Особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства


Оглавление:

Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лицтекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.14 ВАК РФ


На правам рукописи КОНДАКОВ Александр Викторович АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА И ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Специальность 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право Автореферат диссертации на соискание ученой степени канди дата юридических наук Москва-2004 Работа выполнена на кафедре административного права Московского университета МВД России Научный руководитель: Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор Шергин Анатолий Павлович Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор Губанов Андрей Васильевич кандидат юридических наук Студеникина Марина Семеновна Ведущая организация: Институт международного права н экономики имени A.C. Грибоедом. Защита сосгойтся / 2004 г.

в ^^ часов на заседании диссерта- ционного совета Д 203,019.01 при Московском университете МВД России (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12). С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского университета МВД России.

Автореферат разослан « » 2004 г. Ученый секретарь диссертационного совета И.В.

Голованев .¿Шб^У ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 1. Актуальность темы исследования. Снятие многих административных запретов и ограничений на въезд иностранных граждан и лид без гражданства, открытость российской экономики для иностранных юридических лиц, развитие экономических, политических н профессиональных международных связей в настоящее время повлекло резкое увеличение числа пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан, лиц без гражданства, а также действующих на территории нашего государства иностранных юридических лиц.

В связи с этим проблема административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации приобретает все большую актуальность, поскольку далеко не все иностранные граждане н лица без гражданства посещают нашу страну с миролюбивыми целями, являясь потенциально опасными для сферы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, личной безопасности, охраны прав и свобод граждан. Статистика свидетельствует о наличии устойчивой тенденции роста числа прибывающих в Россию иностранных граждан и лиц без гражданства, а также совершаемых ими административных правонарушений на территории нашей страны. По статистическим данным МВД России на территорию нашей страны легально въехало в 2002 г.

18.865.375 иностранных граждан и лиц без гражданства, а в 2003 г. — 21.205.582. Из них привлечено к административной ответственности в 2002 г. 980.926, а в 2003 г. — 1.502.708 иностранных граждан и лиц без гражданства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации иностранные граждане и лица без тражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным рос Бе^чнаш-л 1 Петербург договором Российской Федерации1. В данном случае основной закон Российской Федерации закрепляет в отношении иностранцев принцип национального режима, что означает установление правила об уравнивании, за некоторыми исключениями, в правах и обязанностях иностранцев и граждан России.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства — Тезисы лекций по административному праву

Поделись с друзьями Нужна помощь в написании работы? Правовое положение иностранных граждан на территории РФ регулируется российским законодательством, а также международными договорами.

Основными актами, определяющими правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, являются: Конституция РФ (ст.

27, 62, 63), Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ

«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

, Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. Согласно действующему законодательству, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором РФ.

При этом они обязаны соблюдать действующие законы независимо от того, проживают они в России постоянно или временно. Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются: 1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; 2) разрешение на временное проживание; 3) вид на жительство; 4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

Все иностранные граждане во время их пребывания в РФ в той или иной степени вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти в различных сферах. Регулируя отношения с иностранными гражданами, государство не только устанавливает правоспособность, определяет их права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту их правового статуса с помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения лица. Юридические гарантии закреплены в законах и подзаконных актах.

Они содержат меры по защите принадлежащих иностранному гражданину личных, имущественных, семейных и иных прав, право обратиться в суд и иные государственные органы и найти там необходимую защиту своих субъективных прав, а также восстановить их в случае нарушения.

Вместе с тем органы исполнительной власти осуществляют меры надзора и контроля за правомерным поведением иностранных граждан с целью выявления правонарушений, предупреждения, пресечения противоправных действий, применения мер юридической ответственности, используют процессуальные формы охраны прав и обязанностей (включая применение правоохранительных мер) и др.

Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства

Они не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу), но, учитывая контрактную основу формирования части войск Вооруженных Сил РФ, могут быть приняты на работу в войска, воинские формирования и органы в качестве гражданского персонала, также могут поступить на военную службу по контракту. Иностранные граждане проходят военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. В связи с этим можно сделать вывод о том, что перемещение военнослужащих — иностранных граждан по службе может осуществляться в рамках только одного состава военнослужащих — солдаты, матросы, сержанты, старшины.

