Формы собственности земельных участков


Формы собственности земельных участков

Виды земельных участков. Виды собственности на землю


Земельные участки могут быть делимыми и неделимыми. Участок называется делимым, когда его можно разделить на части и образовать самостоятельные земельные участки с разрешением целевого использования.

В соответствии с законодательством не допускается раздел городских земель, земель фермерских хозяйств и пр. Земельный фонд в РФ по экономическому назначению разделен на семь категорий земель: 1.

Земли сельскохозяйственного назначения имеют особый правовой статус на рынке недвижимости и используются: — для сельскохозяйственного производства (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, многолетние насаждения, целина и другие угодья); — для личного подсобного хозяйства; — для коллективного садоводства и огородничества; — для подсобных сельскохозяйственных производств; — для опытных и научных станций.

Перевод земель из этой категории в другую осуществляется только по решению субъекта Федерации. Особо ценные земли не подлежат приватизации. 2. Земли городов и населенных пунктов занимают 4% территории страны. На этих землях размещаются жилые дома и социально-культурные учреждения, а также улицы, парки, площади, природоохранные сооружения; могут размещаться промышленные, транспортные, энергетические, оборонные объекты и сельскохозяйственные производства.

Эта категория земель обеспечивает 86 % поступлений в консолидированный бюджет от всех платежей за землепользование и может использоваться только в соответствии с генпланами и проектами. Земли населенных пунктов могут быть выделены в качестве . 3. Земли промышленности, транспорта, связи, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.

Имеют особый режим использования.

4. Земли особо охраняемых территорий включают в себя заповедники; зеленые зоны городов, домов отдыха, турбаз; памятники природы, истории и культуры; минеральные воды и лечебные грязи, ботанические сады и др. Данная категория земель предназначена для оздоровления людей, массового отдыха и туризма, а также для историко-культурного воспитания и эстетического наслаждения. Такие земли охраняются особым законодательством, и вести хозяйственную деятельность на них запрещается.

5. Земли лесного фонда полностью определяются правовым режимом лесов, произрастающих на них.К этой категории земель относятся земли, покрытые лесами и предоставленные для нужд лесного хозяйства и местной промышленности. 6. Земли водного фонда.Это земли, занятые водоемами, ледниками, болотами (кроме тундры и лесотундры), гидротехническими сооружениями и полосами отвода при них.

7. Земли запаса служат резервом и выделяются для различных целей. Продажа земельных участков, а также выделение их для предпринимательской деятельности и перевода из одной категории в другую осуществляется в соответствии с законами РФ и субъектов Федерации. Государственная собственность на землю — земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Управление и распоряжение землями, находящимися в государственной собственности осуществляется органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Особенности публичной собственности на землю

» » » » » наравне с другими видами имущества могут находиться как в частных руках, так и быть частью государственных владений.

Земля принадлежащая федерации, ее субъектам или образованиям относится к категории публичной собственности.

Частные лица и предприятия арендуют участки у государства, принося ему доход. Дальнейшая приватизация обеспечит переход прав на землю от государства в частные руки. Законодательство РФ регулирует вопросы, связанные с правом собственности на землю, посредством Гражданского и Земельного кодекса (глава № 3).

Статья 17 ЗК РФ описывает ситуации, в связи с которыми земельные участки могут стать частью федеральной собственности; В распоряжение субъектов России земля переходит на основании 18 статьи ЗК РФ. На основании ст. 218 ГК РФ, земля может перейти в собственность в результате:

  1. Образования принципиально нового участка, возникшего при разделении или объединении предыдущих участков.
  2. Получения бесхозного участка, который изначально никому не принадлежал или предыдущий владелец лишился на него прав;
  3. Заключения договора , договора мены, или других подобных оснований;

Важно!

В 19 статье ЗК РФ содержатся основания для перехода территорий земли во владение муниципальных образований.

