К чему приведет формирование резерва по сомнительным долгам


К чему приведет формирование резерва по сомнительным долгам

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете


1. Для чего нужен резерв по сомнительным долгам и обязательно ли его создавать? 2. Чем отличается «бухгалтерский» резерв по сомнительным долгам от «налогового»? 3. Как рассчитать, скорректировать и отразить в бухгалтерском и налоговом учете сумму резерва?

Для того чтобы данные бухгалтерской отчетности были достоверными, активы и обязательства организации подлежат корректировке с учетом оценочных значений. В отношении дебиторской задолженности оценочным значением является резерв по сомнительным долгам, то есть в балансе сумма дебиторской задолженности отражается за вычетом созданного резерва. Благодаря этому исключается завышение величины активов, а пользователи бухгалтерской отчетности видят реальную величину дебиторской задолженности и, соответственно, могут адекватно оценить финансовое состояние организации.

Заметьте, что для целей бухгалтерского учета формирование резерва по сомнительным долгам с 2011 года является не правом, а обязанностью, о чем говорится в п.

70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н. По-другому дело обстоит с налоговым учетом, НК РФ предусматривает именно право организаций, применяющих метод начисления, создавать резерв по сомнительным долгам. Однако, учитывая то, что указанный резерв включается в налоговые расходы, многие организации сами изъявляют желание воспользоваться таким правом и сформировать резерв по сомнительным долгам для целей налогового учета.

В этой статье предлагаю рассмотреть порядок создания, учета и использования резерва по сомнительным долгам как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Несмотря на то, что формирование резерва по сомнительным долгам предусмотрено и в бухгалтерском, и в налоговом учете, нужно иметь в виду, что «бухгалтерский» и «налоговый» резерв существенно отличаются друг от друга по многим параметрам: от правил создания и до порядка использования.

Более наглядно эти отличия представлены в виде заметок на интерактивной онлайн доске: Как видите, резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и в налоговом учете создается по разным правилам и регламентируется разными нормативными актами. Поэтому формировать резерв нужно отдельно для бухгалтерских целей и отдельно для налоговых.
В бухгалтерском учете, в отличие от налогового, порядок расчета резерва по сомнительным долгам организация устанавливает самостоятельно. В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н указано только, что

«величина резерва определяется отдельно по каждому в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично»

.

Например, организация может применять один из следующих способов расчета резерва по сомнительным долгам: Оценка каждого сомнительного долга. То есть по каждому сомнительному долгу организация самостоятельно определяет ту часть задолженности (или всю сумму задолженности), которая не будет погашена, и включает ее в общую сумму резерва. Определение величины резерва на основе данных прошлых периодов.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете: полный справочник для бухгалтеров

Резервы по сомнительным долгам обязательны в бухгалтерском учете для всех организаций. Сомнительным признается долг перед вашей организацией, который с высокой вероятностью не будет погашен полностью или частично (п.

70 Положения по бухучету N 34н, Письма Минфина от 27.05.2016 N 03-03-06/1/30504, от 14.01.2015 N 07-01-06/188, от 27.01.2012 N 07-02-18/01).

Это может быть либо нарушение должником срока оплаты, либо Вы получили информацию о финансовых проблемах Вашего должника. Резервы по сомнительным долгам создаются в момент признания задолженности сомнительной. В учетной политике по бухгалтерскому учету не стоит прописывать, что организация создает или не создает резерв по сомнительным долгам.

Но организации необходимо утвердить порядок определения суммы резерва в своей учетной политике, так как в нормативных документах по бухгалтерскому учету процесс оценки возможности погашения долга не прописан. Так же надо учесть, что в составе дебиторской задолженности могут учитываться:

  1. задолженность учредителей,
  2. задолженность покупателей,
  3. поставщиков,
  4. работников по оплате труда,
  5. заказчиков,
  6. прочих должников,
  7. подрядчиков,
  8. по подотчетным суммам.

То есть это та задолженность, которая присутствует на счетах 62, 60, 68, 69, 71, 73, 75, 76. Сомнительным долгом может признаваться задолженность заемщика по выданному вами займу, отраженная на субсчете 58-03 «Предоставленные займы» (Приложение к Письму Минфина от 22.01.2016 N 07-04-09/2355).

