Международное право в деятельности конституционного суда рф кратко
Оглавление:
- Конституционный Суд Российской Федерации и международное право
- Международное право в деятельности судов РФ
- Решения Конституционного Суда РФ и международное право
- Конституционный Суд Российской Федерации и международное право
- Как российским судам применять международное право?
- Бесплатная юридическая консультация онлайн
- Решения конституционного суда рф и международное право
- Международное право в деятельности Конституционного Суда РФ: магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Международному праву
Конституционный Суд Российской Федерации и международное право
Стр 27 из 60Международно-правовые аспекты реализации правомочий Конституционного Суда РФ.Конституционный Суд РФ осуществляет конституционное судопроизводство, которое, наряду с гражданским, административным и уголовным, является средством осуществления судебной власти. Однако Конституционный Суд обладает особенностями по сравнению с судами общей юрисдикции. В первую очередь они касаются вопросов ведения Суда и характера выносимых им решений. Суд разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов, иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов госу- § 2.
Конституционный Суд РФ и международное право дарственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.
При разрешении Судом указанной категории дел возможно привлечение норм международного права. Могут возникнуть вопросы, имеющие международно-правовой характер, и при разрешении споров о компетенции, например, вопросы, касающиеся правомочия заключения международных договоров, введения их в действие и прекращения. Привлечение норм международного права может оказаться необходимым и при даче Конституционным Судом толкования отдельных положений Конституции РФ.
Одним из вопросов ведения Конституционного Суда, выходящего на применение норм международного.права, является правомочие Суда разрешать дела о соответствии Конституции РФ международных договоров РФ, не вступивших в силу. Выражение
«не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации»
, содержащееся в п.
«г» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, означает, что оно не имеет в виду проекты международных договоров.
Конституционный Суд не разрешает дела о соответствии Конституции проектов международных договоров. Конституция говорит не о материалах проектов, которые могли бы быть использованы для подготовки договора, а об уже подписанных договорах. Но в то же время Суд не рассматривает и дела о соответствии Конституции уже вступивших в силу международных договоров РФ.
Выражение
«не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации»
предполагает, что в отношении их Россия является «договаривающимся государством».
Согласно ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.
«договаривающееся государство» означает государство, которое согласилось на обязательность для него договора, независимо от того, вступил ли договор в силу или нет.
Отсюда следует, что выражение согласия на обязательность договора не всегда предполагает его автоматическое вступление в силу.
Венская конвенция 1969 г. предусматривает, что договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре или согласованные между участвующими в переговорах государствами. С учетом своей компетенции Суд разрешает дела о конституционности тех международных договоров РФ, на обязательность которых Россия согласилась, но которые для нее еще не 240 Глава 11.
Международное право в деятельности судов РФ
5 Нормы международного права не просто применяются для урегулирования внутренних отношений, но и для судов РФ (которые должны ссылаться на международные нормы права).
Конституционный суд РФ – в его полномочия входит проверка международных договоров (не вступивших в силу) на соответствие Конституции РФ (если есть обращение или по инициативе Конституционного Суда).
Что конкретно проверяет ФКЗ: по форме, содержанию, на предмет соответствия полномочиям федеральных органов власти.
Конституционный суд суд часто ссылается на МП по защите прав человека, активно использует международные документы (конвенции и т д ) Конституционный Суд пишет рекомендательные письма, выносит постановления (нпр от 10.10.2003 № 5 ) Органы государственной власти, осуществляющие установленные для них функции в сфере судопроизводства и правоохранительной деятельности, руководствуются не только отечественным законодательством, но и международными договорами РФ, признанными Россией международно-правовыми нормами, что обусловлено прежде всего квалификацией их в ч.
4 ст. 15 Конституции РФ как составной части российской правовой системы, а также предписанием ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» об их непосредственном действии в Российской Федерации. Суды, прокуратура, правоохранительные органы исполнительной власти уполномочены применять Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, различные универсальные и региональные конвенции по вопросам обеспечения и защиты прав и основных свобод, т.
е. договоры в сфере международного гуманитарного права, многосторонние и двусторонние конвенции (договоры) о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.