Возможность перехода публичной формы собственности в частные владения, не допустима для отдельных категорий земельных участков. К земельному участку, как к объекту собственности, выдвигается ряд требований, к которым относится наличие зафиксированных границ,

точного адреса, а также участок должен состоять на учете в кадастровых службах. Существуют виды публичных участков, на которые стоит обратить особое внимание:

  1. Территории с космическими объектами, зданиями государственных предприятий и организаций, а так же, объекты, отвечающие за теле- и радиовещание в стране.
  2. Территории, на которых расположены структуры, отвечающие за обороноспособность страны;
  3. Земли, являющиеся частью земельного и водного фондов России;
  4. Участки, на которых хранится федеральное имущество;

В зависимости от правообладателя на тот или иной участок земли, можно выделить следующие формы публичной собственности на землю:

  1. Земли, принадлежащие регионам страны, в том числе: участки, ранее находящиеся в распоряжении федерации, но переданные во власть какого-либо региона, территории, на которых располагаются организации и предприятия краевого или областного уровней, сельскохозяйственные земли, и т.д.
  2. Федеральные земли, к которым относятся: территории, на которых расположены здания федерального значения, земли, предназначенные для осуществления деятельности федеральных органов власти, общероссийские автомобильные дороги, и т.д.
  3. , принадлежащие муниципалитетам.

Если рассматривать право собственности в целом, то в качестве субъекта принято рассматривать тех, кто обладает этим правом в отношении того или иного объекта.

Формы собственности на землю

Ст. 9 Конституции широкий смысл, позволяющий решать вопрос о формах собственности, не будучи связанными жесткими временными, территориальными и иными критериями.На практике представлены все три перечисленные в Конституции РФ формы собственности на землю:

    1. государственная, муниципальная, частная.

Государственная собственность на землюПраво государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству.

9 Конституции РФ предусматривает: «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Используемое сослагательное наклонение в формулировке статьи, а также допустимость иных форм собственности, как представляется, придают ст.

Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

    1. федеральной собственности; собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

Объект права государственной собственности на землю (презумпция права государственной собственности на землю):

  1. безвозмездная передача из федеральной собственности (для собственности субъектов федерации).

    Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации.Муниципальная собственность на землюПраво муниципальной собственности на землю — правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию.
    От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст.

    125, 215 ГК РФ). В этом качестве органы местного самоуправления могут предоставлять земельные участки во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, собственность

  2. гражданско-правовые основания;
  3. нормы федеральных законов;
    • земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ). Основания возникновения права государственной собственности на землю (ст.

      17, 18 ЗК РФ):

    • нормы федеральных законов;
    • процедура разграничения государственной собственности на землю;
    • гражданско-правовые основания;
    • безвозмездная передача из федеральной собственности (для собственности субъектов федерации).

      Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации.Муниципальная собственность на землюПраво муниципальной собственности на землю — правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию.

      От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст. 125, 215 ГК РФ). В этом качестве органы местного самоуправления могут предоставлять земельные участки во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, собственность

  4. земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст.

    214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ). Основания возникновения права государственной собственности на землю (ст. 17, 18 ЗК РФ):

  5. процедура разграничения государственной собственности на землю;

Формы и виды собственности на землю

Основным законом Российской Федерации закреплены права и свободы граждан. К главным и неотъемлемым правам гражданина РФ относится неприкосновенность частной собственности.

Переход от первобытно общинного строя к рабовладельческому сопровождался началом .

В древнем Египте виды права на имущество были ограничены и распределялись по рангам чиновников. Чем знатнее был вельможа, тем больше его надел. Наследовались наделы из поколения в поколение, так как должности в Египте тоже передавались по наследству.

Межевание в древнем Риме впервые стало государственной нормой и регулировалось сенатом. Имена владельцев участков записывалось на табличках, вносилось в реестры и хранились в архивах.

Во Франции средних веков наделение землей было исключительной прерогативой господина.

Наличие поместий ставило в прямую зависимость от господина тех, кто был этим поместьем пожалован.

Заключенные вассальные договоры наделяли сюзерена как правами, так и обязательствами перед господином. Если договор нарушался, вассал нарушал свои обещания или предавал, то он терял надел. Поместье изымалось и передавалось другому слуге господина.

В древнеславянских государствах формы владения землей были схожи со средневековой Европой. Иная форма хозяйствования и землевладения внедряется после начала царствования Романовых.

Окончательно формируется феодальный облик России и утверждается крепостное право. Петром Первым Романовым вносятся европейские нормы в законодательство, но земельное право остается практически неизменным до 1917 года. Период СССР кратко характеризуется полным отсутствием частной собственности на землю.

Вся территория СССР принадлежала государству, и только оно ею распоряжалось. После распада СССР в РФ начинается формирование нового правового поля с принятием Конституции, закрепляющей неприкосновенность частного имущества, в том числе и земли.

