Как оформить развод церковный


Как оформить развод церковный

Развенчание церковного брака — процедура


Содержание: В публикации рассматривается процедура развенчания в церкви, что для этого нужно, и на что следует обратить внимание. Также содержится ответ на вопрос, можно ли осуществить данную процедуру без согласия второго супруга, и как это сделать.

Кроме того, приводится перечень документов необходимых для развенчивания или развенчания. Правильно употреблять второе понятие, поскольку оно является созвучным понятию венчания. Венчание является ответственной процедурой, предусматривающей скрепление семьи на небесах. Однако в последнее время данная процедура становится модной тенденцией, и молодые пары прибегают к венчанию ради красоты и интересных впечатлений, не задумываясь о всей значимости.

Поэтому все чаще возникает вопрос, можно ли развенчаться если предыдущий брак распался. Несмотря на то, что церковь не одобряет разводы и распад семей, поскольку во время венчания люди дают клятву в верности на всю жизнь, все же существует такое понятие как развенчание. Рассмотрим, как можно развенчать брак и возможно ли это.

Особого порядка проведения такой процедуры нет.

Впрочем, нет и четко установленных сроков и обряда развенчания. По сути, развенчание представляет собой возможность закрепить супружеские узы на небесах во второй раз. В некоторых случаях допускается и третий раз, но не более.

Венчание является одной из самых красивых и таинственных процедур Однако церковь выделяет основные причины, при наличии которых развенчание имеет место быть. К ним относятся:

  1. аборт без медицинских показаний;
  2. брак между родственниками;
  3. принятие другой веры;
  4. чрезмерное употребление спиртных напитков и наркотиков.
  5. неверность одного из супругов;
  6. смерть;
  7. заключение второго брака;
  8. отсутствие одного из супругов более пяти лет (признание его безвести пропавшим);
  9. невозможность иметь детей;
  10. психическое заболевание;
  11. серьезная болезнь;
  12. тюремное заключение (более трех лет);

Интересная информация! Таким образом, на вопрос можно ли развенчаться, определенного ответа нет.

Поскольку развод на небесах не предусмотрен, однако церковь допускает его совершение.

Но, данное разрешение представлено в форме возможности повторного венчания. Что нужно чтобы развенчаться в церкви? Четкий план действий расписать нельзя, поскольку как таковой отдельной процедуры, предусматривающей развенчание брака, не существует.

Кроме того, каждый обряд сугубо индивидуален и оригинален. Многие священнослужители и вовсе отрицают признание данной процедуры, поскольку считается, что брак, заключенный на небесах самый крепкий и нерушимый.

Однако на деле это совсем не так. Многие пары, не до конца осознавшие всю серьезность и ответственность обряда таинства, желают развестись и на небесах. Однако это невозможно. Возможно лишь создание новых уз, которое как бы и предполагает разрыв старых.

Многие пары после официального документного развода и не задумываются о том, что их брак продолжает существовать.

Как развенчать церковный брак: процедура, причины, основания

Как происходит развенчание церковного брака? При каких условиях православный человек может развенчаться с бывшим супругом, существует ли такой церковный обряд?

Рассказываем! Если между супругами все-таки возникли непримиримые разногласия и было решено развестись, то необходимо обратиться в отдел ЗАГС, где будет пройдена формальная процедура расторжения брака.

Церковный же брак заключается не на бумаге, а перед Богом, именно перед ним супруги несут ответственность за свою семейную жизнь. Для церкви, как для института, понятия «развенчание» не существует, так как она отрицает само понятие развода, ставя семью на первое место.

Развенчиваться — это значит заключать новый брак на небесах, венчаться повторно. Вот хорошее видео о гражданском браке и развенчании.

Церковь считает довольно весомыми для расторжения брака некоторые определенные причины причины:

  1. Неспособность к супружеской жизни, а как следствие к продолжению рода, потеря дееспособности мужа или жены,
  2. Измена одного из супругов,
  3. Вступление мужа или жены в другой брак,
  4. Болезни, угрожающие здоровью будущих детей (СПИД, сифилис и другие),
  5. Риск нанесения ущерба здоровью одним из супругов второму,
  6. Алкоголизм и наркомания одного из супругов,
  7. Сводничество,
  8. Аборт, сделанный женой без согласия мужа, без необходимости по медицинским показателям,
  9. Смена веры одним из супругов,
  10. Длительное отсутствие одного из партнеров,
  11. Несоответствие христианским канонам: брак между родственниками, брак до достижения совершеннолетия.