В соответствующих ситуациях подлежат соблюдению Венская конвенция о дипломатических сношениях, Венская конвенция о консульских сношениях и сходные с ними по предмету регулирования международно-правовые акты.
В области сотрудничества уголовно-правового характера должны исполняться указанными органами конвенции о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера.
В рамках гражданско-правовых отношений, включая отрасль международного экономического права, реализуются судами и другими компетентными органами, наряду с договорами о правовой помощи, конвенции (соглашения) по вопросам международной купли-продажи товаров, поставок товаров, международных перевозок пассажиров, грузов и багажа, банковских контактов, налогообложения, таможенного дела, интеллектуальной собственности и т.
д. Получают распространение и такие международно-правовые акты, которые затрагивают относительно узкие, специальные вопросы правоохранительной деятельности.
Примерами такого рода могут служить Конвенция о дорожном движении и Конвенция о дорожных знаках и сигналах 1968 г., представляющие особый интерес для Государственной автомобильной инспекции МВД. Можно с удовлетворением констатировать,
Решения Конституционного Суда РФ и международное право
(Тиунов О.) («Российская юстиция», N 10, 2001) РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО О. ТИУНОВ О. Тиунов, судья Конституционного Суда РФ, доктор юридических наук, профессор.
В преамбуле Конституции РФ провозглашено, что многонациональный народ Российской Федерации сознает себя частью мирового сообщества.
Система норм международного права и нормы внутригосударственных правовых систем взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Посредством этого взаимодействия происходит согласование норм указанных систем и проявляется их социальная ценность, позволяющая судить об их эффективности: социальная ценность нормативности в праве связана с той ролью, которую играют социальные нормы в жизни общества. Один из основных вопросов теории и практики как раз состоит в том, чтобы определять и осуществлять меры, позволяющие нормативной системе обеспечивать достижение целей, ради которых создается эта система в виде части правового порядка.
Это касается как внутригосударственной правовой системы, так и системы норм международного права. Что касается последней, то связующим ее звеном во взаимодействии с внутригосударственной нормативной системой является принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Требования этого фундаментального принципа, в частности, раскрываются как юридическая обязанность государства, взявшего на себя определенные международно — правовые обязательства, реализовать их, т.
е. осуществить. Осуществление международно — правовых обязательств принято связывать с термином «имплементация», которая может иметь место как на межгосударственном, так и на внутригосударственном уровнях.
Действия и решения компетентных органов государства в сфере имплементации его международно — правовых обязательств есть их конкретное участие в согласовании определенных положений внутригосударственных норм с требованиями соответствующих норм международного права.В этом согласовании, связанном с внутригосударственной имплементацией норм международного права, на основе своих решений в необходимых случаях участвует и Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
О применении Конституционным Судом Российской Федерации общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ Текст научной статьи по специальности «Государство и право.
Юридические науки»
A.M. Барнашов О ПРИМЕНЕНИИ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБЩЕПРИЗНАННЫХ ПРИНЦИПОВ И НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РФ Рассматриваются некоторые вопросы взаимодействия норм международного и внутригосударственного права, в частности, применения общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России Конституционным Судом Российской Федерации как специализированным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Происходящие на современном этапе развития мирового сообщества интеграционные процессы объективно повышают интенсивность взаимодействия норм международного и внутригосударственного права1.
В конституциях и законодательстве многих стран принципы и нормы международного права признаются частью национального права, и международному праву отдается предпочтение в случае коллизии с ним норм внутригосударственного права.
Этот подход, как известно, зафиксирован в ч.
4 ст. 15 Конституции РФ 1993 г.: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены другие правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
По смыслу данной статьи общепризнанными принципами и нормами международного права являются такие, которые признаны большинством государств, включая Россию. Эти общепризнанные принципы и нормы международного права являются частью федерального права России и подлежат непосредственному применению органами законодательной, исполнительной и судебной власти, если по своему характеру они могут функционировать как часть права страны. Ратифицированные, вступившие для России в силу и должным образом опубликованные международные договоры также являются частью федерального законодательства России.
