основных и системообразующих институтов земельного права.

Ему посвящена глава V — наиболее объемная и противоречивая глава Земельного кодекса РФ (далее по тексту– ЗК РФ).

Субсидиарно данный вопрос также регулируется ст. 8 и ст. 552 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту – ГК РФ).

Возникновение права собственности на земельный участок под объектами недвижимости – в настоящее время является достаточно спорным вопросом как в системе оснований возникновения прав на земельные участки, так и в сфере регулирования имущественных отношений в целом. Данное основание отличается от иных оснований возникновения прав на земельные участки, находящихся в публичной (государственной или муниципальной) собственности, по двум основным признакам: — отсутствием необходимости выбора землепользователя (то есть проведения торгов); — отсутствием необходимости выбора предоставляемого земельного участка.

Однако несмотря на, казалось бы, простой порядок возникновения права частной собственности по указанному основанию – необходимо выделить его специфические черты: (1) Определяющим является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, установленный подп. 5 ст. 1 ЗК РФ. Данный принцип проецируется на все нормы земельного законодательства, регулирующие возникновение прав на земельный участок, зависящее от нахождения на данном земельном участке объекта недвижимости; (2) В зависимости от наличия надлежащим образом оформленного волеизъявления собственника объекта недвижимости – у него (собственника): — автоматически (в момент перехода права собственности на объект недвижимости) возникает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой объектом недвижимости и необходимой для его использования (п. 1. ст. 35 ЗК РФ); — автоматически (в момент перехода права собственности на объект недвижимости) возникает либо преимущественное право приобретения права собственности или аренды вышеуказанного земельного участка (в случае нахождения земельного участка в частной собственности), либо исключительное право на приватизацию вышеуказанного земельного участка или приобретение права аренды на него (в случае нахождения вышеуказанного земельного участка в публичной собственности); — при наличии надлежащим образом оформленного волеизъявления и в случае вынесения собственником вышеуказанного земельного участка соответствующего решения — собственник объекта недвижимости приобретает либо долю в праве общей собственности на земельный участок (в случае нахождения земельного участка в частной собственности), либо право собственности на земельный участок (в случае нахождения вышеуказанного земельного участка в публичной собственности), либо право аренды земельного участка; (3) Принцип зависимости площади земельного участка, право на который может возникнуть в результате возникновения права собственности на объект недвижимости, от двух факторов: А) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.

Предоставление в частную собственность земельных участков под объектами недвижимости

Институт возникновения прав на земельные участки является одним из основных и системообразующих институтов земельного права. Ему посвящена глава V — наиболее объемная и противоречивая глава Земельного кодекса РФ (далее по тексту– ЗК РФ). Субсидиарно данный вопрос также регулируется ст.

8 и ст. 552 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту – ГК РФ). Возникновение права собственности на земельный участок под объектами недвижимости – в настоящее время является достаточно спорным вопросом как в системе оснований возникновения прав на земельные участки, так и в сфере регулирования имущественных отношений в целом.

Данное основание отличается от иных оснований возникновения прав на земельные участки, находящихся в публичной (государственной или муниципальной) собственности, по двум основным признакам: — отсутствием необходимости выбора землепользователя (то есть проведения торгов); — отсутствием необходимости выбора предоставляемого земельного участка. Однако несмотря на, казалось бы, простой порядок возникновения права частной собственности по указанному основанию – необходимо выделить его специфические черты: (1) Определяющим является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, установленный подп. 5 ст. 1 ЗК РФ. Данный принцип проецируется на все нормы земельного законодательства, регулирующие возникновение прав на земельный участок, зависящее от нахождения на данном земельном участке объекта недвижимости; (2) В зависимости от наличия надлежащим образом оформленного волеизъявления собственника объекта недвижимости – у него (собственника): — автоматически (в момент перехода права собственности на объект недвижимости) возникает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой объектом недвижимости и необходимой для его использования (п.

