Оон юридическая природа актов


Оглавление:

1. Правовая природа ООН. Место и роль Устава ООН в системе международного права


контрольная работа Один из активных разработчиков Устава ООН профессор С. Б. Крылов справедливо отмечал, что

«Организация Объединенных Наций (в лице ее некоторых органов) обладает рядом полномочий и правоспособностью в отдельных международно-правовых отношениях (в области как международного частного, так и публичного права)»

. ООН не является конфедерацией, поскольку не обладает государственной властью. ООН не является и мировым правительством.

Она с самого начала создавалась как организация сотрудничества государств в самых различных (практически во всех) областях международных отношений. Основные черты правосубъектности ООН закреплены в ее Уставе, Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., соглашениях ООН со специализированными учреждениями, Конвенции о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала 1994 г., Соглашении между ООН и США по вопросу о местоположении Центральных учреждений ООН 1947 г.

и во многих других международных договорах. Устав был подписан 26 июня 1945 г. представителями 50 стран; Польша, не представленная на Конференции Объединенных Наций по вопросу о создании международной организации, подписала его позже и стала одним из 51 первоначального государства-члена. Организация Объединенных Наций официально появилась на свет 24 октября 1945 г., когда Устав был ратифицирован Китаем, Советским Союзом, Соединенным Королевством, Соединенными Штатами и Францией и большинством других подписавших его государств; 24 октября отмечается ежегодно как День Организации Объединенных Наций.

Устав ООН состоит из преамбула и 19 глав, охватывающих 111 статей. Неотъемлемой частью Устава ООН считается Статут Международного Суда.

В преамбуле и гл. I провозглашаются цели и принципы ООН.

Глава II регламентирует вопросы членства в ООН. Последующие главы определяют структуру, компетенцию и порядок функционирования главных органов ООН.

В Уставе имеются главы, посвященные региональным соглашениям, международному экономическому и социальному сотрудничеству, несамоуправляющимся территориям и системе опеки.

Предусмотрена возможность изменения Устава. Стабильность Устава как основополагающего документа ООН ни в коей мере не означает неизменчивости правового положения и функций Организации. Напротив, по мере прогрессивного развития международных отношений и международного права, усиления универсального характера ООН и демократических тенденций в её деятельности происходит постоянное обогащение её структуры, компетенции и форм функционирования её органов.

Но такое обогащение базируется на нормах Устава, на неукоснительном соблюдении его целей и принципов. Воздействие ООН на современные международные отношения весомо и многогранно.

Оно определяется следующими основными факторами: ООН является самым представительным форумом для дискуссий между государствами по актуальным проблемам международного развития; Устав ООН является фундаментом современного международного права, своего рода общепризнанным кодексом поведения государств и их взаимоотношений; по нему сверяют другие международные договоры и соглашения.

Юридическая природа, классификация и порядок принятия актов международных межправительственных организаций.

Стр 4 из 10 Юридическая природа международных организаций определяет характер их юридических актов.

Эти акты подразделяются на две большие группы: решения международных организаций и договоры, заключаемые ими. Решения международных организаций обязательны не сами по себе, т.к. государства ранее, по учредительному акту, обязались признавать за решениями такую силу. Договоры и соглашения международныхорганизаций являются договорами особого типа, с ограниченной сферой действия, но существу своему — вторичные.
Источником их юридической силы является делегирование им определенных полномочий государств.

Специфика договоров и соглашений международных организаций состоит в том, что их юридической основой является учредительный акт организации, в силу чего они по своему характеру являются исполнительными актами, направленными на реализацию целей и принципов организации, зафиксированных в ее уставе.

В силу этого они развивают и конкретизируют обязательства государств, зафиксированные в уставе.

Договоры международных организаций имеют также особое волевое содержание.

Если та и другая стороны в соглашении являются организациями, то в таком соглашении отсутствует выражение суверенной воли, так как организации таковой не обладают.

Они всего лишь действуют в рамках компетенции, которая определена государствами — членами организации. Если же в договоре одной стороной является организация, а другой — государство, то суверенная воля выражается только государством, а организация реализует свое правомочие, делегированное ей членами организации.

