Почему упразднили верховный суд из системы арбитражных судов


Почему упразднили верховный суд из системы арбитражных судов

Оглавление:

Почему упразднили высший арбитражный суд


Юри Вендик Би-би-си, Москва Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Места в зданиях в Москве новому Верховному суду уже не хватает — через три года он переедет в Петербург В среду приступил к работе объединённый Верховный суд России, к которому присоединили Высший арбитражный суд. Независимые юристы очень недовольны ликвидацией ВАС: организацию работы в судах по хозяйственным спорам в России они называют гораздо более современной, чем стиль судов общей юрисдикции.

Проект изменений в конституции, предусматривающий ликвидацию Высшего арбитражного суда и его присоединение к Верховному суду в виде коллегии по экономическим делам, был внесён в парламент администрацией президента в октябре 2013 года и стал неприятной неожиданностью для независимых от государства юристов. Представители власти объясняли эту инициативу необходимостью унифицировать судебную практику, их оппоненты подозревают, что Кремль захотел укрепить контроль над судебной властью. Система арбитражных судов, по словам адвокатов, гораздо более независимо, чем суды общей юрисдикции, ведёт себя в спорах с участием государства; к тому же арбитражные суды намного более продвинуты технически.

«В ряде случаев суды обладают пересекающейся компетенцией — одновременно могут рассматривать очень похожие гражданские дела. Вместе с тем в целом ряде случаев позиции по одним и тем же правовым ситуациям могут различаться [… ] будет выстроен единый центр правоприменения, будет унификация судебной практики двух различных ветвей судебной власти», — говорил во время обсуждения проекта в Госдуме глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин.

  • Усиление судебной бюрократии и снижение качества правосудия по экономическим спорам
  • Усиление бегства участников споров в зарубежные суды и иностранные арбитражные центры
  • Прекращение развития правосудия по экономическим спорам, повышения его открытости, с одновременным повышением коррупционных рисков
  • Снижение доверия бизнеса, в том числе действующих и потенциальных иностранных инвесторов, к новой судебной системе

«Предполагается, что это позволит нам выработать единые подходы в правоприменительной практике, в настоящее время арбитражные и суды общей юрисдикции обладают по целому кругу вопросов пересекающейся компетенцией и приходят к достаточно неодинаковым выводам», — пересказывал ровно тот же аргумент представитель президента в Госдуме Гарри Минх.

Объединения юристов призывали власти отозвать проект упразднения ВАС.

«В последнее семь лет именно Высший арбитражный Суд и система государственных арбитражных судов – это эффективно работающий механизм, пользующийся доверием участников экономических споров, отличающийся высоким уровнем прозрачности своей деятельности и подлинной независимостью от иных органов власти»

, — говорилось в «Обращении представителей юридического бизнеса». Юристы писали, что упразднение ВАС может понизить качество правосудия по экономическим вопросам и повысить уровень коррупции.

Почему упразднили высший арбитражный суд рф. Специализированные арбитражные суды. Кассация. Самые значительные изменения

В 2014 году произошли существенные изменения в арбитражном процессуальном законодательстве России .

Рассмотрим данные изменения. 1. Объединение Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ и реформа в системе арбитражных судов.

▪6 августа 2014 г. вступили в силу изменения, согласно которым в результате объединения Высшего Арбитражного Суда РФ с Верховным Судом РФ все полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ перешли к Верховному Суду РФ. ▪Высший Арбитражный Суд РФ был упразднен. ▪Вместо Высшего Арбитражного Суда РФ в Верховном Суде РФ создана новая судебная коллегия — Судебная коллегия по экономическим спорам: ―Судебная коллегия по экономическим спорам стала второй кассационной инстанцией.

Подавать кассационную жалобу в нее можно будет на судебные акты арбитражных судов, круг которых определен в ч. 1 ст. 291.1 АПК РФ. ―Срок на подачу кассационной жалобы — 2 месяца с даты вступления в законную силу последнего судебного акта арбитражного суда по делу. ―Порядок рассмотрения кассационной жалобы: Кассационная жалоба рассматривается судьей Верховного Суда РФ единолично.

