Отсутствие цензуры в конституции


Запрет цензуры в системе конституционных запретов в информационной сфере Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»


УДК 342.727 : 351.751.5 (470+571) ЗАПРЕТ ЦЕНЗУРЫ В СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАПРЕТОВ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ © Куликова Светлана Анатольевна кандидат филологических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права, Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. И Запрет цензуры направлен на защиту общественных отношений, связанных с реализацией права на свободный доступ и распространение не запрещённой законом информации.

В статье проводится сравнительный анализ развития конституционных запретов, регулирующих информационные правоотношения в отраслевом законодательстве. Делается вывод о недостаточной определённости правового содержания понятия «цензура» и неэффективности существующих мер юридической ответственности за нарушение запрета цензуры. Ключевые слова: цензура, конституционные запреты, правоотношения в информационной сфере, ответственность за правонарушения в информационной сфере.

Значительная часть норм Конституции РФ [1], регулирующих отношения в информационной сфере, сформулирована в форме запретов, обращённых к гражданам, общественным организациям, государственным органам и их должностным лицам как субъектам конституционно-правовых отношений. В теоретико-правовой литературе отмечается отличительная черта запрещающей нормы — её нормативное предписание требует от адресата воздержания от совершения определённого рода общественно опасных деяний [2, с. 224]. Запреты, установленные в Основном законе страны, направлены на полное вытеснение наиболее негативных, неприемлемых в современном обществе явлений.

Особенностями конституционных запретов являются их

«на-дотраслевые черты, когда каждый запрет выступает нормой-принципом, характеризующим степень защищённости личности от произвола государства»

[3, с. 57]. Первым запретом, связанным со сферой информационных отношений, является норма, сформулированная в ч.

3 ст. 15 Конституции РФ: «Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» [1].

В данном случае конституционный запрет устанавливает, что любой принимаемый в Российской Федерации закон — федеральный или субъекта Федерации, а так же иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, — относятся к информации, доступ к которой не может быть ограничен, и официальное опубликование является непременным условием их применения.

Следующий запрет, связанный с информационными правоотношениями, содержится в ч. 1 ст. 24:

«Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»

[1]. Тем самым конституционный запрет направлен на недопущение превращения приватных сведений в массовую информацию и защищает фундаментальное право человека на личную жизнь и тайну этой жизни.

Самое большое количество запретов содержится в ст.

Статья 29 Конституции России

Текст Ст. 29 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год: 1.

Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. 1. Мысль как результат и продукт мышления отражает познание окружающего мира и самого себя в этом мире, что воплощается в определенных представлениях, взглядах, мнениях, убеждениях.

Свобода мысли характеризует духовную свободу человека, его внутренний мир, который сам по себе не может быть предметом правового регулирования. Вместе с тем мышление, мысль лежат в основе любой деятельности человека, обусловливают его социальную активность, взаимоотношения с другими людьми, обществом, государством, т.е. выражаются вовне. Формой мысли является ее языковое, словесное выражение (устное или письменное), другие знаковые системы общения, например художественные формы.

Гарантирование Конституцией РФ каждому свободы мысли означает с точки зрения правовых требований невмешательство государства в процесс формирования и выражения собственных мнений и убеждений человека, защиту его от любого иного вмешательства, недопустимость какого-либо идеологического диктата, насилия или контроля над личностью.

Свобода слова — это гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать свое мнение и убеждения по самым различным вопросам общественного, государственного, иного характера посредством устного или печатного слова, на собраниях, митингах, другими средствами. Право свободно выражать свое мнение, как это формулируется в международно-правовых актах, включает свободу придерживаться своего мнения и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ (ст.

19 Всеобщей декларации прав человека, ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст.

10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Свобода выражения мнения лежит в основе многих других прав и свобод, прежде всего таких, как права на участие в выборах, на петицию, на образование; свободы совести, творчества.

Конституции советского периода гарантировали свободу слова, печати в соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя и ничего не упоминали об интересах самой личности (например, ст. 50 Конституции СССР 1977 г.).

Действующая Конституция РФ не ограничивает свободу мысли и слова какими-либо идеологическими или социально-общественными рамками.

Объясняем спорные места Конституции

Чтобы разогнать зомбирующее влияние либеральных идей осиновым колом русской весны, мы попросили к 20-летнему юбилею Конституции прокомментировать некоторые статьи профессора Льва Гнальевича Другина, доктора конституционных наук, атаман-юриста казачьего воеводства, кавалера орденов «За возвращение Крыма» и «Дай Бог Прибалтику», пресс-секретаря Главного управления Конституцией по делам президента Российской Федерации.