Таким образом, вы сами можете ответить на вопрос, нужно ли развенчивание первого брака.

Правда, если вы придете в церковь, и скажете, что желаете выйти замуж или жениться повторно со скуки, вам могут отказать.
Оно возможно только посредством заключения повторного церковного брака. А можно ли это сделать, зависит от приведенных выше причин. Как уже было сказано выше, конкретной процедуры расторжения брака в церкви не существует, церковь может лишь благословить человека на повторный брак, здесь и далее это мы и будем называть развенчанием.

Православная церковь допускает повторное венчание людей, уже бывших в браке, и для этого необходимо будет обратиться в Епархиальное управление.

Итак, как правильно развенчаться?

  1. На имя архиерея необходимо подать прошение, приложить необходимые документы и ждать ответа.
  2. Если же вы получите благословение, то можете повторно обвенчаться в любом выбранном вами храме.
  3. Вам предстоит пройти собеседование со священником, который пожелает узнать причины, подтолкнувшие вас к разводу. Помните о том, что в случае, если причина не является уважительной для церкви, то вам могут отказать в повторном венчании.

Процесс развенчания — это повторное венчание во втором браке с другим человеком, с которым вы предварительно вступили в брачные отношения. Происходить венчание во второй раз будет так же, как и в первый, с той лишь разницей, что не будет возложения венцов на головы супругов.

Возложить венец могут лишь на того, кто венчается впервые.

Расторжение брака

священник Константин Пархоменко В Священном Писании мало, но удивительно емко сказано о браке.

Нехорошо быть человеку одному… То есть человек предназначен к тому, чтобы не быть одиноким, чтобы во второй своей супружеской половинке обрести полноту.

Сотворим ему помощницу, соответственную ему… В древнееврейском слово переведенное у нас как помощница дословно означает восполняющая.

То есть жена восполняет мужа в бытии. Оставит человек отца и мать, прилепится к жене своей; и будут одной плотью… Одна плоть – значит одно существо. Быть вместе, жить одной жизнью с одними устремлениями, ценностями, радостями и горестями… Это в Ветхом Завете.

Новый же подтверждает и усиливает то, о чем говорится в Ветхом. Вспомним, как Христос приходит на брак в Кану, чтобы поздравить молодоженов и даже делает им свадебный подарок – претворяет воду в вино. Или вспомним замечательные слова о любви апостола Павла: любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

О чем это? О том, что супружеская любовь, единство, обретенное еще на земле, перейдут с нами в вечность. Или вот: людям, которые не работают над своим характером и из-за этого брак рушится хорошо бы вспомнить о своей ответственности за это, ибо Сам Христос говорил нам об этом итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Брак – это навсегда. Единство мужа и жены – это единство не психологического или социального характера, но онтологического.

Я уже приводил слова Господа из рассказа о сотворении людей – прилепится к жене своей; и будут одной плотью. Интересно, что эти же слова повторяет Христос – в Евангелии от Марка (10, 8) и Матфея (19, 6). Одна плоть – по древневр. басар – означаетодно существо, один человек.

Теперь понятно, почему единство мужа и жены св. Иоанн Златоуст уподоблял единству существующему между Лицами Святой Троицы:

«Когда муж и жена соединяются в браке, они не являются образом чего-то неодушевленного или чего-то земного, но образом Самого Бога»

. Православная Церковь всегда, во все времена подходила к браку именно с такими высокими требованиями.

«Вы говорите о идеале», – часто слышит священник от современных людей и на это отвечает одно: «а Церковь всегда и вела людей к идеалу…» Единобрачие – это идеал. Это то, на что призваны ориентироваться все люди.

И именно поэтому священнослужитель, который по определению должен быть идеалом для своих прихожан, может быть только единобрачным.

Если, даже по уважительной причине, брак разрушается, священник или диакон не могут вступить в повторный. Так же принять священный сан не может человек, который повторно вступил в брак, или женится на второбрачной. Этот принцип настолько строго соблюдается в Православии, что немало достойнейших людей не были удостоены священного сана и служат Церкви в чине мирянина (таковы многие профессора Духовных Семинарий и Академий, сотрудники Патриархии, епархий и проч).

Итак, по замыслу Божию супружество – это вечное и нерасторжимое установление.

Но в реальности, из-за греховности людей, брак мог разрушиться.

Развод по-христиански?