Кроме того, отражается не предъявленная к оплате начисленная выручка по договорам строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы (в сумме, исчисленной исходя из договорной стоимости или из размера фактически понесенных расходов, которые за отчетный период считаются возможными к возмещению) (п. п. 1, 2, 17, 23 Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н, Приложение к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01). Резервы сомнительных долгов создаются по любой дебиторской задолженности, признаваемой организацией сомнительной (не только по задолженности покупателей и заказчиков за продукцию, товары, работы и услуги).

В то же время если в отношении просроченной дебиторской задолженности на отчетную дату имеется уверенность в погашении, то резерв по данному долгу не создается (Письмо Минфина России от 27.01.2012 N 07-02-18/01). Создание резерва в любом случае оформляется бухгалтерской справкой, в которой приводится расчет резерва.

И вне зависимости от выбранного способа расчета отчислений в резерв его создание (доначисление) отражается проводкой:Дебет 91-2 «Прочие расходы» Кредит 63 «Резервы по сомнительным долгам»- На дату создания (увеличения) резерва.Дебет 63»Резервы по сомнительным долгам» Кредит 91-1»Прочие доходы»

Обязателен или нет резерв по сомнительным долгам?

> > > 14 июля 2017 Резерв по сомнительным долгам обязателен или нет — такой вопрос часто возникает у бухгалтера при формировании учетной политики.

Ответ на него зависит от того, о каком учете (бухгалтерском или налоговом) идет речь.

Рассмотрим, в чем различие между резервами по сомнительным долгам, создаваемыми в этих учетах.

Сомнительным долгом для организации, в отношении которого заходит речь о создании резерва, считается имеющийся перед ней долг ее контрагента, в неполучении которого есть достаточная доля уверенности. Формирование резерва по такому долгу позволяет:

  1. учесть для целей налогообложения потери от непоступления денежных средств до наступления момента, позволяющего полностью списать долг как безнадежный в целях расчета налога на прибыль.
  2. показать в бухучете величину задолженности, реальную к получению, т. е. сделать более достоверными данные о задолженности и, соответственно, сведения бухотчетности;

Безнадежным долг становится (п.

2 ст. 266 НК РФ):

  1. при невозможности исполнения из-за обстоятельств, не зависящих от воли сторон, в т. ч. вследствие акта, изданного органом государственной власти.
  2. при наличии постановления ФССП о невозможности его взыскания;
  3. по истечении срока исковой давности (3 года);
  4. в случае ликвидации организации;

О документальном оформлении процедуры списания читайте в статье . Оба основополагающих документа (бухгалтерский и налоговый) дают похожие определения сомнительному долгу, признавая им существующую дебиторскую задолженность:

  1. не погашенную в сроки, установленные в договоре, и не имеющую обеспечений в виде залога, поручительства, банковской гарантии (п. 1 ст. 266 НК РФ).
  2. не погашенную или имеющую высокую вероятность неоплаты в сроки, установленные в договоре, и не обеспеченную гарантиями (п. 70 ПБУ о бухучете и бухотчетности, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н);

Общим для обоих видов учета является также то, что резервы:

  1. формируются раздельно по каждому из сомнительных долгов;
  2. создаются по результатам инвентаризации задолженности и могут быть образованы по итогам как отчетного, так и налогового периода, в котором произошло их выявление;
  3. влияют на финрезультат при всех операциях с ним.

Однако на этом сходство сомнительных долгов для признания их в бухгалтерском или налоговом учете заканчивается.

Начинаются различия. Резерв, создаваемый в бухучете, отличает:

  1. отсутствие ограничений по источнику происхождения задолженности, т. е. резерв может быть создан по долгам любого
  2. независимость от факта формирования (или неформирования) аналогичного резерва в налоговом учете;
  3. обязательность его создания по выявленной сомнительной задолженности;
  4. отсутствие каких-либо исключений в круге налогоплательщиков, обязанных создавать резерв, т. е. формировать его должны все;

Резерв по сомнительным долгам дебиторской задолженности

> > > 10 ноября 2016 для целей бухгалтерского и налогового учета имеет почти одинаковые определения, но разные правила создания. Рассмотрим, чем эти резервы схожи и в чем их различия. Определения сомнительного долга, даваемые бухгалтерским и налоговым законодательствами, очень похожи.

Таким долгом следует считать имеющуюся перед организацией задолженность ее контрагента (т.

