Оформление ттн есть ошибки нужно ли проверять покупателю


Оформление ттн есть ошибки нужно ли проверять покупателю

Какие недочеты в товарной накладной могут привести к доначислению налогов, а какие нет (Вайтман Е.)


Минфин назвал реквизиты «первички», в которых лучше не ошибаться.Реквизит «Грузоотправитель и его адрес» необязателен для заполнения.Ошибки в товарной накладной можно исправить.Товарная накладная (ранее составлялась по унифицированной форме N ТОРГ-12) важна как для признания в налоговом учете расходов на покупку активов, так и для вычета НДС (абз. 2 п. 1 ст. 172 и абз. 4 п. 1 ст.

252 НК РФ). Ведь она подтверждает переход права собственности на приобретенное имущество.

Если товарная накладная составлена с ошибками, налоговики зачастую отказывают покупателю в вычете НДС и учете расходов.Проанализируем судебную практику, разъяснения Минфина России и налоговиков, чтобы выявить опасные реквизиты.

Сформулируем аргументы, которые помогут организациям противостоять необоснованным претензиям.Контролеры согласны, что несущественные ошибки в накладных не препятствуют учету расходов и вычету НДСМинфин России разъяснил, какие ошибки в первичных документах не являются основанием для отказа в признании расходов. К ним относятся недочеты, которые не препятствуют налоговикам в ходе проверки идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров, работ или услуг и их стоимость (Письмо от 04.02.2015 N 03-03-10/4547). ФНС России поддержала этот подход (Письмо от 12.02.2015 N наиболее опасны ошибки в следующих реквизитах товарной накладной (наименования реквизитов приведены согласно унифицированной форме N ТОРГ-12, утв.

Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132):- поставщик, его адрес, телефон, факс, банковские реквизиты;- плательщик, его адрес, телефон, факс, банковские реквизиты;- наименование, характеристика, сорт, артикул товара (столбец 2 табличной части);- сумма с учетом НДС (столбец 15 табличной части).Отсутствие в накладной банковских реквизитов поставщика или покупателя не опровергает факт приобретения товара. Столичные налоговики подтвердили, что этот недочет не влияет на признание расходов и вычет НДС (Письмо УФНС России по г. Москве от 26.04.2010 N 16-15/43834).Если организация использует самостоятельно разработанную форму товарной накладной, важно, чтобы в ней были все реквизиты, обязательные для «первички» (п.

2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон о бухучете):- наименование и дата составления документа;- название организации или Ф.И.О.

предпринимателя, от имени которого составлен документ;- содержание факта хозяйственной жизни;- единица измерения;- наименование должности, фамилия, инициалы и подписи лиц, ответственных за оформление операции (подробнее читайте во врезке ниже).Обратите внимание! Рискованно визировать накладную факсимильной подписьюНалоговики утверждают, что первичные документы нельзя подписывать с помощью факсимиле. Ведь на них должна стоять личная подпись ответственного лица (Письма ФНС России от 23.09.2008 N 3-1-11/469@ и УФНС России по г.

Москве от 25.01.2008 N 20-12/05968).Но законодательство изменилось. Требование о проставлении личной подписи было прописано в Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Обязательно ли наличие ТТН при покупке товара для получения вычета по НДС?

В нашу компанию за юридической помощью обратилась организация, осуществляющая, кроме прочего, посредническую и торговую деятельность.

В результате проведения в ней камеральной проверки налоговый орган отказал в возмещении из бюджета НДС, ссылаясь на нереальность хозяйственных операций по приобретению товара из-за отсутствия ТТН, подтверждающей доставку приобретенного товара. Арбитражные суды первой, апелляционной и кассационной инстанций согласились с данным решением.

Проанализировав действующее законодательство и судебную практику по аналогичным спорам, мы пришли к выводу о незаконности решения налогового органа и необходимости обращения с заявлением в Высший Арбитражный Суд о пересмотре судебных актов в порядке надзора. В результате изучения представленных налогоплательщиком документов нами были выяснены следующие обстоятельства дела. Налогоплательщик в проверяемом налоговым органом периоде приобрел у контрагента оборудование по договору купли-продажи, в соответствии с которым поставка оборудования осуществлялась на условиях самовывоза.

