Социальное обслуживание граждан пожилого возраста


Социальное обслуживание граждан пожилого возраста

Оглавление:

Социальное обслуживание пожилых людей: условия и формы предоставления услуг, а также учреждения, которые их оказывают


ГлавнаяБлог

  1. 02.07.2020
  2. Категория: Блог
  3. Опубликовано: admin

02.07.2020 Автор — Александра Краснова Из этой статьи вы узнаете:

  1. Какие предусмотрены формы социального обслуживания пожилых людей
  2. Каковы принципы социального обслуживания пожилых людей
  3. Какие существуют учреждения социального обслуживания пожилых людей
  4. Какие должны соблюдаться условия социального обслуживания пожилых людей

Социальное обслуживание пожилых людей – это целая группа услуг, предназначенных для пожилого контингента на базе специализированных заведений или же на дому. В список входят реабилитация в социуме, помощь в делах хозяйственной направленности и в психологической сфере. Принципы социального обслуживания пожилых людей Деятельность заведений социального обслуживания базируется на таких важных положениях, как:

  1. обращение особого внимания на адаптацию пожилого контингента в социуме.
  2. необходимость строгого соблюдения свобод и прав подопечных;
  3. преемственность между социальными организациями, занимающимися оказанием специальных услуг пожилому контингенту;
  4. обязательный учет потребностей и пожеланий каждого, без исключения, пожилого человека;
  5. уравнение возможностей всех претендентов на получение социального обслуживания;
  6. строгое соблюдение гарантий, предоставляемых государством;

На основании государственных гарантий, соответствующим группам людей оказываются социальные услуги. Они должны предоставляться независимо от национальной и расовой принадлежности, вероисповедания, финансового положения, пола и иных признаков.

  1. Заболевания старческого возраста
  2. Социальное обслуживание пожилых людей
  3. Ценные советы, как выбрать пансионат

Какие должны соблюдаться условия социального обслуживания пожилых людей Социальное обслуживание считается необходимым для лиц, в жизни которых присутствуют обстоятельства, резко ухудшающие ее качество:

  1. присутствие в семье детей, у которых возникли трудности с адаптацией в социуме;
  2. невозможность осуществлять простейшие действия по дому, обслуживать самого себя, самостоятельно изменять положение тела и передвигаться из-за серьезных заболеваний или получения травматических повреждений;
  3. конфликт внутри семьи из-за насилия или с людьми, которые страдают тяжелыми психическими заболеваниями, имеют алкогольную или же наркотическую зависимость;
  4. наличие в семье человека с группой инвалидности, которому необходим ежедневный уход и забота;
  5. невозможность ежедневного наблюдения и ухода и отсутствие попечения над инвалидами и детьми;

Федеральный закон от 2 августа 1995 г.

N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

Принят Государственной Думой 17 мая 1995 года Одобрен Советом Федерации 21 июля 1995 года (в ред.

Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе. Глава I. Общие положения Статья 1.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения). Статья 3. Основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах: соблюдения прав человека и гражданина; предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания; обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов; преемственности всех видов социального обслуживания; ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

Статья 4. Гарантии соблюдения прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов

В действующей в Республике Беларусь системе соци­ального обслуживания эффективно функционирует и раз­вивается подсистема социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. — обособленный комплекс организации и осуществления на основе правовых норм порядка предоставления услуг, льгот и натуральных материальных благ по содержанию и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждениях социальной защиты населения. Эти услуги, льготы и натуральные материальные блага предоставляются пожилым гражданам и инвалидам для удовлетворения их специфических потребностей, обусловленных старостью и инвалидностью.

Это обслуживание может осуществляться в форме: • стационарного обслуживания в учреждениях соци­ального обслуживания; • полустационарного социального обслуживания; • социального обслуживания на дому; • срочного социального обслуживания; • предоставления реабилитационных услуг. Стационарное социальное обслуживание осуществля­ется в домах-интернатах для престарелых и инвалидов общего типа, интернатах ветеранов войны и труда, психо­неврологических интернатах, специальных домах-интер­натах для престарелых и инвалидов.

Центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляют социальную помощь на дому, срочное соци­альное обслуживание, полустационарное социальное об­служивание.

Все они являются учреждениями стационарного меди­ко-социального обслуживания системы Министерства тру­да и социальной защиты и создаются, реорганизуются и ликвидируются, как правило, по решению облисполкомов, Минского горисполкома, согласованному с Министерством труда и социальной защиты.

Контроль за качеством меди­цинского обслуживания престарелых и инвалидов, прожи­вающих в учреждениях социальной защиты населения, со­блюдением в них санитарно-противоэпидемического режи­ма и оказание специализированной медицинской помощи осуществляют органы здравоохранения. Создаются такие учреждения для материально-быто­вого обслуживания граждан пожилого возраста и инвали­дов, обеспечения для них нормальных условий жизни, организации ухода, оказания им медицинской помощи, проведения систематической и целенаправленной воспитательной работы, а также осуществления мероприятий, направленных на социально-трудовую реабилитацию граждан. Бытовое обслуживание ветеранов, престарелых и инва­лидов в стационарных учреждениях включает наряду с предоставлением им, согласно утвержденным нормам, бла­гоустроенного жилья с мебелью и инвентарем, постельных принадлежностей, одежды и обуви, организацию рацио­нального и диетического питания с учетом возраста и со­стояния здоровья престарелых и инвалидов, создание бла­гоприятного микроклимата и показанных режимов обслу­живания (содержания), приближенных к домашним усло­виям, проведение культурно-массовой работы с учетом состояния здоровья и возраста.

В стационарных учрежде­ниях осуществляются диспансеризация престарелых и ин­валидов,

Жизнь после травмы спинного мозга

Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «» 1. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает: 1) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание); 2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; 3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования); 4) срочное социальное обслуживание; 5) социально-консультативную помощь. 2. Гражданам пожилого возраста и инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования.

3. Социальное обслуживание по желанию граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе. 1. Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов. 2. К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся: (в ред.

Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) 1) организация питания, включая доставку продуктов на дом; 2) помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; 3) содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения; 4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; 5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг; 6) содействие в организации ритуальных услуг; 7) другие надомные социальные услуги. 3. При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) 4. Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных перечнями гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) 5. Социальное обслуживание на дому осуществляется в порядке, определяемом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) 6. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ. Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением

Социальное обслуживание пожилых граждан

Замечание 1 Социальная работа с лицами преклонного возраста как социальной группой проводится на двух уровнях: на макро- и микроуровне.

Макроуровень характеризуется проведением мероприятий и мер, принимаемых на государственном уровне и рассматривающих пожилых граждан, как часть общества: учет интересов пожилых граждан при формировании государственной политики; создание фондов поддержки лиц преклонного возраста; разработка специальных государственных программ; развитие системы социального страхования; формирование комплексной системы обслуживания пожилых граждан, включая консультативную, психологическую, медицинскую и др. виды помощи.Социальное обслуживание, осуществляемое учреждениями социального обеспечения, проводится на микроуровне.Основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания пожилых граждан:

  1. первостепенность мер по социальной адаптации пожилого населения;
  2. направленность социального обслуживания на потребности пожилых граждан индивидуального характера.
  3. обеспечение доступности и равных прав при получении социальных услуг;
  4. предоставление государственных гарантий;
  5. преемственность различных видов социального обслуживания;

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям Социальное обеспечение пожилых граждан наряду с системой здравоохранения в условиях крупных политических, социально-экономических, морально-психологических изменений в обществе должна обеспечить поддержку лиц преклонного возраста, так как самостоятельно они не могут справиться с большинством своих проблем. Большое количество пожилых граждан нуждается в социальном обслуживании, помогающем адаптироваться к изменению функциональных возможностей.Персонал социальных учреждений, занятый обслуживание пожилых граждан, должен владеть приемами социально-психологического воздействия, а также знаниями, касающимися социального обеспечения в областях психотерапии, психологии, медицине, реабилитации, геронтологии, юриспруденции, экономики.Деятельность социальных работников должна быть направлена на предотвращение кризисных ситуаций, в случае их возникновения – на регулирование; на содействие в формировании чувства собственного достоинства у лиц пожилого возраста, повышение степени информированности об их правах. В России исторически сложились и функционируют несколько моделей социального обслуживания пожилых граждан.Социальное обслуживание включает комплекс услуг, предоставляемых лицам пожилого возраста, инвалидам в специализированных муниципальных или государственных учреждениях, на дому.К основным моделям социального обслуживания относятся:

  1. срочное социальное обслуживание;
  2. социально-консультативная помощь;
  3. обслуживание на дому;
  4. стационарное обслуживание в пансионатах, домах-интернатах и т.д.;
  5. предоставление в специальных домах для престарелых жилой площади и др.
  6. полустационарное обслуживание с дневным или ночным пребыванием в отделениях социальных учреждений;

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению

4 +министерства здравоохранения и соц.развития Лицам какого возраста устанавливается категория «ребенок-инвалид» +до 18 лет Кто пользуется теми же правами, что и граждане РФ +все вышеперечисленные Реабилитация инвалидов, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации +медицинская реабилитация Гражданам пожилого возраста и инвалидам, работающим по условиям трудового договора предоставляется оплачиваемый отпуск продолжительностью +30 дней Определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах соц.защиты возлагаются на +лечебно-профилактические учреждения Полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обучаться и заниматься трудовой деятельностью +инвалидность Кем определяется порядок и условия полустационарного обслуживания +органами исполнительной власти субъектов РФ Социальное обслуживание включает в себя: +услуги и льготы Перечень гарантированных государством соц.услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам утверждается +органами исполнительной власти Соц.обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению +органов соц.защиты При получении соц.услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на: +отказ от соц.обслуживания Кем предоставляется информация о социальных услугах +соц.работником На каком основании производится помещение граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарное учреждение +на основании направления органа соц.защиты На что имеют право граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях соц.обслуживания +социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию Граждане пожилого возраста и инвалиды, работающие на условиях трудового договора, имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью +45 календарных дней К формам соц.обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов не относится +срочное соц.

обслуживание Какие социальные услуги, оказываемые гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, не входят в перечень гарантируемых государством социальных услуг +содействие в организации праздничных мероприятий Какие заболевания являются противопоказаниями к социально-медицинскому обслуживанию на дому +психические расстройства в стадии ремиссии Полустационарное соц.обслуживание включает в себя +культурное Кем принимается решение о зачислении на полустационарное обслуживание +руководителем органа исполнительной власти В обязанности администрации стационарного учреждения социального обслуживания входят соблюдение прав человека и гражданина +предоставление ежемесячных выплат инвалидам Какие услуги не входят в срочное соц. обслуживание +организация юридической помощи Что является основным источником финансирования государственного сектора системы соц.обслуживания +Фонд социального страхования Что относится к дополнительным внебюджетным

О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов

Информация по реабилитации инвалида — колясочника, спинальника и др.

Меню

Законодательство Федеральный закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Закреплен комплекс прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания. Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан.

Отдельное внимание уделено вопросам профессиональной деятельности граждан пожилого возраста и инвалидов. Определены формы социального обслуживания: социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание); полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования); срочное социальное обслуживание, социально-консультативная помощь.

Регламентирована организация социального обслуживания, порядок осуществления контроля за деятельностью по социальному обслуживанию.

Система социального обслуживания состоит из государственного, муниципального и негосударственного секторов социального обслуживания.

Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования. Принят Государственной Думой 17 мая 1995 года Одобрен Советом Федерации 21 июля 1995 года Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ «» Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

Статья 1. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов

Время чтения: ~7 минут Светлана Поздникова 1056 Социальное обслуживание граждан пенсионного возраста и инвалидов относится к основной форме защиты населения. Целью данной программы является позволить гражданам, которые нуждаются в социальной адаптации, как можно дольше пребывать в привычной среде, защита их интересов и прав.

