Резерв по сомнительным долгам госпошлина по судам 2020г


Резерв по сомнительным долгам госпошлина по судам 2020г

Резерв по сомнительным долгам госпошлина по судам 2020г


В результате вынесения решения в пользу организации-кредитора по решению суда величина сомнительного долга не изменяется. В бухгалтерском учете на дату вступления в силу решения суда (ст. 180 АПК РФ) признается доход в части начисленных процентов, а также в части уплаты государственной пошлины (п.

8, п. 10.2 ПБУ 9/99 «Доходы организации»): Дебет 76 «Расчеты с заемщиком» Кредит 91, субсчет «Прочие доходы» — отражены начисленные проценты за пользование денежными средствами организации по решению суда, доход в виде компенсации, связанной с уплатой государственной пошлины.

В 2015 году в рассматриваемой ситуации появляются основания для того, чтобы увеличить резерв сомнительных долгов, созданный ранее, на величину присужденных судом процентов к получению, а также на величину дохода в виде компенсации, связанной с уплатой государственной пошлины. При этом на дату выявления в ходе инвентаризации сомнительной дебиторской задолженности производится запись, аналогичная приведенной выше: Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 63 — увеличен резерв по сомнительным долгам (на сумму задолженности по уплате процентов и суммы дохода в виде компенсации, связанной с уплатой государственной пошлины). Согласно п. Положения N 34н дебиторскую задолженность можно списать со счета 62 (76) в дебет счета 63 только в случае создания организацией резерва сомнительных долгов в предшествующем списанию долга периоде.

А если в период, предшествующий отчетному, сумма этого долга не резервировалась в порядке, предусмотренном п. 70 Положения N 34н, то в соответствии с п.

77 Положения N 34н дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, а также другие долги, нереальные для взыскания, относятся на финансовые результаты. Суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и другие долги, нереальные для взыскания, а также отчисления в резервы по сомнительным долгам относятся к прочим расходам организации и отражаются по дебету счета 91, субсчет «Прочие расходы» (п. 11 и п. 12 ПБУ 10/99 «Расходы организации», План счетов и Инструкция).

Для расчета резерва сумма долга учитывается с НДС. Проводки по созданию и использованию резерва по сомнительным долгам будут такими: Отражение в бухгалтерском учете Содержание операции На дату создания (увеличения) резерва Д 91-2 — К 63 Создан или доначислен резерв по сомнительным долгам На дату списания безнадежного долга за счет резерва Д 63 — К 62 (60, 76, 58-3) Безнадежный долг списан за счет резерва по сомнительным долгам На дату восстановления резерва в части погашенного долга Д 63 — К 91-1 Восстановлен резерв в части погашенной дебиторской задолженности В бухгалтерской отчетности сомнительные долги отражаются так: — в виде сомнительной задолженности по строке 1230 баланса за минусом резерва по сомнительным долгам.

— отчисления в резерв по сомнительным долгам отражаются по строке 2350 «Прочие расходы» отчета о финансовых результатах. В налоговом учете налогоплательщик не обязан создавать резерв сомнительных долгов.

Резервы по сомнительным долгам.

Расчет и учет

Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру» К сожалению, на практике организации нередко сталкиваются с просроченной дебиторской задолженностью своих покупателей (заказчиков), а возможно и других дебиторов. Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы в бухгалтерской отчетности организации данные о ее дебиторской задолженности были достоверны. Поэтому при наличии сомнительного долга надо создать резерв, даже если организация является субъектом малого предпринимательства.

Для того, чтобы данные бухгалтерской отчетности были достоверными, активы и обязательства организации подлежат корректировке с учетом оценочных значений. В отношении дебиторской задолженности оценочным значением является резерв по сомнительным долгам, то есть в балансе сумма дебиторской задолженности отражается за вычетом созданного резерва.Обратите внимание! Резерв включается в налоговые расходы, следовательно, организациям выгодно воспользоваться таким правом и сформировать резерв по сомнительным долгам для целей налогового учета.Основные нормативные документы по формированию резервов по сомнительным долгам:

  • Положение по бухгалтерскому учету », утверждено Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н
  • НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015).
  • Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н
  • Положение по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

Сомнительная задолженность — дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (залог, удержание имущества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток).

