Основные направления внутренней и внешней политики рф определяются


Кто определяет направления внутреней и внешней политики государства?


Аноним На этот вопрос четко и ясно отвечает 80 статья Конституции Российской Федерации, в которой сказано, что Президент РФ, руководствуясь основным законом и федеральными законами государства, определяет основные направления внутренней и внешней политики. И это разумно, потому как, именно Президент, представляет страну как внутри ее, так и на мировой арене. Все мы видим, как наш Президент участвует в международных саммитах, конференциях, слетах и т.д, встречается с главами других государств, общается, ведет переговоры, предлагает решения конфликтных вопросов.

Все это проявления его работы в области внешней политики. Внутри государства он дает указания министрам и правительству, принимает от них доклады и отчеты, подписывает указы и т.д., то есть задает вектор внутренней политике в стране.

Аноним Прежде чем начать разговор на основную тему, необходимо разобраться с теорией. Ведь без теории вам будет непонятно что из чего вытекает. Теория будет состоять из нескольких разделов: определения, виды и функции властей.

Управление государством в Российской федерации осуществляет:

  • Глава государства — это одно из самых высших должностных лиц, которое представляет страну внутри и за её пределами.
  • Государственная дума — одна из палат парламента (избирается людьми).
  • Суды Российской федерации — орган государства, который играет решающую роль при решении общественных споров и уголовных дел.
  • Правительство Российской Федерации — объединение органов власти.
  • Совет федерации — это верхняя палата парламента РФ.

А единственным источником власти является многонациональный народ, живущий в стране, который осуществляет это при помощи демократических выборов. У каждого вида, осуществляющей государственную власть, существуют свои функции. Совет федерации:

  • Разработка федеральных законов.
  • Осуществление законодательных полномочий.
  • Укрепление связей с деятелями культуры.

Гос.

дума:

  • Предъявление обвинений против главы государства.
  • Решение вопроса о доверии к Правительству.
  • Установление на должность председателя ЦБ.
  • Обнародование амнистии.
  • Назначение председателя правительства.

Правительство:

  • Руководство федеральной собственностью.
  • Разработка бюджета РФ.
  • Просмотр отчета по выполнению бюджета.
  • Принимает меры по обороноспособности страны.

Суды:

  • Защита конституции.
  • Решение уголовных дел.
  • Проверка законов на конституционность.
  • Решение экономических споров.

Глава государства:

  • Определяет направления внутренней и внешней политике.
  • Охраняет суверенитет государства.
  • Является главнокомандующим.
  • Рассматривает вопросы по гражданству.
  • Обеспечивает продуктивное управление органов власти.
  • Осуществляет помилование.

plbarber.ru

Российской Федерацией в ее конституционном описании — демократическое федеративное правовое с республиканской формой правления.

В этом смысле государство как политическая форма бытия многонационального народа Российской Федерации представляет собой интегрированное единство государственной территории, которая включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, население, образующее единую государственную гражданскую нацию, и государственную власть, в системе которой глава государства занимает отведенное ему Конституцией место.

Российскую Федерацию по форме правления в отечественной конституционно-правовой доктрине обычно относят к числу полупрезидентских республик.

РФ; организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и государственными комитетами РФ, другими подведомственными ему органами РФ, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов. Министерства и государственные комитеты Российской Федерации: в пределах своей компетенции, на основе действующего законодательства, в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности; на основании настоящего Закона в пределах своей компетенции разрабатывают внутриведомственные инструкции (положения) по обеспечению безопасности и представляют их на рассмотрение Совета безопасности. б) рассмотрение вопросов обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований; в) рассмотрение проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам местного самоуправления.

Совет формируется в составе председателя Совета, его заместителя, секретаря и членов Совета, которые принимают участие в его работе на общественных началах. Председателем Совета является Президент Российской Федерации.

Состав Совета утверждается Президентом Российской Федерации, при этом должностные лица местного самоуправления включаются в него сроком на один год. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. 2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Глава 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

 История России с древнейших времен до наших днейСахаров Андрей Николаевич § 1.