По результатам рассмотрения судья принимает одно из двух определений: о передаче кассационной жалобы с делом на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам, либо об отказе в передаче кассационной жалобы. Председатель Верховного Суда РФ или его заместители вправе не согласиться с Определением судьи об отказе в передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам, отменить такое определение и передать кассационную жалобу в Судебную коллегию.
Судебная коллегия в течение 2 месяцев рассматривает дело по кассационной жалобе и по итогам выносит одно из 7 определений, предусмотренных ст.

291.14 АПК РФ. ▪Структура и полномочия арбитражных судов нижестоящих инстанций сохраняются.

▪Федеральные арбитражные суды округов переименованы в арбитражные суды округов.

▪Из подведомственности арбитражных судов исключены 2 категории дел: ―Об оспаривании нормативных правовых актов. ―Об оспаривании кадастровой стоимости. ▪ Внесены изменения в КоАП РФ.

Вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делу об административном правонарушении, решения, принятые ими по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений), пересматриваются Верховным Судом РФ. Условие — исчерпаны все предусмотренные арбитражным процессуальным законодательством способы их обжалования в арбитражных судах.

Рассматривать указанные решения правомочны Председатель Верховного Суда РФ, его заместители либо по их поручению судья Верховного Суда РФ. ▪ Пересмотр вступивших в законную силу судебных актов по экономическим спорам осуществляет Президиум Верховного Суда РФ: ― Жалоба также рассматривается судьей Верховного Суда РФ единолично.

― Закрепляется право Председателя ВС РФ (его заместителя) по жалобе заинтересованных лиц вносить в Президиум ВС РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора для устранения фундаментальных нарушений норм права, которые повлияли на законность этих постановлений и лишили либо ограничили право участников спора на справедливое судебное разбирательство.

Зачем необходимо объединение Верховного и Высшего арбитражного судов

Президент Владимир Путин объявил на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме о готовящемся объединении Верховного и Высшего арбитражного судов (ВС и ВАС).Верховный суд и Высший Арбитражный суд стоит объединить «в целях обеспечения единых подходов к разрешению споров с участием как граждан, так и организаций, а также споров с государственной властью и органами местного самоуправления», — заявил глава государства.  Предложение президента РФ вызвало осторожные и местами противоречивые оценки в юридическом сообществеВ России сегодня работает более трех тысяч судов общей юрисдикции и чуть менее двухсот арбитражных судов. Глава ВАСа Антон Иванов отозвался о проекте весьма критически.

Он сравнил будущую единую структуру с динозавром, управляемым маленьким мозгом, требующим настройки.

И подчеркнул, что речь идет не о слиянии систем, а об объединении высших органов двух судов.Напротив, аналитики РАПСИ полагают, что объединение судов позволит создать единый центр правоприменения.

«Все последние годы у нас наблюдается обратная и довольно печальная ситуация. ВС РФ и ВАС РФ временами напоминают того самого двуглавого орла с российского герба, две головы которого смотрят в диаметрально противоположные стороны.

Да и обычные граждане порой недоумевают, почему очень похожие дела рассматриваются в совершенно разных местах, нередко связанных друг с другом лишь схожими названиями

«, сообщается в релизе РАПСИ.РИА Новости приводит мнение защитника Константина Ривкина, который считает, что, «

если уж и делать слияние высших судов, то надо объединять не только Верховный и Высший арбитражный, но и Конституционный суд.Ведь объединят не только две головы, но и обе судебные системы — тогда необходимо рассмотреть возможность включения и Конституционного суда в этот орган.

Например, в виде некоего конституционного присутствия, чтобы был не двуглавый монстр, а единый орган», — пояснил он.

При этом юрист добавил, что понимает логику президента, учитывая мировой опыт работы судов с триединой функцией, однако считает, что период реорганизации парализует как арбитражи, так и всю общую юрисдикцию.А глава Центра политических технологий Игорь Бунин допускает, что причина происходящего в том, что, вполне возможно,

«когда-нибудь место главы единого суда предложат Дмитрию Медведеву»

.»Я не могу критиковать эту идею, так как сам отстаиваю ее с 2002 года, — сообщил в пятницу РАПСИ представитель высших судов в правительстве РФ Михаил Барщевский. — В данном случае я необъективное лицо.