1. ст. 35 ЗК РФ); — автоматически (в момент перехода права собственности на объект недвижимости) возникает либо преимущественное право приобретения права собственности или аренды вышеуказанного земельного участка (в случае нахождения земельного участка в частной собственности), либо исключительное право на приватизацию вышеуказанного земельного участка или приобретение права аренды на него (в случае нахождения вышеуказанного земельного участка в публичной собственности); — при наличии надлежащим образом оформленного волеизъявления и в случае вынесения собственником вышеуказанного земельного участка соответствующего решения — собственник объекта недвижимости приобретает либо долю в праве общей собственности на земельный участок (в случае нахождения земельного участка в частной собственности), либо право собственности на земельный участок (в случае нахождения вышеуказанного земельного участка в публичной собственности), либо право аренды земельного участка; (3) Принцип зависимости площади земельного участка, право на который может возникнуть в результате возникновения права собственности на объект недвижимости, от двух факторов: А) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.

О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса (с изменениями на 11 марта 2011 года)

(с изменениями на 11 марта 2011 года)____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: (Собрание законодательства Российской Федерации, N 12, 21.03.2011).

____________________________________________________________________В соответствии со Правительство Российской Федерациипостановляет:1. Утвердить прилагаемые нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса.2.

Установить, что нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденные настоящим постановлением, не применяются в отношении документации по планировке территории, подготовленной до вступления в силу настоящего постановления.3. Пункт утратил силу — .4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2010 года.Председатель ПравительстваРоссийской ФедерацииВ.Путин УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 2 сентября 2009 года N 7171.

Для определения границ полосы отвода автомобильной дороги (далее — граница полосы отвода) в зависимости от категории автомобильной дороги, количества полос движения, высоты насыпей или глубины выемок, наличия боковых резервов, крутизны откосов земляного полотна, требований обеспечения безопасности движения и боковой видимости, а также других условий устанавливаются следующие нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса (далее — нормы отвода земель):а) для автомобильных дорог, располагаемых на насыпях, — согласно приложениям N 1-7;б) для автомобильных дорог, располагаемых в выемках, — согласно приложениям N 8-14.2. Определение границ полосы отвода в соответствии с нормами отвода земель согласно приложениям N 1-14 к настоящим нормам и приложению N 15 не производится применительно к участкам автомобильных дорог:а) требующих в соответствии с нормами проектирования автомобильных дорог, включая автомобильные дороги необщего пользования, индивидуальных проектных решений земляного полотна;б) имеющих превышение максимальной высоты одного из откосов насыпи или глубины выемки 12 метров;в) располагаемых на подходах к мостам, путепроводам и тоннелям;г) располагаемых на затопляемых пойменных участках и пересечениях водоемов;д) располагаемых в первой дорожно-климатической зоне, а также в горной и пересеченной с уклоном более 20 процентов местностях.3. На участках автомобильных дорог, предусмотренных пунктом 2 настоящих норм, границы полосы отвода определяются расчетным путем при подготовке документации по планировке территории, проектной документации и результатов инженерных изысканий.4.

Для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям N 1-15 к настоящим нормам, с каждой стороны автомобильной дороги предусматриваются земельные участки шириной не менее 3 метров.5.

Дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам

Регламент отвода участков под проведение строительных работ

Порядок отвода земельного участка под строительство Подробности Создано 26.08.2015 05:21 Передача в постоянное владение земельных участков, находящихся в собственности государства или муниципалитета частным лицам осуществляется в полном соответствии нормам законодательства по землепользованию в РФ.

Порядок предоставления такого рода участков напрямую зависит от того, каким образом был он образован. Предусматривается два способа отвода земель:

  1. Отвод без необходимости предварительного согласования места расположения возводимых объектов;
  2. Отвод участка, предусматривающий процесс предварительного согласования.

Данный процесс заключается в проведении следующих мероприятий:

  1. Разработка проектной документации по установлению границ участка на местности.

