Преступление и наказание по законам хамураппи


Преступление и наказание по законам хамураппи

Оглавление:

Преступление и наказание по законам Хаммурапи с примерами статей


February 2, 2020 Обсудить 0 0 Законы вавилонского царя Хаммурапи являются первой удачной попыткой навести порядок в правовых вопросах и спорах среди граждан страны. Создание порядка, последовательности и системы наказаний за различные виды преступлений можно считать большим достижением в государственности Древнего Вавилона. Царь Вавилона Хаммурапи, который правил примерно в 1792-1750 годах до н. э., был родом из династии Амореев.

Он являлся искусным полководцем и политиком своей эпохи, с которой связывают расцвет Вавилона.

Это первый царь, оставивший после себя зафиксированные на клинописных табличках и стелле из черного диорита указы.В них рассматривалось возведение храмов, городских оборонительных стен, строительство каналов, политические события и военные конфликты.

А также содержались записи, которые в дальнейшем были названы законами Хаммурапи, и наказания за преступления, описанные в этих законах. После восхождения Хаммурапи на трон государство начинает развиваться и крепнуть.

Проводится ряд важнейших реформ:

  1. Запрещается продажа земли.
  2. Страна делится на административные единицы – номы. Ими руководят чиновники.
  3. Создаются законы Хаммурапи. Наказания за преступления ужесточаются.
  4. Устанавливается новый порядок сбора налогов.
  5. Все храмы подчиняются управлению самого Хаммурапи, а его власть объявляется божественной.
  6. Вводятся ограничения на торговлю, которая начинает контролироваться государством.

Главным вкладом в развитие Вавилона и его государственности была организация и развитие судебной системы. э., что говорит о том, какой развитой была страна.После начала использования законов произошли существенные изменения:

  1. Определяется основной господствующий класс – рабовладельцы.
  2. Организовываются судебная система и система исполнения законодательства.
  3. Официально закрепляется а именно – рабовладельческий.

Введение законов Хаммурапи и наказаний за преступления, описанных в кодексе, преследовало несколько целей.

Законы Хаммурапи на сегодняшний день являются самыми древними, дошедшими до нашего времени. был записан приблизительно в 1750-х годах до н.

Текст разделен на три части:

  1. В водной части говорится о том, как он был получен. Указывалось, что царь принял законы от бога солнца Шамаша. Любой, кто не будет им следовать и пойдет против повелений Хаммурапи и бога Шамаша, будет наказан, а весь род виновника будет проклят.
  1. Во второй части клинописного текста находятся 282 параграфа законов Хаммурапи и наказания за преступления.
    Во-первых, создание нового права, а во-вторых, сохранение уже имеющейся правовой системы, основанной на законах Эшнунны, но только с уточнениями, дополнениями и существенными изменениями.
    А также видна разница в санкциях для полноправных

Преступление и наказание по законам Хаммурапи с примерами статей: таблица.

Кратко рассмотрев перечень параграфов, которые касались всех сфер жизнедеятельности человека того времени, можно сказать, что наказания были весьма жесткими.

Система преступлений и наказаний по законам Хаммурапи

Уникальный в своем роде правитель Вавилона Хаммурапи стал автором свода законов.

Фактически каждое преступление и наказание по законам Хаммурапи таблица, изготовленная из глины, расписывала детально. Ведь именно на таких глиняных табличках были изданы статьи предписаний. В XVIII веке до н. э. появился памятник истории — законы Преступления и наказания, описанные в своде, заключены в 282 статьи.
Когда царствованию Хаммурапи исполнилось 35 лет, он приказал высечь законы на огромном столбе из черного базальта.

Этот столб отыскался во время раскопок Суз в 1901 году.

В прологе к своду поясняется, что это божьи законы, провозглашенные от имени царя, и им необходимо следовать.Как говорил сам царь, законы были нужны, чтобы более сильные не угнетали слабых, чтобы вдовы и сироты и другие угнетенные получали по справедливости.Издав свод предписаний, царь упрочил свою власть.

