Основы законодательства в области обеспечения интернет безопасности детей


Оглавление:

Законодательство России в области обеспечения информационной безопасности детей Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»


УДК 342.9 DOI 10.1555/2409-3203-2017-0-12-17-25 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ Гольтяпина Ирина Юрьевна к.

ю. н., доцент, заведующий кафедрой «Таможенное дело и право» ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения» Россия, г.

Омск Аннотация: Цель исследования — проанализировать состояние законодательства в области обеспечения информационной безопасности детей, обратить внимание на имеющиеся проблемы и предложить пути их решения. При написании статьи использовались методы структурного анализа, сравнительно-правовой, формально-юридический.
Результаты проведенного исследования. Изучены особенности фундаментальных правовых актов в рассматриваемой сфере.

Выделены особенности отношений по обеспечению информационной безопасности детей.

Отмечены проблемы правового обеспечения информационной безопасности детей в сети Интернет.

Обоснована необходимость пересмотра правового статуса отдельных участников информационных отношений. Аргументирована необходимость принятия федерального закона об информационной безопасности детей. Отмечены недостатки федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Выявлены пробелы правового регулирования отношений в области распространения информационной продукции для детей в сети «Интернет».

Исследована содержательная составляющая информационной безопасности детей. Сформулирован вывод о необходимости более широкого понимания этой категории.

Обоснованы меры по обеспечению информационной безопасности детей. Аргументирован вывод о необходимости перераспределения бремени ответственности за информационную безопасность детей.

Отмечена необходимость установления равновесного механизма обеспечения информационной безопасности детей.

Сделан вывод о необходимости систематизации законодательства в области обеспечения информационной безопасности детей.

Ключевые слова: информационная безопасность, информационная безопасность детей, Концепция информационной безопасности детей, защита детей от вредной информации. THE RUSSIAN LEGISLATION IN THE SPHERE OF ENSURING INFORMATION SECURITY OF CHILDREN Goltyapina Irina Yurevna Ph.D. in jurisprudence, Associate Professor, Customs affairs and right, OSTU Omsk State Transport University (OSTU) Russia, Omsk Abstract: The purpose of the study was to analyze the state of legislation in the field of ensuring information security of children, is to draw attention to existing problems and propose 17 their solutions.

When writing the article we used the methods of structural analysis, comparative legal, formal legal. The peculiarities of basic legal acts in this sphere.

The features of the relations on ensuring information security of children. These problems of legal ensuring information security of children on the Internet.

The necessity of revising the legal status of the individual participants of information relations. Necessity of the adoption of the Federal law on information security of children.

Ребенок и интернет-пространство: вопросы правового обеспечения безопасности

15.07.2018 , , , , , Авторы: Рыбаков О.Ю., Рыбакова О.С.

Современный ребенок, в отличие от своих родителей, знакомится с информационными технологиями в детстве.

Сложно не согласиться, что уже в дошкольном возрасте ребенок знакомится с информационно-телекоммуникационной сетью Интернет (далее – Интернет), знает, каким образом «скачать» ту или иную игру [9, с. 103]. Распространенным мнением среди юристов, педагогов, психологов и социологов является то, что интернет-пространство представляет собой важный элемент социализации детей [3, с.

16; 11, с. 72], наряду с традиционными – семьей и школой [8, с. 23]. Количество несовершеннолетних пользователей Интернета ежедневно увеличивается. По данным сайта “Интернет-контроль”, детская аудитория пользователей Интернета составляет более 10 млн детей в возрасте до 14 лет [21], три четверти из которых пользуются сетью без контроля со стороны взрослых.

Интернет-контент оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка, его умственное и физическое развитие. Погружаясь в интернет-пространство, ребенок попадает в небезопасную для него среду, противостоять которой он не в состоянии в силу возрастных особенностей.

Специалисты справедливо отмечают, что в этой связи важнейшей проблемой становится процесс формирования у ребенка правильных морально-нравственных ориентиров [1, с. 23], позволяющих максимально защитить его от негативного влияния информации [4, с. 26], доступ к которой беспрепятственно обеспечивается посредством глобальной информационно-телекоммуникационной сети.

Распространение Интернета на российском пространстве детерминировало необходимость правового осмысления и регулирования правоотношений в информационной сфере с целью обеспечения безопасности всех участников отношений, и прежде всего детей.