    Изучаются все сведения на отводимый участок для осуществления строительства, в которых есть его графическая схема. В случае её отсутствия специализированные органы местного самоуправления проводят все нужные замеры и устанавливают необходимые .

  2. Установление вида разрешенного использования участка.

    Разрешенное использование участка земли устанавливается согласно постановлению администрации об отводе данного земельного участка под частное строительство и вместе с установленной категорией землепользования прописывается в кадастровых документах при постановке участка на государственный учет.

  3. Принятие заключения о проведении аукциона, или же о предоставлении земли без осуществления аукционных мероприятий.

    В данном случае государственные органы исполнительной власти, прежде всего, должны вынести заключение о реальной возможности передачи участка под проведение строительных работ. Выписка из решения о выделении участка, или же отказ в выделении передаётся на руки заявителю не позднее семи суток, со дня вынесения решения. В случае получения отрицательного ответа, заявитель может обратиться в органы судебной власти и обжаловать вынесенное решение.

  4. Размещение на страницах газетных изданий информации о месте и времени проведении торгов по реализации участка или об осуществлении приема заявлений, с целью передачи земельного участка минуя проведение аукционных мероприятий.
  5. Проведение предварительных работ по формированию самого земельного участка.

    Эта операция подразумевает прохождение следующих этапов:

    • Разработка проектной документации по установлению границ участка на местности. Изучаются все сведения на отводимый участок для осуществления строительства, в которых есть его графическая схема. В случае её отсутствия специализированные органы местного самоуправления проводят все нужные замеры и устанавливают необходимые .
    • Установление вида разрешенного использования участка. Разрешенное использование участка земли устанавливается согласно постановлению администрации об отводе данного земельного участка под частное строительство и вместе с установленной категорией землепользования прописывается в кадастровых документах при постановке участка на государственный учет.
    • Установление наличия необходимых технических условий к подключению строительных объектов к коммуникационным сетям жизнеобеспечения. Такая операция производится самим претендентом на получение . Для этого нужно обратиться в государственный орган архитектуры и градостроительства, где находятся все необходимые сведения о наличии или же отсутствии инфраструктурных объектов, необходимых для нормального функционирования будущего строения.
    • Принятие заключения о проведении аукциона, или же о предоставлении земли без осуществления аукционных мероприятий. В данном случае государственные органы исполнительной власти, прежде всего, должны вынести заключение о реальной возможности передачи участка под проведение строительных работ. Выписка из решения о выделении участка, или же отказ в выделении передаётся на руки заявителю не позднее семи суток, со дня вынесения решения. В случае получения отрицательного ответа, заявитель может обратиться в органы судебной власти и обжаловать вынесенное решение.
    • Размещение на страницах газетных изданий информации о месте и времени проведении торгов по реализации участка или об осуществлении приема заявлений, с целью передачи земельного участка минуя проведение аукционных мероприятий.
  6. Осуществление постановки участка земли на на основании действующего земельного законодательства. По результатам проведения кадастровых мероприятий участку присваивается индивидуальный
  7. Установление наличия необходимых технических условий к подключению строительных объектов к коммуникационным сетям жизнеобеспечения. Такая операция производится самим претендентом на получение .

    Для этого нужно обратиться в государственный орган архитектуры и градостроительства, где находятся все необходимые сведения о наличии или же отсутствии инфраструктурных объектов, необходимых для нормального функционирования будущего строения.

Какими должны минимальные размеры земельных участков в РФ

Действующее законодательство устанавливает множество правил, в соответствии с которыми осуществляется предоставление и владение земельными участками. Многие граждане часто не знают о том, какие требования устанавливаются различными нормативными актами и что нужно учитывать для того, чтобы отстаивать свои права. В частности, полезно знать о том, какой предусмотрен минимальный размер земельного участка под ИЖС или для ведения какой-либо деятельности.

