Публично правовое образование как продавец


Оглавление:

Публично-правовые образования как юридические лица (стр. 1 из 5)


ВВЕДЕНИЕ Тема данной курсовой работы – публично-правовые образования как юридические лица.

Данный вопрос является актуальным и достаточно интересным, т. к. наряду с физическими и юридическими лицами участниками отношений, регулируемых гражданским правом, являются государство и другие публично-правовые образования. Для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных (региональных, местных) задач они во многих случаях нуждаются в участии в имущественных отношениях.

При этом должны быть учтены особенности статуса таких образований, обладающих публичной властью, а в ряде случаев являющихся политическими суверенами, которые сами определяют правопорядок, в том числе случаи и пределы собственного участия в гражданских правоотношениях. С другой стороны, необходимо в полной мере соблюсти интересы участников имущественного оборота как юридически равных собственников (или иных законных владельцев) имущества, находящихся в частноправовых, а не в публично-правовых отношениях друг с другом.

Этими обстоятельствами и определяются особенности участия публично-правовых образований в гражданском (имущественном) обороте, хотя они выступают в гражданском обороте так же, как юридические лица, подчиняясь всем установленным для последних правилам. Цель написания данной работы – рассмотреть публично-правовые образования с точки зрения юридического лица. Выявить сходства и обозначить различия между ними.

Для этой цели в данной работе ставятся следующие вопросы: -статус публично-правовых образований; — Российская федерация как субъект гражданского права; — государственные образования как субъекты гражданского права; — муниципальные образования как субъекты гражданского права; — статус унитарных предприятий. Курсовая работа состоит из Введения, четырех глав, Заключения и списка используемой литературы.

Глава I Статус публично-правовых образований К числу публично-правовых образований, участвующих в гражданских правоотношениях, относятся, во-первых, государство и, во-вторых, муниципальные образования.

Особенности отечественного государственного и социально-экономического устройства имеют следствием то положение, что государство не выступает в качестве единого субъекта гражданских правоотношений, а, напротив, характеризуется множественностью субъектов. К их числу относятся как Российская Федерация (федеральное государство) в целом, так и ее отдельные субъекты — республики, края, области, города федерального подчинения, автономная область, автономные округа (ч.

1 ст. 65 Конституции РФ), являющиеся государственными образованиями.

Государство и другие публично-правовые образования в гражданско-правовых отношениях выступают на равных началах с иными их участниками — гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК). Это означает, что они не вправе использовать здесь никакие свои властные полномочия по отношению к другим участникам (контрагентам).

За нарушение гражданских прав или неисполнение обязанностей к публично-правовым образованиям в судебном

Публично-правовые образования как субъект гражданского права

отношениях Что касается личных неимущественных отношений, то на первый взгляд может показаться, что публичные образования ввиду особенностей своей природы не могут быть субъектами указанных отношений, причем как связанных с имущественными отношениями, так и не связанных с ними.

Действительно, достаточно сложно представить себе отношения с участием публичных образований, возникающие, например, по поводу таких нематериальных благ, как жизнь, здоровье, неприкосновенность частной жизни и прочее. Однако существо некоторых личных неимущественных отношений не исключает возможность признания публичных образований их участниками.

Например, публичному образованию может принадлежать такое личное неимущественное право, как право на обнародование произведения науки, литературы и искусства (личное неимущественное право, связанное с имущественными). Гражданско-правовую природу имеют отношения, связанные с использованием наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях государственных и негосударственных учреждений, организаций и других структур в своих фирменных наименованиях некоторых слов (личные неимущественные права, не связанные с имущественными). Подобное использование до принятия ФЗ «О государственной символике» допускается только с согласия Правительства РФ (за исключением общероссийских общественных и некоторых религиозных объединений, которые вправе использовать эти наименования без специального разрешения).

Соответственно, личные неимущественные отношения возникают при использовании иной символики, принадлежащей публичным образованиям. 2.3 Участие публично-правовых образований в организационных отношениях Участвуя в имущественных отношениях, публичные образования не могут не вступать в отношения организационного характера.

Например, подобные отношения возникают в случае организации и проведения торгов в форме конкурса на право заключить государственный (муниципальный) контракт, которые являются одним из способов размещения заказа (подп.