Система преступлений и наказаний по законам Хаммурапи позволила присоединить немалые территории соседей и создать единые для страны унифицированные нормы законов. Кроме того, тогдашняя элита общества ставила задачей правовыми методами узаконить привилегии и имущество перед остальным народом. Здесь очень пригодились законы Хаммурапи.

Преступления и наказания, статьи с которыми дошли до наших дней, позволяют судить о степени развития С другой стороны, законы требовались и для сглаживания напряженности в обществе.

Уголовное право, описывавшее любое преступление и наказание по законам Хаммурапи, кратко говоря, базировалось на принципе: наказывается деяние, нарушающее установившийся традиционный порядок.В законах Хаммурапи была сделана попытка регулировать права собственности.

В качестве нее признавались земля, строения, рабы и движимое имущество.Землей могли владеть государство (царь), община, храмы, частные лица.Была закреплена частная собственность на имущество. Важной частью имущества, защите которого уделялось повышенное внимание, считались рабы.Различные обязательства согласно своду вытекали из договоров.

Система договоров была урегулирована реалиями жизни и правом.

Хотя письменное заключение соглашений и не было обязательным, их нельзя было заключать без свидетелей.

Поскольку письменность в стране была широко распространена, грамотные люди заключали договоры в форме записи на глиняной табличке. Некоторые соглашения требовали клятв сторон и присутствия жрецов.Нарушение договора наказывалось разнообразными способами, среди которых было обращение в рабство.Для купли-продажи требовался письменный договор. При передаче вещи новому собственнику к предмету символически прикасались палочкой.

Продавать можно было движимое имущество, здания и рабов.Также практиковались договоры найма.С их помощью нанимались вещи, услуги и люди. Широко распространена была аренда земли.

При этом арендная плата взималась урожаем, достигая иногда его половины.Хотя в Вавилоне широко применялся труд рабов, нередки были договоры личного найма. Многочисленные документы доказывают наем строителей, пастухов и столяров.

Преступления и наказания, суд и судебный процесс в Древнем Вавилоне (по законам Хаммурапи).

Стр 7 из 19Судебная система Судебная система, как и в других древневосточных государствах, не была отделена от администрации.

Царь и чиновники одновременно ведали и административными, и судебными делами. Верховным судьей был царь, являвшийся высшей инстанцией для рассмотрения гражданских и уголовных дел. Он мог и сам рассмотреть любые дела, но чаще всего направлял в нижестоящие органы.

Судебные функции находились также в руках «наместника» и «рабианума» — председателей судебных коллегий.

В суде наместника судебная Коллегия состояла из чиновников, подчиненных «наместнику», а под председательствованием «рабианума» заседал суд из членов общинного совета или общинного совета в полном составе. В больших городах судебные функции выполняли специальные «царские судьи», подчиненные непосредственно царю.

Жрецы участвовали в процессе, когда приводили стороны к клятве и засвидетельствовали ее. Следует полагать, что существовали храмовые суды для рассмотрения дела, сторонами в которых являлись жрецы. Уголовное право Вавилона В Законах Хаммурапи нет упоминания об обычае кровной мести.

Она вынесена в одних случаях наказаниями, налагаемыми государственной властью, в других случаях вознаграждением, которое уплачивает преступник потерпевшему или родственникам. Вместе с тем, закон сохраняет не мало пережитков первобытных отношений: а) ответственность за преступление всей территориальной общиной в случаях, когда личность преступника неизвестна (ст. ст. 23,24); б) ответственность детей за преступления, совершенные родителями (ст.

ст. 116, 210, 230); в) изгнание преступника из данной местности или «из дома»; г) сохранение в ряде случаев принципа талиона «Равным за равное» (ст. ст. 196, 197). За одно и то же преступление авилуму, мушкену и рабу назначались различные наказания. Таким образом, право носило ярко выраженный классовый характер.