По своей юридической силе акты международных организаций могут быть как рекомендательными, так и носить юридически обязательный характер. И правомочие международных организаций на принятие того или иного вида данных актов (обязательного либо необязательного) целиком зависит и основывается на положениях их учредительных актов, подписанных и ратифицированных государствами-членами на основе их суверенного волеизъявления, и других нормативных установлениях, составляющих «правила организации». Относительно деятельности некоторых междуна­родных организаций можно констатировать принятие ими административно-регламентационных актов.

В рамках международных организаций дей­ствуют принимаемые их органами акты, относящиеся к их внут­ренней жизнедеятельности, но содержащие не только правила внутриорганизационного характера, но и нормы взаимоотноше­ний организации (ее органов и государств-членов (например, предписания резолюций Генеральной Ассамблеи о взносах го­сударств-членов в бюджет ООН). Совокупность таких норма­тивных положений принято называть внутренним правом ООН либо внутренним правом какой-либо иной организации.

Порядок принятия.Важным этапом формирования решения является внесение проблемы в повестку дня органа, принимающего решение. В Генеральной Ассамблее ООН предварительная повестка дня составляется за 60 дней до открытия очередной сессии, дополнительные пункты вносятся за 30 дней, новые срочные пункты — менее чем за 30 дней или во время очередной сессии.

Резолюции международных организаций: понятие, юридическая природа, их место в международной нормативной системе. Концепция «мягкого права» в доктрине международного права

Резолюции международных организацийРезолюции международных организаций относятся к производным источникам международного права.

Международное право не содержит положений, препятствующих государствам предоставлять международным организациям право издавать обязательные для них постановления.Резолюции международных организаций являются новым источником международного права. Практически во всех межправительственных организациях имеются органы, которые принимают обязательные для государств-членов резолюции.

Эти резолюции касаются внутренней жизни организации. Резолюции международных конференций, совещаний, а также международных организаций, их органов играют важную роль в регулировании межгосударственных отношений. Растет их влияние и на внутреннее право, но в отличие от норм международного права в данном случае влияние не носит юридического характера.

Как известно, резолюции международных конференций и организаций не обладают юридически обязательной силой.

Но есть отдельные исключения из общего правила.Рассматриваемые акты порождают морально-политические обязательства, что вовсе не исключает их влияния на внутреннее право. Кроме того, при выяснении содержания норм международного права, в том числе и инкорпорированных во внутреннее право, приходится прибегать к помощи резолюций конференций и организаций.

Широко использует их в этих целях и Международный Суд ООН.Способы придания содержанию резолюций юридической силы и тем самым включения его во внутреннее право:

  • признание нормами обычного международного права;
  • оформление в качестве постановлений договора;
  • отсылка договора к резолюциям конференций или организаций.

Существуют и государственно-правовые способы придания содержанию резолюций юридической силы.

Так, распоряжением Президента РФ о мероприятиях по итогам визита Президента Итальянской Республики (1992 г.) содержанию ряда достигнутых в ходе визита договоренностей была придана сила внутреннего права.По мере усиления значимости резолюций международных конференций государства стремятся повысить их авторитет и действенную силу по сравнению с простыми рекомендациями. Специально оговаривается, что принимаемые акты являются политическими обязательствами, с которыми участники должны сообразовывать свое поведение, в частности учитывать их в своей нормотворческой деятельности.В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.

принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву содержит следующее положение:

«При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные права, они будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву; они будут, кроме того, учитывать должным образом и выполнять положения»

Заключительного акта СБСЕ.Следовательно, четко различаются юридические обязательства по международному праву и положения Заключительного акта.

Международно-правовые акты организации Объединенных Наций как источник влияния на российское уголовное законодательство Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 19(234). Право. Вып. 28. С. 94-100. Т. А. Родионова МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ КАК ИСТОЧНИК ВЛИЯНИЯ НА РОССИЙСКОЕ УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Рассматривается вопрос влияния международно-правовых актов Организации Объединенных Наций на становление и развитие российского уголовного законодательства.

Анализируются причины, характер и направления воздействия данных актов на внутригосударственное отраслевое законодательство.