В то же время международные договоры обладают приоритетом только в отношении законов и не могут превалировать над положениями самой Конституции России.
Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ она «.имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ». Это в полной мере относится и к международным договорам.
Никакой противоречащий Конституции РФ международный договор не может быть заключен, а если он по каким-то причинам был подписан, то не должен ратифицироваться и вступать в силу. Действующее законодательство и юридическая практика многих демократических стран признают возможность прямого действия норм международного права во внутригосударственной юрисдикции, в том числе применения этих норм судами и другими государственными органами2.
Одним из важнейших положений Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» 1996 г. является адресованное (ст. 3) всем судам предписание о применении ими при рассмотрении конкретных дел общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ3.
Конституционный Суд Российской Федерации и международное право
46 Международно-правовые аспекты реализации правомочий Конституционного Суда Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ осуществляет конституционное судопроизводство, которое, наряду с гражданским, административным и уголовным, является средством осуществления судебной власти.
Однако Конституционный Суд обладает особенностями по сравнению с судами общей юрисдикции. В первую очередь они касаются вопросов ведения Суда и характера выносимых им решений. Суд разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов, иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.
При разрешении судом указанной категории дел возможно привлечение норм международного права. Могут возникнуть вопросы, имеющие международно-правовой характер, и при разрешении споров о компетенции, например, вопросы, касающиеся правомочия заключения международных договоров, введения их в действие и прекращения. Привлечение норм международного права может оказаться полезным и при даче Конституционным Судом толкования отдельных положений Конституции Российской Федерации.
«г.» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, означает, что оно не имеет в виду проекты международных договоров. Конституционный Суд не разрешает дела о соответствии Конституции проектов международных договоров.
Конституция говорит не о материалах проектов, которые могли бы быть использованы для подготовки договора, а об уже подписанных договорах. Но в то же время Суд не рассматривает и дела о соответствии Конституции уже вступивших в силу международных договоров РФ. Выражение
«не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации»
предполагает, что в отношении них Россия является «договаривающимся государством».
Согласно ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.
«договаривающееся государство» означает государство, которое согласилось на обязательность для него договора, независимо от того, вступил ли договор в силу или нет». Отсюда следует, что выражение согласия на обязательность договора не всегда предполагает его автоматическое вступление в силу. Венская конвенция 1969 г. предусматривает, что договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре или согласованные между участвующими в переговорах государствами.
С учетом своей компетенции Суд разрешает дела о конституционности тех международных договоров РФ, на обязательность которых она согласилась, но которые для нее еще не вступили в силу.
Как российским судам применять международное право?
08 июля 2015
Эксперт Центра, к.ю.н., Гаганов А.А. Что такое общепризнанные принципы и нормы международного права?
Обязаны ли российские суды применять международное право? Что об этом думают высшие суды?
Во властных кругах не прекращается дискуссия на тему соотношения международного права с национальным. Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин считает, что надо убрать .
Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин высказывается против изменения Конституции РФ в этой части и заявляет о соблюдении Россией международных обязательств. Министр иностранных дел Сергей Лавров в 2013 году сказал, что верховенство международного права на практике означает, что
«в иерархии правовых норм, формирующих российскую правовую систему, международный договор выше федерального закона или закона субъекта РФ»
.
Это ни в коей мере не умаляет верховенства Конституции РФ. Конституционный Суд РФ в 2013 году высказался в таком смысле, что решения международных судов могут быть исполнены в России, только если они не вступают .
Существует ли на самом деле какая-то проблема с применением международного права в России? Каково его место в правовой системе России? Международное право и Конституция РФ Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова). Вот что писали авторы комментария: «Согласно части четвертой статьи 15, правила международных договоров обладают приоритетом по отношению к противоречащим им правилам внутренних законов. Это означает, что в случае обнаружения противоречия между международным договором и законом правоприменительные органы должны руководствоваться не правилами закона, а нормами, содержащимися в договоре.
Договор обладает приоритетом в отношении любых законов, как федеральных, так и законов субъектов Федерации, принятых до заключения договора или после того. В то же время из части четвертой статьи 15 вытекает, что договоры обладают приоритетом только в отношении законов и не могут превалировать над положениями самой Конституции Российской Федерации».