Законы Хаммурапи знают следующие виды наказаний: смертная казнь (более чем в 30 случаях); членовредительские наказания; телесные наказания (удары плетью); наложение знака бесчестил; изгнание из родной местности или дома; денежные взыскания; увольнение с должности с запрещением занимать ее в будущем. Система преступлений содержит: должностные преступления (карается судья, изменивший приговор, получивший взятку штрафом в 12 кратном размере стоимости иска и лишается должности без права занятия ее в будущем); ложное обвинение, лжесвидетельство (карались смертной казнью); преступления против личности, нечаянное убийство (несет наказание в виде смертной казни виновного или его сына или дочери), убийство мужа женою (виновную сажали на кол); ответственность врача за неудачное лечение влекло членовредительское наказание, за другие преступления наказывались по принципу талиона; похищение малолетних детей (карается смертной казнью ст.14); преступления против собственности: а) кража имущества из дворца или храма (ст. 8) (каралась смертной казнью); б) кража домашних животных (возмещение в 30 кратном размере или, в случае неуплаты — смертная казнь) (ст.

Преступления и наказания, суд и судебный процесс в Древнем Вавилоне (по законам Хаммурапи).

Поделись с друзьями Нужна помощь в написании работы?

Кодекс Хаммурапи составлен в казуистической форме, т. е. в виде статей, излагающих норму не в общей, абстрактной форме, а в форме частного случая (казуса).

Вот соответствующий пример:

«Если человек будет пойман с краденым рабом или с краденой рабыней, то за раба он должен привести еще одного раба, за рабыню еще одну рабыню»

. Статьи кодекса не расположены по отраслям права, хотя авторы (или автор его) стремились к логической группировке.

Уголовное право несло в себе принцип возмездия, применявшийся в зависимости от того, какое общественное положение занимали обвиняемый и обвинитель. Считалось, что наказание есть возмездие за вину и оно должно быть равным преступлению («око за око», «зуб за зуб»), что называется талионом.

Смертный приговор предусматривался за сорок различных преступлений: кража имущества, принадлежащего дворцу или храму; кража во время пожара; ложное обвинение в тяжком преступлении; нарушение женщиной супружеской верности; умышленное убийство; кровосмешение и др. Совершившего преступление могли утопить, сжечь, посадить на кол, волочить по земле до смерти. За другие более мелкие преступления виновному выкалывали глаза, отрубали руки, отрезали нос или уши.

Самым распространенным наказанием был штраф. Его размер зависел от совершенного преступления и от социального положения потерпевшего и преступника. Он колебался от суммы, вдвое превышавшей нанесенный ущерб, до суммы, превышавшей его в тридцать раз.

Иногда преступник подвергался изгнанию из общины, он терял при этом все свое имущество, должен жить вне своей семьи, лишался защиты своих богов.

В некоторых случаях кодекс допускает самосуд. Вора на пожаре предписывалось бросить в огонь на месте преступления.

Кодекс не знает кровной мести. Государство взяло на себя репрессивную политику.

На представителей имущих классов за многие преступления налагались денежные штрафы. Штрафы за преступления постепенно повышаются, если потерпевшимиоказывалось лицо, принадлежащее к привилегированной социальной группе.

В уголовном праве допускалось объективное вменение, т.

е. ответственность без вины.

«Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть сыну домохозяина- должно убить сына строителя»

.

Таким образом наказывался человек, не имевший никакого отношения к строительству дома. Уголовному праву еще не были известны стадии преступления (приготовление, покушение), равно как и формы соучастия (подстрекательство, укрывательство и др.). Нельзя не отметить и то, что кодекс знал смягчающие вину обстоятельства: убийство в драке, при условии, что у убийцы не было намерения убить.

Такое преступление наказывалось уплатой небольшого штрафа. За причинение телесных повреждений в драке виновный должен был уплатить стоимость лечения. Суд и процесс. Суд состоял из нескольких назначенных государством судей, которым помогал совет старейшин, т.

е. наиболее почетные граждане города или села. Имелось несколько судебных инстанций: простые дела решались быстро судьями, сложные разбирались иногда самим царем.

Преступление и наказание по законам Хаммурапи с примерами статей

/ / Законы вавилонского царя Хаммурапи являются первой удачной попыткой навести порядок в правовых вопросах и спорах среди граждан страны.

Создание порядка, последовательности и системы наказаний за различные виды преступлений можно считать большим достижением в государственности Древнего Вавилона. Содержание статьи Царь Вавилона Хаммурапи, который правил примерно в 1792-1750 годах до н. э., был родом из династии Амореев.