е. дебиторскую), которая:

    не оплачена в срок или имеет высокую вероятность непогашения в оговоренные договором сроки и не обеспечена гарантиями (п. 70 ПБУ о бухучете и бухотчетности, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н); не оплачена в сроки, указанные в договоре, и не имеет обеспечений в виде залога, поручительства, банковской гарантии (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Различие в этих определениях только одно: бухучет допускает признание в качестве сомнительной не только той задолженности, срок оплаты которой уже нарушен, но и той, в отношении которой этот срок еще не наступил, но вероятность неоплаты крайне высока.

Таким образом, разница в подходе к созданию резерва в бухгалтерском и налоговом учете закладывается уже на стадии определения того, что относить к сомнительной задолженности. В обоих учетах созданный резерв предполагает списание за его счет сомнительной задолженности, которая в определенный момент признается безнадежной. Но прочие цели создания резерва по сомнительным долгам в обеих системах различны, что обусловлено самой природой этих учетов, имеющих разный подход к интерпретации одних и тех же данных.

В бухучете созданием резерва решают вопросы:

    формирования достоверных цифр учета и отчетности, чего требует п. 1 ст. 13 закона РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ; возможности использования при принятии экономических решений информации из бухбаланса, в котором дебиторская задолженность не требует корректировки, а уже показана в реальных значениях, которые могут быть получены.

В налоговом учете формирование резерва позволяет учесть в налоговой базе по прибыли потери от неполучения оплаты в сроки более ранние, чем это происходит при несоздании резерва, поскольку признание задолженности безнадежной по срокам обычно происходит значительно позже. НК РФ (п. 2 ст. 266) позволяет признавать безнадежным долг:

    после истечения срока исковой давности (3 года); при получении от ФССП постановления о невозможности взыскания; ликвидированного контрагента; при создании обстоятельств, не зависящих от воли сторон (в т. ч. в силу предписаний акта, изданного органом государственной власти), приводящих к невозможности исполнения обязательств по оплате.

Общие черты у резервов по сомнительным долгам дебиторской задолженности, формируемых в бухгалтерском и налоговом учете, есть.

Оба резерва: Создаются по результатам проведенной инвентаризации задолженности.

Резерв по сомнительным долгам: учет в «1С:Бухгалтерии 8»

Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

16.03.2017 подписывайтесь на наш канал

Федеральными законами от 30.11.2016 № 401-ФЗ и № 405-ФЗ внесены поправки в статью 266 НК РФ, которая регулирует порядок формирования резервов по сомнительным долгам. Начиная с 2017 года, величину сомнительной дебиторской задолженности в отношении каждого контрагента следует определять за минусом кредиторской задолженности перед этим контрагентом, а предельный размер резерва по итогам отчетного периода должен рассчитываться как наибольшая из двух величин: 10 % выручки за данный отчетный период или за прошлый год*.

О том, как указанные изменения поддерживаются в программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0), БУХ.1С рассказали эксперты 1С.

Резервы по сомнительным долгам относятся к оценочным резервам.

Примечание: * О других изменениях по налогу на прибыль с 2017 года читайте в статье .

Оценочные резервы в бухгалтерском учете учитывают отклонения в оценке активов (к коим относится и дебиторская задолженность) и обязательств. Благодаря оценочным резервам, показатели бухгалтерской отчетности корректируются и тем самым отражают реальное финансовое состояние организации. Правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций информации об изменениях оценочных значений регулируется ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений», утв.
приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (далее — ПБУ 21/2008).

Порядок формирования резервов по сомнительными долгам установлен Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее — Положение).

В соответствии с пунктом 70 Положения организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной. Таким образом, создание резервов сомнительных долгов в бухгалтерском учете является обязанностью, а не правом для всех организаций без исключений. При этом при расчете резервов нужно учитывать всех дебиторов, в том числе поставщиков по выданным авансам и заемщиков.

Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Критерий квалификации конкретного долга как сомнительного каждая организация определяет самостоятельно.
Для признания долга сомнительным организации необходимо иметь подтверждающие документы, свидетельствующие о неплатежеспособности контрагента.

К чему приведет формирование резерва по сомнительным долгам

Если налогоплательщик решил не создавать резерв со следующего года, его остаток полностью включается в состав внереализационных доходов в соответствии с п. 7 ст. 250 НК РФ (Письмо Минфина России от 21.09.2007 N 03-03-06/1/688).