Ключевые слова: Организация Объединенных Наций, российское уголовное законодательство, международно-правовые акты, резолюции, влияние. Международно-правовые акты Организации Объединенных Наций оказали большое влияние на становление и развитие российского уголовного законодательства, на основные правовые институты Общей и Особенной частей Уголовного кодекса РФ и, в частности, на раздел XII УК РФ

«Преступления против мира и безопасности человечества»

.

Научное исследование проблем развития внутригосударственных уголовно-правовых норм под воздействием нормативных актов Организации Объединенных Наций представляется актуальным не только с теоретической, но и с практической точки зрения. На сегодняшний день нормативная база Организации Объединенных Наций представляет собой целостную систему универсальных международных правовых актов, что позволяет некоторым ученым выделить новую отрасль права — «право ООН»1. Принимая во внимание различные точки зрения по этому поводу, необходимо отметить определенную условность термина «право ООН», которая заключается в том, что не каждый его элемент обладает качеством правовой нормы.

Правила, стандарты и другие решения ООН, даже если они обязательны для тех, кому адресованы, могут рассматриваться лишь в качестве технических, а не юридических предписаний. Вместе с тем они играют значительную роль в процессе развития внутригосударственного законодательства.

В юридической литературе при рассмотрении вопроса деятельности Организации Объединенных Наций сформировались две основные тенденции, которые придают ее роли в формировании права конъюнктурный характер. Первая тенденция существенно уменьшает действительную роль организации (Г. Лаутерпахт, Д. Ф. Далле), вторая — пре- увеличивает (А.

Альварес, Г. Рази, Ф. Слоуп, X. Фаххар). Организация Объединенных Наций имеет ведущее значение в гармонизации и унификации национального уголовного законодательства государств-членов.

Прежде всего, это обусловлено тем, что ООН включает в себя практически все государства (192 государства).

Кроме того, с момента своего создания организация значительно изменилась, эволюционировала не только система ее органов, но и нормативно-правовая база, а также режим контроля за исполнением государствами-членами своих обязательств. Рассмотрим следующие основные аспекты процесса влияния решений ООН на внутригосударственное уголовное законодательство: направление (основные пути, стратегия воздействия), его характер (совокупность его свойств, особенностей)

Международные межправительственные организации (понятие, юридическая природа, виды, акты).

Стр 17 из 41 Под международными организациямив международном праве понимаются объединения государств, созданные на основе международного договора, наделяющего их правами и обязанностями для решения вопросов, затрагивающих общие интересы, и принятия по ним решений. Характерные черты организации: • создание путем заключения особого договора, являющегося учредительным актом (устав, статут); • система постоянно действующих органов; • автономный статус и соответствующие функции.

Всем этим определяется международная правосубъектность организации, воля которой не обязательно совпадает с волей каждого из ее членов.

Юридическую природу международных организаций составляют международные соглашения (учредительные акты) о создании таких организаций. В этих соглашениях регулируются вопросы компетенции, членства, порядок принятия решений, также регулируются вопросы функций, полномочий и т.д.Учредительный акт организации является международным договором. Под правилами организации понимается не только сам устав, но и принятые в соответствии с ним решения и резолюции, а также установившаяся практика организации.

Функции,которые имеют международные организации и раскрывающие юридическую природу, можно классифицировать следуюшим образом.

1) Инициатива заключения международных договоров. 2) Декларативные резолюции.Резолюция, не имеющая сама по себе обязательной силы, может провозглашать принципы международного права и носить чисто декларативный характер.3) Правотворческая деятельность.Организации часто учреждают органы, в состав которых входят юристы высокой квалификации, для осуществления планов кодификации или прогрессивного развития права. 4) Постановления органов, наделенных судебными функциями.

Постановления судебных органов, таких, как Суд европейских сообществ, очевидно, могут способствовать развитию договорного права, принципов толкования и общего международного права. 5) Законодательные полномочия, делегируемые организациям. В некоторых случаях государства передают организациям важные законодательные полномочия.

6) Внешняя деятельность организаций.Организации могут заключать соглашения с государствами-членами и государствами, не являющимися членами, а также с другими организациями. 7) Внутренняя деятельность организаций.Организации обладают значительной автономией в деле установления правовых норм по таким вопросам внутреннего характера, как выработка процедуры и отношения организации с ее персоналом.