Организации налогоплательщика и продавца были расположены в разных городах.

Продавец передал покупателю товар по товарной накладной (форма ТОРГ-12), в которой в качестве грузополучателя указал налогоплательщика и адрес его местонахождения. Через три дня после передачи товара между указанными организациями был заключен договор транспортной экспедиции с третьим лицом, в соответствии с которым оборудование было доставлено экспедитором в другой город конечному покупателю (которому налогоплательщик продал его по государственному контракту). Перевозка оборудования подтверждалась ТТН (форма 1-Т), в которой в качестве грузоотправителя была указана компания экспедитора и ее адрес, в качестве грузополучателя – налогоплательщик и его адрес, а в транспортном разделе ТТН в пункте погрузки – адрес налогоплательщика, в пункте разгрузки – адрес покупателя товара у налогоплательщика.

В ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговая инспекция истребовала у налогового органа по месту учета продавца документы, подтверждающие взаимоотношения сторон (декларации и расчеты).

Проанализировав представленные документы, налоговый орган пришел к выводу о недобросовестности данного предприятия в связи с наличием противоречий в его деятельности.

В своем решении инспекция указала, что отношения налогоплательщика с продавцом были сведены к перечислению денежных средств и формальному составлению документации между предприятиями, то есть не были связаны с осуществлением реальной предпринимательской и иной экономической деятельности. В результате налоговый орган признал незаконным возмещение из бюджета суммы НДС по операции приобретения оборудования.

Арбитражный суд Ставропольского края, рассматривающий дело в первой инстанции, отметил, что в товарной накладной (форма ТОРГ-12), подтверждающей факт продажи налогоплательщику оборудования, в нарушение Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете)

Нужны ли покупателю для налогового учета ТН и ТТН при договоре транспортной экспедиции

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 11 мая 2012 г.Е.А. Шаронова, экономист

Мы благодарим нашу читательницу, главного бухгалтера Ольгу Анатольевну Чистякову, ООО «БЛЭР» (г.

Казань), за предложенную тему статьи. Многие покупатели по условиям договора сами забирают товар со склада поставщика.

А для доставки товара привлекают экспедиторов по договору транспортной экспедиции. И бухгалтеры организаций-покупателей в качестве документа, подтверждающего доставку товаров автотранспортом, требуют от экспедиторов и госкомстатовскую ТТН (форму № 1-Т), и правительственную ТН. Поскольку они опасаются, что при отсутствии обеих этих накладных налоговики при проверке исключат из «прибыльных» расходов затраты на доставку товаров.

О том, когда нужно оформлять транспортную накладную, и о порядке ее заполнения в различных ситуациях вы можете прочитать: Экспедиторы же, как правило, отказываются представлять ТН и ТТН клиентам, указывая, что между ними заключен договор транспортной экспедиции, а не договор перевозки. Давайте посмотрим, а нужны ли в такой ситуации покупателю ТТН и ТН, сможет ли покупатель получить эти накладные от экспедитора и на основании каких документов можно учитывать затраты на доставку. Действительно, после того как в июле прошлого года вступила в силу правительственная форма ТН, Минфин выпустил ряд писем, в которых указал, что для подтверждения затрат на перевозку груза автомобильным транспортом нужны

«как транспортная накладная, так и накладная по форме № 1-Т»

, .

Поскольку формулировка довольно неудачная и прочитать ее можно двояко, многие бухгалтеры и подумали, что нужно иметь обе накладные — и ТТН, и ТН. Хотя были и те, кто считал, что речь идет о наличии любой из накладных — либо ТН, либо ТТН.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанных с перевозкой груза.

А к концу прошлого года Минфин решил, что в целях налогообложения прибыли расходы, связанные с перевозкой грузов, подтверждаются именно ТТН.

Ведь она служит для учета транспортной работы и расчетов заказчиков с перевозчиками. Да, правительственная ТН тоже обязательна к заполнению, поскольку устанавливает порядок организации перевозки грузов, но она нужна совсем для других целей, , . О том, кому, когда и зачем нужна ТТН, читайте: А вот молчавшая все это время ФНС порадовала налогоплательщиков в марте этого года, дав четкие и понятные разъяснения.

