Сокращенная форма дознания возврат прокурора


Оглавление:

Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания


В целях обеспечения единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные при рассмотрении сообщений о преступлениях и расследовании преступлений, руководствуясь ,приказываю:1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений по данному направлению деятельности, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним прокурорам военных и иных специализированных прокуратур в соответствии с установленной компетенцией обеспечить единый подход к осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания независимо от их ведомственной принадлежности, безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах процессуальной деятельности с момента поступления сообщения о преступлении до принятия окончательного решения по уголовному делу.2. Считать важнейшей обязанностью прокуроров защиту прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, чьи права и законные интересы были нарушены, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного вреда.3. Систематически (не реже одного раза в месяц) проводить проверки исполнения требований федерального законодательства органами дознания при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, учитывая информацию о преступных проявлениях, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, обращениях граждан, сведениях медицинских учреждений.Следить за строгим соблюдением органами дознания, дознавателями правил подследственности, установленных в (далее — УПК РФ), не только при расследовании преступлений, но и при рассмотрении, разрешении сообщений о преступлениях.Не допускать передачи материалов по сообщениям о преступлениях по подследственности, в том числе территориальной, или в суд без достаточных на то оснований.При выявлении нарушений указанных требований добиваться их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности, используя в полном объеме предусмотренные законом меры прокурорского реагирования.

При наличии оснований, в том числе в связи с установлением фактов фальсификации материалов доследственных проверок, выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.4. Продлевать по ходатайству дознавателя срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток согласно в случае необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий с обязательным указанием на конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.5.

Обеспечить своевременную проверку законности процессуальных решений органов дознания, дознавателей по каждому сообщению о преступлении.

Приказ Генпрокуратуры России от 26.01.2017 N 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗот 26 января 2017 г. N 33ОБ ОРГАНИЗАЦИИПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮОРГАНОВ ДОЗНАНИЯВ целях обеспечения единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные при рассмотрении сообщений о преступлениях и расследовании преступлений, руководствуясь Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений по данному направлению деятельности, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним прокурорам военных и иных специализированных прокуратур в соответствии с установленной компетенцией обеспечить единый подход к осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания независимо от их ведомственной принадлежности, безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах процессуальной деятельности с момента поступления сообщения о преступлении до принятия окончательного решения по уголовному делу.2.

Считать важнейшей обязанностью прокуроров защиту прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, чьи права и законные интересы были нарушены, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного вреда.3. Систематически (не реже одного раза в месяц) проводить проверки исполнения требований федерального законодательства органами дознания при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, учитывая информацию о преступных проявлениях, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, обращениях граждан, сведениях медицинских учреждений.Следить за строгим соблюдением органами дознания, дознавателями правил подследственности, установленных в Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ), не только при расследовании преступлений, но и при рассмотрении, разрешении сообщений о преступлениях. Не допускать передачи материалов по сообщениям о преступлениях по подследственности, в том числе территориальной, или в суд без достаточных на то оснований.При выявлении нарушений указанных требований добиваться их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности, используя в полном объеме предусмотренные законом меры прокурорского реагирования.

Продлевать по ходатайству дознавателя срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток согласно УПК РФ в случае необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов,

Проблемы дознания в сокращенной форме

4 марта 2013 года в российском уголовном процессе появилось дознание в сокращенной форме.

При наличии оснований, в том числе в связи с установлением фактов фальсификации материалов доследственных проверок, выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.4.
Данный порядок дознания возможен при условии, что уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица, которое ходатайствует о сокращенном сроке дознания, признает свою вину, согласен с характером и размером причиненного преступлением вреда. Как следствие полномочия органов предварительного расследования при проверке сообщения о преступлении расширены.

Как показывает практика, дознание в настоящее время не отвечает требованиям оперативности.

Изначально законодатель, оптимизируя порядок доступа к правосудию в разумные сроки, исключил стадию предъявления обвинения, сократив тем самым сроки досудебного производства. Однако по перечню разрешенных процессуальных средств по собиранию доказательств дознание практически ничем не отличается от предварительного следствия.

