Право на труд комментарий конституции под ред зорькина


Зорькин В.Д., Лазарева Л.В. (ред.) Комментарий к Конституции Российской Федерации — файл n1.doc


(1003 kb.)Доступные файлы (1):7809kb.28.09.2010 18:22

  1. ()
  2. ()
  3. ()
  4. ()
  5. ()
  6. ()
  7. ()
  8. ()
  9. ()
  10. ()
  11. ()
  12. ()

77 комментария к ст.

7 Конституции.*(64) СЗ РФ. 1999. N 31. Ст. 4037.*(65) СЗ РФ. 1999.

N 46. Ст. 5611; 2001. N 27. Ст. 2803; Архив КС РФ. 2003.*(66) СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 3002.*(67) СЗ РФ.

1999. N 25. Ст. 3169.*(68) ВКС РФ. 2007. N 2.*(69) СЗ РФ. 2006. N 28. Ст. 3117; 2007. N 10. Ст. 1260; 2008.

N 2. Ст. 129.*(70) СЗ РФ. 1998. N 4. Ст. 532; 2000. N 50. Ст.

494; 2002. N 14. Ст. 1374.*(71) См.: Окончательное решение Европейского Суда по правам человека от 16 октября2004 г. // Журнал российского права. 2005.

N 1. С. 115-119.*(72) Decisions and Reports (DR) 59. P. 251.*(73) ВКС РФ. 2003. N 5; Архив КС РФ. 2003; ВКС РФ. 2005. N 1.*(74) Европейский Суд по правам человека.

Избранные решения. М., 2000. Т. 2. С. 504.*(75) СЗ РФ. 2004. N 51.

Ст. 5260.*(76) СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3989.*(77) СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 2101.*(78) БВС РФ. 1995. N 1.*(79) СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 3004.*(80) СЗ РФ. 2002. N 15. Ст. 1497.*(81) СЗ РФ. 1996. N 45. Ст. 5203.*(82) СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 54.*(83) БВС РФ. 2003. N 12.*(84) Напротив, в науке международного права за редким исключением (см.: Корецкий, В.М.

«Общие принципы права» в международном праве // В.М. Корецкий. Избранные труды. Киев, 1989. Кн. 2. С. 165-199) под «общими принципами права» в смысле ст.

38 Статута Международного суда ООН понимаются традиционные юридические постулаты, известные еще римскому праву (закон не имеет обратной силы, специальный закон имеет преимущество перед общим законом, договоры должны соблюдаться, право не может возникнуть из правонарушения и т.д.).

Они действительно свойственны как международному, так и национальному праву, что, однако, не позволяет указанные принципы интерпретировать как тождественные общепризнанным принципам международного права (см.: Международное право: учебник для вузов / под ред. Г.В. Игнатенко. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1995. С. 92; Международное право: учебник / отв.

ред. В.И. Кузнецов. М., 2001.

С. 75; Каламкарян, Р.А. Международное право: учебник / Р.А. Каламкарян, Ю.И. Мигачев. М., 2004.

С. 106-107).*(85) СЗ РФ. 1998.

N 25. Ст. 3003.*(86) Данный подход получил освещение в книге: Эбзеев, Б.С.

Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности / Б.С. Эбзеев. М.: Норма, 2007.*(87) СЗ РФ. 2008. N 6. Ст. 540; N 10 (ч. 2). Ст.976; N 13. Ст. 1352; 2009. N 11. Ст. 1367.*(88) СЗ РФ. 2008. N 11 (ч. 2). Ст. 1073.*(89) См. подробнее: Бондарь, Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации / Н.С.

Бондарь. М.: Юстицинформ, 2005.*(90) СЗ РФ. 2001. N 22. Ст. 2276; 2007. N 42. Ст. 5083; 2008. N 8. Ст. 809.*(91) СЗ РФ.

1998. N 45. Ст. 5603; 2001. N 32.

Ст. 3411.*(92) СЗ РФ. 2003. N 3. Ст. 267.*(93) СЗ РФ. 2005. N 32.

Ст. 3396.*(94) ВКС РФ.

Зорькин В.Д., Лазарева Л.В. (ред.) Комментарий к Конституции Российской Федерации — файл n1.doc

(1003 kb.)Доступные файлы (1):7809kb.28.09.2010 18:22

  1. ()
  2. ()
  3. ()
  4. ()
  5. ()
  6. ()
  7. ()
  8. ()
  9. ()
  10. ()
  11. ()
  12. ()

11 Статья 171. В развитие закрепленного ст. 2 Конституции фундаментального принципа конституционного строя РФ ч.