В такой ситуации отказ от резерва в середине года лишь увеличит сумму налога на прибыль, что не приведет к претензиям со стороны налоговиков. С созданием резерва в течение года сложнее — это ведет к занижению налогооблагаемой прибыли.

Но существуют решения судов, в которых подобные действия признаны правомерными. Так, суды указывают, что создание резерва по сомнительным долгам не считается изменением учетной политики.

Кроме того, в ст. 266 НК РФ не указано, что условием создания резерва является обязательное указание на данный факт в учетной политике. Положениями этой статьи не установлено сроков принятия решения о формировании резерва.

Для рассматриваемого примера в карточке договора с заказчиком необходимо указать срок оплаты по договору, как это показано на рисунке 1.

Для отражения в программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 операции по реализации услуг заказчику ООО «Дельта» используется стандартный документ учетной системы Реализация (акт, накладная) (раздел Продажи) с видом операции Услуги. Для того, чтобы задолженность покупателя автоматически включалась в расчет резервов, в форме Расчеты (доступ к которой осуществляется по одноименной гиперссылке из формы документа реализации) реквизит Счет учета расчетов с контрагентом должен принимать значение 62.01 или 76.06.

По состоянию на 30.11.2015 сомнительная задолженность составляет 150 000,00 руб., но срок ее возникновения не превышает 45 календарных дней. И в бухгалтерском и в налоговом учете расчет резервов выполняется в конце каждого квартала. 02.11.2015 заказчику оказаны услуги на сумму 150 000 руб. (в том числе НДС 18 %), этим же днем подписан акт.
В установленный срок оплата от покупателя не поступила.

Выручка от реализации ООО «Перспектива», учитываемая в целях налогообложения прибыли, составила:

  1. за 2016 год – 1 000 000,00 руб.;
  2. за полугодие 2016 года – 500 000,00 руб.;
  3. за 9 месяцев 2016 года – 750 000,00 руб.;
  4. за 2015 год – 700 000,00 руб.;
  5. за I квартал 2016 года – 250 000,00 руб.;
  6. в I квартале 2017 года выручки нет.

Прежде чем приступать к работе, пользователь должен выполнить настройки бухгалтерской учетной политики и параметров налогового учета.

Наиболее распространенные на практике ситуации, когда закон запрещает проводить зачет требований:

  1. суд возбудил дело о банкротстве контрагента и прекращение обязательств зачетом нарушает очередность удовлетворения требований кредиторов (п. 1 ст. 63 и п. 1 ст. 81 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);
  2. заключен договор с иностранным контрагентом. Дело в том, что с такими лицами проведение взаимозачетов фактически запрещено ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (за некоторыми исключениями, указанными в законе);

Резервы по сомнительным долгам.

Расчет и учет

Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру» К сожалению, на практике организации нередко сталкиваются с просроченной дебиторской задолженностью своих покупателей (заказчиков), а возможно и других дебиторов. Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы в бухгалтерской отчетности организации данные о ее дебиторской задолженности были достоверны.

Поэтому при наличии сомнительного долга надо создать резерв, даже если организация является субъектом малого предпринимательства. Для того, чтобы данные бухгалтерской отчетности были достоверными, активы и обязательства организации подлежат корректировке с учетом оценочных значений. В отношении дебиторской задолженности оценочным значением является резерв по сомнительным долгам, то есть в балансе сумма дебиторской задолженности отражается за вычетом созданного резерва.Обратите внимание!

Резерв включается в налоговые расходы, следовательно, организациям выгодно воспользоваться таким правом и сформировать резерв по сомнительным долгам для целей налогового учета.Основные нормативные документы по формированию резервов по сомнительным долгам:

  • НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015).
  • Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
  • Положение по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.
  • Положение по бухгалтерскому учету », утверждено Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н

Сомнительная задолженность — дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (залог, удержание имущества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток). Просроченная задолженность—дебиторская задолженность, не погашенная в сроки, установленные договорами и (или) судебными актами или иными документами, устанавливающими или изменяющими срок погашения задолженности. Безнадежная задолженность — дебиторская, по которой истек установленный срок исковой давности, а также та задолженность, по которой в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Реструктуризированная задолженность — задолженность, по которой дебитору предоставлена рассрочка или отсрочка погашения задолженности, в том числе в рамках соглашения о реструктуризации задолженности, мирового соглашения, утвержденного судом и вступившего в законную силу. При формировании резерва по сомнительным долгам

Порядок формирования резервов по сомнительным долгам

> > > 09 ноября 2016 Формирование резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском (БУ) и налоговом (НУ) учете происходит по разным правилам.