Соцобслуживание положено гражданам престарелого возраста и людям, с официально признанной инвалидностью.

Исходя из законодательства, к первой категории относится лицо, достигшее определенного возраста, после выхода на пенсию.

Подтверждением данного факта считается паспорт.

Факт признания инвалидности подтверждается документально на медико-социальную экспертизу (МСЭК), исходя из следующих принципов:

  1. Имеется потребность в соцзащите, реабилитационных мерах.
  2. При наличии стойкого нарушения здоровья, которое обусловлено травмами, дефектами.
  3. Имеется частичная или полная утрата самообслуживания, передвижения, самоконтроля, общения, обучения, занятия трудовой деятельностью.

Социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста имеет несколько форм. Они предусматриваются Федеральным Законом. Обслуживание социальным работником на дому относится к традиционной форме, которая направлена на продление проживания в привычных условиях с поддержанием статуса людей, защиты их интересов, законных прав.

Надомное обслуживание заключается в:

  1. помощи в покупке лекарственных средств, промышленных товаров, продовольствия;
  2. организации процесса питания, одновременно с доставкой продуктов домой;
  3. помощи в приготовлении пищи;
  4. поддерживании дома в необходимом гигиеническом уровне;
  5. сопровождении в лечебное учреждение, помощи в получении медицинского обслуживания;
  6. помощи в организации похорон.
  7. помощи в получении услуг юриста;
  8. сдачи белья в химчистку;

Если человек проживает в помещении, не имеющем центрального водоснабжения, отопления, то ФЗ предусмотрено включение в перечень надомных услуг, предоставляемых отделом социальной защиты, помощь по обеспечении водой, топливом. Кроме того, предусмотрено право пожилых и инвалидов на получение дополнительных услуг, которые могут быть полностью или частично оплачены.

К ним относятся:

  1. консультативное сопровождение.
  2. нахождение в учреждении, направленном на социальное обслуживание. Оно предполагает дневное и ночное пребывание;
  3. оказание первой медицинской помощи;
  4. нахождение граждан в пансионате, доме-интернате;
  5. выполнение медицинской процедуры;
  6. кормление ослабленного больного;
  7. срочное сопровождение;
  8. круглосуточное наблюдение за здоровьем;

На заметку, обслуживание на дому производит работник отдела социальной помощи населению. Социально-бытовое обслуживание престарелых и нетрудоспособных людей может производиться на временной или постоянной основе.

Гражданам, имеющим заболевания психики, находящимся на стадии

Пожилые как объект СР. Специфика социального обслуживания граждан пожилого возраста.

Пожилые люди принадлежат к наиболее незащищенным категории населения.

Это довольно разнородная социальная категория. В ее составе — около 95 % инвалиды труда, подавляющее большинство которых пенсионеры по старости. Пожилые граждане нуждаются в гарантированном обеспечении своих жизненно важных потребностей, а именно: в надежном жилище, в полноценном рациональном питании, создании благоприятной среды жизнедеятельности и условий для использования остаточной трудоспособности, человеческом общении и внимании, охране здоровья, медико-социальном уходе и терминальной помощи, а также достойном погребении после кончины.

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает защиту законных интересов пожилых граждан. Вместе с тем с учетом социально-экономических реальностей потребовалась разработка и внедрение целого комплекса льгот и компенсаций для пожилых людей в целях более полного отражения потребностей и интересов их отдельных групп.

Главным образом это касается предоставления им дополнительных льгот по пенсионному обеспечению, налогообложению и кредитованию; получению, приобретениях, строительству и содержанию жилых помещений, коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию; по получению медицинской, протезно-ортопедической помощи, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами; обеспечению транспортными средствами, оплате проезда. Смягчению проблем населения служит практика социального обслуживания. Несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию, снижение объемов бюджетных ассигнований, управления по социальным вопросам администрации городов и районов продолжают проводить работу по расширению сети нестационарных учреждений и служб социальной помощи престарелым гражданам и инвалидам, совершенствованию и внедрению новых форм их обслуживания.

Организацию социального обслуживания пожилых людей в современных условиях следует рассматривать конструктивный вклад в социальной развитие. В перспективе организация социального обслуживания должна быть нацелена на обеспечение им безопасной старости через снижение воздействия факторов социального риска и максимально возможную степень реализации социальных гарантий в сочетании с представлением широкого спектра услуг в области профилактики и развития, чтобы пожилые могли можно дольше сохранять социальное лицо и привычный образ жизни, оставаясь активными и полезными членами общества.

Группы пожилых людей, требующих первоочередной поддержки со стороны общества. I. Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны.

II. Одинокие граждане преклонного возраста. Одиночество на склоне лет становится все более тревожной демографической и социально-экономической проблемой современного общества. Лишенные семейной опоры, одинокие престарелые вследствие болезней часто не могут наладить нормальный быт, удовлетворить самые необходимые жизненные потребности.

III. Малообеспеченные пенсионеры по старости.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому и в учреждениях

Другие советы Поддержание социального статуса нуждающихся категорий лиц, защита (иногда представление) их законных прав и интересов, обеспечение их необходимой бытовой или иной помощью назвают соцобслуживанием.

Попадание в категорию малообеспеченных может быть вызвано различными причинами: это получение пенсии минимального размера, пенсий при неполном трудовом стаже.
Услуги предоставляются органами соцзащиты после получения обращения от пожилого гражданина (или инвалида). Правоотношения в данной сфере регулируются законодательством РФ. Вопросы соцпомощи населению регламентируются федеральным законом №442-ФЗ от 28 февраля 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан».

В соответствии с его нормами, лицам, имеющим инвалидность либо пожилым людям может предоставляться необходимая помощь, на постоянной или временной основе.В статье 15 перечислены критерии, по которым осуществляется признание человека нуждающимся в поддержке, т.е обстоятельства, ухудшающие условия его жизнедеятельности. Услуги гражданам оказываются на основании договора, заключенного органом социальной защиты с учреждениями соцобслуживания, в зависимости от формы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов подразделяются на надомные, полустационарные, стационарные, социально-консультативные. Соцобслуживание на дому подразумевает максимальное продление нахождения инвалидов и пожилых граждан в привычной для них социальной среде.

Оказание различных бытовых услуг (доставка продуктов, лекарств, уборка, медицинская, юридическая помощь) предоставляется следующими организациями:

  1. центр соцпомощи;
  2. иные организации, оказывающие подобные услуги.
  3. комплексный центр для граждан пожилого возраста, инвалидов;
  4. специализированная служба социально-медицинского обслуживания;

Перед удовлетворением поступившей от гражданина заявки на получение социальной поддержки сотрудники соответствующих служб изучают все обстоятельства с целью выяснения степени нуждаемости (жилищные условия, состояние здоровья, размер пенсии, др.). Основные причины отказа служб предоставить обслуживание на дому;

  1. существует угроза для здоровья и жизни социального работника (заявитель страдает от хронического алкоголизма или наркомании, имеет открытую форму туберкулеза, тяжелые психические отклонения, инфекционные или иные заболевания, требующие специализированного лечения).
  2. заявитель не имеет определенного места жительства;
  3. на момент подачи заявления нуждающийся гражданин находился под воздействием алкогольного опьянения;
  4. отсутствия у служб ресурсов для оказания помощи (нет свободных соцработников);

При обращении к сотрудникам органов соцзащиты для получения права на социальное обслуживание гражданину необходимо предоставить пакет следующих документов:

  1. справка о доходах гражданина, членов его семьи;
  2. справка о составе семьи и условиях проживания;
  3. копия паспорта;
  4. документы, подтверждающие наличие обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности гражданина;
  5. медицинские документы о наличии инвалидности, об отсутствии заболеваний, являющихся противопоказаниями к получению социальной помощи.
  6. заявление на предоставление помощи;

Проблемы социального обслуживания граждан пожилого возраста Текст научной статьи по специальности «Социология»

Т. А. Куприянова проблемы социального обслуживания граждан пожилого возраста Увеличение продолжительности жизни — одно из главнейших достижений человечества, глобальный процесс, который только начинает «набирать обороты».

