Международное право в деятельности конституционного суда рф кратко


Международное право в деятельности конституционного суда рф кратко

Оглавление:

Конституционный Суд Российской Федерации и международное право


Стр 27 из 60Международно-правовые аспекты реализации правомочий Конституционного Суда РФ.Конституционный Суд РФ осуще­ствляет конституционное судопроизводство, которое, наряду с гражданским, административным и уголовным, является сред­ством осуществления судебной власти. Однако Конституцион­ный Суд обладает особенностями по сравнению с судами об­щей юрисдикции. В первую очередь они касаются вопросов ве­дения Суда и характера выносимых им решений. Суд разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов, норма­тивных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государст­венной Думы, Правительства РФ; конституций республик, ус­тавов, а также законов, иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов госу­дарственной власти РФ и совместному ведению органов госу- § 2.

Конституционный Суд РФ и международное право дарственной власти РФ и органов государственной власти субъ­ектов РФ.

При разрешении Судом указанной категории дел возможно привлечение норм международного права. Могут возникнуть вопросы, имеющие международно-правовой характер, и при разрешении споров о компетенции, например, вопросы, касаю­щиеся правомочия заключения международных договоров, вве­дения их в действие и прекращения. Привлечение норм между­народного права может оказаться необходимым и при даче Конституционным Судом толкования отдельных положений Конституции РФ.

Одним из вопросов ведения Конституционного Суда, выхо­дящего на применение норм международного.права, является правомочие Суда разрешать дела о соответствии Конституции РФ международных договоров РФ, не вступивших в силу. Вы­ражение

«не вступивших в силу международных договоров Рос­сийской Федерации»

, содержащееся в п.

«г» ч. 2 ст. 125 Кон­ституции РФ, означает, что оно не имеет в виду проекты меж­дународных договоров.

Конституционный Суд не разрешает дела о соответствии Конституции проектов международных до­говоров. Конституция говорит не о материалах проектов, кото­рые могли бы быть использованы для подготовки договора, а об уже подписанных договорах. Но в то же время Суд не рассматривает и дела о соответст­вии Конституции уже вступивших в силу международных дого­воров РФ.

Выражение

«не вступивших в силу международных догово­ров Российской Федерации»

предполагает, что в отношении их Россия является «договаривающимся государством».

Согласно ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.

«договаривающееся государство» означает государство, которое согласилось на обязательность для него договора, неза­висимо от того, вступил ли договор в силу или нет.

Отсюда сле­дует, что выражение согласия на обязательность договора не всегда предполагает его автоматическое вступление в силу.

Вен­ская конвенция 1969 г. предусматривает, что договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре или согласованные между участвующими в переговорах государства­ми. С учетом своей компетенции Суд разрешает дела о консти­туционности тех международных договоров РФ, на обязатель­ность которых Россия согласилась, но которые для нее еще не 240 Глава 11.

Международное право в деятельности судов РФ

5 Нормы международного права не просто применяются для урегулирования внутренних отношений, но и для судов РФ (которые должны ссылаться на международные нормы права).

Конституционный суд РФ – в его полномочия входит проверка международных договоров (не вступивших в силу) на соответствие Конституции РФ (если есть обращение или по инициативе Конституционного Суда).

Что конкретно проверяет ФКЗ: по форме, содержанию, на предмет соответствия полномочиям федеральных органов власти.

Конституционный суд суд часто ссылается на МП по защите прав человека, активно использует международные документы (конвенции и т д ) Конституционный Суд пишет рекомендательные письма, выносит постановления (нпр от 10.10.2003 № 5 ) Органы государственной власти, осуществляющие установленные для них функции в сфере судопроизводства и правоохранительной деятельности, руководствуются не только отечественным законодательством, но и международными договорами РФ, признанными Россией международно-правовыми нормами, что обусловлено прежде всего квалификацией их в ч.

4 ст. 15 Конституции РФ как составной части российской правовой системы, а также предписанием ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» об их непосредственном действии в Российской Федерации. Суды, прокуратура, правоохранительные органы исполнительной власти уполномочены применять Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, различные универсальные и региональные конвенции по вопросам обеспечения и защиты прав и основных свобод, т.

е. договоры в сфере международного гуманитарного права, многосторонние и двусторонние конвенции (договоры) о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

В соответствующих ситуациях подлежат соблюдению Венская конвенция о дипломатических сношениях, Венская конвенция о консульских сношениях и сходные с ними по предмету регулирования международно-правовые акты.

