Право собственности на лесные участки


Статья 8 ЛК РФ. Право собственности на лесные участки


»»Статья 8. Право собственности на лесные участки 1.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. В соответствии со ст. 3 Федерального закона

«О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»

земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Комментируемая статья устанавливает, что и сформированные, и формируемые лесные участки в соответствии со настоящего Кодекса также находятся только в федеральной собственности, независимо от того, предоставлены они физическим или юридическим лицам на установленном праве пользования или нет.

Содержание права собственности в целом как института гражданского права закреплено в ст.

209 ГК РФ. Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и др. природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Общие положения об оборотоспособности объектов гражданских прав, в том числе земли и других природных ресурсов, закреплены в ст.

129 ГК РФ. Согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и др. природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Перечень земельных участков, изъятых из оборота, т.е. тех, которые нельзя предоставлять в частную собственность, а также перечень земельных участков, ограниченных в обороте, т.е.

тех, которые, по общему правилу, также нельзя предоставлять в частную собственность, за исключением прямого разрешения о том федерального закона, содержатся в ст. 27 Земельного кодекса РФ. Статьей 33 Федерального закона

«О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»

подп. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ был изложен в другой редакции.

Так, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

Отметим, что правовой режим лесных участков в составе земель нелесного фонда, а иных категорий четко не определен, что породит немало спорных моментов. Как видим, формы собственности на такие лесные участки могут быть любые и должны определяться в соответствии с земельным законодательством. Пока такие нюансы земельное законодательство не содержит.

Достаточно сложно будет определить критерий отнесения лесного участка в составе земель иных категорий к таковому при условии отсутствия на нем соответствующих насаждений.

  1. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
  2. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
  1. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
  2. (утв.

    Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)

  3. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
  1. «О внесении изменений

Право собственности на лесные участки

Полное разъяснение по теме: «право собственности на лесные участки» от профессионального юриста с ответами на все интересующие вопросы.В настоящее время Вопрос о праве собственности на леса – центральный в новом ЛК.

Содержание права собственности определено в ст.

209 ГК РФ. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Единственной предусмотренной в ЛК РФ 1997 г.

формой собственности на леса была федеральная. В соответствии со ст. 7 прежнего ЛК все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, образовывали лесной фонд. При этом лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, находились в федеральной собственности (ст.

19 ЛК 1997 г.). Вопрос о форме собственности на леса, произрастающие на землях городских и сельских поселений, не был решен в законодательстве. Тем самым ЛК 1997 г. по существу устанавливал исключительную федеральную собственность на леса. Вопрос о собственности на леса вызвал бурные дискуссии при обсуждении проекта Лесного кодекса Российской Федерации, который был разработан рабочей группой при Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации и внесен в Государственную Думу Российской Федерации в начале 2005 г.

Многие юристы и ученые, занимающиеся данной проблематикой, предостерегали разработчиков проекта от включения норм, предполагающих приватизацию лесов, нарушающих право граждан России на леса, как общественное достояние.

Критикуемый проект ЛК РФ (вариант от 18 января 2005 г.) закреплял в ч.

1 ст. 42 федеральную собственность на земли лесного фонда, в ч. 2 предусматривал, что лесные участки могут находиться в государственной и муниципальной собственности, а также в собственности физических и юридических лиц. А в ч. 6 этой статьи предусматривалась также возможность иметь в собственности участки леса иностранным физическим и юридическим лицам, а также лицам без гражданства (за исключением лесных участков, предусмотренных перечнем, утвержденным указом Президента Российской Федерации).

Такое решение вопроса о собственности на лесной фонд противоречило не только мнению общественности, но и Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации, и этот вариант проекта ЛК РФ был отправлен на доработку. Более года проект перерабатывали и осенью 2006 г. вернулись к его рассмотрению.

Директор Центра экологии и управления лесов Российской академии наук Г. Коровин отметил, что в структуре документа осталась «лазейка», через которую очень легко осуществить главную идею разработчиков – о частной собственности.

Лесная амнистия — гарантия защиты собственности на участки на лесных землях

→ → → Содержание

  1. :

Ситуация, когда земельный участок (ЗУ) находится на лесной земле, не редкая.

Участок может быть любым — для садоводства, ЛПХ, ИЖС, КФХ или для сельхозпроизводства.