Рассмотрим, в чем состоят отличия между ними. Сомнительный долг, по которому юрлица формируют резервы, оба законодательства (бухгалтерское и налоговое) характеризуют почти одинаково, относя к нему ту задолженность контрагента, существующую перед юрлицом, которая оказывается:

  1. не оплаченной в срок, установленный договором, и не обеспеченной гарантиями в виде залога, поручительства или банковской гарантии (п. 1 ст. 266 НК РФ).
  2. не оплаченной в указанный в договоре срок или имеет высокую степень вероятность неоплаты в течение этого срока и не обеспеченной гарантиями (п. 70 Положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, далее — положение о бухучете и бухотчетности);

Таким образом, бухгалтерское законодательство, в отличие от налогового, дает возможность относить к числу сомнительных не только те долги, срок оплаты которых уже истек, но и ту задолженность, оплата которой по тем или иным причинам вызывает обоснованные сомнения. То есть понятие сомнительного долга в бухучете трактуется более широко.

Сформированный резерв в обоих учетах предназначен для того, чтобы списать за счет него сомнительную задолженность, ставшую безнадежной.

Образование резерва и в БУ, и в НУ напрямую отражается на финрезультате, и происходит это существенно раньше, чем туда попадает безнадежная задолженность. В связи с этим формирование резервов по сомнительным долгам позволяет досрочно учесть в расходах (в т. ч. в принимаемых для целей обложения налогом на прибыль) потери от списания задолженности, которая впоследствии может оказаться безнадежной.

Напомним, что безнадежной задолженность признается в следующих ситуациях (п. 2 ст. 266 НК РФ):

  1. по завершении срока исковой давности (3 года);
  2. в случае ликвидации контрагента;
  3. при наличии выданного ФССП постановления о невозможности взыскания;
  4. под влиянием обстоятельств, не зависящих от воли сторон (в т. ч. создавшихся вследствие выдачи акта органа государственной власти), приводящих к невозможности выполнения обязательств по оплате долга.

О том, какие действия нужно совершить для признания процедуры списания соответствующей законодательству, читайте в статье . Кроме того, резерв, созданный в бухучете, позволяет соблюсти одно из главных требований, предъявляемых к этому учету: требование достоверности учетных данных и, соответственно, отчетности, составленной по этим данным (п.

1 ст. 13 закона РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Достоверность учетных и отчетных данных, в свою очередь, оказывается важной при проведении экономического анализа и принятии основанных на нем решений экономического характера.

Несмотря на наличие ряда существенных различий между резервами,

Все о резервах, налоговых и бухгалтерских

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 25 ноября 2011 г.Л.А. Елина, экономист-бухгалтер Довольно долго большинство бухгалтеров считало, что создание резервов — это дело добровольное. Причем как в налоговом учете, так и в бухгалтерском.

Поэтому те, кто не хотел прибавлять себе работы, их вообще не создавали. Однако в прошлом году, внеся поправки в Положение по ведению бухучета и бухотчетности (далее — Положение по ведению бухучета и бухотчетности); и приняв ПБУ 8/2010, Минфин четко дал понять, что в бухучете создание резервов — не дело вкуса.

И только у малых предприятий вопрос создания некоторых из резервов может быть основан на желании.

А все остальные организации либо должны создавать бухгалтерский резерв, либо не должны и не могут.

Тексты указанных в статье ПБУ можно найти: В налоговом учете все по-прежнему.

Для тех, кто считает доходы и расходы методом начисления, есть ряд резервов, которые можно как создавать, так и не создавать. Таким образом, все резервы можно разделить на три группы. 1. Резервы, предусмотренные как в налоговом, так и в бухгалтерском учете.

2. Исключительно бухгалтерские резервы.

3. Исключительно налоговые резервы.

Создание резерва в бухгалтерском учете не означает, что в налоговом учете тоже надо создать этот резерв. К тому же принципы налогового и бухгалтерского учета резервов не зависят друг от друга. А разные принципы формирования резервов могут привести к необходимости отражения разниц по ПБУ 18/02.

