Код 8001 по 115фз


Код 8001 по 115фз

Оглавление:

«Методические рекомендации по выявлению и представлению сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю (группа кодов 80)» (утв. Комитетом АРБ по вопросам ПОД/ФТ, протокол заседания Комитета N 26 от 23.11.2011)


УтвержденыКомитетом АРБ по вопросам ПОД/ФТи комплаенс рискам(Протокол заседания КомитетаN 26 от 23 ноября 2011 г.)МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ СВЕДЕНИЙ О СДЕЛКАХС НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ(ГРУППА КОДОВ 80)Настоящие рекомендации разработаны Комитетом Ассоциации российских банков по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс рискам с целью разъяснения требований законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к осуществлению внутреннего контроля при выявлении и представлении сведений в уполномоченный орган в отношении сделок с недвижимым имуществом (группа кодов 80).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ1.1. Согласно Федерального закона

«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

(далее — Закон N 115-ФЗ), обязательному контролю подлежат сделки с недвижимым имуществом, результатом совершения которых является переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма, на которую совершается сделка, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.1.2.

Банка России от 29.08.2008 N 321-П для сделок с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, определен код вида операций 8001, который надлежит указывать в сообщениях при представлении сведений в уполномоченный орган о соответствующих операциях, подлежащих обязательному контролю. Понятие недвижимого имущества1.3. В соответствии со Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся:- земельные участки,- участки недр,- все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе электрические сети, линии телефонной связи (в случае, когда данные линии установлены на опорах, прочно связанных с землей), здания, сооружения, объекты незавершенного строительства <*>.

———————————<*> Объекты незавершенного строительства отнесены к недвижимому имуществу с 1 января 2005 г.К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.К воздушным судам <*> относятся, в частности, самолеты, вертолеты, дирижабли и другие летательные аппараты. Государственной регистрации подлежат гражданские воздушные суда и государственные воздушные суда отечественного или иностранного производства, предназначенные для выполнения полетов.———————————<*> Согласно Воздушному Российской Федерации под воздушным судном понимается летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.Такие объекты, как метеорологические шары-зонды, беспилотные летательные аппараты, привязные аэростаты, не подлежат государственной регистрации

Методические рекомендации АРБ по выявлению и представлению сведений об оперциях_группа кодов 10

Утверждены Комитетом АРБ по вопросам ПОД/ФТ (Протокол заседания Комитета N 22 от 27.01.2010) Настоящие рекомендации разработаны Комитетом Ассоциации российских банков по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с целью разъяснения требований законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к осуществлению внутреннего контроля при выявлении и представлении сведений об операциях с денежными средствами в наличной форме, подлежащих обязательному контролю (группа кодов 10).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ

«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

(далее — Федеральный закон) обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами в наличной форме, если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, и по своему характеру операция относится хотя бы к одному из следующих видов операций: — Снятие со счета юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности; — Зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности; — Покупка наличной иностранной валюты физическим лицом; — Продажа наличной иностранной валюты физическим лицом; — Приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет; — Получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом; — Обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства; — Внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме. Обязанностью банка является выявление операций, имеющих указанные признаки, документальное фиксирование и своевременное представление сведений о них в уполномоченный орган.

В целях эффективной реализации этой обязанности и, исходя из специфики каждого из перечисленных видов операций с денежными средствами в наличной форме, предлагается придерживаться изложенных ниже рекомендаций. 1. Снятие со счета юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности (код вида операции — 1001), или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности (код вида операции 1002).

При выявлении операций с кодами 1001 и 1002 следует помнить, что речь идет только об операциях с наличными денежными средствами.

Поэтому для того, чтобы ответить на вопрос, подлежит или не подлежит совершаемая по счету клиента (юридического лица или индивидуального предпринимателя) операция обязательному контролю, необходимо ответить на

Справочник кодов видов организаций, индивидуальных предпринимателей, лиц, являющихся субъектами Федерального закона №115-ФЗ

Справочник кодов видов организаций, индивидуальных предпринимателей, лиц, являющихся субъектами Федерального закона от 7 августа 2001 г.