Я сам полтора месяца назад делал доклад о судебной реформе и называл эту меру первоочередной, так как считаю, что она решит ряд проблем — единообразие судебной практики, независимость судов, сокращение аппарата.

Однако очень многое зависит от того, кто будет председателем этого суда, насколько это будет сильная фигура», — подчеркнул Барщевский. Как вы полагаете, Владимир Путин пойдёт на новый президентский

Подписан закон по объединению Верховного и Высшего арбитражного судов

Принятая в конце минувшего года поправка в Конституцию России об объединении ВС и ВАС предусматривает упразднение ВАС в течение шести месяцев с момента внесения соответствующих поправок в Конституцию и передачу его полномочий в юрисдикцию вновь создаваемого Верховного суда России.

Также устанавливается новый порядок назначения заместителей генпрокурора и прокуроров регионов. Чем занимался Высший арбитражный суд Высший арбитражный суд Российской Федерации (ВАС РФ) до слияния являлся высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществлял в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и давал разъяснения по вопросам судебной практики.

Читайте подробнее в справке РИА Новости >> Чем занимается Верховный суд ВС РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Читайте подробнее в справке РИА Новости >> «Президент предложил новые правила игры» Обозреватель РАПСИ Владимир Новиков: «Обновленный ВС РФ будет являться высшим судебным органом, в том числе, и по делам по разрешению экономических споров, а также станет «осуществлять судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с новой редакцией закона о ВС и давать разъяснения по вопросам судебной практики».

Важный момент: принципиально новый статус ВС РФ, вследствие которого он уполномочен надзирать за деятельностью как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов, и его новые полномочия, не позволяют определять будущий ВС РФ как суд, входящий в систему судов общей юрисдикции». Читайте подробнее в авторской колонке >>

Перспективы развития арбитражной ветви судебной власти после упразднения Высшего арбитражного суда РФ Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

® УДК 347.97/.99 ББК 67.74 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АРБИТРАЖНОЙ ВЕТВИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ ПОСЛЕ УПРАЗДНЕНИЯ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ Серегина Ольга Леонидовна Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и арбитражного процесса, Волгоградский государственный университет просп. Университетский, 100, 400062 г Волгоград, Российская Федерация Аннотация.

В работе рассмотрены актуальные и важные проблемы, возникшие в связи с упразднением Высшего арбитражного суда РФ. Обсуждены причины, возможные последствия таких изменений в судебной системе РФ, а также некоторые действия и законопроекты Верховного суда РФ.

Ключевые слова: судебная система, арбитражные суды, причины объединения, сохранение опыта, унификация судебной практики. Согласно поправкам к главе 7 Конституции РФ, внесенным Законом Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N° 2-ФКЗ, упразднен Высший арбитражный суд РФ, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, переданы в юрисдикцию Верховного суда Российской Федерации.

Таким образом, Верховный суд РФ стал высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом.

В результате указанной реформы судебной системы в настоящий момент к федеральным судам относятся: — Конституционный суд Российской Федерации; 3 — Верховный суд Российской Федерации; , — верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального § значения, суды автономной области и авто- Й номных округов, районные суды, военные и а iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . специализированные суды, составляющие си© стему федеральных судов общей юрисдикции; — арбитражные суды округов (наименования данной группы арбитражных судов также подверглись изменениям — ранее они назывались федеральными арбитражными судами округов), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды (в настоящий период это лишь один, относительно новый, функционирующий с февраля 2013 г. Суд по интеллектуальным правам), составляющие систему федеральных арбитражных судов [3, с.

58]. Образование единой высшей судебной инстанции одновременно по гражданским делам и по экономическим спорам и связанное с этим формирование системы судов привели к острой полемике, критике принятых решений. Теперь уже скорее с исторической точки зрения возможно обсуждать причины, при- ведшие к упразднению Высшего арбитражного суда: независимость от властных структур, в том числе правоохранительной системы, способность принимать в большей степени самостоятельные решения, активная деятельность в области формирования

Упразднение Высшего Арбитражного Суда как результат конституционной реформы в сфере правосудия: противоречия и сомнения (Упоров И.В.)