Он являлся искусным полководцем и политиком своей эпохи, с которой связывают расцвет Вавилона. Это первый царь, оставивший после себя зафиксированные на клинописных табличках и стелле из черного диорита указы. В них рассматривалось возведение храмов, городских оборонительных стен, строительство каналов, политические события и военные конфликты.

А также содержались записи, которые в дальнейшем были названы законами Хаммурапи, и наказания за преступления, описанные в этих законах. После восхождения Хаммурапи на трон государство начинает развиваться и крепнуть.

Проводится ряд важнейших реформ:

  1. Все храмы подчиняются управлению самого Хаммурапи, а его власть объявляется божественной.
  2. Запрещается продажа земли.
  3. Создаются законы Хаммурапи. Наказания за преступления ужесточаются.
  4. Страна делится на административные единицы – номы. Ими руководят чиновники.
  5. Устанавливается новый порядок сбора налогов.
  6. Вводятся ограничения на торговлю, которая начинает контролироваться государством.

Главным вкладом в развитие Вавилона и его государственности была организация и развитие судебной системы. Законы Хаммурапи на сегодняшний день являются самыми древними, дошедшими до нашего времени.

Судебник Хаммурапи был записан приблизительно в 1750-х годах до н.

э., что говорит о том, какой развитой была страна.

После начала использования законов произошли существенные изменения:

  1. Определяется основной господствующий класс – рабовладельцы.
  2. Организовываются судебная система и система исполнения законодательства.
  3. Официально закрепляется государственный строй, а именно – рабовладельческий.

Введение законов Хаммурапи и наказаний за преступления, описанных в кодексе, преследовало несколько целей.

Во-первых, создание нового права, а во-вторых, сохранение уже имеющейся правовой системы, основанной на законах Эшнунны, но только с уточнениями, дополнениями и существенными изменениями.

Текст свода законов Хаммурапи разделен на три части:

  1. В водной части говорится о том, как он был получен. Указывалось, что царь принял законы от бога солнца Шамаша. Любой, кто не будет им следовать и пойдет против повелений Хаммурапи и бога Шамаша, будет наказан, а весь род виновника будет проклят.
  1. Во второй части клинописного текста находятся 282 параграфа законов Хаммурапи и наказания за преступления.

Преступления и наказания в законах хаммурапи принцип талиона

(закон Талиона) — правило возмещения понесенного ущерба. Восходит к первобытному строю с его практикой кровной мести (кровь за кровь).

Это также принцип древнейших законодательств, согласно которому преступник должен получить в качестве наказания точно такой же моральный и материальный ущерб, который он причинил своим жертвам. В Законах вавилонского царя Хаммурапи (см.

Хаммурапи законы) можно встретить три разновидности Талиона — Талион по принципу «рана за рану» в конфликтах между свободными людьми, символический Талион (дерзкому рабу отрезали язык) и зеркальный Т. — например, нерадивого строителя дома, у которого обрушилась крыша, что стало причиной смерти сына хозяина дома, наказывали смертью его собственного сына. Многие ранние общества применяли библейское правило «око за око, зуб за зуб» буквально.

Отчасти это связано с тем, что телесные повреждения, имущественный ущерб или воровство считались делом частным и наказание не было заботой государства. Следующим шагом стало признание необязательности буквального равновозмездия: за выбитый глаз теперь могли требовать денежную компенсацию, а если убивали не свободного человека, араба, то могли компенсировать ущерб стоимостью раба. В Древнем Риме Т. (talis) подразумевал возмездие, частное мщение, он стал промежуточной ступенью между правом убить преступника и правом принять от него денежный штраф (pecunia).

Дольше всего идея возмездия сохранялась в карательном законодательстве: вплоть до 18 в.

в арсенал телесных наказаний по принципу Т. входило клеймение, калечение, колодки, выставление у позорного столба.