Иудеям был разрешен развод «по жестокосердию», в Евангелии Христос единственной причиной для развода называет прелюбодеяние.

Однако в Православной Церкви есть целый перечень причин, по которым дозволяется разводиться. Почему? Отвечает иерей Димитрий ПАШКОВ, старший преподаватель кафедры истории Церкви и канонического права ПСТГУ, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе.

Развод по-христиански Согласно определению Поместного собора 1917-1918 годов, поводами к расторжению брака в Русской Православной Церкви могут быть: 1. Отпадение от Православия (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии).

2. Прелюбодеяние и противоестественные пороки. 3. Неспособность к брачному сожитию (если она началась до брака и не обусловлена преклонным возрастом; дело возбуждается не ранее чем через два года со времени совершения брака; если неспособность явилась следствием намеренного телесного повреждения после совершения брака, развод дозволяется). 4. Заболевание проказой или сифилисом.

5. Безвестное отсутствие (не менее трех лет; два года — если пропавший супруг находился на войне или плавал на судне).

6. Присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.

7. Посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий… или тяжких угрожающих жизни побоев… или важного для здоровья вреда). 8. Снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребств супруга. 9. Вступление одного из супругов в новый брак. 10. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни.
11. Злонамеренное оставление супруга другим супругом, если оно делает невозможным продолжение брачной жизни.

Согласно Основам социальной концепции РПЦ

«в настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа»

(ст. 10.3). Причина номер один: смерть В Православной Церкви брак может быть прекращен по двум основным причинам.

Первая — смерть одного из супругов. В этом случае брак прекращается физически и овдовевший супруг может вступить в новый брак по изволению, данному апостолом Павлом (см. 1 Кор. 7: 8-9). Вторая причина — это святым клятвам брака, прелюбодеяние.

В этом случае брак прекращается юридически.

Разводом в строгом смысле слова можно называть все то, что следует из второй причины. То, что проистекает из первой причины — смерти одного из супругов или пропажи без вести, — правильнее называть прекращением брака.

В результате накопления исторического опыта Церковь сформулировала на основании двух первоначальных причин ряд других, исходя в своем отношении из принципа икономии — снисхождения и милости к людям. К смерти супруга приравнивается его безвестное отсутствие в течение долгого времени: в таком случае оставшийся супруг признается вдовцом и не обязан томиться дальше в безнадежном ожидании.

Точно так же смотрели на невиновного супруга в случае осуждения другого супруга на каторжные (пожизненные, как правило) работы.

Что нужно для процедуры развенчания церковного брака и как она проходит?

› › после становится все популярней среди новобрачных.

Некоторые пары решаются на это таинство из-за красоты самой церемонии.

Другие осознают всю серьезность происходящего и верят, что соединяют свои души в одно целое перед лицом Господа навеки. Как это ни печально, но ни одни, ни другие не застрахованы от . Если обвенчанная пара решила развестись, то обоим супругам необходимо знать все нюансы расторжения Церковного союза на Небесах.

Об этом и пойдет речь в этой статье.

Неисповедимы пути Господни.

Ни одна пара новобрачных не может предугадать свою судьбу.

В день свадьбы преобладающее большинство «новоиспеченных» супругов уверены, что пройдут земной путь рука об руку до самой смерти.

К сожалению, не всегда этим мечтам суждено исполниться.

Настает день, когда приходит понимание, что семья окончательно распалась, и нет. Расторжение брака становится единственным способом избавления от совместного тягостного сосуществования. Развод — процедура неприятная и для многих . Особенно это касается тех случаев, когда один из супругов против расставания.
В суде придется предоставлять не самые приглядные факты супружеской жизни, чтобы добиться скорейшего расторжения брака.

Несмотря на то, что процедура закона позволяет сделать небольшую , по регламенту она не может быть более трех месяцев. А что же церковь? Как она смотрит на разведение двух обвенчанных супругов?

Церковь не выполняет таинств с «разрушительным» смыслом, поэтому процедуры по развенчиванию уже соединенных двух душ в одно целое нет. Даже получив официальное в ЗАГСе или суде, ни у одного из супругов нет возможности получить расторжение церковного брака. Таким образом, уже разведенная пара перед государством будет оставаться мужем и женой перед Богом.

Единственной причиной развенчания предыдущего союза может стать .