Понятие собственность подразумевает возможность осуществлять все имущественные права, то есть права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст.

209 ГК РФ). Частной собственностью на землю называется право использовать ее по назначению на свое усмотрение, доверять ее в пользование, передавать во владение, , , . Формы частной собственности на землю:

  • Индивидуальная собственность.
  • Коллективная собственность.

Государственная земля не может быть в коллективном владении, и все имущественные права на нее принадлежат только ему. По статье 17 ЗК РФ органом, распоряжающимся государственным земельным имуществом до его разграничения является Министерство имущественных отношений.

Когда определена территориальная принадлежность участка, он передается в частное, муниципальное или федеральное ведение.

При индивидуальной форме владения всем участком, плодородным слоем и всем, что находится под ним, распоряжается единственный собственник.

Формы собственности на землю

> закреплены Конституцией РФ и федеральным законодательством.

Их разграничение проводится по назначению земель, субъектному составу и основаниям перехода из одной формы собственности в другую.

Права и обязанности землепользователей также отличаются в зависимости от того, к какой форме собственности относится тот или иной участок. Формы собственности на земли в России различаются по субъектному составу.

  • Государственная – принадлежит исключительно России или федеральным субъектам.
  • Частная – принадлежит гражданам и коллективным субъектам. Земля переходит к ним на различных основаниях. Юридические и физические лица имеют право владения, использования и распоряжения своим наделом. Так как земля – особо ценный ресурс, все пользователи должны нести определённый круг обязанностей друг перед другом и перед государством.
  • Муниципальная – находится в собственности административно-территориальных единиц. Она находится в ведении органов местного самоуправления и ограничивается пределами посёлка, города, района. Эта земля должна использоваться строго по назначению, основной задачей является удовлетворение социально-культурных и коммунально-бытовых нужд населения административного пункта.

Формы и виды собственности на землю часто отождествляют.

Но также встречается мнение у теоретиков о выделении видов собственности в рамках вышеуказанных форм. Так, государственная форма собственности включает землю федеральную и ту, которая принадлежит субъектам РФ.

Такая форма собственности земельного участка, как частная, делится на индивидуальную и общую.

Формы и виды собственности на земельные участки выделены на законодательном уровне на основании субъектного состава. Каждый из них имеет особенности. Отличаются также правила перехода во владение, целевое назначение участков, права и обязанности собственников.

Особенностью частной собственности на землю является её целевое назначение. Надел предоставляется в собственность для следующих целей:

  1. осуществление хозяйственной деятельности.
  2. дачное или гаражное строительство;
  3. ведение хозяйства;
  4. садоводство;
  5. строительство и обслуживание дома и хозяйственных построек;

У индивидуальных и коллективных субъектов возникают следующие правомочности относительно собственности на земельный участок.

  • Право на владение землёй означает её правовой статус, как принадлежащей лицу на законных основаниях вследствие регистрации в Росреестре недвижимости. Владение распространяется на верхний плодородный шар, на природные объекты, которые находятся на участке и на пространство под и над участком, необходимое для её освоения.
  • Распоряжение подразумевает под собой возможность определения дальнейшей юридической или фактической судьбы земельного
  • Право на пользование участком — это право удовлетворять свои потребности с помощью земельного участка, получать с него урожай и использовать по целевому назначению.

Земельная собственность

Возвращение частной собственности на землю положило начало формированию и развитию рынка земли – важной составной части рынка недвижимости. На протяжении веков земельная собственность в России служила экономической основой власти феодалов, первым серьезным потрясением для которой стала земельная реформа 1861 г.

Попытке более активного внедрения в сельское хозяйство капиталистических отношений ─ cтолыпинской аграрной реформе 1906-1907 г.г. ─ не суждено было предотвратить последовавшие через десятилетие кардинальные изменения в жизни государства, одним из знаковых символов которых стал отменивший частную собственность на землю Декрет о Земле.

Семь десятилетий социалистического строительства закончились ренессансом рыночных отношений.

Процесс экономических преобразований в землепользовании существенно ускорился после того, как закон предоставил каждому гражданину в собственность земельного участка. Земельные отношения – т. е. отношения по поводу владения, пользования и распоряжения землей – в части, не противоречащей земельному, лесному и водному законодательствам и ряду специальных федеральных законов, регулируются гражданским законодательством. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица и государство.

