Антикоррупционная политика государственной службы


Оглавление:

Антикоррупционная политика в органах государственной власти


Статья Статья опубликована в рамках: Рубрика журнала: Скачать книгу(-и): , Библиографическое описание:Булычев А.С., Сурменева Г.С., Копьев И.Г. АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 1(21). URL: https://sibac.info/journal/student/21/94075 (дата обращения: 03.10.2019).студент, факультет экономики и управления, ПИУ им. П.А. Столыпина (филиал РАНХиГС), РФ, Саратов студент, факультет государственного и муниципального управления, ПИУ им.

П.А. Столыпина (филиал РАНХиГС), РФ, Саратов канд. воен. наук, доц., кафедра корпоративной экономики ПИУ им. П.А. Столыпина (филиал РАНХиГС), РФ, Саратов Современное состояние правовой системы Российского государства и российского общества в целом характеризуется наличием глобальных перемен экономического и идеологического характера.

При этом поиск путей преодоления коррупции был и остается наиболее приоритетным и значимым по сей день.

Это происходит в виду большой распространенности коррупционных проявлений в системе органов государственной и муниципальной власти.

Научным сообществом признается, что данный негативный факт оказывает непосредственное влияние на сознание населения, приводя к его недоверию к государству, его структурам как гарантам защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина.

На настоящий момент признано, что коррупция в Российской Федерации – это системное явление, без ликвидации которого дальнейшее развитие России как правового государства невозможно. Ухудшает положение и предоставляемые международной неправительственной организацией «Transperency International» данные, которые говорят о наличии высокого уровня коррупции в России, причисляя ее, тем самым, к числу наиболее коррумпированных государств.

Одним из важнейших организационно-правовых институтов Российской Федерации является государственная служба, которая призвана достигать целей и решать задачи, стоящие перед страной. Действующее законодательство в зависимости от уровня осуществления и на основании федеративного устройства России выделяет федеральную государственную службу и государственную службу субъектов России.

В обоих случаях она представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан [6]. Государственная служба представляет собой важнейший институт российского государства, обладающий прочной правовой и законодательно построенной организационной основами её построения и функционирования.

Именно она обеспечивает достижение целей и решение задач, стоящих перед страной, к числу которых относится противодействие коррупции.

Коррупционным проявлениям на государственной службе способствует существующая информационная закрытость этой деятельности, а также зачастую происходящее расширительное толкование полномочий органов государственной власти, расплывчатость сфер деятельности.

К тому исключительную роль играет человеческий фактор в виде государственных служащих, которые зачастую свои интересы ставят выше интересов общества и государства. Указанные

Государственная антикоррупционная политика в системе государственной гражданской службы

это не элементарный уголовно-правовой феномен, который можно было бы квалифицировать конкретной нормой уголовного кодекса как отдельный состав преступления. Коррупцию следует рассматривать как криминологическое, социально-экономическое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, в содержательный объем которого входит комплекс неоднородных видов общественно опасных деяний.

Можно с уверенностью сказать, что коррупция распространяется во всех сферах общественной жизни. Коррупцию возможно классифицировать по многим критериям: по типам взаимодействующих субъектов (граждане и мелкие служащие, фирмы и чиновники, нация и политическое руководство); по типу выгоды (получение прибыли или уменьшение расходов); по направленности (внутренняя и внешняя); по способу взаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости и т.

д. В России исторически коррупция также различалась по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»). Поскольку формы злоупотреблений служебным положением очень многообразны, по разным критериям выделяют различные виды коррупции.

) В зависимости от субъекта коррупции, злоупотребляющего служебным положением: государственная коррупция (коррупция госчиновников); — коммерческая коррупция (коррупция менеджеров фирм); — политическая коррупция (коррупция политических деятелей). ) В зависимости от субъекта коррупции, выступающего инициатором коррупционных отношений: запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе должностного лица; — подкуп по инициативе просителя. ) В зависимости от субъекта коррупции, являющегося взяткодателем: индивидуальная взятка (со стороны гражданина); предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы); — криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей — например, наркомафии).

) В зависимости от формы выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции: денежные взятки; — обмен услугами (патронаж, непотизм).

) В зависимости от степени централизации коррупционных отношений: децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе); — централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими); — централизованная коррупция «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным). ) В зависимости от уровня распространения коррупционных отношений: низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти); — верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков); — международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений). ) В зависимости от степени регулярности коррупционных связей: эпизодическая коррупция; — систематическая (институциональная) коррупция; — клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений).

1.2 Функции коррупции Рассматривая коррупцию как социальное явление необходимо отметить её функции.

М.

Государственная антикоррупционная политика в системе государственной гражданской службы (стр.

3 из 6)

Также в Китае борьба с коррупцией ведется путем этического воспитания общества, антикоррупционной пропаганды. В отельных случаях применяется высшая мера наказания — смертная казнь. Согласно опубликованным китайскими властями данным, за период с 2000 года было расстреляно 10 000 чиновников.

Также наказанием за мздоимство в Китае является отрубание руки (в России максимальный срок лишения свободы за взятки – 12 лет). Эксперты отмечают, что китайские методы борьбы с коррупцией дают результат: в год за решетку отправляются до 45 тыс. чиновников и до 20 тыс. сотрудников правоохранительных органов.
Одной из самых коррупционно независимых признается государственная служба Канады. В Канаде придается большое значение этическим стандартам на государственной службе, в этой связи с точки зрения коррупции государственная служба в этой стране является наиболее чистой.

Законодательство о государственной службе Канады содержит комплекс административных запретов, связанных с совместительством на государственной службе. Но запреты касаются только тех аспектов совместительства, которые могут вызвать конфликт интересов на государственной службе, а принятый еще в 1985 году Кодекс поведения государственных служащих предоставляет возможность отдельным категориям государственных служащих заниматься отдельными видами предпринимательской деятельности параллельно с государственной службой.

В Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки относится к разряду тягчайших преступлений. Согласно Конституции за данное преступление президенту США может быть объявлен импичмент.

В конце 1960-х годов с коррупцией в США решили бороться специальными методами. В частности, специалисты ФБР разработали и успешно осуществили операцию под названием «Шейх и пчела»: агенты ФБР внедрялись в коррупционные сети под видом посредников арабских миллионеров и предлагали высокопоставленным государственным служащим и конгрессменам большие взятки за продвижение их коммерческих интересов.

В результате операции только за один год было уличено в коррупционных преступлениях и впоследствии уволено свыше двухсот государственных чиновников. В последние годы правительство США приняло ряд новых антикоррупционных законов и привлекает к уголовной ответственности все большее число чиновников.

В США, Германии, Великобритании, Франции и некоторых других государствах важную роль в борьбе с коррупцией отводится налоговой администрации.

Например, законодательство США требует, чтобы должностные лица представляли декларацию о доходах и имуществе своей супруги (супруга) и иных находящихся на иждивении членов семьи.

В Финляндии ежегодно рассматриваются три-четыре дела по обвинению во взяточничестве и столько же — во взяткодательстве. Наибольший пик дел о взятках пришелся на первое послевоенное десятилетие и на 1980-е гг., когда страна вступила в полосу экономического кризиса. В 1945-1954 гг. были осуждены за получение взяток 549 лиц, в 1980-1989 гг.

таких приговоров было вынесено 81, а в 1990-х гг.

всего 38. Финляндия по праву считается одной из наименее коррумпированных стран.

Государственная антикоррупционная политика в системе государственной гражданской службы

и лицами и отдельными членами общества по поводу использования возможностей занимаемой должности с целью получения личной выгоды в ущерб интересам третьей стороны (общества, государства, фирмы). Субъектами коррупционных отношений выступают с одной стороны должностные лица, с другой стороны — представители легального и нелегального частного сектора.

Объектом коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом общественные и хозяйственные отношения. Современная коррупция — это не элементарный уголовно-правовой феномен, который можно было бы квалифицировать конкретной нормой уголовного кодекса как отдельный состав преступления. Коррупцию следует рассматривать как криминологическое, социально-экономическое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, в содержательный объем которого входит комплекс неоднородных видов общественно опасных деяний.

Можно с уверенностью сказать, что коррупция распространяется во всех сферах общественной жизни. Коррупцию возможно классифицировать по многим критериям: по типам взаимодействующих субъектов (граждане и мелкие служащие, фирмы и чиновники, нация и политическое руководство); по типу выгоды (получение прибыли или уменьшение расходов); по направленности (внутренняя и внешняя); по способу взаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости и т.

д. В России исторически коррупция также различалась по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»). Поскольку формы злоупотреблений служебным положением очень многообразны, по разным критериям выделяют различные виды коррупции.

) В зависимости от субъекта коррупции, злоупотребляющего служебным положением: государственная коррупция (коррупция госчиновников); — коммерческая коррупция (коррупция менеджеров фирм); — политическая коррупция (коррупция политических деятелей). ) В зависимости от субъекта коррупции, выступающего инициатором коррупционных отношений: запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе должностного лица; — подкуп по инициативе просителя. ) В зависимости от субъекта коррупции, являющегося взяткодателем: индивидуальная взятка (со стороны гражданина); предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы); — криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей — например, наркомафии).

) В зависимости от формы выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции: денежные взятки; — обмен услугами (патронаж, непотизм).

) В зависимости от степени централизации коррупционных отношений: децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе); — централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими); — централизованная коррупция «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным). ) В зависимости от уровня распространения коррупционных отношений:

Государственная антикоррупционная политика в системе государственной гражданской службы (стр. 2 из 6)

Субъектами коррупционных отношений выступают с одной стороны должностные лица, с другой стороны — представители легального и нелегального частного сектора.

Объектом коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом общественные и хозяйственные отношения. Современная коррупция – это не элементарный уголовно-правовой феномен, который можно было бы квалифицировать конкретной нормой уголовного кодекса как отдельный состав преступления. Коррупцию следует рассматривать как криминологическое, социально-экономическое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, в содержательный объем которого входит комплекс неоднородных видов общественно опасных деяний.

Можно с уверенностью сказать, что коррупция распространяется во всех сферах общественной жизни. Коррупцию возможно классифицировать по многим критериям: по типам взаимодействующих субъектов (граждане и мелкие служащие, фирмы и чиновники, нация и политическое руководство); по типу выгоды (получение прибыли или уменьшение расходов); по направленности (внутренняя и внешняя); по способу взаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости и т. д. В России исторически коррупция также различалась по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»).

Поскольку формы злоупотреблений служебным положением очень многообразны, по разным критериям выделяют различные виды коррупции.

1) В зависимости от субъекта коррупции, злоупотребляющего служебным положением: — государственная коррупция (коррупция госчиновников); — коммерческая коррупция (коррупция менеджеров фирм); — политическая коррупция (коррупция политических деятелей). 2) В зависимости от субъекта коррупции, выступающего инициатором коррупционных отношений: — запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе должностного лица; — подкуп по инициативе просителя. 3) В зависимости от субъекта коррупции, являющегося взяткодателем: — индивидуальная взятка (со стороны гражданина); — предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы); — криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей – например, наркомафии).

4) В зависимости от формы выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции: — денежные взятки; — обмен услугами (патронаж, непотизм). 5) В зависимости от степени централизации коррупционных отношений: — децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе); — централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими); — централизованная коррупция «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным).

6) В зависимости от уровня распространения коррупционных отношений: — низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти); — верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков); — международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений).

Государственная антикоррупционная политика в системе государственной гражданской службы

, в котором он состоит на службе, самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью или иными хозяйствующими субъектами». Нарушение указанных требований влечет освобождение от занимаемой должности, иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, госслужащим вменялось в обязанность при назначении на руководящую должность представлять декларацию о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера.

В 1993 г. Верховным Советом РФ был принят Закон РФ «О борьбе с коррупцией», но он так и не был подписан президентом.

В 1995 г. и 1997 г. были приняты Государственной Думой и одобрены Советом Федерации Федерального Собрания РФ соответственно второй и третий проекты Федерального закона РФ «О борьбе с коррупцией» и также отклонены Президентом РФ. В 2001 году на парламентских слушаниях

«Современное состояние и пути совершенствования законодательства Российской Федерации в области борьбы с коррупцией»

обсуждались законопроекты «Основы антикоррупционной политики», «О противодействии коррупции», «О парламентском расследовании» и «О кодексе поведения государственных служащих».

В Государственной Думе третьего созыва антикоррупционный законопроект «О противодействии коррупции» дошел лишь до первого чтения. По мнению юристов, этот документ призван не столько направлять борьбу с коррупцией, сколько имитировать ее.

Некоторое изменение ситуации в области противодействия коррупции было связано с подписанием Россией международных документов. 9 мая 2006 г. постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин в Нью-Йорке официально передал в Секретариат ООН грамоту о ратификации Россией Конвенции ООН против коррупции от 14 декабря 2005 года. Федеральный закон «О ратификации Конвенции ООН против коррупции» был подписан Президентом РФ В.В.

Путиным 8 марта 2006 года. 19 мая 2008 года вышли Указ Президента Российской Федерации № 815 «О мерах по противодействию коррупции» и федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (принят ГД ФС РФ 19.12.2008). В 2010 году вышел Указ Президента РФ от № 460

«О Национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010 — 2011 годы»

.

долларов США Согласно оценкам фонда ИНДЕМ, эта величина ещё выше: только в деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг.

В 2006 году первый заместитель Генпрокурора РФ Александр Буксман заявил, что по некоторым экспертным оценкам объём рынка коррупции в России оценивается 240 с лишним млрд.

долл. Наличие в законодательной базе государства возможностей

Государственная антикоррупционная политика в системе государственной гражданской службы (стр.
примерно с 33 до 316 млрд долл. США в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и бизнес-элиты). По оценке того же фонда, средний уровень взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос в тот период с 10 до 136 тыс.

4 из 6)

Нарушение указанных требований влечет освобождение от занимаемой должности, иную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, госслужащим вменялось в обязанность при назначении на руководящую должность представлять декларацию о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера. В 1993 г. Верховным Советом РФ был принят Закон РФ «О борьбе с коррупцией», но он так и не был подписан президентом.

В 1995 г. и 1997 г. были приняты Государственной Думой и одобрены Советом Федерации Федерального Собрания РФ соответственно второй и третий проекты Федерального закона РФ «О борьбе с коррупцией» и также отклонены Президентом РФ. В 2001 году на парламентских слушаниях

«Современное состояние и пути совершенствования законодательства Российской Федерации в области борьбы с коррупцией»

обсуждались законопроекты «Основы антикоррупционной политики», «О противодействии коррупции», «О парламентском расследовании» и «О кодексе поведения государственных служащих».

В Государственной Думе третьего созыва антикоррупционный законопроект «О противодействии коррупции» дошел лишь до первого чтения. По мнению юристов, этот документ призван не столько направлять борьбу с коррупцией, сколько имитировать ее.

Некоторое изменение ситуации в области противодействия коррупции было связано с подписанием Россией международных документов. 9 мая 2006 г. постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин в Нью-Йорке официально передал в Секретариат ООН грамоту о ратификации Россией Конвенции ООН против коррупции от 14 декабря 2005 года. Федеральный закон «О ратификации Конвенции ООН против коррупции» был подписан Президентом РФ В.В.

Путиным 8 марта 2006 года. 19 мая 2008 года вышли Указ Президента Российской Федерации № 815 «О мерах по противодействию коррупции» и федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (принят ГД ФС РФ 19.12.2008). В 2010 году вышел Указ Президента РФ от № 460

«О Национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010 — 2011 годы»

. В 2006 году первый заместитель Генпрокурора РФ Александр Буксман заявил, что по некоторым экспертным оценкам объём рынка коррупции в России оценивается 240 с лишним млрд.

долларов США. Согласно оценкам фонда ИНДЕМ, эта величина ещё выше: только в деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд долл. США в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и бизнес-элиты).

По оценке того же фонда, средний уровень взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос в тот период с 10 до 136 тыс. долл. Наличие в законодательной базе государства возможностей для нелегального обогащения чиновников (в России, в частности, появилось такое понятие, как «взяткоёмкость отдельного закона») путём вымогания взяток или незаконной приватизации, или специальных льгот для чиновников, приводит к большой дифференциации доходов чиновников на легальные и нелегальные доходы.

Государственная антикоррупционная политика в системе государственной гражданской службы

ичины.

Одним из способов борьбы с коррупцией, на практике подтвердившим свою эффективность, является ротация кадров во всех органах власти.

Так, по итогам ХVII съезда КПК в высшие органы партии вошло значительное число новых лиц. В результате Центральный комитет и Политбюро обновлены на 51,5% и 36% соответственно в основном за счет молодых и перспективных руководителей министерского и провинциального уровня — кадрового резерва для формирования следующего поколения руководителей КНР.

Состав Центральной комиссии по проверке дисциплины при ЦК КПК обновлен на 79,5%.

Также в Китае борьба с коррупцией ведется путем этического воспитания общества, антикоррупционной пропаганды. В отельных случаях применяется высшая мера наказания — смертная казнь.

Согласно опубликованным китайскими властями данным, за период с 2000 года было расстреляно 10 000 чиновников.

Также наказанием за мздоимство в Китае является отрубание руки (в России максимальный срок лишения свободы за взятки — 12 лет).

Эксперты отмечают, что китайские методы борьбы с коррупцией дают результат: в год за решетку отправляются до 45 тыс.

чиновников и до 20 тыс. сотрудников правоохранительных органов.

Одной из самых коррупционно независимых признается государственная служба Канады. В Канаде придается большое значение этическим стандартам на государственной службе, в этой связи с точки зрения коррупции государственная служба в этой стране является наиболее чистой. Законодательство о государственной службе Канады содержит комплекс административных запретов, связанных с совместительством на государственной службе.

Но запреты касаются только тех аспектов совместительства, которые могут вызвать конфликт интересов на государственной службе, а принятый еще в 1985 году Кодекс поведения государственных служащих предоставляет возможность отдельным категориям государственных служащих заниматься отдельными видами предпринимательской деятельности параллельно с государственной службой. В Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки относится к разряду тягчайших преступлений. Согласно Конституции за данное преступление президенту США может быть объявлен импичмент.

В конце 1960-х годов с коррупцией в США решили бороться специальными методами.

В частности, специалисты ФБР разработали и успешно осуществили операцию под названием «Шейх и пчела»: агенты ФБР внедрялись в коррупционные сети под видом посредников арабских миллионеров и предлагали высокопоставленным государственным служащим и конгрессменам большие взятки за продвижение их коммерческих интересов.

В результате операции только за один год было уличено в коррупционных преступлениях и впоследствии уволено свыше двухсот государственных чиновников. В последние годы правительство США приняло ряд новых антикоррупционных законов и привлекает к уголовной ответственности все большее число чиновников.

В США, Германии, Великобритании, Франции и некоторых других государствах важную роль в борьбе с коррупцией отводится налоговой администрации.

Например, законодательство

Государственная антикоррупционная политика в системе государственной гражданской службы (стр. 5 из 6)

Совершенствование механизмов и разумное определение сфер государственного присутствия в экономике должны сужать почву, на которой процветает коррупция. Тот же эффект дает наведение порядка в сфере государственных финансов.

Приведем несколько примеров. — переход к реальным и реализуемым бюджетам ликвидирует ситуацию дефицита бюджетных средств, при которой резко расширяется сфера «личного усмотрения» при принятии решений чиновниками; — обеспечение реализации контрактных прав, прав собственников и акционеров, установление прозрачности деятельности предприятий для акционеров дают возможность предпринимателям апеллировать к закону и уменьшают шанс появления поводов использования чиновниками взяток как средства защиты своих коммерческих интересов; — совершенствование налогового законодательства уменьшает теневую зону экономики, ограничивает возможности попадания предпринимателей в тиски шантажа со стороны служащих налоговых органов; — уменьшение наличного оборота, расширение современных электронных средств расчета, внедрение современных форм отчетности облегчают контроль за движением средств, затрудняют возможности дачи взяток в наличном виде.

Это особенно важно для ограничения низовой коррупции.

Для социальной сферы антикоррупционные меры складываются, по тому же принципу снижения зависимости граждан от процессов теневой экономики и ограничении сфер произвола чиновников: — коммерциализация части социальных (в том числе  коммунальных) услуг, введение в этой сфере конкуренции превращают коррумпированный рынок дефицитных услуг в нормальный рынок услуг; — расширение практики применения современных методов осуществления социальных выплат с помощью электронных средств безналичного оборота уменьшает зависимость граждан от усмотрения чиновников и тем самым ограничивает низовую коррупцию; — делегирование решения части социальных задач институтам гражданского общества (под государственным контролем расходования ресурсов)  одно из самых эффективных средств противодействия низовой коррупции.

Общественные организации, получающие по конкурсу и на условиях контракта право на реализацию отдельных государственных функций, более подвержены общественному контролю, менее бюрократизированы. Кроме того, они актуально направлены больше на решение основной задачи, а не на укрепление института, как это свойственно бюрократическим системам.

Тем самым решаются сразу три важные задачи: ограничивается низовая коррупция, повышается эффективность реализации социальных функций государства, возрастает доверие общества к власти. Укрепление судебной системы - одна из ключевых задач при реализации антикоррупционной программы, актуальность которой вряд ли нуждается в обосновании. Здесь понадобится: — гарантировать достойное обеспечение судей и всей судебной системы; — усовершенствовать систему подготовки и отбора кадров; — укрепить арбитражные суды, ввести в их работу большую процедурную и информационную надежность; — развить административную юстицию.

Одновременно необходимо резко снизить возможности для проникновения коррупции в судебный корпус.

Реферат: Государственная антикоррупционная политика в системе государственной гражданской службы

СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Коррупция: понятие, виды и функции 1.1 Понятие и виды коррупции 1.2 Функции коррупции Глава 2.

Политика противодействия коррупции 2.1 Зарубежный опыт преодоления коррупции в органах системы государственной гражданской службы 2.2 Антикоррупционная политика Российской Федерации Глава 3. Механизмы противодействия коррупции в Системе государственной гражданской службы 3.1 Направления и особенности противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы 3.2 Перспективные направления антикоррупционной политики в Российской Федерации Заключение Список использованных источников и литературы ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы, выбранной для анализа, обусловлена высоким уровнем коррумпированности федеральных и региональных органов государственной службы Российской Федерации. В нашей стране происходит сложный процесс становления института государственной службы, и параллельно с ним, разрабатывается законодательство, имеющее антикоррупционную направленность.

В современной научной литературе по проблемам борьбы с коррупцией существует множество определений коррупции. Ее рассматривают в нескольких аспектах: социальном, политическом, правовом. Ряд ученых считает, что коррупцию нужно рассматривать не как конкретный состав преступления или административного правонарушения, а как совокупность родственных деяний, включающих в себя ряд должностных злоупотреблений.

Создавая системы противодействия коррупционным проявлением, по средствам принятия различных профилактических, предупредительных и карательных мер, наше государство, как бы оно не стремилось, в полной мере, на сегодняшний день не может обеспечить должной политической устойчивости и экономической безопасности страны. И действительно, коррупция как феномен в общественной и государственной жизни имеет повышенную степень общественной опасности по сравнению со всеми другими похожими элементами социальной действительности.

Государственная коррупция существует, когда государство вмешивается в частную, общественную, экономическую жизнь. И там, где степень данного вмешательства больше, уровень коррумпированности выше. И прежде, чем приступать к искоренению коррупции, необходимо позаботиться о том, чтобы минимизировать порождающие ее социально-экономические условия.

Важно понимать, что борьба с коррупцией не сводится к борьбе с ее проявлениями.

Такая борьба всегда тесно связана с урегулированием всех сторон жизни общества и государства.

Бороться с коррупцией силами самих коррупционеров бессмысленно. Начинать надо с создания благоприятной для этой борьбы политической среды, которая подразумевает наличие оппозиции, реальной свободы слова и прозрачность власти.

Это три необходимых условия, без наличия которых всякая борьба будет просто фикцией.

Другими, не менее значимыми условиями является: четкое законодательное определение функций государства и отдельных чиновников; сокращение сфер, где принятие решений зависит от воли отдельных лиц; ясность, простота и стабильность законодательства;

Государственная антикоррупционная политика в системе государственной гражданской службы

СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Коррупция: понятие, виды и функции .1 Понятие и виды коррупции .2 Функции коррупции Глава 2. Политика противодействия коррупции .1 Зарубежный опыт преодоления коррупции в органах системы государственной гражданской службы .2 Антикоррупционная политика Российской Федерации Глава 3.

Механизмы противодействия коррупции в Системе государственной гражданской службы .1 Направления и особенности противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы .2 Перспективные направления антикоррупционной политики в Российской Федерации Заключение Список использованных источников и литературы ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы, выбранной для анализа, обусловлена высоким уровнем коррумпированности федеральных и региональных органов государственной службы Российской Федерации.

В нашей стране происходит сложный процесс становления института государственной службы, и параллельно с ним, разрабатывается законодательство, имеющее антикоррупционную направленность. В современной научной литературе по проблемам борьбы с коррупцией существует множество определений коррупции.

Ее рассматривают в нескольких аспектах: социальном, политическом, правовом. Ряд ученых считает, что коррупцию нужно рассматривать не как конкретный состав преступления или административного правонарушения, а как совокупность родственных деяний, включающих в себя ряд должностных злоупотреблений. Создавая системы противодействия коррупционным проявлением, по средствам принятия различных профилактических, предупредительных и карательных мер, наше государство, как бы оно не стремилось, в полной мере, на сегодняшний день не может обеспечить должной политической устойчивости и экономической безопасности страны.

И действительно, коррупция как феномен в общественной и государственной жизни имеет повышенную степень общественной опасности по сравнению со всеми другими похожими элементами социальной действительности. Государственная коррупция существует, когда государство вмешивается в частную, общественную, экономическую жизнь. И там, где степень данного вмешательства больше, уровень коррумпированности выше.

И прежде, чем приступать к искоренению коррупции, необходимо позаботиться о том, чтобы минимизировать порождающие ее социально-экономические условия.

Важно понимать, что борьба с коррупцией не сводится к борьбе с ее проявлениями.

Такая борьба всегда тесно связана с урегулированием всех сторон жизни общества и государства. Бороться с коррупцией силами самих коррупционеров бессмысленно.

Начинать надо с создания благоприятной для этой борьбы политической среды, которая подразумевает наличие оппозиции, реальной свободы слова и прозрачность власти. Это три необходимых условия, без наличия которых всякая борьба будет просто фикцией.

Другими, не менее значимыми условиями является: четкое законодательное определение функций государства и отдельных чиновников; сокращение сфер, где принятие решений зависит от воли отдельных лиц; ясность, простота и стабильность законодательства;

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ Покровская А.А.

Данная тема является весьма актуальной на сегодняшний день в связи с тем, что в России происходит сложный процесс становления института государственной службы и вместе с ним в разработке находится законодательство, которое имеет антикоррпупционную направленность. Многие юристы современности дискутируют на данную тему и в своих научных работах выражают собственную точку зрения по поводу самого определения коррупции, а также способов борьбы с ней.

В Федеральном Законе № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», дано следующее определение данного понятия: «коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.» [1] Невозможно не отметить в данной работе Указ Президента Российской Федерации 1992 г., а именно «Коррупция в органах власти и управления ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принципы законности, препятствует проведению экономических реформ.» [3] На сегодняшний день вопрос противодействия коррупции является одним из основных в направлении деятельности органов государственной власти и органов исполнительной власти. В администрации президента начали подготовку плана противодействия коррупции на 2016-2017 гг. По данным газеты «Коммерсант», помимо традиционного ужесточения наказаний за совершение преступлений коррупционной направленности как для физических лиц, так и юридических лиц план послужит основанием для активизации работы антикоррупционных комиссий при главах субъектов федераций с тем, чтобы борьба с взятками велась повсеместно.

Начальник управления Генпрокуратуры по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Юрий Семин отметил, что за последнее время снизилось количество преступлений коррупционной направленности, а текущий год и вовсе не несёт за собой подобные случаи. По крайней мере, их было зарегистрировано как в прошлом году, так и в настоящем — 27 тысяч. При этом увеличилось количество выявленных фактов дачи взяток на 12%.

Однако международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в России очень высок. Она растет в государственных структурах и тем самым препятствует развитию государственного управления и несет за собой огромные затраты.

Согласно федеральному закону Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», основными направлениями противодействия коррупции являются: — проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции; — создание механизма взаимодействия правоохранительных

Государственная антикоррупционная политика в системе государственной гражданской службы (стр. 1 из 6)

СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1.

Коррупция: понятие, виды и функции 1.1 Понятие и виды коррупции 1.2 Функции коррупции Глава 2. Политика противодействия коррупции 2.1 Зарубежный опыт преодоления коррупции в органах системы государственной гражданской службы 2.2 Антикоррупционная политика Российской Федерации Глава 3. Механизмы противодействия коррупции в Системе государственной гражданской службы 3.1 Направления и особенности противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы 3.2 Перспективные направления антикоррупционной политики в Российской Федерации Заключение Список использованных источников и литературы ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы, выбранной для анализа, обусловлена высоким уровнем коррумпированности федеральных и региональных органов государственной службы Российской Федерации.

В нашей стране происходит сложный процесс становления института государственной службы, и параллельно с ним, разрабатывается законодательство, имеющее антикоррупционную направленность.

В современной научной литературе по проблемам борьбы с коррупцией существует множество определений коррупции. Ее рассматривают в нескольких аспектах: социальном, политическом, правовом. Ряд ученых считает, что коррупцию нужно рассматривать не как конкретный состав преступления или административного правонарушения, а как совокупность родственных деяний, включающих в себя ряд должностных злоупотреблений.

Создавая системы противодействия коррупционным проявлением, по средствам принятия различных профилактических, предупредительных и карательных мер, наше государство, как бы оно не стремилось, в полной мере, на сегодняшний день не может обеспечить должной политической устойчивости и экономической безопасности страны. И действительно, коррупция как феномен в общественной и государственной жизни имеет повышенную степень общественной опасности по сравнению со всеми другими похожими элементами социальной действительности.

Государственная коррупция существует, когда государство вмешивается в частную, общественную, экономическую жизнь. И там, где степень данного вмешательства больше, уровень коррумпированности выше. И прежде, чем приступать к искоренению коррупции, необходимо позаботиться о том, чтобы минимизировать порождающие ее социально-экономические условия.

Важно понимать, что борьба с коррупцией не сводится к борьбе с ее проявлениями.

Такая борьба всегда тесно связана с урегулированием всех сторон жизни общества и государства.

Бороться с коррупцией силами самих коррупционеров бессмысленно. Начинать надо с создания благоприятной для этой борьбы политической среды, которая подразумевает наличие оппозиции, реальной свободы слова и прозрачность власти. Это три необходимых условия, без наличия которых всякая борьба будет просто фикцией.