В целях исчисления налога на прибыль для подтверждения затрат по перевозке автотранспортом подойдет любая из накладных — либо ТН, либо ТТН. Главное, чтобы она была правильно оформлена.

Как упомянула сама налоговая служба, НК не устанавливает обязанности иметь два документа.

Раз

Когда, кому и зачем нужна ТТН

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 11 марта 2011 г.На вопросы отвечала В.А.

Полянская, экономист Налоговики при проверке обоснованности вычетов по НДС обращают особое внимание на наличие и правильность оформления такого первичного документа, как товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т).

Это унифицированная форма, однако нет никаких четких инструкций о том, в каких случаях ее нужно оформлять, как ее правильно заполнить, кому она необходима и т. д. Поэтому, стараясь избежать споров с проверяющими, большинство организаций оформляют ТТН по поводу и без.

Давайте сначала разберемся, когда же все-таки нужна ТТН. Форма № 1-Т предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Налоговики считают, что при доставке товаров автотранспортом ТТН следует оформлять во всех случаях без исключения; .

И некоторые суды их поддерживают, . Но и в Гражданском кодексе, и в Уставе автомобильного транспорта четко сказано, что ТТН подтверждает заключение договора перевозки груза (далее — Устав); . То есть ТТН служит оправдательным документом для подтверждения оказанных услуг по движению груза.

Составлять ее нужно только тогда, когда для перевозки товара привлекается транспортная компания. Н.И. Федорова, г. Иркутск Наш поставщик своего склада не имеет, товар мы забираем на собственном транспорте со склада другой организации — грузоотправителя. Нужна ли нам ТТН для подтверждения расходов?

: Вы приобретаете товар на условиях самовывоза и перевозите его на собственном транспорте, перевозчика нет, а значит, и оформлять ТТН не нужно. Для подтверждения факта приобретения товара и принятия его на учет достаточно формы № ТОРГ-12.

Недавно такую позицию поддержал Высший арбитражный суд. Этого же мнения придерживается и Минфин, .

Возможно, теперь, учитывая позицию ВАС и мнение Минфина по данному вопросу, налоговики не будут настаивать на оформлении ТТН при самовывозе. А для подтверждения расходов на перевозку, например для учета затрат на бензин, достаточно путевого листа, который оправдывает поездку.

Г.А. Груздева, г. Екатеринбург Отпуская товар со склада своим покупателям, мы, как грузоотправитель, всегда составляем ТТН, независимо от того, кто забирает товар: сам покупатель или перевозчик. Но в последнее время, когда клиенты сами забирают товар со склада, многие категорически не хотят подписывать наши экземпляры ТТН.

Говорят, что им достаточно ТОРГ-12. Что нам делать? : Если покупатель сам забирает товар, то составлять ТТН действительно не нужно.

Как уже было сказано выше, ТТН нужна, только если к доставке привлекается перевозчик. Для подтверждения передачи товара вам достаточно накладной ТОРГ-12, которую вы выставляете своим покупателям. Чтобы не было проблем с оформлением документов, лучше заранее обговорите со своим покупателем условия доставки и порядок оформления первичных документов и пропишите их в договоре.

Кому нужна товарно-транспортная накладная и чем грозит ее отсутствие

Столько лет налогоплательщики спорят с налоговыми органами относительно прав на вычет НДС и уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль, когда приобретение товаров оформлено товарной накладной ТОРГ-12, а товарно-транспортной накладной формы 1-Т покупатель не имеет.

Если среди прочих в требовании о предоставлении документов налогоплательщик видит просьбу предоставить товарно-транспортные накладные, пугаться не стоит.

Нужно действовать. А именно поднять договор с поставщиком и проверить правильность заполнения накладной по форме ТОРГ-12, ведь эти действия, в конечном итоге, не позволят налоговым органам произвести доначисление НДС и налога на прибыль.Итак, что такое ТТН? Товарно-транспортная накладная – это унифицированный документ.