№115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Код Наименование 010 Кредитные организации 020 Профессиональные участники рынка ценных бумаг 021 Организации, осуществляющие депозитарную деятельность (Депозитарии) 022 Организации, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (Регистраторы) 030 Страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования) 031 Индивидуальные предприниматели, являющиеся страховыми брокерами 032 Общества взаимного страхования 033 Негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию 034 Страховые брокеры 040 Лизинговые компании 050 Организации федеральной почтовой связи 080 Ломбарды 110 Организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения 111 Индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий 120 Организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме 130 Управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; 140 Организации, оказывающие посредническую деятельность при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества 141 Индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества 150 Адвокаты 151 Нотариусы 152 Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг 153 Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг 160 Операторы по приему платежей 170 Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансового агента 180 Кредитные потребительские кооперативы 181 Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы 190 Микрофинансовые организации 210 Операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи 220 Операторы

5.

Не подлежат сообщению по коду 8001 при любой сумме сделки

│5. НЕ ПОДЛЕЖАТ СООБЩЕНИЮ ПО КОДУ 8001 ПРИ ЛЮБОЙ СУММЕ СДЕЛКИ │ ├──────────────────────────────────────────────────────┬──────────────────┤ │5.1. Договор залога прав требования по договору│ │ │участия в долевом строительстве, договор залога прав│ │ │требования по инвестиционному договору │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────┤ │5.2.

Договор об ипотеке (залоге) объекта недвижимости,│Сведения договора│ │на приобретение которого предоставлен кредит │м.б. использованы│ ├──────────────────────────────────────────────────────┤для ОК при наличии│ │5.3. Договор об ипотеке (залоге) объекта недвижимости │соглашения о│ ├──────────────────────────────────────────────────────┤приобретении │ │5.4.

Договор о последующей ипотеке │заложенного │ │ │имущества, │ │ │Заявления об│ │ │оставлении │ │ │предмета залога за│ │ │собой и т.п.

│ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────┤ │5.5. Закладная, договор купли-продажи закладных,│ │ │договор залога закладных и т.п. │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────┤ │5.6. Договор аренды БЕЗ ПРАВА ВЫКУПА. │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────┤ │5.7.

Договор залога прав арендатора по договору аренды│ │ │недвижимого имущества │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────┤ │5.8. Договор уступки прав арендатора по договору│ │ │аренды недвижимого имущества │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────┤ │5.9.

Предварительный договор (соглашение о задатке,│ │ │соглашение об обеспечении исполнения обязательств к│ │ │предварительному договору) │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────┤ │5.10. Договор инвестирования в строительство│Подлежит при│ │недвижимого имущества │наличии всех│ ├──────────────────────────────────────────────────────┤условий, │ │5.11.

Договор уступки права требования по договору│соответствующих │ │инвестирования в строительство недвижимого имущества │договору участия в│ │ │долевом │ │ │строительстве │ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────┤ │5.12. Договор паевого взноса в жилищно-строительный│ │ │кооператив, договор о вступлении в ЖСК, внесение│ │ │паевого взноса │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────┤ │5.13. Договор подряда │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────┤ │5.14.

Сделки о приобретении (оставлении за Банком)│Не подлежит ОК,│ │имущества должника, не реализованного в ходе│т.к. │ │исполнительного производства. Дата заключения сделки -│осуществляется │ │дата оформленного Решения/Протокола о приобретении│банком │ │(оставлении за Банком) имущества должника.

│самостоятельно, │ ├──────────────────────────────────────────────────────┤без участия│ │5.15.

Рекомендации АРБ ПО ПОД/ФТ.

Сделки о приобретении (оставлении за Банком)│клиента │ │имущества должника, не реализованного в ходе процедуры│ │ │банкротства.
Что нового?

Автор: 19.04.2010 18 053 Какие именно изменения внесены и какова их практическая ценность?

