Омбудсмен в зарубежных странах


Оглавление:

Институт омбудсмана в зарубежных странах и его функция — реферат


Такая популярность названия «Омбудсмен» в Швеции и далеко за ее пределами, несомненно, есть признание огромных заслуг службы парламентского Омбудсмена Швеции, который по мнению некоторых исследователей является «самым значительным национальным вкладом в зарубежное и международное право» Выводы:Популярность института омбудсмена во второй половине ХХ века, выразившаяся стремительном распространении этого специфического государственно-правового института по всему миру и встраивании его в самые разнообразные национально-правовые системы, привела к неизбежному размыванию самого понятия «омбудсмен» и определенной «мутации» его первоначальных характеристик.1.2 Этапы развития института омбудсменаИнститут омбудсмана, в современном виде впервые возникший в Швеции в 1809 г., долгое время оставался чисто шведским правовым феноменом. Более чем через столетие после его возникновения подобный институт был учрежден в Финляндии (в 1919 г.).

Однако вплоть до середины 50-хх гг. прошлого века идея омбудсмана не была известна за пределами Скандинавии. История стремительного распространения этого конституционно-правового института берет свое начало с учреждения института омбудсмана в Дании в 1955 г .Создание института омбудсмана в Швеции и Финляндии явилось отражением внутренних обстоятельств, и не было связано с причинами, обусловившими дальнейшее распространение этого института за пределами этих стран.

Его учреждение объясняется не целью защиты прав человека, а стремлением парламентариев обеспечить законность деятельности органов и должностных лиц публичной администрации. Институт омбудсмана в значительной степени вводился в качестве

«дополнительного элемента системы конституционных сдержек и противовесов»

.Если не принимать во внимание возникновение института в Швеции и его распространение среди североевропейских стран, в истории его развития можно выделить две основных волны. Первая волна началась в 60-е гг.

прошлого века с учреждения первого института омбудсмана за пределами Скандинавии, в Новой Зеландии (1962 г.). Следом за ней этот институт постепенно реципировали страны британского Содружества и ряд других -европейских и не только — стран.

К середине 80-х гг. прошлого столетия в мире насчитывалось чуть более двадцати стран, в которых институт омбудсмана был учрежден на национальном уровне .Предпосылки возникновения интереса к скандинавскому институту омбудсмана и последующего его широкого распространения во многом схожи во всех странах, учредивших этот институт.

XX в. ознаменовался переходом демократических государств от политики laissez-faire к политике государства всеобщего благоденствия, который еще более усилил исполнительную ветвь власти. Механизмы контроля за деятельностью публичной администрации, выработанные в процессе развития демократического государства до XX в., оказались явно недостаточными как с точки зрения адекватности их использования в целях разрешения нового вида конфликтов между государством а гражданином, так и с позиции сохранения баланса

Институт омбудсмана в зарубежных странах и его функция — реферат

В Испании и Португалии институт омбудсмана был создан в ходе демократической реформы, и законодатель сделал акцент на деятельности омбудсманов по обеспечению прав и свобод граждан. Служба омбудсмана, прочно утвердившаяся в Западной Европе, получает признание в странах Восточной Европы.Многолетние дискуссии по поводу создания омбудсмана в Польше стали сами по себе фактором формирования новой политико-правовой культуры .Омбудсманы Восточной Европы получили импульс от западного института, однако их создание – внутренняя потребность посткоммунистического общества.

Их деятельность осложняется нестабильностью политико-правовой системы и несформированностью института государственной службы.

Какова роль омбудсмана в странах, избравших демократическое, либеральное направление развития? Насколько глубоки отличия “посткоммунистического” омбудсмана от западных моделей?

На эти вопросы еще предстоит ответить. Наибольшую активность в сфере правозащиты проявляет польский омбудсман, который воплощает в себе основные черты скандинавской модели омбудсмана. Словения, Литва и Венгрия учредили ее в 1993 г.

Подготовка к созданию института ведется в Болгарии, Румынии и Чешской Республике. Конституция Румынии 1991 г. в числе новых государственно-правовых институтов называет “Народного Адвоката”.

