Международная политико правовая классификация прав детей


О понятии и классификации прав ребенка


(Носова И. Ю.) («Конституционное и муниципальное право», 2010, N 4) О ПОНЯТИИ И КЛАССИФИКАЦИИ ПРАВ РЕБЕНКА <*> И.

Ю. НОСОВА ——————————— <*> Nosova I. Y. On concept and classification of rights of the child. Носова И. Ю., соискатель Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В статье рассматривается формирование правового и научного понятий прав ребенка. Отмечается неразрывная связь их с правами человека.

Предлагается классификация прав ребенка по их конституционно-правовому содержанию на личные, гражданские и социально-экономические права.

Одновременно автором высказано мнение о возможности систематизации их на основании положений семейного и гражданского права. Ключевые слова: международно-правовое понятие прав ребенка, научное определение прав ребенка, классификация прав ребенка, конституционные права ребенка, имущественные и личные неимущественные права ребенка.

The article considers formation of legal and scientific concepts of rights of the child; notes their connection with human rights; proposes classification of rights of the child in accordance with their constitutional-law contents into personal, civil and social-economic rights. Simultaneously the author makes a conclusion regarding the possibility of systematization thereof on the basis of provisions of family and civil laws.

Key words: international-law concept of rights of the child, scientific definition of rights of the child, classification of rights of the child, proprietary and personal rights of the child. Высшими ценностями современного общества и государства являются человек любого возраста и его права. При этом если о правах человека на государственном уровне заговорили еще в XVIII в., то для выделения среди них прав ребенка потребовалось еще два столетия.

На протяжении тысячелетий дети рассматривались как будущие члены общества . И лишь по мере становления представлений о самоценности человеческой личности в них стали видеть не только объект воспитательного воздействия, но и равноправного партнера общественных отношений.

——————————— Желаннова А. Права ребенка: из истории и предыстории // История. 1997. N 21. В основе такого понимания лежит признание ребенка личностью, обладающей таким же достоинством, как и взрослый.

Различие состоит главным образом в том, что совершеннолетние могут защищать свои интересы самостоятельно, а дети вынуждены обращаться за помощью к тем, кто должен обеспечивать их права. Права несовершеннолетних признаны международным правом и законодательством государств, в первую очередь их конституциями.

Так, согласно Декларации прав ребенка, принятой 20 ноября 1959 г.

на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН , ребенком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия).

Отмечено также, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту.

В названном международно-правовом акте содержится призыв к национальным

Классификация прав человека. «Поколения» прав человека

Классификация прав и свобод человека проводится на базе самых разнообразных оснований.

I. Одно из оснований — генерационное (от лат.

generatio — рождение, размножение, поколение). В соответствии с этим подходом существуют поколения прав человека, под которыми понимают основные этапы их развития, связанные с формированием представлений о содержании прав, а также изменением механизмов обеспечения последних. В настоящее время можно выделить четыре поколения прав.

Первым поколением прав человека традиционно признаются гражданские и политические права, завоеванные в результате буржуазных революций в Европе и Америке, затем конкретизированные в практике и законодательстве демократических государств.

Речь идет о личных (гражданских) и политических правах, которые отражают так называемую «негативную свободу» — обязывают государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни. Права первого поколения признаются международными и национальными документами как неотчуждаемые и не подлежащие ограничению.

Некоторые западные специалисты склонны именно эти права рассматривать в качестве собственно «прав человека», полагая, что права второго и третьего поколений являются всего лишь «социальными притязаниями», т.

е. не столько правами, сколько привилегиями, направленными на

«перераспределение национального дохода в пользу социально слабых»

. Второе поколение — социально-экономические права человека — сформировалось в XIX столетии. Огромная заслуга в признании прав второго поколения принадлежит СССР.

Так, в Конституции СССР 1936 г. был закреплен широкий набор прав «второго поколения» – право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, медицинскую помощь.

Даже несмотря на то что социальная защищенность гражданина в СССР была минимальной, документально она существовала и этим воздействовала на мировое сообщество. В результате права второго поколения сначала нашли свое отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а затем были закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Вместе с тем, следует отметить, что эти права носят более относительный характер, нежели права первого поколения.

Международное сообщество не предъявляет каких-либо жестких критериев к осуществлению этих прав. Так, согласно статье 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах

«каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется… принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер»

.