Дееспособные иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие восемнадцати лет и претендующие на приобретение в полном объеме правового статуса гражданина РФ, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ. Для тех, кто прибыл к нам после 1 июля 2002 г., обязательно условие: нужно непрерывно проживать на территории РФ в течение пяти лет со дня получения вида на жительство1. Это правило не распространяется на лиц: имеющих хотя бы одного родителя — гражданина РФ, проживающего на территории РФ; имевших гражданство СССР, проживавших и проживающих в государствах, входивших в состав СССР, не получивших гражданства этих государств и оставшихся в результате этого лицами без гражданства; родившихся на территории РСФСР и имевших гражданство бывшего СССР; состоящих в браке с гражданином РФ не менее трех лет; нетрудоспособных и имеющих дееспособных, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами РФ сына или дочь.

Разумеется, заявитель обязан соблюдать законодательство РФ, иметь законный источник доходов, отказаться от имеющегося у него иного гражданства и владеть русским языком. Решения по вопросам гражданства принимает президент РФ в срок до одного года со дня подачи заявления.

Вышеперечисленные категории граждан вправе приобрести гражданство РФ в упрощенном порядке, то есть без обязательного соблюдения всех условий в течение шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов1. Решение о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке принимаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами, то есть Федеральной миграционной службой РФ, тогда как решение о принятии в гражданство в общем порядке принимается Президентом РФ.

Для ветеранов Великой Отечественной войны, имевшим гражданство бывшего СССР и проживающим на территории РФ, есть только одно условие — обязательно соблюдать Конституцию и законодательство РФ. Без соблюдения каких-либо условий, только по заявлению родителя, опекуна или попечителя, имеющих гражданство РФ, получают гражданство РФ дети и недееспособные лица, считающиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Оглавление Введение Глава 1.

Общая характеристика правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства § 1. Понятие иностранных граждан и лица без гражданства и их классификация §2. Порядок въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию и выезда из Российской федерации §3. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ Глава 2.

Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства § 1.

Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства как мера административной ответственности и проблемы ее применения § 2. Соотношение административного выдворения и депортации иностранных граждан и лиц без гражданства Заключение Библиография Введение декабря 1993 г.

была принята Конституция России. Одним из основных её положений является положение о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Государства, в соответствии с действующими международно-правовыми актами, в своей законодательной и правоприменительной практике должны гарантировать соблюдение прав и свобод граждан. Такой подход следует распространять на все категории лиц, которые находятся в пределах юрисдикции государства. Свобода внешнеэкономической деятельности для российских предпринимателей и открытость отечественной экономики для иностранных инвестиций, снятие многих ограничений на въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории для иностранных граждан и лиц без гражданства, развитие деловых связей и туризма — все это привело к резкому увеличению числа иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих в нашей стране.

Таким образом, в связи с развитием международных отношений проблема регламентирования административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства приобретает для России все большую актуальность.

Целью настоящей работы является изучение и анализ института административно-правового статуса иностранных граждан в РФ. Достижение данной цели обусловливает следующие задачи работы: .дать определение понятия административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, .изучить правовое регулирование данного института как на национальном, так и на международном уровне, .классифицировать иностранных граждан и лиц без гражданства, .выявить особенности и проблемы применения административной ответственности к иностранным гражданам и лицам без гражданства, .провести отграничение института административного выдворения от смежных с ним правовых явлений, .определить возможные пути решения выявленных проблем.
При написании настоящей дипломной работы использовались такие методы как диалектический, исторический, систематический, метод логического анализа и синтеза, метод сравнительного исследования и другие. Необходимо отметить, что проблема определения административно-правового

Рекомендуем прочесть:  Бывший муж умер право наследования

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

дать определение понятия административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, .изучить правовое регулирование данного института как на национальном, так и на международном уровне, .классифицировать иностранных граждан и лиц без гражданства, .выявить особенности и проблемы применения административной ответственности к иностранным гражданам и лицам без гражданства, .провести отграничение института административного выдворения от смежных с ним правовых явлений, .определить возможные пути решения выявленных проблем.

При написании настоящей дипломной работы использовались такие методы как диалектический, исторический, систематический, метод логического анализа и синтеза, метод сравнительного исследования и другие. Необходимо отметить, что проблема определения административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства не раз затрагивалась в литературе, как в рамках общих курсов административного права, так и в рамках отдельных исследований.

Данной темы касались такие ученые, как Д.Н.

Бахрах, Ю.А. Дмитриев, Ю.М. Козлов и другие в своих трудах по административному праву. В рамках специальных исследований данная тема разрабатывалась С.А. Авакьяном, М.С. Аскеровым, А.С.