Конституция Республики Грузия 1995 г. предусмотрела образование Народного Защитника Республики Грузия. Правовые положения об омбудсмане содержатся в Конституциях Украины, Бурятии, Республики Татарстан, Республики Башкортостан.

В Российской Федерации после двух лет парламентского обсуждения Закон “Об Уполномоченном по правам человека РФ” принят Федеральным Собранием. Тем самым была осуществлена законодательная реализация конституционно-правовой нормы – п.

д ч. 1 ст. 103 Конституции РФ. В России академические и гражданские дискуссии о выборе модели омбудсмана практически отсутствовали.

Возможно, именно поэтому служба Уполномоченного по правам человека, предусмотренная Законом об Уполномоченном по правам человека в РФ, остается пока не до конца понятной для широкой общественности и даже части юристов-профессионалов . Идея омбудсмана находилась в тени иных концепций и институтов защиты гражданских прав. Концепция Уполномоченного по правам человека не получила достаточной разработки в работах российских государствоведов.

До последнего времени институт, как правило, исследовался представителями науки конституционного и административного права зарубежных стран . Законодатели и политики заинтересовались им при подготовке проектов Конституции Российской Федерации. В первоначальных вариантах российский омбудсман именовался Государственным комиссаром Верховного Совета РФ по правам человека, в последующих – Парламентским уполномоченным по правам человека, Уполномоченным Верховного Совета РСФСР по правам человека.

Правовая основа конституционной регламентации института омбудсмана в России была создана Декларацией прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г., которая провозгласила,

Омбудсмен: правовой статус за рубежом.

Стр 19 из 28Значимую роль в деле защиты прав и свобод человека и гражданина в зарубежных странах играют омбудсмены(защитники народа) – должностные лица, избираемые или назначаемые парламентом и уполномоченные им осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Эта должность впервые была создана в Швеции. Долгое время идея создания должности омбудсмена не была принята в других правовых системах, кроме шведской.

Однако с течением времени пост омбудсмена был введён по шведскому образцу и в других странах Северной Европы. Главной задачей омбудсмана является контроль за деятельностью административных органов (таких, например, как полиция). В настоящее время институт омбудсманов получил свое развитие, они, чаще всего, называются уполномоченными по правам человека и их компетенция расширена.

Эти должностные лица избираются парламентами, они в ряде случаев имеют значительный штат сотрудников и являются как бы специальным органом по рассмотрению жалоб.

Граждане обращаются туда, если у них возникают споры с государственными органами, с органами, которые могут как–то задеть их права. Можно выделить определенные признаки, которые объединяют всех омбудсменов. Они заключаются в том, что статус такого лица характеризуется: 1) его независимым положением, 2) несменяемостью должности, 3) сильным материальным и физическим положением, 4) открытостью и доступностью для всех граждан, связанностью не только правовыми нормами, а представлениями о справедливости.
5) бесплатностью оказания услуг.

70.Порядок образования правительства за рубежом. Структура правительства Правительство — коллегиальный орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией, осуществляющий руководство государственным управлением. Оно возглавляет исполнительно-распорядительную деятельность в стране, под его руководством находятся государственный аппарат, вооруженные силы, финансы государства, иностранные дела.

Способ и порядок формирования правительства определяются формой правления государства, конституционными нормами и принципами, политическими традициями страны.

Можно выделить два основных способа образования правительства: парламентский способ и внепарламентский способ (полупарламентский). 1.В президентских республиках глава государства сам является главным обладателем исполнительной (правительственной) власти. Президент назначает и увольняет членов кабинета или правительства, хотя в некоторых таких республиках в назначении министров участвует верхняя палата.
Этопрезидентский (внепарламентский)способ назначения. Правительство в доверии парламента не нуждается и формируется независимо от него.

2. В полупрезидентской республике партийный состав парламента учитывается при формировании правительства, для назначения премьер-министра требуется согласие парламента.