Третье поколение прав человека начало формироваться после Второй мировой войны. В настоящее время в юридической литературе нет единого понимания природы этих прав. Так, по мнению Е. А. Лукашевой, они являются коллективными и могут осуществляться общностью (ассоциацией).

Данная точка зрения была поддержана и некоторыми другими авторами, которые в целом, к третьему поколению прав относили такие права как право на развитие, на мир, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, право на достойную жизнь, на здоровую окружающую среду, на общее наследие человечества, а также право на коммуникацию. По мнению С.

2. Взаимодействие органов государственной власти по защите прав детей

16.

Категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.^ :- дети, оставшиеся без попечения родителей;- дети-инвалиды; — дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; — дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; — дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; — дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; — дети — жертвы насилия; — дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; — дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; — дети, проживающие в малоимущих семьях; — дети с отклонениями в поведении; — дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.^ Права традиционно делятся на личные, политические и экономические, социальные и культурные.Личные права — принадлежат каждому с момента рождения, являются неотчуждаемыми и естественными, связанными с индивидуальной, частной жизнью каждого человека независимо от наличия либо отсутствия гражданства. К ним относятся право на жизнь, на охрану чести и достоинства личности и т.д.Наряду с личными правами ребенок, как и любой другой гражданин РФ, обладает следующими политическими правами и свободами. К ним относятся право на объединение (ребенок имеет право на участие в детских и юношеских общественных организациях) и право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги.^ права направлены на удовлетворение физических, материальных и духовных потребностей личности.

Закрепление данных прав у ребенка имеет немаловажное значение, поскольку их реализация способствует личностному становлению несовершеннолетнего как члена общества.К ним относятся право частной собственности, право на жилище, на охрану здоровья, право на социальное обеспечение, право на труд ( с 14-ти лет), на образование.Права конкретно несовершеннолетних детей, в первую очередь закрепляются в главе 11 Семейного кодекса РФ. Среди основных правомочий несовершеннолетних детей необходимо выделить:- право ребенка жить и воспитываться в семье;- право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;- право ребенка на защиту;- право ребенка выражать свое мнение;- право ребенка на имя, отчество и фамилию;- право на изменение имени и фамилии ребенка;- имущественные права ребенка.Фактически права ребенка также можно разделить на личные и имущественные.^ Гарантия есть законодательно закрепленное обязательство государства по отношению к его гражданам. Подтверждением этому служит ст.2 Конституции РФ, которая гласит:

«Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»

.Правовая основа гарантий прав ребенка заложена в Конституции РФ.

Так, п. 1 ст. 17 Конституции закрепляет общее положение, в том, что: «в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина

Правовой статус ребенка в аспекте классификации его прав Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

УДК 34.01 ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕБЕНКА В АСПЕКТЕ КЛАССИФИКАЦИИ ЕГО ПРАВ © Т. В. Лобанова Институт права Башкирского государственного университета Россия, Республика Башкортостан, 450005 г.

Уфа, ул. Достоевского, 131. Тел. +7 (347) 252 78 10. E-mail: Впервые классификация моральных и юридических прав рассматривается с позиции английских авторов, таких как Hart, Mill, Archard, B. Franklin. При раскрытии этой классификации автором статьи приводятся интересные примеры с использованием правовой базы Англии.

Ключевые слова: право, ребенок, права ребенка, классификация прав, правовой статус. Прежде чем раскрыть правовой статус ребенка, закрепленный в действующем законодательстве (Конституция РФ [1], Федеральный Закон

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

[2], Закон «Об образовании» [3], Трудовой кодекс РФ [4], Гражданский кодекс РФ [5], Семейный кодекс РФ [6], Уголовный кодекс РФ [7] и другие нормативно-правовые акты), необходимо рассмотреть его классификацию. Совокупность прав, предоставленных ребенку в настоящее время, является смешанной по содержанию, что вызывает социальные и политические трудности при их толковании.

Эта сложность может быть решена благодаря классификации прав.

Существует очень много классификаций прав ребенка.

Раньше, чем в России, к классификации прав ребенка подошли в Англии, где дискуссии по этому поводу были философскими и концептуальными по характеру (Wald, 1979; Rogers and Wrightsman, 1978) [8].

Наиболее распространена концепция, согласно которой права детей подразделяются на юридические, или позитивные (legal or positive rights), и моральные (moral rights), которые взаимосвязаны между собой. Суть данной классификации раскрывает профессор Кардифского Университета (Шотландия) Bob Franklin в работе “The Rights of Children” [9].

Юридические права (legal right) — это те, которые предписаны законом, фактически это законы государства. Например, право голосовать предписано в Акте о представлении людей (Representation of the People Act, 1969) [10]. Кроме того, юридические права должны быть осуществимы через имеющиеся в государстве правовые институты.

В этом мы видим тождественность самому правовому статусу. Моральное право (moral right) не находит признания в законе. Например, можно заявить, что каждый имеет право голосовать, независимо от возраста.

Каждый имеет право требовать реализацию, гарантию и обеспечение морального права, но гарантии того, что это требование воплотится в действительность, нет. Таким образом, юридическое право описывает существующее право ребенка, а моральное — желаемое право ребенка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Hilary Rodham [11] считает, что использование понятия «право» в словосочетании «моральные права» является условным, так как они предполагают в большей степени интересы детей, а не права.

Отсюда, ребенок имеет больше интересов, чем взрослый, а последний больше прав, чем первый. Несмотря на существующие отличия между юридическими и моральными правами, они тесно взаимосвязаны.

Классификация прав человека

Права человека—явление многостороннее, очень непросто создать их единую классификацию.

Поэтому, как и любое другое сложное понятие, права человека принято делить и классифицировать по различным основаниям, в зависимости от тех или иных факторов.

Такими основаниями могут быть степень общности прав, носители прав (т.е., те, для кого эти права предназначены), сферы направленности, процедуры защиты и т.д. При этом, сам термин «права человека» предусматривает наличие общих основополагающих гуманистических принципов, таких как свобода, справедливость, равноправие, уважение человеческого достоинства, толерантность.

Права человека делятся на индивидуальные и групповые, различаются по времени возникновения (поколения прав человека), по сферам жизнедеятельности (личные, политические, экономические, социальные и культурные); отдельно выделяют «права» и «свободы» человека, основные (фундаментальные) и иные права человека.

Все это образует каталог прав человека. Система прав человека состоит из множества элементов, взаимодействующих и пересекающихся между собой, иногда конфликтующих внутри системы. Таким образом, отнесение определенного права к какой-то группе либо категории часто носит условный характер. Одно и то же право может одновременно принадлежать нескольким категориям.

Права человека—очень динамичная материя, она изменяется и развивается вместе с обществом, поэтому теоретически не может существовать какого-либо исчерпывающего перечня прав и свобод.

Ведь необходимость в установлении и признании новых прав или свобод может возникнуть как следствие различных процессов, происходящих в обществе и в государстве.

Косвенным подтверждением этого служит тот факт, что подход к пониманию даже существующих, формально закрепленных прав и свобод, много раз менялся за последние 50 лет, значительно расширялось содержание отдельных прав. Хотя теория прав человека предусматривает многообразие классификаций и подходов, международное право устанавливает необходимость юридического закрепления как перечня прав и свобод человека, так и их единой классификации. Основные международные документы по правам человека делят права человека на гражданские (личные), политические, экономические и социально-культурные (по сфере общественной жизни, к которой они относятся).

((1966г.) и 1966г.) Перечень прав и свобод, закрепленный в этих документах, является, в некотором смысле, исчерпывающим, т.к. нарушением признается только действие, направленное против одного из прав, указанных в документе. Таким образом, здесь можно говорить о юридической классификации прав человека.

В теории и практике прав человека преобладает концепция универсальности прав и свобод, т.е.

признание их едиными, объективными и неделимыми. В Преамбуле к Международному Пакту об экономических, социальных и культурных правах сказано:

«…идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами…»

Таким образом, официально утверждается принцип взаимосвязанности всех групп прав, указывается на невозможность соблюдения основополагающих принципов, отдавая предпочтение какой-либо одной категории прав.

Права ребенка: международное право

Зародившиеся в конце девятнадцатого века движения по защите прав детей вступают в активную конфронтацию с широко распространенными представлениями о том, что дети – это одушевленная квази-собственность и непритязательная рабочая сила. Бросая вызов косной судебной системе, избегавшей вмешиваться во внутрисемейные отношения, прогрессивные движения способствовали реформированию системы социального обеспечения ребенка и добились принятия законодательных норм, регулирующих использование детского труда, и введение всеобщего обязательного образования. Вытаскивая на открытое общественное обсуждение проблем, касающихся детей, они и добивались повсеместного внедрения ювенальной юстиции.

Новый импульс развития права ребенка приходится на 1960-ые и 1970-ые годы, когда некоторыми правозащитниками дети стали рассматриваться как жертвы дискриминации или насилия.

Принятие и широкое распространение международных норм в области прав ребенка привело к неоспоримым изменениям послевоенный правовой культуры. В данной статье проводится обзор отдельных положений, дающих предоставление о важнейших международно-правовых инструментах по правам детей, являющихся составной частью этой культуры. Декларация ООН о правах ребенка 1952 года (ДПР) основывается на принципах, которые были изложены в Женевской декларации Лиги Наций 1924 года.

В преамбуле отмечается, что дети нуждаются в

«специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»

подтверждается обещание декларации1924 года, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет» и, в частности, дается призыв к добровольным организациям, местным властям и национальным правительствам добиваться соблюдения прав детей. Одним из ключевых принципов в ДПР является то, что ребенку

«законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита»

, а также «предоставлены возможности и благоприятные условия» для здорового и нормального физического, психического, нравственного, духовного и социального развития «в условиях свободы и достоинства».

С этой целью при издании законов «главным соображением» должен быть принцип «наилучшее обеспечение интересов ребенка», который положен в основу всех международно-правовых норм, посвященных правам ребенка.

В ДПР закрепляются права, которыми должен обладать каждый ребенок, такие как: право на имя и гражданство; право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание; право на образование; а для детей с ограниченными возможностями

«должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота»

.

Среди других существуют положения содержащие требования по физической и психической безопасности ребенка – ребенка необходимо защитить от небрежного отношения, жестокости и эксплуатации, торговли, вредного труда и дискриминации. Основное назначение Конвенции о минимальном возрасте для приема на работу (КМВ) является создание общего акта по вопросу о минимальном возрасте для приема на работу с целью достижения полного упразднения детского труда (преамбула).

Защита прав ребенка в международном праве (стр.

1 из 5)

Глава 1 Формирование системы международно-правовой защиты прав ребенка § 1 История возникновения международно-правовой базы в области защиты прав ребенка Международная защита прав человека является одной из важнейших отраслей современного международного права. Ее становление складывалось не просто.

История защиты прав человека уходит далеко в прошлое. Первые нормы, регулирующие правовой статус индивида, присутствовали в национальных законодательствах Древнего Рима и Древней Греции, в Англии в период феодализма (Великая Хартия вольностей 1215 года, акт о лучшем обеспечении свободы поданного и о предупреждении заточений за морями 1679 года, Билль о правах 1689 года), в США ( Декларация независимости 1776 года, Конституция США 787 года, билль о правах 1789 года), во Франции в результате достижений Великой французской революции (Декларация прав человека и гражданина 1789 года).

Сама же концепция прав человека и основных свобод как категории появилась в XIII веке в Европе.

Она была сформулирована в трудах таких известных мыслителей, как Гуго Гроций, Джон Локк, Эдмонд Бурк, в XIII же веке, получила свое развитие в трудах Томаса Пейна. Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник сравнительно недавно. Роль в этом сыграли и последствия Первой мировой войны в отношении гражданского населения, и растущий интерес к проблеме защиты детей в большинстве стран Европы и Северной Америки.

В 1919 году Лигой Наций был создан Комитет детского благополучия. Комитет занимался разработкой мер, которые необходимо было принять в отношении беспризорных детей, рабства, детского труда, торговле детьми и проституции несовершеннолетних. В 1924 году по предложению Международного союза спасения детей в Женеве Лигой Наций была принята Декларация прав ребенка.

Декларация стала первым международно-правовым документом в области охраны прав и интересов ребенка и впервые сформулировавшая цели и принципы защиты прав ребенка.

Но, к сожалению, декларация не смогла сплотить государства для международного сотрудничества в этой области, главным образом из-за отсутствия единых принципов взаимодействия и механизмов реализации норм.

Государства обращались к этой декларации лишь фрагментарно по отдельным вопросам в области охраны прав ребенка. Поэтому можно сделать вывод о том, что в то время

«международная защита прав ребенка как система международно-правовых норм еще не сформировалась»

.

Как составная часть защиты прав человека система международной защиты прав ребенка сложилась только после Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных наций, одним из основополагающих принципов которой было провозглашение уважения к правам и свободам человека без какой-либо дискриминации. Этот принцип был закреплен в преамбуле Устава этой организации.

10 декабря 1948 года генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина, в преамбуле к которой говорится, что признание человеческого достоинства, равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

Глава 1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА. ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕБЕНКА — ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ

Основой любого современного государства, ячейкой общества, несомненно, является семья.

Главной же ценностью семейной жизни считаются дети. Именно забота о них является залогом процветания государства и общества. Причем забота эта должна исходить в равной степени и от родителей, и от государства.

Государство путем должной поддержки извне, социальной политики, проводимой в отношении семьи и детства, способствует становлению полноценных граждан и развитию общества в целом.

Сегодняшняя действительность свидетельствует, что обеспечение прав ребенка стало серьезной проблемой для России. Тяжелая экономическая ситуация, существующая в нашей стране уже несколько лет, отражается в первую очередь на семейном благополучии.

Лишь некоторое число семей смогло адаптироваться к новой ситуации.

Страдают от этого, конечно же, дети. Бездуховность, равнодушие, жестокость и агрессивность взрослых ведут к деградации, одичанию детей и подростков из различных социальных слоев. В ближайшее десятилетие в России ожидается уменьшение численности населения моложе трудоспособного возраста в связи с низким уровнем рождаемости.

По сравнению с 2003 годом число детей уменьшилось на 44,3 тысячи, или на 8 процентов. Сокращается и количество многодетных семей с несовершеннолетними детьми. По-прежнему высоким остается число факторов, способствующих росту семейного неблагополучия, нарушению социализации детей.

Несмотря на сокращение количества разводов за последние два года, все еще высока доля неполных семей, продолжается рост внебрачной рождаемости.

Ежегодно увеличивается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, ежегодно растет число выявленных детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остается острой проблема социального сиротства и детской безнадзорности.

Также увеличилось количество случаев привлечения родителей к уголовной ответственности за жестокое обращение с ребенком.

В числе причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, отмечаются ухудшение экологической ситуации, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, высокий уровень заболеваемости родителей. Проблема защиты прав ребенка существует не только в России, но и во всем мире, но для нашей страны она приобретает пугающие размеры.

Нарушение прав детей стало особенно распространенным в последние годы. Зачастую дети или их юридические представители ничего не могут сделать для защиты прав ребенка на национальном уровне, в такой ситуации не только возможно, но и необходимо обращение в международные институты защиты прав человека.
Данное право устанавливает часть 3 статьи 46 Конституции Российской Федерации.

В ней предусматривается право каждого гражданина на обращение в международные органы защиты прав человека в том случае, когда все средства правовой защиты, доступные ему внутри государства, были исчерпаны. Таким образом, функционирование правовой системы в Российской Федерации основывается не только на принципах, установленных внутренним законодательством, но и на общепризнанных стандартах, существующих в международном сообществе.

Статьи по предмету Семейное право

  • «Восстановление» опровергнутой презумпции
  • «Ящик для ребенка», или Некоторые аспекты реализации в России проекта «бэби-бокс»
  • А если орган опеки против.
  • А у нас свадьба.

    Брака за границей не надо бояться

  • Бабушки бывшими не бывают
  • Беспризорность и правонарушения несовершеннолетних: обзор научных исследований
  • Брачный договор в России, на Украине и в Беларуси
  • Брачный договор как способ защиты прав женщин и детей
  • Брачный договор по российскому и зарубежному законодательству: сравнительно-правовой анализ
  • Брачный договор: актуальные вопросы заключения договора
  • Вина как главное субъективное условие семейно-правовой ответственности
  • Влияние регистрации брака на осуществление прав и исполнение обязанностей родителей
  • Возникновение и прекращение родительских прав и обязанностей
  • Вопросы применения мер юридической ответственности в алиментных обязательствах
  • Вопросы семейного права в интеграционных образованиях
  • Вопросы теории и практики установления отцовства (материнства) в судебном порядке по законодательству Российской Федерации
  • Выход есть!
  • Генетическая экспертиза доступна всем
  • Государственная защита прав и интересов несовершеннолетних. Внесудебная защита прав и интересов несовершеннолетних
  • Государственная поддержка усыновителей
  • Дееспособность несовершеннолетних с ограниченными возможностями
  • Декодификационные тенденции в сфере семейного законодательства
  • Дети-инвалиды в казенных учреждениях
  • Для кого закон не писан
  • Доказательства и доказывание по делам об установлении факта нахождения на иждивении
  • Если бывший супруг должен по «коммуналке»
  • Если работодатель покрывает алиментщика.
  • Есть ли у родителей обязанность содержать своих совершеннолетних трудоспособных детей?
  • За неуплату алиментов — судимость
  • Закон на страже интересов приемного ребенка
  • Законодательство об искусственном оплодотворении и практика его применения судами нуждаются в усовершенствовании
  • Защита

    Евразийский юридический портал

    вся подробная информация на сайте http://адвокатпитер.рф Вопросы классификации прав детей в международном праве с течением времени приобретают все большую актуальность. При этом необходимо отметить, что среди разнообразных прав и свобод человека и гражданина важное место принадлежит правам детей, которые обладают в силу причин физиологического и социального характера определенными особенностями.

    Необходимо иметь в виду, что права детей регулярно нарушаются вследствие войн, насилия, расовой дискриминации, апартеида, агрессии, иностранной оккупации и т.д. Многие государства столкнулись с проблемами подростковой беспризорности и высокой смертности детей. В последнее время все чаще стали встречаться похищения детей родителями друг у друга.

    Такие похищения часто сопровождались громкими судебными процессами. Часто такие похищения совершаются вследствие сложившихся сложных семейных обстоятельств, которые вынуждают родителей идти на похищение своих детей. К примеру, в деле «Салгуэйро да Сильва Моута против Португалии», которое было рассмотрено Европейским Судом по правам человека в 1999 г., мать похитила свою дочь у отца-гомосексуалиста, который в то время жил с другим мужчиной.
    В мире с течением времени все шире распространяется практика секс-туризма, которая стимулирует международные контрабандные перевозки детей для использования их в индустрии детской проституции и детской порнографии. При этом, несмотря на то, что международные договоры закрепляют различные права детей, они не устанавливают их надлежащей классификации, что значительно затрудняет осуществление прав детей.Приступая к классификации прав детей, следует иметь в виду, что классификация представляет собой многоступенчатое, разветвленное деление логического объема понятия.

    Результатом классификации является система соподчиненных понятий: делимое понятие является родом, новые понятия – видами, видами видов (подвидами) и т.п. Правильная классификация, т.е.

    полная, непересекающаяся, построенная по последовательно примененным классификационным признакам, обеспечивает изучение всех без исключения разновидностей объектов анализа в их строгой логической взаимосвязи. В связи с этим представляется, что классификация прав детей может преследовать цель наиболее полного их изучения, систематизации, раскрытия содержания.

    Прежде чем преступить к классификации прав детей, следует отметить, что, согласно ст. 1 Конвенции о правах ребенка 1989 г., детьми являются любые человеческие существа до достижения ими 18-летнего возраста, если по законам, применимым к этим детям, они не достигают совершеннолетия ранее.Классификация прав детей возможна в зависимости от различных оснований. Так, в зависимости от сфер жизни детей различаются: социальные права детей, экономические права детей и духовные права детей.

    К социальным правам детей относятся, например, право на образование и воспитание, право на медицинскую помощь. В связи с этим следует иметь в виду, что государства должны признавать право детей на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей.

    Ребенок и Конвенция

    В нынешнем году исполняется 17 лет со дня принятия Конвенции ООН о правах ребенка — важнейшего международного документа, утвердившего целый ряд правовых принципов.

    Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей. Это выживание, развитие, защита и обеспечение участия в жизни общества. Для Советского Союза Конвенция вступила в силу 15 сентября 1990 года.

    Российская Федерация как государство-правопреемник СССР осуществляет права и выполняет обязательства, вытекающие из Конвенции. Права детей отражены в Конституции РФ, закреплены законодательством, различными нормативными и правовыми актами. Сегодня правотворческая работа по усовершенствованию законодательства в области защиты прав и интересов детей продолжается.

    Однако положение детей в России остается сложным: расширяются масштабы социального сиротства, по-прежнему в изоляции от общества остаются дети-инвалиды, растет количество правонарушений среди несовершеннолетних, увеличивается число нездоровых детей и подверженность их социально опасным заболеваниям, учащаются случаи проявления насилия и крайней жестокости в отношении к детям в семье и обществе.

    Кроме того, наши дни остро сопряжены с новым страшным риском для детей – терроризмом.

    Все это требует большой работы как со стороны законодателей, так и со стороны соответствующих органов. В Конвенции закреплены четыре общих принципа.

    Принцип недискриминации (ст. 2) обязывает государства-участников Конвенции обеспечивать, чтобы все дети, находящиеся в пределах их юрисдикции, могли осуществлять свои права.

    Эта норма применяется к каждому ребенку

    «независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств»

    . Второй принцип — наилучшее обеспечение интересов ребенка (ст.

    3). При принятии всеми без исключения государственными властями решений, затрагивающих детей, должно уделяться первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка.

    Третий основополагающий принцип Конвенции провозглашает защиту права ребенка на жизнь, выживание и развитие (ст. 6). Это право должно обеспечиваться «в максимально возможной степени». Целью указанной нормы является не только поддержание физического здоровья, но и обеспечение психического, эмоционального, умственного, социального и культурного развития.

    Четвертый принцип касается взглядов ребенка (ст.

    12). Согласно Конвенции, детям должно быть предоставлено право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим их вопросам, и этим взглядам необходимо уделять должное внимание «в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка». Этот принцип предполагает наличие у детей права на заслушание и серьезный учет их взглядов, в том числе в ходе любого затрагивающего их интересы судебного или административного разбирательства. Права ребенка, определенные Конвенцией, могут

    Классификация прав и свобод человека

    По времени возникновения: 1) Первое поколение (конец XVIII в.) – Гражданские и политические; 2) Второе поколение (середина XX.) – Социально-экономические права; 3) Третье поколение (70-е годы XX в.) – Коллективные права (права солидарности).

    По сферам общественных отношений: — гражданские; — политические; — экономические; — социальные; — культурные.

    По принадлежности к социальным нормам-регуляторам: 1. Естественные — моральные нормы; 2. Позитивные — писаное право, юридические нормы.

    По политико-правовому статусу личности: — права человека; — права каждого индивида; — права гражданина; — права лица, имеющего устойчивую правовую связь с государством. По степени персонификации субъекта: — Индивидуальные – права отдельного человека; — Коллективные – права социальных общностей.

    По специальному субъекту-носителю прав: — права беженцев; — права женщин; — права ребенка; — права инвалидов; — права апатридов; — права лиц в вооруженных конфликтах; — права заключенных; — права трудящихся-мигрантов и др. По универсальности и закреплению в конституциях и международных нормах: — Основные (конституционные) права человека; — Производные (неосновные) права.

    По возможности временного ограничения: — Абсолютные; — Относительные. По роли государства в обеспечении прав и свобод: — Негативные; — Позитивные.

    Государства должны уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех без различия расы, пола, языка или религии. Уважение прав человека является существенным фактором мира, справедливости и демократии, необходимых для дружественных отношений и сотрудничества между государствами. Государства должны поощрять эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, которые вытекают из достоинства, присущей каждой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития.

    М\п стандарты прав чела — это согласованные государствами общечеловеческие права и свободы, обязательные для государств меры по обеспечению прав и свобод и охраны их от посягательств, а также предоставления лицу юридической возможности реализовывать и защищать признанные права и свободы. Функции: 1) определение перечня прав и свобод, относящихся к категории основных и обязательных для всех государств; 2) формулировка главных черт содержания каждого из этих прав (каждой из этих свобод), которые должны быть воплощены в соотв. национальных нормативных положениях; 3) установление обязательств государств по признанию и обеспечению провозглашенных прав и введение на международном уровне самых необходимых гарантий, обусловливающих их реальность; 4) фиксация условий пользования правами и свободами, связанных с законными ограничениями и даже запретами.

    Межд. механизмы защиты прав чела — это м\п акты по правам чела, а также специальные международные инструменты, организации, учреждения, кот.