Организация государственного управления наукой


Оглавление:

ГЛABA 18 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ 18.1. Организация государственного управления образованием и наукой


Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином образования понимается достижение н подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Законом РФ «Об образовании» в Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы): 1) основное общее образование; 2) среднее (полное) общее образование; 3) начальное профессиональное образование; 4) среднее профессиональное образование; 5) высшее профессиональное образование; 6) послевузовское профессиональное образование.

Конституцией РФ установлена обязательность получения основного общего образования, под которым в настоящее время понимается девятиклассное образование. Система образования в России представляет собой совокупность взаимодействующих преемственпых образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня н направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационноправовых форм, типов и видов, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

При этом в соответствии с законом «Об образовании» образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учрежденнн — в форме очной, очно заочной (вечерней), заочной, в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

Для всех форм получения образования п пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует Единый государственный образовательный стандарт.

Заноном установлено, что существуют профессии и специальности, получение которых в очнозаочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната ие допускается. Эти перечни утверждаются Правительством РФ.

В настоящее время действует Постановление правительства РФ от 26 октября 2000 года

«Об утверждении перечня профессий начального профессионального образования, получение которых и форме экстерната не допускается»

. В соответствии со статьей 37 Закона *Об образовании» в Российской Федерации создаются и действуют следующие государственные органы управления образованием:

Теория государственного управления как наука

мотивация, ориентирующая сотрудников на достижение высоких результатов, имеет большее значение, чем простая удовлетворенность работой. Новый этап в развитии теории государственного управления начался в 1950-е гг.

и продолжался до конца XX в. Наиболее влиятельными направлениями этого периода можно считать поведенческий (бихевиоральный), системный и ситуационный подходы. Представители бихевиористского направления — Г.Саймон, Д.Макгрегор, Ф.Герцберг, Д.Томпсон, Д.Истон — стремились представить в качестве фундамента науки управления достижения современной социальной психологии и социологии, а также объяснить реальное функционирование административных служб через анализ поведения работающих в них индивидов и групп.

Таким образом, школа поведенческих наук несколько отошла от школы человеческих отношений, которая концентрировала внимание на методах налаживания межличностных отношений.

Новый подход отличался стремлением в большей степени оказать помощь государственным служащим в осознании своих собственных возможностей в государственных структурах на основе применения концепций поведенческих наук.

Основной целью этой школыв самых общих чертах было повышение эффективности организации засчет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. В рамках поведенческого подхода ученые исследовали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета в государственном управлении. Особенно популярным поведенческий подход был в 1960-х гг.

Его главный постулат состоит в том, что правильное применение науки о поведении будет способствовать повышению эффективности труда как отдельного служащего, так и системы государственного управления в целом. В этот период получают широкое распространение системный и ситуационный подходы к государственному управлению.

Популярности системного подхода в немалой степени способствовали работы Д. Истона, Г. Алмонда, Т. Парсонса. Применение теории систем к административно-государственному управлению во многом облегчило для руководителей задачу увидеть всю организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно связаны с внешним миром.
В настоящее время системный подход является одним из основных в теории государственного управления. Однако теория систем сама по себе еще не может помочь руководителям определить, какие именно элементы административно- государственной организации как системы особенно важны.

Поэтому логическим продолжением теории систем в начале 70-х годов ХХ в. Стал ситуационный подход, использующий возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральной идей этого подхода является анализ ситуации, т.е.

В западных странах был предложен рецепт реорганизации государства в соответствии с лозунгом «сделать управление разновидностью

2.
конкретного набора обстоятельств, которые сильно влияют на данную административную организацию в данное конкретное время. Последние десятилетия являются периодом интенсивного поиска оптимальных моделей государственного управления.

Организация государственного управления наукой

контрольная работа Экономическое, социальное, политическое положение нашего государства во многом зависит от уровня и состояния развития науки, поскольку она является составной частью (элементом) всех отраслей, сфер государственного управления, оказывая непосредственное влияние на их развитие.