Сам участок или постройки, появившиеся на нём, даже оформленные должным образом в собственность в ЕРГН, долгое время были под прицелом лесных ведомств, предъявлявших к владельцам претензии.

Они касались собственности на землю, поскольку эти ведомства относили наделы или их часть к лесной территории, зарегистрированной в лесном реестре.

И не только считали. Опираясь на положения Лесного кодекса РФ, ведомства стремились опровергнуть право собственности на землю и правомерность предоставления участков в собственность граждан, выполненного органами муниципальной власти. Земельные участки изымались у владельцев через суды.

Земля возвращалась в лесной фонд государства, то есть в собственность Российской Федерации.

Успешных для лесных ведомств результатов было немало. Проблемы защиты собственности на земельные участки на лесных землях актуальны и сегодня, но решаются они уже в правовом русле защиты прав собственников.

О том, что было особенно сложным для собственников участков на лесных землях и каким образом ситуация для них изменилась к лучшему, что гарантирует государство, будет рассказано в этой статье. Земли лесного фонда, по Земельному кодексу РФ, представляют собой отдельную категорию земель, так же, как, например, земли населённых пунктов или земли с/х назначения. Использование земель лесного фонда регулируется Лесным кодексом РФ, а лейтмотивом в определении порядка использования лесных земель является тема их защиты, воспроизводства, использование в соответствии с назначением, зачастую исключающие возможность застройки.

На участках на лесных землях построить что-либо было практически невозможно, а если и возможно, то только при наличии разрешений лесного ведомства субъекта РФ или в соответствии с проектом освоения лесов на лесных участках, предоставленных в пользование или аренду, утверждение которого представляет непростую процедуру.

Возведение частного дома на такой земле во многих случаях провоцировало в дальнейшем крайне неприятные последствия. Строение приобретало статус самовольной постройки на лесных землях, даже если на него в ЕГРН было зарегистрировано право собственности.

Постройки должны были сноситься по решению судов. Сложившаяся ситуация имела малоприглядный характер:

  1. возникла масса проблем: и дачники, и люди, проживающие в посёлках вблизи лесов, не могли ничего построить на «лесных» сотках, а если и строили, то строения были вне закона и Росреестр не мог зарегистрировать право собственности
  2. земли Рослесхоза оказались в границах садоводческих товариществ и населённых пунктов
  3. не всем гражданам и организациям, что возвели постройки на лесных землях, было известно, что их участок находится в границах

Право собственности на леса (стр. 1 из 5)

Введение. 29 января 1997 года Президентом Российской Федерации был подписан и 4 февраля 1997 года в “Российской газете” официально опубликован Лесной кодекс Российской Федерации, который заменил действовавшие с апреля 1993 года Основы лесного законодательства Российской Федерации.

Лесной кодекс России установил правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала. При этом регулирование лесных отношений осуществляется им с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик (1977 г.) и принятый вслед за ним Лесной кодекс РСФСР (1978 г.) закрепили исключительную собственность государства на леса и возможность предоставления их только в пользование, разделили регулирование лесных, водных и горных отношений.

Данное положение было изменено Основами лесного законодательства 1993 г. С принятием Лесного кодекса Российской Федерации в 1997 году был сделан значительный шаг вперед, разграничена сфера действия соответствующих отраслей права и в то же время установлена между ними взаимосвязь.

1. Лес как объект права собственности. Пункт 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации провозглашает права собственности на землю и другие природные ресурсы.

Согласно ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о природных ресурсах, которые по отношению к гражданскому являются специальным законодательством. Таким образом ГК России закрепляет приоритет лесного законодательства в регулировании указанных отношений за Лесным кодексом, что находит отражение в конкретных нормах этих законодательных актов. В соответствии с Лесным кодексом России вся лесная растительность в Российской Федерации подразделяется на лесной фонд и леса не входящие в лесной фонд.

Лесной фонд — это все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли). Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством Российской Федерации.

(Статья 7. ЛКРФ) В лесной фонд не входят леса, расположенные на землях обороны и леса на землях городских поселений — городские леса. (Статья 10. ЛКРФ). В лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд на основании статьи 11.ЛКРФ, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная на: — землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;

Право пользования участками лесного фонда может быть различным. Согласно Статье 8 «Право собственности на лесные участки» Лесного кодекса РФ, право собственности на лесные участки в составе земель лесного фонда принадлежит государству.