Для проведения повторного таинства необходимо получить благословение у епархиального архиерея, которое дается только в исключительных случаях:

  • неизлечимая болезнь супруга, предоставляющая угрозу жизни детей (СПИД, сифилис и тому подобное);
  • ;
  • брак одного из супругов с другим человеком.
  • аборт жены без медицинской необходимости;
  • один из супругов пропал без вести;
  • неспособность к продолжению рода;
  • ;
  • неизлечимые алкоголизм или наркомания;
  • один из супругов изменил православное верование на другое;
  • ;

Личная беседа со священнослужителем должна быть достаточно открытой и доверительной. Не следует утаивать постыдные причины расставания с бывшим супругом. Священники придерживаются правила тайны исповеди, поэтому ваш рассказ останется только между вами.

Весомые с бывшим супругом не станут препятствием для венчания с новым мужем/женой. Желательно сообщить священнослужителю о том, какие ошибки осознали в своем предыдущем союзе и не повторите в следующем.

Кроме благословения священнослужителя необходимо подать перечень требуемых документов.

Правила развенчания в православной церкви после развода

В реальной жизни не всегда все складывается так, как хотелось бы.

Распадаются семьи и супруги, еще совсем недавно любящие друг друга, становятся чужими. В современном обществе разорвать брачные узы можно, это не так трудно.

Но ведь многие проходили процедуру венчания, а это уже совсем другое дело. Это особое таинство и испокон века именно такой брак считался навсегда, до самой смерти.

Как поступить в сложной ситуации и можно ли развенчаться в церкви? Вопрос настолько актуален, что требует детального рассмотрения.Церковь всегда отрицательно относилась к разводу, поэтому развенчаться намного сложнее, чем просто получить свидетельство о расторжении брака.

Для этого шага должны очень веские причины. Документально они были установлены еще в начале прошлого века. Для того чтобы провести обряд развенчания, необходимо доказать следующие факты:

  1. исчезновение мужа или жены на долгое время (пропажа без вести);
  2. неверность одного из супругов;
  3. невозможность к воспроизведению потомства на физиологическом уровне;
  4. заключение одного из супругов в тюрьму;
  5. повторный брак при наличии уже существующего;
  6. принятие другой веры мужем или женой;
  7. попытки на причинение вреда жизни членов семьи;
  8. венерические заболевания, которыми может страдать один из супругов;
  9. кровосмесительный брак.

В 2000 году нашего столетия церковь добавила к существующим причинам еще следующие:

  1. аборт, который жена сделала без согласия мужа.
  2. пристрастие одного из супругов к наркотикам, алкогольным напиткам, заболевание СПИДом (необходимо, чтобы все факты имели медицинское подтверждение);

Можно, конечно, указать и другие претензии, но они не будут достаточно вескими для того, чтобы священник взял на себя право развенчать союз.

Несмотря на отрицательное отношение церкви к разводам, священники периодически разрешают повторное венчание своим приверженцам.Если присутствуют причины, названные выше, развенчаться после развода можно даже без согласия мужа или жены.

При всех других обстоятельствах каждый конкретный случай рассматривается индивидуально. Вполне вероятно получить отказ, если священники сочтут недостаточность оснований.Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните на бесплатную горячую линию: — Для регионов России — Москва и Московская обл.

— Санкт-Петербург и Ленинградская обл.После того как венчанные муж с женой развелись официально, необходимо обратиться в церковь и пройти процедуру расторжения уже церковного брака. Русской православной церковью определен установленный порядок развенчания, который

Развод: взгляд церковного канониста

Источник: При сотворении людей брачный союз Бог установил для неразрывного соединения супругов в одну плоть, так что христианский закон провозглашает святость семейного союза и его нерасторжимость.

Это поддерживает достоинство человеческой природы, с одной стороны, и с другой, дает благо нашей жизни: Церковь дает нам правила счастливой семейной жизни. Именно с этой точки зрения необходимо рассматривать канонические основания для развода, существующие сегодня, что является лишь его юридической, формальной стороной, логика которой такова: он допускается, когда брак фактически утратил свой смысл. Это не инструкция о том, как разводиться «по-церковному», а всего лишь указания на то, что делать, если брак уже распался.

Недаром в Церкви нет никакого чина «развенчания» или «церковного» развода.

Есть только благословение на второй брак, которое необходимо получить у епископа, если человек после распада брака решил вновь создать семью. Основной вопрос темы нашей беседы должен был бы звучать иначе: «При каких обстоятельствах можно говорить о том, что брак утратил смысл?» Сам Господь в Евангелии вполне определенно указывает на одно единственное основание для расторжения брака – это вина прелюбодеяния: «кто разводится с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф.