Министров президент назначает сам. Это полупарламентский способ формирования правительства. 3. В парламентарных монархиях и парламентарных

Институт омбудсмана в зарубежных странах и его функция — реферат

Содержание:Введение 3Глава 1.

История создания и развития института омбудсмена в зарубежных странах 101.1 История создания института омбудсмена 101.2 Этапы развития института омбудсмена 181.3 Современное состояние института омбудсмена в зарубежных странах 25Глава 2. Место и роль специализированных уполномоченных в системе защиты прав человека в зарубежных странах 282.1 Специализированные уполномоченные по правам человека: понятие и виды 282.2. Особенности института по правам человека в странах Европы 322.3 Правовой статус уполномоченного по правам человека в современных европейских странах 39Глава 3.

Конституционные основы деятельности специализированных уполномоченных по правам человека: сравнительно-правовой анализ 463.1 Уполномоченные по правам ребенка 463.2 Уполномоченные по правам военнослужащих 533.3 Уполномоченные по правам национальных меньшинств 593.4 Уполномоченные по правам беженцев и вынужденных переселенцев 62Заключение 69Список используемых источников и литературы 78ВведениеСоотношение и взаимодействие международного и внутригосударственного права в области защиты прав человека представляет собой одну из актуальных проблем юридической науки и практики. Глобальные процессы интеграции международного сообщества подтверждают возрастающую роль международной системы защиты прав человека, необходимость изучения процессов формирования и развития национальной системы защиты прав человека с учетом международных стандартов прав человека.Сегодня имеются достаточные основания говорить о коренной перестройке современного международного права. Прежде всего, оно нуждается в освобождении от застаревших постулатов и догм, от двойных стандартов и в полном исключении применения силы в международных отношениях, в отказе от идеологизации межгосударственных отношений.

Сердцевину такого права составит баланс интересов различных государств, учет и согласование этих интересов.

Предметом особой сложности в этом процессе являются права человека.

Они все больше и больше будут подвергаться международно-правовому регулированию. Настало время сообща разработать «Концепцию мира в XXI веке».

С этой инициативой выступило руководство России в ходе саммита «большой восьмерки» в Кельне в июне 1999 года. Речь шла об определении основных элементов архитектуры будущего миро устройства. Концепция была представлена как свод общих ценностей и согласованных принципов взаимоотношений государств, направленных на утверждение в XXI веке мира без войн и насилия.В Декларации тысячелетия ООП, утвержденной Резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2000 года главы государств и правительств заявили; «Мы не пожалеем усилий для поощрения демократии и укрепления правопорядка, а также для обеспечения уважения всех международно-признанных прав человека и основных свобод.

В этой связи мы преисполнены решимости добиваться полной защиты и поощрения во всех наших странах гражданских, политических, экономических, социальных и культурных нрав для всех».Одним из важнейших элементов

Особенности функционирования института уполномоченного по защите прав предпринимателей (бизнес-омбудсмена) в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Самусик А.М.

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО по защите прав предпринимателей (БИЗНЕС-ОМБУдСМЕНА) в зарубежных странах Цель: Исследование особенностей организации и функционирования правозащитного института уполномоченного по защите прав предпринимателей (бизнес-омбудсмена) в зарубежных странах, выявление особенностей организации, функционирования и тенденций развития. Методология: Использовались историко-правовой, сравнительный и формально-юридический методы.

Результаты: Одной из осуществляемых в России государственно-правовых реформ в современных экономических условиях является формирование механизма защиты прав предпринимателей, а также развитие и совершенствование правозащитного института уполномоченного по защите прав предпринимателей (бизнес-омбудсмена).

В статье исследованы особенности организации и функционирования правозащитного института уполномоченного по защите прав предпринимателей (бизнес-омбудсмена) в зарубежных странах, обобщен опыт функционирования этого правозащитного института, который может быть использован в нашей стране. Установлены сходства и различия в вопросах организации, функционирования, полномочиях и методах работы бизнес-омбудсменов зарубежных стран.