Безусловно, национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности [12, с. 237 – 238]. Именно поэтому принцип обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства является доминирующим [5; 6; 10] при построении национальной модели законодательного регулирования в данной сфере.

С учетом общепризнанных подходов, обозначенных международными документами (Окинавская хартия глобального информационного общества, 2000 г., Декларация принципов

«Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии»

, 2003 г., План действий Тунисского обязательства, 2005 г.), в Российской Федерации выработаны национальные стандарты построения информационной безопасности, определены принципы и приоритеты законодательного регулирования в данной сфере. В развитие международных документов (Конвенция о правах ребенка 1989 г., Международный пакт о гражданских и политических правах (ч. 1 ст. 24), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст.

10 и др.). Российское государство определяет специальный статус ребенка как объект особой защиты, нуждающийся, ввиду его возрастных, психологических и физиологических особенностей формирующейся личности, в специальной охране и заботе.

Безопасный Интернет

В соответствии с действующим законодательством ОАО «Ростелеком», который является провайдером, предоставляющим услуги сети Интернет в образовательных учреждениях района, установил сетевые экраны (фильтры), исключающие доступ к ресурсам, несовместимым с задачами воспитания учащихся. Но этого недостаточно для 100% фильтрации нежелательных ресурсов, поэтому в образовательном учреждении должны быть реализованы три подхода (метода регулирования доступа): 1.

Техническое ограничение доступа:установка системы контентной фильтрации, работающей по «белым» спискам — только разрешенные сайты (примерный перечень программного обеспечения контентной фильтрации представлен ниже); 2. Административное ограничение доступа:

  • назначены приказами директора ответственные: за работу точки доступа; за техническое обеспечение мероприятий по подключению учреждения к сети Интернет;
  • приняты: Регламент работы в сети Интернет и Правила использования сети Интернет в общеобразовательном учреждении т.д.);
  • ведется журнал предоставления доступа к сети Интернет с отметкой о времени;
  • выходы в Интернет обучающихся осуществляется исключительно под контролем учителя или ответственного за работу точки доступа;
  • ограничен доступ в кабинеты, в которых возможен выход в Интернет;
  • определен перечень лиц, имеющих возможность доступа к точкам выхода в Интернет;
  • проводятся регулярные мероприятия по контролю работы точек доступа и мониторинг использования сети Интернет обучающимися

3.

Разъяснительно-профилактической работы, в т.ч.

проведение постоянных мероприятий с обучающимися и их родителями по безопасной работе в сети Интернет, медиабезопасности​ Метод решения вопроса контентной фильтрации Достоинства Недостатки Стоимость Установка ПО Легкость в установке и настройке. Техподдержка, запрет «плохих» сайтов по вашему запросу.

Необходимо отдельно устанавливать на каждый компьютер. 840р.за 1 лицензию Прямое подключение к DNS NetPolice или РТКОММ Легкость в настройке.

Можно подключить как отдельные компьютеры, так и сервер.

Нет гарантии, что DNS останутся доступными и бесплатными впоследствии. Бесплатно Установка плагина для браузера Firefox Легкость в установке и настройке. Необходимо отдельно устанавливать на каждый компьютер.

Для выхода в интернет можно использовать только браузер Firefox с установленным плагином.

Могут быть проблемы с необновленными версиями браузеров.

Бесплатное свободное ПО

Обеспечение информационной безопасности детей в сети Интернет (Чеботарев В.Е., Забелина О.Г.)

Необходимость правового регулирования СМИ обусловлена той ролью, которую приобрели средства массовой информации в современном обществе. Для современного человека СМИ являются одним из основных и наиболее референтных источников информации.

Они выступают одновременно сферой досуга и бизнеса, средством ориентации в окружающей действительности и поддержания профессиональной квалификации.Вполне естественно, что возрастание роли СМИ в современном обществе приводит к расширению государственного вмешательства в эту сферу человеческой деятельности. Создаются и совершенствуются различные способы воздействия на СМИ, расширяется необходимая нормативная база.

Многие государства (прежде всего, страны англосаксонской правовой семьи) предпочитают по возможности не создавать специальных норм, регламентирующих отношения в сфере СМИ.