Просроченная задолженность—дебиторская задолженность, не погашенная в сроки, установленные договорами и (или) судебными актами или иными документами, устанавливающими или изменяющими срок погашения задолженности. Безнадежная задолженность — дебиторская, по которой истек установленный срок исковой давности, а также та задолженность, по которой в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Реструктуризированная задолженность — задолженность, по которой дебитору предоставлена рассрочка или отсрочка погашения задолженности, в том числе в рамках соглашения о реструктуризации задолженности, мирового соглашения, утвержденного судом и вступившего в законную силу. При формировании резерва по сомнительным долгам

Резерв по сомнительным долгам в учете (2019)

Изменились правила расчета резерва по сомнительным долгам в налоговом и бухгалтерском учете.

Создавайте резерв с учетом поправок и разъяснений чиновников. Все организации без исключения обязаны создавать в бухучете резервы по сомнительным долгам на случай признания дебиторской задолженности сомнительной.

При расчете необходимо учитывать всех дебиторов, в том числе поставщиков по выданным авансам и заемщиков. Сейчас читают: Порядок формирования резервов по сомнительными долгам установлен ПБУ, которое Минфин утвердил приказом от 29.07.98 № 34н.

Периодичность создания резервов организация устанавливает самостоятельно. Но делать это необходимо не реже, чем составлять отчетность для пользователей. Размер резерва определяют отдельно по каждому долгу в зависимости от платежеспособности должника и оценки погашения долга.

Чтобы признать долг сомнительным, нужны документы, подтверждающие неплатежеспособность контрагента. Это выписка из ЕГРЮЛ с информацией о возможной ликвидации, данные бухгалтерской отчетности дебитора, информация об арбитражных решениях с участием контрагента, заявление о начавшейся процедуре банкротства и другие. Резерв создают после проведения сверки и инвентаризации расчетов с дебиторами.

Порядок создания и использования резерва организация определяет сама и закрепляет в бухгалтерской учетной политике.

Изменения отражают записями:

  1. увеличение — по дебету .02 и кредиту счета 63;
  2. уменьшение — по дебету счета 63 и кредиту счета 91.01.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва, резерв в какой-либо части не будет использован, то остаток учитывают при составлении на конец отчетного года — присоединяют к финансовым результатам (абз.

Счет для учета резервов — . Аналитический учет ведут по каждому долгу. Запись делают по кредиту счета 63 в корреспонденции со счетом 91.02 «Прочие расходы». Размер резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете может измениться с появлением новой информации.
5 п. 70 ПБУ). Неизрасходованные суммы резервов списываются записью по дебету счета 63 и кредиту счета 91.01. На основании новой инвентаризации, если задолженность продолжает оставаться сомнительной, создается новый резерв. В бухгалтерском балансе остатки по счету 63 не показывают, а размер долга, по которому образован резерв, отражают за вычетом суммы резерва.

На ту же величину уменьшают нераспределенную прибыль (п. 35 ПБУ 4/99). Что касается отчета о финансовых результатах, то отчисления в резервы по сомнительным долгам отражаются в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). С 2017 года действуют новые правила для расчета резерва по сомнительным долгам.

Теперь в течение года можно списывать больше расходов.

Чтобы без ошибок и с выгодой рассчитать резерв, следуйте основным правилам. 1. Выберите лимит отчислений. 4 ст. 266 НК РФ)

Резерв по сомнительным долгам

10065 Содержание страницы В практике предпринимательства приходится бывать и в роли кредитора, и в роли заёмщика.

Компания вправе выбрать, как считать лимит отчислений в резерв в течение года. Это может быть 10 % от выручки за отчетный период, как было раньше. Но теперь можно взять 10 % от выручки за прошлый год (п.