Новизна/оригинальность/ценность: В статье проведен сравнительный анализ организации и функционирования института уполномоченного по защите прав предпринимателей (бизнес-омбуд-смена) в зарубежных странах. Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку является одной из первых попыток рассмотреть особенности организации и функционирования правозащитного института бизнес-омбудсмена в зарубежных странах. Ключевые слова: уполномоченный по защите прав предпринимателей, бизнес-омбудсмен, поддержка предпринимательства, защита прав и законных интересов, бизнес-сообщество.

Samusik A.M. features of functioning of the institution of representative, authorized TO protect the rights of entrepreneurs (business ombudsman) in foreign countries Purpose: Investigation of the features of the organization and functioning of the human rights institute of the Representative, authorized to protect the rights of entrepreneurs (business ombudsman) in foreign countries, revealing the features of the organization, functioning and development trends. Methodology: Historical-legal, comparative and and formally-legal methods were used.

Results: In the current economic conditions the need to create mechanisms to protect the rights of entrepreneurs in Russia, as well as the development and improvement of the human rights institute of Representative, authorized to protect the rights of entrepreneurs (business ombudsman) is one of the country’s ongoing state-legal reforms.

In the article the features of the organization and functioning of the human rights institute of the Representative, authorized to protect the rights of entrepreneurs (business ombudsman) in foreign countries, summarizes the experience of the functioning of the human rights institution, which can be used

Институт омбудсмана в зарубежных странах и его функция — реферат

Основой задачей Королевского Верховного Омбудсмена, не обладавшего впрочем, политической властью, было следить от имени короля за исполнением законов государственными чиновниками. В 1719 году должность Королевского Верховного Омбудсмена получила название Канцлера Юстиции. Надо отметить, Канцлер Юстиции как представитель Короны не только осуществлял контроль над королевской администрацией и судами, но и выступал в качестве главного обвинителя страны, советника правительства по правовым вопросам, в том числе ответственного за ведение гражданского судопроизводства от имени Короны.После смерти Карла XII начинается так называемая «эпоха свободы» — период бесконтрольного парламентского правления, когда парламент берет на себя выполнение многих функций, традиционно бывших прерогативой короля.

Этот процесс затронул и деятельность Канцлера Юстиции: в 1739 году он впервые был принужден к даче отчета о своей деятельности Парламенту, с 1766 по 1772 годы Канцлера Юстиции стал назначать не король, а парламент. В 1772 году Король Густав III издал новую Конституцию, по которой Канцлер Юстиции снова переходил в подчинение королю.
Возможно, что идея о создании поста Омбудсмена Юстиции родилась в ходе спора о том, кто должен назначать Канцлера Юстиции: король как повелось с 1713 года или Парламент, как это происходило в последние 6 лет (с 1766 по 1772) «эпохи свободы ». В итоге был принят компромисс: пусть Король назначает своего Канцлера Юстиции, а Риксдаг своего Омбудсмена Юстиции.

Как бы там ни было, концепция специального парламентского представителя для осуществления надзора за соблюдением актов парламента судами и другими органами власти как средства, способного уравновесить широкие полномочия короля с полномочиями парламента полностью соответствовала духу принятой 6 июня 1809 года Конституции, которая в попытке найти систему правления, свободную от недостатков неограниченной власти Короля или Парламента опиралась как на популярные теории Монтескье, так и национальную традицию построения бесконфликтного, основанного на компромиссе общественного устройства, выраженную в универсальном для шведа понятии «langom» .После принятия Риксдагом в феврале 1810 года Акта, содержащего инструкцию для Омбудсмена Юстиции, 1 марта 1810 года барон Ларс Август Маннергейм, бывший Председатель Конституционного Комитета был избран на должность Омбудсмена Юстиции. Историки отмечают, что избрание первого Омбудсмена Юстиции — это тот редкий случай в истории института, когда пост получил не профессиональный юрист, а политик и исключительно по политическим соображениям.С этого времени и до сих пор в Швеции параллельно действуют Канцлер Юстиции и Омбудсмен Юстиции, деятельность каждого из которых, несмотря на первоначальные опасения скорее дополняет друг друга, и не в коей мере не служит источником «удвоения жалоб» и юрисдикционных конфликтов между этими 2 службами, более того Канцлер и Омбудсмен Юстиции смогли найти эффективные формы сотрудничества и взаимодействия .С момента создания

Омбудсмен: правовой статус за рубежом

Поделись с друзьями Нужна помощь в написании работы?