Юристы этих стран полагают, что производство и распространение средств массовой информации должно регламентироваться общими нормами, определяющими правовой статус граждан и организаций. В то же время во многих государствах в настоящее время сформировались особые комплексные правовые отрасли и институты, регламентирующие правовой статус средств массовой информации .——————————— Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации / Ред.-сост.

А.Г. Рихтер: Научно-практ. комм.

проф. М.А. Федотова. М., 1999.Россия также пошла по пути создания специальных норм, регламентирующих процесс производства и распространения средств массовой информации. И хотя опыт законодательного регулирования в этой сфере у нашей страны не слишком велик, в настоящее время в России уже действует несколько сотен нормативных актов, в той или иной мере регламентирующих правовой статус СМИ; расширяется международно-правовая основа регулирования данной сферы общественных отношений.

По мнению целого ряда ученых, сегодня уже можно говорить о формировании новой отрасли права — информационного права, обладающей собственным предметом и методом правового регулирования. Можно констатировать и факт существования института правового регулирования СМИ, в том числе и средств массовой информации, функционирующих в сети Интернет .

Изучению правовой природы интернет-СМИ посвящены отдельные исследования .——————————— Чеботарева А.А. Совершенствование форм и методов борьбы с распространением в сети Интернет средствами массовой информации диффамационных материалов: Дис. . к.ю.н. / Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.

М., 2008. Чеботарева А.А. Средства массовой информации в сети Интернет: проблемы юридической ответственности.

Чита: ЧитГУ, 2009. 129 с.Информационные и коммуникационные технологии открывают уникальные возможности, вместе с тем все большую актуальность приобретает проблема безопасности ребенка в информационном обществе, отличающемся информационной насыщенностью и интенсивностью, многоканальностью влияний, многообразием транслируемых ценностей.К примеру, Конвенция ООН о правах ребенка,

Правовое обеспечение безопасности несовершеннолетних в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ, МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО (ADMINISTRATIVE, INFORMATION, INTERNATIONAL LAW) Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 25 (380). Право. Вып.

45. С. 56-60. УДК 342.7 ББК 67.301 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ К.

В. Бородин ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский цниверситет), Челябинск, Россия Динамично развивающиеся информационные технологии позволяют беспрепятственно получить доступ к сети Интернет.

Правовое регулирование распространения информации, наносящей вред здо -ровью и развитию детей в сети Интернет, является одним из приоритетных направлений и обращает на себя внимание не только государственных органов, но и некоммерческих организаций.

Предлагаются меры по обеспечению безопасности несовершеннолетних в Интернете.

Ключевые слова: сеть Интернет, несовершеннолетние, безопасность в сети, вредная информация, правовое регулирование, блокирование сайтов, фильтрация трафика, безопасный Интернет, детский Интернет, знак информационной продукции. Интернет по своей сути является информационной средой, влияние которой на жизнь каждого ребенка увеличивается с каждым годом.

Бурный рост информационных технологий за несколько лет дал возможность выходить в сеть с любого мобильного устройства. С одной стороны, это дает каждому ребенку уникальную возможность получить необходимую образовательную или развлекательную информацию за считанные минуты. Но, с другой стороны, каждый ребенок подвергается опасности воздействия информации из сети Интернет, которая может нанести вред его здоровью или развитию.

Основным законом, который защищает детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию, является Федеральный закон № 436-Ф3.

Закон также ре -гулирует распространение информации, которая содержится в информационной продукции. В настоящее время предусмотрен исчерпывающий список информационной продукции: 1) продукция средств массовой информации; 2) печатная продукция; 3) аудиовизуальная продукция на любых видах носителей; 4) программы для ЭВМ и базы данных; 5) информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . сети Интернет и сетей подвижной радиотелефонной связи. В данной статье мы будем говорить об информационной продукции в сети Интернет.

Информацию, распространение которой в сети Интернет запрещено, принято называть вредной.

Ученые по-разному толкуют это понятие: 1.

И. Л. Бачило под вредной информацией понимает информацию, распространение или применение которой влечет необходимость защиты субъектов информационных правоотношений от ее негативного воздействия [4.

С. 342]. 2. В. Н. Лопатин отмечает, что вредная информация — это информация, не являющаяся конфиденциальной, но обусловливающая необходимость охраны и защиты прав и законных интересов личности, общества и государства в силу возможного вреда, который нанесет этим субъектам ее распространение (применение) [5.