Ее форма утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78

«Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»

. Там же описан порядок применения и заполнения товарно-транспортной накладной.

Товарно-транспортная накладная является товарораспорядительным документом по учету работ в автотранспорте. Документ состоит из двух разделов: товарного и транспортного.

Товарный раздел необходим грузоотправителю и грузополучателю для списания ТМЦ со склада первого и оприходования их на склад второго. Товарно-транспортная накладная оформляется тогда, когда доставка покупателю приобретенного товара осуществляется компанией-перевозчиком.

Прежде всего, ТТН необходима для подтверждения заключения договора перевозки груза (п. 2 ст. 785 ГК РФ, ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ

«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

). Для продавца накладная по форме 1-Т, в товарной части, является основанием для списания с учета товарно-материальных ценностей, а для покупателя этот же раздел является источником информации для оприходования ТМЦ.

Транспортный раздел ТМЦ необходим перевозчику и заказчику транспорта для проведения расчетов. Перевозчик на основании транспортного раздела начисляет заработную плату водителю автотранспорта. Для водителя документ необходим для беспрепятственного проезда по автодорогам, ведь товарно-транспортная накладная подтверждает правомерность перевозки груза органам, осуществляющим контроль на дорогах.

Таким образом, ТТН является документом, определяющим взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями — владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащим для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями – владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов. ТОРГ-12 достаточно для оприходования товара Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденный постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.98 № 132, содержит такой первичный учетный документ, как товарная

Вправе ли покупатель требовать от поставщика предоставления ТТН?

Консультации экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ Подробности Категория: Консультации экспертов ГАРАНТа Опубликовано: 06.10.2011 03:51 Рассмотрев вопрос мы пришли к следующему выводу: При заключении договора перевозки груза на автомобильном транспорте составляются транспортная накладная и товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т (ТТН). По одному экземпляру указанных накладных выдается грузополучателю.

В то же время, если покупатель оплачивает только стоимость товара и не несет транспортных расходов, товар может быть оприходован только на основании товарной накладной по форме ТОРГ-12.

Для подтверждения расходов на приобретение товара ТТН в этом случае не обязательна, поскольку транспортная накладная не является документом, подтверждающим эти расходы. Обоснование вывода: По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ). Доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях.

В случаях, когда в договоре не определено, каким видом транспорта или на каких условиях осуществляется доставка, право выбора вида транспорта или определения условий доставки товаров принадлежит поставщику (п. 1 ст. 510 ГК РФ). В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Пунктом 2 ст. 784 ГК РФ установлено, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Форма транспортной накладной содержится в приложении N 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом (далее — Правила), утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (далее — Постановление N 272).

Пунктом 6 Правил продублировано положение п.

2 ст. 785 ГК РФ, согласно которому транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки. Аналогичную норму содержит и часть 1 ст.

8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ

«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

(далее — Закон N 259-ФЗ).

По общему правилу, установленному п. 6 Правил, оформление транспортной накладной осуществляет грузоотправитель. Грузоотправителем

Как исправить в ЕГАИС ошибку неправильно принятой или отказанной накладной?

При работе в системе ЕГАИС иногда бывает, что по ошибке была неправильно обработана накладная (неправильно принята, отказана или принята с актом разногласия).

В данной статье мы постараемся описать как самостоятельно исправить эту ошибку, поскольку не все программы для ЕГАИС имеют функционал на «распроведение» накладных. 3. После приемки или отказа от приемки товара Получатель формирует и отправляет в ЕГАИС акт:

  1. или отказа ТТН полностью;
  2. или частичной приемки ТТН (акт разногласий, который Поставщик должен подтвердить или отказать);
  3. или приемки ТТН полностью;

4.

Простыми словами документооборот по накладной выглядит следующим образом: 1. Поставщик отправляет ТТН Получателю. 2. Получатель получает ТТН в свой УТМ.

Документооборот по накладной считается завершенным, если обе стороны получили подтверждение от ЕГАИС что документы (акты) успешно приняты системой, а в случае частичной приемки необходимо подтверждение от Поставщика, что он принял акт разногласий.