Под санитарным минимумом на сегодняшний день предусматривается определенный фактор, в соответствии с которым земли можно будет отнести или не отнести к категории делимых. Данный норматив устанавливается нормами, прописанными в Законе №136-ФЗ, принятом 25 октября 2001 года.

Региональным властям в соответствии с действующим законодательством предоставляется возможность внесения корректировок в минимальные размеры площадей, но сделать это можно только в сторону увеличения. В ведении муниципальных органов на сегодняшний день присутствует определение требуемых площадей для различных земельных участков, Которые предоставляются гражданам из перечня земель, предназначенных для , используемые под всевозможные сады, огороды или . Деятельность исполнительных комитетов в любом случае должна осуществляться в соответствии с нормами, прописанными в пункте 1 статьи 33 Земельного кодекса.

оформляется на правах дарения.

Как написать дарственную на дом и участок — читайте в этой . Точные размеры земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, являются разными в зависимости от того, в каком именно регионе собирается действовать определенный гражданин.

Причина этого заключается в том, что нормативы устанавливаются региональным законодательством, которое отличается в каждом отдельном регионе.

При этом отдельное внимание следует уделить тому, что вне зависимости от обстоятельств региональные нормативные акты не могут никоим образом противоречить нормам, прописанным в Конституции и Федеральном законодательстве.

В преимущественном большинстве случаев минимальный размер участка, предназначенного для строительства собственного жилого дома, составляет не менее трех соток, но в любом случае данная норма является индивидуальной и в некоторых регионах может превышать в несколько раз указанный показатель.

Именно по этой причине лучше всего предварительно обратиться в соответствующие государственные органы и узнать о том, какая именно минимальная площадь предусматривается на территории того или иного региона. Под ИЖС Как говорилось выше, минимальная площадь участка устанавливается в соответствии с региональным законодательством отдельного субъекта, так как использование стандартного подхода по отношению к земельным участкам по всей территории России было бы просто нецелесообразным.

Стандартно под жилищное строительство предоставляются земельные участки, имеющие площадь не менее трех соток.

Для садоводства В соответствии с нормами, прописанными в Земельном кодексе, на сегодняшний день предусматриваются следующие показатели минимальных площадей земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам из различных муниципальных или государственных наделов для ведения садоводческой деятельности:

Задайте вопрос дежурному юристу,

> 1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются: федеральными законами — из земель, находящихся в федеральной собственности; законами субъектов Российской Федерации — из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления — из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

2.1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. 3. Для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Статья 33 Константин Харчистов

на торга х продали участок 700 кв м .

в кадастровом управлении есть четкие выделенные линии границ участка но новый хозяин отступил по всему периметру по 3 м и огородил сплошным 2 х метровым забором при этом для уширения вырубил 2 взрослых тополя и две елки . для заезда создал себе отдельную дорогу захватив еще 20 метров общественной поляны на которой росли яблони и молодые елки . вопрос как с этим бороться и куда обратится улица общая в частном секторе нижнего тагила .

Николай Гонимедов

каким документом определяется минимальный и максимальный размер зем. участка под строительство магазина в сельской местности Яков Днепровский

Добрый день.

Вот везде идет ссылка при выкупе участка на заключение органа архитектуры о соответствии площади земельного участка расположенному на нем здания или сооружения.

Есть ли какая то утвержденная форма и где ее найти ?

Людмила ковалёва

Добрый день Ольга.

Скажите есть ли у меня шанс получить долю земельного участка в собственность. Моя соседка давно уже оформила землю в собственность.

Порядок Приватизации Земельных Участков в Москве

В настоящей статье подробно рассматриваются порядок и условия приватизации земельных участков на территории г. Москвы, а также особенности приватизации отдельных видов земельных участков.

Круг лиц, имеющих право на приватизацию земли в г. Москве Граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения и сооружения, расположенные на государственных или муниципальных земельных участках, имеют исключительное право на их приватизацию, т. е. приобретение в собственность на основании договора купли-продажи.