19:9). Исповедуя этот взгляд на брак, Церковь, однако, не могла не считаться с человеческими слабостями, со злой волей людей, находящихся внутри Церкви.

Исходя из принципа икономии снисхождения и милости к немощам людей, но основываясь на двух первоначальных причинах развода (смерти одного из супругов и измены одного из них) она сформулировала целый ряд других. Как например, к смерти супруга приравнивается его безвестное отсутствие в течение долгого времени: в таком случае оставшаяся сторона признается вдовствующей и не обязана томиться далее в безнадежном ожидании.

Развод, как наказание Церковное брачное право, в том числе нормы, касающиеся расторжения брака, формировалось на протяжении столетий. При этом канонисты опирались на евангельские заповеди, хотя им приходилось учитывать особенности светского законодательства.

Основные условия заключения и расторжения брака, запечатленные в канонах Русской Православной Церкви, заимствованы из Византии, однако со временем они претерпели некоторые изменения, впрочем, не очень существенные. Когда развод на основании лишь взаимного согласия супругов был исключен из византийской правовой практики, сохранилось несколько причин, дававших законное основание для расторжения брака: прежде всего, измена, а также те случаи, которые можно было рассматривать как аналогию супружеской неверности или смерти.

Измена одного из супругов доказывалась в суде с помощью свидетельских показаний, либо фактом рождения ребенка или беременностью, при условии долговременного отсутствия мужа.

К измене приравнивалось и добрачное распутство жены, в том случае если муж не знал о нем до свадьбы.

Как получить церковный развод

Проверенные временем и жизненными испытаниями чувства молодых людей настолько сильны, что требуют своего продолжения не только в гражданском браке, но и в церковном благословении.

Но бывает и так, что некоторые венчаются, отдавая дань моде, для придания торжественности свадьбе, ради красивых фотографий. А со временем чувства угасают, супруги расторгают гражданский брак и ищут способы получить церковный развод.

Но сделать это не всегда легко, ведь по церковным канонам венчанная пара остается мужем и женой даже после получения в ЗАГСе свидетельства о расторжении брака.

В церковном лексиконе нет понятия «развод». Браки совершаются на небесах, и человеку не позволительно разлучать тех, кого сочетал Бог.

Пара, прошедшая обряд венчания, считается до конца жизни связанной семейными узами. И даже после смерти ушедший первым супруг будет ожидать свою половинку на небесах.

Церковный брак издревле рассматривается как единственный и не допускающий повторного. Но как поступить, если супруги официально подали на развод, расторгли гражданский союз, а после кто-то из них желает еще раз выйти замуж или жениться, пройдя снова таинство венчания?

Ни один священник не разрешит венчаться, пока не расторгнут предыдущий церковный брак.

Если для общества приемлемо наличие светского развода и свидетельства о расторжении брака, чтобы считать человека свободным, то церковь этот документ не устраивает. Он является лишь основанием для проведения процедуры так называемого церковного развода.

Духовенство соглашается на рассмотрение подобного вопроса только в некоторых случаях. Обратиться за получением разрешения может супруг, не являющийся причиной распада семьи.

Каждый случай рассматривается индивидуально, учитываются факторы, приведшие к разводу. Вы не получите разрешения по какой-то личной прихоти, желанию кому-то что-то доказать или насолить.

Церковью оцениваются лишь объективные причины, делающие жизнь в браке нецелесообразной. Есть шанс получить пастырское снисхождение у супругов, долгое время не проживающих вместе, но для этого им нужно доказать, что восстановление семьи не имеет смысла.

Обратившись к священнику с просьбой развенчать брак, вы должны привести ряд причин, доказывающих недопустимость проживания с супругом под одной крышей.

Церковь примет во внимание ваше заявление, если:

  1. Супруг вам изменил. В былые времена люди редко обращались в церковь с такой проблемой, потому что измена считалась большим позором. С точки зрения современной молодежи нет ничего зазорного в том, чтобы признать данный факт и разорвать отношения с недостойным человеком.
  1. По несчастливой случайности брак был заключен между близкими родственниками.
  2. Один из супругов принял другую веру.

    В мире существует много религий, все они имеют право на жизнь. Но брак между людьми, верящими в разных богов, церковью не приветствуется.

  3. Супруг после гражданского развода завел новую семью.

    Бывает так, что люди, расторгнув свои отношения в ЗАГСе, вступают в новый гражданский брак, забыв о том, что они были повенчаны.

Милостью Божией: как получить развод после венчания

Хотя венчанный брак – шаг куда более серьезный, чем светское оформление отношений, предполагающий нерушимость духовных уз на небе и на земле, в жизни бывает всякое. Что же делать с данными в церкви клятвами, как завершить отношения правильно, не усугубляя и без того совершённый грех?

Конечно же, церковь относится к подобным ситуациям критично, но милосердие к человеческой природе не позволяет ей отвернуться от прихожан на сложном этапе их жизни.

Православная церковь считает, что браки заключаются на небесах, поэтому о слове «развод», а уж тем более «развенчание» и речи быть не может. Во время таинства происходит мистерия, где жених олицетворяет Христа, невеста – Церковь, а их брак – священный союз, запечатлённый в вечности.

Как такая нерушимая связь может быть разрушена кем бы то ни было, людьми или государством? Но расставания по той или иной причине случаются, а значит, с ними необходимо что-то делать.

Любой батюшка будет до последнего бороться за сохранение брака и призывать к тому же своих прихожан, ведь развод для православных – грех. Но если восстановление союза невозможно, то считается, что человеку лучше поискать нового спутника жизни, чем жить в блуде.

Важно! Ответственное решение о расторжении венчанного союза может принять только высокий церковный чин.

Для начала паре, желающей развестись, необходимо оформить развод официально в ЗАГСе, а затем написать епархиальному архиерею.

В письме необходимо описать ситуацию подробно, но без лишнего негатива по отношению к бывшей половинке, а также приложить все необходимые документы. Далее останется только смиренно ждать ответа.

Даже если вы – пострадавшая сторона, к вашему письму всё равно необходимо прикрепить согласие на развод супруга, кроме случаев, когда это физически невыполнимо, к примеру, человек пропал без вести.

Развенчаться против воли второго супруга нельзя, так как, по мнению церкви, если человек грешит, но всё равно цепляется за семью, значит, что-то ещё можно починить.

Следует отметить, что процедура не является развенчанием в полном понимании. У бывших супругов сохраняется духовная связь в глазах церкви и Бога, но при этом невиновной стороне даётся возможность построить новые отношения. Естественно, перед разводом необходимо исповедаться, покаяться и, возможно, выдержать епитимью.

Церковь считает, что в любом разрыве всегда виноваты обе стороны, но стоит понимать, что если отношения закончились по вашей вине, то и наказание будет суровее.

Нет двух одинаковых семей, двух одинаковых случаев. Одно дело, если венчание произошло не из-за глубокой веры супругов, а из-за модного веяния, желания угодить родителям и пройти через красивый ритуал.

Другое – если есть объективные проблемы, и, находясь вместе, люди отдаляются от Бога сильнее, чем взяв на себя грех разрыва. Поэтому каждое прошение рассматривается в индивидуальном порядке. Однако есть некоторые моменты, которые увеличивают вероятность благоприятного исхода.

Развод по-христиански?

Источник: В Евангелии от Матфея есть строки, о которые сегодня больно ушибаются многие: И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть.

Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.

Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано (Мф.19, 3-11). Итак, если даже учеников Христа испугало Его бескомпромиссное отношение к браку, что уж говорить про современных читателей Нового Завета!

Они и впрямь «не вмещают». Запрет на развод кажется жестоким. Житейский опыт усиливает сомнения: разве не бывает так, что дальнейшее пребывание в браке невыносимо и невозможно?

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель московского храма Святой Троицы в Хохлах, автор и ведущий программы «Православная энциклопедия» на ТВЦ, ищет, по сути, ответ на вопрос: как современному человеку принять и исполнить Евангелие? И ненормальное нормально… Фото Артема Коренюка Иногда сравнивают современное отношение к браку с тем, которое было относительно недавно, например 100–150 лет назад, и удивляются переменам, произошедшим во взглядах людей.

Чем же они вызваны? Причина их в том, что в общественном сознании брак перестал быть абсолютной ценностью.

За время советской власти, да и вследствие так называемых революций и войн — экономических, сексуальных, информационных — само сознание человечества очень сильно изменилось, можно сказать, что оно разрушилось за этот период. Многие незыблемые и адекватно воспринимаемые понятия были в связи с этим переоценены, в том числе и понятия брака и семьи.