1 ст. 17 устанавливает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.Из буквального смысла процитированного положения и его интерпретации более чем в 170 решениях Конституционного Суда РФ, в которых содержатся ссылки на комментируемую статью, вытекают по меньшей мере следующие выводы: во-первых, Конституция закрепляет универсальный в смысле распространения на все органы публичной власти и их должностных лиц характер конституционной обязанности; во-вторых, Конституция раскрывает содержание этой обязанности, заключающейся, с одной стороны, в признании прав и свобод, с другой — в их гарантировании, которые осуществляются в различных формах и влекут различные правовые последствия; в-третьих, Конституция различает права человека — неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения — и права гражданина, обретающие это качество в результате государственного признания прав человека; в-четвертых, права человека не октроированы государством, не дарованы им, государство лишь признало и конституционно закрепило их; в-пятых, коль скоро права и свободы человека и гражданина представляют собой общечеловеческую ценность, они обеспечиваются в соответствии с теми стандартами, которые выработаны цивилизационным развитием человечества. Тем самым Конституция устанавливает, что государство исходит из приоритета прав и свобод человека и гражданина, которые выступают критерием конституционности деятельности законодательной, исполнительной и судебной властей.Иными словами, права и свободы нельзя отрывать от конституционного строя государства, социальной, политической и экономической системы общества, ибо именно в них коренятся гарантии прав человека, которые он имеет в силу принадлежности к роду человеческому.

Отсюда следует, что категория прав человека выступает теперь в качестве сердцевины идеологии и практики демократического переустройства общества. Это не просто подтверждение развивавшейся ранее концепции прав человека, а новое по своему существу концептуальное решение проблемы взаимоотношений личности и государства, придающее проблеме прав человека современный вид и последовательно гуманистический характер. Подобное понимание сопрягается с теми подходами, которые сложились в международном сообществе.

Международные стандарты прав человека, содержащиеся в общепризнанных международных актах о правах человека, не только признаются Российским государством, но и воспринимаются им в качестве обязательных норм, подлежащих непосредственному применению на территории РФ;

Зорькин В.Д., Лазарева Л.В.

(ред.) Комментарий к Конституции Российской Федерации — файл n1.doc

(1003 kb.)Доступные файлы (1):7809kb.28.09.2010 18:22

  1. ()
  2. ()
  3. ()
  4. ()
  5. ()
  6. ()
  7. ()
  8. ()
  9. ()
  10. ()
  11. ()
  12. ()

6 *(17) заявят о своем желании приобрести гражданство РФ.Закон устанавливал, что в гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных Законом о гражданстве 2002 г., и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории РФ. Что же касается детей и недееспособных лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, то для них упрощенный порядок приема в гражданство предусматривает снятие требования проживать на территории РФ и иметь законный источник средств к существованию, владеть русским языком, обязательство соблюдать Конституцию и законодательство РФ, а также требования об отказе от иного гражданства.В Законе также указывается, что граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках или воинских формированиях, вправе обращаться с заявлением о приеме в гражданство РФ без соблюдения условий, предусмотренных Законом о гражданстве, и без представления вида на жительство.Федеральным законом от 18.07.2006 N 121-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции»

в Закон о гражданстве 2002 г.

были внесены изменения, связанные с наименованием органов, уполномоченных на осуществление функции по контролю и надзору в сфере миграции.

Отдельным редакционным изменениям этот Закон подвергся и в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 N 328-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу прохождения военной службы иностранными гражданами, лицами, имеющими двойное гражданство»

.Конституционность отдельных положений Закона о гражданстве 2002 г. неоднозначно оценивалась Конституционным Судом. Так, в связи с жалобой одной из гражданок Конституционный Суд определил, что оспариваемые положения п.

«а» ч. 1 ст. 12 Закона о приобретении ребенком гражданства РФ по рождению, не препятствуют лицу, оба родителя которого или единственный его родитель признаны гражданами РФ по рождению, независимо от места рождения данного лица на территории бывшего СССР, в оформлении признания гражданства РФ по рождению, если только это лицо не утратило гражданства РФ по собственному свободному волеизъявлению (см.