Что, помимо этого, обсуждалось и обсуждается в переписке с регулятором? Попробуем разобраться. Опубликованные в начале марта этого года на сайте АРБ рекомендации профильного комитета по ПОД/ФТ фактически заменили корпус рекомендаций, выпущенных в 2006-2007 году. Как и ранее, они относятся к порядку осуществления внутреннего контроля при выявлении и представлении сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также вопросам выявления (идентификации) и контроля операций иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ).
Естественной причиной появления новых или, точнее, обновленных рекомендаций стала необходимость учета изменений нормативной базы, обобщение накопленного практического опыта, отражение информационных писем и иных общедоступных разъяснений Банка России, наконец, анализ тенденций и применимости лучшей мировой практики последних лет в сфере ПОД/ФТ.

Комитетом представлены рекомендации: — по выявлению и представлению сведений об операциях с денежными средствами в наличной форме, подлежащих обязательному контролю (группа кодов 10/1000); — по выявлению и представлению сведений об операциях по банковским счетам (вкладам), подлежащих обязательному контролю (группа кодов 40/4000); — по выявлению и представлению сведений о сделках (операциях) с движимым имуществом, подлежащих обязательному контролю ; — по выявлению операций, организаций или лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму (код группы операций 70/7001); — по выявлению и представлению сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю (группа кодов 80/8001); — по реализации требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ

«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

(далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) в части выявления и контроля операций иностранных публичных должностных лиц; — по реализации требований статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ в части согласования правил внутреннего контроля кредитных организаций Какие же конкретно изменения внесены по этим направлениям? Выявление и контроль операций ИПДЛ Во-первых, исходя из новой формулировки в Законе, указано, что решение о приеме на обслуживание ИПДЛ может приниматься руководителем обособленного структурного подразделения банка, если ему делегированы такие полномочия руководителем банка или его заместителем. Вполне очевидно, что это изменение (в обоих документах) продиктовано условиями деятельности, необходимостью для банков с широкой региональной сетью.

На практике такие банки заходят даже немного дальше и оговаривают внутренними регламентами возможность передачи права принятия решений по ИПДЛ на уровень заместителя руководителя обособленного структурного подразделения (на случай отсутствия руководителя). Во-вторых, рекомендации распространены на случаи совершения разовых операций, таких как покупка и

Бухгалтерский учет и другие аспекты переводов физических лиц. Часть 18

Автор: 18.11.2008 7 135 Продолжение.

Начало: Вот и дошел черед, наконец, до самой нелюбимой моей темы — противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. Как ни оттягивала я этот момент, а писать придется.

Потому что, во-первых, вопросы ПОД/ФТ в отношении переводов физических лиц становятся все более актуальными (особенно с учетом последних изменений в законодательстве), а во-вторых, основная причина отзыва лицензий у кредитных организаций в последнее время — сами знаете какая. Ну и в-третьих. В процессе противодействия легализации в отношении переводов физлиц на практике возникает столько вопросов и нюансов, что уважающий себя просто обязан как можно подробнее расписать во внутрибанковских документах всю процедуру для исполнителей.

И поучаствовать в этом придется всем — бухгалтерам, юристам, валютным контролерам, IT-специалистам.

Иначе риск наделать ошибок у операционистов возрастает неимоверно, а наказание может быть суровым.

Начнем, как водится, с нормативной базы.

Нормативное регулирование вопросов ПОД/ФТ при осуществлении переводов физических лиц.

Основной документ, регламентирующий действия банка в области ПОД/ФТ — это Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ

«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

.

Действие закона распространяется на физических и юридических лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Это значит, что и переводы физлиц, ничтоже сумняшеся, попадают в сферу действия Закона № 115-ФЗ, требуя при этом повышенного внимания со стороны работников банка вследствие разнородности и массовости участников процесса. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) в Главе 15

«Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг»

содержит информацию о мерах, применяемых к организациям и должностным лицам при нарушении законодательства о ПОД/ФТ в части фиксирования, хранения и предоставления информации.