То, что в XIX веке никому и в голову не могло прийти, что было табуировано сознанием, сейчас принимается легко и естественно. Человек свободно идет туда, где раньше полагался предел — прежде всего Евангелием. Сегодня люди приходят в Церковь с сознанием, воспитанным страшным ХХ веком, и это сознание превратилось уже в подсознание.

На определенных этапах оно становится двигательной силой, вытесняя христианское мироощущение, уже открывшееся человеку, но еще не захватившее его полностью, не сделавшее его своим. Отношение к браку, семье зависит от времени и социальных установок. Есть какие-то вещи, которые сознанием человек воспринимает как «возможность» или «невозможность».

Например, сейчас возможно думать о том, что если первый брак неудачен, то не возбраняются новые попытки создания семьи.

Церковный развод?

, Мы живем во время глобального оскудения любви, веры и терпения, когда семейные ценности перестают восприниматься современным развращённым человеком как абсолютная и непопираемая святыня. К сожалению, не всё так гладко и в домах верующих.

В последнее время приходится периодически слышать о том, что развелась очередная венчанная в храме пара.

Стараниями нашего автора мы собрали 5 таких историй и попросили другого постоянного автора портала , священника , прокомментировать их.

ПЯТЬ ГРУСТНЫХ ИСТОРИЙ

«Все счастливые семьи похожи друг на друга,каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»

Л.Н. Толстой Вместо предисловия Анжела (Москва): «.Маме перед вторым венчанием просто прочли какую-то разрешительную молитву. И в тот же день обвенчали со вторым мужем».

Раньше считалось, что раз венчались, то все, назад хода нет Просто и легко.

Двадцать лет назад считалось, что церковный получить – дело наисложнейшее, без особых причин невозможное. Причины эти толком мало кто из прихожан знал и считалось, что раз венчались, то все, назад хода нет.

А реальные причины для расторжения церковного брака были вот какими.

Согласно определению Поместного собора 1917–1918 годов, поводами для расторжения брака в Русской Православной Церкви могут быть:

  • Присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.
  • Неспособность к брачному сожитию (если она началась до брака и не обусловлена преклонным возрастом; дело возбуждается не ранее чем через два года со времени совершения брака; если неспособность явилась следствием намеренного телесного повреждения после совершения брака, развод дозволяется).
  • Вступление одного из супругов в новый брак.
  • Прелюбодеяние и противоестественные пороки.
  • Заболевание проказой или сифилисом.
  • Безвестное отсутствие (не менее трех лет; два года – если пропавший супруг находился на войне или плавал на судне).
  • Неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни.
  • Посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий, или тяжких, угрожающих жизни побоев, или важного для здоровья вреда).
  • Снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребств супруга.
  • Отпадение от Православия (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии).
  • Злонамеренное оставление супруга другим супругом, если оно делает невозможным продолжение брачной жизни.

Согласно Основам социальной концепции РПЦ «в настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» (ст. 10.3). Сейчас жизнь стала стремительней, а люди – намного информированней, чем раньше.

И ситуация с разводами намного упростилась.

Передо мной типографский бланк следующего содержания: «Такая-то (Ф.И. вписано от руки)

Причины для получения церковного развода

Раньше не было понятия развода, люди женились и выходили замуж только раз в жизни.

Иногда это случалось дважды, если один из супругов вдруг овдовел, а потом решил устроить свою личную жизнь и вновь обзавелся второй половиной, да и детям нужна полная семья. Как правило, вторую половину своему чаду выбирали родители, с их решением не спорили, подчинялись родительской воле беспрекословно, им ведь виднее, они жизнь прожили. Возраст девушек, когда они становились женами, равнялся примерно 15-16 годам от роду, это совсем ребенок, а вот мужьями мужчины становились уже довольно в преклонном возрасте, им часто было около сорока лет, потому как воинская служба длилась 25 лет.

Молодых венчали, желали им много детей и семейного счастья. Как в действительности жила пара? Девушки лили слезы в подушку и мечтали о молодых парнях, иногда убегая с ними и наставляя своему законному супругу рога, но понятия развода в те далекие времена не существовало.

Так и жили, со временем приходило уважение, в редких случаях любовь. Потом венчание ушло в прошлое, церкви упразднили, вера в России считалась противозаконной, за это можно было угодить в ссылку. Но все равно разводы, появившиеся в 20 веке, считались глубоким позором для семьи.