Определение КС РФ от 21.04.2005 N 118-О*(18)).Конституционный Суд рассмотрел также жалобу на нарушение конституционных прав ч. 1 ст. 13 Закона о гражданстве 1991 г. и ч. 1 ст. 12 Закона о гражданстве 2002 г.

(Определение КС РФ от 24.05.2005 N 235-О*(19)). Суд пришел к выводу, что оспариваемые положения, рассматриваемые во взаимосвязи с другими положениями данных законов,

Зорькин В.Д., Лазарева Л.В.

(ред.) Комментарий к Конституции Российской Федерации — файл n1.doc

(1003 kb.)Доступные файлы (1):7809kb.28.09.2010 18:22

  1. ()
  2. ()
  3. ()
  4. ()
  5. ()
  6. ()
  7. ()
  8. ()
  9. ()
  10. ()
  11. ()
  12. ()

4 Часть 1 комментируемой статьи подчеркивает взаимосвязи республиканского принципа организации государственной власти в РФ с принципами демократии, правового государства и федерализма. Российская Федерация является демократической республикой, основанной и действующей на началах правовой государственности и федерализма.

Это оказывает влияние на состав высших органов государственной власти, порядок их образования, организацию, функционирование и характер взаимодействия между собой и с населением.Главным признаком современной демократической республиканской формы правления в России является выборность и сменяемость главы государства народом, а также участие самого народа непосредственно или в установленных в соответствии с его волей опосредованных формах в осуществлении публичной власти.

Источником власти выступает не глава государства, парламент или правительство, таковым является многонациональный народ России, делегирующий право на власть органам государства, но сохраняющий при этом за собой контроль над ними. Органы государства — не учредительная, а учрежденная власть, которая может без риска утраты своей легитимности действовать лишь в пределах установленных народом в Конституции и принятых в соответствии с нею законах полномочий.В политической теории и государственно-правовой практике обычно различают два вида республик — президентские и парламентские, главное различие между которыми заключается в особенностях ответственности правительства.

Эти особенности обусловлены сложившейся в политической системе и закрепленной в конституции иерархией органов государственной власти. Для парламентской республики характерно доминирующее положение органа народного представительства — парламента, который играет решающую роль в формировании правительства и перед которым последнее ответственно в установленных в конституции формах. Напротив, в президентской республике глава государства одновременно возглавляет и исполнительную власть, сосредоточивает в своих руках полномочия главы правительства.

Этим обусловливаются широкие пределы усмотрения президента в формировании правительства, выбора министров, их назначения или отстранения от должности. При этом для пресечения возможных авторитарных тенденций в такой республике глава государства не вправе легальным способом распустить парламент, что обеспечивает взаимные сдержки и противовесы.Российская Федерация, на первый взгляд, вслед за рядом иных государств (Австрия, Португалия, Франция и др.) избрала смешанную форму правления, сочетающую в себе черты президентской и парламентской республик.

Для президентско-парламентской («полупрезидентской») республиканской формы правления, получившей закрепление в Конституции, характерны следующие черты: Президент избирается всеобщим голосованием

Право на труд комментарий конституции под ред зорькина

Ограничения не могут посягать на само существо права. В противном случае это будет не ограничение, а умаление, уничтожение прав и свобод, что несовместимо с достоинством человека как правового существа. Ограничения должны устанавливаться законодателем не произвольно, а на основе Конституции, заложенных в ней принципов справедливости, равенства и соразмерности.

Без выполнения этих условий верховенство права невозможно.

Императив права о человеке как цели предполагает, что политическая целесообразность, политические ценности, цели и средства должны сообразовываться с правом. В правовом сообществе политические проблемы, противоречия и конфликты должны разрешаться конституционно-правовым путем. *(42) Вопрос о характере полномочий Высшей квалификационной коллегии судей РФ был исследован в Определении Конституционного Суда РФ от 12 июля 2006 г.
N 263-О в связи с жалобой гр.

Фурсова Д.А. (Судебная практика).

В этом Определении Конституционный Суд еще раз подтвердил конституционность установления законом особого порядка прохождения отбора на должность судьи, особо выделив его конкурсный характер и необходимость руководствоваться в деятельности квалификационных коллегий судей критериями конкурсного отбора, непосредственно установленными в Конституции и нормах Закона о статусе судей. *(43) Относительно правовых позиций Конституционного Суда о конституционности введения срока занятия председателями и заместителями председателей федеральных судов своих должностей см. комм. к ч. 1 ст. Инфо N 3); от 2 марта 2006 г.

N 21-О в связи с жалобой гр. Карпенко Ю.В. (Судебная практика) и др. *(16) В Конституционном Суде неоднократно рассматривались вопросы, связанные с рекомендацией или отказом в таковой квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Весьма показательно в этом отношении одно из последних определений от 12 июля 2006 г.

N 263-О по жалобе гр. Фурсова Д.А. (Судебная практика.). *(17) Статья 6 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» содержит диспозитивную норму о порядке формирования корпуса мировых судей соответствующим субъектом Федерации: путем избрания их населением или путем назначения (избрания) законодательными (представительными) органами государственной власти.

В этом же ряду — новые кодексы, введенные в действие в 2002-2005 гг.: Жилищный, Трудовой, ГПК, УПК, об административных правонарушениях. Важные изменения и дополнения внесены в Федеральный закон «О политических партиях».

Законодательное оформление получают приоритетные национальные проекты.

В сфере организации публичной власти действуют также новые федеральные законы 2003-2007 гг.

о выборах депутатов Государственной Думы, о выборах Президента Российской Федерации, о парламентском расследовании Федерального Собрания, об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о муниципальной службе в Российской Федерации и др. Как подчеркивается в Послании, «реформаторский зуд» в отношении Основного Закона абсолютно неуместен.

Российская Конституция эффективна, она работает и ее базовые положения должны на многие годы вперед оставаться незыблемыми».

leonid_008

Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева), 2009 г.Статья 813.

Конституционное ограничение, устанавливаемое в ч. 3 комментируемой статьи, а именно запрет одному и тому же лицу занимать должность Президента более двух сроков подряд, учитывает как длительный опыт развития отечественной (в том числе «советской») государственности, так и опыт зарубежных стран.

Поскольку в Российской Федерации признается политическое многообразие и многопартийность, данное ограничение следует также соотносить с режимом «президентской республики», обусловленным как нормами действующей Конституции, так и практикой их реализации.Утверждение принципа ограниченности во времени президентской власти двумя конституционными сроками означает и реальные ограничения этой власти: власть, ограниченная во времени, естественно, не может быть абсолютной (полной), она в силу уже самой Конституции оказывается ограниченной во всех своих проявлениях.Учитывая положение Президента как «первого» должностного лица, главы государства, имеющего мандат в силу избрания его многонациональным народом Российской Федерации и широкие конституционные полномочия в вопросах внутренней и внешней политики, занимающего особое место в системе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, ограничение занятия должности Президента двумя сроками, периодические выборы (раз в шесть лет) Государственной Думы — палаты парламента Российской Федерации, норма ч. 3 ст. 81 Конституции служит гарантией политического развития России, реализации права граждан на участие в управлении делами государства, появления новых политических лидеров, воспрепятствованию несменяемости (воспроизводству) персонального состава государственного аппарата и установлению режима личной власти (см. комментарии к ст. 10, 11, 13, 32, ч.

4 ст. 78, ст. 80, 83-89).Комментируемое положение во взаимосвязи с п. 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции являлось предметом публичного рассмотрения Конституционного Суда по запросу Государственной Думы о толковании Конституции.

Суд установил, что два срока полномочий подряд, о чем идет речь в ч. 3 ст. 81 Конституции, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция не допускает. Конституционный Суд производство по делу о толковании указанных положений Конституции прекратил в связи с отсутствием неопределенности в их понимании (Определение КС РФ от 05.11.1998 N 134-О*(953)).Конституция не содержит каких-либо положений, допускающих занятие одним и тем же лицом должности Президента три срока подряд и более.

В этом плане уход лица с поста Президента по истечении исполнения им президентских полномочий в течение двух сроков подряд является не чем иным, как подчинением первого лица государства Конституции.

Конституция, трудовое право и вопросы социальной справедливости (Куренной А.М.)

Россия отметила 20-летие с момента принятия действующей Конституции.

Это дает повод к анализу некоторых итогов развития конституционализма и правовой системы России в целом, а также конституционных основ трудового права и права социального обеспечения. Одновременно необходимо определить (хотя бы в самых общих чертах) перспективы развития правового регулирования в такой важнейшей составляющей общественной жизни и каждого человека, которой является сфера труда и социального обеспечения.В последнее время на самых разных уровнях немало говорится о справедливости — как об одном из «краеугольных камней», на которых базируется стабильность общества и государства.Так, Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г., в частности, отмечал, что «ответственность за страну формируется не лозунгами и призывами, а когда люди видят, что власть прозрачна, доступна и сама «вкалывает» во имя страны, города, региона, поселка и каждого гражданина, учитывает общественное мнение.

Власть не должна быть изолированной кастой. Только в этом случае создается прочная моральная основа для созидания, для утверждения порядка и свободы, нравственности и гражданской солидарности, правды и справедливости, для национально ориентированного сознания» .——————————— Российская газета.
2012. 13 декабря.В то же время среди специалистов в разных отраслях знаний нет общего понимания даже самого термина «справедливость».Некоторые считают, что это некая дефиниция, имеющая явно выраженный оценочный характер, что она не может быть четко очерченной правовой категорией и в большей степени относится к сфере морали. При этом, в частности, отмечается, что, например, в Конституции РФ данный термин упоминается лишь однажды, к тому же лишь в преамбуле, к тому же в связи с «памятью предков».Действительно, формально-лингвистический анализ текста преамбулы Конституции на первый взгляд дает основания для такого вывода, поскольку в ней говорится о том, что многонациональный народ Российской Федерации, «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость» (в том числе), принимает Конституцию РФ.

Поскольку больше в тексте Конституции данный термин не повторяется, то, по мнению некоторых специалистов, можно считать его неким «политическим заявлением», не имеющим под собой правовой базы.Так, авторы одного из комментариев к Конституции РФ утверждают, что «в отечественной теории права положения преамбулы традиционно не наделяются юридической силой», и здесь же отмечают, что «из всей многообразной отечественной истории авторы преамбулы выбирают наиболее позитивную ее часть — «веру в добро и справедливость».

Этот пассаж в наибольшей степени характеризует преамбулу как политический документ, ибо право не может утверждать ни добро, ни справедливость, оно выполняет иные социальные задачи» .——————————— См.: Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / под ред. Ю.А. Дмитриева.

Зорькин В.Д., Лазарева Л.В.

(ред.) Комментарий к Конституции Российской Федерации — файл n1.doc

(1003 kb.)Доступные файлы (1):7809kb.28.09.2010 18:22

  1. ()
  2. ()
  3. ()
  4. ()
  5. ()
  6. ()
  7. ()
  8. ()
  9. ()
  10. ()
  11. ()
  12. ()

36 Глава 2 НК «Система налогов и сборов в Российской Федерации» предусматривает следующие виды налогов и сборов: к федеральным налогам относятся НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, ЕСН, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог (ст.

13); к региональным налогам относятся налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог (ст. 14); к местным налогам — земельный налог и налог на имущество физических лиц (ст. 15). Что касается сборов, то НК предусматривает лишь два вида сборов, отнесенных к перечню федеральных налогов и сборов: это сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и государственная пошлина (ст.

15).В упоминавшемся выше Постановлении от 28.02.2006 N 2-П Конституционный Суд подробно изложил критерии отграничения налогов от сборов, а также признал, что публичные платежи, не включенные в НК, но являющиеся по своей природе сборами, также входят в сферу действия комментируемой статьи. В частности, Суд указал, что иные обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами, а также не подпадающие под данное НК определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия ст.

57 Конституции и развивающих ее доктринальных правовых позиций КС РФ об условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности в п. 3 ст. 17 НК, которая приобретает тем самым универсальный характер.Помимо налогов и сборов НК содержит так называемые специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК (п. 7 ст. 12). Специальные налоговые режимы устанавливаются НК и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК и иными актами законодательства о налогах и сборах; они могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных ст.

13-15 НК. К специальным налоговым режимам относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (ст. 18).Комментируемая статья предусматривает запрет на придание обратной силы законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков (примечательно, что под этот запрет не подпадают сборы).

Нарушение данного запрета может иметь место в результате несоблюдения законодателем порядка опубликования и введения в действие налоговых законов.

Комментарий к конституции российской федерации

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИКОММЕНТАРИЙ К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИИздание 2-е, пересмотренноеПод редакцией доктора юридических наук, профессора,заслуженного юриста Российской Федерации,Председателя Конституционного Суда Российской ФедерацииВ.Д.

ЗОРЬКИНААндриченко Л.В., доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ, руководитель Центра Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ — ст. 69.Боголюбов С.А., доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий отделом Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ — ст.