Управление наукой сводится к созданию научных коллективов, подготовке для них научных кадров, оказанию материальной и технической помощи, государственной поддержки названных коллективов, учету результатов научных исследований, внедрению их в производство и практику и т. п. Наука делится на фундаментальную, прикладную (отраслевую, ведомственную) и вузовскую, каждая из которых решает свои задачи и имеет свои особенности.

Фундаментальная наука сосредоточена и осуществляется Российской Академией наук и входящими в ее структуру отраслевыми академиями наук. Являясь ведущим научным учреждением страны.

Прикладная наука сосредоточена и осуществляется отраслевыми академиями наук и другими научными организациями, осуществляющими прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники, внося тем самым большой вклад в развитие науки (отраслевая наука). А так же прикладная наука сосредоточена и развивается в системах соответствующих федеральных органов исполнительной власти (МВД, ФСБ, МО, и др.), органов исполнительной власти субъектов РФ, которые осуществляют руководство ведомственными научно-исследовательскими организациями, (ведомственная наука) Вузовская наука осуществляется высшими учебными заведениями и решает острые вопросы научно-технического прогресса в стране, ее социально-экономического развития, становления производства в соответствии с современными рыночными требованиями.

Специальным правовым актом, в соответствии с которым строится деятельность по управлению наукой, является Федеральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» Собрание законодательства РФ. 1996. № 35. Ст. 4137; 2007. № 49. Ст. 6069., который под научной (научно-исследовательской) деятельностью понимает деятельность, направленную на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования — экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека; общества, окружающей природной среды; прикладные научные исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач (ст.
2 Закона). Согласно Конституции РФ (ст. 72) вопросы науки относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Система органов управления наукой В соответствии со ст. 114 Конституции РФ и ст. 17 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области науки, Разработку и осуществление мер государственной поддержки Развития науки, особенно фундаментальной, а также имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки.

§ 1. Организация государственного управления наукой

Государство оказывает приоритетное содействие развитию науки как определяющего источника экономического роста и неотъемлемой составляющей национальной культуры и образования, создавая необходимые условия для реализации интеллектуального потенциала граждан в сфере научно- технической деятельности, обеспечивая использование достижений науки и техники для решения социальных, экономических, культурных и других проблем.

Согласно ч. 3 ст. 54 Конституции Украины государство содействует развитию науки, установлению научных связей Украины с мировым сообществом. Правовые основы государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности определены в Законе Украины от 13 декабря 1991 г.

«О научной и научно-технической деятельности» (в редакции от 1 декабря 1998 г.)[242][1].

В соответствии с ним развитие науки и техники — определяющий фактор прогресса общества, повышения благосостояния его членов, их духовного и интеллектуального роста.

Государственное управление и регулирование научной деятельностью осуществляются согласно принципам органичного единства научно-технического, экономического, социального и духовного развития общества, объединения централизации и децентрализации управления научной деятельностью; соблюдения требований экологической безопасности; признания свободы творческой, научной и научно-технической деятельности; сбалансированного развития фундаментальных и прикладных исследований; использования достижений мировой науки, возможностей международного научного сотрудничества; свободы распространения научной и научно-технической информации; открытости для международного научно-технического сотрудничества, обеспечения интеграции украинской науки в мировую в сочетании с защитой интересов национальной безопасности.
Научную деятельность осуществляют ученые, научные работники, научно-педагогические работники, а также научные учреждения, научные организации, высшие учебные заведения III — IV уровней аккредитации, общественные организации в научной и научно-технической деятельности.

Каждая организационная форма имеет свои определенные особенности. Непосредственно в сфере организации науки действуют специализированные органы исполнительной власти, а также государственные учреждения. С целью благоприятствования формированию государственной политики развития науки, определения приоритетных научно-технических направлений, выработки стратегии технологического развития, усовершенствования структуры управления наукой и системы подготовки и аттестации научных кадров при Президенте Украины создан консультативно-совещательный орган — Совет по вопросам науки и научно-технической политики.

Основными задачами этого органа являются разработка государственной политики по вопросам развития науки и технологий, правовое и организационное обеспечение ее реализации, прогнозирование развития науки и технологий; рассмотрение и оценка проектов национальных и государственных научно-технических программ, определение приоритетных научно-технических направлений и др.