В области сотрудничества уголовно-правового характера должны исполняться указанными органами конвенции о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера.

В рамках гражданско-правовых отношений, включая отрасль международного экономического права, реализуются судами и другими компетентными органами, наряду с договорами о правовой помощи, конвенции (соглашения) по вопросам международной купли-продажи товаров, поставок товаров, международных перевозок пассажиров, грузов и багажа, банковских контактов, налогообложения, таможенного дела, интеллектуальной собственности и т.

д. Получают распространение и такие международно-правовые акты, которые затрагивают относительно узкие, специальные вопросы правоохранительной деятельности.

Примерами такого рода могут служить Конвенция о дорожном движении и Конвенция о дорожных знаках и сигналах 1968 г., представляющие особый интерес для Государственной автомобильной инспекции МВД. Можно с удовлетворением констатировать,

Решения Конституционного Суда РФ и международное право

(Тиунов О.) («Российская юстиция», N 10, 2001) РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО О. ТИУНОВ О. Тиунов, судья Конституционного Суда РФ, доктор юридических наук, профессор.

В преамбуле Конституции РФ провозглашено, что многонациональный народ Российской Федерации сознает себя частью мирового сообщества.

Одним из объективных факторов, характеризующих это сообщество, является взаимодействие в его рамках суверенных государств. Отношения между ними регулируются нормами международного права, играющими огромную роль в жизни человечества. Они закрепляют международный правопорядок и находят отражение в национальных правовых системах государств.

Система норм международного права и нормы внутригосударственных правовых систем взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Посредством этого взаимодействия происходит согласование норм указанных систем и проявляется их социальная ценность, позволяющая судить об их эффективности: социальная ценность нормативности в праве связана с той ролью, которую играют социальные нормы в жизни общества. Один из основных вопросов теории и практики как раз состоит в том, чтобы определять и осуществлять меры, позволяющие нормативной системе обеспечивать достижение целей, ради которых создается эта система в виде части правового порядка.

Это касается как внутригосударственной правовой системы, так и системы норм международного права. Что касается последней, то связующим ее звеном во взаимодействии с внутригосударственной нормативной системой является принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Требования этого фундаментального принципа, в частности, раскрываются как юридическая обязанность государства, взявшего на себя определенные международно — правовые обязательства, реализовать их, т.

е. осуществить. Осуществление международно — правовых обязательств принято связывать с термином «имплементация», которая может иметь место как на межгосударственном, так и на внутригосударственном уровнях.

Применительно к внутригосударственным отношениям, определенные вопросы которых относятся к предмету данной статьи, имплементация отражает обязанность государства посредством уполномоченных им органов предпринять все необходимые меры и действия по выполнению его международных обязательств. От соответствующих действий органов государства зависит уровень эффективности реализации международно — правовых норм, обеспечения господства права и укрепления тем самым правового государства.
Действия и решения компетентных органов государства в сфере имплементации его международно — правовых обязательств есть их конкретное участие в согласовании определенных положений внутригосударственных норм с требованиями соответствующих норм международного права.

В этом согласовании, связанном с внутригосударственной имплементацией норм международного права, на основе своих решений в необходимых случаях участвует и Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

О применении Конституционным Судом Российской Федерации общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

A.M. Барнашов О ПРИМЕНЕНИИ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБЩЕПРИЗНАННЫХ ПРИНЦИПОВ И НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РФ Рассматриваются некоторые вопросы взаимодействия норм международного и внутригосударственного права, в частности, применения общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России Конституционным Судом Российской Федерации как специализированным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Происходящие на современном этапе развития мирового сообщества интеграционные процессы объективно повышают интенсивность взаимодействия норм международного и внутригосударственного права1.

В конституциях и законодательстве многих стран принципы и нормы международного права признаются частью национального права, и международному праву отдается предпочтение в случае коллизии с ним норм внутригосударственного права.

Этот подход, как известно, зафиксирован в ч.

4 ст. 15 Конституции РФ 1993 г.: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены другие правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

По смыслу данной статьи общепризнанными принципами и нормами международного права являются такие, которые признаны большинством государств, включая Россию. Эти общепризнанные принципы и нормы международного права являются частью федерального права России и подлежат непосредственному применению органами законодательной, исполнительной и судебной власти, если по своему характеру они могут функционировать как часть права страны. Ратифицированные, вступившие для России в силу и должным образом опубликованные международные договоры также являются частью федерального законодательства России.