В зависимости от прав на землю участники земельных отношений могут быть собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, обладателями сервитута. Собственники земельного участка имеют право его продать, подарить, отдать в залог, сдать в аренду.

Землепользователи владеют и пользуются земельными участками на правах постоянного (бессрочного) или безвозмездного срочного пользования, землевладельцы – на праве пожизненного наследуемого владения, а арендаторы – по договору аренды или субаренды. Обладатели сервитута обладают правом ограниченного пользования чужими земельными участками.

К формам земельной собственности относятся государственная и частная земельная собственность. Государственная собственность представлена тремя «ветвями»: федеральной, собственностью субъектов Российской Федерации и муниципальной. Земельные участки в федеральной собственности ─ это участки, признанные таковыми федеральными законами или приобретенные Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Муниципальная земельная собственность включает все земли в пределах населенных пунктов, за исключением находящихся в государственной собственности и переданных в частную собственность.

Муниципальная собственность на земельные участки реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения муниципального образования.

Одним из видов хозяйственной деятельности муниципалитетов и важным источником пополнения бюджета является аренда земельных участков муниципальной собственности. Частная собственность на земельные участки позволяет реализовывать свои интересы отдельным гражданам и их группам. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Частная собственность на землю и ее виды

Частная собственность на землюСодержание права собственности на землю составляют правомочия

  • пользования,
  • распоряжения (ст. 209 ГК РФ).
  • владения,

Все три правомочия имеют ясно выраженный физический и юридический аспект. Общие права собственников земли закреплены, кроме указанной статьи ГК РФ, и в ст. 40 ЗК РФ (Права собственников земельных участков на использование земельных участков).Ст.

209 ГК РФ в частности определяет следующие права собственника:

  1. отдавать имущество в залог и обременять его другими способами;
  2. отчуждать свое имущество в собственность другим лицам;
  3. распоряжаться имуществом иным образом.
  4. передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом;
    • отчуждать свое имущество в собственность другим лицам;
    • передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом;
    • отдавать имущество в залог и обременять его другими способами;
    • распоряжаться имуществом иным образом.

Подробнее о правомочиях владения, пользования, распоряжения землейПраво владения землей означает физическое обладание предметом собственности, т.е.

землей. Владеть землей может и несобственник, но только легитимно, т.е.

в соответствии с законом. В противном случае владение землей будет считаться самовольным захватом или самовольной передачей земли, за что по законодательству может применяться юридическая ответственность. Осуществление данного правомочия производится путем ограничения доступа на земельный участок несобственников, т.е. лиц, не имеющих права на данный земельный участок.Право пользования землей дает возможность эксплуатировать ее полезные свойства и качества.

Однако многие собственники не пользуются землей непосредственно, а предоставляют ее во владение и пользование другим лицам.

Особенно это характерно для такого земельного собственника, как государство.

Как показывает опыт стран мира, у собственника в этом случае сохраняется право на извлечение выгод из принадлежащей ему земли, но опосредованно — путем получения арендной платы за землю. Непосредственно же пользуется землей то лицо, которому она предоставлена во владение. Пользование в этом случае как бы раздваивается.

Но что касается права пользования, то формально оно принадлежит владельцу земли — арендатору (а не собственнику), поскольку он непосредственно эксплуатирует землю.Во многих случаях собственник сам владеет и пользуется своей землей. Чтобы отделить эти случаи от случаев предоставления земли в аренду, в теории права различают как бы две категории собственников: передающих и не передающих землю в чужое владение и пользование.Право распоряжения землей в полной мере принадлежит только собственнику. У владельца-несобственника (арендатора) этого права либо вовсе нет, либо он обладает им в ограниченном виде и только с согласия собственника.Распоряжение землей может выражаться в двух основных формах:

Виды права собственности на землю — классификация


Экономика должна быть экономной, а я – экономист по образованию.

Работаю, правда, в торговле. Постоянно имею дело с сорока банками, и собаку съел на их фортелях и зачастую, нелогичных схемах работы. По возможности делюсь опытом.

Земли населенных пунктов – участки, которые расположены внутри этих населенных пунктов и поселений. Они предназначены для развития и последующей застройки. Земли населенных пунктов могут быть в частной, муниципальной и государственной собственностях.

Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, имеющей характеристики, позволяющие рассматривать его в качестве индивидуально определенной вещи. В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209—217 ГК РФ в России устанавливаются частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), му­ниципальная и иные формы собственности.

Граждане могут иметь зе­мельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей доле­вой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности. Навигация по странице Виды права собственности на землю, установленные земельным законодательством:

  1. собственность на землю субъектов Российской Федерации;
  2. собственность на землю граждан и юридических лиц;
  3. муниципальная собственность на землю.
  4. собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю;
  5. государственная собственность на землю;

Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами.

Что такое публичная форма собственности земельного участка и как ее перевести в частную?

Публичная форма собственности земельного участка – это принадлежность указанного объекта одному из публичных образований, к которым относится государство, регионы РФ и муниципальные образования.

По умолчанию, все земли, не переданные в частную собственность гражданам и юрлицам, входят в состав муниципального или государственного фонда.

Перевод в частную собственность происходит в рамках приватизационной процедуры.

Законодательные акты устанавливают специальные особенности правового режима публичных земельных участков.

Помимо прямого оформления в собственность исполнительных властных органов, в муниципальное ведение переданы и территории, на которых земли не сформированы в виде самостоятельных участков.

Перевод таких земель в частные формы владения может происходить без отдельной процедуры установления муниципальной собственности. Наделы публичных образований могут на легальном основании передаваться во временное или бессрочное владение частным лицам:

  1. на основании арендного договора, условия которого регламентируется срок пользования и размер регулярных платежей в пользу собственника;
  2. в форме пожизненного наследуемого владения (выделение наделов на указанном праве прекращено с 2001 года, однако ранее оформленные участки могут сохранять такую форму пользования).
  3. на основании бессрочного постоянного пользования, в том числе на безвозмездной основе;

Передача частным лицам земли без переоформления права собственности имеет свои преимущества и недостатки. Прежде всего, до приобретения права собственности гражданам не приходится уплачивать ежегодный , размер которого связан с показателем кадастровой стоимости и регулярно повышается.

Ключевым недостатком такого варианта владения землей является отсутствие возможности распоряжения наделом, в том числе продаже его третьим лицам. Обращение в публичные властные органы для переоформления прав на землю может быть вызвано различными причинами. Прежде всего, после приватизации возникает возможность использовать участок в качестве предмета различных сделок – , , мена и т.д.

Кроме того, собственнику предоставлено право передавать надел во временное платное пользование иным субъектам – для этого может заключаться долгосрочный или краткосрочный . Земля в частной собственности может выступать и предметом обеспечения обязательств. Например, для оформления кредитного договора в банковских учреждениях на участок может регистрироваться залог.

Поскольку земля является одним из наиболее ценных и дорогостоящих активов, граждане предпочитают легальным образом закрепить право собственности.

Рассмотрим ключевые нюансы различных процедур передачи земли от публичных образований в частные руки.

Все возможные способы переоформить права на земельные наделы регламентированы ГК РФ и ЗК РФ.

Черты всех видов собственности на земельные участки

В современном российском законодательстве определено несколько форм собственности на недвижимость, т. е. на строения и земли. Если ранее, до выхода в 2001 г.

Земельного кодекса в новой редакции, граждане РФ имели представление только о том, что вся земля в стране принадлежит государству, то с того момента все изменилось. Из государственной собственности земли стали передаваться под ведомство местной администрации города или села, в частные руки гражданам, предприятиям, жилищно-строительным и гаражным кооперативам, садовым товариществам, и т. д. В государстве появилось несколько форм собственности.

Если ранее земля по предназначению использовалась только в государственных целях, то с момента перехода к другим лицам они получили возможность распоряжаться ею на свое усмотрение, но с учетом законодательных норм. Когда субъекты хозяйственной деятельности или частные лица получают участки под возведение построек, то заниматься на них полноценно , например, не получится. , к которой принадлежит конкретный участок, и его целевое изменить очень сложно, а чаще всего невозможно.

Поэтому государство или муниципалитет может передавать земли другим лицам, но не все, т. к. на некоторые наложены ограничения. Сегодня каждый желающий гражданин или бизнесмен может приобрести участок и , организовать на нем личное подсобное или фермерское хозяйство.

По закону также возможна , т.