Порядок создания резерва в налоговом учете (при методе начисления) в бухгалтерском учете; ; Резерв по сомнительным долгам 1. Организации могут создавать его по собственному желанию, а могут и отказаться от него.

Свое решение организации лучше (безопаснее) закрепить в учетной политике. Такого требования в ст. 266 НК нет; .

Но налоговики на местах считают, что это нужно делать; . Поэтому, закрепив в учетной политике создание такого резерва, вы избежите споров с проверяющими 1. Все организации обязаны создавать этот резерв, если у них есть сомнительная дебиторская задолженность; .

В том числе и малые — никаких особых указаний, освобождающих их от создания резерва по сомнительным долгам, нет. 2. Отчисления в резерв учитываются в составе внереализационных расходов, .Для учета резерва сомнительных долгов можно завести отдельный налоговый регистр.

2. Сам резерв учитывается на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам».Отчисления в него — в составе прочих расходов (дебет 91-2 «Прочие расходы» – кредит 63).

3. Для определения суммы отчислений в резерв сомнительных долгов надо на последний день отчетного/налогового периода (то есть на конец каждого квартала или месяца) провести инвентаризацию дебиторской задолженности и составить акт по форме № ИНВ-17.

3. Инвентаризация — больше не обязательное условие для создания резерва. Главное — правильно определить, сомнительна задолженность или нет. Для этого не обязательно составлять инвентаризационные унифицированные формы.

Резерв по сомнительным долгам: порядок создания и расчет отчислений

> > > 01 февраля 2020 С 2017 года действуют обновленные правила для создания и расчета отчислений в резерв по сомнительным долгам.

Сразу отметим, что теперь налогоплательщикам этот резерв создавать стало выгоднее. Как его рассчитать, расскажем подробно в статье.

Резервы по сомнительным долгам создают организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль (пп. 7 п. 1 ст. 265, ст. 266 НК РФ). При формировании резерва нужно действовать следующим образом (п.4 ст.266 НК РФ).

Шаг 1. На последнее число отчетного (налогового) периода провести инвентаризацию дебиторской задолженности. Результаты инвентаризации оформить актом по форме, разработанной организацией самостоятельно с учетом положений ст.

9 закона № 402-ФЗ, либо с использованием унифицированной формы ИНВ-17, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88.

При анализе дебиторской задолженности нужно определить долги, которые в соответствии с п. 1 ст. 266 НК РФ признаются сомнительными, и на основании которых будет создаваться резерв. Под сомнительным долгом понимается задолженность, возникшая при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), не погашенная в предусмотренный договором срок и не обеспеченная залогом, поручительством, банковской гарантией.

То есть, если имеется залог или поручительство, то по такой задолженности нельзя создать резерв, даже если поручитель является банкротом (письма Минфина России от 10.07.2015 № 03-03-06/39756, от 14.01.2013 № 03-03-06/1/7).

С 2017 года прямая норма НК РФ устанавливает включать в резерв только часть задолженности, которая не покрыта встречным долгом этого же контрагента. То есть если у компании есть встречное обязательство перед контрагентом-должником, то сомнительным долгом считается только та сумма, которая превышает величину этого обязательства.

При этом уменьшение таких долгов на кредиторку хозсубъекта осуществляется начиная с первой по времени возникновения задолженности (п. 1 ст. 266 НК РФ). См. также: .

Следует отметить, что при создании резерва по сомнительным долгам организация не должна учитывать те суммы дебиторской задолженности, которые возникли в период применения системы налогообложения, отличной от общей, например ЕНВД (письмо Минфина России от 21.12.2012 № 03-11-06/3/90). См. также:

  1. .

Шаг 2.

По каждому сомнительному долгу определить процент отчислений и рассчитать общую расчетную сумму отчислений (РСО) по следующему принципу:

  1. если срок сомнительной задолженности составляет от 45 до 90 дней (включительно), то в резерв отчисляется 50% от суммы долга,
  2. если с момента возникновения сомнительного долга прошло более 90 дней, то задолженность в полной сумме (100%) включается в резерв,
  3. если задолженность возникла менее 45 дней назад, то по ней резерв не создается.

Шаг 3.

Определить предельную сумму отчислений в резерв по формуле: ПСО = В × 10%, где В – для резерва по итогам

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

> > > 07 августа 2020 создаются на основе сведений о задолженности покупателей. Для чего нужны резервы по сомнительным долгам? Надо ли их формировать? Как правильно подсчитать резервы и отразить их в бухучете?

Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье. В бухучете резервирование — это один из способов оценивания текущего состояния имущества и обязательств организации (абз. 6 п. 23 приказа Минфина России «Положение по бухучету и отчетности в РФ» от 29.07.1998 № 34н).

Создание резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете должно восприниматься как сбор сведений о состоянии задолженности покупателей на определенную дату. При просмотре информации по этим резервам заинтересованные лица должны видеть, какая доля задолженности является сомнительной.

Под сомнительной задолженностью в бухучете понимается ничем не обеспеченная задолженность дебиторов, которая не уплачена в срок, прописанный в договорном соглашении (абз. 2 п. 70 приказа № 34н). Авансы поставщикам к сомнительной задолженности причислять нельзя (письмо Минфина России от 15.10.2003 № 16-00-14/316).

Создавать резерв должны все организации по каждой сомнительной задолженности покупателя (абз. 1 п. 70 приказа № 34н). За ИП обязанность по резервированию долгов не закреплена. ВАЖНО! В налоговом учете резервы составляются по усмотрению организации или ИП (п.

3 ст. 266 НК РФ). Их назначение — отнесение сумм по сомнительным долгам на уменьшение налога на прибыль до того периода, когда они станут безнадежными.

Сомнительные резервы в налоговом учете, как и в бухгалтерском, могут быть созданы только по долгам, появившимся в связи с реализацией товаров (работ, услуг) (п.

1 ст. 266 НК РФ). См. также . Предельный объем формируемого в бухучете резерва представлен только общим размером сомнительных долгов.

В налоговом учете с 01.01.2017 максимальный размер резерва за год не может превышать 10% выручки за отчетный налоговый период, а в течение отчетных периодов не может превышать наибольшую из двух величин — 10% выручки за отчетный период или 10% выручки за прошлый год (п. 4 ст. 266 НК РФ, письмо Минфина от 17.04.2018 № 03-03-06/1/25482).

До 2017 года сумма резерва, создаваемого по итогам отчетного (налогового) периода в налоговом учете, не должна была превышать 10% от выручки за текущий отчетный (налоговый) период. Подробнее о сомнительных резервах в налоговом учете читайте в статье .

С порядком и сроками списания безнадежных долгов вы можете ознакомиться в статье . Единой методики подсчета сумм резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете нет.

В абз. 3 п. 70 приказа № 34н только отмечено, что подсчет резервов производится в зависимости от состоятельности покупателя и вероятности закрытия им долга. Организации (ИП) могут фиксировать в своей учетной политике собственные методики подсчета сумм по сомнительным резервам в бухучете.

Оптимальной будет методика, приведенная в п.

Центр кредитования «Деньги всем» Отправь 2-3 заявки в разные компании и гарантированно получи кредит.

  1. Деньги поступают автоматически за 4 минуты
  2. Требуется только паспорт
  3. Срок кредитования от 62 до 365 дней
  4. Кредит до 30000 рублей
  5. Деньги поступают на карту , CONTACT, QIWI
  1. Деньги переводятся на банковскую карту или счет
  2. Нужен только паспорт
  3. Кредит до 30000 рублей
  4. Моментальное одобрение
  5. Первый кредит бесплатно 0%
  6. Срок кредитования от 62 до 365 дней
  1. Решение 7 минут
  2. Кредит до 30000 рублей
  3. Срок кредитования от 62 до 365 дней
  4. Требуется только паспорт
  5. Деньги переводятся на карту
  1. Срок до 20 недель
  2. Без скрытых платежей
  3. Деньги поступают на карту в течении 15 минут
  4. Требуется только паспорт
  5. Кредит до 70000 рублей
  1. Кредит до 15000 рублей
  2. Без скрытых платежей
  3. Срок кредитования от 62 до 365 дней
  4. Кредит переводится на карту, contact или электронные кошельки
  1. Срок кредитования от 62 до 365 дней
  2. Кредит до 30000 рублей
  3. Без скрытых платежей
  4. На банковскую карту
  5. Требуется только паспорт
  1. Срок кредитования до 10 недель
  2. Кредит до 60000 рублей
  3. Без скрытых платежей
  4. Решение в течении минуты
  5. Первый кредит бесплатно
  6. Деньги на карту или наличными
  1. Кредит до 150000 рублей
  2. Требуется только паспорт
  3. Срок кредитования от 62 до 365 дней
  4. Деньги переводятся на карту
  1. Срок кредитования от 62 до 365 дней
  2. Деньги на поступают карту
  3. Кредит до 10000 рублей
  4. Требуется только паспорт
  1. Нужен только паспорт
  2. Кредит до 30000 рублей
  3. Срок кредитования от 62 до 365 дней
  4. Решение в течении одной минуты
  1. Кредит до 15000 рублей
  2. Ставка кредитования от 0% до 1%
  3. Первый займ 0%
  4. Деньги переводятся на банковскую карту
  5. Срок кредитования от 62 до 365 дней
  1. Деньги на банковскую карту
  2. Кредит до 150000 рублей
  3. Срок кредитования от 62 до 365 дней
  4. Решение в течении 5 минут