В то же время международные договоры обладают приоритетом только в отношении законов и не могут превалировать над положениями самой Конституции России.

Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ она «.имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ». Это в полной мере относится и к международным договорам.

Никакой противоречащий Конституции РФ международный договор не может быть заключен, а если он по каким-то причинам был подписан, то не должен ратифицироваться и вступать в силу. Действующее законодательство и юридическая практика многих демократических стран признают возможность прямого действия норм международного права во внутригосударственной юрисдикции, в том числе применения этих норм судами и другими государственными органами2.

Одним из важнейших положений Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» 1996 г. является адресованное (ст. 3) всем судам предписание о применении ими при рассмотрении конкретных дел общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ3.

Конституционный Суд Российской Федерации и международное право

46 Международно-правовые аспекты реализации правомо­чий Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ осуществляет конституционное судопроизводство, которое, наряду с гражданским, админист­ративным и уголовным, является средством осуществления су­дебной власти.

Однако Конституционный Суд обладает особен­ностями по сравнению с судами общей юрисдикции. В первую очередь они касаются вопросов ведения Суда и характера вы­носимых им решений. Суд разрешает дела о соответствии Кон­ституции федеральных законов, нормативных актов Президен­та РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правитель­ства РФ; конституций республик, уставов, а также законов, иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, от­носящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

При разрешении судом указанной категории дел возмож­но привлечение норм международного права. Могут возникнуть вопросы, имеющие международно-правовой характер, и при разрешении споров о компетенции, например, вопросы, касаю­щиеся правомочия заключения международных договоров, вве­дения их в действие и прекращения. Привлечение норм меж­дународного права может оказаться полезным и при даче Кон­ституционным Судом толкования отдельных положений Кон­ституции Российской Федерации.

Одним из вопросов ведения Конституционного Суда, выхо­дящего на применение норм международного права, являет­ся правомочие Суда разрешать дела о соответствии Конституции РФ международных договоров России, не вступивших в силу. Выражение «не вступивших в силу международных дого­воров Российской Федерации», содержащееся в п.

«г.» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, означает, что оно не имеет в виду проекты международных договоров. Конституционный Суд не разрешает дела о соответствии Конституции проектов между­народных договоров.

Конституция говорит не о материалах про­ектов, которые могли бы быть использованы для подготовки договора, а об уже подписанных договорах. Но в то же время Суд не рассматривает и дела о соответст­вии Конституции уже вступивших в силу международных до­говоров РФ. Выражение

«не вступивших в силу международных дого­воров Российской Федерации»

предполагает, что в отношении них Россия является «договаривающимся государством».

Соглас­но ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.

«договаривающееся государство» означает государство, которое согласилось на обязательность для него договора, неза­висимо от того, вступил ли договор в силу или нет». Отсюда следует, что выражение согласия на обязательность договора не всегда предполагает его автоматическое вступление в силу. Венская конвенция 1969 г. предусматривает, что договор всту­пает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом дого­воре или согласованные между участвующими в переговорах государствами.

С учетом своей компетенции Суд разрешает дела о конституционности тех международных договоров РФ, на обя­зательность которых она согласилась, но которые для нее еще не вступили в силу.

Как российским судам применять международное право?

08 июля 2015

Эксперт Центра, к.ю.н., Гаганов А.А. Что такое общепризнанные принципы и нормы международного права?

Обязаны ли российские суды применять международное право? Что об этом думают высшие суды?

Во властных кругах не прекращается дискуссия на тему соотношения международного права с национальным. Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин считает, что надо убрать .

Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин высказывается против изменения Конституции РФ в этой части и заявляет о соблюдении Россией международных обязательств. Министр иностранных дел Сергей Лавров в 2013 году сказал, что верховенство международного права на практике означает, что

«в иерархии правовых норм, формирующих российскую правовую систему, международный договор выше федерального закона или закона субъекта РФ»

.

Это ни в коей мере не умаляет верховенства Конституции РФ. Конституционный Суд РФ в 2013 году высказался в таком смысле, что решения международных судов могут быть исполнены в России, только если они не вступают .

Существует ли на самом деле какая-то проблема с применением международного права в России? Каково его место в правовой системе России? Международное право и Конституция РФ Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Естественно, данная норма может толковаться и толкуется исключительно в контексте части 1 статьи 15, где сказано о том, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. То есть международные договоры, принципы и нормы не имеют приоритета перед Конституцией РФ. Первые официальные комментарии о том, как понимать положение Конституции РФ о так называемом «примате» международного права появились еще в 1994 году, когда издательство Администрации Президента выпустило комментарий к Конституции РФ (под редакцией Б.Н.

Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова). Вот что писали авторы комментария: «Согласно части четвертой статьи 15, правила международных договоров обладают приоритетом по отношению к противоречащим им правилам внутренних законов. Это означает, что в случае обнаружения противоречия между международным договором и законом правоприменительные органы должны руководствоваться не правилами закона, а нормами, содержащимися в договоре.

Договор обладает приоритетом в отношении любых законов, как федеральных, так и законов субъектов Федерации, принятых до заключения договора или после того. В то же время из части четвертой статьи 15 вытекает, что договоры обладают приоритетом только в отношении законов и не могут превалировать над положениями самой Конституции Российской Федерации».

Таким образом, конституционная норма о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, изначально понималась так, что применимое в России международное право должно соответствовать Конституции РФ.

Бесплатная юридическая консультация онлайн

Привлечение адвокатов к правовым спорам обусловлено необходимостью полноценной защиты личных интересов граждан. Как показывает практика, граждане избегают юридической помощи с целью финансовой экономии, но на практике это связано с большими затратами.

Даже граждане, имеющие образование юриста, не всегда успевают за актуальными изменениями законодательства, поэтому целесообразно будет воспользоваться консультацией квалифицированного специалиста. Удобство заключается в том, что проводиться консультация юриста бесплатно и онлайн. Где и как получить бесплатную юридическую консультацию?

предоставляется на всей территории Российской Федерации. Воспользоваться поддержкой могут граждане, резиденты государства, а также нерезиденты страны, которые временно проживают в РФ. Более того, консультировать заинтересованных лиц юристы могут и за пределами России, но только в рамках отечественного законодательства.

Предоставляется юридическая консультация бесплатно онлайн круглосуточно, независимо от выходных и праздничных дней.

Оперативность ответа специалистов на сайте составляет до 15 минут. Регистрироваться на интернет-портале не нужно и можно направить личное обращение анонимно.

Внимание! Юрист онлайн дает ответы на вопросы и продолжает поддерживать клиента при наличии дальнейших трудностей.

Консультации юристов можно получить следующими способами:

    воспользоваться службой онлайн-чата; составить форму обращения в службе обратной связи; выполнить звонок на горячую линию.

Консультация юриста онлайн также может быть осуществлена путем общения по электронной почте. Преимущества услуг нашей юридической компании обусловлены профессиональным отношением специалистов к работе, получением регулярных курсов повышения квалификации, а также участием в официальных форумах.

Это гарантирует, что физические и юридические лица смогут получать советы, соответствующие актуальным нормам закона. Справки предоставляются гражданам по следующим направлениям: Решение конфликтов в рамках семейного законодательства.

Прекращение брачных отношений и оформление таковых с составлением брачного договора, назначение алиментов, распределение опеки над детьми, а также деление недвижимости. Споры по ЖК. Чаще всего такие конфликты связаны с отстаиванием интересов в рамках договоров долевого участия, частному строительству и сдаче в эксплуатацию домов. Аренда жилья, продажа объектов, покупка квартиры в кредит.

В эту категорию вопросов можно отнести получение налогового вычета и других квартирных льгот.

Предоставление консультаций по Трудовому кодексу. Юрисконсульт поможет восстановиться на работе после незаконного увольнения и защитит при отказе от трудоустройства.

Улаживание конфликтов по трудовым договорам, а также гарантия дополнительных льгот трудящимся.

Земельное право связано со спорами между владельцами межевых участков собственности. Жилищное строительство и приватизация земли.

Решения конституционного суда рф и международное право

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОО.

ТИУНОВО. Тиунов, судья Конституционного Суда РФ, доктор юридических наук, профессор.В преамбуле Конституции РФ провозглашено, что многонациональный народ Российской Федерации сознает себя частью мирового сообщества.

Одним из объективных факторов, характеризующих это сообщество, является взаимодействие в его рамках суверенных государств. Отношения между ними регулируются нормами международного права, играющими огромную роль в жизни человечества. Они закрепляют международный правопорядок и находят отражение в национальных правовых системах государств.
Система норм международного права и нормы внутригосударственных правовых систем взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Посредством этого взаимодействия происходит согласование норм указанных систем и проявляется их социальная ценность, позволяющая судить об их эффективности: социальная ценность нормативности в праве связана с той ролью, которую играют социальные нормы в жизни общества. Один из основных вопросов теории и практики как раз состоит в том, чтобы определять и осуществлять меры, позволяющие нормативной системе обеспечивать достижение целей, ради которых создается эта система в виде части правового порядка.

Это касается как внутригосударственной правовой системы, так и системы норм международного права. Что касается последней, то связующим ее звеном во взаимодействии с внутригосударственной нормативной системой является принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Требования этого фундаментального принципа, в частности, раскрываются как юридическая обязанность государства, взявшего на себя определенные международно — правовые обязательства, реализовать их, т.е.

осуществить. Осуществление международно — правовых обязательств принято связывать с термином «имплементация», которая может иметь место как на межгосударственном, так и на внутригосударственном уровнях.

Применительно к внутригосударственным отношениям, определенные вопросы которых относятся к предмету данной статьи, имплементация отражает обязанность государства посредством уполномоченных им органов предпринять все необходимые меры и действия по выполнению его международных обязательств. От соответствующих действий органов государства зависит уровень эффективности реализации международно — правовых норм, обеспечения господства права и укрепления тем самым правового государства.

Действия и решения компетентных органов государства в сфере имплементации его международно — правовых обязательств есть их конкретное участие в согласовании определенных положений внутригосударственных норм с требованиями соответствующих норм международного права.

В этом согласовании, связанном с внутригосударственной имплементацией норм международного права, на основе своих решений в необходимых случаях участвует и Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Международное право и правовые позиции Конституционного Суда РФ Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО В РЕшЕНИЯХ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА российской федерации Международное право и правовые позиции Конституционного Суда РФ ТИУНОВ Олег Иванович, заведующий отделом международного публичного права ИЗиСП, доктор юридических наук Современная международно-правовая система тесно связана с системой внутригосударственного права. Эта связь отражает тенденцию к интернационализации общественной жизни, достигшей глобального уровня, так как данная тенденция в различных формах охватила все государства и все основные сферы жизни общества1. На этой основе развитие международного права свидетельствует о том, что оно проявляет себя как основной инструмент гармонизации и унификации права государств посредством действия общепризнанных принципов, норм и стандартов, являющихся универсальными демократическими правилами поведения2, которые находят применение и во внутригосударственных отношениях Российской Федерации, в том числе в отношениях, порождаемых решениями Конституционного Суда РФ.

Прежде чем дать оценку роли таких решений, следует отметить, что указанные системы права функционируют в формате не подавления одной системой другой, а взаимодействия друг с другом.

Это взаимодействие проявляется по-разному, например ему присущи как форма имплементации международно- 1 См.: Амплеева Е. Е. Современная международная нормативная система // Юрист-международник. 2008. № 1. С. 3. 2 Там же. С.

6. правовых норм в национальное законодательство, так и влияние норм национального права на содержание международного права. В конечном итоге обогащается и развивается сфера функционирования указанных правовых систем. Г. Кельзен, рассматривая вопрос о правах и обязательствах государства как субъекта правовых отношений, подчеркивал, что указанные права и обязательства могут иметь двоякое происхождение: они определяются как высшим юридическим порядком — международным правом, так и национальным правовым порядком3.

По мнению Х. Л. А. Харта,

«в природе или функциях международного права нет ничего такого, что было бы несовместимо с идеей о том, что его нормы могут быть предметом законодательного воздействия»

4. В современный период главная задача их функционирования — достижение эффективности, диктуемой социальной необходимостью. Если международное право, как и национальное, ограничивает в определенных сферах свободу действий государства, например запрещает ведение агрессивной войны, или устанавливает наднациональный характер полномочий определенных межгосударственных организаций, то это никак не должно влиять на качественные характеристики суверенитета государств — 3 См.: Kelsen H.

Pure Theory of Law. Gloucester, 1989.

P. 302. 4 Hart H. L. A. The Concept of Law.

Oxford, 1994. P. 230. участников соответствующих международных договоров, так как такого рода решения связаны с повышением эффективности норм права, а не с отрицанием суверенитета. Следовательно, ограничение свободы действий государства на основе его согласия в рамках действующих правовых принципов не означает ограничения суверенитета государства.

Международное право в деятельности Конституционного Суда РФ: магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Международному праву

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ Свяжитесь с нами: ICQ:

197839245 e-mail: Дипломные и курсовые по Международному праву

СКОЛЬКО СТОИТ ЗАКАЗАТЬ КАЧЕСТВЕННУЮ АВТОРСКУЮ РАБОТУ? В международно-правовой системе права человека приобрели характер высшей ценности, закрепленной в нормах международного права, а также в форме фундаментального принципа международного права — принципа всеобщего уважения и соблюдения прав человека. Международное признание прав человека предполагает обязательства государств признавать, соблюдать и обеспечивать права человека на международной арене, осуществлять сотрудничество в данной сфере, а также предпринимать их законодательное регулирование на национальном уровне.

В международном праве, как универсальном, так и региональном, во второй половине XX в.

возникла самостоятельная отрасль — международное право прав человека, которое закреплено в позитивных источниках, обладающих различной юридической силой — конвенциях, декларациях и резолюциях международных организаций.

Важное юридическое значение имеют решения международных судебных органов, осуществляющих в соответствии с их полномочиями международно-судебную защиту прав человека.

Особое значение не только для европейского региона, но и для других регионов, где функционирует система международно-судебной защиты прав человека (Америка, Африка), имеет практика Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Она значима и для других международных судебных органов, в частности для Международного суда ООН, а также для международных трибуналов, созданных по решению Совета Безопасности ООН.

Следует также указать и на формирование обычного права в сфере международного права прав человека.

Сказанное не означает, что права и свободы человека на национальном уровне утрачивают самостоятельную логику правового развития. Развитие конституционно закрепленных прав и свобод человека и гражданина, испытывая влияние международного права прав человека, не утрачивает самостоятельности. Государства не только несут конституционную обязанность укреплять систему гарантий по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, но и осуществляют эту обязанность на основании суверенного права регулировать права и свободы человека на национальном уровне.

Подобная свобода не абсолютна и осуществляется с учетом положений международно-правовых актов — международных стандартов, которые реализуются с учетом социально-экономического развития той или иной страны, ее правовых и политических традиций. При этом и само международное право прав человека вряд ли сформировалось бы без опоры на уже имевшийся опыт конституционного закрепления и развития прав и свобод человека и гражданина. В настоящее

5.5. Международное право в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд РФ был образован в 1991 г., незадолго до окончательного распада СССР.

Источниками его полномочий была Конституция РСФСР 1978 г., значительно измененная многочисленными поправками, и Закон 1991 г.

«О Конституционном Суде РСФСР». В начале 1992 г. Конституционный Суд решил свое первое дело.

Политический и конституционный кризис в России, достигший наивысшего накала к осени 1993 г., не обошел и Суд, который оказался вовлечен в столкновения между ветвями власти. В последующие полтора года Конституционный Суд не рассматривал дел. За это время была принята новая Конституция 1993 г.

и новый Федеральный конституционный закон (ФКЗ) «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее — «О конституционном Суде РФ») 1994 г.

В феврале 1995 г. Конституционный Суд в пополненном составе и с несколько изменившимися функциями возобновил свою деятельность. Полномочия Конституционного Суда изложены в ст. 125 Конституции и ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Первая группа дел, разрешаемых Конституционным Судом, — это дела о соответствии Конституции нормативных правовых актов: федеральных законов, актов Президента РФ, конституций и уставов субъектов Федерации, ряда других актов. Субъектами обращений по этим делам, иначе говоря, заявителями могут быть только определенные органы власти — Президент РФ, палаты Федерального Собрания, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, федеральное Правительство, Верховный и Высший Арбитражный Суды, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

Сюда же относятся дела о конституционности не вступивших в силу международных договоров РФ. Особый случай — международный договор о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта, после подписания которого Президент не просто вправе, а обязан обратиться в Конституционный Суд с запросом о его соответствии Конституции. Процедура ратификации такого договора может начаться лишь в случае положительного заключения Конституционного Суда.

Ко второй группе относятся дела, возникающие в результате споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, между высшими государственными органами субъектов Федерации. Соответственно, субъектами обращения могут быть именно эти органы, а также Президент РФ. Дела третьей группы возбуждаются как судебными органами, так и гражданами, по мнению которых закон, соответственно подлежащий применению в конкретном деле или примененный в конкретном деле, не соответствует Конституции.

Их могут также возбудить Генеральный прокурор РФ и Уполномоченный по правам человека РФ. Четвертую группу составляют дела о толковании Конституции.

Здесь, как и в делах первой группы, заявителями могут быть только органы власти, однако перечень их сокращен.