Омбудсмен — самостоятельный государственный орган — опирающееся на парламент должностное лицо, целью которого является защита прав и законных интересов человека, нарушаемых действиями или бездействием административных органов и должностных лиц.

Количество стран, где ныне существует этот институт в той или иной форме, приближается к 100.

Впервые он возник в Швеции согласно Форме правления 1809 г. За пределами Швеции данный институт получил распространение только в XX в., главным образом после Второй мировой войны.

Шведское происхождение института омбудсмана проявилось в заимствовании названия самого органа — омбудсман. Правда, слово «омбудсман» вполне может быть переведено на другие языки в значении «представитель», «поверенный», «делегат», «адвокат», «уполномоченный». Но привилось именно слово «омбудсман» без перевода, причем в некоторых странах (кроме Швеции, в Финляндии, Ямайке, в ряде провинций Канады, штатов США, штатов Индии и др.) именно так официально называется этот орган, в других странах официально принято какое-либо иное название, но неофициально (в прессе, научной литературе) применяют данное наименование.

Почти во всех странах, где имеется данный институт, омбудсман назначается парламентом или одной из его палат — как правило, нижней палатой. Исключение составляет Франция, в которой посредник (французский вариант омбудсмана) назначается Советом министров, что отражает общую тенденцию к снижению роли парламента в этой стране и повышение роли органов исполнительной власти, но при этом посредник рассматривает жалобы граждан, поступившие к нему от депутатов и сенаторов, и ежегодно отчитывается о своей деятельности не только перед президентом, но и перед парламентом.

В Великобритании парламентские уполномоченные назначаются королевой, но надо учесть, что формально британский парламент составляют королева, Палата общин и Палата лордов.

В некоторых странах англосаксонской системы права сохранилась традиция оформления назначения омбудсмана главой государства при сохранении решающей роли в этом вопросе парламента. Как правило, омбудсман назначается на определенный срок — от четырех до восьми лет. В Великобритании и Намибии этот срок не ограничен.

Лицо слагает свои полномочия только тогда, когда ему исполняется 65 лет (возраст ухода на пенсию служащих). Однако практически во всех странах омбудсман, не оправдавший доверия или не справляющийся со своими обязанностями, может быть смещен назначившим его органом до истечения срока полномочий.

Вместо него назначается новый омбудсман. В федеративных государствах омбудсман может быть назначен и на общефедеральном уровне, и на уровне отдельных субъектов федерации. Взаимосвязь парламента и рассматриваемого института не ограничивается назначением и правом досрочного отстранения от должности омбудсмана.

Так, во многих странах средства, необходимые для обеспечения работы омбудсмана и его аппарата, составляют отдельную статью бюджета законодательного органа.

Современные зарубежные модели института омбудсмена Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

УДК 341.2 современные зарубежные модели института омбудсмена Modern ombudsman Models in Foreign Countries Д. Т. Караманукян — преподаватель кафедры конституционного и административного права Омского юридического института D.

Т. Karamanukyan — Lecturer of the Department of Constitutional and Administrative Law, Omsk Law Institute Аннотация. В данной статье исследуются особенности института омбудсмена в зарубежных государствах, позволяющие выявить общие и специфические черты данного института, значение омбудсмена и механизм его деятельности в правовых системах современных демократических стран.

This article examines the features of the institute of ombudsman in foreign countries, reveals its general and specific attributes. The significance of the institute of ombudsmen and their activities in the legal systems of modern democratic countries are also analyzed. Ключевые слова: омбудсмен, права человека, уполномоченный по правам человека.
Ombudsman, human rights, the representative of human rights.