1 п. 1 ст. 10, гл. 2, 3 ФЗ «О размещении заказов»). Представляется, что организационные отношения с участием публичных образований складываются и в случае заключения последними предварительных договоров, создания хозяйственных товариществ и обществ, а также иных юридических лиц, и, соответственно, участия в деятельности этих лиц, например, посредством принятия решений (иногда эти отношения относят к разновидности имущественных отношений). Публичные образования выступают в гражданских правоотношениях на равных началах с иными субъектами — физическими и юридическими лицами (п.

1 ст. 124 ГК). Несмотря на то, что в указанной норме ГК воспроизведен лишь один из принципов гражданского права (юридическое равенство участников гражданских правоотношений), участие публичных образований в гражданском обороте предполагает распространение на их деятельность всех остальных общих начал гражданского законодательства (в частности, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела и т.п.).

Публично-правовое образование как субъект спора, вытекающего из гражданских правоотношений Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС УДК 347.91 ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СУБЪЕКТ СПОРА, ВЫТЕКАЮЩЕГО ИЗ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Бакулин Андрей Федорович, Председатель Арбитражного суда Республики Марий Эл, доцент кафедры гражданского права и процесса Марийского государственного университета, заслуженный юрист РФ, г. Йошкар-Ола. E-mail: baculin 11 ru Камаева Анастасия Валерьевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола. E-mail: Только Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, но не созданные ими органы власти и управления, признаются самостоятельными субъектами гражданского права.

При этом они не наделяются правами юридического лица. В статье осуществлен анализ материального и процессуального статуса публично-правовых образований, участвующих от своего имени в договорных и иных гражданских правоотношениях. Ключевые слова: публично-правовые образования, бюджетное учреждение, истец, ответчик, договор, судебное разбирательство.

Государственные органы или органы местного самоуправления создаются для осуществления властно-распорядительных функций в сфере налоговых, финансовых, административных и иных публичных отношений. Поэтому органы публичной власти не обладают гражданской право- или дееспособностью, ни при каких условиях не могут выступать в качестве самостоятельных участников частных гражданских правоотношений и не могут приобретать от своего имени гражданские права и нести гражданские обязанности. Такой субъект не предусмотрен гражданским законодательством.

Помимо граждан и юридических лиц, в регулируемых гражданским законодательством правоотношениях могут участвовать от своего имени также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статьи 2, 124 ГК РФ).

Они традиционно именуются в цивилистике публично-правовыми образованиями. При этом в силу пунктов 1 и 2 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, от имени муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти или органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, опре- iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . деляющими статус этих органов.

Исходя из статей 27 и 43 АПК РФ, процессуальная правоспособность признается за РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями, поэтому надлежащим истцом или ответчиком по делу, вытекающему из гражданских правоотношений, могут быть только Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в лице компетентного уполномоченного органа: например, Российская Федерация в лице Министерства

Публично-правовые образования и государственные органы

Согласно ст.124 Гражданского кодекса Российской Федерации государство (далее – ГК РФ) — Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования являются субъектами гражданского права и участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных началах с физическими и юридическими лицами.

Следовательно, участниками гражданских правоотношений являются именно публично-правовые образования, но не созданные ими государственные органы или органы местного самоуправления.

Такое участие подчиняется правилам, установленным для юридических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов, причем от имени государства и муниципальных образований действуют соответственно государственные и муниципальные органы. Уникальность гражданско-правового статуса государства, неприменимость к государству понятия юридического лица были признаны советскими исследователями и поддержаны в российской доктрине.

Позиция Конституционного Суда Российской Федерации (далее – КС РФ), согласно которой публично-правовые образования обладают специальной правоспособностью, подчеркивает особое правовое положение государства и муниципальных образований как субъектов гражданского права.

В отличие от общей правоспособности коммерческих организаций, правоспособность государства должна соответствовать его публично-правовой природе.

Этот принцип выражен, например, в следующих законодательных положениях: публично-правовые образования вправе обязываться по векселю только в случаях, предусмотренных федеральным законом; государство и муниципальные образования, а также их органы не могут быть доверительными управляющими; государственные и муниципальные образования не вправе участвовать в хозяйственных обществах и товариществах на вере, если иное не установлено законом.

Специальную правоспособность государства стоит учитывать при толковании установленных законодательством полномочий государственных органов, и при подготовке новых законов — публично-правовым образованиям и их органам не должны предоставляться гражданские права, осуществление которых вступает в противоречие с задачей по выражению и защите общественных интересов. Соответственно, публично-правовое образование не должно иметь права, например, на осуществление предпринимательской деятельности, т.е.

деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, за исключением особых случаев, когда общественные интересы требуют осуществления государством предпринимательской деятельности в какой-либо форме.

В настоящее время по своей сути унитарные предприятия представляют собой своеобразный инструмент для повышения эффективности использования федерального имущества и обеспечения поступления в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий. В связи с этим действующее законодательство и сохранило конструкцию унитарного предприятия для публичных собственников. Сегодня как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного

Тема 8 Публично-правовые образования как субъекты гп

Эти субъекты отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, за исключением:- имуществом, закреплённым за УП; — имуществом, которое по закону может находиться только в публичной собственности; — имуществом, изъятым из оборота; 5) Данные субъекты занимают особое положение, т к они сами устанавливают правила поведения и их соблюдают; 6) Эти субъекты также несут ответственность за незаконные действия своих органов и должностных лиц; 7) Их правоспособность является целевой, т.

к. они действуют в интересах всего общества.

Правосубъектность публичных образований. Определяется Конституцией РФ, К.

республик, уставами других субъектов, муниципальных образований, ГК, другими законами, которые определяют их участие в ГК. Их правоспособность нельзя считать ни общей, ни специальной – в чём-то она шире (по отношению к другим субъектам), а в чём-то уже. В некоторых случаях определённые права принадлежат только публичным образованиям.

Они вправе принимать административные акты, из которых возникают гражданские правоотношения, субъекты наделяются правами и обязанностями (напр., акт о регистрации брака). Некоторые виды отношений являются гос. монополией, напр., по закону «о внешнеторговой деятельности» гос.

монополия устанавливается на импорт и экспорт определённых товаров. Государство не может быть участником некоторых сделок, например, покупателем в розничной торговле, быть доверительным управляющим чьего-то имущества и т.

д. Государство не может передавать имущество по наследству, некоторые виды приобретения права собственности присущи только государству (конфискация, налоги, национализация. Некоторые способы прекращения права собственности присущи только государству (приватизация).

Таким образом, правоспособность государства вытекает из его назначения в рамках тех целей, для которых оно создано, она является целевой.

2 формы: 1) непосредственное участие в ГО через свои органы управления. 2)Через специально созданных для этих целей юрлиц.

В первом случае, уполномоченные органы исполнительной власти вступают в ГО от имени данного публичного образования, а унитарные предприятия, созданные на базе публичной собственности, выступают в ГО не от имени публичного образования, а от своего имени, зарегистрированного в учредительных документах. При этом, их полномочия несколько ограничены.

Они осуществляют деятельность на ограниченных вещных правах: на праве хозведения и оперативного управления. Государство отвечает за вред, причинённый органами и должностными лицами, но не отвечает по долгам УП и наоборот, за исключением казённых предприятий. Публичные образования как участники правоотношений собственности.

Государство является собственником своего имущества и распоряжается им через свои органы управления.

Данные субъекты выступают учредителями от имени государства в ХТ и ХО, держателями паев, акций, вкладов, они передают и принимают решения на это при передаче имущества в хозведение и оперативное управление, осуществляют контроль над использованием имущества

15. Некоммерческие организации как юридические лица

в некоторых отношениях публичное образование участвовать не может (договор коммерческой концессии, договор ренты и др.). Многие положения об участии публично-правовых образований в гражданском обороте подчиняются нормам о юридических липах, являющихся некоммерческими организациями.

Это вытекает из смысла нормы п. 2 ст. 124 ГК РФ, согласно которой к публично-правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

К публично-правовым образованиям не могут быть применены многие нормы, регламентирующие правовое положение юридических лиц, как-то: нормы о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, их учредительных документах, отношениях с учредителями, государственной регистрации и др. Однако не ко всем юридическим лицам применяются общие положения — для ряда из них установлены специальные основания.

Что касается государственной регистрации, то муниципальные образования, равно как и их уставы, могут подлежать государственной регистрации, а в государственной регистрации таких публично-правовых образований, которые сами относятся к числу государственных — Российской Федерации и ее субъектов — просто не существует необходимости. Кроме того, необходимо отмстить, что если понятие юридического лица определяется исключительно в гражданском праве, то конструкция государства (государственного или муниципального образования) — предмет изучения конституционного (государственного) и административного права.

Поэтому раскрытие вопроса о правовой природе указанных образований, их сущности и признаках не может быть осуществлено только на основе методов науки гражданского права.

В связи с тем что метод гражданско-правового регулирования прямо противоположен административно-правовым методам, необходимым условием вступления государства (государственного или муниципального образования) в гражданский оборот является «отказ» этого субъекта от некоторых только ему присущих характеристик (суверенитет, власть), входящих в противоречие с общими принципами гражданского права. В связи с этим в п. 1 ст. 124 ГК РФ в отношении государства (государственного или муниципального образования) еще раз (как и в и.

1 ст. 1 ГК РФ) получил закрепление принцип равенства всех участников гражданских правоотношений. Стр 13 из 53 Соседние файлы в предмете

  • 19.05.2015694.44 Кб
  • 19.05.2015144.38 Кб
  • 19.05.20153.26 Mб
  • 19.05.201552.19 Кб
  • 10.11.2018580.1 Кб
  • 19.03.2016303.11 Кб
  • 19.05.2015135.29 Кб
  • 19.03.2016160.36 Кб
  • 19.05.201512.83 Кб
  • 19.05.2015169.77 Кб
  • 07.11.201840.97 Кб

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

2.1. Граждане, юридические лица, публично-правовые образования как субъекты оборота недвижимости: вопросы систематизации

Экономика и право 2.1.

Граждане, юридические лица, публично-правовые образования как субъекты оборота недвижимости: вопросы систематизации by narodirossii • 14.11.2014 Глава 2. ОТДЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОЙ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ОБОРОТА НЕДВИЖИМОСТИ Как было показано в предыдущей главе, одним из структурных элементов гражданского оборота вообще и оборота недвижимости в частности выступают его субъекты. По сути, можно утверждать, что в конечном счете специфика той или иной области оборота, гражданского оборота в целом во многом определяется через субъектный признак.

Именно с учетом этого обстоятельства комплексное исследование оборота недвижимости предполагает углубленное изучение его субъектов, естественно, через призму такого оборота. Причем речь должна идти не просто о правовом положении граждан, юридических лиц, публично-правовых образований в указанном обороте, а о системе обозначенных субъектов.

Именно наличие подобной системы является одновременно и элементом, и определенным условием гражданского оборота. Прежде чем дать общую характеристику субъектов оборота недвижимости, необходимо определить, что такое субъект права в общем и субъект правоотношения, субъект оборота недвижимости в частности. Традиционно в учебной литературе по теории государства и права определение понятия “субъект права” не дается, тем не менее используются смежные понятия: “личность”, “правовой статус личности”.

Итак, личность – это совокупность социальных качеств, свойств, присущих человеку, составляющих его индивидуальность .

Правовой статус личности – это система гарантированных прав личности, ее правовых обязанностей, установленных законами государства, с которым личность связана узами гражданства, с соответствующей правовой ответственностью за их исполнение . То есть, можно сказать, что субъект права – это личность, обладающая определенным правовым статусом (некоторой совокупностью прав и обязанностей).

Следуя логике данных теоретических положений, можно охарактеризовать субъектов оборота недвижимости. ——————————– См.: Пиголкин А.С. Теория государства и права: Учеб.

М.: Городец, 2003. С. 98. См.: Там же.

С. 99. Применительно к наукам экономического цикла в принципе не столь значимо специальное выделение в качестве субъектов рыночных отношений физических и юридических лиц. Для наук юридических это имеет большое значение для определения правоспособности, дееспособности тех или иных субъектов, что, в свою очередь, определяет их способность быть участниками оборота имущества, в том числе недвижимого.
В большинстве отраслевых правовых наук в качестве субъектов права выделяют не только физических, но и юридических лиц.

Физические лица выступают в правоотношениях, в том числе складывающихся на рынке недвижимости, сами либо через представителей.

Физическое лицо имеет право самостоятельно выступать носителем прав и обязанностей при приобретении полной дееспособности. Гражданско-правовая дееспособность наступает по общему правилу по достижении физическим лицом 18-летнего возраста (п. 1 ст. 21 ГК)

Тема 6. ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Право и бизнес by admin • 24.01.2015

  • Помимо физических и юридических лиц участниками гражданских правоотношений являются публично-правовые образования. Таким термином обозначается комплекс субъектов, перечисленных законодателем в ст. 124 ГК РФ: “Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования…” Публично-правовые образования, как следует из перечня, объединяют две группы участников отношений:

– государственные образования (Российская Федерация и перечисленные выше субъекты РФ); – муниципальные образования (городские, сельские поселения и иные).

В юридической литературе и законодательстве для обозначения государственных, а также муниципальных образований часто используется собирательное понятие “государство”. Допустимость такого термина объясняется сложившейся традицией и единством статуса тех или иных разновидностей публичных образований (с учетом того, что каждое из них выступает от своего имени в пределах своей компетенции).

Государство не является традиционным участником гражданских (частных) правоотношений.

Известно, что публичные образования создаются с целью осуществления тех или иных властных функций – регулирования экономики, упорядочения социальных и политических процессов и т.п. Как носители публичной (государственной, муниципальной) власти такие образования обладают суверенитетом (верховенством), в силу чего их веления носят общеобязательный характер.

Они сами определяют правила, которыми обязаны руководствоваться при осуществлении своих полномочий.

Вместе с тем отношения частного права требуют юридического равенства всех участников. Закон указывает, что публично-правовые образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами (п.

1 ст. 124 ГК РФ). Такое “двойственное” положение обусловливает особое место этих субъектов в имущественном обороте. Статус публично-правовых образований в целом приравнен к положению юридических лиц. К ним “применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов” (п.

2 ст. 124 ГК РФ). Такой подход законодателя объясняется прежде всего общностью правовой конструкции статуса названных субъектов: оформление юридического “облика” в форме организационного единства тех или иных структурных звеньев; участие в гражданских правоотношениях через свои органы; зависимость объема правоспособности от целей создания и др.

Однако названные черты определяют лишь внешнее, формально-юридическое сходство государства и юридических лиц.

Их роль как участников гражданских правоотношений различна. Юридические лица – это субъекты, специально созданные для участия в

Публично правовые образования как. Публично-правовые образования как юридические лица

по отношению к основной деятельности характер.

Следует поэтому согласиться с утверждением, что гражданская правоспособность го- сударства (и других публично-правовых образований) хотя и может быть достаточно широкой по содержанию, но в целом носит специ альный , а не общий (универсальный) характер1. Указанные субъекты могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые со- ответствуют целям их деятельности и публичным интересам.Государство и другие публично-правовые образования приобрета- ют для себя гражданские права и создают гражданские обязанности, т.е. реализуют свою дееспособность, через свои органы (органы госу- дарственной власти или органы местного самоуправления), действую- щие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов (п.

1 и 2 ст. 125 ГК). Но в результате их действий участниками гражданских правоотношений становятся именно публично-правовые образования в целом , а не их властные органы. Действия органов вла- сти, совершенные в пределах их компетенции, являются действиями самих публично-правовых образований.Компетенция государственных органов и органов местного само- управления, в том числе и по участию в гражданских правоотношени- ях, устанавливается актами публичного, а не частного (гражданского) права. Для сферы гражданского права имеет значение прежде всего их компетенция по использованию государственного и муниципально- го имущества, включая возможности его приобретения и отчуждения (распоряжения), а также компетенция в области возложения (несе- ния) имущественной ответственности.При этом речь идет о государственном и муниципальном имуществе, не закрепленном за соответствующими юридическими лицами — предприятиями и учреждениями — на самостоятельном вещном пра- ве, ибо такое имущество составляет базу самостоятельного участия этих лиц в гражданском обороте.

Поэтому такие юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредивших их публичных собственников (п.

2 ст. 126 ГК). По своим собственным обязательст- вам государство и другие публично-правовые образования отвечают лишь той частью своего имущества, которую они не передали своим юридическим лицам (п. 1 ст. 126 ГК) и которая составляет понятие их «казны» (нераспределенного государственного и муниципально- го имущества).

Имущество казны, состоящее прежде всего из средств соответст- вующего государственного или местного бюджета (но не исчерпы- вающееся ими), и составляет материальную базу для самостоятель- ного участия публично-правовых образований в гражданских право- отношениях. Бюджетными средствами распоряжаются финансовые органы (федеральное и республиканские министерства финансов, их региональные и местные управления и отделы).

Поэтому они неред- ко выступают в качестве органов, уполномоченных публично-право- выми образованиями для участия в гражданских правоотношениях от имени этих образований , а не от собственного имени, например, при выпуске (эмиссии) государственных или муниципальных внут- ренних займов. При предъявлении

Публично-правовые образования как юридические лица (стр.