Слово вам, Лев Гнальевич!Статья 81.

«Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд»

.Здесь ключевое слово «подряд». А если с перерывом, то сколько угодно.

А люди, которые утверждают, будто в этой трактовке статья теряет смысл и неясно, для чего она вообще вписана в Конституцию, тоже совершенно правы: это бессмысленная статья, ее давно пора убрать.Статья 5.

«Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление»

.Здесь ключевое слово — «повторно». Нельзя осудить человека дважды, пока он не отсидел за первое, это абсурд.

А вот когда отсидел, дело считается закрытым, тогда можно и повторно. Все это решает суд, он у нас справедливый.

Если кому-то кажется, что суд несправедливый, просто подайте на него в суд.Статья 29.

«Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений»

.Обратите внимание: своих мнений. Принуждать граждан к выражению государственных мнений Конституция конечно же не запрещает.

Это основа государства и патриотизма, иначе будет анархия.Статья 23.

«Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений»

.Заметили? Здесь нет слова «собственной».

Каждый имеет такое же право на тайну вашей переписки, как и вы сами. В первую очередь это относится к работникам органов. Но и рядовые жители могут заказать прослушку кого угодно при наличии денег и знакомств.Статья 13.

«В Российской Федерации признается идеологическое многообразие»

.Признается, а не одобряется. Остальные социальные проблемы — наркомания, педофилия, терроризм, безработица — тоже не замалчиваются, тоже открыто признаются и обсуждаются, разрабатываются меры борьбы с ними.Статья 29.

«Каждому гарантируется свобода мысли и слова».Здесь «слова» читается с ударением на последний слог. Поэтому «свобода» относится лишь к мыслям.

Думать можете о чем угодно, заглянуть к вам в голову технологии не позволят еще 20—25 лет. Слова из набора русского языка также в вашем полном распоряжении.

Статья 29. «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».Да, но есть нюанс. В статье не приведен список этих самых законных способов, а значит, юридически их нет. Если когда-нибудь список появится, можете не сомневаться: ваш любимый Интернет в него не войдет.Статья 40.

«Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища».Здесь ключевое уточнение — «произвольно». Конституция вовсе не запрещает лишать жилища планомерно, целенаправленно или по указке сверху.Статья 39.

«Государственные

Закон и Порядок

Если государство является суверенным, то юридически это должно отражаться во всех законах. Однако если мы откроем конституцию Российской Федерации, принятую 12 декабря 1993 года, то мы увидим, что в ней присутствуют статьи, которые свидетельствуют о том, что .

Рассмотрим более подробно некоторые из статей: Статья 15 пункт 4Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.Это означает, что российское право встроено в международное право, и Россия должна считаться с чужими правилами, которые устанавливаются иностранными организациями (например, ООН — является ведущей организацией в сфере кодификации и развития международного права). Также данная статья устанавливает приоритет международного права над правом национальным, цитирую:

«Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»

.

В нашей конституции есть статья (ст.

3 пункт 1), которая гласит:

«Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»

. Но получается, что выше власти народа статья 15-ая ставит международное право. Таким образом, конституция РФ как бы говорит, что, да, народ, конечно, является

«носителем суверенитета и единственным источником власти»

, но международное право всё-таки главнее и важнее российского народа, и в приоритете должно стоять мнение международных организаций, а не мнение российского народа.Статья 13 пункт 2Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.Данная статья устанавливает запрет на государственную идеологию.

В то же время Статья 13 пункт 1 гласит:

«В Российской Федерации признается идеологическое многообразие»

. Это означает, что в России пропагандой и идеологией может заниматься кто угодно, в том числе и представители иностранных государств, кроме самого российского государства.Статья 29 пункт 5Гарантируется свобода массовой информации.

Цензура запрещается.Казалось бы, что плохого в данной статье.

Цензура запрещается, свобода слова гарантируется. Можно открыто говорить обо всём, что происходит в стране и в мире. Однако на практике происходит всё несколько иначе.

У каждого телеканала, радиостанции, газеты, журнала и т.д. есть свой хозяин, который и подвергает цензуре всё, что представляется вниманию общественности. Государство в свою очередь не может подвергать цензуре средства массовой информации.

В тоже время цензура не распространяется на СМИ других стран.

Иностранные СМИ могут оказывать влияние на общественное мнение в России, а само российское государство не может этого себе позволить.