Учредительные документы могут наделять международные организации определенными правами.Среди них: 1) Право на заключение международных договоров.

2) Привилегии и иммунитеты. Для того чтобы международные организации могли эффективно функционировать, необходимо обеспечить определенный минимум свобод и юридических гарантий для их центральных и прочих учреждений, имущества, персонала и аккредитованных при организациях представителей государств-членов.

3) Право заявлять международно-правовые претензии.

4) Право направлять миссии. Специфика устава как договора относится прежде всего к порядку участия и прекращению участия.

Понятие и источники права международных организаций.

Юридическая природа международных организаций

Стр 6 из 13 Право международных организаций – самостоятельная отрасль международного публичного права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих вопросы создания, организации и деятельности международных организаций и определяющих юридическую силу их актов. Источники: Венская конвенция 1969 г. о праве международных договоров, Венская конвенция 1986 г.

о праве договоров между государствами и международными организациями и между международными организациями, соглашения о месте пребывания штаб-квартиры международной организации, о ее представительстве в государствах, учредительные акты международных организаций. Первые международные организации появились в XIX в.

как одна из форм многосторонней дипломатии.

Начиная с создания в 1815 г. Центральной комиссии навигации по Рейну международные организации стали достаточно автономными образованиями, наделенными собственными полномочиями.

Во второй половине XIX в. появились первые универсальные международные организации – Всемирный телеграфный союз (1865 г.) и Всемирный почтовый союз (1874 г.). В настоящее время в мире насчитывается более 4 тыс. международных организаций. Виды международных организаций: межвластные (межгосударственные, межправительственные, межведомственные) и неправительственные организации; общей компетенции и специальной компетенции; универсальные и партикулярные по субъектному составу.

Основными признаками межправительственных организаций являются: — членство 3-х и более государств; — наличие учредительного международного договора; — наличие постоянных органов и штаб-квартиры; — уважение суверенитета государств-членов; — невмешательство во внутренние дела государств-членов; — установление порядка принятия решений и их юридической силы. В соответствии с порядком вступления организации делятся на открытые (свободный вход и выход) и закрытые (прием в члены производится с согласия первоначальных учредителей). Юридическая природа международных организаций – совокупность признаков, характеризующих правосубъектность международных организаций.

Таковыми признаками являются: наличие общих целей и интересов государств-членов, которое проявляется в согласовании их воль; международная организация создается на основе учредительного акта, являющегося международным договором со всеми вытекающими правовыми последствиями; государства-члены международной организации юридически равны; государства-члены международной организации связаны актами международной организации; международная организация обладает правами юридического лица; международная организация вправе принимать акты внутреннего права. 14. Организация Объединенных Наций.

Принципы деятельности, структура Устав Организации Объединенных Наций был подписан 26 июня 1945 г., вступил в силу 24 октября 1945 г. Принципы деятельности ООН: суверенного равенства ее членов; добросовестного выполнения принятых на себя обязательств; разрешения споров мирными средствами; отказ от угрозы силой или ее применения; всемерное оказание помощи Организации во всех ее действиях.

ООН: устав, цели, принципы, членство и юр природа актов

Устав ООН. Основные положения Устава были выработа­ны на конференции представителей СССР, США, Вели­кобритании, а также Китая, состоявшейся в августе—октябре 1944 г.

в Вашингтоне, в старинной городской усадьбе Думбартон-Окс. Здесь были определены название Организации, струк­тура ее Устава, цели и принципы, вопросы правового положе­ния органов и т. д. Но некоторые важные вопросы (о первона­чальных членах Организации, о процедуре голосования в Сове­те Безопасности) были урегулированы позднее на Крымской конференции руководителей трех держав.

Окончательный текст Устава был согласован на Конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско (апрель—июнь 1945 г.) с участием представи­телей 50 государств, причем СССР, США, Великобритания и .Китай выступали как приглашающие державы. Торжественная церемония подписания Устава состоялась 26 июня 1945 г. Устав подлежал ратификации подписавшими его государствами в соответствии с их конституционной проце­дурой.

Ратификационные грамоты сдавались на хранение Пра­вительству США, выполнявшему функцию депозитария.

Пре­дусматривалось, что Устав вступит в силу после сдачи на хра­нение ратификационных грамот Советским Союзом, Соединен­ными Штатами Америки, Великобританией, Китаем и Франци­ей, т. е. государствами, получившими статус постоянных членов Совета Безопасности, и большинством других государств, под­писавших Устав.

Таким днем явилось 24 октября 1945 г.

Дата вступления в силу Устава ООН считается днем учреждения Организации Объединенных Наций и отмечается ежегодно как День Объединенных Наций. 10 января 1946 г. в Лондоне, в Вестминстерском дворце, открылась первая сессия Генеральной Ассамблеи ООН, а спус­тя неделю там же собрался на первое заседание Совет Безопас­ности ООН.

1 февраля был избран первый Генеральный секре­тарь ООН, им стал Трюгве Ли (Норвегия). В последующем дея­тельность главных органов Организации (кроме Международ­ного Суда) проводилась преимущественно в ее штаб-квартире в Нью-Йорке.

Устав Организации Объединенных Наций состоит из пре­амбулы и 19 глав, охватывающих 111 статей. Неотъемлемой Частью Устава ООН считается Статут Международного Суда. В преамбуле и гл. I провозглашаются цели и принципы Организации Объединенных Наций. Глава II регламентирует вопросы членства в Организации.

Последующие главы опреде­ляют структуру, компетенцию и порядок функционирования главных органов ООН (так, в гл.

IV—VII говорится о правовом положении и деятельности Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, в гл.

XV — о Секретариате ООН). В Уставе име­ются также главы, посвященные региональным соглашениям, международному экономическому и социальному сотрудниче­ству, несамоуправляющимся территориям и системе опеки. Предусмотрена возможность изменения Устава. Следует отметить, что различаются поправки к Уставу (ст.

108) и пере­смотр Устава (ст.

109). Поправки, т. е. изменения отдельных по­ложений Устава, имеющие частный характер, принимаются Генеральной Ассамблеей ООН двумя третями голосов членов и вступают в силу

Международное право — теория, шпаргалки.

Современное международное право понятие, особенности и место в межгосударственной системе

Прекращение и приостановление действия международных договоров. Вопрос о времени, условиях и порядке прекращения договора решается самими договаривающимися сторонами и фиксируются в договоре.Срочные договоры прекращают свое действие по истечении указанного в них срока.

Договор может быть прекращен также: а) в связи с исполнением обязательств; б) с согласия всех договаривающихся государств (отмена); в) в связи с заключением нового договора по тем же вопросам и между теми же государствами (замена). Прекращение договора возможно посредством денонсации и аннулирования.Денонсация — это отказ государства от договора с предварительным предупреждением других участников, когда такой отказ, его порядок и условия прямо предусмотрены договором.В частности, в договоре могут определяться: а) срок, когда государство вправе заявить о денонсации (например, по истечении определенного периода после вступления в силу); б) срок, когда договор утрачивает силу для заявившего о денонсации государства (например, по истечении шести или двенадцати месяцев и т. д.); в) условия или обстоятельства, при которых возможна денонсация (например, если относящиеся к договору исключительные обстоятельства ставят под угрозу высшие интересы государства); г) форма и содержание уведомления о денонсации.Иногда право, государств на денонсацию ограничивается.

По Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г.

денонсация во время войны не будет иметь силы до заключения мира или до тех пор, пока не будут закончены операции по освобождению и репатриации лиц, пользующихся покровительством конвенций.Аннулирование — это отказ государства от договора, когда есть к тому достаточные, строго определенные нормами международного права основания. Аннулирование, как и денонсация, представляет собой односторонний отказ от договора. При реализации права на денонсацию договора государство, за , не обязано объяснять причины выхода из договора.

Поскольку обстоятельства, на которые государство может ссылаться как на основания для аннулирования договора, заранее согласованы и закреплены нормами международного права, государство при выходе посредством аннулирования должно указать эти обстоятельства (причины).Венской конвенцией о праве международных договоров предусмотрены следующие обстоятельства — основания аннулирования договора: 1) существенное нарушение договора другими участниками; 2) невозможность исполнения договора (уничтожение его объекта); 3) коренное изменение обстоятельств.Аннулирован при наличии указанных «чрезвычайных» обстоятельств может быть любой договор, в том числе тот, в котором определены иные (нормальные) условия его прекращения (исполнение обязательств, истечение срока, денонсация и т. д.). Конкретные договоры в отличие от денонсации не устанавливают порядок аннулирования, если даже возможность аннулирования договоров допускается*.* Пункт 2 ст. 19 Договора об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г.

посвящен денонсации. В нем говорится, что каждое государство имеет право выйти из договора, если относящиеся к договору исключительные обстоятельства поставят под угрозу его высшие интересы.

Оон юридическая природа актов

> > Они ответственны только перед организацией и ее высшим долж­ностным лицом — генеральным секретарем или директором. По окончании срока службы им обеспечивается выплата пен­сий из фонда организации.

Для классификации международных организаций применяются различные критерии:

  • по характеру членства:

а) межправительственные; б) неправительственные;

  • по кругу участников:

а) универсальные – открыты для участия всех государств (ООН, МАГАТЭ) или для участия общественных объединений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов); б) региональные – членами которых могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического региона (Организация африканского единства, Организация американских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива); в) межрегиональные – организации, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. В частности, участие в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть.

Устава для достижения указанных целей Организация и ее члены действуют в соответствии со следующими принципами: 1) суверенное равенство всех членов Организации; 2) добросовестное выполнение принятых на себя обязательств; 3) разрешение международных споров мирными средства таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность; 4) воздержание в международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями ООН; 5) оказание ООН ее членами всемерной помощи во всех предпринимаемых ею в соответствии с Уставом действиях; 6) обеспечение того, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами Устава; 7) невмешательство ООН в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства. Важнейшее значение для оценки юридической природы ООН как организации межгосударственного сотрудничества и как субъекта международного права имеет принцип суверенного равенства ее членов. Организация Объединенных Наций, выполняя свои функции, вступает через соответствующие органы в определенные правоотношения с государствами-членами, а при известных обстоятельствах и с другими государствами, не являющимися членами ООН, а также международными организациями.

Членство в Организации. Членами Организации Объединенных Наций являются суверенные государства. Постоянными членами Совета, согласно ст. 23 Устава, являются пять государств: Советский Союз, Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция и Китай.

В настоящее время место Союза ССР в Совете Безопасности занимает Российская Федерация (поправка, в Устав в связи с этим не вносилась).

Генеральная Ассамблея

Учебник для вузов

^ Международная межправительственная организация, как отмечено в главе «Субъекты международного права», обладает производной и функциональной правосубъектностью и харак­теризуется следующими признаками.Во-первых, она создается государствами, фиксирующими свое намерение в учредительном акте — Уставе — как специ­альной разновидности международного договора.Во-вторых, она существует и действует в рамках учреди­тельного акта, определяющего ее статус и полномочия, что при­дает ее правоспособности, правам и обязанностям функциональ­ный характер.В-третьих, она является постоянно действующим объеди­нением, что проявляется в ее стабильной структуре, в системе ее постоянных органов.В-четвертых, она основана на принципе суверенного ра­венства государств-членов, при этом членство в организации подчинено определенным правилам, характеризующим участие государств в деятельности ее органов и представительство го­сударств при организации.В-пятых, государства связаны резолюциями органов орга­низации в пределах их компетенции и в соответствии с уста­новленной юридической силой этих резолюций.В-шестых, каждая международная организация обладает совокупностью прав, свойственных юридическому лицу. Эти права фиксируются в учредительном акте организации либо в специальной конвенции и реализуются с учетом национального законодательства государства, на территории которого органи­зация выполняет свои функции. В качестве юридического лица она компетентна вступать в гражданско-правовые сделки (за­ключать договоры), приобретать имущество, владеть и распо­ряжаться им, возбуждать дела в суде и арбитраже и быть сто­роной в судебном процессе.В-седьмых, международной организации принадлежат при­вилегии и иммунитеты, обеспечивающие ее нормальную дея­тельность и признаваемые как в месте размещения ее штаб-квартиры, так и в любом государстве при осуществлении ее функций.^ Этот тер­мин используется для обозначения норм, создаваемых в каж­дой организации для регулирования внутриорганизационного механизма и тех отношений, которые складываются между органами, должностными лицами и иными сотрудниками организации.