Методические рекомендации по обеспечению безопасности детей в интернете

Методические рекомендации о реализации мер, направленных на обеспечение безопасности и развития детей в сети «Интернет», (далее – Рекомендации) разработаны на основе положений:

    Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Концепции информационной безопасности детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р. Рекомендаций парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшие в Совете Федерации 17 апреля 2017 года. Международной практики работы государственных органов по обеспечению защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, и саморегулирования в сети «Интернет».

Рекомендации направлены на расширение в Российской Федерации практики внедрения организациями и физическими лицами, осуществляющие деятельность в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», (далее – организациям и физическим лицам) посредством разработки и администрирования Интернет-ресурсов, сервисов и других технических программных решений, механизмов обеспечения информационной защиты несовершеннолетних пользователей и направлены на оказание методической поддержки организациям и физическим лицам для эффективного выполнения требований российского законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности детей. Методические рекомендации носят рекомендательный характер и содержат:

    Рекомендуемые меры по организации защиты несовершенных пользователей в сети «Интернет», которые включают необходимые мероприятия организационного характера, перечень функций и опций самих сайтов и сервисов для детей и родителей (законных представителей). Принципы организации защиты несовершенных пользователей, которыми организациям и физическим лицам рекомендуется руководствоваться в повседневной работе. Принципы обеспечения реализации комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности и развития детей в сети «Интернет».

При реализации комплекса административных и организационных мер, направленных на обеспечение безопасности и развития детей в сети «Интернет», организациям и физическим лицам рекомендуется учитывать международную практику обеспечения информационной безопасности детей: Статьи 13, 17, 34 Конвенция ООН о правах ребенка обязывает государства-участников обеспечивать разработку «надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию», а также устанавливать необходимые ограничения прав самого ребенка, включая «свободу искать, получать, передавать информацию и идеи любого рода».

Статья 19 Конвенции закрепляет обязанность государств принимать «все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления,

Методические рекомендации по обеспечению безопасности детей в интернете

А именно: ► Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; ► Концепции информационной безопасности детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р; ► рекомендаций парламентских слушаний

«Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве»

, прошедшие в Совете Федерации 17 апреля 2017 года; ► международной практики работы государственных органов по обеспечению защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, и саморегулирования в сети «Интернет». Рекомендации направлены на расширение в Российской Федерации практики внедрения организациями и физическими лицами, осуществляющие деятельность в информационно­телекоммуникационной сети «Интернет», (далее — организациям и физическим лицам) посредством разработки и администрирования интернет-ресурсов, сервисов и других технических программных решений, механизмов обеспечения информационной защиты несовершеннолетних пользователей и направлены на оказание методической поддержки организациям и физическим лицам для эффективного выполнения требований российского законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности детей.

Предлагаемые меры носят рекомендательный характер и касаются: ► защиты несовершенных пользователей в сети «Интернет», которые включают необходимые мероприятия организационного характера, перечень функций и опций самих сайтов и сервисов для детей и родителей (законных представителей); ► принципов организации защиты несовершенных пользователей, которыми организациям и физическим лицам рекомендуется руководствоваться в повседневной работе. При реализации комплекса административных и организационных мер, направленных на обеспечение безопасности и развития детей в сети «Интернет», организациям и физическим лицам рекомендуется учитывать международную практику обеспечения информационной безопасности детей: При реализации комплекса административных и организационных мер, направленных на обеспечение безопасности и развития детей в сети «Интернет», организациям и физическим лицам рекомендуется учитывать международную практику обеспечения информационной безопасности детей: ► Статьи 13, 17, 34 Конвенция ООН о правах ребенка обязывает государства-участников обеспечивать разработку «надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию», а также устанавливать необходимые ограничения прав самого ребенка, включая «свободу искать, получать, передавать информацию и идеи любого рода».