ст. 36, 42, 58.Бондарь Н.С., доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ, судья Конституционного Суда РФ — ст.

ст. 12, 19, п. «в» ст. 71, п. п. «б», «н» ч. ст. 72, ст. ст. 130 — 133; совместно с В.И. Круссом — ст. ст. 18, 21, 26, 32, 33.Витушкин В.А., кандидат юридических наук, доцент — ст. ст. 65, 68.Волкова Н.С., кандидат юридических наук, ученый секретарь Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ — ст.
ст. 99, 100.Гаджиев Г.А., доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, судья Конституционного Суда РФ — ст.

ст. 8, 9, 23, 25, 34, 35, п. п. «ж», «о» ст. 71.Жилин Г.А., доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, судья Конституционного Суда РФ — ст.

ст. 45 — 47, 126.Зорькин В.Д., доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, Председатель Конституционного Суда РФ — вступительная статья.Казанцев С.М., доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ, лауреат Государственной премии РФ, судья Конституционного Суда РФ — ст. 29; совместно с Е.В. Степченковой — ст. ст. 28, 31; совместно с Т.Ю. Павлиенко — ст.

30.Клеандров М.И., член-корреспондент РАН, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, судья Конституционного Суда РФ — ст. ст. 119 — 122, 124, 127.Кононов А.Л., кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ, судья Конституционного Суда РФ в отставке — ст. ст. 22, 24, 27, 48, ч. 1 ст. 50, ст.

ст. 51, 52.Красавчикова Л.О., доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, судья Конституционного Суда РФ — ст. ст. 44, 53.Крусс В.И., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой юридического факультета Тверского госуниверситета — ст.

ст. 18, 21, 26, 32, 33 совместно с Н.С. Бондарем.Кутафин О.Е., академик РАН, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ — ст.

ст. 3, 6, 7, 14, 16, 60 — 64.Лазарев Л.В., кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист РФ — ст.

125 совместно с В.А. Сивицким.Маврин С.П., доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, заместитель Председателя Конституционного Суда РФ — ст.

37.Мельников Н.В., доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ, судья Конституционного Суда РФ — ст. 129.Морщакова Т.Г., доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ, судья Конституционного Суда РФ в отставке — ст.

Буква и дух Конституции

Все мы видим, что Россия сегодня стоит перед лицом нарастающих внешних вызовов.

Валерий Зорькин: Нам надо и дальше развивать правовой потенциал нашего Основного Закона. Фото: Константин Завражин/РГ Нам приходится встречать эти вызовы в условиях далеко не благополучной социально-экономической ситуации в стране.Именно по этим причинам мне представляются особенно тревожными вновь появляющиеся призывы к кардинальным конституционным реформам.Надо развивать правовой потенциал КонституцииРазумеется, у нашей Конституции есть недостатки.

В их числе отсутствие должного баланса в системе сдержек и противовесов, крен в пользу исполнительной ветви власти, недостаточная четкость в распределении полномочий между президентом и правительством, в определении статуса администрации президента и полномочий прокуратуры. Конструкция ст. 12 Конституции дает повод к противопоставлению органов местного самоуправления органам государственной власти (в том числе представительным органам государственной власти), в то время как органы местного самоуправления по своей природе являются лишь нижним, локальным звеном публичной власти в Российской Федерации.Недостатки существуют и в разграничении предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами.Но подобные недостатки вполне исправимы путем точечных изменений, а заложенный в конституционном тексте глубокий правовой смысл позволяет адаптировать этот текст к меняющимся социально-правовым реалиям в рамках принятой в мировой конституционной практике доктрины «живой Конституции».

Опора на эту доктрину дает возможность, не искажая сути правового смысла, заложенного в текст Конституции Российской Федерации, выявлять его актуальное значение в контексте современных социально-правовых реалий.Конституционный cуд уже давно ориентируется на такой подход к толкованию Конституции.Нам надо и дальше идти по этому пути, стремясь глубже понимать, раскрывать и постоянно развивать правовой потенциал нашего Основного Закона.Представления же о том, что путем радикальной конституционной реформы можно развернуть ход событий в каком-то более правильном направлении, — не просто поверхностны и недальновидны, но и опасны, поскольку чреваты резкой социально-политической дестабилизацией. Разговоры о том, что можно изменить структуру жизни с помощью одних лишь юридических решений — это наивный идеализм, если не что-то худшее.Заложенный в Конституции глубокий смысл позволяет адаптировать этот текст к меняющимся социально-правовым реалиямЭто опасно прежде всего потому, что Конституция в качестве Основного Закона одновременно выполняет и важнейшую социально-интегративную функцию. Внутри страны Конституция — ключевой фактор обеспечения пусть не единодушного, но явно преобладающего общественного согласия и, значит, социально-политической стабильности.