Император Александр III и государственные приоритетыАлександр Александрович Романов стал императором России под именем Александра III1 марта 1881 г. В тот день, в 15 часов 35 минут, в главной императорской резиденции в Петербурге — Зимнем дворце — скончался его отец, император Александр II.До момента восшествия на трон Александр III16 лет был престолонаследником, успел за это время многое повидать и перечувствовать. Полтора десятка лет состоял членом Государственного Совета (главного законосовещательного органа империи), принимал участие в работе Комитета Министров, командовал различными частями гвардии и более десяти лет занимал пост командира самого престижного её подразделения — Лейб-гвардии Преображенского полка, имел воинское звание генерал-лейтенанта.В 1877–1878 гг.

Александр Александрович принимал участие в войне против Турции за освобождение Болгарии. Девять месяцев находился на передней линии сражений на Балканах, командуя одной из частей русской армии, где проявил себя смелым, но осторожным командиром.

За успехи в военных баталиях был удостоен различных наград.В октябре 1866 г. цесаревич Александр женился на датской принцессе Дагмар (Марии-Софии-Фредерике-Дагмар), принявшей православие и ставшей в России Марией Федоровной (1847–1928).

Брак принес Александру Александровичу и Марии Федоровне шестерых детей: Николая (1868–1918), Александра (1869–1970), Георгия (1871–1899), Ксению (1875–1960), Михаила (1878–1918), Ольгу (1882–1960).Александр III стал правителем при весьма печальных обстоятельствах. Система государственного управления находилась в параличе, финансы страны были расстроены.

Недовольство явно ощущалось в различных кругах общества.

Либерально настроенные люди считали, что «настроения» проистекают из непоследовательности и половинчатости общественных реформ, начавшихся в 60-х гг. Некоторые даже полагали, что курс преобразований должен касаться не только отдельных сторон жизни страны, но и политической системы в целом.

В последние годы царствования Александра II разговоры на тему о необходимости перехода к конституционно-представительному образу правления стали чрезвычайно модными не только среди интеллигенции, но даже и в высшем обществе России.

Представители же консервативных кругов видели источник социального брожения в скороспелых и непродуманных решениях, направленных на быстрое реформирование «всего и всех».

Они были убеждены, что либеральные приемы управления, развитие социальных прав и свобод, представительные формы управления может быть и хороши в других странах, но не подходят для России, где принципы царской власти базировались не на писаных законах, а на религиозно-нравственных принципах, которые по самой своей сути не могли подлежать реформированию.

Твердая и честная власть — вот что может вывести страну из кризиса.Александр III смело и решительно повел борьбу с врагами.

Роль Президента Российской Федерации в определении государственной политики Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Гаврилов Н.П.

Роль Президента Российской Федерации в определении государственной политики В части 3 статьи 80 Конституции РФ установлено, что Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Эта функция органически вытекает из всей политико-правовой характеристики Президента России как главы государства, занимающего главенствующее положение в системе государственной власти.

Она свойственна именно Президенту России в силу особенностей полупрезидентской формы государственного правления, исповедуемой Российской Федерацией, основывающейся на приоритетности президентской власти. Никакой другой орган, кроме главы государства, в том числе Федеральное Собрание РФ, не вправе определять основные направления государс-твенной политики России.

Реализация этой функции основывается на высшем представительстве государства внутри страны и за рубежом, которое в России в силу части 4 статьи 80 Конституции РФ принадлежит единственно федеральному Президенту. Определение Президентом России основных направлений внутренней и внешней политики государства в науке относят к числу основных или общих функций главы государства как предметно-политической характеристике его деятельности.

Функции государственных органов, вытекая из функций государства, в то же время не тождественны им, они носят частный, предметно-отраслевой, «производственный» характер, связаны назначением и компетенцией конкретного органа государства и в силу разделения властей всегда ограничены. Функции государственных органов содержательно подчинены функциям государства, строго согласованы с ними по предмету и сферам реализации.

Сказанное относится и к функциям Президента России, которые определяются его местом в системе разделения властей.

В то же время в сравнении с другими государственными органами функции Президента наиболее тесно связаны с функциям государства, являются их непосредственным продолжением и развитием.

Рекомендуем прочесть:  Закон о огородниках новое в законе

Функции главы российского государства, сформулированные в статье 80 Конституции РФ, в своем единстве выражают политическую природу, сущностные стороны государства в целом. Это объясняется местом Президента России, представляющим Российскую Федерацию внутри страны и за рубежом, выражающим в своем статусе и деятельности правосубъектность государства в целом, в государственном механизме. Функции государства по сферам деятельности принято разделять на внутренние и внешние.