В первом случае случаются ситуации, когда партнеры по той или иной причине не погашают задолженность вовремя либо вообще не выполняют свои финансовые обязательства.

Однако, такие ситуации с финансами все равно должны достоверно отражаться в бухгалтерском и финансовом учете организации. Для этой цели и создается специальный резерв. Рассмотрим принципы формирования такого типа резерва, способы его учета, бухгалтерские проводки, сопровождающие этот процесс, а также нюансы списания.

Для достоверного финансового отражения дебиторской задолженности организации в бухгалтерских документах создается так называемый резерв по сомнительным долгам.

Чтобы дать определение этому понятию, сначала нужно разобраться, что такое сомнительная задолженность. Сомнительной признается дебиторская задолженность перед фирмой, которая вряд ли будет погашена в полном объеме, о чем говорят такие факторы:

  1. получение данных о серьезных финансовых затруднениях у партнера-должника;
  2. отсутствие каких-либо дополнительных гарантий (залога, задатка, поручительства, банковской гарантии, удержания какого-либо имущества контрагента и пр.)
  3. нарушение партнером сроков внесения денег по задолженности;

К СВЕДЕНИЮ!

Сомнительной может стать задолженность, отраженная по дебету любых бухгалтерских счетов, в том числе и 60, 62, 72, а также выданная как заем по субсчету 58-3. Выявляется сомнительная задолженность по итогам инвентаризации расчетных счетов:

  1. по оплате за выполненные работы;
  2. по займам;
  3. в некоторых случаях – за выданный поставщикам аванс.
  4. по реализованным товарам и/или услугам;

Чтобы корректно отразить такой тип задолженности в балансе, создается особый тип резерва, который призван служить оценочным значением для бухучета. Это значит, что сумму задолженности в балансе нужно отражать, вычитая из нее средства, отнесенные в резерв.

В содержании расходов или доходов необходимо обязательно отображать:

  1. его возрастание;
  2. создание такого резерва;
  3. уменьшение средств.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Государственное регулирование вопросов, связанных с резервом по сомнительным долгам, регулируется следующими законодательными актами:

  1. Налоговый Кодекс РФ (ч.2) от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ, в редакции, вступившей в силу с 01 марта 2015 года;
  2. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н;
  3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 года № 34н;
  4. Приказ Минфина от 13 июня 1995 года № 49 (в редакции 08 ноября 2010 года) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;

Все о резервах, налоговых и бухгалтерских

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 25 ноября 2011 г.Л.А.

Созданный по сомнительным долгам резерв входит в состав расходов, на которые вычитаются при налогообложении, поэтому организациям финансово выгодно с точки зрения налогового учета формировать и учитывать резерв.

Елина, экономист-бухгалтер Довольно долго большинство бухгалтеров считало, что создание резервов — это дело добровольное. Причем как в налоговом учете, так и в бухгалтерском.

Поэтому те, кто не хотел прибавлять себе работы, их вообще не создавали. Однако в прошлом году, внеся поправки в Положение по ведению бухучета и бухотчетности (далее — Положение по ведению бухучета и бухотчетности); и приняв ПБУ 8/2010, Минфин четко дал понять, что в бухучете создание резервов — не дело вкуса.

И только у малых предприятий вопрос создания некоторых из резервов может быть основан на желании. А все остальные организации либо должны создавать бухгалтерский резерв, либо не должны и не могут.

Тексты указанных в статье ПБУ можно найти: В налоговом учете все по-прежнему. Для тех, кто считает доходы и расходы методом начисления, есть ряд резервов, которые можно как создавать, так и не создавать.

Таким образом, все резервы можно разделить на три группы.

1. Резервы, предусмотренные как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. 2. Исключительно бухгалтерские резервы.

3. Исключительно налоговые резервы.