Первая половина XX в. сопровождалась гло- ственных прав и свобод человека, что под-бальным пренебрежением и ущемлением есте- тверждается всем известными репрессивными мерами государств в период между мировыми войнами. Однако именно ужасающие последствия Второй мировой войны инициировали процесс углубленного переосмысления мировым сообществом значения проблемы прав человека. В результате были разработаны международные стандарты прав человека, суть которых в том, что естественные права личности имеют вне-государственное происхождение.

В свете сегодняшнего дня утвержден факт, что права человека находятся под защитой мирового сообщества и являются высшей ценностью государств. В этой связи правозащитный принцип по итогам мировых войн был положен в основу новых отношений в мире. Конституции практически всех государств декларировали и учреждали большое разнообразие институтов по охране1 и защите прав и свобод своих граждан.

В современных правовых системах функционирует весьма разнообразный спектр политических, общественных и судебных юстиционных механизмов.

Однако в силу множества причин (судебные процедуры часто бывают дорогостоящими, депутаты по различным причинам не располагают временем для запросов правительству и рассмотрения обращений избирателей и т.

д.) их эффективность в защите граждан от произвола государственной власти не сравнима с ролью института омбудсмена.

Этимологически скандинавский термин «ом-будсмен» переводится как «представитель». Международный институт омбудсмена2 определяет омбудсмена как должностное лицо, назначаемое либо парламентом, либо главой государства по согласию парламента, призванное защищать граждан от злоупотребления властью, совершения ошибок, безответственности со стороны органов государственной власти и должностных лиц, повысить прозрачность их действий и предотвращать принятие несправедливых решений, ущемляющих права граждан3. В современном его виде институт омбудсмена впервые был основан в Швеции в результате принятия

Особенности формирования института омбудсмена в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

УДК 341.231.14 ББК 67.911.11 Т 92 М.М.

Тхаркахо Особенности формирования института омбудсмена в зарубежных странах (Рецензирована) Аннотация: Учреждение должности Парламентского Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан вызвала повышенный интерес к институту омбудсмена в целом. В статье исследуются особенности формирования института омбудсмена в зарубежных странах. Определяются значимость и эффективность деятельности омбудсменов в странах с различной политической и правовой системой, формой государственного устройства и формой правления.

Делается вывод о том, что законодательное введение института омбудсмена во многих зарубежных странах явилось важным шагом в развитии демократических процессов направленных на дальнейшее укрепление статуса личности, гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина — основных составляющих правового государства.[ Ключевые слова: Омбудсмен, уполномоченный, права человека, защита прав и свобод человека, парламент, законность, жалоба, контроль. Права и свободы человека — один из правовых институтов, для которых характерно утверждение единых стандартов и координация усилий как внутри государства, так и на международном уровне. Значимую роль в деле защиты прав и свобод человека и гражданина в зарубежных странах играют омбудсмены — должностные лица, избираемые или назначаемые парламентом и уполномоченные им осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.

Понятие «омбудсмен» впервые появилось в Швеции согласно Форме правления 1809 года и понималось как специальный уполномоченный парламента, принимающий жалобы от жителей Швеции о нарушениях их прав со стороны администрации [2, с.

309]. За пределами Швеции данный институт получил широкое распространение только в XX веке после второй мировой войны.

Шведское происхождение института омбудсмена проявилось в заимствовании названия самого органа — омбудсмен.

Слово «омбудсмен» может быть переведено на другие языки в значении «представитель», «поверенный», «делегат», «адвокат», «уполномоченный».

Но привилось именно слово «омбудсмен» без перевода, причем в некоторых странах (в Финляндии, Дании, в ряде провинций Канады, штатов США, штатов Индии) именно так официально называется этот орган, в других странах официально принято какое-либо иное название, но неофициально применяют данное наименование [3, с. 91]. Как показывает мировой опыт, институт омбудсмена вводится тремя разными путями: на основе конституционных положений, развитых позже в законодательстве; в результате принятия специального закона и более позднего закрепления указанного института на конституционном уровне; на базе специального закона без фиксации в конституции.