В последние годы на конституционном уровне в сфере экономического правосудия произошли принципиальные изменения чрезвычайного характера — в феврале 2014 г.

Однако учитывая, что законы вступили в действие, а судебная система уже начала функционировать в преобразованном виде, в современный период необходимо вырабатывать конструктивные предложения по совершенствованию ее деятельности.
был принят Закон России о поправке к Конституции России , в соответствии с которым Высший Арбитражный Суд РФ (далее — ВАС РФ) подлежал упразднению с передачей своих функций Верховному Суду РФ.——————————— Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г.
N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. 2014. 7 февраля.Какое же было конституционное положение ВАС РФ и арбитражного судопроизводства до указанных изменений в Конституции РФ? В соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ ВАС РФ наряду с Конституционным Судом РФ (далее — КС РФ) и Верховным Судом РФ наделялся правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения.

Согласно ч. 2 ст. 125 Конституции РФ ВАС РФ наделялся правом обращения с запросом в КС РФ для решения вопроса о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных президентских актов, актов СФ ФС РФ, ГД ФС РФ и других актов. Ключевой же являлась ст. 127 Конституции РФ, согласно которой ВАС РФ

«является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики»

.

Следует упомянуть также ч. 3 ст.

128 Конституции РФ, где отмечалось, что полномочия, порядок образования и деятельности ВАС РФ устанавливаются федеральным конституционным законом.В целом статус ВАС РФ был определен весьма противоречиво. Так, имеется точка зрения, согласно которой из содержания норм Конституции РФ об арбитражных судах и сформулированных на их основе правовых позиций КС РФ не являлось обязательным установление в системе арбитражных судов инстанции, которая наделялась бы полномочиями проверять решения ВАС РФ, принятые в качестве суда первой инстанции, соответственно, регулируя процедуру обжалования актов ВАС РФ в качестве суда первой инстанции, законодатель вправе был исключить возможность обжалования в кассационном порядке судебных актов ВАС РФ, что, однако, противоречит фундаментальным принципам правосудия .——————————— Лыгин Н.Я., Ткачев В.Н. Международно-правовые стандарты и конституционная законность в российской судебной практике: Науч.-практ.

пособие. М.: Статут, 2012. С.

199.И в самом деле, складывалась неоднозначная ситуация. Согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть в России осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом ВАС РФ как высшая арбитражная судебная инстанция в Конституции РФ указывался, а арбитражное судопроизводство — нет, хотя реально оно уже давно функционировало (включая советский арбитраж).

В таком положении недостаточно четкого конституционно-правового

Арбитражи и суды общей юрисдикции могут объединить // В Совете судей запросили мнение Верховного суда об этом

Возможность объединения арбитражных судов (АС) с судами общей юрисдикции (СОЮ) обсуждается вновь. Мнением Верховного суда (ВС) РФ по этому вопросу поинтересовался Совет судей, направивший соответствующий запрос. Юристы опасаются, что это снизит качество экономического правосудия, «Коммерсант».

В запросе Совет судей интересуется позицией ВС по ряду вопросов, которые планируется рассмотреть на пленарном заседании Совета уже на следующей неделе.

Это необходимо для подготовки итогового проекта постановления IX Всероссийского съезда судей, намеченного на конец 2016 года. В частности, выясняется, какова позиция ВС в отношении идеи создания специализированных судов (административных, ювенальных) и идеи объединения СОЮ и АС. Ранее эти вопросы уже обсуждали во время объединения ВС и Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ, в результате которого последний был упразднен.

К первой идее юристы относятся достаточно лояльно, отмечая, что разделение всех дел между судами не по субъекту, а по предмету спора позволило бы решить проблему возникновения между АС и СОЮ споров о подведомственности дел. «Если задача будет состоять в том, чтобы поделить все сегодняшние суды по категориям споров и создать реально работающие антимонопольные, налоговые, административные и прочие специализированные судебные учреждения, я эту идею могу только приветствовать.
Если же речь идет о том, чтобы создать лишь один-два специальных суда, то это не решит существующих проблем», — уверен партнер «Некторов, Савельев и партнеры» Сергей Савельев. А вот идея объединения АС и СОЮ не находит поддержки в юридическом сообществе, как и почти три года назад, когда этот вопрос обсуждался впервые.