Важнейший компонент этого права составляют правила процедуры органов.Существенное с правовой точки зрения значение имеют нормы о статусе лиц, входящих в состав персонала организа­ции.

Избранные или назначенные высокие должностные лица, а также заключившие контракт сотрудники принадлежат к международной гражданской службе и в течение срока полно­мочий не должны получать указаний от своих правительств и подвергаться их влиянию при исполнении своих обязанностей.

Они ответственны только перед организацией и ее высшим долж­ностным лицом — генеральным секретарем или директором.

По окончании срока службы им обеспечивается выплата пен­сий из фонда организации.^ Создание ООН.

Организация Объединенных Наций — это универсальная международная организация, созданная в мо­мент завершения второй мировой войны, в условиях разгрома фашизма, благодаря совместной борьбе стран антигитлеровской коалиции при решающей роли Советского Союза.

Евразийский юридический портал

Страница 2 из 4 Резолюция 3202/S-VI/, содержащая Программу действий, также была принята без голосования с большим числом ого­ворок, в том числе со стороны СССР.

Хартия экономических прав и обязанностей государств состоит из преамбулы и диспозиции, включающей четыре главы. В Преамбуле говорится об основных принципах меж­дународного права, на основании и в соответствии с которы­ми принимается Хартия, и об основных целях ее принятия. В диспозиции содержатся: основы международных эконо­мических отношений (в частности, 15 принципов, которыми, среди прочего, должны регулироваться экономические, а так­же политические и другие отношения между государствами); экономические права и обязанности государств (28 статей); положения, касающиеся общей ответственности перед меж­дународным сообществом (2 статьи), а также заключительные положения (4 статьи).

Резолюция 3281, содержащая Хартию, была принята го­лосами 120 государств (в том числе СССР и других социали­стических стран) при 6 высказавшихся против (США, Англия, ФРГ, Бельгия, Дания, Люксембург) и 10 воздержавшихся (Ав­стрия, Канада, Франция, Италия, Голландия, Норвегия, Испа­ния, Япония, Израиль, Ирландия). Юридическое значение резолюций Генеральной Ассамблеи ООН и вопрос о придании им обязательной силы Решение вопроса о юридическом значении принятых до­кументов зависит от общего взгляда на природу резолюций Генеральной Ассамблеи ООН.

Всесторонний анализ юриди­ческой природы этих резолюций был дан отечественными юристами-международниками С. А. Малининым, Д. И. Фель­дманом, М.В. Яновским, Г.К. Ефимовым, И.И.

Лукашуком и Г. И. Тункиным. Согласно Уставу ООН все резолюции Генеральной Ас­самблеи ООН следует разделить на обязательные для членов ООН (постановления, п. 2 ст. 4) и рекомендательные (реко­мендации, ст.

10). Обязательными являются постановления только по узкому кругу вопросов, главным образом, по орга­низационным и финансовым.

В частности, Генеральная Ас­самблея принимает постановления о приеме новых членов и об исключении из Организации; об утверждении: бюджета ООН, финансовых и бюджетных соглашений со специализи­рованными учреждениями, соглашений об опеке; соглаше­ний, заключенных ЭКОСОС с любым специализированным учреждением; об избрании: непостоянных членов Совета Без­опасности, членов ЭКОСОС, членов Совета по Опеке, пред­седателя на сессии Генеральной Ассамблеи; об учреждении вспомогательных органов; об утверждении выработанных ею для себя правил процедуры; о правилах назначения Генераль­ным секретарем персонала секретариата; о даче разрешения органам ООН и специализированным учреждениям на за­прос консультативного заключения Международного суда; об определении условий, на которых государство — нечлен ООН может стать участником Статута Международного суда.

Обязательными являются также рекомендации Генераль­ной Ассамблеи для ЭКОСОС. Ряд обязательных для членов ООН постановлений принимается Генеральной Ассамблеей совместно с Советом Безопасности.