Федеральная собственность на леса призвана служить гарантией выполнения государством своей обязанности по соблюдению и защите прав граждан РФ на благоприятную окружающую среду. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ЗК РФ).

Право пользования участками лесного фонда может быть различным. Согласно Статье 8 «Право собственности на лесные участки» Лесного кодекса РФ, право собственности на лесные участки в составе земель лесного фонда принадлежит государству.

Федеральная собственность на леса призвана служить гарантией выполнения государством своей обязанности по соблюдению и защите прав граждан РФ на благоприятную окружающую среду.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ЗК РФ).

Постоянно поднимается вопрос установления частной собственности на леса. Этот вопрос актуален не только для тех, кто построил дом на лесном участке, он имеет значительный общественный резонанс. Обсуждая его, нельзя не принимать во внимание естественные природно-экономические свойства леса как природного объекта.
Статья 9 ЛК РФ предусматривает постоянное (бессрочное) пользование лесным участком, аренду лесного участка, безвозмездное срочное пользование лесным участком, а также ограниченное пользование чужим лесным участком (сервитут).

Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникают и прекращаются, если иное не предусмотрено ЛК РФ, по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством. Лесные участки в составе земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам передаются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а гражданам ─ в аренду и безвозмездное пользование. После 1 января 2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения установленных лесохозяйственными регламентами видов и параметров использования лесов.

После 1 января 2015 года не допускается предоставление в пользование лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.

Лица, которым предоставлены лесные участки, за некоторыми исключениями не вправе препятствовать доступу граждан на эти участки.

В т. ч. для сбора пищевых и не древесных лесных ресурсов. Огораживание лесных участков допускается только в случаях, предусмотренных ЛК РФ.

Сегодня проводится акция — консультация юристов и адвокатов 0 — рублей.

успейте получить ответ бесплатно→

Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных (далее – Политика конфиденциальности) действует в отношении всей информации, которую сайт http://online-sovetnik.ru, (далее – Онлайн Советник) расположенный на доменном имени http://online-sovetnik.ru (а также его субдоменах), может получить о Пользователе во время использования сайта http://online-sovetnik.ru (а также его субдоменов), его программ и его продуктов.1.

Определение терминов1.1 В настоящей Политике конфиденциальности используются следующие термины:1.1.1.

«Администрация сайта» (далее – Администрация) – уполномоченные сотрудники на управление сайтом http://online-sovetnik.ru, которые организуют и (или) осуществляют обработку персональных данных, а также определяет цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.1.1.2. «Персональные данные» — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).1.1.3. «Обработка персональных данных» — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.1.1.4.

«Конфиденциальность персональных данных» — обязательное для соблюдения Оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.1.1.5.

«Сайт http://online-sovetnik.ru» — это совокупность связанных между собой веб-страниц, размещенных в сети Интернет по уникальному адресу (URL): http://online-sovetnik.ru, а также его субдоменах.1.1.6. «Субдомены» — это страницы или совокупность страниц, расположенные на доменах третьего уровня, принадлежащие сайту http://online-sovetnik.ru, а также другие временные страницы, внизу который указана контактная информация Администрации1.1.5. «Пользователь сайта http://online-sovetnik.ru » (далее Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту http://online-sovetnik.ru, посредством сети Интернет и использующее информацию, материалы и продукты сайта http://online-sovetnik.ru.1.1.7.

«Cookies» — небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя, который веб-клиент или веб-браузер каждый раз пересылает веб-серверу в HTTP-запросе при попытке открыть страницу соответствующего сайта.1.1.8.

«IP-адрес» — уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, через который Пользователь получает доступ на Онлайн Советник.2.

Общие положения2.1. Использование сайта http://online-sovetnik.ru Пользователем означает согласие с настоящей Политикой конфиденциальности и условиями обработки персональных данных Пользователя.2.2.

Право собственности на лесные участки.

Стр 3 из 8Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации.

СОБСТВЕННОСТЬ — это отношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей, которое выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении вмешательства всех третьих лиц в ту сферу хо­зяйственного господства, на которую простирается власть собственника.

Содержание права собственности составляют принадлежащие собствен­нику правомочия по владению, пользованию и распоряжению вещью.