Возможность выкупа земельного участка, занятого приобретенным зданием и необходимого для его использования, в силу ст. 36 ЗК РФ является исключительным правом собственника.

Такими же правами обладают иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица. Ч. 3 ст. 62 Конституции РФ закрепляет за иностранными гражданами и лицами без гражданства те же права, что и для граждан РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. В то же время, российским законодательством установлены ограничения прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в отношении земельных участков.

Согласно этим ограничениям перечисленные лица не могут иметь в собственности земельные участки в приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.
Также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, в соответствии со ст.

3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

, не могут иметь в собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Указанные лица могут обладать такой землей только на праве аренды. По общему правилу, в соответствии с п.

2 ст. 27 ЗК РФ не предоставляются в частную собственность земли, ограниченные в обороте и земли, отчуждение которых запрещено. Невозможно приобрести в собственность земельный участок, если недвижимость находится в водоохранной зоне. В Москве такие ограничения встречаются редко. Чаще земельные участки располагаются на особо охраняемых природных территориях, иных природных и озелененных территориях Москвы, на которых расположены объекты культурного наследия.

В случае приватизации таких земель предусмотрено дополнительное согласование с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы и Департаментом культурного наследия г.

Москвы условий их приобретения.

Частым ограничением права собственника, приобретающего земельный участок, является сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком. Такое обременение сохраняется в случае перехода права собственности на имущество к другому лицу и отражается в договоре купли-продажи земельного участка. Порядок приватизации земельных участков В соответствии с п.

Нормы отвода земель

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:В соответствии с п. 1 ст. 35 ЗК РФ и п. 3 ст. 552 ГК РФ при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, который не принадлежит продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части участка, занятого данной недвижимостью и необходимого для ее эксплуатации.

Как следовало из п. 2 ст. 35 ЗК РФ, предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ с учетом утвержденных норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.

Указанные нормы утратили силу с 1 марта 2015 г.

в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

Вместе с тем согласно ч. 20 ст. 34 данного Закона до утверждения в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки для целей образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются установленные до дня вступления в силу названного Закона в соответствии со ст.

33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков. Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Между тем, как следует из пункта 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Кодекса, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Приложение Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Утверждены

Статья 33 ЗК РФ.

Нормы предоставления земельных участков

Новая редакция Ст. 33 ЗК РФ Утратила силу с 1 марта 2015 г.

Правила комментируемой статьи регулируют важнейший элемент института «предоставление земельных участков» в собственность, выходящий далеко за рамки земельных отношений, являющийся также частью градостроительной деятельности (правила землепользования и застройки). Статья 33 ЗК находится как бы на вершине пирамиды совокупности норм (по сути — субинститута), в основании которой находится необъятный массив муниципальных нормативных правовых актов, а также регионального законодательства, устанавливающих предельные (максимальные и минимальные) размеры предоставляемых земельных участков.
Вместе с этим необходимо подчеркнуть и определенное неудобство в ходе применения комментируемой статьи. Пирамидальное построение субинститута, важнейшей частью которого является ст.

33 ЗК, предполагает наличие определенных навыков при определении размера земельного участка, предоставляемого с учетом категории земель и вида разрешенного использования. Все четыре пункта статьи (1, 2, 2.1 и 3) содержат отсылки к федеральным законам, законам субъектов, нормативным правовым актам органам местного самоуправления, нормам отвода земель, правилам землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.

Пункты 1, 2, 2.1 связаны с предоставлением земельных участков гражданам для целей, не связанных как со строительством, так и с индивидуальным жилищным строительством.

В п. 3 комментируемой статьи, как видно из его формулировок, подразумеваются предельные размеры земельных участков, которые, во-первых, предоставляются не только гражданам, но и юридическим лицам; во-вторых, для различных целей, в том числе и для строительства объектов недвижимости, включая строительство линейных объектов. Это подтверждается и тем обстоятельством, что в ЗК мы больше не находим статей о нормах предоставления земельных участков. В-третьих, правило п. 3 ст. 33 ЗК распространяется на отношения по приватизации зданий, строений и сооружений, на что указывает отсылка к этому пункту в .