Исследуемая функция Президента России в этом отношении является интегральной, синтезирующей основные направления и сферы государственной деятельности, она одинаково связана с реализацией как внутренних, так и внешних функций государства.

По содержанию она является наиболее общей в числе конституционных функций главы государства, в своем масштабе и значимости превосходит любую другую президентскую функцию. Эта функция является первичной, по времени она предшествует всем остальным функциям, свойственным органам государства и государственному аппарату в целом.

Статья 80 Конституции России

Текст Ст. 80 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год: 1.

Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. 1. В Российской Федерации пост Президента, избираемого всенародным голосованием, введен законами РСФСР от 24 апреля 1991 г.

«О Президенте РСФСР» и «О выборах Президента РСФСР», оформившими результаты первого референдума, проведенного в России 17 марта 1991 г.*(406) В целях конституционного закрепления решения референдума Законом РСФСР от 24 мая 1991 г. были внесены соответствующие изменения и дополнения в Конституцию (Основной закон) РСФСР 1978 г.*(407) С принятием Конституции РФ 1993 г. концепция президентской власти претерпела существенные изменения.

Если в соответствии с Конституцией РСФСР 1978 г. Президент РСФСР провозглашался высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти в РСФСР, то по ныне действующей Конституции, согласно ст. 80, Президент Российской Федерации является главой государства.

Это орган, который не относится ни к одной из ветвей государственной власти, как бы стоит над всеми видами власти, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех других органов государственной власти (ст. 92). Это вызвано объективной необходимостью наделения Президента полномочиями, обеспечивающими единство государственной власти, устойчивость системы управления государственными делами, согласованное функционирование ветвей власти в условиях конституционного разделения властей. Направляя работу всех федеральных государственных органов, выполняя активные координирующие функции, Президент действует в качестве главы государства.

2. Конституция содержит нормы, развивающие и наполняющие реальным содержанием институт президентства, в том числе нормы, определяющие статус Президента как гаранта Конституции. Президент наделен неограниченным правом законодательной инициативы, позволяющим ему в конкретной правовой форме ставить вопросы о реализации в законах конституционных положений, приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией. Президент вправе использовать право вето на стадии подписания федеральных законов (ч.

3 ст. 107 Конституции), в том числе как гарантию обеспечения их конституционности.

Как глава государства, Президент Российской Федерации является гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 24.02.1994

/ / / / Документ по состоянию на август 2014 г. 24 февраля 1994 года Россия переживает сейчас один из важнейших этапов развития своей государственности.

В конце минувшего года всенародным голосованием была принята первая в ее истории демократическая . Несмотря на острейшую политическую борьбу и духовный разлад, несмотря на огромную психическую и физическую усталость, российское общество нашло в себе силы сделать трудный, но решающий шаг на пути к обновлению и стабильности.

И это многократно повышает его ценность. Долг всех нас, кто напрямую причастен к судьбе России, максимально использовать этот шанс.

Два года назад мы начали болезненное, но в конечном счете необходимое и целительное реформирование экономики.

С огромным трудом мы отошли от края экономической пропасти, в которую неотвратимо сталкивала нас прежняя система, и начали медленное, не всегда уверенное движение к выздоровлению. В прошлом году мы на мгновение заглянули в другую бездну — гражданского противоборства и в ужасе отпрянули от нее. Сейчас нам нужно сделать все возможное, а может быть, и невозможное, чтобы подобное больше не повторилось.

Российская — не только символ стремления к национальному согласию. Она — реальная основа налаживания сотрудничества в российском обществе, и прежде всего между ветвями федеральной власти.

Среди тысяч сложнейших проблем сегодняшней России нет ни одной, которая может быть решена в условиях конфронтации и взаимного недоверия.

Возобновление непримиримой борьбы — это путь в тупик, и из него не будет выхода.

Для тех, кому граждане России доверили управлять страной, это путь к политическому позору, к проклятию, к вечному забвению. Идеологический вакуум, возникший после крушения прежней системы, заполняется сегодня бесплодными спорами о преимуществах тех или иных «измов». Слишком часто они становятся символами противостояния и ненависти, знаками беды.

Мы все должны понять, что государство не может строиться на идеях, вызывающих раскол и поляризацию общества. В его основе должны лежать естественные ценности и понятия, обращенные ко всему народу и каждому человеку в отдельности. Такие, как безопасность, свобода, благосостояние, солидарность.