Надо понимать, цензура является средством государственного управления и защиты от вредоносной пропаганды. Но статья 29 пункт 5 лишает Россию информационной безопасности.

Статья 29 Конституции РФ

  • Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  • Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  • Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
  • Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  • Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

.из Постановления КС РФ N 15-П от 30.10.2003г. .Данные положения закреплены и в пункте 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которому

«каждый имеет право на свободу выражать свое мнение, которое включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных органов независимо от государственных границ»

. .из Определения КС РФ N 69-О от 27.09.1995г.

.Право на судебную защиту чести и достоинства и возложение на того, кто распространил порочащие сведения, обязанности доказать их соответствие действительности не нарушают гарантированную Конституцией Российской Федерации свободы мысли и слова. Связанные с обеспечением конституционных требований уважения достоинства личности допустимые ограничения при использовании свободы слова строго очерчены Конституцией Российской Федерации и вытекают из предписаний со , 29 (часть 2) и . Из этих конституционных положений следует, что права и свободы, в том числе и свобода слова, не должны использоваться во вред основам конституционного строя, нравственности, правам и законным интересам других лиц, безопасности государства.

.из Определения КС РФ N 154-О-О от 19.02.2009г. .Конституция Российской Федерации, гарантируя свободу мысли и слова, запрещает пропаганду, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29, части 1 и 2).

Это соответствует и международно-правовым стандартам, которые, провозглашая право каждого человека на свободное выражение своего мнения, в то же время предусматривают, что всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом (статьи 19 и 20 Международного пакта о гражданских и политических правах).

.из Определения КС РФ N 447-О от 17.10.2006г.

.Что же касается обращенного к призывнику требования обосновать наличие убеждений и вероисповедания, препятствующих прохождению военной службы, то из вытекает лишь обязанность изложить соответствующие доводы, которая не может рассматриваться как противоречащая статье 29 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них, поскольку процесс обоснования наличия убеждений вызван не принуждением гражданина, а его собственной инициативой — заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой.

О ЧЕМ ГОВОРИТ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАПРЕТ ЦЕНЗУРЫ Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

Научная специальность: 12.00.02 «Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право» УДК 342.5 О ЧЕМ ГОВОРИТ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАПРЕТ ЦЕНЗУРЫ © Хамнуев Ю. Г., Тетерин А. Н., 2020 Бурятский государственный университет, г.

Улан-Удэ, Россия Рассмотрен вопрос об абсолютном конституционном запрете цензуры. Выявлено отсутствие определения цензуры в международных документах и российском законодательстве.

Проведено сравнение между общепринятым определением цензуры и контекстом, в котором употребляется запрет цензуры в отраслевом законодательстве Российской Федерации.

Сделан вывод о том, что нормативным правовым актом, в котором дается определение цензуры, не противоречащее общепринятому смыслу, является Закон о СМИ. Однако следует учитывать то, что данное определение сужает цензуру до цензуры в массовой информации. На основании анализа указов Президента РФ сделан вывод о том, что формулировка Конституции РФ о запрете цензуры постепенно уходит из политико-правового лексикона.

Сформулирована гипотеза о том, что цензура массовой информации в Российской Федерации запрещена в любых ее проявлениях. Однако существующая законодательная и судебная практика исходят из необходимости учитывать положения ст.

56 Конституции РФ, содержащие основания для ограничения прав и свобод. Утверждается, что ситуация, когда не существует единого легального подхода к пониманию цензуры, порождает и различные подходы к толкованию ее запрета. Подчеркивается, что, несмотря на различные варианты закрепления положений о цензуре в конституциях различных государств или даже их отсутствие, а также противоречивость отечественной теории и практики, авторы статьи исходят из необходимости формирования единого подхода к определению понятия цензуры в рамках отечественной науки конституционного права.

Указывается на необходимость следовать конституционному запрету относительно цензуры и разграничивать собственно цензуру (необоснованное и недопустимое ограничение прав и свобод) от обоснованного ограничения прав, необходимого для защиты конституционных ценностей.

Ключевые слова: конституционный запрет цензуры, цензура, СМИ, цензура в российском законодательстве, информация, свобода информации, цензура в СМИ. Международные документы, которые провозглашают свободу выражения мнения, свободу информации и право на доступ к информации (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция по правам человека и Международный пакт о гражданских и политических правах), не содержат упоминания цензуры и, тем более, ее определения. Конституция Российской Федерации (далее -Конституция) в ч.