Об этом же еще в 2005 г. высказался и Пленум ВАС РФ . Также необходимо учитывать, что нормы предоставления земельных участков устанавливаются для случаев раздела, объединения, перераспределения или выдела из земельных участков. ——————————— Абз.

4 п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 N 11

«О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»

// . Нормы предоставления земельных участков устанавливаются: для населенных пунктов; для населенных пунктов и других категорий земель (если вид разрешенного использования допускается на более чем одной категории); для земель сельскохозяйственного назначения. Для населенных пунктов нормы предоставления земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки (далее — ПЗиЗ) — документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными

Отвод земельного участка: особенности процедуры

Время чтения: 3 минутОтвод земельного участка осуществляется в соответствии с нормами российского законодательства.

В зависимости от того, как был образован надел, он может происходить с предварительным согласованием места расположения объектов и без него. Рассмотрим более подробно особенности данной процедуры. Для начала разберемся, что собой представляет рассматриваемый процесс.

Отвод земельного участка – это комплекс землоустроительных мероприятий по определению участка земли в натуре, предоставлению его в собственность, пользование или аренду.

Все действия производятся согласно , , нормам регионального законодательства и решениям муниципальных органов власти. К этим мероприятиям относится выбор, согласование, изъятие и предоставление имеющихся участков для тех или иных нужд.

Таким образом, земельный отвод рассматривают в узком и широком значении. В первом случае – это территория, предоставленная в пользование. В более широком понимании – это участок земли, на который возникло право на основании установленных в законодательстве норм.

В основе отвода участков лежат следующие принципы земельного законодательства:

  1. дифференцированный подход при установлении правового режима земель;
  2. платность использования земли;
  3. единство земельных участков и расположенных на них объектов;
  4. деление земель по целевому назначению;
  5. сочетание интересов общества и граждан.
  6. разграничение государственной, муниципальной и собственности субъектов федерации;
  7. приоритет охраны земель;
  8. участие граждан и общественных объединений в решении вопросов, которые касаются их прав на землю;
  9. приоритет сохранности особо ценных земель;
  10. учет роли земли как основы для жизни и деятельности человека;

Нормы отвода земельных участков можно поделить на два вида: заранее определенные в законе и нормы для конкретных видов деятельности.

Процесс выбора, согласования, изъятия и предоставления земли делится на два этапа:

  1. предварительное согласование места локализации участка;
  2. изъятие и предоставление выбранной территории, оформление соответствующей документации.

Для того чтобы согласовать отводимый участок, заказчик (физическое или юридическое лицо) должен подать ходатайство в местную администрацию. В случае получения предварительного согласования проектная организация или иная фирма на договорной основе собирает исходную информацию.

На этом этапе определяются:

  1. условия и требования заинтересованной стороны;
  2. технические условия и возможности подключения объекта к инженерным сетям и общественным коммуникациям.

После этого оценивается объем инвестиций, подготавливаются необходимые материалы.

Все это направляется в уполномоченный орган, где создается специальная межотраслевая комиссия.

В ее состав входят представители всех сторон:

  1. заказчика;
  2. государственных органов.
  3. собственника (арендатора или пользователя);

Инструкция о порядке отвода земельных участков под индивидуальное жилищное строительство на территории РСФСР