Талион мог быть прямым и опосредованным: так, если неудачливый строитель дома погубил сына заказчика, то предписывалось взамен убить его сына. В Русской Правде еще сохраняются древнейшие элементы обычая, связанные с принципом талиона («око за око, зуб за зуб») — в случаях с кровной местью. Здесь явно действовал древний принцип талиона «око за око, зуб за зуб», то есть модификация кровной мести); г) преступления против благочиния: содержание притонов.

bibliotekar.ru Виды преступлений по законам Хаммурапи: К преступлениям против личности относились: неумышленное или же умышленное убийство, оскорбление действием или словом, повреждение тела, а также ложное обвинение.

Преступления против собственности включали в себя: уничтожение или повреждение чужого имущества (при этом, особо ценилась и охранялась собственность храмов или дворцов), а также мошенничество, грабёж и кража, снятие знака рабства с рабов и пр. Преступления против семьи: подмена или похищение детей, изнасилование, распутное поведение и супружеская измена (со стороны жены), а также кровосмешение. К другим видам преступлений относились: должностные преступления (например, взятка или шантаж) и особые воинские правонарушения.

Законы Хаммурапи включали в себя следующие виды наказаний за совершённые преступления: · Смертная казнь – сажание на кол, сожжение, а также утопление · Телесные наказания – наказание при помощи нанесений ударов плетью

Законы Хаммурапи, царя Вавилона. Преступление и наказание. Судопроизводство.

Поделись с друзьями Нужна помощь в написании работы?

Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла.

Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления.

Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем — покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов.

Текст сборника состоит из трех частей: введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого», а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства; 282 статьи законов; обширное заключение. Источниками при составлении сборника послужили: обычное право; шумерские судебники; новое законодательство. При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития.

В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности: царские;храмовые;общинные;частные.

Царским и храмовым хозяйством управлял царь. С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины.

Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами.

Земельные наделы воинов, а также имущество солдат, как сказано в вопросе 9 «Государственное устройство Вавилонии», подчинялись особому правовому режиму. Законодательству Хаммурапи известны договоры: аренды; имущественного найма;личного найма;займа;купли-продажи;хранения; товарищества;мены;поручения.

Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде — поля, сада, еще не освоенной земли. В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство.

Законы подробно регулировали следующие положения:ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним. Договор купли-продажи

Уголовное право (виды преступлений и наказаний) по «Законам Хаммурапи»

Самый знаменитый из древних правовых кодексов — кодекс законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Законы Хаммурапи позволяют охарактеризовать экономический и общественный строй Древневавилонского царства, его правовую сторону.

Судебник Хаммурапи затрагивает самые различные вопросы права. В своей работе я буду рассматривать уголовное право.

Наказания по кодексу Хаммурапи были различны для каждого рода преступлений и социального статуса гражданина.

Различают несколько видов преступлений:

  1. — против личности: умышленное или неумышленное убийство (убийство женой мужа (§153), неудачная операция врача повлекшая смерть больного (§218-219), доведение до смерти должника в доме кредитора (§116) и т.д.), оскорбление словом и действием, ложные обвинения, клевета (§1-3). Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости (§197-218), отдельно отмечается причинение побоев (§116, 245,211);
  2. — против семьи: кровосмешение, неверность жены, её распутное поведение (§ 129, 133, 143), изнасилование (130), похищение и подмена ребёнка, бегство женщины от мужа, укрывательство беженки, увоз замужней женщины и другое.
  3. — против собственности (имущественное преступление): кража (§22), укрывательство и кража чужого раба (§15-16,19). Также относились снятие с раба его знаков рабства (§226-227), мошенничество корчемницы или тамкара в отношении заимодавца (§ 90-95, 108), повреждение и уничтожение чужого имущества, в частности затопление по нерадивости чужого поля водой из своего арыка или плотины (§ 53-55), потрава поля скотом (§ 57) и т.д.;
  4. — религиозные: чародейство, святотатство, колдовство (§2);
  5. — воинские: дезертирство, отказ от воинской повинности и присвоение имущества воина (§26-§38);

В законах Хаммурапи можно выделить определенную систему наказаний, хотя автор этих законов не знал такого понятия и не пытался составить строго определенный перечень возможных видов наказаний. В «Законах Хаммурапи» отсутствует строгая грань между уголовным преступлением и гражданским правонарушением.

Под преступлением здесь понимается, как правило, действие, причинившее тот или иной материальный ущерб — будь то кража или нанесение телесного увечья.

Соответственно наказание выступает часто в форме возмещения причиненного материального ущерба.

Целью наказания по законам Хаммурапи являлось возмездие, что определяло виды наказаний: смертная казнь (сожжение, утопление, посажение на кол) (§1-34,130, 155, 157, 210, 229-230 и т.д.); членовредительские наказания (отрубание руки, отрезание пальцев, языка, вырвание глаз.

и т.п.) (§192-197, 218, 226, 253 и т.д.); штрафы (§5, 139-140, 146-147, 156-166, 171,177 и т.д.); изгнание (§154, 168, 191). При определении наказания руководствовались “принципом талиона” — “мера за меру”, когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему.

Талион применялся в большинстве случаев правонарушений: преступивший закон возмещал тот самый ущерб, который

Преступление и наказание по законам царя Хаммурапи. Суд и судоустройство

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ») Институт права Кафедра Теории и истории государства и права Преступление и наказание по законам царя Хаммурапи.

Суд и судоустройство Контрольная работа Проверил: кандидат исторических наук, доцент кафедрыТеории и истории государства и права Харланов Виталий Леонидович Челябинск — 2013 Содержание Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1.

Преступление и наказание по законам Хаммурапи………………….5 Глава 2. Судопроизводство по законам Хаммурапи……………………………9 2.1 Состав и полномочия судов. Участники процесса и их обязанности.……9 2.2 Круг доказательств, принимаемых к рассмотрению судами………………9 2.3 Вынесение судами решений и приговоров………….……………………11 Заключение.…………………………………………………………………….14 Список Литературы…………………………………………………………….16 ВВЕДЕНИЕ Цель контрольной работы: провести анализ преступлений и наказаний по законам царя Хаммурапи, а так же выявить основные черты и принципы функционирования древневавилонской системы судопроизводства в той мере, в какой они отражены в своде законов вавилонского царя Хаммурапи.

Изучение древних судебников, одним из которых и является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день, как мне кажется, не потеряло своей актуальности.Эти судебники являются самыми первыми законами, а их составители — первыми людьми попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы как-то управлять другими людьми, ведь единственная сила отделяющая государство от хаоса — это закон. Текстзаконов, хотя и не полностью отражал реальную правовую действительность в силу действия наряду с ним норм обычного права и всевозможных прочих правовых установлений и распоряжений, всё же позволяет составить представление о наказаниях за совершенные преступления и организации судебного процесса.

Законы Хаммурапи (1792 — 1750 гг.

до н. э.) — шестого царя первой вавилонской династии были найдены французской экспедицией в 1901 г. в Сузах ( столица Элама ). Сейчас они хранятся в Луврском музее в Париже.

Законы Хаммурапи высечены на черном базальтовом столбе, который в качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии в XII в.

до н. э. Кодекс законов Хаммурапи содержит 282 статьи, но на столбе сохранилось 247 статей, 35 статей были выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя. Впоследствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669-около 630 г.г. до н.э.) в Ниневии. Клинописный текст состоит трех частей: введения, законов и заключения.

В первой и последней части Хаммурапи характеризует себя и свое правление, а также указывает цель составления законов: чтобы сильный не угнетал слабого и т.д.В верхней части лицевой стороны столба изображен Хаммурапи, стоящий в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающем ему законы.

ГЛАВА 1.

Преступления и наказания по законам Хаммурапи

Виды преступлений по законам Хаммурапи: К преступлениям против личности относились: неумышленное или же умышленное убийство, оскорбление действием или словом, повреждение тела, а также ложное обвинение.

Преступления против собственности включали в себя: уничтожение или повреждение чужого имущества (при этом, особо ценилась и охранялась собственность храмов или дворцов), а также мошенничество, грабёж и кража, снятие знака рабства с рабов и пр.

Преступления против семьи: подмена или похищение детей, изнасилование, распутное поведение и супружеская измена (со стороны жены), а также кровосмешение. К другим видам преступлений относились: должностные преступления (например, взятка или шантаж) и особые воинские правонарушения.