Примерами стран, избравших первый путь, служат Швеция (впервые введен Формой правления 1809 года, затем Форма правления 1974 года сохранила положения об омбудсмене, а специальные

Институт обдусмена в зарубежных странах. Ii. Роль и место уполномоченных в системе защиты прав человека в зарубежных странах

Подборка по базе: , , , , , , , , , . 1 СодержаниеВведение…………………………………………………………………….….3-5Глава I.

История развития института омбудсмена в зарубежных странах………………………………………………………………………….….61.1 История создания и развития института омбудсмена………….6-131.2 Современность института омбудсмена…………………………14-16Глава II. Роль и место уполномоченных в системе защиты прав человека в зарубежных странах………………………………………………………….…172.1. Понятие и виды уполномоченных по правам человек……………………………………………………………………….17-202.2 Правовой статус уполномоченных по правам человека в европейских странах…………………………………………………………21-25Глава III.

Конституционные основы деятельности омбудсменов и сравнительно-правовой анализ…………………………………………………263.1 Уполномоченные по правам ребёнка………………………….26-313.2. Уполномоченные по правам военнослужащих……………….32-373.3 уполномоченные по правам беженцев и переселенцев……….38-44Заключение……………………………………………………………….….45-51Список используемых источников и литературы………………………….52-55 ВведениеСоотношение и взаимодействие международного и внутригосударственного права в области защиты прав человека представляет собой одну из актуальных проблем юридической науки и практики.

Глобальные процессы интеграции международного сообщества подтверждают возрастающую роль , необходимость изучения процессов формирования и развития национальной системы защиты прав человека с учетом международных стандартов прав человека.Одним из важнейших элементов механизма защиты прав человека является институт Уполномоченного по правам человека или институт Омбудсмена. Зародившись в начале двадцатого века, как национальный механизм защиты прав человека, институт Омбудсмена начинает играть все более важную роль в механизме защиты прав человека на международном уровне.Принцип всеобщего уважения прав человека, утвердившийся в современном международном праве, предусматривает обязанность каждого государства поощрять и развивать деятельность по эффективному осуществлению и защите прав человека. Это означает, что права, и свободы человека подлежат соблюдению во всех государствах и действуют в отношении всех лиц.

В подавляющем большинстве международные нормы в области прав человека не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют определенных шагов по своей имплементации.

В этой связи актуальным становится вопрос соотношения международных стандартов в области прав человека и национального законодательства, обеспечивающего защиту этих прав. Именно «в области внутригосударственной компетенции происходит регулирование соотношения международного и национального права, создается своего рода правореализующий оптимум, то есть совокупность таких условий и положений, которые не допускают разрыва между обеими системами права».Международно-правовой механизм защиты прав человека принято называть контрольным, поскольку основная функция органов, действующих в рамках этого механизма, — это контроль за выполнением государствами своих обязательств по международному праву,

Омбудсманы в зарубежных странах

Это должностные лица, к-рые обязаны следить за тем, чтобы государственные органы, прежде всего исполнительная власть, не нарушали права человека и гражданина.

Этот институт появился в Швеции в XIII веке, но лишь 700 лет спустя шведское слово «омбудсман»* вошло в конституционно-правовые тексты ряда других стран (например, в Конституцию Намибии).

Во многих странах было установлено собственное наименование этого института: Уполномоченный по гражданским правам и Уполномоченный по правам ребенка – в Польше, Уполномоченный (Уполномоченные) Государственного собрания по правам граждан и Уполномоченный (Уполномоченные) Государственного собрания по правам национальных и этнических меньшинств – в Венгрии, Народная правозащита – в Австрии, Адвокат народа – в Румынии, Парламентский комиссар по делам администрации – в Великобритании, Посредник – во Франции, Защитник народа – в Испании, Комиссия по правам человека – на Филиппинах, Уполномоченный Бундестага по обороне – в ГерманииЭтот орган рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав нередко после того, как исчерпаны все законные пути для их разрешения, и, если сочтет необходимым, вновь возбуждает производство в соответствующих государственных органах, анализирует состояние дел в области прав человека и гражданина в стране и докладывает об этом парламенту, предлагая принять соответствующие законодательные меры. Сам же омбудсман или иной аналогичный орган разрешить дело обычно не может.Как правило, данный орган образуется парламентом, хотя есть и иные способы: французский Посредник согласно Закону об учреждении должности Посредника 1973 года назначается на 6 лет декретом Совета министров (строго говоря, этот институт сходен с омбудсманом только по функциям; с Парламентом он никак не связан, если не считать права парламентариев обращаться к нему по делам, которые, по их мнению, заслуживают его вмешательства); британский Парламентский комиссар по делам администрации назначается тоже Правительством, однако в отличие от Франции тесно связан в своей деятельности с Парламентом и даже может быть смещен по требованию обеих палат.