Наша стратегическая цель — сделать Россию процветающей страной, в которой живут свободные люди, гордые своей древней историей и смело смотрящие в будущее; страной, в которой власть основана на праве и не подавляет гражданина; страной с эффективной экономикой, сочетающей национальные особенности и мировые достижения. Эта цель близка и понятна всем россиянам независимо от убеждений, политических ориентаций, социального и имущественного положения, возраста и национальности.

Достичь ее мы сможем, если сплотимся вокруг общей практической задачи — укрепление Российского государства. Чтобы решить ее, у нас есть главное условие — .

Кто в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внешней политики РФ?

Стр 2 из 2 1.

В ней очерчен правовой каркас сильного и стабильного демократического государства. Центральным ориентиром в этом деле для нас является формула — Россия есть демократическое федеративное правовое социальное и светское государство.
Правительство РФ 2. Федеральное собрание РФ 3. Президент РФ 4. Совет безопасности Какой из названных государственных органов является специализированным внешнеполитическим органом? 1. Совет безопасности РФ 2. Федеральная служба безопасности 3. Министерство иностранных дел РФ 4. Администрация Президента РФ Какой из названных государственных органов не наделен внешнеполитическими полномочиями?
1. Совет по внешней политике при Президенте РФ 2.

Совет безопасности РФ 3. Служба внешней разведки РФ 4.

Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ В какой международной организации не состоит Россия? 1. ООН 2. ОБСЕ 3. Совет Европы 4. Европейский Союз Как соотносятся внешняя и внутренняя политика?

1. Внешняя политика является продолжением внутренней. 2. Внутренняя политика определяется внешней. 3. Обе сферы политики не зависят друг от друга.

4. Внутренняя и внешняя политика взаимно детерминированны.

Какое направление внешней политики России является приоритетным согласно Концепции внешней политики РФ? 1. ЕС 2. АТР 3. СНГ 4. НАТО Внешняя политика определяется по мнению Г.

Моргентау 1. балансом сил на мировой арене 2. национальными интересами 3. групповыми интересами 4. внешними принуждениями Какая из названных стран не входит в «Шанхайскую группу»?

1. Россия 2. Китай 3. Казахстан 4. Армения Какой только международный орган согласно Концепции внешней политики РФ правомочен санкционировать применение силы в целях принуждения к миру?

1.ОБСЕ 2. Совет Европы 3. ГА ООН 4.

Совет Безопасности ООН Членства в какой международной организации добивалась Россия последние несколько лет? 1. ЮНЕСКО 2. МАГАТЭ 3. ВТО 4. МВФ В какой организации Россия не состоит?

1. ШОС 2. ЕврАзЭС 3. Совет Европы 4.

МЕРКОСУР Какое обязательство изъято из современной военной доктрины РФ?

1. Сохранение статуса ядерной державы 2. Положение об оборонительном характере военной доктрины 3.

Обязательство выполнять международные договоры по СНВ и ПРО 4. Обязательство не применять первой ядерное оружие 13. «Новое политическое мышление» – понятие, введенное в научный оборот: 1.

М.С. Горбачевым 2. З. Бжезинским 3. Г. Киссинджером 4. Р. Никсоном.

14. Понятие «глобализация» означает: 1. усиление взаимозависимости различных частей мирового сообщества 2.

углубление интеграции между государствами 3. интернационализацию национальных экономик 4.

укрепление взаимосвязей между странами 15. Процессы глобализации связаны: 1. с ростом роли ведущих государств на мировой арене 2.

с усилением роли ТНК в мировой экономике и мировой политике 3. с ослаблением национальной мощи ведущих держав 4. с демократизацией международных отношений 16.

Автором автором концепции «столкновения цивилизаций» является: 1.Ф. Фукуяма 2. А. Страус 3. А. Бэттлер 4.

С. Хантингтон. Какая часть света согласно Концепции внешней политики имеет важное и все возрастающее значение во внешней политике России? 1. Европа 2. Азия 3. Африка 4. Америка 18. Центрами силы Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений эпохи выступали: 1.

Кто определяет основные направления внутренней и внешней политики государства?

а) Президент РФ; б) федеральная служба безопасности РФ; в) Правительство РФ.

80. Совет безопасности формируется и возглавляется: а) Президентом РФ; б) Правительством РФ; в) Председателем Правительства РФ.