Создание резерва в бухгалтерском учете не означает, что в налоговом учете тоже надо создать этот резерв. К тому же принципы налогового и бухгалтерского учета резервов не зависят друг от друга. А разные принципы формирования резервов могут привести к необходимости отражения разниц по ПБУ 18/02.

Порядок создания резерва в налоговом учете (при методе начисления) в бухгалтерском учете; ; Резерв по сомнительным долгам 1.

Организации могут создавать его по собственному желанию, а могут и отказаться от него.

Свое решение организации лучше (безопаснее) закрепить в учетной политике. Такого требования в ст. 266 НК нет; .

Но налоговики на местах считают, что это нужно делать; . Поэтому, закрепив в учетной политике создание такого резерва, вы избежите споров с проверяющими 1.

Все организации обязаны создавать этот резерв, если у них есть сомнительная дебиторская задолженность; .

В том числе и малые — никаких особых указаний, освобождающих их от создания резерва по сомнительным долгам, нет. 2. Отчисления в резерв учитываются в составе внереализационных расходов, .Для учета резерва сомнительных долгов можно завести отдельный налоговый регистр. 2. Сам резерв учитывается на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам».Отчисления в него — в составе прочих расходов (дебет 91-2 «Прочие расходы» – кредит 63).

3. Для определения суммы отчислений в резерв сомнительных долгов надо на последний день отчетного/налогового периода (то есть на конец каждого квартала или месяца) провести инвентаризацию дебиторской задолженности и составить акт по форме № ИНВ-17. 3. Инвентаризация — больше не обязательное условие для создания резерва.

Главное — правильно определить, сомнительна задолженность или нет. Для этого не обязательно составлять инвентаризационные унифицированные формы.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

> > > 07 августа 2020 создаются на основе сведений о задолженности покупателей. Для чего нужны резервы по сомнительным долгам?

Надо ли их формировать? Как правильно подсчитать резервы и отразить их в бухучете?

Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье. В бухучете резервирование — это один из способов оценивания текущего состояния имущества и обязательств организации (абз. 6 п. 23 приказа Минфина России «Положение по бухучету и отчетности в РФ» от 29.07.1998 № 34н).

Создание резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете должно восприниматься как сбор сведений о состоянии задолженности покупателей на определенную дату. При просмотре информации по этим резервам заинтересованные лица должны видеть, какая доля задолженности является сомнительной. Под сомнительной задолженностью в бухучете понимается ничем не обеспеченная задолженность дебиторов, которая не уплачена в срок, прописанный в договорном соглашении (абз.

2 п. 70 приказа № 34н). Авансы поставщикам к сомнительной задолженности причислять нельзя (письмо Минфина России от 15.10.2003 № 16-00-14/316). Создавать резерв должны все организации по каждой сомнительной задолженности покупателя (абз.

1 п. 70 приказа № 34н). За ИП обязанность по резервированию долгов не закреплена. ВАЖНО! В налоговом учете резервы составляются по усмотрению организации или ИП (п.

3 ст. 266 НК РФ). Их назначение — отнесение сумм по сомнительным долгам на уменьшение налога на прибыль до того периода, когда они станут безнадежными. Сомнительные резервы в налоговом учете, как и в бухгалтерском, могут быть созданы только по долгам, появившимся в связи с реализацией товаров (работ, услуг) (п.

1 ст. 266 НК РФ). См. также . Предельный объем формируемого в бухучете резерва представлен только общим размером сомнительных долгов. В налоговом учете с 01.01.2017 максимальный размер резерва за год не может превышать 10% выручки за отчетный налоговый период, а в течение отчетных периодов не может превышать наибольшую из двух величин — 10% выручки за отчетный период или 10% выручки за прошлый год (п.

4 ст. 266 НК РФ, письмо Минфина от 17.04.2018 № 03-03-06/1/25482).

До 2017 года сумма резерва, создаваемого по итогам отчетного (налогового) периода в налоговом учете, не должна была превышать 10% от выручки за текущий отчетный (налоговый) период.