Но обратимся к более типичным примерам и начнем со Швеции – родоначальницы рассматриваемого института. Согласно § 6 гл. 12 шведского закона Форма правления, составляющего часть конституции, Риксдаг может избрать одного или несколько омбудсманов для контроля за применением законов и иных законодательных актов в публичной деятельности. Акт о Риксдаге в § 10 гл. 8 установил, что омбудсманов должно быть четверо: главный юридический омбудсман и три юридических омбудсмана, которые избираются на четыре года.

Риксдаг может избрать для каждого из омбудсманов одного или нескольких заместителей.

Главный юридический омбудсман определяет направления деятельности остальных юридических омбудсманов. По ходатайству конституционной комиссии Риксдаг может сместить омбудсмана или его заместителя досрочно.

Выборы проводятся тайным голосованием, и для избрания необходимо абсолютное большинство поданных голосов, но в третьем туре голосования достаточно относительного большинства.

Возникновение и особенности функционирования института уполномоченных по правам человека (омбудсманов) в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

ВОЛКОВ Н.А. УДК 172.1: 342.72/.73 Возникновение и особенности функционирования института уполномоченных по правам человека (омбудсманов) в зарубежных странах В статье анализируется процесс зарождения и становления в зарубежных странах нового для политической и правовой системы общества государственного правозащитного механизма — института парламентских омбудсманов, рассматриваются особенности его функционирования в различных государствах на начальном этапе и в современных условиях, проводится сравнительный анализ полномочий и компетенций различных моделей этого института.

Ключевые слова: омбудсман, уполномоченный, права человека, власть, общество.

На протяжении всей истории развития общества проблемы прав человека постоянно привлекали к себе внимание людей.

Особенно возросло их значение в современных условиях.

Происходящие в нашей стране в настоящее время процессы демократизации и появление элементов гражданского общества требуют научного анализа, осмысления и выявления их взаимодействия с другими элементами политической системы, в том числе с институтом уполномоченных по правам человека. За прошедшие после возникновения этого института в России пятнадцать лет — с 1994 по 2009 год — накоплен значительный опыт его деятельности, который требует обобщения и осмысления для практического применения в дальнейшем.

Однако еще более богатый опыт имеет процесс появления и становления этого государственного правозащитного института в зарубежных странах, история которого насчитывает уже более двух столетий. Изучение и анализ этого процесса, особенностей появления и функционирования института омбудсманов в зарубежных странах позволяют выявить общие закономерности и специфические черты в его деятельности, что дает нам реальную возможность, во-первых, ускорить процесс становления аналогичного института в России, а во-вторых, значительно повы- сить его эффективность в построении у нас подлинно правового государства.

Институт уполномоченных по правам человека (парламентских омбудсманов) впервые появился в Швеции в начале XIX столетия.

Именно тогда, в 1809 году, шведской Конституцией была введена должность омбудсмана юстиции, и впоследствии более ста лет этот правозащитный институт существовал только в этой стране. Однако само понятие «омбудсман» появилось значительно ранее.

Как пишет В.В. Бойцова, этот термин имеет немецкое происхождение, и его корни восходят к раннему периоду жизни германских племен. В этих племенах омбудсманом называлось лицо, избираемое для сбора от имени пострадавшей стороны денежной пени (виры) с преступников, совершивших убийство1.