Сейчас на дворе 21 век, и традиции прошлого возвращаются.

Стало модно молодым произносить слова клятвы перед алтарем, да и сам обряд очень красивый.

Часто слова, произнесенные в церкви, являются неискренними, молодые понимают, что не подходят друг другу, у них слишком разные характеры.

Люди стали толерантнее, развод уже не является позором — это обыденное дело.

Так что же такое церковный развод и как его получить, если такая необходимость возникла?

Храм никаких разводов не дает, такого понятия в церковном лексиконе не существует.

Развод — мирское слово, которое придумали неверующие люди. Церковь же только может дать благословение на повторное венчание, если один из супругов умер.

Но считается, что первый супруг все равно будет ждать свою половинку на небесах. Получается, что человек, который попросил благословение у церкви и вступил в брак повторно, имеет несколько супругов, а как же любовь? Даже сейчас повторное венчание считается исключением, а не закономерностью, подходить к святому таинству нужно осознанно, чтобы не возникло проблем с разводом.

Кроме смерти одного из супругов существует ряд причин, когда церковь может дать свое благословение на повторный брак. Вот некоторые из них. Измена одного из супругов. Раньше это называлось не изменой, а прелюбодеянием.

Муж или жена, застукав свою вторую половинку в постели с любовником, могли смело пойти в церковь и просить о разводе, раньше этим правом никто не пользовался, чтобы избежать позора.

Но теперь измена считается довольно веским основанием для получения церковного развода.

Принятие одним из супругов новой веры.

Развенчание в православной церкви правила

Как происходит развенчание церковного брака?

При каких условиях православный человек может развенчаться с бывшим супругом, существует ли такой церковный обряд? Рассказываем! Если между супругами все-таки возникли непримиримые разногласия и было решено развестись, то необходимо обратиться в отдел ЗАГС, где будет пройдена формальная процедура расторжения брака. Церковный же брак заключается не на бумаге, а перед Богом, именно перед ним супруги несут ответственность за свою семейную жизнь.

Для церкви, как для института, понятия «развенчание» не существует, так как она отрицает само понятие развода, ставя семью на первое место. Развенчиваться — это значит заключать новый брак на небесах, венчаться повторно.

Вот хорошее видео о гражданском браке и развенчании. Правда, если вы придете в церковь, и скажете, что желаете выйти замуж или жениться повторно со скуки, вам могут отказать. Церковь считает довольно весомыми для расторжения брака некоторые определенные причины причины:

  1. Болезни, угрожающие здоровью будущих детей (СПИД, сифилис и другие),
  2. Неспособность к супружеской жизни, а как следствие к продолжению рода, потеря дееспособности мужа или жены,
  3. Вступление мужа или жены в другой брак,
  4. Риск нанесения ущерба здоровью одним из супругов второму,
  5. Несоответствие христианским канонам: брак между родственниками, брак до достижения совершеннолетия.
  6. Измена одного из супругов,
  7. Алкоголизм и наркомания одного из супругов,
  8. Сводничество,
  9. Длительное отсутствие одного из партнеров,
  10. Смена веры одним из супругов,
  11. Аборт, сделанный женой без согласия мужа, без необходимости по медицинским показателям,

Таким образом, вы сами можете ответить на вопрос, нужно ли развенчивание первого брака.

Оно возможно только посредством заключения повторного церковного брака. А можно ли это сделать, зависит от приведенных выше причин. Как уже было сказано выше, конкретной процедуры расторжения брака в церкви не существует, церковь может лишь благословить человека на повторный брак, здесь и далее это мы и будем называть развенчанием.

Православная церковь допускает повторное венчание людей, уже бывших в браке, и для этого необходимо будет обратиться в Епархиальное управление. Итак, как правильно развенчаться?

  1. На имя архиерея необходимо подать прошение, приложить необходимые документы и ждать ответа.
  2. Вам предстоит пройти собеседование со священником, который пожелает узнать причины, подтолкнувшие вас к разводу. Помните о том, что в случае, если причина не является уважительной для церкви, то вам могут отказать в повторном венчании.
  3. Если же вы получите благословение, то можете повторно обвенчаться в любом выбранном вами храме.

Процесс развенчания — это повторное венчание во втором браке с другим человеком, с которым вы предварительно вступили в брачные отношения.

Происходить венчание во второй раз будет так же, как и в первый, с той лишь разницей, что не будет возложения венцов на головы супругов.