81. Президент РФ осуществляет руководство над: а) Министерством внутренних дел РФ; б) Министерством обороны РФ; в) Министерство иностранных дел РФ; г) все ответы верны.

82. Повседневная деятельность Президента РФ обеспечивается: а) Правительством РФ; б) Администрацией Президента РФ; в) Председателем правительства РФ. 83. Имеет ли право президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий на ежемесячное пожизненное денежное содержание: а) да; б) нет.

84. В каком размере выплачивается ежемесячное пожизненное денежное содержание Президенту РФ: а) 45%; б) 75%; в) 55%. 85. Какими способами могут быть выдвинуты кандидаты на должность Президента РФ: а) политическими партиями; б) в порядке самовыдвижения; в) оба ответа верны.

86. Какой орган осуществляет регистрацию кандидата в Президенты РФ: а) Центральная избирательная комиссия; б) Совет Федерации; в) Парламент РФ. Кто подготавливает для Президента РФ аналитические информационные материалы и рекомендации?

а) Советники Президента РФ; б) Администрация РФ; в) Председатель правительства РФ.

88. Глава государства избирается: а) гражданами; б) Парламентом; в) Избирательной коллегией; г) все ответы верны. 89. Символом президентской власти служит: а) штандарт (флаг); б) герб; в) гимн.

В какую из ветвей власти входит Президент РФ? а) законодательную; б) исполнительную; в) судебную; г) Президент не входит не в одну из них.

Какие органы являются подотчетными Президенту РФ?

а) Правительство РФ; б) Совет безопасности РФ; в) Администрация РФ; г) Государственная Дума РФ. Какими актами оформляются решения нормативного характера Президентом РФ?

а) указы; б) распоряжения; в) оба ответа верны. 93. Распоряжения Президента РФ – это: а) акты организационно-оперативного характера; б) акты нормативного характера; в) оба ответа неверны.

94. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить: а) Конституции РФ; б) Федеральному конституционному закону; в) федеральному закону. 95. В правотворческую деятельность главы государства входит: а) направления законопроектов Президента РФ в Государственную Думу; б) направления запросов Президента РФ в высший арбитражный суд; в) направление ежегодных посланий Федеральному Собранию о положение в стране, об основных положениях внутренней и внешней политики государства; г) все ответы верны.

96. ФЗ «Об обороне» предусматривает, что Президент РФ как главнокомандующий издает: а) директивы; б) приказы; в) распоряжения; г) все ответы верны.

97. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения: а) в зонах чрезвычайного положения; б) в отдельных субъектах РФ; в) в городах федерального значения; г) на всей территории РФ. 98. Не наделены правом приостановления актов Президента РФ: а) органы государственной власти субъектов РФ; б) органы местного самоуправления; в) оба ответа верны.

Статья 80. Президент Российской Федерации является главой государства.

2.

Конституция Российской Федерации (РФ) | ст. 80 1. Президент Российской Федерации является главой государства. 2. Президент Российской Федерации является гарантом , прав и свобод человека и гражданина.

В установленном порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. 3. Президент Российской Федерации в соответствии с и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

  • Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (статья 80 Конституции Российской Федерации). Указ издан в целях совершенствования деятельности органов предварительного следствия и усиления прокурорского надзора за исполнением законов указанными органами, в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации.
  • Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт «а» статьи 8 Федерального закона № 68-ФЗ). В порядке реализации указанных полномочий Президентом Российской Федерации федеральным органам и органам исполнительной власти Пермского края даны поручения № Пр-1450 от 21 июня 2014 г. и № Пр-913 от 25 апреля 2014 г. о переселении граждан из аварийного жилья в г. Березниках и финансировании этих мероприятий.
  • Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила: в целях совершенствования деятельности органов предварительного следствия и усиления прокурорского надзора за исполнением законов указанными органами, руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации издал Указ от 27 сентября 2010 г. № 1182 «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации» (далее Указ). Нормативный правовой акт официально опубликован в «Российской газете», 28 сентября 2010 г., в Собрании законодательства Российской Федерации, 4 октября 2010 г., № 40. Данным Указом объявлено о создании на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в порядке правопреемства Следственного комитета Российской Федерации.

+Еще.

Статья 80 Конституции РФ

1.

Президент Российской Федерации является главой государства. 2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. 4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

1. Институт Президента Российской Федерации был учрежден по результатам всенародного голосования 17 марта 1991 г., а его статус определялся Законом РСФСР от 24.04.1991 N 1098-1 «О Президенте РСФСР». 24 мая 1991 г. соответствующие изменения и дополнения были внесены в Конституцию России 1978 г. При этом Конституция и указанный Закон определяли Президента как высшее должностное лицо и главу исполнительной власти.

Действующая Конституция существенно модифицировала институт Президента.

В частности, в процессе разработки проекта действующей Конституции столкнулись две позиции относительно места и роли Президента в системе государственной власти: одни участники Конституционного совещания 1993 г. предлагали определить его статус через понятие «высшее должностное лицо», другие — «высшее должностное лицо и глава государства». В итоге Конституция определила статус Президента в качестве главы государства.

Это означало существенную по сравнению с начальным этапом российской президентуры (

«высшее должностное лицо и глава исполнительной власти»

) трансформацию института Президента, изменение его места и роли в механизме государственной власти, обновление функций и полномочий, характера взаимоотношений с парламентом и правительством и т.п., в свою очередь обусловленного во многом обновленным видением принципа разделения властей. Конституционное провозглашение разделения властей как принципа построения российской государственности объективно предполагает наличие такого органа, который гарантировал бы от разрыва и противостояния властей — в этом отечественное государствоведение видит гарантию от повторения исторической травмы октября 1993 г.

В связи с этим Президент рассматривается как персонификация российской государственности. В данном контексте, однако, достаточно остро стоит вопрос о режиме личной власти, гарантией от установления которого должна служить Конституция и предусмотренные ею «сдержки и противовесы». Проблема заключается в выявлении демократического потенциала российской президентуры как одного из институтов государственной власти, представляющего действительные интересы всего общества.

Глава государства — не представитель той или иной политической силы или выразитель интересов отдельного социального слоя, он — олицетворение Российского государства и представитель всех своих сограждан, в своей совокупности образующих многонациональный народ Российской Федерации.

Основные направления внутренней и внешней политики рф определяются

> > Ясно, что они не носят сугубо информационный характер, а выражают политическую волю главы государства как персонификации государства и воплощения политического единства общества, в силу чего не могут не влиять на деятельность иных органов государственной власти, включая исполнительную и законодательную. Это прежде всего политические акты, но одновременно послания главы государства есть акты «мягкого права» — soft law.

Не будучи юридически обязательными источниками права в строгом смысле этого слова, они программируют развитие законодательства и деятельность Правительства, органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления.

4. Часть 4 ст. 80 Конституции закрепляет представительскую функцию Президента. Это орган, который не относится ни к одной из ветвей государственной власти, как бы стоит над всеми видами власти, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех других органов государственной власти (ст.

92). Это вызвано объективной необходимостью наделения Президента полномочиями, обеспечивающими единство государственной власти, устойчивость системы управления государственными делами, согласованное функционирование ветвей власти в условиях конституционного разделения властей. Направляя работу всех федеральных государственных органов, выполняя активные координирующие функции, Президент действует в качестве главы государства.

2. Конституция содержит нормы, развивающие и наполняющие реальным содержанием институт президентства, в том числе нормы, определяющие статус Президента как гаранта Конституции.

Президент наделен неограниченным правом законодательной инициативы, позволяющим ему в конкретной правовой форме ставить вопросы о реализации в законах конституционных положений, приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией. Президент вправе использовать право вето на стадии подписания федеральных законов (ч. 3 ст. 107 Конституции), в том числе как гарантию обеспечения их конституционности.

Как глава государства, Президент Российской Федерации является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Положения об обязанности Президента защищать Конституцию РФ, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, верно служить народу содержатся в тексте присяги Президента, которую он приносит при вступлении в должность (ч. 1 ст. 82 Конституции). Инфо Закон РФ «О Безопасности» от 5 марта 1992 года N 2446-1 (в ред.

07.03.2005 г.). Справочная правовая система ГАРАНТ. Президент также имеет полномочие на введение чрезвычайного положения на всей территории России или в отдельных местностях. Условия и порядок введения чрезвычайного положения должны быть определены, как предусматривает Конституция РФ, федеральным конституционным законом от 30 мая 2001г.

№ 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». Федеральный конституционный закон РФ 30 мая 2001г.