Юристы предполагали возможное слияние этих двух ветвей после того, как президент России Владимир Путин объявил о реорганизации судебной системы (объединении ВС и ВАС). Тогда эксперты указывали на то, что система арбитражных судов является наиболее эффективной и открытой, а в результате объединения могут быть потеряны качественные наработки и судейские кадры. Президент в октябре 2013 года на форуме «Россия зовет» уверил юристов, что «полное слияние судов общей юрисдикции и арбитражных судов» не планируется.

Он пояснил, что

«полностью одну систему вливать в другую нецелесообразно»

.

Тем не менее уже в декабре 2014 года в ВС и Администрации президента обсуждались планы по объединению СОЮ и АС (см. ). В прошлом году руководитель Администрации президента Сергей Иванов на ежегодном совещании председателей судов говорил, что изменения двух ветвей судебной системы — арбитражных судов и СОЮ — не будет (см. ). Теперь же к идее их слияния обратился и Совет судей.

Юристы к возможности объединения арбитражных судов и СОЮ относятся негативно, считая, что арбитражная система доказала свою эффективность, а в результате слияния систем все ее наработки могут быть утрачены. «Это нанесет удар по российскому бизнесу, по российской экономике

Почему упразднили высший арбитражный суд

Содержание Юри Вендик Би-би-си, Москва Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Места в зданиях в Москве новому Верховному суду уже не хватает — через три года он переедет в Петербург В среду приступил к работе объединённый Верховный суд России, к которому присоединили Высший арбитражный суд.

Независимые юристы очень недовольны ликвидацией ВАС: организацию работы в судах по хозяйственным спорам в России они называют гораздо более современной, чем стиль судов общей юрисдикции. Проект изменений в конституции, предусматривающий ликвидацию Высшего арбитражного суда и его присоединение к Верховному суду в виде коллегии по экономическим делам, был внесён в парламент администрацией президента в октябре 2013 года и стал неприятной неожиданностью для независимых от государства юристов. Представители власти объясняли эту инициативу необходимостью унифицировать судебную практику, их оппоненты подозревают, что Кремль захотел укрепить контроль над судебной властью.

Система арбитражных судов, по словам адвокатов, гораздо более независимо, чем суды общей юрисдикции, ведёт себя в спорах с участием государства; к тому же арбитражные суды намного более продвинуты технически.

«В ряде случаев суды обладают пересекающейся компетенцией — одновременно могут рассматривать очень похожие гражданские дела. Вместе с тем в целом ряде случаев позиции по одним и тем же правовым ситуациям могут различаться [… ] будет выстроен единый центр правоприменения, будет унификация судебной практики двух различных ветвей судебной власти», — говорил во время обсуждения проекта в Госдуме глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин.

  • Усиление бегства участников споров в зарубежные суды и иностранные арбитражные центры
  • Усиление судебной бюрократии и снижение качества правосудия по экономическим спорам
  • Прекращение развития правосудия по экономическим спорам, повышения его открытости, с одновременным повышением коррупционных рисков
  • Снижение доверия бизнеса, в том числе действующих и потенциальных иностранных инвесторов, к новой судебной системе

«Предполагается, что это позволит нам выработать единые подходы в правоприменительной практике, в настоящее время арбитражные и суды общей юрисдикции обладают по целому кругу вопросов пересекающейся компетенцией и приходят к достаточно неодинаковым выводам», — пересказывал ровно тот же аргумент представитель президента в Госдуме Гарри Минх. Объединения юристов призывали власти отозвать проект упразднения ВАС.

«В последнее семь лет именно Высший арбитражный Суд и система государственных арбитражных судов – это эффективно работающий механизм, пользующийся доверием участников экономических споров, отличающийся высоким уровнем прозрачности своей деятельности и подлинной независимостью от иных органов власти»

, — говорилось в «Обращении представителей юридического бизнеса».

Юристы писали, что упразднение ВАС может понизить качество правосудия по экономическим вопросам и повысить уровень коррупции.

Кому подчиняется арбитражный суд.

Упразднен Высший Арбитражный Суд.