Если по какой-то причине Вы сформировали акт неправильно (например, вместо отказа Вы приняли ТТН, или вместо приемки Вы отказали ТТН), то документооборот в ЕГАИС успешно завершится, но не будет соответствовать действительности (будут недостоверные остатки у Поставщика и Получателя). Не нужно пытаться оформлять возвраты или просить поставщика заново выслать ТТН.
Ошибка некорректной приемки накладной исправляется достаточно просто — нужно отменить в ЕГАИС созданный акт на ТТН.

Отмена акта на ТТН описана в технической документации на УТМ ЕГАИС и не является каким-то «взломом» системы.

В вашей программе для ЕГАИС, возможно, кнопка отмены акта уже имеется, просто надо ее найти (уточните у разработчиков о ее наличии). В данной статье мы расскажем о ручном способе отмены акта на ТТН.

В технической документации на УТМ ЕГАИС (п.

2.7.) описан документооборот при отмене акта для ТТН. Для запроса на отмену акта на ТТН необходимо составить документ RequestRepealWB.xml (шаблон документы Вы можете скачать в конце статьи в приложениях) и отправить его в УТМ.

Скачиваем шаблон документа, распаковываем и вносим в него правки при помощи стандартной программы MS Windows «Блокнот»:

  1. корректируем дату в формате «ГГГГ-ММ-ДДTЧЧ:ММ:СС».
  2. изменяем регистрационный номер ТТН на свой;
  3. изменяем FSRAR ID на свой;

Сохраняем изменения в документе, имя файла RequestRepealWB.xml при этом должно сохраниться! Если Вы не смогли самостоятельно справиться с редактированием файла — ! Для отправки запроса на отмену акта на ТТН необходимо перейти на домашнюю страницу УТМ (обычно она открывается по адресу ) и переходим на вкладку «Исходящие».

Для отправки документа RequestRepealWB.xml необходимо нажать на кнопку «самолетика», как показано на рисунке, и отправить документ в ЕГАИС.

Если Вы все сделали правильно, то в результате отправки файла УТМ выдаст сообщение об успешной отправке: Если Вы не можете выполнить все эти действия самостоятельно — ! Как мы сможем понять что ТТН «распровелась» (т.е. отменился первичный акт по ТТН)

Товарно-транспортная накладная: кому и почему необходима?

  1. /
  2. /

31 декабря 2020 0 Рейтинг Поделиться Товарно-транспортная является унифицированным документом, который выписывается в случае передачи товара продавцом для доставки покупателю при перевозке автотранспортным средством.

Рекомендуем прочесть:  Дочки сбербанка в европе

При этом наличие третьей стороны (автотранспортного предприятия) не является единственным условием для выписки ТТН. Документ, сопровождающий груз во время его транспортировки, выписывается в любом случае, даже если функции автоперевозчика совмещает одна из сторон (грузоотправитель или грузополучатель). Заполненный документ используется как для подтверждения учета движения ТМЦ, так и для расчетов за автоперевозку.

Грузоотправитель заполняет и подписывает все 4 экземпляра ТТН, при этом первый остается у него, а второй-четвертый экземпляры передаются водителю — он их подписывает и берет с собой в рейс.

Товарно-транспортная накладная заполняется в четырех экземплярах (для грузоотправителя, грузополучателя, транспортной организации). В качестве бланка используется утвержденная в 1997 году унифицированная форма документа № 1-Т.
В дороге товарно-транспортная накладная может потребоваться для предъявления дорожной полиции при проверке груза. При доставке товара грузополучатель ставит соответствующие отметки на документе о получении груза (указываются ФИО и должность получателя, ставится его подпись и печать организации, указываются реквизиты доверенности на получение ТМЦ).

Впоследствии третий экземпляр ТТН прилагается к счету за доставку груза и передается заказчику. Четвертый экземпляр остается в транспортной организации и вместе с путевым листом служит первичным документом для учета услуг, а также для начисления зарплаты водителю.