Указанные правомочия, как и субъективное право собственности в целом, представляют собой юридически обеспеченные возможности поведения собственника, они принадлежат ему до тех пор, пока он остается собственником.

В тех случа­ях, когда собственник не в состоянии эти правомочия реально осуществить (например, при аресте его имущества за долги или когда имуществом неза­конно владеет другое лицо), он не лишается ни самих правомочий, ни права собственности в целом.

Чтобы раскрыть содержание права собственнос­ти, необходимо дать определение каждого из принадлежащих собственнику правомочий. Начнем с владения. ПРАВОМОЧИЕ ВЛАДЕНИЯ — это юридически обеспеченная возможность хо­зяйственного господства собственника над вещью. Речь при этом идет о хозяйственном господстве над вещью, которое вовсе не требует, чтобы собственник находился с ней в непосредственном соприкосновении.

Напри­мер, уезжая в длительную командировку, собственник продолжает оставаться владельцем находящихся в его квартире вещей. Владение вещью может быть и незаконным.

ЗАКОННЫМ называется владе­ние, которое опирается на какое-либо правовое основание, т. е. на юриди­ческий титул владения.

Указанное обстоятельство

Право собственности и другие права на участки леса

Право собственности – наиболее полное вещное право на лесные участки вместе с растущими на данных участках лесами.

Законное владение часто именуют титульным. НЕЗА­КОННОЕ владение на правовое основание не опирается, а потому является беститульным. Вещи, по общему правилу, находятся во владении тех, кто име­ет то или иное право на владение ими.
Право собственности рассматривается в объективном и субъективном понимании.

В субъективном понимании право собственности определяется как закрепленная за собственником законно обеспеченная возможность владения, пользования, распоряжения принадлежащим ему имуществом по личному усмотрению и в собственном интересе посредством совершения по отношению к этому имуществу любых действий, не нарушающих закон и иные правовые акты и не нарушающие права и охраняемые законодательством интересы остальных лиц, а также возможность устранения вмешательства всех 3-х лиц в его хозяйственное господство.

Право собственности в объективном понимании – это правовой институт, то есть совокупность правовых норм, которые регулируют особую область имущественных отношений, связанных с землей и другими природными ресурсами. Согласно действующему Лесному Кодексу Российской Федерации право собственности на леса напрямую не закреплено в законодательной системе. В ней право собственности на леса закреплено через определение собственности на земельные участки, где растут леса.

Лес – это сложная вещь, которая включает несколько частей: земельный участок, лесную растительность и другие части. Леса находятся на территории земель лесного фонда и землях других категорий (часть 1 статьи 6 Лесного Кодекса России).

Лесные участки, входящие в составе земель лесного фонда, являются федеральной собственностью (часть 1 статьи 8 Лесного Кодекса России).

Многие леса произрастают на землях лесного фонда, потому являются федеральной собственностью.

В лесном кодексе России не предусмотрена возможность приватизации лесов, растущих на землях лесного фонда.

Также в федеральную собственность входят леса, растущие на землях обороны и безопасности, в заповедниках, национальных парках и пр.

В Лесном Кодексе России в 2006-м г.

обозначена собственность на леса субъектов России в качестве разновидности госсобственности.

Субъекты России называются участниками лесных отношений согласно статье 4 Лесного Кодекса России. Собственность субъектов РФ на леса, к примеру, напрямую закрепляется частью 1 статьи 82 Лесного Кодекса России, которая называет полномочия органов госвласти субъектов России – владение, пользование и распоряжение лесными участками, которые находятся в собственности субъектов России.

Собственность субъектов России на земельные участки закреплена статьей 18 Земельного Кодекса России. Собственностью субъектов России являются земельные участки, признанные таковыми федеральным законодательством, право собственности субъектов России на которые появилось при разделении госсобственности на землю, приобретенные субъектами России по основаниям из гражданского законодательства.

В Лесном кодексе России предусмотрено также введение иной формы собственности на леса – муниципальная собственность.

В полномочия органов местного управления по отношению к лесным участкам входит владение,

Вопрос 55.

Правовой режим лесов, лесных участков. Право собственности на лесные участки.

Стр 14 из 23Лес — это сложная экосистема, в состав которой входят деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, грибы, животные, разнообразные микроорганизмы. Статья 5. Понятие леса Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Статья 6. Земли, на которых располагаются леса 1.