Подробнее о сомнительных резервах в налоговом учете читайте в статье . С порядком и сроками списания безнадежных долгов вы можете ознакомиться в статье .

Единой методики подсчета сумм резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете нет.

В абз. 3 п. 70 приказа № 34н только отмечено, что подсчет резервов производится в зависимости от состоятельности покупателя и вероятности закрытия им долга.

Организации (ИП) могут фиксировать в своей учетной политике собственные методики подсчета сумм по сомнительным резервам в бухучете.

Оптимальной будет методика, приведенная в п.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Евдокимова Наталья Автор PPT.RU 26 февраля 2020 — это специальный резервный фонд, который организация должна создать, если она имеет крупную дебиторскую задолженность, проблемную к взысканию.

Ведь передавая товары в долг, любая компания рискует остаться без продукции и без оплаты. В статье расскажем, как правильно создать и отразить в учете резервы по сомнительным долгам.

И обратите внимание на «Советы бывалых», которыми статья заканчивается. КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО Сомнительным долгом называется объем дебиторской задолженности в денежном выражении, по которой сохраняется высокий риск невозврата в установленные соглашениями сроки, либо уже просроченная дебиторка.

Признаки сомнительных долгов:

  • Не обеспечен залоговыми обязательствами, банковскими гарантиями либо поручительством.
  • Образовался в процессе реализации продукции или оказания услуг (работ).
  • Срок погашения данного обязательства нарушен (просрочен) либо велик риск образования просрочки.

В соответствии с п. 70 , экономические субъекты обязаны создавать специальные финансовые резервные средства по таким проблемным обязательствам.

следует определять исключительно по каждому обязательству.

То есть отдельно по каждому договору или соглашению, по которому возникают риски невозврата или уже числится просроченная задолженность.

Такая дебиторская задолженность должна быть подтверждена инвентаризацией расчетов.

Иными словами, бухгалтерия обязана подтвердить обязательства специальным актом сверки взаиморасчетов.

Каждая компания самостоятельно определяет порядок расчета таких резервных фондов. Данный алгоритм следует закрепить в учетной политике компании либо отдельным локальным актом.

Отметим, что в бухучете предельной величины для резервного фонда по сомнительной задолженности не установлено. Однако в налоговом учете лимит регламентирован — до 10 % от суммы полученной выручки за квартал, полугодие или 9 месяцев либо год (п. 4 ). Чтобы снизить или исключить расхождения между данными налогового и бухгалтерского учета, допустимо использовать порядок определения величины резервных фондов, определенный для расчета по налогу на прибыль (п.

4 ст. 266 НК РФ). Алгоритм создания:

  • Обязательства просрочены более чем на 90 дней — создается РФ на полную сумму задолженности.
  • Если сомнительной задолженности менее 45 дней, то резерв не создается.
  • Просрочка более 45 дней, но менее 90 дней — сумма РФ до 50 % от величины просроченной дебиторской задолженности.

Неиспользованные средства резервов подлежат списанию в конце календарного года. Созданный резерв по сомнительным проблемным долгам подлежит отражению на специальном счете бухгалтерского учета 63.

Сальдо по бухсчету 63 отражается в составе строки «Дебиторская задолженность», причем со знаком минус. Следовательно, сформированные записи на 63 счете уменьшают сумму дебиторки, по которой сформирован РФ.

Новшества в порядке формирования резерва по сомнительным долгам

01.01.2017 вступят в силу изменения в ст.

266 НК РФ, которой установлен порядок создания резерва по сомнительным долгам (РСД).

Новый порядок позволит обеспечить объективную оценку финансового положения налогоплательщика и равномерный налоговый учет понесенных им финансовых потерь.В двух словах напомним читателям правила формирования и использования РСД, действовавшие до внесения изменений, то есть до 2017 года. Они изложены в п. 4 и 5 ст. 266 НК РФ.Этап 1. Проводится инвентаризация задолженности по реализованным, но неоплаченным товарам, работам, услугам (то есть дебиторской задолженности) на последнее число отчетного (налогового) периода.Этап 2.