Дугенец, А.Н. Сандугей и другими современными учеными. Несмотря на то, что тема административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства актуальна в настоящее время, а также имеет значительную разработанность в науке, она остается по сей день недостаточно исследованной. Нормы права, регулирующие соответствующие положения, имеют пробелы и коллизии, выявить которые представляется возможным лишь при комплексном анализе положений действующего законодательства.

Именно это и представляется необходимым сделать в настоящей работе. Глава 1. Общая характеристика правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства § 1. Понятие иностранных граждан и лица без гражданства и их классификация Субъекты права — это индивиды или организации, которые на основании норм права могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и обязанностей.

В административном праве под субъектом права понимают лицо (индивид и организацию), которое по закону может быть участником административно-правовых отношений и носителем административных прав и обязанностей. Юридическая возможность индивида и организации быть участником различных правоотношений, носителями конкретных юридических прав и обязанностей связана с наличием определенных свойств, для обозначения которых применяется термин «правосубъектность».

Правосубъектность как способ быть участниками правоотношений устанавливается правовыми нормами и может быть различной у разных субъектов.

В основном различают индивидуальных и коллективных субъектов права. К индивидуальным помимо иных субъектов права относятся также иностранные граждане и лица без гражданства.

Вышесказанное подтверждается не только внутригосударственными, но и международными нормами права.

Так, в статье 6 Всеобщей декларации

Административная ответственность за правонарушения иностранных граждан и лиц без гражданства Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

7.10. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА Прусакова М.Г., аспирантка кафедры административного и служебного права Северо-Кавказская академия государственной службы Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ Ежегодно в России тысячи иностранных граждан и лиц без гражданства привлекаются к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства.

В связи с неизменным увеличением числа прибывающих, обостряется проблема ужесточения ответственности за нарушения в сфере миграции. По данным Федеральной миграционной службы Российской Федерации, за последнее время значительно возросло количество иностранных граждан, нарушивших правила пребывания на территории России. Например, в 1996 году к ответственности за нарушение соответствующих законов было привлечено около 160 тысяч иностранных граждан, а с территории России выдворено около 14,5 тысячи, а в 2007 г.

к ответственности было привлечено уже более 170 тысяч иностранных граждан, а выдворено — более 22 тысяч соответственно. В последнее время наметилась устойчивая тенденция увеличения числа иностранных граждан, которые незаконно въезжают на территорию России, и тем самым, создавая реальную угрозу национальной безопасности государства.

Изучив законодательство, регулирующее отношения в сфере миграции, можно проследить усиление административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, а именно существенно увеличилось количество видов деяний, признающихся правонарушением, повысились размеры административных штрафов, расширился субъектный состав правонарушений. Например, за нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 18.10 Кодекса об административных правонарушениях) к ответственности могут быть привлечены как работодатель, так и заказчик работ (услуг), а за нарушение правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации (ст.

18.9 Кодекса об административных правонарушениях) ответственности подлежит должностное лицо организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданин Российской Федерации или постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин. Стремительное увеличение числа прибывающих привело к появлению новых общественных отношений, которые повлекли за собой возникновение новых нарушений в этой области.

Для предотвращения правонарушений, а также регулирования новых общественных отношений был принят ряд актуальных нормативно-правовых актов. Но хаотичное принятие новых нормативноправовых актов не улучшит ситуацию.

Проблему необходимо решать не количеством принимаемых актов, а качеством: знанием действующего законодательства, умением его анализировать и обобщать опыт применения.

Исследование Кодекса об административных правонарушениях показывает, что не все проблемы, связанные с административной ответственностью, нашли в нем свое отражение, о чем свидетельствуют постоянно вносимые изменения и дополнения.

Дерков Кирилл Андреевич, Зедгенизова Ирина Ивановна, Мельник Дарья Александровна Особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства

Особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства Features of administrative responsibility of foreign citizens and stateless persons Дерков Кирилл Андреевич Derkov Kirill Andreevich Студент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск Зедгенизова Ирина Ивановна к.э.н., доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск Мельник Дарья Александровна Mel’nyk Darya Alexandrovna Студентка ВСФ ФГБОУВО РГУП, г.

Иркутск Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности административной ответственности для иностранных граждан и лиц без гражданства согласно административному законодательству в Российской Федерации в сфере миграции, а также на основании административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, их прав и обязанностей. Annotation. This article examines the specifics of administrative responsibility for foreign citizens and stateless persons in accordance with the administrative legislation in the Russian Federation in the field of migration, as well as on the basis of the administrative and legal status of foreign citizens and stateless persons, their rights and obligations. Ключевые слова: административное право, административная ответственность, сфера миграции, иностранные граждане, лица без гражданства, административно-правовой статус.