Если осуществляется доставка груза нетоварной группы, по которому не может вестись складской учет, но есть возможность опередить количество путем геодезического замера (например, карт песка или грунта), либо путем взвешивания или замера, то товарно-транспортная накладная заполняется в трех экземплярах. Третий остается у грузоотправителя, а первые два экземпляра передаются автоперевозчику, причем по окончании рейса первый из них возвращается подписанный грузоотправителю (заказчику) вместе со счетом.

Второй экземпляр остается для учета у владельца автотранспорта.

Товарно-транспортная накладная выписывается грузоотправителем для каждого грузополучателя, даже если несколько партий товара для доставки разным контрагентам загружены в одну машину. Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ. Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Подписаться Товарно-транспортная накладная требуется для подтверждения факта приема груза грузополучателем, при этом ее наличие особо тщательно проверяется налоговыми органами.

Так, при проведении проверки того, достаточно ли оснований для применения

Претензии налоговиков к оформлению накладных: судебная практика последних месяцев

19 мая 2009 19 мая 2009 Накладную можно без преувеличения назвать одним из самых «проблемных» первичных документов. Инспекторы утверждают, что отсутствие накладной, равно как и недочеты в ее оформлении — это веское основание отменить вычет НДС и аннулировать расходы.

Иногда судьи встают на сторону ревизоров, иногда на сторону налогоплательщиков.

В обзоре арбитражных решений, который мы составили, выделены основные аргументы, решившие исход дела. Компании и предприниматели смогут использовать их в аналогичных спорах и при налоговых проверках.

Позиция ИФНС В товарной накладной не хватает подписи лица, отпустившего товар (например, кладовщика). Это свидетельствует о неполном оформлении первичного документа и лишает покупателя возможности принять к вычету НДС по данной поставке.

Позиция налогоплательщика Все накладные содержат подписи и расшифровки подписей должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций, а именно руководителя и главного бухгалтера. При таких обстоятельствах подпись кладовщика не обязательна. Решение суда Инспекция не отрицает факт приемки товара на учет и использование его в хозяйственной деятельности компании-покупателя.

К тому же все счета-фактуры, выставленные поставщиком, соответствуют требованиям Налогового кодекса. Что касается отсутствия подписи кладовщика на товарной накладной, то оно не является недостатком, лишающим права на вычет (постановление ФАС ЗСО от 30.03.09 № Ф04-1103/2009(1258-А45-25)).

Позиция ИФНС Компания закупила товар и предъявила «входной» НДС к вычету. Однако поставщик не оформил товарно-транспортную накладную.

Без этого документа нельзя сделать вывод о том, что поставка действительно состоялась.

Другими словами, сделка была фиктивной, поэтому покупатель теряет право на вычет. Позиция налогоплательщика Получение продукции от поставщика оформлено товарными накладными по форме № ТОРГ-12. Этих документов достаточно для подтверждения реального характера операций.

К тому же покупатель предоставил счета-фактуры, составленные по всем правилам. Таким образом, право на вычет НДС доказано. Решение суда Отсутствие товарно-транспортных накладных не говорит о недобросовестности налогоплательщика.

Поэтому у инспекции нет оснований для отказа в вычете налога на добавленную стоимость (постановление ФАС ЦО от 17.03.09 № А14-5635/2008112/28).

Комментарий редакции Иногда в аналогичных спорах судьи принимают противоположные решения. В частности, в постановлении ФАС СКО от 13.04.09 № А32-16269/2008-59/177 говорится, что без товарно-транспортных накладных вычет невозможен. Позиция ИФНС Предприятие закупало продукцию не у завода-производителя, а у компании-посредника.

Тем не менее в железнодорожных накладных в качестве грузоотправителя указан завод. Учитывая, что в первичных документах содержатся недостоверные сведения, фирма-покупатель не может принять «входной» НДС к вычету. Позиция налогоплательщика Завод-изготовитель отказался поставлять товар в адрес налогоплательщика, поскольку заказанные партии были слишком малы.

Предъявите накладную

Расходы на перевозку грузов являются типичными расходами большинства компаний. Поэтому большинство налоговых претензий по НДС и по налогу на прибыль связаны с замечаниями к документам, подтверждающим именно эти расходы: к товарно-транспортным или транспортным накладным.