е. переход в частые руки. Несмотря на демократические законы, использовать землю требуется по правилам, предусмотренным Земельным кодексом, Конституцией РФ и Гражданским кодексом, другими законодательными актами, федерального и регионального значения, которые призваны учитывать интересы не только граждан и иных лиц, но и государства. Понятие о видах собственности на землю изложено в законодательных актах.

Там описывается также, каким образом можно пользоваться той или иной землей. Согласно Конституции РФ (ст. 9, п. 2) и Гражданского кодекса (ст.

209−217) следует различать собственность:

  1. Муниципальную. Органы местного самоуправления своей властью реализуют право на собственность в интересах людей, проживающих в том или ином административном образовании.
  2. Частную, принадлежащую гражданам, группам лиц (кооперативам, товариществам) или коммерческим предприятиям. Они могут реализовывать право на землю в своих личных интересах.
  3. Государственную, которая имеет 2 формы − федеральную и субъектов РФ. Государство использует свое право на собственность в интересах народа.
  4. Смешанную.

Земельные участки представляют собой земельный фонд страны. Свое право конкретное лицо (гражданин, группа лиц, объединение, юрлицо, субъект РФ, др.) может реализовать через принадлежность ему участка.

Вид собственности и форма оказывает влияние на земельные отношения, они могут улучшаться в 2020 году или вообще перестать развиваться.

В то же время земельные отношения между лицами, претендующими на участки или владеющими ими, отличаются от гражданских, т. к. некоторые категории земель законодатель исключил из оборота.

Формы и виды государственной собственности на землю в РФ в 2020 году

На сегодняшний день законодатель определяет несколько форм относительно прав собственности на земельные наделы.

Относительно каждой разновидности для человека устанавливаются отдельные права и обязанности. Рассматриваемое понятие регулируется на законодательном уровне.

Существующие формы собственности отражаются в положениях Земельного кодекса.

Также положения, относительно правомочий владения закреплены в Конституции России. Имеющиеся варианты правообладателей представлены на схеме: Во времена существования СССР единственно допустимым вариантом владения наделами устанавливалась собственность государства. По этой причине проводить анализ собственности не было целесообразным.

В настоящее время Конституция гласит, что имеется несколько видов владения относительно ЗУ. Указывается, что земли могут принадлежать частным лицам, организациям либо государству.

Также имеются муниципальная и публичная формы владения, и допускается смешанный вид. Правами владения недвижимостью могут обладать лица, состоящие в брачных отношениях, также члены товариществ и хозяйств крестьянского назначения.

Более распространенными из вышеперечисленных являются права физлиц и государственных органов. На сегодняшний день действуют принципы демократии, согласно которым получить землю в собственность может почти каждый человек.

Учитывая, какая разновидность собственности установлена на надел, устанавливаются определенные правила относительно его использования. К примеру, когда землей обладает государство, она наделяется иными правами по сравнению с ситуацией, если собственник гражданин. Правами на ЗУ могут обладать отдельные граждане, а также же компания, осуществляющая определенный вид деятельности.

Кроме самой земли права распространяют свое действие на постройки, располагающиеся на участке, растительность, деревья и прочие объекты недвижимого характера.

В качестве исключений выступает расположение на территории памятника культурного значения, который не может быть подвергнут сносу. Обладает правомочиями на него орган государства. Частное лицо может обладать водоемами закрытого типа, которые расположены на участке.

Они обладают небольшим размером. Получить рассматриваемые права на надел можно при помощи:

  1. составление дарственной;
  2. прохождения процедуры приватизации;
  3. обмен на другое имущество и прочие сделки.
  4. наследственные правоотношения;
  5. заключение соглашений о купле-продаже;

Также можно сказать, что надел может являться частью взноса, который вкладывается в капитал создающейся компании. В земельном законодательстве имеется отдельное положение относительно прав владения частных лиц.

Все правомочия подробным образом так описываются.

Указывается на то, что собственник имеет возможность согласно своему усмотрению владеть и распоряжаться имуществом. В гражданском и земельном законодательстве указываются особенности, присущие процедуре оформления прав относительно надела, для организаций. Указывается, что такой собственник

Право публичной собственности на землю: понятие и основные особенности

Наличие в гражданском законодательстве РФ нескольких различных , в которых может находиться имущество, предоставляет возможность владения им множеству различных субъектов.Одним из основных прав собственности является публичное, которое распространяется на недвижимость, принадлежащую государству.