Что изменилось? (Студеникина Е.)

В России появится единый высший судебный орган – Верховный суд РФ. Вчера Президентом РФ Владимиром Путиным подписаны соответствующие законы.Напомним, что документы разработаны в связи с упразднением Высшего Арбитражного Суда РФ и передачей вопросов осуществления правосудия, отнесенных к его ведению, в юрисдикцию Верховного Суда РФ.Так, Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г.

№ 2-ФКЗ предусмотрено формирование Верховного Суда РФ как единого высшего судебного органа по гражданским, уголовным, административным делам, по разрешению экономических споров и по иным делам , подсудным российским судам. Он также призван осуществлять надзор за деятельностью федеральных судов и давать разъяснения по вопросам судебной практики.В свою очередь, Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 г.

№ 3-ФКЗ определены полномочия, порядок образования и деятельности ВС РФ .

Сформированы основы его компетенции по рассмотрению гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, уголовных, административных и иных дел в качестве суда надзорной инстанции, а также в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Как отмечается в справке к документу, впервые в одном нормативном правовом акте установлен перечень категорий дел, подсудных ВС РФ в качестве суда первой инстанции. Уточнены функции Пленума, Президиума и Председателя ВС РФ.

Суд формируется в составе 170 судей .Скорректированы отдельные нормы Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ . Так, установлен перечень видов федеральных судов; предусматривается образование Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ; вместо Военной коллегии ВС РФ создается Судебная коллегия по делам военнослужащих ВС РФ, а вместо Дисциплинарного судебного присутствия – Дисциплинарная коллегия ВС РФ.В целях формирования первоначального состава ВС РФ Федеральным законом от 5 февраля 2014 г. № 16-ФЗ предусматривается создание Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей ВС РФ и Специальной экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи ВС РФ.Отбор кандидатов на должности судей ВС РФ будет осуществляться на конкурсной основе .

Сформирован перечень должностей, в отношении которых проводится конкурс, и их количество.

Установлены требования к кандидатам на должности судей, определена процедура проведения квалификационного экзамена и порядок производства в Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей ВС РФ.Помимо этого, предусмотрены изменения в отношении прокуратуры РФ.

Заместители Генпрокурора РФ теперь назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ и иные прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ, за исключением прокуроров городов, районов и приравненные к ним прокуроров, которые назначаются на должность и освобождаются от нее

ВАС РФ упразднен. Что изменилось в арбитражных процессах?

ВАС РФ упразднен.

Что изменилось в арбитражном процессе? Полетаева Анна | заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «Фараон М» Высший Арбитражный Суд РФ завершил свою деятельность 5 августа 2014 г.

А уже на следующий день вступил в силу закон, который «перекроил» процессуальное законодательство.

В числе главных изменений – перестроение арбитражного процесса по аналогии с гражданским, появление второй кассационной инстанции, передача в суды общей юрисдикции дел об оспаривании нормативных правовых актов.

Разберемся в тонкостях арбитражного процесса по новым правилам.

В связи с упразднением ВАС РФ Федеральным законом от 28.06.2014 № 186-ФЗ

«О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»

(вступил в силу 6 августа 2014 г., далее – Закон № 186-ФЗ) в арбитражный процесс были внесены значительные поправки. Расскажем о них в статье. Ключевые преобразования Высший Арбитражный Суд РФ завершил свою деятельность 5 августа этого года.

В связи с судебной реформой была изменена структура ВС РФ, который стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров.

Функции ВАС РФ перешли к коллегии по экономическим спорам ВС РФ, состоящей из 30 судей. В целом система арбитражных судов сохранилась. Отличие лишь в том, что возглавляет ее теперь ВС РФ, а федеральные арбитражные суды переименованы в арбитражные суды округов.

Кстати, совсем недавно был утвержден новый Регламент Верховного Суда Российской Федерации (утвержден постановлением Пленума ВС РФ от 07.08.2014 № 2). Арбитражный процесс перестраивается по аналогии с гражданским в судах общей юрисдикции.

Нормы, касающиеся производства в суде надзорной инстанции, в качестве которой выступал Президиум ВАС РФ, утратили силу.