Законы Хаммурапи включали в себя следующие виды наказаний за совершённые преступления: · Смертная казнь – сажание на кол, сожжение, а также утопление · Телесные наказания – наказание при помощи нанесений ударов плетью · Членовредительство (принцип талиона) – отрезание ушей или же отсечение конечностей · Иные виды наказаний – система штрафов, изгнание из общины, рабство. При этом сумма штрафа могла быть равносильна смерти преступника, если он не мог его оплатить. Размер штрафов и тяжесть членовредительских наказаний зависели исключительно от социального положения потерпевшего и самого преступника.

При этом членовредительство применялось в том случае, если социальные положения обеих сторон были равны. В качестве наказания за повреждение рабу было возмещение хозяину половины его стоимости. В судоустройстве не было разделения между гражданским процессом и уголовным.

Обвинение поддерживало частное лицо, штраф полагается потерпевшей стороне и выплачивается только по инициативе этой стороны.

В качестве доказательств использовались: клятва, ордалия (испытания водой), показание свидетелей. Также велись и судебные протоколы на глиняных табличках, в которых фиксировались клятвы сторон, их показания, имена и показания свидетелей, а также приговор.

Истец или ответчик согласно судейскому приказу брали на себя обязательства (в письменном виде), которые передавались противоположной стороне. Если же они не выполнялись, на них накладывался штраф или знак бесчестия.

В отдельных случаях имел место самосуд – мародёр, крадущий при пожаре, мог быть лишён жизни без всякого суда. Интересное:

Радник

Рабовладельческая сущность ЗХ становится более очевидной при анализе норм о преступлениях и наказаниях. По сравнению с законами шумеров, ЗХ ужесточает наказание, заменяя в большинстве случаев штрафы телесными наказаниями или смертью.

Вместе с тем родоплеменные воззрения на преступление и наказание полностью не утратили своего значения. К таким пережиткам относится ответственность общины за грабеж, если виновный не был схвачен и скрылся (ст. ст. 23, 24), изгнание из общины и отцовского дома человека, совершившего кровосмесительное преступление (ст.

ст. 154, 158). Кровная месть отменена, но ее эквивалентом стал принцип талиона – «равное за равное».

Однако он применялся по отношению к лицам равного общественного положения, состоящим в одном сословии.

Если строитель построил дом, а он рухнул и в результате погиб хозяин, то предается смерти подрядчик (ст. 229). Если жертвой стал сын хозяина, будет умерщвлен сын строителя.

Если же задавили насмерть раба хозяина, подрядчик должен отдать своего раба, то есть возместить ущерб.

Эти статьи устрашали бракоделов.

Такое же наказание грозило ростовщику, если он дурным обращением довел до смерти сына своего должника, отданного в долговую кабалу.

Если лекарь, цирюльник, снимая бельмо у авилума с глаза, повредил его, то ему отрубали кисть руки. За такое же повреждение, нанесенное рабу, лекарь мог отделаться штрафом.

Следовательно, принцип талиона в ЗХ нашел более полное отражение, чем в каком-либо другом памятнике права той эпохи. Его происхождение ведет свое начало от законов шумеров.

Анализ преступлений и наказаний по ЗХ показывает явное неравенство социальных групп, их откровенно классовый, рабовладельческий характер, привилегированное положение авилум. Если раб сказал своему хозяину: «Ты не мой господин», – то господин может отрезать ему ухо (ст.

283). В перечне мер наказания главной объявлялась смертная казнь, которая предусматривалась по 30 составам преступлений.

Она могла быть пр остая и квалифицированная: утопление, сожжение, повешение, посажение на кол. Допускается замена телесного наказания уплатой штрафа. В перечне наказаний по ЗХ много наказаний членовредительских, превращавших осужденного в инвалида.

Так, кормилица, виновная в смерти ребенка, лишалась грудей. Испытания водой (ордалии) также означали гибель человека, так как подозреваемый, как правило, тонул.

Если жрица вошла в питейное заведение, по закону ее следовало сжечь (ст. 110). Содержательницу кабака, постоялого двора, если она не схватила преступников и не привела их к властям, надлежало убить (ст. 109). В данном случае в качестве преступников, вероятно, рассматривались заговорщики, смутьяны, бунтовщики.