Что же касается собственно действий по легализации преступных доходов, то для них наказание предусмотрено статьей 174 Уголовного кодекса РФ. Инструкция ЦБ РФ от 14 сентября 2006 г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» описывает некоторые права банков и их должностных лиц при открытии счетов клиентам и при осуществлении их идентификации в соответствии с законодательством о ПОД/ФТ.
Самый, наверное, неоднозначно толкуемый и поэтому часто злобно обсуждаемый документ ЦБ в области ПОД/ФТ — Положение ЦБ РФ от 19 августа 2004 г. № 262-П

«Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

.

С применением именно этого Положения связаны основные трудности ПОД/ФТ при осуществлении переводов физических лиц. Порядок предоставления банками в ФСФМ сведений

Ответ ЦБ РФ на письмо АРБ «О порядке направления сообщений в уполномоченный орган об операциях, подлежащих обязательному контролю с кодом 8001 (сделки с недвижимым имуществом)»

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Банк России) Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Президенту Ассоциации российских банков Тосуняну Г.А.

О применении Федерального закона № 115-ФЗ Уважаемый Гарегин Ашотович!

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля рассмотрел запрос от 10.04.2008 № А-02/5-203 и сообщает следующее.

Федеральный закон от 07.08.2001г. № 115-ФЗ

«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

(далее — Федеральный закон) не наделяет Банк России полномочиями по толкованию норм данного Федерального закона.

Вместе с тем, полагаем возможным изложить мнение Департамента по поставленным в письме вопросам. Согласно пункту 1.1 статьи 6 Федерального закона сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей (либо эквивалент в иностранной валюте). В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Буквальное прочтение нормы пункта 1.1 статьи 6 Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что обязательному контролю подлежат не операции по осуществлению расчетов в рамках сделки, а сами сделки с недвижимым имуществом. При совершении расчетов по клиентским сделкам с недвижимым имуществом кредитные организации, как правило, не располагают информацией о дате регистрации сделки (ее вступлении в силу) и/или сумме сделки, и, соответственно, не могут сделать однозначный вывод о том, состоялась ли сделка с недвижимым имуществом, подлежащая обязательному контролю.

Таким образом, если в рамках осуществления расчетов по сделке с недвижимым имуществом клиент представил вступивший в законную силу договор, подтверждающий факт совершения сделки с недвижимым имуществом на сумму, равную или превышающую 3 000 000 рублей (или эквивалент в иностранной валюте), то есть кредитная организация располагает всей необходимой информацией, на основании которой можно сделать вывод о проведении ее клиентом операции, подлежащей обязательному контролю, кредитной организации следует направить в уполномоченный орган сообщение с кодом вида операции «8001». В поле DATA сообщения, направляемого в уполномоченный орган, указывается дата вступления в силу договора, предметом которого является недвижимое имущество (для сделок с недвижимым имуществом, не подлежащих государственной регистрации), либо дата государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом (для сделок с недвижимым имуществом, подлежащих государственной регистрации), в полях SUME и SUM — сумма договора, предметом которого является недвижимое имущество, а в поле DESCR рекомендуем указать информацию о дате получения кредитной организацией документа, подтверждающего факт совершения сделки с недвижимым имуществом, а также обстоятельствах, при которых кредитной организации стало известно о сделке с недвижимым имуществом.

Операции подлежащие обязательному контролю

Наши специалисты оказывают помощь в составлении формализованных электронных сообщений в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Организация и индивидуальный предприниматель, перечисленные в статье 5 Федерального закона №115-ФЗ обязаны предпринимать меры по выявлению следующих операций:

  1. операций (сделок), подлежащих обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона;
  2. операций (сделок), подлежащих документальному фиксированию в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона по указанным в нем основаниям;
  3. необычных операций (сделок), в том числе подпадающих под критерии выявления и признаки необычных сделок, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма.

Обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом, перечисленные в ст. 6 Федерального закона: 1 вид операций (сделок), подлежащих обязательному контролю.

Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает её Операции с денежными средствами в наличной форме Зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если одна из сторон из списка ФАТФ Операции по банковским счетам (вкладам) Иные сделки с движимым имуществом Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ обязательному контролю подлежат следующие виды операций (сделок) с движимым имуществом, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее:

  • скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  • выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
  • получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
  • помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;
  • предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.
  • переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;
  • получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;

Напомним, что движимое имущество – это любые вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги.

Закон о блокировках 115-ФЗ: справочник из 8 главных документов с описанием и ссылками на текст

[ БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА ]»Вы можете не читать 115-ФЗ. Выживание не является обязанностью,

» — это я перефразировала цитату американского ученого Деминга, которая в оригинале звучит так: «

Вы можете не изменяться.

Выживание не является обязанностью».Действительно, когда мы говорим о 115-ФЗ, речь идет о выживании, ведь антитеррористический закон дает банкам право практически лишить Вас бизнеса на основании всего лишь ПОДОЗРЕНИЯ и без обратного билета. Неопределенность и непонимание механизмов — пугают. Давайте погрузимся в тему 115-ФЗ быстро и эффективно, чтобы знать все подводные камни и чувствовать себя уверенно.

Законодательство, принятое в рамках 115-ФЗ поражает своим масштабом: только Банком России принято около 200 документов: информационных писем, положений, методических рекомендаций и указаний. Вот на их перечень на сайте ЦБ, но знать все не обязательно, я выбрала для Вас 8 основных.

Их будет достаточно, чтобы разбираться в 115-ФЗ на уровне эксперта.В законе 2 обязанности банка:

  1. фиксация сделок, подлежащих обязательному контролю (свыше 600 тысяч, если это сделки с наличными, с участием иностранных компаний, беспроцентные займы и т.п.) — ноэто не самое страшное, здесь как раз все понятно и четко прописаны критерии;
  2. фиксация сделок, которые носят сомнительный характер: ВОТ ЗДЕСЬ ПРОБЛЕМА ДЛЯ БИЗНЕСА, потому что аппарат банка не может реально оценить, сомнительная сделка или нет, просто кто-то кому-то не понравился и всем (ОСОБЕННО!!!добропорядочным компаниям) НАДО ПОБАИВАТЬСЯ.

ВНИМАНИЕ: Сомнительная сделка и подозрительная сделка — не синонимы!Сотрудник банка видит операцию, которая ему показалась сомнительной, запрашивает документы и пояснения, а затем должен принять решение: классифицировать сделку, как подозрительную или нет.

Если да, то банк отказывает в проведении операции, а сведения о ней направляются в Росфинмониторинг.

С лета 2017 года сведения об отказах, направляемые в Росфинмониторинг, собираются в единую базу и перенаправляются во все банки в качестве СТОП-ЛИСТа.В документе приведены рекомендации для банков по разработке правил внутреннего контроля и программ идентификации, оценки риска, выявления подозрительных операций.

В соответствии с Положением решение в качестве квалификации операции в качестве подозрительной банк принимает САМОСТОЯТЕЛЬНО, но при оценке риска должно быть учтено не менее 2-х ступеней.В приложении в Положению указано 125 типов подозрительных операций и их признаков.В положении 550-П описано, как работает СТОП-ЛИСТ, «черный список» или Список 550 (как называют его сотрудники банка по номеру положения).Это свежие рекомендации Банка России по выявлению подозрительных операций. Они, можно сказать, расширили сферу применения 115-ФЗ, потому что в них идет речь не только о выявлении транзитных операций по отмыванию преступных доходов, но и об уклонении от уплаты налогов. Банки должны их выявлять и пресекать.В соответствии с этими методическими рекомендациями налоговая нагрузка 0,9% от оборота

Методические рекомендации АРБ по выявлению и представлению сведений о сделках с недвижимым имуществом_группа кодов 80