Причем после возбуждения уголовного дела органы дознания вынуждены дублировать многие процессуальные действия.

Это привело к тому, что дела в порядке дознания часто расследуются с продлением сроков, установленных законом. В УПК РФ подчеркивается, что участники уголовного судопроизводства при расследовании дела в форме дознания в сокращенном порядке имеют те же права и обязанности, что и участники уголовного судопроизводства, предварительное расследование по которому производится в форме дознания, осуществляемого в общем порядке. Вместе с тем сокращенное дознание будет обладать определенными особенностями при доказывании.

Так, доказательства по уголовному делу должны собираться в объеме, достаточном для установления события преступления, характера и размера причиненного им вреда, а также виновности лица в совершении преступления. В то же время обязательно должны быть произведены только те следственные действия, не проведение которых может привести к невосполнимой утрате следов преступления или иных доказательств Сокращенные сроки в сравнении с дознанием в общем порядке оставляют свой след на деятельности прокурора по таким делам. В первую очередь жесткого надзора требует соблюдение сроков, по общему правилу они составляют 15 суток.

За это время должны быть проведены необходимые следственные действия, а собранных с помощью них доказательств, должно быть достаточно для установления события преступления, характера и степени причиненного им вреда, а так же виновности лица в его совершении. В данном вопросе законодатель не учел некоторые важные моменты, так сроки начинают исчисляется не с момента возбуждения уголовного дела, а с момента вынесения постановления о проведении дознания в сокращенной форме.

При тенденции жесткой экономии процессуальных сроков, данное положение кажется не совсем корректным.

В необходимых случаях установленный срок для проведения сокращенного дознания может быть продлен прокурором до 20 суток при наличии следующих условий: обвинительное постановление составлено; соответствующие участники процесса ознакомлены с ним и материалами уголовного дела; выполнение по их ходатайству

Приказ Генпрокуратуры России от 03.07.2013 N 262 (ред. от 29.03.2016) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания в сокращенной форме»

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗот 3 июля 2013 г.

N 262ОБ ОРГАНИЗАЦИИПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ДОЗНАНИЯ В СОКРАЩЕННОЙ ФОРМЕВ связи с вступлением в силу Федерального от 04.03.2013 N 23-ФЗ

«О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

, в целях обеспечения единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания в сокращенной форме, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные при расследовании преступлений, руководствуясь Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур в соответствии с установленной компетенцией обеспечить единый подход к осуществлению прокурорского надзора за производством дознания в сокращенной форме.1.1.

Независимо от ведомственной принадлежности поднадзорных органов обеспечить неукоснительное соблюдение требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах процессуальной деятельности с момента поступления сообщения о преступлении до принятия окончательного решения по уголовному делу.1.2. Проверять соблюдение требований закона об уведомлении прокурора, а также потерпевшего об удовлетворении ходатайства подозреваемого о производстве дознания в сокращенной форме в течение 24 часов с момента вынесения такого постановления.Организовать проверку законности и обоснованности решений об отказе в удовлетворении соответствующего ходатайства. При выявлении фактов нарушения закона принимать меры прокурорского реагирования, в том числе инициировать вопрос о привлечении соответствующего должностного лица органа дознания к установленной законом ответственности.

Принимать меры к отмене незаконного постановления дознавателя о производстве дознания в сокращенной форме, в случае если оно принято на основании ходатайства подозреваемого, не подписанного его защитником, обязательное участие которого предусмотрено УПК РФ.1.3. В ходе изучения материалов уголовного дела акцентировать внимание на обеспечении в соответствии со УПК РФ права потерпевшего на доступ к правосудию в разумный срок, исходя из того, что согласно УПК РФ решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела либо после получения данных об этом лице.1.4.