Статья 19 Конвенции закрепляет обязанность государств принимать «все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных

Методические рекомендации по обеспечению безопасности детей в интернете

Методические рекомендации о реализации мер, направленных на обеспечение безопасности и развития детей в сети «Интернет», (далее — Рекомендации) разработаны на основе положений:

  • международной практики работы государственных органов по обеспечению защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, и саморегулирования в сети «Интернет».
  • Концепции информационной безопасности детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р;
  • Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
  • рекомендаций парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшие в Совете Федерации 17 апреля 2017 года;

Рекомендации направлены на расширение в Российской Федерации практики внедрения организациями и физическими лицами, осуществляющие деятельность в информационно­телекоммуникационной сети «Интернет», (далее — организациям и физическим лицам) посредством разработки и администрирования Интернет-ресурсов, сервисов и других технических программных решений, механизмов обеспечения информационной защиты несовершеннолетних пользователей и направлены на оказание методической поддержки организациям и физическим лицам для эффективного выполнения требований российского законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности детей.

Методические рекомендации носят рекомендательный характер и содержат:

  • рекомендуемые меры по организации защиты несовершенных пользователей в сети «Интернет», которые включают необходимые мероприятия организационного характера, перечень функций и опций самих сайтов и сервисов для детей и родителей (законных представителей);
  • принципы организации защиты несовершенных пользователей, которыми организациям и физическим лицам рекомендуется руководствоваться в повседневной работе.

При реализации комплекса административных и организационных мер, направленных на обеспечение безопасности и развития детей в сети «Интернет», организациям и физическим лицам рекомендуется учитывать международную практику обеспечения информационной безопасности детей: При реализации комплекса административных и организационных мер, направленных на обеспечение безопасности и развития детей в сети «Интернет», организациям и физическим лицам рекомендуется учитывать международную практику обеспечения информационной безопасности детей:

  • Статьи 13, 17, 34 Конвенция ООН о правах ребенка обязывает государства-участников обеспечивать разработку «надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию», а также устанавливать необходимые ограничения прав самого ребенка, включая «свободу искать, получать, передавать информацию и идеи любого рода». Статья 19 Конвенции закрепляет обязанность государств принимать «все необходимые законодательные, административные, социальные

Методические рекомендации по обеспечению безопасности детей в интернете

Методические рекомендации о реализации мер, направленных на обеспечение безопасности и развития детей в сети «Интернет», (далее — Рекомендации) разработаны на основе положений:

  • рекомендаций парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшие в Совете Федерации 17 апреля 2017 года;
  • Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
  • международной практики работы государственных органов по обеспечению защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, и саморегулирования в сети «Интернет».
  • Концепции информационной безопасности детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г.

    № 2471-р;

Рекомендации направлены на расширение в Российской Федерации практики внедрения организациями и физическими лицами, осуществляющие деятельность в информационно­телекоммуникационной сети «Интернет», (далее — организациям и физическим лицам) посредством разработки и администрирования Интернет-ресурсов, сервисов и других технических программных решений, механизмов обеспечения информационной защиты несовершеннолетних пользователей и направлены на оказание методической поддержки организациям и физическим лицам для эффективного выполнения требований российского законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности детей. Методические рекомендации носят рекомендательный характер и содержат:

  • рекомендуемые меры по организации защиты несовершенных пользователей в сети «Интернет», которые включают необходимые мероприятия организационного характера, перечень функций и опций самих сайтов и сервисов для детей и родителей (законных представителей);
  • принципы организации защиты несовершенных пользователей, которыми организациям и физическим лицам рекомендуется руководствоваться в повседневной работе.

При реализации комплекса административных и организационных мер, направленных на обеспечение безопасности и развития детей в сети «Интернет», организациям и физическим лицам рекомендуется учитывать международную практику обеспечения информационной безопасности детей: При реализации комплекса административных и организационных мер, направленных на обеспечение безопасности и развития детей в сети «Интернет», организациям и физическим лицам рекомендуется учитывать международную практику обеспечения информационной безопасности детей:

  • Статьи 13, 17, 34 Конвенция ООН о правах ребенка обязывает государства-участников обеспечивать разработку «надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию», а также устанавливать необходимые ограничения прав самого ребенка, включая «свободу искать, получать, передавать информацию и идеи любого рода». Статья 19 Конвенции закрепляет обязанность государств принимать «все необходимые законодательные, административные, социальные

Методические рекомендации по реализации мер, направленных на обеспечение безопасности детей в сети «Интернет»

Методические рекомендации по реализации мер, направленных на обеспечение безопасности детей в сети «Интеренет», подготовлены Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества совместно с МВД России, Минкомсвязи России, Минпросвещения России, Роскомнадзором, Минздравом России и Роспотребнадзором.