Утверждены Комитетом АРБ по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс рискам (Протокол заседания Комитета N 26 от 23 ноября 2011 г.) Настоящие рекомендации разработаны Комитетом Ассоциации российских банков по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс рискам с целью разъяснения требований законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к осуществлению внутреннего контроля при выявлении и представлении сведений в уполномоченный орган в отношении сделок с недвижимым имуществом (группа кодов 80).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 1.1. Согласно пункту 1.1 статьи 6 Федерального закона

«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

(далее — Закон N 115-ФЗ), обязательному контролю подлежат сделки с недвижимым имуществом, результатом совершения которых является переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма, на которую совершается сделка, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее. 1.2. Положением Банка России от 29.08.2008 N 321-П для сделок с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, определен код вида операций 8001, который надлежит указывать в сообщениях при представлении сведений в уполномоченный орган о соответствующих операциях, подлежащих обязательному контролю.

Понятие недвижимого имущества 1.3. В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся: — земельные участки, — участки недр, — все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе электрические сети, линии телефонной связи (в случае, когда данные линии установлены на опорах, прочно связанных с землей), здания, сооружения, объекты незавершенного строительства <*>.

——————————— <*> Объекты незавершенного строительства отнесены к недвижимому имуществу с 1 января 2005 г. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

К воздушным судам <*> относятся, в частности, самолеты, вертолеты, дирижабли и другие летательные аппараты. Государственной регистрации подлежат гражданские воздушные суда и государственные воздушные суда отечественного или иностранного производства, предназначенные для выполнения полетов. ——————————— <*> Согласно Воздушному кодексу Российской Федерации под воздушным судном понимается летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Такие объекты, как метеорологические шары-зонды, беспилотные летательные аппараты, привязные аэростаты, не подлежат государственной регистрации и, следовательно, не относятся к недвижимым вещам. К

Законодательная база Российской Федерации

действует Редакция от 23.11.2011

«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ СВЕДЕНИЙ О СДЕЛКАХ С НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ (ГРУППА КОДОВ 80)» (утв.

Комитетом АРБ по вопросам ПОД/ФТ, протокол заседания Комитета N 26 от 23.11.2011) УТВЕРЖДЕНЫ Комитетом АРБ по вопросам ПОД/ФТи комплаенс рискам( Протокол заседания КомитетаN 26 от 23 ноября 2011 г.) Настоящие рекомендации разработаны Комитетом Ассоциации российских банков по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс рискам с целью разъяснения требований законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к осуществлению внутреннего контроля при выявлении и представлении сведений в уполномоченный орган в отношении сделок с недвижимым имуществом (группа кодов 80).1.1. Согласно статьи 6 Федерального закона

«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

(далее — Закон N 115-ФЗ), обязательному контролю подлежат сделки с недвижимым имуществом, результатом совершения которых является переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма, на которую совершается сделка, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.1.2. Положением Банка России для сделок с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, определен код вида операций 8001, который надлежит указывать в сообщениях при представлении сведений в уполномоченный орган о соответствующих операциях, подлежащих обязательному контролю.1.3.

В соответствии со Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся:- земельные участки,- участки недр,- все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе электрические сети, линии телефонной связи (в случае, когда данные линии установлены на опорах, прочно связанных с землей), здания, сооружения, объекты незавершенного строительства <*>. <*> Объекты незавершенного строительства отнесены к недвижимому имуществу с 1 января 2005 г.К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.К воздушным судам <*> относятся, в частности, самолеты, вертолеты, дирижабли и другие летательные аппараты.

Государственной регистрации подлежат гражданские воздушные суда и государственные воздушные суда отечественного или иностранного производства, предназначенные для выполнения полетов.

<*> Согласно Воздушному Российской Федерации под воздушным судном понимается летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.Такие объекты, как метеорологические шары-зонды, беспилотные летательные

Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНО ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМАПринятГосударственной Думой13 июля 2001 годаОдобренСоветом Федерации20 июля 2001 года Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Цели настоящего Федерального законаНастоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.