2 из 5)

Что касается иного находящегося в публичной собственности имущества, то распоряжение им от имени собственника осуществляют иные уполномоченные на то органы.

Так, создание, реорганизация и ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе наделение их имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также контроль за его сохранностью и использованием по назначению осуществляется министерствами и ведомствами либо комитетами по управлению государственным и муниципальным имуществом. Последние принимают решения об отчуждении недвижимого государственного или муниципального имущества в виде имущественных комплексов, зданий и сооружений в порядке приватизации, а также об изъятии излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за казенными предприятиями либо за государственными или муниципальными учреждениями, и распоряжаются им от имени учредителя-собственника (п. 2 ст. 296 ГК). Фонды государственного и муниципального имущества выступают в качестве продавцов в сделках приватизации, а также являются учредителями хозяйственных обществ и товариществ с государственным (или иным публично-правовым) участием, становясь законными владельцами принадлежащих публично-правовым образованиям акций и других ценных бумаг приватизированных предприятий (либо управомоченными лицами в отношении прав требования по «бездокументарным ценным бумагам»).

Управление земельными ресурсами государства осуществляет Госкомитет по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем) и его территориальные (региональные) органы; использование находящихся в публичной собственности памятников истории и культуры — Министерство культуры и его органы, в соответствии с законом выполняющие функции органов охраны таких памятников; распоряжение изъятыми предметами контрабанды на основании правил таможенного законодательства осуществляют таможенные органы и т.

д. Определенные законом государственные органы исполнительной власти выступают в роли государственных заказчиков в договорах поставки и подряда для государственных нужд (ст. 764 ГК); в роли субъектов некоторых исключительных прав, принадлежащих федеральному государству, и т. д. Материальную базу для самостоятельного участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях составляет имущество, принадлежащее им на праве собственности.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования являются собственниками своего имущества и в этом качестве участвуют в отношениях собственности и иных вещных правоотношениях. Как собственники своего имущества публично-правовые образования независимы друг от друга и выступают в гражданских правоотношениях как вполне самостоятельные, равноправные и имущественно обособленные субъекты. Попытки федерального государства устанавливать для других публичных собственников случаи распоряжения их имуществом, например определять объекты приватизации, не могут быть признаны основанными на законе.

Не случайно ст.

Публично-правовое образование (Слесарев С.)

Среди субъектов гражданских правоотношений наравне с физическими и юридическими лицами выделяют государство и муниципальные образования. В правоотношения государство и муниципальные образования не вступают единым лицом, а отличаются множественностью субъектов, объединенных в категорию «публично-правовое образование» (ППО) со специальным статусом, но при этом без тех особых властных полномочий, как это присуще в публичных (административных) правоотношениях.Понятие публично-правового образованияВ ГК РФ напрямую не раскрывается понятие «публично-правовое образование» (ППО).В гл.

5 ГК РФ указано, что в гражданские правоотношения могут вступать, помимо граждан и юридических лиц, также и Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.Все вышеперечисленные образования (государственные и муниципальные) обладают особым публичным статусом и образованы в соответствии с Конституцией РФ и иными законами, устанавливающими их статус и регулирующими их деятельность.Таким образом, публично-правовое образование — это государственное или муниципальное образование, наделенное публичными властными полномочиями и выступающее в гражданском обороте в качестве особого субъекта.Перечень публично-правовых образованийК публично-правовым образованиям, выступающим в качестве самостоятельных субъектов, в соответствии со ст.

124 ГК РФ относятся:а) Российская Федерация;б) субъекты Российской Федерации;в) муниципальные образования.Российская Федерация согласно ст.

1 Конституции РФ является федеративным государством, т.е. состоит из различных субъектов Федерации — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, — обладающих равным статусом (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ). Российская Федерация и субъекты РФ объединены, по сути, единым термином «государство».Помимо государственных образований, в России признается и гарантируется местное самоуправление, органы которого не входят в систему органов государственной власти (ст.

12 Конституции РФ), но также могут вступать в гражданские правоотношения. Местное самоуправление представлено через муниципальные образования, к которым в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

относятся городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.Особенности участия публично-правовых образований в гражданских правоотношенияхКак юридические лица приобретают и реализуют свои гражданские права и исполняют обязанности через свои органы (п.