5 ст. 291 впервые в истории России2 закрепила запрет цензуры. Конвенция по правам человека содержит следующую формулировку:

«Каждый имеет право свободно выражать свое мнение без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей»

3. При буквальном толковании данной нормы можно сделать вывод: процесс реализации свободы выражения мнения должен проходить без про- 1 Конституция Российской Федерации : принята всенар.

Главные запреты. Что запрещено по Конституции РФ?

начинает публикацию обзорных материалов, посвященных самым разным запретам, которые существуют в нашей жизни. Об абсолютном большинстве из них мы чаще всего не помним или вовсе не знаем.

Однако эти запреты имеют значительное влияние на нашу повседневную жизнь. Иногда очевидные или довольно странные, непонятные или спорные, важные или бредовые — так или иначе они живут вместе с нами. И первые материалы мы посвятим основополагающим документам, устанавливающим «правила игры» в обществе.

Например, Конституция РФ. Она гарантируем своим существованием права и свободы граждан.

На первый взгляд пара «права и свободы» намекает нам на то, что это некий приятный список разрешенного и допустимого. Нам будет немного жаль вас расстраивать. Это не совсем так. Что ж, положа одну руку на сердце, а другую на Конституцию, мы расскажем вам, что главный документ нашего государства прямо или косвенно запрещает его жителям.

Прочитав этот материал вы точно многому удивитесь.

Непреодолимые Конституционные запреты:

  1. лишать россиянина гражданства или права изменить его (глава 1, статья 6, п.3);
  2. устанавливать религию в качестве обязательной или государственной (глава 1, статья 14, п. 1).
  3. присваивать власть (глава 1, статья 3, п. 4);

Также Конституция РФ прямо запрещает:

  1. не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

    Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (глава 2, статья 29, п. 2);

  2. любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (глава 2, статья 19, п.

    2);

  3. деятельность организаций, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (глава 1, статья 13, п.

    5);

  1. цензуру (глава 2, статья 29, п.

    5);

  2. ограничивать права местного самоуправления (глава 8, статья 133).
  3. принудительный труд (глава 2, статья 37, п. 2);
  4. занимать одному и тому же человеку должность Президента РФ более 2-х сроков подряд (глава 4, статья 81, п.

    3);

Конституция РФ косвенно запрещает:

  1. умаление достоинства личности (статья 21);
  2. собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия (статья 24, п.

    1);

  3. неравенство граждан РФ в правах (статьи 17, 18, 19);
  4. принуждение ко вступлению в какие-либо объединения (статья 30, п. 2);
  5. избираться и избирать недееспособных или осужденных по решению суда граждан (статья 32, п. 3);
  6. задерживать гражданина на срок более 48 часов до судебного решения (статья 22, п.

    2);

  7. лишать имущества, кроме как по решению суда, но при предварительном и равноценном возмещении (статья 35, п. 3)
  8. монополизация или недобросовестная конкуренция (статья 24, п.

    2);

Статья 29 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 29 Конституции РФ гласит: 1.

Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. 1. Мысль как результат, продукт мышления отражает познание окружающего мира и самого себя в этом мире и воплощается в представлениях, во взглядах, мнениях, в убеждениях.
Свобода мысли характеризует духовную свободу человека, его внутренний мир, поэтому сама по себе она не может быть предметом регулирования правом.

Вместе с тем мышление, мысль лежат в основе любой деятельности человека, обуславливают его социальную активность, взаимоотношения с другими людьми, обществом, государством, т.е. выражаются вовне. Формой мысли является ее языковое, словесное выражение (устное или письменное), другие знаковые системы общения, например художественные формы. Гарантирование Конституцией каждому свободы мысли означает с точки зрения правовых требований невмешательство государства в процесс формирования собственных мнений и убеждений человека, защиту его от любого иного вмешательства, недопущение какого-либо идеологического диктата, насилия или контроля над личностью.

Свобода слова — это гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать свое мнение и убеждения по самым различным вопросам общественного, государственного, иного характера посредством устного или печатного слова, на собраниях, митингах, другими средствами. Право свободно выражать свое мнение, как это формулируется в международно-правовых актах, включает свободу придерживаться своего мнения и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ (ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, ст.

10 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). Свобода выражения мнения лежит в основе многих других прав и свобод, прежде всего таких, как, например, право на участие в выборах и референдуме, право петиции, свобода совести, право на образование, свобода творчества и др.

Конституция не обуславливает свободу мысли и слова какими-либо идеологическими рамками. Наоборот: конституционные нормы о свободе мысли и слова должны действовать в единстве с положениями Конституции о признании идеологического и политического многообразия, недопущении установления какой бы то ни было идеологии в качестве государственной или обязательной (ст. 13)

Конституция рф, Статья 29

Статья 29 1.

Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. Комм. Пяткина С.А.

В соответствии со ст.19 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также ст.10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод ст.29 Конституции провозглашает и гарантирует духовную, творческую свободу человека, выражающуюся в гласном беспрепятственном выражении идей, мнений, убеждений.

Без свободы мысли и слова невозможны идеологическое многообразие общества и реализация права на свободные выборы, сопровождающиеся правом на агитацию, свободы научного исследования, творчества, преподавания.

В ч.3 ст.19 Международного пакта о гражданских и политических правах указано, что пользование свободой мнений налагает особые обязанности и особую ответственность и, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями. Они касаются прав других лиц, их репутации, а также охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.
Этим ограничениям от злоупотреблений свободой мысли и слова, признанным мировым демократическим сообществом, соответствуют ст.17(ч.3),19(ч.2, 3),21(ч.1),23,55(ч.3) Конституции (см. комментарии к этим статьям). Часть 2 статьи касается таких форм свободы мысли и слова, как пропаганда и агитация.

Это вид деятельности людей, выступающих за или против какой-либо идеи, программы, мероприятия и т.д. В избирательных кампаниях — это деятельность в поддержку или против любого кандидата, избирательного объединения.

Агитация и пропаганда осуществляются путем проведения публичных мероприятий — собраний, дебатов, дискуссий, митингов, шествий, демонстраций. Законодательство о выборах содержит специальные разделы, посвященные предвыборной агитации, регулирующие деятельность участников избирательной кампании и средств массовой информации (См.: ст.23—26 Федерального закона

«Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»

; ст.45—50 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; ст.38—43 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).

В них указано, что предвыборная агитация на радио и телевидении осуществляется в виде публичных предвыборных дебатов, «круглых столов», пресс-конференций, интервью, политической рекламы и в иных не запрещенных законом формах. Запрещается распространение анонимных агитационных печатных материалов, подробно регулируется процесс их размещения.

Какие статьи в конституции РФ свидетельствуют об отсутствии суверенитета?

Если государство является суверенным, то юридически это должно отражаться во всех законах.

Однако если мы откроем конституцию Российской Федерации, принятую 12 декабря 1993 года, то мы увидим, что в ней присутствуют статьи, которые свидетельствуют о том, что . Рассмотрим более подробно некоторые из статей: Статья 15 пункт 4Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.Это означает, что российское право встроено в международное право, и Россия должна считаться с чужими правилами, которые устанавливаются иностранными организациями (например, ООН — является ведущей организацией в сфере кодификации и развития международного права).

Также данная статья устанавливает приоритет международного права над правом национальным, цитирую:

«Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»

. В нашей конституции есть статья (ст. 3 пункт 1), которая гласит:

«Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»

.

Но получается, что выше власти народа статья 15-ая ставит международное право.

Таким образом, конституция РФ как бы говорит, что, да, народ, конечно, является

«носителем суверенитета и единственным источником власти»

, но международное право всё-таки главнее и важнее российского народа, и в приоритете должно стоять мнение международных организаций, а не мнение российского народа.Статья 13 пункт 2Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.Данная статья устанавливает запрет на государственную идеологию.

В то же время Статья 13 пункт 1 гласит:

«В Российской Федерации признается идеологическое многообразие»

. Это означает, что в России пропагандой и идеологией может заниматься кто угодно, в том числе и представители иностранных государств, кроме самого российского государства.Статья 29 пункт 5Гарантируется свобода массовой информации.

Цензура запрещается.Казалось бы, что плохого в данной статье. Цензура запрещается, свобода слова гарантируется. Можно открыто говорить обо всём, что происходит в стране и в мире.

Однако на практике происходит всё несколько иначе. У каждого телеканала, радиостанции, газеты, журнала и т.д. есть свой хозяин, который и подвергает цензуре всё, что представляется вниманию общественности.

Государство в свою очередь не может подвергать цензуре средства массовой информации. В тоже время цензура не распространяется на СМИ других стран. Иностранные СМИ могут оказывать влияние на общественное мнение в России, а само российское государство не может этого себе позволить.

Надо понимать, цензура является средством государственного управления и защиты от вредоносной пропаганды.

Но статья 29 пункт 5 лишает Россию информационной безопасности.

Конституция Российской Федерации

1.

Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. 2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации.

Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. 3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. 3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. 1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. 1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.