Документ представляют собой перечень рекомендаций о различных мерах, механизмах и мероприятиях, которые рекомендуется реализовать организациям и физическим лицам для защиты своих несовершеннолетних пользователей, и содержит рекомендации для следующих категорий сайтов и сервисов: «Обмен информацией между пользователями», «Информационные сайты», «Поисковые системы», «Интернет-сервисы» и «Ресурсы, содержащие информацию, запрещенную для детей». , (далее – Рекомендации) разработаны на основе положений:

  • Концепции информационной безопасности детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р;
  • Международной практики деятельности государственных органов по обеспечению защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, и саморегулированию в сети «Интернет».
  • Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
  • Рекомендаций парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедших в Совете Федерации 17 апреля 2017 года;

Рекомендации направлены на расширение в Российской Федерации практики внедрения механизмов обеспечения информационной защиты несовершеннолетне пользователей организациями и физическими лицами, осуществляющими деятельность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – организации и физические лица), посредством разработки и администрирования Интернет-ресурсов, сервисов и других технических программных решений.

Рекомендации носят рекомендательный характер и содержат:

  • Принципы организации зашиты несовершеннолетних пользователей, рекомендованные к руководству в повседневной работе организаций и физических лиц;
  • Меры по организации защиты несовершеннолетних пользователей в сети «Интернет», включающие необходимые организационные мероприятия, перечень функций и опции сайтов и сервисов для детей и родителей (законных представителей).

При реализации комплекса административных и организационных мер, направленных на обеспечение безопасности детей в сети «Интернет», организациям и физическим лицам рекомендуется учитывать международную практику обеспечения информационной безопасности детей:

  • Статьи 13, 17, 34 «Конвенции о правах ребенка» Генеральной Ассамблеи ООН обязывают государства-участников обеспечивать разработку «надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию», а также устанавливать

Законодательное и нормативно-правовое обеспечение функционирования закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в сети Интернет

 В статье рассматриваются механизмы обеспечения функционирования защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Ключевые слова: информационная безопасность детей, административная ответственность, Роскомнадзор. В современном мире особую роль в становлении личности ребенка играет информационное пространство, в котором сосуществуют как традиционные, так и новые средства массовой информации и коммуникации.

Следует отметить, что стремительное развитие использования компьютерных технологий оказывает огромное воздействие на формирование физического и психического здоровья и развития каждого ребенка в отдельности. Кроме того, формирование социальных установок подрастающего поколения во многом зависит от транслируемых в информационном пространстве правил и норм поведения [5].

При этом особое внимание необходимо обратить на глобализацию информационных и социальных процессов.

Интенсивное развитие современной техники и технологий сделало возможным быстро и эффективно передавать информацию на сколь угодно дальнее расстояние.

Благодаря этому удалённость информационного источника уже не становиться проблемой.

[6]В нашей стране большое внимание уделяется разработке стандартов и нормативной базы, обеспечивающей информационную безопасности личности и государства.

[7] В конце2010 г. был принят закон

«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

[4].

Концепция данного нормативного акта заключается в необходимости ограждения несовершеннолетних от информации, наносящей вред их здоровью и развитию. Последующие два года данный закон апробировался и вступил в силу в своей окончательной редакции 1 сентября 2012 года (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ ред.

от 28.07.2012г). Именно в данном законе понятие «информационная безопасность детей» определяется как «состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию» [4]. Данный закон не создан с целью полностью оградить подрастающее поколение от существующих в мире проблем, создавая иллюзию отсутствия в мире насилия, зла и смерти. Однако он четко определяет необходимость донесения подобного рода информации только тогда, когда дети способны её понять и принять.

При том форма подачи информации должна соответствовать возрасту, дабы не причинить вред психическому здоровью детей. Следует отметить, что все информационные продукты, предназначенные для детей, должны строиться на идее торжества добра над злом, вызывать сострадание к жертве насилия, порождать осуждение насилия.

А изображение и описание насилия, жестокости, антиобщественных действий носить ненатуралистический, кратковременный или эпизодический характер.

Для функционирования данного Закона была проведена работа по адаптации ряда федеральных законов, регулирующих информационную область по положения ФЗ-436 [4].