Доля людей пожилого и старческого возраста в общей численности населения России за последние годы значительно выросла и сегодня составляет 26 %1.

Снижение темпов прироста населения на фоне его старения и увеличения продолжительности жизни создает напряжение в здравоохранении и социальной сфере.

Экономические и социальные последствия этого уже не одно десятилетие обсуждаются в научных и политических кругах. Катастрофическим старение населения выглядит большей частью в изложении политически ангажированных авторов. Истинные последствия старения населения не столь угрожающи, как представляется.

Трудоспособное население всегда обслуживало и обеспечивало и себя, и детей, и пожилых людей. Как утверждают демографы,

«нагрузка на одного трудоспособного сейчас идеальная — наименьшая за все время после 1950 года»

2.

Необходимо переосмыслить данную социальную проблему и депутатам, и Министерству социального развития, и Министерству финансов и начать решать эту глобальную задачу в комплексе, с учетом интересов всех категорий граждан.

Механизм социальной защиты пожилых людей реализуется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях. На государственном уровне социальная защита обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с установленными денежными и социальными нормативами.

На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного. Становление социального обслуживания пожилых людей В Российской Федерации социальное обслуживание как производственный сектор конституировалось относительно недавно, хотя социальные услуги отдельным группам граждан оказывались и ранее.

До 1987 г. система социального обслуживания пожилых в нашей стране была представлена только Домами ветеранов и инвалидов. Актуальность проблем, связанных с необходимостью развития новой системы социального обслуживания, в 1980-1990-х гг. была предопределена плохим качеством обслуживания в этих учреждениях, их малочисленностью и отсутствием каких-либо альтернатив им.

Нормативно-правовая база организации социального обслуживания граждан пожилого возраста на дому стала формироваться в нашей стране в начале 1990-х гг. Основные положения развития новых служб закреплены в Федеральных Законах

«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

от 10.12.95 г.

№95-ФЗ и ФЗ № 122 от 05.08.1995 (в ред. 2004 г.) и

«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

. Повсеместно начали открывать отделения социального обслуживания на дому, которые впоследствии реорганизовали в учреждения социального обслуживания © Т.

А. Куприянова, 2009 граждан пожилого возраста и инвалидов.

На основании приказа № 7 от 27.01.1988 г.

Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ

/ / / / Документ по состоянию на август 2014 г.

2 августа 1995 года N 122-ФЗ Принят Государственной Думой 17 мая 1995 года Одобрен Советом Федерации 21 июля 1995 года Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе. Статья 1. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения). Статья 3. Основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах: соблюдения прав человека и гражданина; предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания; обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов; преемственности всех видов социального обслуживания; ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

Статья 4. Гарантии соблюдения прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов

Юридические основы социальной помощи пожилым и инвалидам Основные направления социального обслуживания инвалидов закреплены в ФЗ от 02.08.1995 г.

в редакции от 22.08.2004 г.

«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

.

Согласно данному закону инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания. Социальное обслуживание инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности. Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия инвалидов на получение социальных услуг.

Социальное обслуживание по желанию инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе.

Инвалиды, а также их законные представители имеют право отказаться от социального обслуживания, за исключением случаев, специально предусмотрены ФЗ от 02.08.1995 г. в редакции от 22.08.2004 г.

«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

.

В случае отказа от социального обслуживания инвалидам, а также их законным представителям разъясняются возможные последствия принятого ими решения. Отказ инвалидов от социального обслуживания, который может повлечь за собой ухудшение состояния их здоровья или угрозу для их жизни, оформляется письменным заявлением инвалидов или их законных представителей, подтверждающим получение информации о последствиях отказа. Ограничения прав инвалидов при оказании им социальных услуг допускаются в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными.

Вопрос о помещении инвалидов в стационарные учреждениях социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей решается судом по представлению органов социальной защиты населения.