Проверять неукоснительное выполнение органами дознания положений УПК РФ о праве подозреваемого на подачу ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме и уведомлении о предельном двухсуточном сроке его подачи с момента, когда ему было разъяснено

Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания в сокращённой форме (с изменениями на 29 марта 2016 года) (утратил силу на основании приказа Генпрокуратуры России от 26.01.2017 N 33)

ПРИКАЗот 3 июля 2013 года N 262Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания в сокращённой форме (с изменениями на 29 марта 2016 года) ____________________________________________________________________Утратил силу на основании ________________________________________________________________________________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: . ____________________________________________________________________В связи с вступлением в силу , в целях обеспечения единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания в сокращённой форме, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные при расследовании преступлений, руководствуясь ,приказываю:1.

Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур в соответствии с установленной компетенцией обеспечить единый подход к осуществлению прокурорского надзора за производством дознания в сокращённой форме.1.1.

Независимо от ведомственной принадлежности поднадзорных органов обеспечить неукоснительное соблюдение требований , безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах процессуальной деятельности с момента поступления сообщения о преступлении до принятия окончательного решения по уголовному делу.1.2.
Проверять соблюдение требований закона об уведомлении прокурора, а также потерпевшего об удовлетворении ходатайства подозреваемого о производстве дознания в сокращённой форме в течение 24 часов с момента вынесения такого постановления.Организовать проверку законности и обоснованности решений об отказе в удовлетворении соответствующего ходатайства.

При выявлении фактов нарушения закона принимать меры прокурорского реагирования, в том числе инициировать вопрос о привлечении соответствующего должностного лица органа дознания к установленной законом ответственности.Принимать меры к отмене незаконного постановления дознавателя о производстве дознания в сокращённой форме, в случае если оно принято на основании ходатайства подозреваемого, не подписанного его защитником, обязательное участие которого предусмотрено .1.3.

В ходе изучения материалов уголовного дела акцентировать внимание на обеспечении в соответствии со права потерпевшего на доступ к правосудию в разумный срок, исходя из того, что согласно решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела либо после получения данных об этом лице.(Пункт в редакции, введенной в действие .1.4. Проверять неукоснительное выполнение органами дознания положений о праве подозреваемого на подачу ходатайства о производстве дознания в сокращённой форме и уведомлении о предельном

Дознаватель не разъяснил подозреваемому право воспользоваться сокращенной формой дознания, провел в обычное дознание, направил дело прокурору и тот вернул на дополнительное дознание, может ли дознаватель провести дальнейшее дознание в сокращенной форме?

Добрый день!

Добрый день! Статья 226.4 УПК РФ 1. При наличии предусмотренных настоящей главой условий для производства дознания в сокращенной форме до начала первого допроса дознаватель разъясняет подозреваемому право ходатайствовать о производстве дознания в сокращенной форме, порядок и правовые последствия производства дознания в сокращенной форме, о чем в протоколе допроса подозреваемого делается соответствующая отметка. 2. Подозреваемый вправе заявить ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме не позднее 2 суток со дня, когда ему было разъяснено право заявить такое ходатайство.

Ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме подается дознавателю в письменном виде и должно быть подписано подозреваемым, а также его защитником. Статья 226.1 УПК РФ 1. Дознание в сокращенной форме производится в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

2. Дознание в сокращенной форме производится на основании ходатайства подозреваемого о производстве по уголовному делу дознания в сокращенной форме и при наличии одновременно следующих условий: 1) уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений, указанных в пункте 1 части третьей статьи 150 настоящего Кодекса; 2) подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривает правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела; 3) отсутствуют предусмотренные статьей 226.2 настоящего Кодекса обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме. Статья 226.2 УПК РФ 1. Дознание не может производиться в сокращенной форме в следующих случаях: 1) подозреваемый является несовершеннолетним; 2) имеются основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера в порядке, установленном главой 51 настоящего Кодекса; 3) подозреваемый относится к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства, установленный главой 52 настоящего Кодекса; 4) лицо подозревается в совершении двух и более преступлений, если хотя бы одно из них не относится к преступлениям, указанным в пункте 1 части третьей статьи 150 настоящего Кодекса; 5) подозреваемый не владеет языком, на котором ведется уголовное судопроизводство; 6) потерпевший возражает против производства дознания в сокращенной форме. 2. Если обстоятельства, предусмотренные частью первой

Постановление № 1-24/2015 от 1 апреля 2015 г.