Keywords: administrative law, administrative responsibility, migration sphere, foreign citizens, stateless persons, administrative and legal status. На иностранных граждан и лиц без гражданства распространяются определённые режимы пребывания в Российской Федерации (далее – РФ). Соответственно, в зависимости от того, какой режим пребывания вводится государством в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, будут отличаться порядок въезда в РФ и выезда из неё, а также порядок трудовой деятельности и проживания на территории страны.

[5] Прежде чем раскрыть вопрос о некоторых из особенностей административной ответственности для иностранных граждан и лиц без гражданства, нужно разобраться в их административно-правовом статусе.

Административно-правовой статус можно определить как комплекс прав и обязанностей, а также гарантии их осуществления, закреплённые нормами административного права.

Статья 62 часть 3 Конституции РФ (далее – КРФ) гласит о том, что иностранные граждане и лица без гражданства несут равные обязанности с гражданами РФ, а также пользуются правами (за исключением случаев, которые устанавливают федеральные законы (далее – ФЗ) и международные договоры). Но объём прав и обязанностей неграждан (назовём их так) также зависит от сроков и целей пребывания на территории РФ. [4] Сразу стоит сказать и о том, что граждане РФ, которые имеют иностранное гражданство, не будут считаться иностранными гражданами и соответственно субъектами административных правонарушений, коих мы определили ранее.

Об этом гласит статья 6 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года. [7] Стоит отметить, что в РФ за нарушение миграционного законодательства ежегодно привлекается к административной ответственности большое количество иностранных граждан и лиц без гражданства.

Некоторые особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК 34 ББК 67 © И.В.

Потапенкова, Е.Н. Ярмонова, 2020 Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА Ирина Викторовна Потапенкова, заместитель начальника кафедры административной деятельности ОВД, кандидат юридических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: Елена Николаевна Ярмонова, преподаватель кафедры административной деятельности ОВД, кандидат юридических наук Московский университет МВД России имени В.Я.

Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: Аннотация. Раскрываются некоторые особенности привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений в сфере миграции.

Ключевые слова: административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, права и обязанности иностранных граждан, особенности привлечения к административной ответственности. SOME PECULIARITIES OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS Potapenkova V. Irina, deputy head of department of administrative activity of OVD, candidate of legal sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya.

Kikot’ (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: Yarmonova N. Elena, the teacher of the department of administrative activity of the OVD, candidate of legal sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot’ (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d.
12) E-mail: Annotation. The article reveals some peculiarities of bringing foreign citizens and stateless persons to administrative responsibility for administrative offenses in the sphere of migration. Keywords: administrative and legal status of foreign citizens and stateless persons, rights and obligations of foreign citizens, especially bringing to administrative responsibility.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН Для цитирования: Потапенкова И.В., Ярмонова Е.Н. Некоторые особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства.

Вестник Московского университета МВД России. 2020;(3):235-239. Для иностранных граждан и лиц без гражданства ледствия. Наделение правами предполагает расшире- (далее — иностранные граждане) государством вво- ние круга обязанностей.

дятся различные режимы пребывания, в зависимости Помимо общих обязанностей, присущих всем от которых существенно отличается порядок въезда гражданам Российской Федерации, на иностранных в Российскую Федерацию, выезда из Российской Фе- граждан возложены специфические обязанности, вы- дерации, проживания на территории Российской Фе- текающие из необходимости

Некоторые особенности привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к административной ответственности Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

УДК 351.756 ББК 67.99 © 2015 г. М. Ю. Понежин, Л. Ю. Понежина некоторые особенности привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к административной ответственности В статье рассматривается механизм обеспечения административно-правового режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

Исследуются вопросы привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к административной ответственности.

Выявляется порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Ключевые слова: миграция, иностранные граждане, лица без гражданства, административная ответственность, порядок производства по делам об административных правонарушениях, административное выдворение за пределы Российской Федерации. SOME FEATURES OF THE ATTRACTION OF FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY The article discusses the mechanism for administrative-legal regime of stay offoreign citizens and stateless persons in Russia.

The problems of attracting foreign citizens and stateless persons to administrative responsibility. Identifies the order of proceedings on administrative offenses.