В расчет резерва суммы дебиторской задолженности:

  1. включаются в объеме 50%, если задолженность просрочена от 45 до 90 календарных дней (включительно);
  2. включаются в полном объеме, если задолженность просрочена более чем на 90 календарных дней;
  3. не включаются, если задолженность просрочена менее чем на 45 календарных дней.

Этап 3.

В расходах для целей налогообложения учитывается не вся резервируемая сумма, а в пределах 10% выручки организации за отчетный (налоговый) период. Выручка определяется в соответствии со ст. 249 НК РФ (без учета НДС).Этап 4.

Сумма вновь создаваемого резерва текущего отчетного (налогового) периода корректируется на остаток резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, и определяется величина, подлежащая включению в состав внереализационных расходов (доходов).Пример 1Организация работает из квартала в квартал стабильно, получая ежеквартально выручку (без учета НДС) в размере 1 000 руб.На начало года у нее образовалась дебиторская задолженность по одному контрагенту — 350 руб. Эта задолженность продолжала за ним числиться на протяжении всего года и была отражена в результатах инвентаризации по состоянию на 31 марта, 30 июня, 30 сентября и 31 декабря.Организация в текущем году формирует РСД (до этого РСД не создавался).Предположим, «дебиторка» не перешла в разряд безнадежной и резерв не был израсходован.

Вся его сумма переносится на следующий отчетный (налоговый) период.По итогам инвентаризации на 31 марта следующего отчетного периода величина дебиторской задолженности, которую можно включать в расчет резерва, составила 500 руб.Отобразим расчет РСД в таблице.№ПоказателиI кварталПолугодиеДевять месяцевГодI квартал следующего года1Остаток РСД на начало периода (РСДост)—1002003003502Сумма «дебиторки» на последнее число периода3503503503505003Выручка соответствующего периода (нарастающим итогом)1 0002 0003 0004 0001 0004Сумма РСДнов, ограниченная 10% выручки отчетного периода1002003003501005Разница между РСДост и РСДнов, включаемая:5а- во внереализационные расходы (если стр. 4 > стр. 1)10010010050—5б- во внереализационные доходы (если стр.

4 ————250*6Списание безнадежного долга, всего—————7Остаток РСД на конец периода (РСДост)100200300350100* То есть в нашем примере сумма вновь создаваемого резерва в I квартале следующего года (РСДнов) будет ограничена

Создание резерва по сомнительным долгам

→ → Актуально на: 12 сентября 2020 г.

Бухгалтер должен быть больше готов к признанию расходов и обязательств, чем доходов и активов. Это требование в бухгалтерском учете носит название «требования осмотрительности» (). В налоговом учете это правило реализуется путем предоставления организации права создавать резервы.

О том, какие резервы бухгалтер вправе создавать в налоговом учете в 2020 г., мы уже . В сегодняшнем материале мы рассмотрим особенности налогового учета резерва по сомнительным долгам. Создавать резерв могут только те организации, которые применяют для целей налогообложения прибыли метод начисления ().

Сомнительной признается только та задолженность перед организаций, которая удовлетворяет трем условиям ():

  • возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
  • не погашена в установленные договором сроки;
  • не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Шаг 1. На последнее число отчетного (налогового) периода проводится инвентаризация дебиторской задолженности ().

Шаг 2. Выделяется сомнительная задолженность и распределяется по 3 группам в зависимости от срока возникновения. Для этого определяется, сколько календарных дней прошло с момента, когда задолженность стала сомнительной: 1 группа 2 группа 3 группа более 90 дней от 45 дней (включительно) до 90 дней (включительно) до 45 дней Шаг 3.