по делу № 1-24/2015

— Уголовное Дело № 1-24/2015ПОСТАНОВЛЕНИЕ о возвращении уголовного дела прокурору 01 апреля 2015 года г.

Комсомольск, Ивановской области Комсомольский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Прыткина А.Г., с участием государственного обвинителя прокуратуры Комсомольского района Ивановской области Малышевой Т.В., подсудимого Чупрунова А.Е., защитника – адвоката Комсомольской коллегии адвокатов Волкова Е.А., представившего удостоверение № … и ордер № … от дд.мм.гггг., при секретаре Козловой Т.А., рассмотрев материалы уголовного дела в отношении Чупрунова А.Е., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. , УСТАНОВИЛ:Чупрунов А.Е. обвиняется в совершении грабежа, то есть открытого хищения чужого имущества. При ознакомлении с материалами уголовного дела обвиняемый Чупрунов А.Е.

и его защитник Волков Е.А. заявили ходатайство о применении особого порядка судебного разбирательства.

Постановлением Комсомольского районного суда Ивановской области от дд.мм.гггг.

было назначено судебное заседание в особом порядке судебного разбирательства по уголовному делу в отношении Чупрунова А.Е., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.

В судебном заседании от дд.мм.гггг. государственный обвинитель Малышева Т.В.

возражала против рассмотрения уголовного дела в отношении Чупрунова А.Е. в особом порядке и просила назначить рассмотрение дела в общем порядке, в связи с чем, постановлением Комсомольского районного суда от дд.мм.гггг. суд прекратил особый порядок судебного разбирательства и назначил судебное заседание в общем порядке.

Дознание по уголовному делу проводилось в сокращенной форме, о чем свидетельствует постановление начальника группы дознания ОМВД России по Комсомольскому району об удовлетворении ходатайства подозреваемого и о производстве дознания в сокращенной форме от дд.мм.гггг. (л.д…). Суд поставил на обсуждение сторон вопрос о возвращении уголовного дела прокурору, поскольку в соответствии с ч.4 ст. при поступлении возражения какой-либо из сторон против дальнейшего производства по уголовному делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме, с применением особого порядка судебного разбирательства, а равно по собственной инициативе в случае установления обстоятельств, препятствующих постановлению законного, обоснованного и справедливого приговора, в том числе при наличии достаточных оснований полагать самооговор подсудимого, судья выносит постановление о возвращении уголовного дела прокурору для передачи его по подследственности и производства дознания в общем порядке.

В силу ч.5 ст. положение части шестой статьи 316 настоящего Кодекса не применяется при рассмотрении уголовных дел, дознание по которым производилось в сокращенной форме, то есть, если дознание производилось в сокращенной форме, то не применяется норма о том, что при возражении подсудимого, государственного обвинителя, потерпевшего против постановления приговора без проведения судебного разбирательства

Сам себе адвокат


В настоящее время сложилась следственная и судебная практика, которая выявила факторы тормозят применение сокращенной формы расследования уголовных дел. . Сегодня можно выделить следующие недостатки 1) правило о том, что сокращенное дознание может проводиться только в случае возбуждения уголовного дела в отношении лица; 2) обязательное согласие потерпевшего на применение процедуры сокращенного дознания; 3) формальные сроки подачи подозреваемым ходатайства о проведении сокращенного дознания; 4) правила, еще более сокращающие срок сокращенного дознания; 5) процедура ознакомления с материалами уголовного дела в срок сокращенного дознания. Правило об обязательном согласии потерпевшего на сокращенную форму дознания является главным препятствие на пути сокращенного дознания.

Дознаватель вплоть до конца рассмотрения дела в суде находится под «дамокловым мечом» возвращения дела прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ. Возврат дела грозит и из-за права подсудимого изменить свою позицию. Эту проблему удалось отчасти решить посредством приказа Генеральной прокуратуры РФ от 20.02.2015 83.
В соответствии с данным приказом с января 2015 года сведения об уголовных делах, возвращенных судом прокурору по инициативе подсудимого или потерпевшего, не учитываются как нарушения законности.

Изменение привело к тому, что сокращенная форма дознания стала применяться значительно чаще. Однако проблема права вето остается одной из главных, несмотря на то, что число возвращенных уголовных дел ввиду изменения позиции потерпевшего или подсудимого больше не влияет на оценку работы дознавателей МВД России.

Более того, иногда использование права в любой момент отказаться от сокращенной формы судопроизводства обвиняемые считают одной из форм защиты. В качестве оснований возвращения уголовного дела прокурору для перехода на общий порядок дознания суды расценивают практически любые противоречия или изменения в позиции подсудимого.

При этом для суда может не иметь значения, согласен ли подсудимый по-прежнему на особый порядок и признает ли он свою вину в полном объеме.

Суды возвращают уголовные дела прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ даже из-за изменения показаний подсудимого, хотя свою виновность он не оспаривает. Суды так же возвращают уголовное дело прокурору для перехода на общий порядок производства дознания когда подсудимый заявляет ходатайство о переквалификации обвинения.

Суды считают, что ходатайство о прекращении уголовного дела, в том числе и по нереабилитирующим основаниям, заявленное по делу, которое расследовалось в сокращенной форме дознания, не влечет за собой возвращение уголовного дела прокурору, а разрешается непосредственно в суде.

Доказывание по делам, расследуемым в форме сокращенного дознания, упрощено в целях процессуальной экономии.

Во-первых, сокращен предмет доказывания. Во-вторых, УПК РФ позволяет проводить только те процессуальные действия, без которых возможна невосполнимая утрата следов преступления или иных доказательств. В-третьих, закон разрешает дознавателю не производить следственные и иные процессуальные действия, чтобы установить фактические обстоятельства, сведения о которых содержатся в материалах проверки сообщения о преступлении и если такие сведения отвечают требованиям, предъявляемым УПК РФ к доказательствам .Кроме того, отдельно оговаривается правомочие не назначать судебную экспертизу, если до этого было проведено исследование специалиста, и не допрашивать лиц, от которых в ходе проверки сообщения о преступлении были получены объяснения.

Главой 321 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) предусмотрен сокращенный порядок производства дознания, который может применяться в случае, если причастность лица к совершению преступления не вызывает сомнения и им не оспариваются установленные обстоятельства содеянного. Производство дознания в сокращенной форме призвано исключить нерациональное расходование сил и средств органов предварительного расследования, необоснованное затягивание сроков досудебного производства, когда уголовное дело не представляет правовой и фактической сложности, а также направлено на достижение существенной процессуальной экономии. Особенности производства дознания в сокращенной форме Дознание в сокращенной форме производится по общим правилам производства дознания, но с изъятиями, установленными главой 321 УПК РФ.

Основанием производства дознания в сокращенной форме является ходатайство подозреваемого об этом.

Также необходимо наличие одновременно следующих условий: 1) уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ; 2) подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривает правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела; 3) отсутствуют обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме (ст. 2262 УПК РФ), а именно:

  1. имеются основания для применения принудительных мер медицинского характера в порядке, установленном гл. 51 УПК РФ (п. 2);
  2. установлено, что подозреваемый не владеет языком, на котором ведется уголовное судопроизводство (п. 5);
  3. лицо подозревается в совершении двух и более преступлений, если хотя бы одно из них относится к преступлениям, по которым обязательно производство предварительного следствия (п. 4);
  4. подозреваемый является несовершеннолетним (п. 1);
  5. потерпевший возражает против производства дознания в сокращенной форме (п. 6).
  6. подозреваемый относится к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства, установленный гл. 52 УПК РФ (п. 3);

Особенности процедуры: — срок производства дознания в сокращенной форме (ст.

2266 УПК РФ). Срок исчисляется с момента вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме (а не с момента возбуждения уголовного дела) и до дня направления уголовного дела прокурору с обвинительным постановлением и составляет не более 15 суток. При этом обвинительное постановление должно быть составлено не позднее 10 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме.

Срок дознания в сокращенной форме согласно ч. 9 ст. 226 7 УПК РФ может быть продлен до 20 суток; — особенности пределов доказывания (ст. 2265 УПК РФ). Доказательства собираются в объеме, достаточном для установления события преступления, характера и размера вреда, а также виновности лица.

Объем следственных действий ограничивается неотложными.

Дознание в сокращенной форме и полномочия прокурора при его производстве (Пестов А.Д.)

В науке уголовного процесса активно обсуждается проблема упрощения процедуры уголовного судопроизводства для обеспечения скорейшего предварительного расследования и судебного разбирательства уголовных дел.

Неоправданное усложнение правил досудебного и судебного производства и, как следствие этого, увеличение сроков расследования и рассмотрения уголовных дел по существу обусловило объективную необходимость совершенствования процедуры уголовного преследования за счет разработки оптимальных условий расследования преступлений и передачи дел в суд в разумный срок при неукоснительном соблюдении конституционных прав и свобод граждан, независимо от их процессуального положения. В связи с этим актуальным является исследование сокращенной формы дознания и полномочий прокурора при его производстве.

Решению законодателя о закреплении в тексте Уголовно-процессуального кодекса РФ сокращенной формы дознания предшествовала длительная дискуссия с обоснованием необходимости восстановления отдельных элементов или в целом существовавшей ранее (по Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР 1960 года) протокольной формы досудебной подготовки материалов. В частности, Ю.П. Якубина пишет: «Наиболее оптимальной формой досудебного производства для современного российского уголовного процесса должна выступить обновленная и усовершенствованная протокольная форма оформления материалов о совершенных преступлениях. Предложенная концептуальная модель сокращенного досудебного производства в виде модифицированной протокольной формы не только позволит ускорить и упростить уголовный процесс (первое направление дифференциации процессуальной формы), но и выступит существенной гарантией реализации и защиты прав сторон уголовного судопроизводства (второе направление)» [11, с.

7]. В качестве исторической справки отметим: суть протокольной формы досудебной подготовки материалов состояла в том, что такая подготовка осуществлялась без возбуждения уголовного дела, без производства следственных действий (кроме осмотра места происшествия).

Постановления о признании гражданским истцом, гражданским ответчиком и потерпевшим не выносились. С материалами законченного производства знакомился только правонарушитель.

Итоги досудебного производства оформлялись протоколом, который являлся основанием для рассмотрения материалов в суде. Досудебная подготовка материалов была ограничена десятидневным сроком, который продлению не подлежал.

В период наивысшей активности ученых и законодателя при разработке проектов УПК РФ высказывались разные точки зрения по вопросам о формах досудебного производства и необходимости их реформирования. Например, Н.А. Власова отмечает: «Существование двух одинаковых, дублирующих друг друга форм расследования — следствия и дознания — требует определения сущности и назначения каждой из них, а также критериев, по которым необходимо проводить их разграничение.

Дознание в полной форме вызывает справедливые нарекания. Возникновение этого института связано с кадровыми и организационными проблемами в следственных аппаратах и не имеет под собой достаточных правовых оснований.

Противоречия и недостатки российского законодательства, связанные с процедурой дознания в сокращенной форме

 С момента введения в уголовно-процессуальный кодекс РФ главы 32.1 «Дознание сокращенной формы» прошло более трех лет. За этот период сложилась определенная практика применения данной процедуры, которая отражает ее положительные и отрицательные стороны.

Выявляются противоречия российского законодательства в сфере механизма дознания в сокращенной форме и другими нормативно-правовыми нормами.

В данной работе рассматриваются коллизии и недостатки нормативного регулирования сокращенного вида дознания, которые в целом неблагоприятно влияют на практику его применения. Ключевые слова: уголовный процесс, сокращенная форма дознания, подозреваемый, потерпевший, доказывание, сроки, коллизии Федеральным законом от 04.03.2013г. № 23-ФЗ

«О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

в УПК РФ была введена глава 32.1, регламентирующая процедуру осуществления дознания в сокращенной форме.

Это была одной из мер законодателя по повышению эффективности деятельности дознавателей и всей системы дознания в органах внутренних дел, оптимизации их работы. Как часто встречается в законотворчестве, после принятия, каких-либо новых механизмов регулирования, законодатель и общество в целом сталкивается с рядом противоречий, и это не обошло стороной указанное выше нововведение уголовно-процессуального права. В настоящей статье рассмотрим некоторые юридические коллизии права и погрешности, затрагивающие уголовно-процессуальное законодательство, а в частности вид дознания в сокращенной форме.

УПК РФ гласит, что предварительное расследование производится в форме дознания и предварительного следствия.

Дознание производится в общем порядке либо в сокращенной форме. Дознание в сокращенной форме представляет собой систему норм, регулирующих правоотношения, возникающие в связи с расследованием преступлений, перечисленных в п.1. ч.3. ст.150 УПК РФ при условии возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, признания подозреваемым совей вины, характера и размера причиненного преступлением вреда и неоспаривания правовой оценки деяния, приведенной в постановлении о возбуждении уголовного дела, при отсутствии обстоятельств, исключающих производства дознания в сокращенной форме, указанных в ст.226.2 УПК РФ.

В силу ст.19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности языка и др. В этой связи возникает вопрос о соответствии некоторых уголовно-процессуальных норм, регулирующих сокращенное дознание.

Так п.5 ч.1 ст.226.2 УПК РФ определяет случай, когда подозреваемый не владеет языком, на котором ведется уголовное судопроизводство в качестве одного из обстоятельств, исключающих производство дознания в сокращенной форме. В данном случае лицу не владеющему языком, на котором ведется уголовное преследование, заявившему ходатайство о производстве дознания в сокращенной

Особенности окончания дознания в сокращенной форме

Поэтому содержать в тексте закона конструкцию, которая заранее выводит работу дознавателя в зону «повышенного риска», — как полагает А. Н. Кузнецов, — не следует» [9, с.52–53].

Точка зрения автора представляется нам достаточно убедительной. Еще одной особенностью, характерной для рассмотрения уголовных дел, направленных с обвинительным постановлением, является обязанность прокурора убедиться в отсутствии возражений сторон против производства дознания в сокращенной форме, ходатайство о прекращении которого, может быть заявлено подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим или его представителем в любое время до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

Такое ходатайство подлежит удовлетворению лицом, в производстве которого находится уголовное дело (ч.3 ст.226.3 УПК РФ) Из Пояснительной записки

«К проекту Федерального закона «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

следует, что такие права участников уголовного судопроизводства — это своего рода компенсация за «некоторое сокращение объема процессуальных прав подозреваемого, обвиняемого и потерпевшего» [1]. Между тем, положения закона, предусматривающие возможность подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего влиять на выбор формы дознания, пожалуй, одни из самых обсуждаемых в научных кругах. Некоторые ученые (Б. Я. Гаврилов, С.

И. Гирько, Д. В. Ким, А. А. Торовков, М. В. Лапатников) убеждены, что

«…решение о форме дознания должно быть оставлено за УПК и лицом, производящим дознание»

[10, с.17], в связи с чем предлагают «…исключить волеизъявление сторон обвинения и защиты из норм УПК РФ как основополагающее условие выбора сокращенной формы дознания…» [11, с.46], оставив за ними только право обжалования решения дознавателя о производстве дознания в сокращенной форме [12, с.16; 13, с.143, 145].

Другие авторы (А. Г. Маркелов, В.

Г. Степанова, М. А. Митюкова) полагают, что согласие подозреваемого и потерпевшего на производство по делу в сокращенной форме дознания должно быть получено один раз на стадии предварительного расследования без права в дальнейшем отказаться от своего решения [14, с.134; 15, с.265, 270; 16, с.105]. В противном случае сокращенная форма дознания утрачивает смысл, поскольку реализация данного права приводит к затягиванию процесса, а дознаватель при сборе доказательств неизбежно будет подстраховываться на случай возврата к дознанию в общем порядке. К тому же, как отмечают А. В.

Спирин и Н. М. Журавлева, нельзя создавать

«ситуацию зависимости от мнения пострадавшей стороны, которое может быть изменено безосновательно, например, под воздействием эмоционального порыва»

[17, с.90].

Мы в данном вопросе разделяем точку зрения В.