Keywords: migration, foreign citizens, stateless persons, administrative responsibility, the order of proceedings on administrative offenses, administrative expulsion from of the Russian Federation.

В течение XX века наблюдалось интенсивное расширение миграционных потоков, а к его концу феномен миграции стал составляющим фактором всех глобальных проблем. Данное обстоятельство потребовало разработки новых подходов к миграционной политике, способствующей достижению и поддержанию баланса интересов всех международных исследователей, интересующихся регулированием миграционных процессов.

После того, как было снято большинство административных запретов и ограничений на въезд иностранных граждан и лиц без гражданства, произошло стремительное увеличение пребывающих в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, а также возросло количество присутствующих в государстве иностранных юридических лиц. Поэтому проблема привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства в России является как никогда актуальной, так как не все мигранты прибывают с миролюбивыми намерениями, что может осложнить практику обеспечения правопорядка в общественных местах, охраны личной безопасности, прав и свобод граждан.

В соответствии со ст. 62 Основным законом нашего государства иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором [ 1]. Статья 2.6 КоАП РФ устанавливает, что находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами России (особые правила действуют лишь в отношении лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетами) [2]. В

4. Особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства

курсовая работа Являясь субъектами права, иностранные граждане и лица без гражданства подлежат ответственности на тех же основаниях, что и граждане РФ.

Однако в отношении них законодательством предусматриваются меры, не применяемые к гражданам РФ: — административное выдворение — принудительное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц через государственную границу РФ либо контролируемый самостоятельный их выезд из РФ; — депортация — принудительная высылка указанных граждан и лиц в случае утраты или прекращения законных оснований пребывания (проживания) в РФ. /10/ Согласно ст. 3.10 Кодекса об административных правонарушениях РФ административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства — принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — контролируемый самостоятельный выезд иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации. Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административной ответственности чаще всего назначается судом.

Административное выдворение применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства. /2/ С августа 2013 г. в Российской Федерации ужесточены меры иммиграционного контроля и в соответствии со ст.

18.8 КоАП РФ (предусматривает основания для административного выдворения иностранного гражданина) нарушение иностранным гражданином миграционного законодательства РФ (отсутствие регистрации по месту пребывания, осуществление трудовой деятельности без разрешительных документов, даже нарушение сроков пребывания в РФ на один день) — уже является основанием для того, чтобы суд назначил такое наказание, как выдворение иностранных граждан из Российской Федерации (выдворение мигрантов, выдворение иностранцев).

Более того, согласно действующему законодательству административное выдворение является безальтернативным видом наказания за нарушение миграционного законодательства./8/ Решение об административном выдворении может исполняться иностранным гражданином самостоятельно, решение о депортации только в принудительном. На основании решения о депортации, как правило, исполняется решения иных органов исполнительной власти — например, Решения Министерства Юстиции

«О нежелательности пребывания на территории РФ иностранного гражданина или лица без гражданства»

. Пример. Суд первой инстанции выдворил иностранного гражданина в силу того, что иностранный гражданин, имея разрешения на осуществление трудовой деятельности в г.

Москва, осуществлял трудовую деятельность в Московской области.

Однако, по жалобе адвоката, суд второй инстанции постановление суда первой инстанции отменил, производство по делу прекратил, основываясь на следующем: судом второй инстанции было установлено, что иностранный гражданин, имея разрешение на работу в г. Москве — осуществлял работу на территории Московской области, находясь в командировке, что соответствует действующему миграционному законодательству РФ.

Действительно, согласно п.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

» Основы правового статуса иностранных граждан и лиц без на территории определяются Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и Федеральным законом

«О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ. Названные федеральные законы определяют и особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона

«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

под иностранным гражданином понимается , не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее наличия гражданства (подданства) иностранного , а под лицом без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. В силу ч. 1 ст. 2 названного Федерального закона иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, подразделяются на три вида: временно пребывающие в Российской Федерации — это лица, прибывшие в Российской Федерации на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание; временно проживающие в Российской Федерации — это лица, получившие разрешение на временное проживание; постоянно проживающие в Российской Федерации — это лица, получившие вид на жительство.

В соответствии с положениями ч.

3 ст. 62 РФ и ст. 4 Федерального закона

«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности в том числе и в административно-публичной сфере наравне с гражданами страны, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. , установленные названным Федеральным законом, а также иными федеральными законами сводятся главным образом к следующему.