Таким образом, конституционная норма о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, изначально понималась так, что применимое в России международное право должно соответствовать Конституции РФ.
Бесплатная юридическая консультация онлайн
Привлечение адвокатов к правовым спорам обусловлено необходимостью полноценной защиты личных интересов граждан. Как показывает практика, граждане избегают юридической помощи с целью финансовой экономии, но на практике это связано с большими затратами.
Даже граждане, имеющие образование юриста, не всегда успевают за актуальными изменениями законодательства, поэтому целесообразно будет воспользоваться консультацией квалифицированного специалиста. Удобство заключается в том, что проводиться консультация юриста бесплатно и онлайн. Где и как получить бесплатную юридическую консультацию?
предоставляется на всей территории Российской Федерации. Воспользоваться поддержкой могут граждане, резиденты государства, а также нерезиденты страны, которые временно проживают в РФ. Более того, консультировать заинтересованных лиц юристы могут и за пределами России, но только в рамках отечественного законодательства.
Предоставляется юридическая консультация бесплатно онлайн круглосуточно, независимо от выходных и праздничных дней.
Оперативность ответа специалистов на сайте составляет до 15 минут. Регистрироваться на интернет-портале не нужно и можно направить личное обращение анонимно.
Внимание! Юрист онлайн дает ответы на вопросы и продолжает поддерживать клиента при наличии дальнейших трудностей.
Консультации юристов можно получить следующими способами:
- воспользоваться службой онлайн-чата; составить форму обращения в службе обратной связи; выполнить звонок на горячую линию.
Консультация юриста онлайн также может быть осуществлена путем общения по электронной почте. Преимущества услуг нашей юридической компании обусловлены профессиональным отношением специалистов к работе, получением регулярных курсов повышения квалификации, а также участием в официальных форумах.
Это гарантирует, что физические и юридические лица смогут получать советы, соответствующие актуальным нормам закона. Справки предоставляются гражданам по следующим направлениям: Решение конфликтов в рамках семейного законодательства.
Прекращение брачных отношений и оформление таковых с составлением брачного договора, назначение алиментов, распределение опеки над детьми, а также деление недвижимости. Споры по ЖК. Чаще всего такие конфликты связаны с отстаиванием интересов в рамках договоров долевого участия, частному строительству и сдаче в эксплуатацию домов. Аренда жилья, продажа объектов, покупка квартиры в кредит.
В эту категорию вопросов можно отнести получение налогового вычета и других квартирных льгот.
Предоставление консультаций по Трудовому кодексу. Юрисконсульт поможет восстановиться на работе после незаконного увольнения и защитит при отказе от трудоустройства.
Улаживание конфликтов по трудовым договорам, а также гарантия дополнительных льгот трудящимся.
Земельное право связано со спорами между владельцами межевых участков собственности. Жилищное строительство и приватизация земли.
Решения конституционного суда рф и международное право
Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОО.
ТИУНОВО. Тиунов, судья Конституционного Суда РФ, доктор юридических наук, профессор.В преамбуле Конституции РФ провозглашено, что многонациональный народ Российской Федерации сознает себя частью мирового сообщества.
Система норм международного права и нормы внутригосударственных правовых систем взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Посредством этого взаимодействия происходит согласование норм указанных систем и проявляется их социальная ценность, позволяющая судить об их эффективности: социальная ценность нормативности в праве связана с той ролью, которую играют социальные нормы в жизни общества. Один из основных вопросов теории и практики как раз состоит в том, чтобы определять и осуществлять меры, позволяющие нормативной системе обеспечивать достижение целей, ради которых создается эта система в виде части правового порядка.
Это касается как внутригосударственной правовой системы, так и системы норм международного права. Что касается последней, то связующим ее звеном во взаимодействии с внутригосударственной нормативной системой является принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Требования этого фундаментального принципа, в частности, раскрываются как юридическая обязанность государства, взявшего на себя определенные международно — правовые обязательства, реализовать их, т.е.