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Государственный контроль за деятельностью образовательных заведений Все учебные и воспитательные заведения независимо от форм собственности и порядка образования осуществляют оперативный и бухгалтерский учет своей деятельности (как хозяйственной, так и учебно-воспитательной), за правильность которого должностные лица этих заведений несут предусмотренную законодательством Украины дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Контроль за соблюдением требований законодательства Украины заведениями образования в сфере учебно-воспитательной работы осуществляют вышестоящие органы в отношении подчинœенных им учебных заведений системы Минобразования и науки Украины, а также специальные контролирующие органы ведомственной направленности, такие как Государственная инспекция учебных заведений, которая образована при Минобразования и науки Украины (они осуществляют так называемый ведомственный контроль), а по другим вопросам — в области бюджетной, финансовой дисциплины, соблюдения природоохранительного законодательства и др.

— органы местного самоуправления, органы исполнительной власти и специальные контролирующие органы — органы межведомственного и надведомственного контроля.

Так, Государственная инспекция учебных заведений осуществляет: инспектирование учебно-воспитательных заведений независимо от их подчинœения для обеспечения эффективного использования их научно-педагогического потенциала, повышения качества учебно-воспитательного процесса и подготовки работников и специалистов; аттестацию учебно-воспитательных заведений независимо от форм собственности с целью определœения их способности осуществлять образовательную деятельность и профессиональную подготовку и переподготовку работников и специалистов на уровне государственных стандартов; координирует работу соответствующих подразделœений Минобразования и науки Украины, министерств и ведомств, которые имеют учебно-воспитательные заведения, и других органов государственного управления образованием по вопросам инспектирования и аттестации учебно-воспитательных заведений и т.д. Государственная налоговая служба Украины, к примеру, контролирует соблюдение учебными заведениями налогового законодательства, природоохранительные органы — правил природопользования и др.

Глава 35 Управление наукой Государство оказывает приоритетное содействие развитию науки как определяющего источника экономического роста и неотъемлемой составляющей национальной культуры и образования, создавая необходимые условия для реализации интеллектуального потенциала граждан в сфере научно- технической деятельности, обеспечивая использование достижений науки и техники для решения социальных, экономических, культурных и других проблем. Согласно ч. 3 ст. 54 Конституции Украины государство содействует развитию науки, установлению научных связей Украины с мировым сообществом. Правовые основы государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности определœены в Законе Украины от 13 декабря 1991 ᴦ.

«О научной и научно-технической деятельности» (в редакции от 1 декабря 1998 ᴦ.).

Государственное управление как наука и как профессиональная деятельность


Стр 1 из 10 В нашей стране наука государственного управления постепенно занимает все более прочное место как самостоятельное научное направление и специальный учебный предмет.Объектомее рассмотрения является государство и его аппарат, различные подразделения органов публичного государственного и муниципального управления, как в целом, так и в отдельных его частях, подсистемах и институтах. Предметомявляются сущность, содержание и закономерности государственного управления; структура, принципы, формы, методы и правовые основы взаимоотношений государства (как субъекта управляющего воздействия) и общества (как объекта этого воздействия); особенности управленческих проявлений в различных социальных сферах (политике, экономике, социальной сфере, международных отношениях и др.); объективные условия и субъективные факторы, обусловливающие характер управления.С появлением государства появляется и особая группа людей, занимающаяся управленческими вопросами.

Для обеспечения реализации своих целей и функций государство создает и содержит специальный аппарат – совокупность людей, профессионально занимающихся выполнением функций государства. Одна часть обслуживает законодательствование, исполнение законов и судебную защиту граждан, а другая осуществляет контроль соблюдения законов, поддерживает внутренний правопорядок и обеспечивает внешнюю безопасность государства. Существование государственного аппарата является неотъемлемой частью государства и одним из его признаков.В деятельности государственного аппарата могут участвовать другие организации, учреждения, органы, если им поручаются отдельные функции органов государственного управления (одновременно передаются и материальные средства, необходимые для выполнения таких функций).

Такая возможность предусмотрена, в частности, Конституцией РФ по отношению к органам местного самоуправления Понятие об управлении как процессе. Содержание и основные характеристики процесса управления. Управление как процесс воздействия.