УТВЕРЖДЕНАприказом Госстроя РСФСРот 19 декабря 1966 года N 86в соответствии с постановлениемСовета Министров РСФСРот 21 мая 1966 года N 468 ИНСТРУКЦИЯо порядке отвода земельных участков под индивидуальное жилищное строительство на территории РСФСР1. Отвод земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в РСФСР производится в городах и поселках за исключением городов, являющихся областными, краевыми и республиканскими (АССР) центрами, городов с населением свыше 100 тыс.человек и курортных городов.Отвод земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в городах с населением свыше 100 тыс.человек, кроме курортных городов и городов, являющихся столицами автономных республик и административными центрами краев и областей, может, в отдельных случаях, разрешаться Госстроем РСФСР*.________________* Постановление Совета Министров РСФСР от 21 мая 1966 года N 468.Предоставление земельных участков для переноса жилых домов и других строений, в связи с отводом земель для государственных и общественных надобностей, допускается в пределах той местности, где произведен отвод земель.2. Советам Министров Калмыцкой, Тувинской и Якутской автономных республик, Магаданскому и Сахалинскому облисполкомам разрешено Советом Министров РСФСР производить в 1966-1970 годах отвод в установленном порядке земельных участков под индивидуальное жилищное строительство соответственно в городах Элисте, Кызыле, Якутске, Магадане и Южно-Сахалинске.3.

Для рассмотрения вопросов об отводе участков под индивидуальное жилищное строительство в городах с населением свыше 100 тысяч человек в Госстрой РСФСР представляются следующие документы: ходатайство Совета Министров АССР, крайисполкома, облисполкома с обоснованием необходимости и целесообразности индивидуального жилищного строительства в городе; выкопировка из генерального плана или плана городских земель с размещением на этих планах проектируемых районов, отдельных населенных пунктов или участков индивидуального строительства; справка об объемах и стоимости работ (в укрупненных показателях) по дорожному строительству, инженерному оборудованию территории и культурно-бытовому строительству; справка об источниках финансирования указанных выше работ и плановых сроках строительства.4. Размещение районов, участков индивидуальной застройки в городах, рабочих, курортных и дачных поселках производится на основе проектов планировки, утвержденных в установленном порядке.5. Новые районы индивидуальной застройки могут быть размещены не только на территории данного города, но и за его пределами (за чертой города) в виде отдельных населенных пунктов, соответственно благоустроенных*.________________* О строительстве и благоустройстве районов индивидуального строительства см.

Инструкцию Госстроя РСФСР о порядке планировки, застройки и благоустройства районов индивидуального строительства, утвержденную 3 августа 1963 года.6. Отвод земельных участков для индивидуального строительства в сельской местности должен производиться на основе

Комментарий к СТ 90 ЗК РФ

.

Земли транспорта Комментарий к статье 90 ЗК РФ: 1. В п. 1 комментируемой нормы содержится перечень основных объектов транспортной системы страны, для обеспечения деятельности которых предоставляются земли, и посредством этого дается определение понятия земель транспорта. Правовой режим земель транспорта регулируется ЗК, федеральными и региональными законами в зависимости от вида и назначения транспорта: автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта.

Пункты 2 — 6 комментируемой статьи определяют основы правового режима различных видов земель. 2. Пункт 2 посвящен землям железнодорожного транспорта. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут представляться земельные участки для размещения железнодорожных путей; размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений и т.д.; установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Эти земли должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации (см. ст. ст. 2, 9 ФЗ от 10.01.2003 N 17-ФЗ

«О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

// СЗ РФ.

2003. N 2. Ст. 169). Земельные участки вносятся в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта (РЖД) в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.

В уставный капитал РЖД (единого хозяйствующего субъекта) не подлежат внесению земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ

«Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»

, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.

Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с российским законодательством.

Единый хозяйствующий субъект без согласия Правительства РФ не вправе передавать в залог, а также продавать и иным влекущим за собой переход права собственности образом распоряжаться находящимся в его собственности имуществом — малоинтенсивными железнодорожными линиями, участками и станциями со всеми расположенными на них сооружениями, а также земельными участками, на которых размещены указанные объекты (за исключением малоинтенсивных железнодорожных линий, участков и станций, имеющих оборонное значение). Порядок распоряжения указанным в комментируемом пункте имуществом определяется Правительством РФ.