Микрозайм — небольшая сумма кредитных средств, предоставляемых на короткий срок.

Максимальная сумма таких кредитов устанавливается каждой компанией индивидуально.

Микрокредиты рекомендуется брать тем, кому нужна наличность на небольшой срок. Зачастую такими кредитами пользуются те, кому отказали банки. Такие кредитные компании предоставляют кредиты практически всем обратившимся: домохозяйкам, студентам, безработным.

Займ также могут получить временно нетрудоустроенные граждане. Микрофинансовые организации не требуют предоставления никаких справок.

Все договора составляются на основании паспорта .

Отличительной особенностью таких компаний является круглосуточный прием онлайн заявок на выдачу кредитных средств.

Формирование резерва по сомнительным долгам

По сомнительной дебиторской задолженности фирма обязана создавать резерв по сомнительным долгам.

Об этом говорится в пункте 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Причем если до 1 января 2011 года создание подобного резерва можно было расценивать как право компании, то теперь это ее обязанность.

Предусмотрено создание подобного резерва учетной политикой фирмы или нет, не важно.

До 2012 года его формировали только в отношении задолженности покупателей за проданные товары, выполненные работы или оказанные услуги. Поэтому по долгам, связанным с перечислением поставщикам авансов, его не создавали.

Теперь данное требование отменено. Резерв предназначен для списания сомнительных дебиторских задолженностей, если они станут нереальными для взыскания. Его сумму отражают на счете 63 «Резерв по сомнительным долгам» и включают в состав прочих расходов фирмы.

Если такой резерв был создан, то сумму дебиторской задолженности, учтенную на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», отражают в балансе по строке 1230 за вычетом суммы резерва. Сомнительным долгом считают дебиторскую задолженность покупателей, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена какими-либо гарантиями (например, залогом, задатком, поручительством). Причем если у компании есть уверенность, что задолженность будет погашена в течение 12 месяцев после отчетной даты, то такой долг как сомнительный можно не рассматривать (*).

(*) письмо Минфина России от 29.01.2008 N 07-05-06/18.Создание резерва В бухгалтерском законодательстве есть лишь общие правила создания резерва. Конкретного порядка расчета его суммы оно не содержит. Так, по правилам бухучета размер резерва определяют на основании данных инвентаризации по каждому сомнительному долгу.

При этом нужно учитывать платежеспособность дебитора и вероятность погашения им задолженности. Таким образом, конкретную методику расчета резерва компания должна самостоятельно определить в бухгалтерской учетной политике. Учитывая изложенное, чтобы максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет, компания может создавать резерв в том порядке, который установлен статьей 266 Налогового кодекса (это будет соответствовать требованию рациональности учета).

А именно: — на всю сумму задолженности, если просрочка в ее погашении превышает 90 календарных дней; — на 50 процентов от суммы задолженности, если просрочка в ее погашении составляет от 45 до 90 календарных дней включительно.

Аналогичного мнения придерживаются и независимые специалисты.Мнение специалистаВ бухгалтерском учете нет ограничений по сроку и размеру дебиторской задолженности, на которую создается резерв сомнительных долгов: резерв создается на полную или невозможную ко взысканию сумму отдельно по каждому сомнительному долгу.

В бухгалтерском балансе (форма N 1) сумму резерва сомнительных долгов отдельно не показывают. На нее уменьшается дебиторская задолженность, в отношении которой был создан резерв (п.