Определяется сумма резерва. Величина резерва зависит от срока сомнительной задолженности из шага 2 и устанавливается в следующих размерах (% от сомнительной задолженности): 1 группа 2 группа 3 группа 100 % 50 % 0 % Шаг 4. Определяется предельная сумма резерва по сомнительным долгам.

Сумма резерва не может превышать наибольшую из двух величин: либо 10% выручки за отчетный период, либо 10% выручки за прошлый год (). Также читайте:

Форум для бухгалтера: Поделиться:

Подписывайтесь на наш канал в

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете: полный справочник для бухгалтеров

Резервы по сомнительным долгам обязательны в бухгалтерском учете для всех организаций. Сомнительным признается долг перед вашей организацией, который с высокой вероятностью не будет погашен полностью или частично (п.

70 Положения по бухучету N 34н, Письма Минфина от 27.05.2016 N 03-03-06/1/30504, от 14.01.2015 N 07-01-06/188, от 27.01.2012 N 07-02-18/01).

Это может быть либо нарушение должником срока оплаты, либо Вы получили информацию о финансовых проблемах Вашего должника.

Резервы по сомнительным долгам создаются в момент признания задолженности сомнительной. В учетной политике по бухгалтерскому учету не стоит прописывать, что организация создает или не создает резерв по сомнительным долгам. Но организации необходимо утвердить порядок определения суммы резерва в своей учетной политике, так как в нормативных документах по бухгалтерскому учету процесс оценки возможности погашения долга не прописан.

Так же надо учесть, что в составе дебиторской задолженности могут учитываться:

  1. задолженность покупателей,
  2. работников по оплате труда,
  3. подрядчиков,
  4. прочих должников,
  5. заказчиков,
  6. по подотчетным суммам.
  7. поставщиков,
  8. задолженность учредителей,

То есть это та задолженность, которая присутствует на счетах 62, 60, 68, 69, 71, 73, 75, 76.

Сомнительным долгом может признаваться задолженность заемщика по выданному вами займу, отраженная на субсчете 58-03 «Предоставленные займы» (Приложение к Письму Минфина от 22.01.2016 N 07-04-09/2355).

Кроме того, отражается не предъявленная к оплате начисленная выручка по договорам строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы (в сумме, исчисленной исходя из договорной стоимости или из размера фактически понесенных расходов, которые за отчетный период считаются возможными к возмещению) (п.

п. 1, 2, 17, 23 Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н, Приложение к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01).

Резервы сомнительных долгов создаются по любой дебиторской задолженности, признаваемой организацией сомнительной (не только по задолженности покупателей и заказчиков за продукцию, товары, работы и услуги). В то же время если в отношении просроченной дебиторской задолженности на отчетную дату имеется уверенность в погашении, то резерв по данному долгу не создается (Письмо Минфина России от 27.01.2012 N 07-02-18/01). Создание резерва в любом случае оформляется бухгалтерской справкой, в которой приводится расчет резерва.

И вне зависимости от выбранного способа расчета отчислений в резерв его создание (доначисление) отражается проводкой:Дебет 91-2 «Прочие расходы» Кредит 63 «Резервы по сомнительным долгам»- На дату создания (увеличения) резерва.Дебет 63»Резервы по сомнительным долгам» Кредит 91-1»Прочие доходы»

Формирование резерва по сомнительным долгам с 2020 года

И.В. Артемова,главный бухгалтер, консультантС 2020 года все учреждения, имеющие дебиторскую задолженность по доходам, обязаны формировать в бухгалтерском (бюджетном) учете резерв по сомнительным долгам. Методику формирования резерва необходимо установить в учетной политике, при этом можно воспользоваться способом формирования резерва по сомнительным долгам в налоговом учете, установленным Налоговым кодексом РФ.

Приказом Минфина России утвержден федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» (далее — СГС «Доходы»), который вступил в силу с 1 января 2020 года. Согласно СГС «Доходы» сумма признанного дохода, по которому выявлена дебиторская задолженность, не исполненная должником (плательщиком) в срок и не соответствующая критериям признания актива (сомнительная задолженность), корректируется с формированием резерва по сомнительной задолженности.

При этом учет сомнительной задолженности осуществляется субъектом учета на забалансовых счетах утвержденного им Рабочего плана счетов.

Таким образом, «Доходы» вменяет в обязанность всем учреждениям формировать в бухгалтерском учете резерв по сомнительной задолженности с 1 января 2020 года.

Резервы сомнительных долгов создаются в учете учреждений с 2020 года только по дебиторской задолженности по доходам, признаваемой учреждениями сомнительной. Например, включать в резерв аванс поставщику, не возвращенный им в срок после расторжения договора, не нужно. «Доходы» распространяется на следующие доходы: от реализации, собственности, штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба.

Администраторы доходов бюджетов учитывают, согласно «Доходы», доходы от налогов, сборов и таможенных пошлин. По данным долгам нужно формировать резерв.

В СГС «Доходы» перечислены виды доходов, к которым не применяется данный стандарт.

В частности, «Доходы» не применяется к доходам, возникающим в результате:-получения (предоставления) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования (для этих доходов действует «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н); -продажи запасов, за исключением товаров, готовой продукции и биологической продукции; -продажи основных средств и нематериальных активов.

Таким образом, при буквальном прочтении «Доходы», если задолженность возникла в результате указанных операций и в срок она должником не исполнена, в резерв ее включать не надо. Сомнительной признается задолженность, не исполненная должником (плательщиком) в срок и не соответствующая критериям признания актива.

Критерии признания актива содержатся в федеральном бухгалтерского учета для организаций государственного сектора

«Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»

(далее — СГС «Концептуальные основы»), утвержденном приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н.

Резерв по сомнительным долгам: порядок создания и расчет отчислений

> > > 01 февраля 2020 С 2017 года действуют обновленные правила для создания и расчета отчислений в резерв по сомнительным долгам. Сразу отметим, что теперь налогоплательщикам этот резерв создавать стало выгоднее.

Как его рассчитать, расскажем подробно в статье. Резервы по сомнительным долгам создают организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль (пп. 7 п. 1 ст. 265, ст. 266 НК РФ).

При формировании резерва нужно действовать следующим образом (п.4 ст.266 НК РФ).

Шаг 1. На последнее число отчетного (налогового) периода провести инвентаризацию дебиторской задолженности. Результаты инвентаризации оформить актом по форме, разработанной организацией самостоятельно с учетом положений ст.

9 закона № 402-ФЗ, либо с использованием унифицированной формы ИНВ-17, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88.

При анализе дебиторской задолженности нужно определить долги, которые в соответствии с п. 1 ст. 266 НК РФ признаются сомнительными, и на основании которых будет создаваться резерв.

Под сомнительным долгом понимается задолженность, возникшая при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), не погашенная в предусмотренный договором срок и не обеспеченная залогом, поручительством, банковской гарантией. То есть, если имеется залог или поручительство, то по такой задолженности нельзя создать резерв, даже если поручитель является банкротом (письма Минфина России от 10.07.2015 № 03-03-06/39756, от 14.01.2013 № 03-03-06/1/7).

С 2017 года прямая норма НК РФ устанавливает включать в резерв только часть задолженности, которая не покрыта встречным долгом этого же контрагента. То есть если у компании есть встречное обязательство перед контрагентом-должником, то сомнительным долгом считается только та сумма, которая превышает величину этого обязательства.

При этом уменьшение таких долгов на кредиторку хозсубъекта осуществляется начиная с первой по времени возникновения задолженности (п. 1 ст. 266 НК РФ). См. также: .

Следует отметить, что при создании резерва по сомнительным долгам организация не должна учитывать те суммы дебиторской задолженности, которые возникли в период применения системы налогообложения, отличной от общей, например ЕНВД (письмо Минфина России от 21.12.2012 № 03-11-06/3/90).

См. также:

  1. .

Шаг 2.