Если у компании есть расходы на перевозку, то, будьте уверены, что налоговая инспекция заинтересуется этими расходами и транспортными накладными в первую очередь.

В этих документах много информации и много требований по их заполнению и, как правило, в них всегда можно найти к чему придраться. Какими могут быть последствия для бизнеса из-за неправильно оформленной товарно-транспортной накладной?

Как налоговые органы проверяют подлинность сведений, указанных в накладных? В бизнесе распространена ситуация, когда за перевозку грузов автомобильным транспортом платят зачастую фирме, у которой по документам нет ни транспорта, ни водителей в штате. Таковы правила рынка: платят фирме, а грузы перевозят физические лица на своем транспорте за наличные деньги.

В такой ситуации накладные оформить правильно невозможно, потому что в товарно-транспортную накладную надо вписывать реальный номер машины и ФИО водителя.

Собственник транспорта и водитель в случае налоговой проверки должны подтвердить факт перевозки, а также по документам иметь трудовые или гражданско-правовые отношения с транспортной компанией, и эта информация должна быть проверяема. Не у всех компаний есть правильно оформленные накладные, не всегда перевозчики даже при реальных перевозках выдают документы, поэтому на практике их часто приходится делать «задним числом».

Некоторые предприниматели практикуют даже экстремальные варианты: например, едут по МКАД, списывают реальные номера машин, на основе которых и делают товарно-транспортные накладные. Правда, потом «находчивые» предприниматели бывают неприятно удивлены, когда налоговая инспекция, связавшись с хозяевами автомашин, узнает реальное положение дел о перевозке товаров.

С гражданско-правовой точки зрения, согласно п. 2 ст. 785 Гражданского кодекса РФ, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Таким образом, оформление транспортной накладной важно не только для того, чтобы обезопасить себя от налоговых претензий, данный документ подтверждает заключение договора перевозки.

С января 2013 года в связи с принятием ФЗ N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» требование об обязательном применении унифицированных форм первичной учетной документации отменено. И, таким образом, формально применение товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т как документа, утвержденного Госкомстатом, является необязательным.

Однако можно предположить, что позиция официальных органов будет сводиться к тому, что наличие транспортной накладной, оформленной по форме, утвержденной постановлением правительства РФ от 15.04.2011 N 272

«Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»

, по факту окажется обязательной.

Товарно-транспортная накладная (ТТН) и налоговый вычет НДС

— Движение товара от поставщика к покупателю сопровождается товаросопроводительными и транспортными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов. К таковым, в частности, относятся товарная накладная по форме N ТОРГ-12 и (при автомобильных перевозках, на которых в дальнейшем делается акцент в статье) товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме N 1-Т.

В отношении последней, кстати, частенько возникают вопросы, начиная от оформления данного документа и заканчивая его наличием (как таковым). Поясним. Допустим, доставка товаров осуществлена продавцом (покупатель транспортировку не оплачивал) или договором купли-продажи предусмотрен самовывоз товара (в доставке задействован собственный транспорт покупателя).

Будет ли покупатель в подобных случаях обладателем ТТН? Вправе ли контролеры при отсутствии указанного документа отказать организации в вычете «входного» НДС (разумеется, если налог имел место и прочие условия получения соблюдены)?

Нормы законодательства и примеры судебных решений Организации, осуществляющие перевозки грузов на собственных и арендуемых автомобилях (далее — транспортные организации), обязаны оформлять ТТН. Таково требование п. 2 Инструкции

«О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом»

(Инструкция Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983). А п. 6 указанного документа установлено, что ТТН является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.

На необходимость выписывать ТТН при доставке товара автомобильным транспортом указано и в Методических рекомендациях по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (п.

2.1.2), и в Методических указаниях по бухгалтерскому учету МПЗ (п. 49). В соответствии со ст. 8 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается.

Исходя из указанных документов, делаем вывод: ТТН (форма N 1-Т) обязательна к применению отправителями и получателями грузов.

Иными словами, этот документ составляется грузоотправителем при доставке им груза по заказу покупателя. Он служит основанием для расчетов между сторонами договора перевозки.