Управление (в латинском языке – regere, в английском –control, management, во французском – administration, в немецком – regierung) в буквальном смысле этого понятия начинается тогда, когда в каких-либо взаимосвязях, отношениях, явлениях, процессах присутствуют сознательное начало, интерес и знания, цели и воля, энергия и действия человека.Управление существует в рамках взаимодействия людей, в пределах субъективного фактора. Посредством управления, прежде всего и главным образом люди связываются между собой, совместными усилиями формируют «ткань» коллективной и общественной жизни.

Предметами, по поводу которых возникает управление между людьми, могут быть материальные вещи, технические средства, технологические процессы, социальные ценности, продукты духовного творчества и т.д., но сторонами в управлении могут быть только люди.

И положение не меняется ни при создании автомати­зированных систем управления (АСУ), ни при взаимодействии

Государственное управление образованием и наукой

образовательные стандарты и федеральные государственные требования. ·образовательные программы различных видов, уровней и направленности.

·организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. ·органы управления в сфере образования (на федеральном уровне, уровне субъектов федерации и муниципальном уровне), созданные ими консультативные, совещательные и иные органы. ·организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования.

·объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы: дошкольного образования; начального общего образования; основного общего образования и среднего (полного) общего образования. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы: начального профессионального образования; среднего профессионального образования; высшего профессионального образования, а также послевузовского профессионального образования.

Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом.

Российское образование подразделяется: ·на общее образование, ·на профессиональное образование, ·на дополнительное образование, ·на профессиональное обучение.

Эта система образования должна обеспечивать возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Главным отличием от деления образования, принятого законом Российской Федерации «Об образовании» 1992 года и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года, стала перегруппировка уровней образования. Дошкольное образование теперь стало уровнем общего

Государственное управление научной деятельностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

7(310) — 2013 Наука каКоОсобый вид деятельности УДК 35.071 государственное управление научной деятельностью В.

Н. ЕДРОНОВА, доктор экономических наук, профессор кафедры компьютерных информационных систем финансовых расчетов E-mail: v. n. ru А. О. ОВЧАРОВ, доктор экономических наук, профессор кафедры компьютерных информационных систем финансовых расчетов E-mail: ru Нижегородский государственный университет имени Н.

И. Лобачевского — Национальный исследовательский университет В статье рассмотрена организационная структура государственного управления наукой, функции отдельных организационных институтов, фондов финансовой поддержки научных исследований.

Ключевые слова: наука, государственное управление, финансирование, федеральные целевые программы. При анализе специфики государственного управления наукой следует учитывать два аспекта: особенности организационной структуры управления (анализ органов государственного управления в сфере науки) и особенности механизмов управления (анализ конкретных направлений и государственных программ развития науки). Организационная структура государственного управления наукой представлена органами исполнительной и законодательной власти на федеральном и региональном уровнях, а также различными фон- дами и научными объединениями, среди которых особую роль играет Российская академия наук.

На уровне исполнительной власти разработку и осуществление мер государственной поддержки развития науки обеспечивает Правительство РФ как высший федеральный орган исполнительной власти. В структуре Правительства РФ функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности закреплены за Министерством образования и науки РФ.

К целям министерства, связанным с научной деятельностью, относятся: iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . — создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала; — повышение эффективности использования научно-технических достижений; — интеграция образования и научно-технической деятельности; — стимулирование инновационной деятельности как ключевого источника устойчивого экономического роста и повышения благосостояния общества. Министерство образования и науки РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и вносит в Правительство РФ проекты федеральных нормативных актов по следующим вопросам государственной научной политики: — формирование приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, перечня критических технологий и приоритетов инновационной деятельности РФ; — координация научных исследований и разработок, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также средств акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в государственной собственности; — деятельность Высшей аттестационной комиссии — главного органа

6.

Государственное регулирование управления российской наукой

 Административное право России в вопросах и ответахКонин Николай Михайлович 6. Государственное регулирование управления российской наукой Согласно легальному определению научная (научно-исследовательская) деятельность — это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования — экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды; прикладные научные исследования — исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Государственная научно-техническая политика — составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.Субъектами научной и (или) научно-технической деятельности являются научные работники, специалисты и работники сферы научного обслуживания.

Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Специалистом научной организации (инженерно-техническим работником) является гражданин, имеющий высшее или среднее профессиональное образование и способствующий своей деятельностью получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации. Работником сферы научного обслуживания является гражданин, обеспечивающий создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации.Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.

Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность. Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Федерации организуют в соответствии с законодательством государственную аккредитацию научных организаций. Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности на три года при условии, что, во-первых, объем научной (научно-технической) деятельности составляет не менее 70 процентов общего объема выполненных работ за последние три года; во-вторых, в уставе организации предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления.

§ 1. Организация государственного управления наукой

Государство оказывает приоритетное содействие развитию науки как определяющего источника экономического роста и неотъемлемой составляющей национальной культуры и образования, создавая необходимые условия для реализации интеллектуального потенциала граждан в сфере научно- технической деятельности, обеспечивая использование достижений науки и техники для решения социальных, экономических, культурных и других проблем. Согласно ч. 3 ст. 54 Конституции Украины государство содействует развитию науки, установлению научных связей Украины с мировым сообществом.

>>> 461 >>> Правовые основы государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности определены в Законе Украины от 13 декабря 1991 г.

«О научной и научно-технической деятельности» (в редакции от 1 декабря 1998 г.).

В соответствии с ним развитие науки и техники — определяющий фактор прогресса общества, повышения благосостояния его членов, их духовного и интеллектуального роста.

Государственное управление и регулирование научной деятельностью осуществляются согласно принципам органичного единства научно-технического, экономического, социального и духовного развития общества, объединения централизации и децентрализации управления научной деятельностью; соблюдения требований экологической безопасности; признания свободы творческой, научной и научно-технической деятельности; сбалансированного развития фундаментальных и прикладных исследований; использования достижений мировой науки, возможностей международного научного сотрудничества; свободы распространения научной и научно-технической информации; открытости для международного научно-технического сотрудничества, обеспечения интеграции украинской науки в мировую в сочетании с защитой интересов национальной безопасности.

Научную деятельность осуществляют ученые, научные работники, научно-педагогические работники, а также научные учреждения, научные организации, высшие учебные заведения III — IV уровней аккредитации, общественные организации в научной и научно-технической деятельности. Каждая организационная форма имеет свои определенные особенности.

Непосредственно в сфере организации науки действуют специализированные органы исполнительной власти, а также государственные учреждения. С целью благоприятствования формированию государственной политики развития науки, определения приоритетных научно-технических направлений, выработки стратегии технологического развития, усовершенствования структуры управления наукой и системы подготовки и аттестации научных кадров при Президенте Украины создан консультативно-совещательный орган — Совет по вопросам науки и научно-технической политики.

Основными задачами этого органа являются разработка государственной политики по вопросам развития науки и технологий, правовое и организационное обеспечение ее реализации, прогнозирование развития науки и технологий; рассмотрение и оцен- >>> 462 >>> ка проектов национальных и государственных научно-технических программ, определение приоритетных научно-технических направлений и др.

Государственное управление в области науки

Поделись с друзьями Нужна помощь в написании работы? ФЗ

«О науке и государственной научно-технической политике»

(составная часть социально-экономической политики, выражающая отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяющая цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки).

Закон определяет права научного работника (имеет право на признание его автором научных и научно-технических результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности; получение доходов от реализации научных и научно-технических достижений, автором которых он является; осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники; доступ к соответствующей информации; публикацию в открытой печати результатов своей деятельности (если они не содержат сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне)). Фундаментальная наука (финансирование из государственного бюджета; ее достижения реализуются прикладной (отраслевой) наукой). Федеральная целевая научно-техническая программа

«Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002 – 2006 годы»

(цель – развитие и использование научно-технического потенциала, включая комплексное развитие национальной инновационной системы РФ, на основе повышения инновационной активности, восприимчивости организаций к нововведениям и прогрессивным технологиям в интересах диверсификации и роста конкурентоспособности российской экономики).

Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.