осуществить. Осуществление международно — правовых обязательств принято связывать с термином «имплементация», которая может иметь место как на межгосударственном, так и на внутригосударственном уровнях.
Применительно к внутригосударственным отношениям, определенные вопросы которых относятся к предмету данной статьи, имплементация отражает обязанность государства посредством уполномоченных им органов предпринять все необходимые меры и действия по выполнению его международных обязательств. От соответствующих действий органов государства зависит уровень эффективности реализации международно — правовых норм, обеспечения господства права и укрепления тем самым правового государства.
Действия и решения компетентных органов государства в сфере имплементации его международно — правовых обязательств есть их конкретное участие в согласовании определенных положений внутригосударственных норм с требованиями соответствующих норм международного права.
В этом согласовании, связанном с внутригосударственной имплементацией норм международного права, на основе своих решений в необходимых случаях участвует и Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Международное право и правовые позиции Конституционного Суда РФ Текст научной статьи по специальности «Государство и право.
Юридические науки»
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО В РЕшЕНИЯХ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА российской федерации Международное право и правовые позиции Конституционного Суда РФ ТИУНОВ Олег Иванович, заведующий отделом международного публичного права ИЗиСП, доктор юридических наук Современная международно-правовая система тесно связана с системой внутригосударственного права. Эта связь отражает тенденцию к интернационализации общественной жизни, достигшей глобального уровня, так как данная тенденция в различных формах охватила все государства и все основные сферы жизни общества1. На этой основе развитие международного права свидетельствует о том, что оно проявляет себя как основной инструмент гармонизации и унификации права государств посредством действия общепризнанных принципов, норм и стандартов, являющихся универсальными демократическими правилами поведения2, которые находят применение и во внутригосударственных отношениях Российской Федерации, в том числе в отношениях, порождаемых решениями Конституционного Суда РФ.
Прежде чем дать оценку роли таких решений, следует отметить, что указанные системы права функционируют в формате не подавления одной системой другой, а взаимодействия друг с другом.
Это взаимодействие проявляется по-разному, например ему присущи как форма имплементации международно- 1 См.: Амплеева Е. Е. Современная международная нормативная система // Юрист-международник. 2008. № 1. С. 3. 2 Там же. С.
6. правовых норм в национальное законодательство, так и влияние норм национального права на содержание международного права. В конечном итоге обогащается и развивается сфера функционирования указанных правовых систем. Г. Кельзен, рассматривая вопрос о правах и обязательствах государства как субъекта правовых отношений, подчеркивал, что указанные права и обязательства могут иметь двоякое происхождение: они определяются как высшим юридическим порядком — международным правом, так и национальным правовым порядком3.
По мнению Х. Л. А. Харта,
«в природе или функциях международного права нет ничего такого, что было бы несовместимо с идеей о том, что его нормы могут быть предметом законодательного воздействия»
4. В современный период главная задача их функционирования — достижение эффективности, диктуемой социальной необходимостью. Если международное право, как и национальное, ограничивает в определенных сферах свободу действий государства, например запрещает ведение агрессивной войны, или устанавливает наднациональный характер полномочий определенных межгосударственных организаций, то это никак не должно влиять на качественные характеристики суверенитета государств — 3 См.: Kelsen H.
Pure Theory of Law. Gloucester, 1989.
P. 302. 4 Hart H. L. A. The Concept of Law.
Oxford, 1994. P. 230. участников соответствующих международных договоров, так как такого рода решения связаны с повышением эффективности норм права, а не с отрицанием суверенитета. Следовательно, ограничение свободы действий государства на основе его согласия в рамках действующих правовых принципов не означает ограничения суверенитета государства.
Международное право в деятельности Конституционного Суда РФ: магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Международному праву
ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ Свяжитесь с нами: ICQ:
197839245 e-mail: Дипломные и курсовые по Международному праву
СКОЛЬКО СТОИТ ЗАКАЗАТЬ КАЧЕСТВЕННУЮ АВТОРСКУЮ РАБОТУ? В международно-правовой системе права человека приобрели характер высшей ценности, закрепленной в нормах международного права, а также в форме фундаментального принципа международного права — принципа всеобщего уважения и соблюдения прав человека. Международное признание прав человека предполагает обязательства государств признавать, соблюдать и обеспечивать права человека на международной арене, осуществлять сотрудничество в данной сфере, а также предпринимать их законодательное регулирование на национальном уровне.