На международной арене Конституция — важнейший фактор поддержки и укрепления национальной идентичности, обусловленной историческими, социокультурными и геополитическими особенностями развития России.Конституционный

Зорькин В.Д., Лазарева Л.В. (ред.) Комментарий к Конституции Российской Федерации — файл n1.doc

(1003 kb.)Доступные файлы (1):7809kb.28.09.2010 18:22

  1. ()
  2. ()
  3. ()
  4. ()
  5. ()
  6. ()
  7. ()
  8. ()
  9. ()
  10. ()
  11. ()
  12. ()

79 *(516) СЗ РФ.

2007. N 14. Ст. 1742. *(517) Так, на 1 марта 2009 г. общая численность пенсионеров составляла 38 млн 650 тыс. человек, из них 35 млн 758 тыс.

получали трудовые пенсии, причем большинство из них — трудовые пенсии по старости (84,5%). *(518) См.: Роик, В.Д. Пенсионная система России: история, проблемы и пути совершенствования / В.Д. Роик. М., 2007. С. 407, 408. *(519) Подробнее о проблемах, возникших при реализации пенсионной реформы 2002 г., допущенных просчетах и ошибках см., например: Аналитическая записка по результатам оценки степени достижения отдельных целей пенсионной реформы аудитора Счетной палаты РФ С.А.

Агапцова; Захаров, М.Л. Пенсионная реформа в России и проблемы преодоления крайней бедности / М.Л.

Захаров // Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности. С. 22-35; Роик В.Д. Указ. соч.

С. 106-115, 395-426. *(520) СЗ РФ. 2007. N 29. Ст. 3744. *(521) СЗ РФ.

2006. N 32. Ст. 3585. *(522) См.: Федеральный закон от 22.07.2008 N 156-ФЗ // СЗ РФ 2008.

N 30 (ч. 1). Ст. 3612. *(523) Об опасности такого подхода и существующих проблемах правового регулирования реализации социальных прав граждан см., например: Зорькин, В.Д. Стандарт справедливости / В.Д. Зорькин // РГ. 2007, 8 июня. *(524) СЗ РФ.

2006. N 22. Ст. 2375; N 6. Ст. 733; N 8. Ст. 944; N 23. Ст. 2553; N 45.

Ст. 4739. *(525) См. подробнее об этом: Лушникова, М.В. Единство частных и публичных начал в правовом регулировании трудовых, социально-обеспечительных и семейных отношений / М.В. Лушникова, А.М. Лушников, Н.Н.

Тарусина. Ярославль, 2001. С. 322-370; Федорова, М.Ю. Негосударственные органы и организации как субъекты правоотношений по социальному обеспечению: проблемы теории и практики / М.Ю. Федорова // Российский ежегодник трудового права.

2006. N 2. С. 716-726. *(526) СЗ РФ.

2001. N 39. Ст. 3770 (с изм. и доп.). *(527) См.: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2006 N 1088-Р // СЗ РФ.

2006. N 50. Ст. 5364. *(528) См., например: Закон г. Москвы от 11.03.1999 N 6 «Об основах жилищной политики г. Москвы» // Ведомости Московской городской Думы.

1998. N 5; Закон от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения» // Вестник Мэра и Правительства Москвы.

2006. N 42 (действует в ред. Закона от 24.01.2007). *(529) Жилищный фонд каждого субъекта РФ существует отдельно от фонда РФ (Российского государства).

Жилищный фонд субъектов РФ тоже является государственным фондом.

*(530) СЗ РФ. 2000. N 14. Ст. 4399; 2003. N 5. Ст. 503. *(531) СЗ РФ.

2008. N 8. Ст. 809. *(532) СЗ РФ. 1998. N 45. Ст. 5603. *(533) СЗ РФ.

2006. N 26. Ст. 2876. *(534) СЗ РФ. 1998. N 45. Ст. 5603; 2006. N 26. Ст. 2876. *(535) СЗ РФ. 2001.

N 22. Ст. 2276. *(536) Ведомости РФ.

1993. N 12. Ст. 445. *(537) РГ.