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. 2. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

3. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Статья 102. Защитные леса и особо защитные участки лесов 1. К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса.

Статья 12. Освоение лесов 1. Освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.

2. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

3. Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

4. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. 5. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: 1) организация использования лесов; 2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; 3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; 4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

2. С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов: 1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; 2) леса, расположенные в водоохранных зонах; 3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; в) зеленые зоны; г) городские леса; д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной

Лесные участки как объекты права собственности Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

ЛЕСНЫЕ УЧАСТКИ КАК ОБЪЕКТЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ Чернова Анастасия Александровна, соискатель кафедры гражданского права ВГНА Минфина России. Аннотация. В настоящей статье сделана попытка проанализировать признаки лесного участка как объекта права собственности и разработать определение лесного участка, выражающее его правовую сущность.

Также уделено внимание рассмотрению форм собственности на лесные участки.

Ключевые слова: Лесной кодекс Российской Федерации; лесной участок; лесной фонд; категории земель; право собственности. WOOD LOTS AS AN OBJECT OF OWNERSHIP Chernova Anastasia Alexandrovna, Competitor of chair of civil law, The All-Russia State Tax Academy the Ministry of Finance.

Annotation. In this article an effort is made to analyze features of wood lot as an object of ownership, and to elaborate a definition of wood lot which would express its legal essence.

Attention is also paid to the consideration of forms of wood lots ownerships. Keywords: Wood Code of Russian Federation; wood lot; forest fund; land categories; right of ownership.

В ст. 7 Лесного кодекса РФ1 введено понятие «лесной участок», но содержание этого понятия не раскрывается, а лишь устанавливается, что таким участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с правилами Лесного кодекса РФ (а именно, ст.ст. 67, 69 и 92 ЛК РФ). Итак, анализ указанной правовой нормы свидетельствует о том, что понятие «лесной участок» тождественно понятию «земельный участок». Другого определения не дано, а предложенное определение понятия «лесной участок» напрямую относит его к сфере действия земельного законодательства, что приводит к ограничению сферы действия лесного законодательства и замене его земельным законодательством, в соответствии с которым определяются и формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий.

Стоит согласиться с мнением Г.Е.

Быстрова о том, что такое замещение понятий объясняется сознательным желанием законодателя вывести отношения, связанные с оборотом лесных участков, переводом лесных участков и земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе и включенных в гражданский оборот, из сферы действия лесного законодательства и распространить на них как общие принципы и положения Гражданского кодекса РФ, регулирующие сделки со всеми объектами недвижимости, так и земельное законодательство, уста- 1 СЗ РФ.

2006. N 50. Ст. 5278. навливающее порядок использования и охраны земель лесного фонда2.

Таким образом, создается возможность приватизации лесов без введения частной собственности на них путем изменения целевого назначения занятых лесами земель.

Как мы отметили, действующее законодательство определяет понятие «лесной участок» через понятие «земельный участок».

Следовательно, неизбежно обращение к земельному законодательству. Первым федеральным законом, где земельный участок прямо упоминается как объект гражданских прав, стал Гражданский кодекс РФ3.

Здесь в ст.ст. 130, 132, 216, 261 и др.

Комментарий к СТ 75 ЛК РФ

. Договор купли-продажи лесных насаждений Комментарий к статье 75 ЛК РФ: 1.

Согласно ч. 1 комментируемой статьи лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут отчуждаться (продаваться) по договору купли-продажи.

Таким образом, на этом основании у граждан и юридических лиц может возникать право собственности на лесные насаждения, расположенные на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Объектом рассматриваемого договора являются исключительно лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. По смыслу ЛК РФ к лесным насаждениям отнесены деревья, кустарники и лианы в лесах ().

Лесные насаждения, являющиеся объектом договора, должны располагаться на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Необходимо отметить, что под государственной собственностью следует понимать собственность Российской Федерации и субъектов РФ. Федеральная собственность по смыслу — исключительно собственность Российской Федерации.

Право собственности на лесные участки подлежит регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

(далее — Федеральный закон N 122-ФЗ). Важно, что согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии ), обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу — документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).

Выписки из Единого государственного реестра прав, утвержденные в установленном порядке, должны содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.

——————————— См.: Указ Президента РФ от 25.12.2008 N 1847

«О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»

. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ст.