В международном праве, как универсальном, так и региональном, во второй половине XX в.
возникла самостоятельная отрасль — международное право прав человека, которое закреплено в позитивных источниках, обладающих различной юридической силой — конвенциях, декларациях и резолюциях международных организаций.
Важное юридическое значение имеют решения международных судебных органов, осуществляющих в соответствии с их полномочиями международно-судебную защиту прав человека.
Особое значение не только для европейского региона, но и для других регионов, где функционирует система международно-судебной защиты прав человека (Америка, Африка), имеет практика Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Она значима и для других международных судебных органов, в частности для Международного суда ООН, а также для международных трибуналов, созданных по решению Совета Безопасности ООН.
Следует также указать и на формирование обычного права в сфере международного права прав человека.
Сказанное не означает, что права и свободы человека на национальном уровне утрачивают самостоятельную логику правового развития. Развитие конституционно закрепленных прав и свобод человека и гражданина, испытывая влияние международного права прав человека, не утрачивает самостоятельности. Государства не только несут конституционную обязанность укреплять систему гарантий по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, но и осуществляют эту обязанность на основании суверенного права регулировать права и свободы человека на национальном уровне.
Подобная свобода не абсолютна и осуществляется с учетом положений международно-правовых актов — международных стандартов, которые реализуются с учетом социально-экономического развития той или иной страны, ее правовых и политических традиций. При этом и само международное право прав человека вряд ли сформировалось бы без опоры на уже имевшийся опыт конституционного закрепления и развития прав и свобод человека и гражданина. В настоящее
5.5. Международное право в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
Конституционный Суд РФ был образован в 1991 г., незадолго до окончательного распада СССР.
Источниками его полномочий была Конституция РСФСР 1978 г., значительно измененная многочисленными поправками, и Закон 1991 г.
«О Конституционном Суде РСФСР». В начале 1992 г. Конституционный Суд решил свое первое дело.
Политический и конституционный кризис в России, достигший наивысшего накала к осени 1993 г., не обошел и Суд, который оказался вовлечен в столкновения между ветвями власти. В последующие полтора года Конституционный Суд не рассматривал дел. За это время была принята новая Конституция 1993 г.
и новый Федеральный конституционный закон (ФКЗ) «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее — «О конституционном Суде РФ») 1994 г.
В феврале 1995 г. Конституционный Суд в пополненном составе и с несколько изменившимися функциями возобновил свою деятельность. Полномочия Конституционного Суда изложены в ст. 125 Конституции и ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».
Первая группа дел, разрешаемых Конституционным Судом, — это дела о соответствии Конституции нормативных правовых актов: федеральных законов, актов Президента РФ, конституций и уставов субъектов Федерации, ряда других актов. Субъектами обращений по этим делам, иначе говоря, заявителями могут быть только определенные органы власти — Президент РФ, палаты Федерального Собрания, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, федеральное Правительство, Верховный и Высший Арбитражный Суды, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.
Сюда же относятся дела о конституционности не вступивших в силу международных договоров РФ. Особый случай — международный договор о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта, после подписания которого Президент не просто вправе, а обязан обратиться в Конституционный Суд с запросом о его соответствии Конституции. Процедура ратификации такого договора может начаться лишь в случае положительного заключения Конституционного Суда.
Ко второй группе относятся дела, возникающие в результате споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, между высшими государственными органами субъектов Федерации. Соответственно, субъектами обращения могут быть именно эти органы, а также Президент РФ. Дела третьей группы возбуждаются как судебными органами, так и гражданами, по мнению которых закон, соответственно подлежащий применению в конкретном деле или примененный в конкретном деле, не соответствует Конституции.
Их могут также возбудить Генеральный прокурор РФ и Уполномоченный по правам человека РФ. Четвертую группу составляют дела о толковании Конституции.
Здесь, как и в делах первой группы, заявителями могут быть только органы власти, однако перечень их сокращен.