1. Иностранные граждане и лица без гражданства в отличие от граждан Российской Федерации не вправе осуществлять некоторые в административно-публичной сфере. В частности, они не имеют права: избирать и быть избранными в федеральные , органы субъектов РФ, участвовать в РФ и референдумах субъектов РФ; поступать на , кроме случаев, предусмотренных федеральными законами и международными договорами РФ; быть членами и участвовать в деятельности ; быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; быть командиром воздушного судна гражданской авиации; поступать на работу на объекты и в организации, деятельность которых

Административная ответственность за правонарушения иностранных граждан и лиц без гражданства Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА Прусакова М.Г., аспирантка кафедры административного и служебного права Северо-Кавказская академия государственной службы Аннотация: Статья посвящена актуальным вопросам административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства.

Особое внимание уделяется вопросам систематизации правовых норм и практики их применения в сфере миграции, а также созданию теоретической научной базы для дальнейшего совершенствования административной ответственности в данной области.

Ключевые слова: административная ответственность, миграция, иностранцы, правонарушения Ежегодно в России тысячи иностранных граждан и лиц без гражданства привлекаются к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства. В связи с неизменным увеличением числа прибывающих, обостряется проблема ужесточения ответственности за нарушения в сфере миграции.

По данным Федеральной миграционной службы Российской Федерации, за последнее время значительно возросло количество иностранных граждан, нарушивших правила пребывания на территории России.

Например, в 1996 году к ответственности за нарушение соответствующих законов было привлечено около 160 тысяч иностранных граждан, а с территории России выдворено около 14,5 тысячи, а в 2007 г. к ответственности было привлечено уже более 170 тысяч иностранных граждан, а выдворено — более 22 тысяч соответственно.

В последнее время наметилась устойчивая тенденция увеличения числа иностранных граждан, которые незаконно въезжают на территорию России, и тем самым, создавая реальную угрозу национальной безопасности государства.

Изучив законодательство, регулирующее отношения в сфере миграции, можно проследить усиление административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, а именно существенно увеличилось количество видов деяний, признающихся правонарушением, повысились размеры административных штрафов, расширился субъектный состав правонарушений.

Например, за нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст.

18.10 Кодекса об административных правонарушениях) к ответственности могут быть привлечены как работодатель, так и заказчик работ (услуг), а за нарушение правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации (ст. 18.9 Кодекса об административных правонарушениях) ответственности подлежит должностное лицо организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданин Российской Федерации или постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин.

Стремительное увеличение числа прибывающих привело к появлению новых общественных отношений, которые повлекли за собой возникновение новых нарушений в этой области.

Для предотвращения правонарушений, а также регулирования новых общественных отношений был принят ряд актуальных нормативно-правовых актов.

Но хаотичное принятие новых нормативно-правовых актов не улучшит ситуацию.

Некоторые особенности применения административной ответственности за нарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации

Анализируя административно-правовой статус иностранных граждан, пребывающих на территории России необходимо особое внимание уделить вопросам ответственности за нарушение российского законодательства. Как и граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение ими противоправных действий подлежат ответственности. Подобное положение предусмотрено статьей 33 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ

«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

[6].

Ответственность за нарушение российского законодательства для всех категорий физических лиц установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) [1] и Уголовным кодексом РФ (далее — УК РФ) [2].

Исключение составляет вопрос об административной ответственности иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации, совершивших на территории Российской Федерации административное правонарушение, который в соответствии с ч. 3 ст. 2.6 КоАП, разрешается в соответствии с международными нормами права. Однако административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства, не обладающих дипломатической неприкосновенностью, имеет некоторые особенности, отличающие ее от административной ответственности российских граждан.

Иностранные граждане кроме общего режима также подлежат ответственности за нарушение специальных правил, которые не распространяются на российских граждан. Таким образом, для иностранных граждан и лиц без гражданства в КоАП РФ и УК РФ предусмотрена ответственность также за нарушение самого режима пребывания на территории России.

В зависимости от степени общественной опасности вышеуказанных правонарушений, лица их совершившие, могут быть привлечены к административной, уголовной либо материальной ответственности. Статьи, устанавливающие административную ответственность за нарушения в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, содержатся в гл.

18 КоАП РФ

«Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации»

. Также, к данной группе правонарушений также относится норма, закрепленная в ст. 19.27 гл. 19 КоАП РФ

«Предоставление ложных сведений при осуществлении миграционного учета»

.

В последние годы наметилась устойчивая тенденция усиления ответственности за нарушения в сфере обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации.