Дорожные жалобы пушкин размер стихотворения


Анализ стихотворения дорожные жалобы пушкина


Нет! ни за что не назову! Румяный критик мой, насмешник толстопузый, Готовый век трунить над нашей томной музой, Поди-ка ты сюда, присядь-ка ты со мной, Попробуй, сладим ли с проклятою хандрой. Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогий, За ними чернозем, равнины скат отлогий, Над ними серых туч густая полоса.

Где нивы светлые? где темные леса?

Где речка? На дворе у низкого забора Два бедных деревца стоят в отраду взора, Два только деревца. И то из них одно Дождливой осенью совсем обнажено, И листья на другом, размокнув и желтея, Чтоб лужу засорить, лишь только ждут Борея. И только. На дворе живой собаки нет.

Вот, правда, мужичок, за ним две бабы вслед. Без шапки он; Стихотворение «Дорожные жалобы» Пушкин написал в 1829 г.

Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом, То в кибитке, то в карете, То в телеге, то пешком? То ли дело рюмка рома, Ночью сон, поутру чай; То ли дело, братцы, дома. Инфо Метафора «свиток воспоминания» пе­редает, как мысли о прошедшем одна за другой посещают героя; его внутренний взор уходит во все более отдаленные дни и не может остановиться на чем-то радостном — все воспоминания вызывают горечь, стыд, отвращение к себе.

Там же, где описыва­ется то, что происходит с лирическим героем с наступлением ночи и без его действия, независимо от него используются оли­цетворения: «…влачатся… часы», «теснится… дум избыток». Шестистопный ямб чередуется в стихотворении с четырех­стопным, мужская рифма чередуется с женской. Обратим вни­мание на женскую рифму «бденья — угрызенья» и на мужскую «день — тень», которые подчеркивают, что тоска, угрызения со­вести не связаны с дневным временем суток, они приходят только ночью.
Для пушкинского образа автора воспоминания — тяжелый груз, от которого он не в силах избавиться. В прошлом он не на­ходит «светлой радости», и грусть, приходящая к нему из про­шедшего, далеко не светла.

«Дорожные жалобы» Александр Пушкин Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом, То в кибитке, то в карете, То в телеге, то пешком? Не в наследственной берлоге, Не средь отческих могил, На большой мне, знать, дороге Умереть господь судил, На каменьях под копытом, На горе под колесом, Иль во рву, водой размытом, Под разобранным мостом.

Иль чума меня подцепит, Иль мороз окостенит, Иль мне в лоб шлагбаум влепит Непроворный инвалид.

Иль в лесу под нож злодею Попадуся в стороне, Иль со скуки околею Где-нибудь в карантине.

Долго ль мне в тоске голодной Пост невольный соблюдать И телятиной холодной Трюфли Яра поминать?

То ли дело быть на месте, По Мясницкой разъезжать, О деревне, о невесте На досуге помышлять! То ли дело рюмка рома, Ночью сон, поутру чай; То ли дело, братцы, дома!.

Когда он перечисляет опасности, поджидающие путешественника в пути, их избыточность приводит к возникновению комического эффекта.

Лирический герой не слишком страшится вероятных угроз. Безбоязненность – одна из отличительных черт самого Пушкина. Жизнь – это дорога. Прогулки по ней представляют собой невероятное счастье, пусть и омраченное порой опасностями и оторванностью от домашнего очага. Наверное, несложно догадаться, что это слово «лес».

Анализ стихотворения дорожные жалобы

В 1836 году Пушкин планировал издать сборник, включив в него раздел под названием «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829)». Небольшая серия состояла из девяти лирических произведений, среди них – «Дорожные жалобы».

В настоящее время исследователи творчества Александра Сергеевича воспринимают ее в качестве особого кавказского цикла. Название раздела не совсем соответствует действительности. Большая часть стихотворений дорабатывалась после поездки, в 1830 году.

По мнению известного пушкиниста Натана Яковлевича Эйдельмана, «Дорожные жалобы» и вовсе полностью написаны в рамках пребывания поэта в Болдине. Согласно замыслу Александра Сергеевича, именно это философское произведение должно было открывать кавказский цикл.Первая строфа стихотворения отличается динамичностью. Далее темп несколько снижается, но сильное замедление происходит только после пятого четверостишия.

Используя многочисленные анафоры, Пушкин перечисляет возможные варианты завершения жизненного пути.

У читателей создается иллюзия, будто автор учитывает все вероятные финалы, при этом все они выглядят не слишком благородно. Границы обобщения поэт значительно расширяет, обращаясь во второй строфе к народно-песенной форме речи:…На большой мне, знать, дорогеУмереть господь судил…Ближе к концу стихотворения Александр Сергеевич прибегает к стилистическому снижению при помощи шутки, поворота к домашней интимности:Долго ль мне в тоске голоднойПост невольный соблюдатьИ телятиной холоднойТрюфли Яра поминать?В финале лирический герой от мыслей о смерти возвращается к реальной дороге, конца которой будто и не предвидится: «Ну, пошел же, погоняй!.».«Дорожные жалобы» близки к дружественным посланиям, которые Пушкин писал в 1820-х годах.

Их объединяет способность поэта рассуждать о вещах серьезных в ироническом тоне.

Александр Сергеевич предпочитает не удостаивать важные бытийные вопросы должным почтением.

Когда он перечисляет опасности, поджидающие путешественника в пути, их избыточность приводит к возникновению комического эффекта. Лирический герой не слишком страшится вероятных угроз. Безбоязненность – одна из отличительных черт самого Пушкина.

Жизнь – это дорога. Прогулки по ней представляют собой невероятное счастье, пусть и омраченное порой опасностями и оторванностью от домашнего очага.

К вопросу о циклообразующей функции четырехстопного хорея в лирике а.с.

пушкина («дорожные жалобы»)

Малкина Виктория Яковлевна 2007 В.Я. Малкина К ВОПРОСУ О ЦИКЛООБРАЗУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ЧЕТЫРЕХСТОПНОГО ХОРЕЯ В ЛИРИКЕ А.С.

ПУШКИНА («Дорожные жалобы») Как уже неоднократно отмечалось в научной традиции1, стихи Пушкина, написанные во второй половине 1820-х — начале 1830-х годов четырехстопным хореем, объединены не только метром .

Даже при беглом взгляде на них заметно, что в них есть схожие синтаксические и лексические конструкции, общие тематические поля, похожи субъектные структуры, организация пространства и времени3.

Конечно, это не дает нам право говорить об авторском цикле в строго терминологическом значении слова.

Но в качестве гипотезы можно предположить, что явление циклизации все же наблюдается: есть три из пяти универсальных циклообразующих связей (изотопия, пространственно-временной континуум и полиметрия)4 и та «связь автономных частей», которая «не носит “готового” вида (нарративной последовательности), но существует лишь как возможность (иногда и скрытая), реализовать которую может только в своем восприятии чита-тель»5.

Однако совершенно очевидно, что для подтверждения (или опровержения) данной гипотезы необходим подробный и тщательный анализ всех стихотворений, предположительно включенных в упомянутую циклизацию. Данная статья, посвященная анализу стихотворения «Дорожные жалобы» (4 октября 1829 г.)6, — еще один наш шаг в этом направлении7. Метрико-ритмическая схема стихотворения: 1 2 3 4 5 6 7 8 1.

Долго ль мне гулять на свете, — и — и — и — и 2.

То в коляске, то верхом, и и — и и и — 3. То в кибитке, то в карете, и и — и и и — и 4. То в телеге, то пешком? и и — и и и — 5. Не в наследственной берлоге, и и — и и и — и 6. Не средь отческих могил, и и — и и и — 7. На большой мне, знать, дороге, и и — и и и — и 8. Умереть Г осподь судил, и и — и — и — 9.
На каменьях под копытом, и и — и и и — и 10.

На горе под колесом и и — и и и — 11.

Иль во рву, водой размытом, и и — и — и — и 12. Под разобранным мостом. и и — и и и — 13.

Иль чума меня подцепит, и и — и — и — и 14. Иль мороз окостенит, и и — и и и — 15.

Иль мне в лоб шлагбаум влепит и и — и — и — и 16. Непроворный инвалид. и и — и и и — 17.

Иль в лесу под нож злодею и и — и — и — и 18.

Попадуся в стороне, и и — и и и — 19.

Иль со скуки околею и и — и и и — и 20.

Где-нибудь в карантине. и и — и и и — 21.

Долго ль мне в тоске голодной — и — и — и — и 22. Пост невольный соблюдать — и — и и и — 23.

И телятиной холодной и и — и и и — и 24. Трюфли Яра поминать? — и — и и и — 25. То ли дело быть на месте, — и — и — и — и 26.

По Мясницкой разъезжать, и и — и и и — 27. О деревне, о невесте и и — и и и — и 28. На досуге помышлять! и и — и и и — 29.

То ли дело рюмка рома, — и — и — и — и 30. Ночью сон, поутру чай; — и — и — и — 31.

То ли дело, братцы, дома!. — и — и — и — и 32.

Ну, пошел же, погоняй!. и и — и и и — Стихотворение написано четырехстопным хореем с правильным чередованием мужских и женских рифм (тип рифмовки перекрестный). Полностью размер реализован только в шести строках

Александр Пушкин — Дорожные жалобы: Стих

> > Александр Пушкин — Дорожные жалобы Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом, То в кибитке, то в карете, То в телеге, то пешком?

Не в наследственной берлоге, Не средь отческих могил, На большой мне, знать, дороге Умереть господь судил, На каменьях под копытом, На горе под колесом, Иль во рву, водой размытом, Под разобранным мостом. Иль чума меня подцепит, Иль мороз окостенит, Иль мне в лоб шлагбаум влепит Непроворный инвалид.

Иль в лесу под нож злодею Попадуся в стороне, Иль со скуки околею Где-нибудь в карантине. Долго ль мне в тоске голодной Пост невольный соблюдать И телятиной холодной Трюфли Яра поминать?

То ли дело быть на месте, По Мясницкой разъезжать, О деревне, о невесте На досуге помышлять! То ли дело рюмка рома, Ночью сон, поутру чай; То ли дело, братцы, дома!. Ну, пошел же, погоняй!. Произведение «Дорожные жалобы» Александра Сергеевича Пушкина задумывалось поэтом для цикла «Стихов, сочиненных во время путешествия».

Стихотворение написано в октябре 1829 года.

Его автору в эту пору исполнилось 30 лет, он решил остепениться, обзавестись семьей, но получил отказ родителей своей избранницы.

Разочарование толкает его в действующую армию на Кавказ, затем он также собирается ехать в Европу.

Вообще, быт поэта отличался неустроенностью, он часто жил то у одного, то у другого друга, останавливался в гостиницах, все время, по сути, был в пути.

Ссылка в Михайловское парадоксальным образом привила ему вкус к домашней жизни, собственному дому. По жанру – послание к друзьям, жалоба, по размеру – четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой, 8 строф, рифмы открытые, закрытые, женские и мужские.

Композиция кольцевая. Лирический герой – сам автор.

«Гулять на свете»: в прямом и переносном смысле. Затем следует перечислительная градация, она же анафора, с приемом многосоюзия. Таким образом, автору удается передать движение, причем, по дороге явно ухабистой.

Интонация нарочито ироническая, однако в ней чувствуется явная горечь.

«Умереть Господь судил»: герой приуныл, страшится, что еще долго будет шататься, не имея родного очага. Наконец, с 3 строфы со злорадным удовольствием поэт бросает лирического героя «под копыта», «колесо», «в ров».

Потом он вспоминает, что в пути можно пострадать не только от транспорта. И вот уже герою нездоровится, у него чума. «Иль мороз окостенит» так, что труп потом с трудом разогнут. «В лоб шлагбаум»: военные инвалиды часто назначались в охрану. Еще есть вариант отойти по нужде в лесу и нарваться на «нож злодея».

Впрочем, вероятней всего околеть со скуки в каком-нибудь бесконечном карантине. В 6 строфе – крик отчаяния. Путешественник с тоской вспоминает «трюфли Яра» (ресторан), давясь «холодной телятиной». «О деревне, о невесте»: на насиженном месте и мечты степенные.

В финале герой, поднявши воротник, охрипшим голосом кричит ямщику: ну, пошел же, погоняй!

Лексика просторечная, образ дороги не романтизируется, обилие деталей житейского обихода.

Инверсия: влепит инвалид. Усеченная форма глагола: попадуся.

«Дорожные жалобы» А. Пушкин

«Дорожные жалобы» Александр Пушкин Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом, То в кибитке, то в карете, То в телеге, то пешком? Не в наследственной берлоге, Не средь отческих могил, На большой мне, знать, дороге Умереть господь судил, На каменьях под копытом, На горе под колесом, Иль во рву, водой размытом, Под разобранным мостом.

Иль чума меня подцепит, Иль мороз окостенит, Иль мне в лоб шлагбаум влепит Непроворный инвалид.

Иль в лесу под нож злодею Попадуся в стороне, Иль со скуки околею Где-нибудь в карантине. Долго ль мне в тоске голодной Пост невольный соблюдать И телятиной холодной Трюфли Яра поминать?

То ли дело быть на месте, По Мясницкой разъезжать, О деревне, о невесте На досуге помышлять!

То ли дело рюмка рома, Ночью сон, поутру чай; То ли дело, братцы, дома!. Ну, пошел же, погоняй!. В 1836 году Пушкин планировал издать сборник, включив в него раздел под названием «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829)».

Небольшая серия состояла из девяти лирических произведений, среди них – «Дорожные жалобы». В настоящее время исследователи творчества Александра Сергеевича воспринимают ее в качестве особого кавказского цикла. Название раздела не совсем соответствует действительности.

Большая часть стихотворений дорабатывалась после поездки, в 1830 году. По мнению известного пушкиниста Натана Яковлевича Эйдельмана, «Дорожные жалобы» и вовсе полностью написаны в рамках пребывания поэта в Болдине.

Согласно замыслу Александра Сергеевича, именно это философское произведение должно было открывать кавказский цикл. Первая строфа стихотворения отличается динамичностью. Далее темп несколько снижается, но сильное замедление происходит только после пятого четверостишия.

Используя многочисленные анафоры, Пушкин перечисляет возможные варианты завершения жизненного пути. У читателей создается иллюзия, будто автор учитывает все вероятные финалы, при этом все они выглядят не слишком благородно. Границы обобщения поэт значительно расширяет, обращаясь во второй строфе к народно-песенной форме речи: …На большой мне, знать, дороге Умереть господь судил… Ближе к концу стихотворения Александр Сергеевич прибегает к стилистическому снижению при помощи шутки, поворота к домашней интимности: Долго ль мне в тоске голодной Пост невольный соблюдать И телятиной холодной Трюфли Яра поминать?

В финале лирический герой от мыслей о смерти возвращается к реальной дороге, конца которой будто и не предвидится: «Ну, пошел же, погоняй!.».

«Дорожные жалобы» близки к дружественным посланиям, которые Пушкин писал в 1820-х годах. Их объединяет способность поэта рассуждать о вещах серьезных в ироническом тоне. Александр Сергеевич предпочитает не удостаивать важные бытийные вопросы должным почтением.

Когда он перечисляет опасности, поджидающие путешественника в пути, их избыточность приводит к возникновению комического эффекта. Лирический герой не слишком страшится вероятных угроз. Безбоязненность – одна из отличительных черт самого Пушкина.

Жизнь – это дорога. Прогулки

Дорожные жалобы пушкин размер стихотворения

Гинзбург, «у Пушкина, повседневное слово свободно от обязательных связей с бурлескным, комическим, превращено в равноправный по своим возможностям лирический материал»10. Просторечие служит своего рода маскировкой мыслей. Но, с другой стороны, здесь же присутствует и «демаскировка».

Большинство глаголов имеют значение либо движения (гулять, разъезжать, пойти, погонять), либо — прямо или косвенно — смерти (умереть, околеть, попасться под нож и т.п.). Таким образом, они выводят нас на главные темы (или мотивы) стихотворения11.

Основных тематических поля здесь два. Первое, наиболее очевидное, — дорога: свет, коляска, кибитка, карета, телега, дорога, каменья, копыта, гора, колесо, ров, вода, мост, лес, скука, тоска, пост и др. Пока не погасло солнце, есть шанс на возрождение России и лучшие для нее времена.

О верю, верю, счастье есть! Еще и солнце не погасло.

Заря молитвенником красным Пророчит благостную весть. О верю, верю, счастье есть. Впоследствии отношение Есенина к происходящим в его стране переменам станет не столь восторженным. Особенно Сергея Александровича будет беспокоить судьба деревни.

Важно Кратко это можно выразить всего в двух строчках: Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница?

Звени, звени, златая Русь, Волнуйся, неуемный ветер! Блажен, кто радостью отметил Твою пастушескую грусть.

Звени, звени, златая Русь. Доподлинно неизвестно, написано стихотворение «О верю, верю, счастье есть. » до прихода к власти большевиков или после.

Внимание Есть ощущение, что произведение это появилось из-под пера Есенина как реакция на октябрьский переворот, ведь поначалу никаких конфликтов с коммунистами у него не было.

Напротив, уже после февральских событий Сергей Александрович предстал в образе певца революции, о чем свидетельствуют в первую очередь воспоминания его современников.

Далее он все активнее и активнее демонстрирует симпатию к большевикам.

В послеоктябрьские дни поэт был нарасхват. Есенин часто выступал на различных вечерах, митингах, концертах. Кроме того, его активно печатали в газетах и журналах.

Не исключено, что «О верю, верю, счастье есть. » — своеобразный гимн новому миру, грядущим изменениям. Интересно построение стихотворения.

Оно состоит из трех пятистиший. Каждая строфа опоясывается одинаковыми строками. Каждая строфа опоясывается одинаковыми строками.

При помощи первых двух повторов поэт обращает внимание на наиболее важные для произведения мысли: «О верю, верю, счастье есть.

» и «Звени, звени, златая Русь…».

О верю, верю, счастье есть! Еще и солнце не погасло. Заря молитвенником красным Пророчит благостную весть.

О верю, верю, счастье есть. Люблю я ропот буйных вод И на волне звезды сиянье. Благословенное страданье, Благословляющий народ. Люблю я ропот буйных вод. Стихотворение движется от отрицания к утверждению и завершается образом степной красавицы “с румянцем сизым на щеках”.

Фет сделал предметом искусства в общем-то не поэтические вещи: смородинный куст, сизый румянец. И наоборот,

Дорожные жалобы пушкин размер стихотворения

> > Название раздела не совсем соответствует действительности. Большая часть стихотворений дорабатывалась после поездки, в 1830 году.

По мнению известного пушкиниста Натана Яковлевича Эйдельмана, «Дорожные жалобы» и вовсе полностью написаны в рамках пребывания поэта в Болдине.

Согласно замыслу Александра Сергеевича, именно это философское произведение должно было открывать кавказский цикл.

На каменьях под копытом, На горе под колесом, Иль во рву, водой размытом, Под разобранным мостом. Ближе к концу стихотворения Александр Сергеевич прибегает к стилистическому снижению при помощи шутки, поворота к домашней интимности: Долго ль мне в тоске голодной Пост невольный соблюдать И телятиной холодной Трюфли Яра поминать? В финале лирический герой от мыслей о смерти возвращается к реальной дороге, конца которой будто и не предвидится: «Ну, пошел же, погоняй.

Интонационно в стихотворении выделено четыре строфы: две вопросительных — первая и шестая — и две восклицательных — седьмая и восьмая.

(Именно в этих строфах первые строки выделяются и на метрикоритмическом уровне — в них полностью реализован четырехстопный хорей).

При этом интонационно выделенные строфы разделяют стихотворение на две части. Первая описывает различные дорожные неурядицы и варианты смерти. Эта часть представляет собой как бы замкнутый круг — она начинается и заканчивается близкими по смыслу вопросами: Долго ль мне гулять на свете, То в коляске, то верхом, То в кибитке, то в карете, То в телеге, то пешком?

Долго ль мне в тоске голодной Пост невольный соблюдать И телятиной холодной Трюфли Яра поминать? Причем вопросы эти так и остаются без ответа.

Вторая часть не отвечает на них. Звени, звени, златая Русь. Доподлинно неизвестно, написано стихотворение «О верю, верю, счастье есть. » до прихода к власти большевиков или после.

Есть ощущение, что произведение это появилось из-под пера Есенина как реакция на октябрьский переворот, ведь поначалу никаких конфликтов с коммунистами у него не было.

Напротив, уже после февральских событий Сергей Александрович предстал в образе певца революции, о чем свидетельствуют в первую очередь воспоминания его современников. Далее он все активнее и активнее демонстрирует симпатию к большевикам.

В послеоктябрьские дни поэт был нарасхват. Есенин часто выступал на различных вечерах, митингах, концертах.

Кроме того, его активно печатали в газетах и журналах. Не исключено, что «О верю, верю, счастье есть. » — своеобразный гимн новому миру, грядущим изменениям.

Интересно построение стихотворения.

Оно состоит из трех пятистиший.

Инфо Сюда же относятся прилагательные голодная, холодная, наречия верхом, пешком, где-нибудь.

Синонимами слова «дорога» оказываются неприкаянность, скука, тоска.

И в этом — явная противопоставленность романтическому видению мира, где, наоборот, странствия были идеалом, а дом — средоточием прозы жизни и скуки. Для романтиков покой означал неволю, дорога — свободу.

« Романтический герой всегда в пути, его мир — это дорога.

Дорожные жалобы

Стих этот написан великим русским поэтом в момент, когда в его жизни были, кажется, одни невзгоды: он получил выговор от Бенкендорфа за самовольную поездку, ему отказано в разрешении отправиться за границу, в Италию и Францию, да еще и мать прелестной Натальи Гончаровой не отдала беспутному повесе руку своей дочери. Если читать стих “” Пушкина Александра Сергеевича легко заметить, что оно как бы разделено на две части.

На уроке в классе это просто объяснить: поэт начинал его писать 1829 году, а закончил год спустя, уже помолвленным счастливцем. Стихотворение это, которое можно прочитать онлайн или скачать, относится к философской лирике. Пушкин рассуждает о своей судьбе, причем дорога, несмотря на обилие фактического материала – это аллегорический образ, прием, распространенный тогда в литературе.

Она воплощает жизненный путь поэта, его вечные поиски себя и своего места. При этом настроение произведения, вопреки ожиданиям, довольно далеко от отчаяния. На первый взгляд текст стихотворения Пушкина “” действительно наполнен грустью, но в строках чувствуется и надежда: поэт как будто уверен, что будет еще и размышлять о невесте, и спать в домашней постели, и наверняка продолжить учить вельмож своими хлесткими эпиграммами.

Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом, То в кибитке, то в карете, То в телеге, то пешком? Не в наследственной берлоге, Не средь отческих могил, На большой мне, знать, дороге Умереть господь судил, На каменьях под копытом, На горе под колесом, Иль во рву, водой размытом, Под разобранным мостом. Иль чума меня подцепит, Иль мороз окостенит, Иль мне в лоб шлагбаум влепит Непроворный инвалид.

Иль в лесу под нож злодею Попадуся в стороне, Иль со скуки околею Где-нибудь в карантине. Долго ль мне в тоске голодной Пост невольный соблюдать И телятиной холодной Трюфли Яра поминать?

То ли дело быть на месте, По Мясницкой разъезжать, О деревне, о невесте На досуге помышлять! То ли дело рюмка рома, Ночью сон, поутру чай; То ли дело, братцы, дома!.

Ну, пошел же, погоняй!. А вы хорошо знаете ?

urist-consultant.ru

Полностью размер реализован только в шести строках (из тридцати двух): 1 Долго ль мне гулять на свете, 21 Долго ль мне в тоске голодной 25 То ли дело быть на месте, 29 То ли дело рюмка рома, 30 Ночью сон, поутру чай; 31 То ли дело, братцы, дома!. Как будет видно из дальнейшего анализа, эти строки выделены не только на метрико-ритмическом уровне. Четырехстопный хорей, как известно, в XVIII в.

применялся в основном в двух областях: в шуточных стихах, в легкой, анакреонтической по- эзии (очень часто, однако, заключающей в себе мотивы быстротечности времени, мимолетности жизни и т.п.) и в духовных одах, переложениях псалмов.

Первая традиция почти без изменений перешла в следующий век, а духовные оды и гимны в XIX в.

практически прекращают свое существование, но, по наблюдениям М.Л.

А в «Дорожных жалобах» — впечатления от наскучившей дороги, переплетающиеся с мыслями о смерти, да и сама смерть какая-то «дорожная». Сравнивая черновую и окончательную редакции обоих стихотворений, можно заметить, по словам критика Слонимского, различные переделки, связанные с оттачиванием и конкретизацией основной мысли, с передачей их общего настроения: Видно, на большой дороге Умереть мне рок судил…- заменяется более энергичным: На большой мне, знать, дороге Умереть господь судил …, где литературный штамп «рок » заменяется общенародным «господь», а «большая дорога» выдвигается на первый план и таким образом акцентируется. Мечты о доме оказываются только мечтами, а реальностью — только дорога.

Сходное построение (дорога — обращение в мечтах к дому — снова дорога) имеет и стихотворение «Зимняя дорога». И вообще мотив дороги как пути в предметном значении и как жизненного пути как раз и является одним из циклообразующих факторов для стихов Пушкина, написанных четырехстопным хореем.

1 См., например: Белоусов А.Ф. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер» // Русская классическая литература: Анализ художественного текста.

Важно Таллин, 1988. С. 20; Гаспаров М.Л.

Семантический ореол пушкинского четырехстопного хорея // Пушкинские чтения: Сборник статей. Таллинн, 1990. С. 5-14; Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю.М.

О поэтах и поэзии. СПб., 1996. С. 163. 2 Имеются в виду, прежде всего, следующие тексты: «Если жизнь тебя обманет.», «Зимняя дорога», «Ек. Н. Но в качестве гипотезы можно предположить, что явление циклизации все же наблюдается: есть три из пяти универсальных циклообразующих связей (изотопия, пространственно-временной континуум и полиметрия)4 и та «связь автономных частей», которая «не носит “готового” вида (нарративной последовательности), но существует лишь как возможность (иногда и скрытая), реализовать которую может только в своем восприятии чита-тель»5.

Однако совершенно очевидно, что для подтверждения (или опровержения) данной гипотезы необходим подробный и тщательный анализ всех стихотворений, предположительно включенных в упомянутую циклизацию. Данная статья, посвященная анализу стихотворения «Дорожные жалобы» (4 октября 1829 г.)6, — еще один наш шаг в этом направлении7.

Метрико-ритмическая схема стихотворения: 1 2 3 4 5 6 7 8 1.

Дорожные жалобы

  1. Стихотворение Видео каталог 2 Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом, То в кибитке, то в карете, То в телеге, то пешком? Не в наследственной берлоге, Не средь отческих могил, На большой мне, знать, дороге Умереть господь судил, На каменьях под копытом, На горе под колесом, Иль во рву, водой размытом, Под разобранным мостом.

    Иль чума меня подцепит, Иль мороз окостенит, Иль мне в лоб шлагбаум влепит Непроворный инвалид.

    Иль в лесу под нож злодею Попадуся в стороне, Иль со скуки околею Где-нибудь в карантине. Долго ль мне в тоске голодной Пост невольный соблюдать И телятиной холодной Трюфли Яра поминать?

    То ли дело быть на месте, По Мясницкой разъезжать, О деревне, о невесте На досуге помышлять! То ли дело рюмка рома, Ночью сон, поутру чай; То ли дело, братцы, дома!. Ну, пошел же, погоняй!. Автор: Пушкин, Александр Сергеевич Год написания: 1 829 год Анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «»В 1836 году Пушкин планировал издать сборник, включив в него раздел под названием «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829)».

    Небольшая серия состояла из девяти лирических произведений, среди них – «».

    В настоящее время исследователи творчества Александра Сергеевича воспринимают ее в качестве особого кавказского цикла. Название раздела не совсем соответствует действительности. Большая часть стихотворений дорабатывалась после поездки, в 1830 году.

    По мнению известного пушкиниста Натана Яковлевича Эйдельмана, «» и вовсе полностью написаны в рамках пребывания поэта в Болдине.

    Согласно замыслу Александра Сергеевича, именно это философское произведение должно было открывать кавказский цикл.Первая строфа стихотворения отличается динамичностью.

    Далее темп несколько снижается, но сильное замедление происходит только после пятого четверостишия.

    Используя многочисленные анафоры, Пушкин перечисляет возможные варианты завершения жизненного пути.

    У читателей создается иллюзия, будто автор учитывает все вероятные финалы, при этом все они выглядят не слишком благородно.

    Границы обобщения поэт значительно расширяет, обращаясь во второй строфе к народно-песенной форме речи:…На большой мне, знать, дорогеУмереть господь судил…Ближе к концу стихотворения Александр Сергеевич прибегает к стилистическому снижению при помощи шутки, поворота к домашней интимности:Долго ль мне в тоске голоднойПост невольный соблюдатьИ телятиной холоднойТрюфли Яра поминать?В финале лирический герой от мыслей о смерти возвращается к реальной дороге, конца которой будто и не предвидится: «Ну, пошел же, погоняй!.».«» близки к дружественным посланиям, которые Пушкин писал в 1820-х годах. Их объединяет способность поэта рассуждать о вещах серьезных в ироническом тоне. Александр Сергеевич предпочитает не удостаивать важные бытийные вопросы должным почтением.

    Когда он перечисляет опасности, поджидающие путешественника в пути, их избыточность приводит к возникновению комического эффекта.

Стихотворения пушкина дорожные жалобы

«Дорожные жалобы» Александр Пушкин Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом, То в кибитке, то в карете, То в телеге, то пешком? Не в наследственной берлоге, Не средь отческих могил, На большой мне, знать, дороге Умереть господь судил, На каменьях под копытом, На горе под колесом, Иль во рву, водой размытом, Под разобранным мостом. Иль чума меня подцепит, Иль мороз окостенит, Иль мне в лоб шлагбаум влепит Непроворный инвалид.

Иль в лесу под нож злодею Попадуся в стороне, Иль со скуки околею Где-нибудь в карантине. Долго ль мне в тоске голодной Пост невольный соблюдать И телятиной холодной Трюфли Яра поминать? То ли дело быть на месте, По Мясницкой разъезжать, О деревне, о невесте На досуге помышлять!

То ли дело рюмка рома, Ночью сон, поутру чай; То ли дело, братцы, дома. Ну, пошел же, погоняй. В 1836 году Пушкин планировал издать сборник, включив в него раздел под названием «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829)».

Небольшая серия состояла из девяти лирических произведений, среди них – «Дорожные жалобы».

В настоящее время исследователи творчества Александра Сергеевича воспринимают ее в качестве особого кавказского цикла.

Название раздела не совсем соответствует действительности.

Большая часть стихотворений дорабатывалась после поездки, в 1830 году. По мнению известного пушкиниста Натана Яковлевича Эйдельмана, «Дорожные жалобы» и вовсе полностью написаны в рамках пребывания поэта в Болдине. Согласно замыслу Александра Сергеевича, именно это философское произведение должно было открывать кавказский цикл.

Первая строфа стихотворения отличается динамичностью. Далее темп несколько снижается, но сильное замедление происходит только после пятого четверостишия.

Используя многочисленные анафоры, Пушкин перечисляет возможные варианты завершения жизненного пути. У читателей создается иллюзия, будто автор учитывает все вероятные финалы, при этом все они выглядят не слишком благородно.

Границы обобщения поэт значительно расширяет, обращаясь во второй строфе к народно-песенной форме речи: …На большой мне, знать, дороге Умереть господь судил… Ближе к концу стихотворения Александр Сергеевич прибегает к стилистическому снижению при помощи шутки, поворота к домашней интимности: Долго ль мне в тоске голодной Пост невольный соблюдать И телятиной холодной Трюфли Яра поминать? В финале лирический герой от мыслей о смерти возвращается к реальной дороге, конца которой будто и не предвидится: «Ну, пошел же, погоняй.

». «Дорожные жалобы» близки к дружественным посланиям, которые Пушкин писал в 1820-х годах.

Их объединяет способность поэта рассуждать о вещах серьезных в ироническом тоне.

Александр Сергеевич предпочитает не удостаивать важные бытийные вопросы должным почтением. Когда он перечисляет опасности, поджидающие путешественника в пути, их избыточность приводит к возникновению комического эффекта. Лирический герой не слишком страшится вероятных угроз.

Безбоязненность – одна из отличительных черт самого Пушкина. Жизнь – это дорога. Прогулки по ней представляют собой невероятное счастье, пусть и омраченное порой опасностями и оторванностью от домашнего очага.

Zealint.ru

Содержание: «Дорожные жалобы» Александр Пушкин Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом, То в кибитке, то в карете, То в телеге, то пешком? Не в наследственной берлоге, Не средь отческих могил, На большой мне, знать, дороге Умереть господь судил, На каменьях под копытом, На горе под колесом, Иль во рву, водой размытом, Под разобранным мостом.

Иль чума меня подцепит, Иль мороз окостенит, Иль мне в лоб шлагбаум влепит Непроворный инвалид. Иль в лесу под нож злодею Попадуся в стороне, Иль со скуки околею Где-нибудь в карантине.

Долго ль мне в тоске голодной Пост невольный соблюдать И телятиной холодной Трюфли Яра поминать? То ли дело быть на месте, По Мясницкой разъезжать, О деревне, о невесте На досуге помышлять! То ли дело рюмка рома, Ночью сон, поутру чай; То ли дело, братцы, дома.

Ну, пошел же, погоняй. В 1836 году Пушкин планировал издать сборник, включив в него раздел под названием «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829)». Небольшая серия состояла из девяти лирических произведений, среди них – «Дорожные жалобы».

В настоящее время исследователи творчества Александра Сергеевича воспринимают ее в качестве особого кавказского цикла.

Название раздела не совсем соответствует действительности. Большая часть стихотворений дорабатывалась после поездки, в 1830 году.

По мнению известного пушкиниста Натана Яковлевича Эйдельмана, «Дорожные жалобы» и вовсе полностью написаны в рамках пребывания поэта в Болдине. Согласно замыслу Александра Сергеевича, именно это философское произведение должно было открывать кавказский цикл.

Первая строфа стихотворения отличается динамичностью. Далее темп несколько снижается, но сильное замедление происходит только после пятого четверостишия.

Используя многочисленные анафоры, Пушкин перечисляет возможные варианты завершения жизненного пути.

У читателей создается иллюзия, будто автор учитывает все вероятные финалы, при этом все они выглядят не слишком благородно. Границы обобщения поэт значительно расширяет, обращаясь во второй строфе к народно-песенной форме речи: …На большой мне, знать, дороге Умереть господь судил… Ближе к концу стихотворения Александр Сергеевич прибегает к стилистическому снижению при помощи шутки, поворота к домашней интимности: Долго ль мне в тоске голодной Пост невольный соблюдать И телятиной холодной Трюфли Яра поминать? В финале лирический герой от мыслей о смерти возвращается к реальной дороге, конца которой будто и не предвидится: «Ну, пошел же, погоняй.

». «Дорожные жалобы» близки к дружественным посланиям, которые Пушкин писал в 1820-х годах. Их объединяет способность поэта рассуждать о вещах серьезных в ироническом тоне.

Александр Сергеевич предпочитает не удостаивать важные бытийные вопросы должным почтением. Когда он перечисляет опасности, поджидающие путешественника в пути, их избыточность приводит к возникновению комического эффекта.

Лирический герой не слишком страшится вероятных угроз.