Далее будет более подробно рассмотрено понятие этого вида права, основания для его возникновения, а также отличительные особенности на примере такого вида недвижимости, как земельный участок.

Содержание:Наряду с юридическими лицами и гражданами государство в РФ выступает отдельным и совершенно самостоятельным субъектом права. Поэтому очень большая доля недвижимого имущества (не только земли, но и зданий и сооружений) находится в публичной собственности.Публичная форма собственности подразумевает принадлежность имущества к следующим публично-общественным образованиям:Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  1. Москва: .
  2. Санкт-Петербург: .
  1. отдельному муниципалитету.
  2. конкретному субъекту РФ (в лице его органов исполнительной власти);
  3. государству в целом;

Публичное право собственности делится на две группы:

  1. .

Долгое время (практически все прошлое столетие) именно публичная собственность (а конкретно государственная) была основной и, в большинстве случаев, единственной формой владения таким видом недвижимости, как земля.

И только пару десятилетий назад был начат , то есть оформления на государственное или муниципальное имущество частных прав со стороны юридических и физических лиц.Основными документами, при помощи которых осуществляется законодательное регулирование публичной формы собственности, являются Земельный и Гражданский кодексы РФ.

Также во внимание должны приниматься все законодательные акты и Постановления Правительства РФ, которые затрагивают этот вопрос.

В ЗК РФ предусмотрена отдельная глава 3, которая регулирует вопросы, связанные с .

В частности, в данной главе предусмотрены статьи с основаниями для их возникновения в различных случаях, среди которых стоит выделить:

  • Ст. 17 ЗК РФ, посвященную основаниям возникновения на землю (то есть принадлежащей Российской Федерации). Данный вид права охватывает такие участки:
  1. приобретенные по основаниям, предусмотренным в гражданском законодательстве.
  2. признанные таковыми в соответствии с действующими федеральными законами;
  3. право на которые возникло при ;

В соответствии со ст. 218 ГК РФ, к основаниям для возникновения прав собственности относятся:Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Какие формы собственности на землю есть в Российской Федерации?

Последние изменения: Май 2020Формы собственности на землю имеют несколько видов.

Чтобы определить к какому виду относится земля достаточно узнать, кто является участником земельных правоотношений — физические, юридические лица или государство.

К первым двум субъектам правоотношений относится частная форма собственности, а к третьему относится сразу два вида – это государственная и муниципальная.

Рассмотрим формы и виды права на землю подробно, включая законодательный базис для каждой отдельно взятой формы собственности.

К данной собственности относят всё, что занято органами местного самоуправления (МСУ) или то, что необходимо для осуществления обслуживания граждан в пределах муниципалитета.

К примеру, детские сады, поликлиника/гор.

больница, парки, дороги, администрация и так далее.

Управление наделом осуществляется ни физическим лицом, ни государственной властью, а местными органами самоуправления, согласно ст.

130 КРФ, что является характерной чертой муниципальной собственности. Ещё одной особенностью, является назначение этих земель, которое вытекает из вышеупомянутого понятия.

Данный вид ЗУ используется только для одного рода целей – службы гражданам, которая заключается в обеспечении гражданам достойных условий для проживания, отдыха и мест трудоустройства. Однако помимо удовлетворения коммунальных потребностей граждан, органы МСУ могут предоставлять физ.

и юр. лицам землю в пользование или владение с правом выкупа. Обратите внимание: надел не обязательно должен находиться в черте муниципального образования, он может быть и за городом.

Главное, чтобы ЗУ был в пределах территориальных границ муниципалитета.

У муниципалитета могут возникнуть права на землю только в следующих случаях:

  1. безвозмездная передача федеральной собственности органам МСУ.
  2. в результате изменения границ;
  3. при совершении сделки, которая несёт гражданско-правовой характер;
  4. передача субъектом РФ или органами государственной власти обособленного территориального участка муниципалитету;

Согласно Конституции РФ, а именно статье 35 каждый человек обладает правами частной собственности (ЧС) – это выражено в таких способностях как: владение, пользование и распоряжение. Но таковыми правами человек может пользоваться не только один, но и совместно с группой лиц.

То есть, государство наделило правом ЧС физ. и юр. лиц. Данная мысль более чётко прослеживается в ст.

36 КРФ, в которой говорится о том, что объединения граждан и каждый по отдельности имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться землёй. Однако законодательство не только наделяет людей правами, но и ограничивает их.