АПК РФ дополняется правилами, регламентирующими порядок кассационного обжалования в Судебной коллегии ВС РФ и надзорного производства в Президиуме ВС РФ. Определены правила рассмотрения дел.

Расширены компетенция Президиума ВС РФ, а также полномочия Председателя ВС РФ и его заместителей.

Кроме того, из арбитража в подведомственность судов общей юрисдикции переданы дела об оспаривании нормативных правовых актов.

Закон № 186-ФЗ определяет переходные положения после объединения высших судов.

Любопытно, что многие поправки ВАС РФ к Закону № 186-ФЗ заслужили одобрение и были учтены законодателями.

Причины изменений Необходимость всех этих изменений очевидна далеко не всем, ведь арбитражные суды функционировали более эффективно, чем суды общей юрисдикции. ВАС РФ делал правосудие по арбитражным делам понятным, единообразным и прозрачным.

Благодаря созданной им системе «Мой арбитр» можно оперативно получать информацию по любому арбитражному делу, видеть тенденции судебной практики. Организация судопроизводства в системе арбитражных судов позволяет участвовать в формировании практики, отличается динамичностью, быстрым реагированием на изменения в экономике и применением передового мирового опыта.

Два в одном

Объединение Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ прошло ударными темпами.

Менее чем за год была разработана концепция объединения двух судебных систем.

В августе 2014 года в России появился объединенный Верховный суд РФ.

Наличие двух судебных систем являлось избыточным. Тем более что обе они применяли в своей работе одни и те же кодексы: Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Налоговый кодекс. Только суды общей юрисдикции использовали их для решения споров с физическими лицами, арбитражные — для разрешения дел компаний и индивидуальных предпринимателей.

При этом позиции ВС и ВАС по целому ряду вопросов не совпадали.

Устранить разночтения законов должно было объединение судов. Однако нельзя сказать, что с объединением судов разночтения исчезли. Наработан огромный массив судебной практики арбитражных судов, на которую судьи при разрешении споров опираются и сегодня.

Другое дело, что теперь экономические споры стали рассматриваться в системе объединенного суда. На месте упраздненного ВАС оказалась коллегия по экономическим спорам ВС. И Верховному суду стало проще выработать единую позицию по какому-либо вопросу.

Так как коллегиям одного Верховного суда проще согласовывать позиции, чем двум, независимым друг от друга, судам.

Устранение противоречий между позициями ВС РФ и ВАС РФ происходит путем выпуска соответствующих разъяснений Верховного суда. Поэтому юристы не пропускают выпуск новых постановлений Пленума и Президиума ВС РФ.

Согласно Федеральному конституционному закону от 04.06.2014 N 8-ФКЗ, постановления Пленума ВАС РФ сохраняют силу до принятия соответствующих решений Пленумом ВС РФ (ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ).

Фактически ВС РФ предоставлена возможность признавать утратившими силу конкретные разъяснения Пленума ВАС РФ.

Однако законом не определено, в какой момент и каким образом утрачивают силу постановления Президиума ВАС РФ. Эксперты не раз высказывали пожелание сохранить наиболее удачные подходы к разрешению споров в арбитраже.

«Если мы не находили поддержки в судах общей юрисдикции, то имели надежду, что ВАС это поправит, — говорит Татьяна Каменская, управляющий партнер юридической компании «

Каменская & партнеры».

— Теперь мы имеем единый суд, внутри которого идет дискуссия, кто и когда будет рассматривать дела и чья это будет компетенция. Эта дискуссия недоступна нам и мы не можем на нее влиять. Все происходит исключительно между коллегиями».

Раньше, если спор был экономическим, юристы знали, что он относится к компетенции арбитража.

Теперь такой ясности нет до тех пор, пока ВС не разъяснит, к компетенции какой коллегии относится спор. В планах ВС РФ внедрение электронных процедур, которые в системе арбитража уже стали привычными.

Они позволяли подавать иск по Интернету, отслеживать ход дела в режиме онлайн. Если свидетель или другой участник дела не может лично присутствовать на судебном заседании, судья по заявлению может опросить его по каналам видеосвязи.

Верховный суд опроверг объединение арбитражных судов с судами общей юрисдикции

Дидух Юлия Автор PPT.RU 27 мая 2016 Верховный суд РФ не собирается объединять суды общей юрисдикции с арбитражными.

Он дал отрицательный ответ на запрос, направленный Советом судей в рамках судебной реформы. КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО Журналисты , что Совет судей России направил запрос в Верховный суд РФ о возможности слияния двух существующих сейчас ветвей судов — общей юрисдикции и арбитражных.

Эта идея возникла в судейском сообществе несколько лет назад и ее первым итогом стало упразднение Высшего арбитражного суда.

Совету судей необходимо мнение ВС РФ о возможном объединении судебной системы России для подготовки итогового проекта постановления IX Всероссийского съезда судей, который должен состояться в конце 2016 года. Предварительные вопросы, которые должны войти в повестку съезда судейское сообщество рассмотрит на пленарном заседании Совета, которое состоится 24-26 мая.

До этого времени ВС РФ должен был высказать свою позицию по ключевым вопросам, в число которых вошло и возможное слияние судов. Кроме этого, судьи обсудят обеспечение их жильем, включении должности мирового судьи в перечень государственных должностей РФ, а также усиление роли Совета судей в законодательном процессе в области гражданского и арбитражного права.

На запрос судей и журналистов председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев. Выступая на совете судей он сообщил, что новой реформы по объединению системы арбитражных судов и судов общей юрисдикции не планируется. Более того, глава ВС РФ отрицательно отозвался об авторах запроса.

[C=1723] Кроме объединения в общую вертикаль СОЮ и арбитража, судьи запрашивали о возможности создания двух новых категорий специализированных судов — ювенальных и административных. Видимо такое разделение для них кажется более важным, чем разделение гражданского и экономического правосудия. О старте судебной реформы объявил Президент России Владимир Путин в ходе Петербургского экономического форма.

Главным итогом этого стало упразднение ВАС РФ, однако уже тогда многие юристы высказывали опасения, что реорганизация затронет также нижестоящие судебные инстанции. В настоящее время, по мнению экспертов, в том числе международных, российская система арбитражных судов является более открытой и эффективной в сравнении с судами общей юрисдикции.

Поэтому существуют реальные опасения, что после слияния будут потеряны квалифицированные кадры и наработки арбитража.

В конце 2013 года идея полного объединения судов слегка затухла, а в начале 2013 года вспыхнула вновь. Однако юристы считают, что необходимо не объединять, а скорее наоборот, разъединять суды. Ведь в специализированном варианте они имеют больше возможностей для детального и профессионального рассмотрения любого спора.

Сейчас арбитражам подсудны все банкротные, налоговые и корпоративные споры. Каждый из которых имеет ряд особенностей и требует детального изучения правовых норм. Кроме того, зачастую между арбитражами и СОЮ даже возникают споры по поводу подсудности дел.

В России ликвидировали Высший арбитражный суд

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti В среду приступил к работе объединённый Верховный суд России, к которому присоединили Высший арбитражный суд.

Независимые юристы очень недовольны ликвидацией ВАС: организацию работы в судах по хозяйственным спорам в России они называют гораздо более современной, чем стиль судов общей юрисдикции.Проект изменений в конституции, предусматривающий ликвидацию Высшего арбитражного суда и его присоединение к Верховному суду в виде коллегии по экономическим делам, был внесён в парламент администрацией президента в октябре 2013 года и стал неприятной неожиданностью для независимых от государства юристов.Представители власти объясняли эту инициативу необходимостью унифицировать судебную практику, их оппоненты подозревают, что Кремль захотел укрепить контроль над судебной властью. Система арбитражных судов, по словам адвокатов, гораздо более независимо, чем суды общей юрисдикции, ведёт себя в спорах с участием государства; к тому же арбитражные суды намного более продвинуты технически.»В ряде случаев суды обладают пересекающейся компетенцией — одновременно могут рассматривать очень похожие гражданские дела.

Вместе с тем в целом ряде случаев позиции по одним и тем же правовым ситуациям могут различаться [.] будет выстроен единый центр правоприменения, будет унификация судебной практики двух различных ветвей судебной власти», — говорил во время обсуждения проекта в Госдуме глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин.