Верховный суд в период перестройки


Оглавление:

Государство и право СССР в период перестройки (1985-1991 гг.)


Стр 14 из 15 — В годы перестройки провозглашается доктрина социалистического правового государства с целью поднять авторитет и эффективность государственных органов, провести реформы в структуре представительных органов власти, решить вопрос о высшем руководстве страны; — Была провозглашена реформа избирательного права. Декларируется создание демократического механизма выборов с обеспечением возможности свободного выдвижения кандидатов и отказа от партийного диктата при проведении выборов; — Провозглашается отказ от формального права руководства государственными органами соответствующими партийными организациями; — Была сделана попытка повысить роль судебной власти, чтобы она стала еще более независимой. 1. Изменения в государственном строе Президиум Верховного Совета СССР(исполнительный орган Верховного Совета) Верховный Совет СССР постоянно действующий высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти Съезд народных депутатов СССР высший орган государственной власти в стране Закон о выборах от 1 декабря 1988 г. предусматривал возможность свободного выдвижения неограниченного количества депутатов Президент СССР (Вице-президент) (был избран на Съезде народных депутатов, впоследствии предусматривалось выборы президента производить всенародным голосованием) Полномочия президента: — гарант соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов СССР; — обладал законодательной инициативой и правом вето (оно могло быть преодолено большинством Верховного Совета в 2/3 голосов каждой из палат); — принимал участие в формировании правительства и назначении на высшие должности в государстве; — принимал меры по охране суверенитета СССР и союзных республик; — координировал деятельность всех государственных органов по обеспечению обороны страны, являлся Верховным Главнокомандующим, имел право объявлять мобилизацию, состояние войны, военное положение, чрезвычайное положение, президентское правление.

Структура высших органов власти Совет безопасности СССР Кабинет Министров СССР (правительство СССР) – исполнительный и распорядительный орган власти Верховный Суд СССР Военные трибуналы в Вооруженных Силах Верховные Суды союзных республик Верховные суды автономных республик Областные, краевые, городские суды, суды автономных округов, суды автономных областей Районные (городские) народные суды Верховный суд СССР является высшим судебным органом СССР и осуществляет надзор за судебной деятельностью судов СССР, а также судов союзных республик в пределах, установленных законом Судебная власть Комитет конституционного надзора СССР (Закон СССР от 23 декабря 1989 г. «О конституционном надзоре в СССР») Избирался Съездом народных депутатов СССР из числа специалистов в области политики и права Полномочия: конституционный надзор в СССР учрежден в целях обеспечения соответствия актов государственных органов и общественных

Советское государство в период перестройки (1985—1991 гг.)

Стр 9 из 11Пришедшее к власти в 1985 г.

новое руководство Советского Союза во главе с М. С. Горбачевым столкнулось с проблемой продолжающегося ухудшения социально-экономического положения в стране в сравнении с развитыми капиталистическими странами. В этих условиях оно выбрало путь реформирования социализма, который выразился в пересмотре исторически сложившихся политических и экономических догматов социализма.

Начавшиеся реформы основывались на устранении идеологического диктата КПСС и демократизации отношений внутри самой КПСС. Демократизация внутрипартийных отношений привела к отказу от важнейшего принципа партийного строительства — принципа единства партии.

В обществе свободно и открыто, в том числе и на страницах печати, начинают обсуждаться актуальные вопросы общественной и государственной жизни, наиболее драматические и сложные периоды нашей истории.

Отменяется цензура. Появляются новые газеты, журналы и другие издания, а впоследствии телевизионные и радиовещательные организации и программы. Формируются общественные движения и политические партии. Возрождается многопартийность.

Власти перестали чинить препятствия гражданам, выражающим оппозиционные мнения путем различных общественных акций: демонстраций, митингов, пикетирований и т. д. Реабилитируются диссиденты. Съезд народных депутатов СССР становится высшим органом государственной власти в стране.

Этот орган наделяется полнотой власти и имеет право принять к рассмотрению любой вопрос. Съезд состоял из 2250 депутатов.

При этом меняется избирательное законодательство.

Новый Закон о выборах, принятый 1 декабря 1988 г., предусматривал возможность свободного выдвижения неограниченного количества кандидатов, в том числе от общественных объединений и собраниями избирателей по месту жительства, и проведение выборов на альтернативной основе в условиях нескольких кандидатов. Проведенные в 1989 г. на основе этого Закона выборы депутатов съезда народных депутатов СССР были первыми демократичными выборами.

В соответствии с изменениями в Конституции Верховный Совет СССР потерял роль органа, олицетворяющего полновластие Советов. Теперь он становится постоянно действующим высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти в стране. В этой связи ему передается ряд полномочий, ранее принадлежавших Президиуму Верховного Совета СССР и Совету Министров СССР.

Верховный Совет по-прежнему состоял из двух равноправных палат, сохранивших свои названия и выбиравшихся съездами народных депутатов.

Длительное время фактическим руководителем в СССР являлся глава КПСС. Процесс отделения КПСС от государства поставил вопрос о руководителе государства и механизме замещения этой должности. 14 марта 1990 г. съезд народных депутатов учреждает пост Президента СССР.

Президент — это высшее должностное лицо — глава государства. Первый Президент СССР М. С. Горбачев избирался на съезде народных депутатов* 15 марта 1990 г., однако впоследствии предусматривалось проводить выборы президента всенародным голосованием.

Развитие права в период «перестройки»

3 Право второй половины 80-х годов в своем развитии отставало от темпов движения обществен­ной жизни. Соответственно многие новые хозяйственные и социальные вопросы оказались не урегулированными правом. С другой стороны, ряд устаревших право­вых норм не был формально отменен, хотя практически не действовал.

Возникшая с 1989 г. «война законов» вызвала явления правового нигилиз­ма.

Принцип законности к концу «перестройки» был поколеблен. Таким образом, политика «перестройки» не могла обойтись без осуществления правовой реформы. Говоря о развитии и изменении норм Гражданского права, необходимо заметить, что «перестройка» не предвещала революционного поворота в развитии имущественных отношений.

Ее начало выглядело достаточно традиционным – в 1985 г. в связи с антиалкогольной кампанией был установлен затруднительный порядок приобретения винно-водочных товаров, а в 1986 г.

проведена неуместная кампания борьбы с нетрудовыми доходами, вызвавшая ограничения правоспособности владельцев приусадебных участков. Обе эти акции объективно способствовали сокращению гражданского оборота и в целях повышения качества товаров в 1987 г. была введена государственная приемка выпущенной продукции.

Однако вскоре в политике «перестройки» был сделан очень сильный акцент на такие ее элементы, как «активизация человеческого фактора», развитие «материального интереса» работника в результатах труда. Данный шаг означал отход государства от прежней административно-командной системы руководства народным хозяйством к его регулирова­нию на основе экономических методов, через интерес производителя.

Следствием этого явилось расширение гражданской правоспособности физических и юридических лиц и усиление гражданского оборота.

В ноябре 1986 г. был принят закон, разрешивший индивидуальную трудовую деятельность.

В 1987 г. получил большое развитие договор аренды объектов социалистической собственности на основе семейного, бригадного или коллективного подряда. Таким образом создавались благоприятные условия для расширения деятельности кооперативных организаций. Наметившиеся перемены были в 1988 г.

закреплены Законом «О кооперации в СССР». В 1990 г. в этот закон внесены значительные изменения. Кооперативы теперь могли заниматься любыми видами деятельности, если не существовало специальных законодательных запрещений.

На 1 января 1990 г. в СССР существовало около 200 тыс.

кооперативов в сфере производства и услуг.

Только в одной Москве их было 15 тыс. В 1987 г. принято положение

«О социалистическом производственном предприятии (объединении) в СССР»

, создававшее совершенно новый механизм хозяйствования. Оно было призвано поставить ос­новное звено производства – фабрики и заводы – в такие экономические условия, которые побуждали бы их проявить инициативу и эффективно использовать свои резервы и достижения научно-технической революции.

Самостоятельность предприятий кардинально расширялась. Они в течение трех лет переводились на полный хозрасчет и самофинансирование.

Бюджетное финансирование, как правило, исключалось.

Ломка политической системы в период перестройки (1985 – 1991 гг.)

Провозглашенный Коммунистической партией Советского Союза в середине 80-х гг.

курс на развитие демократии привел к изменению в конце этого десятилетия системы высших органов государственной власти. На внеочередной двенадцатой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, проходившей 29 ноября — 1 декабря 1988 г., был принят Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции, кардинально изменивший их структуру.

Верховным органом власти Союза стал Съезд народных депутатов СССР, состоявший из 2250 депутатов. Верховный Совет СССР, сохранившийся как двухпалатный, стал постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти СССР, работающим сессионно.

Он избирался тайным голосованием из числа народных депутатов Съездом народных депутатов СССР и был ему подотчетен.

Изменение структуры высших органов государственной власти не могло не отразиться и на их компетенции. Съезд народных депутатов СССР был правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР. Вместе с тем ряд вопросов, таких, как принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений, определение государственной границы СССР, принятие решений о проведении референдума и др., относились к исключительному ведению Съезда народных депутатов СССР.

Верховный Совет СССР, являясь законодательным органом, как и Съезд народных депутатов, имел право осуществлять в пределах компетенции Союза регулирование отношений собственности, организации управления народным хозяйством, социально-культурным строительством, а кроме того, получил такие правомочия, ранее принадлежавшие Президиуму Верховного Совета СССР, как толкование законов СССР, образование Совета обороны, назначение и смена высшего командования Вооруженных Сил, ратификация и денонсация международных договоров, издание общесоюзных актов амнистии, учреждение орденов и медалей и др.

Первый Съезд народных депутатов СССР состоялся 25 мая — 9 июня 1989 г. Деятельность съездов продлилась немногим более 2 лет.

После августовских событий 2 сентября 1991 г. открылся последний, внеочередной пятый Съезд народных депутатов СССР, который прекратил свое существование уже через несколько дней — 5 сентября. При ликвидации этого органа предполагалось, что будут ускорены подготовка и подписание Договора о Союзе Суверенных Государств, в котором каждое из них смогло бы самостоятельно определить форму своего участия в новом объединении, основанном на принципах независимости и территориальной целостности.

Исходя из этого, последний Съезд народных депутатов СССР объявил переходный период для формирования новой системы государственных отношений, в котором высшим представительным органом власти признавался Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат — верхней и нижней — Совета Республик и Совета Союза. Законы, принятые Советом Союза, должны были вступать в силу после их одобрения Советом Республик. Совет Союза формировался депутациями союзных республик из числа народных депутатов СССР по согласованию с высшими органами государственной власти этих республик.

indbooks

Пред. Оглавление След. Смысл и теоретическая база перестройки В 1987 г., когда программа переделки советского государства вступила в решающую стадию, М.С.Горбачев дал определение этой программы: «Перестройка – многозначное, чрезвычайно емкое слово.

Но если из многих его возможных синонимов выбрать ключевой, ближе всего выражающий саму его суть, то можно сказать так: перестройка – это революция».

Таким образом, высшее руководство КПСС видело задачу не в постепенном реформировании, а в изменении через слом, с разрывом непрерывности. Академик-социолог Т.И.Заславская, близкий к М.С.Горбачеву специалист, развивает это положение: «Предстоящее преобразование общественных отношений действительно трудно назвать иначе, как относительно бескровной и мирной (хотя в Сумгаите кровь пролилась) социальной революцией.

Речь идет о разработке стратегии управления не обычным, пусть сложным, эволюционным процессом, а революцией, в корне меняющей основные общественно-политические структуры, ведущей к резкому перераспределению власти, прав, обязанностей и свобод между классами, слоями и группами». В России и за рубежом уже накоплен большой исследовательский материал о перестройке, и хотя в нем есть много «белых пятен», некоторые общие выводы уже прояснились. С точки зрения истории государства они таковы.

– Перестройка относится к категории «революций сверху». В них назревающий кризис легитимности государства, грозящий перераспределением власти и богатства, разрешается действиями правящей прослойки через государственный аппарат. В таких революциях крайним случаем является «самосвержение» правящего режима через организацию «народного восстания».

Самым блестящим примером стало самосвержение режима Чаушеску в Румынии в 1989 г. – Перестройка завершилась глубокими изменениями политической системы, общественно-экономического строя, национальных отношений, образа жизни и культуры всех граждан и народов СССР. Она привела к кардинальному изменению геополитической структуры мира и породила мировые процессы, далекие от завершения.

Таким образом, по своим масштабам перестройка – явление всемирно-исторического значения. – Перестройка была частью мирового конфликта – холодной войны.

В ее развитии и использовании результатов зарубежные политические силы играли активную и важную роль. Завершение перестройки ликвидацией Варшавского договора и СЭВ, затем роспуском СССР рассматривается на Западе как поражение СССР в холодной войне. – Движущей силой перестройки стал необычный союз следующих социокультурных групп: часть партийно-государственной номенклатуры, стремящаяся преодолеть назревающий кризис легитимности с сохранением своего положения (даже ценой смены идеологической маски); часть интеллигенции, проникнутая либеральной и западнической утопией (ею двигали смутные идеалы свободы и демократии и образ «прилавки, полные продуктов»); криминальные слои, связанные с «теневой» экономикой.

В целом, все эти активные социальные субъекты перестройки получили в результате то, что хотели[19].

§ 10. Уголовное законодательство периода перестройки (1985–1991 гг.) и постсоветского периода (1991–2000 гг.)

 Курс уголовного права в пяти томах.

Том 1. Общая часть: Учение о преступленииКоллектив авторов Начавшаяся в 1985 г. глубокая экономическая, государственная и правовая перестройка советского общества, провозглашение Конституцией России решимости создать демократическое правовое государство поставили на повестку дня вопрос о принятии новых Основ уголовного законодательства Союза ССР и республик, а также новых республиканских УК.

Новое мышление с приоритетом в нем общечеловеческих ценностей над государственно-национальными и узкоклассовыми означало для уголовного права уточнение его социального содержания, а также обновление соотношения уголовного и международного права.По инициативе ученых уже в начале 80-х гг. разрабатывается теоретическая модель Уголовного кодекса (Общая часть)[57]. Многократно обсужденная в научных и вузовских учреждениях и видоизмененная, она после принятия в начале 1987 г.

решения о разработке проекта новых Основ стала альтернативным документом действующим Основам уголовного законодательства 1958 г.

Ее влияние на официальные проекты Основ и УК весьма велико. В декабре 1988 г. официальный текст проекта Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик был опубликован в «Известиях» для всенародного обсуждения.

В течение двух лет с учетом поступивших замечаний и предложений проект дорабатывался в Верховном Совете СССР, его рабочих группах. Замечания на проект поступили, в частности, и от совещания заведующих кафедрами уголовного права юридических вузов страны[58]. Половина предложений была воспринята в дальнейшей работе над проектом Основ.

В 1991 г. Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик были приняты Верховным Советом СССР в первом чтении.С начала перестройки активизировалась работа по реабилитации необоснованно осужденных лиц в период 30-40-х и 50-х гг.

в связи с публикацией в условиях гласности новых документов о репрессиях. Созданная Комиссия ЦК КПСС по реабилитации необоснованно осужденных граждан собирает и публикует в «Известиях ЦК КПСС» факты и статистику нарушений законности. Верховный Суд СССР продолжает работу по пересмотру уголовных дел[59].

Направленность изменений уголовного законодательства 1986–1990 гг. определялась прежде всего безотлагательностью борьбы с преступностью, которая все больше ужесточалась, вооружалась, обретала транснациональный характер.

Используя крупные просчеты в кооперативной системе, активизировались теневая экономика и организованная преступность.

В 1991 г. вышел Указ Президента СССР «О мерах по усилению борьбы с наиболее опасными преступлениями и их организованными

Глава 9.
Каждый третий рубль функционировал в теневой экономике. II Съезд народных депутатов СССР принимает постановление «Об усилении борьбы с организованной преступностью». В нем ставится задача обновления уголовного, уголовно-процессуального и исправительно-трудового законодательства.

Советское государство в период перестройки (1985-1991 гг.)

§ 1.

Смысл и теоретическая база перестройки В 1987 г., когда программа переделки советского государства вступила в решающую стадию, М.С.Горбачев дал определение этой программы: «Перестройка — многозначное, чрезвычайно емкое слово. Но если из многих его возможных синонимов выбрать ключевой, ближе всего выражающий саму его суть, то можно сказать так: перестройка — это революция».

Таким образом, высшее руководство КПСС видело задачу не в постепенном реформировании, а в изменении через слом, с разрывом непрерывности. Академик-социолог Т.И.Заславская, близкий к М.С.Горбачеву специалист, развивает это положение: «Предстоящее преобразование общественных отношений действительно трудно назвать иначе, как относительно бескровной и мирной (хотя в Сумгаите кровь пролилась) социальной революцией. Речь идет о разработке стратегии управления не обычным, пусть сложным, эволюционным процессом, а революцией, в корне меняющей основные общественно-политические структуры, ведущей к резкому перераспределению власти, прав, обязанностей и свобод между классами, слоями и группами».

В России и за рубежом уже накоплен большой исследовательский материал о перестройке, и хотя в нем есть много «белых пятен», некоторые общие выводы уже прояснились. С точки зрения истории государства они таковы.

— Перестройка относится к категории «революций сверху». В них назревающий кризис легитимности государства, грозящий перераспределением власти и богатства, разрешается действиями правящей прослойки через государственный аппарат (1).

— Перестройка завершилась глубокими изменениями политической системы, общественно-экономического строя, национальных отношений, образа жизни и культуры всех граждан и народов СССР. Она привела к кардинальному изменению геополитической структуры мира и породила мировые процессы, далекие от завершения. Таким образом, по своим масштабам перестройка — явление всемирно-исторического значения.

— Перестройка была частью мирового конфликта — холодной войны.

В ее развитии и использовании результатов зарубежные политические силы играли активную и важную роль.

Завершение перестройки ликвидацией Варшавского договора и СЭВ, затем роспуском СССР рассматривается на Западе как поражение СССР в холодной войне. — Движущей силой перестройки стал необычный союз следующих социо-культурных групп: часть партийно-государственной номенклатуры, стремящаяся преодолеть назревающий кризис легитимности с сохранением своего положения (даже ценой смены идеологической маски); часть интеллигенциии, проникнутая либеральной и западнической утопией (ею двигали смутные идеалы свободы и демократии и образ «прилавки, полные продуктов»); криминальные слои, связанные с «теневой» экономикой.

В целом, все эти активные социальные субъекты перестройки получили в результате то, что хотели (правда, интеллигенция — ценой социального самоубийства) (2). Теневики и номенклатура получили собственность и разделили власть, интеллигенция — «полные прилавки» и свободу выезда за границу. — Первый этап перестройки

Общая характеристика советского права периода перестройки и распада СССР (стр.

1 из 2)

Государственный Университет «Высшая Школа Экономики» Санкт-Петербургский филиал Кафедра: теории и истории государства и права Эссе По дисциплине: История отечественного государства и права Тема: Общая характеристика советского права периода перестройки и распада СССР Санкт-Петербург 2006г.

В конце 80-х начале 90-х годов Россия переживает внутри страны кардинальные изменения, приведшие к «перестройки» всего уклада жизни граждан. Этот переворот произошел совсем недавно в историческом смысле, всего около двадцати лет назад. Именно поэтому мне кажется очень интересным период «перестройки» жизни нашей страны, т.к.

я являюсь непосредственным современником этого этапа отечественной истории. В своем эссе я хотела бы рассмотреть суть перестройки и ее последствия, и, конечно, изменения советского права в этот период и период распада СССР. Начало процесса перестройки всего государственного устройства страны было положено, как известно в 1985г.

Однако на первом этапе перестройка понималась не как слом командно-административной системы управления, а как её совершенствование, не радикальная переделка всего государственного механизма, а лишь исправление его отдельных составляющих. Начало же практических изменений политических и экономических отношений относится к 1987г., когда страна вступила в полосу действительно фундаментальных политических, экономических и правовых реформ. Именно с 1987г. М. Горбачев и его команда переходят к новой стратегии реформ, в центре которой находилась политическая демократизация.

На ее волне в течение 2-3 лет оформились политический плюрализм, многопартийность, начало зарождаться гражданское общество и разделение властей. «Гласность», введенная М. Горбачевым, вскрыла все несовершенство существующей системы, в т.ч.

в сфере управления. «Перестройка — это назревшая необходимость, выросшая из глубинных процессов развития нашего социалистического общества. Оно созрело для перемен, можно сказать оно выстрадало их». Новое руководство попыталось сохранить режим путем разграничения функций партийных и государственных органов и «вовлечения» трудящихся в управление.

Начался процесс передачи реальной власти советам. Выдвижение проекта конституционной реформы, предложенной Верховным советом СССР в октябре 1988г. стало вторым этапом политических преобразований.

В годы перестройки в нашей стране начался процесс формирования новых субъектов политической жизни — массовых движений, политических клубов, ассоциаций, партий и т.п. В 1988г. государство по существу пересмотрело свои подходы к проблеме прав человека и преступило к их реализации.

Перестройка должна была распространиться и на национально-государственные отношения. Речь шла о совершенствовании порядка отношений между союзом ССР, союзными и автономными республиками, о более полном и всестороннем учете, как их интересов, так и интересов союза в целом. Это было необходимо сделать, ибо чрезмерная централизация государственного управления стало одним из тормозящих факторов в деле равноправного и взаимовыгодного национально-государственного развития.

Уголовное законодательство периода перестройки (1985-1991 гг.) и постсоветского периода (1991-2000 гг.)

Поделись с друзьями Нужна помощь в написании работы?

Начавшаяся в 1985 г. глубокая экономическая, государственная и правовая перестройка советского общества, провозглашение Конституцией России решимости создать демократическое правовое государство поставили на повестку дня вопрос о принятии новых Основ уголовного законодательства Союза ССР и республик, а также новых республиканских УК. Новое мышление с приоритетом в нем общечеловеческих ценностей над государственно-национальными и узкоклассовыми означало для уголовного права уточнение его социального содержания, а также обновление соотношения уголовного и международного права. По инициативе ученых уже в начале 80-х гг.

разрабатывается теоретическая модель Уголовного кодекса (Общая часть)*(57). Многократно обсужденная в научных и вузовских учреждениях и видоизмененная, она после принятия в начале 1987 г.

решения о разработке проекта новых Основ стала альтернативным документом действующим Основам уголовного законодательства 1958 г. Ее влияние на официальные проекты Основ и УК весьма велико.

В декабре 1988 г. официальный текст проекта Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик был опубликован в «Известиях» для всенародного обсуждения. В течение двух лет с учетом поступивших замечаний и предложений проект дорабатывался в Верховном Совете СССР, его рабочих группах. Замечания на проект поступили, в частности, и от совещания заведующих кафедрами уголовного права юридических вузов страны*(58).

Половина предложений была воспринята в дальнейшей работе над проектом Основ. В 1991 г. Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик были приняты Верховным Советом СССР в первом чтении. С начала перестройки активизировалась работа по реабилитации необоснованно осужденных лиц в период 30-40-х и 50-х гг.

в связи с публикацией в условиях гласности новых документов о репрессиях.

Созданная Комиссия ЦК КПСС по реабилитации необоснованно осужденных граждан собирает и публикует в «Известиях ЦК КПСС» факты и статистику нарушений законности.

Верховный Суд СССР продолжает работу по пересмотру уголовных дел*(59). Направленность изменений уголовного законодательства 1986-1990 гг. определялась прежде всего безотлагательностью борьбы с преступностью, которая все больше ужесточалась, вооружалась, обретала транснациональный характер.

Используя крупные просчеты в кооперативной системе, активизировались теневая экономика и организованная преступность. Каждый третий рубль функционировал в теневой экономике.

II Съезд народных депутатов СССР принимает постановление «Об усилении борьбы с организованной преступностью». В нем ставится задача обновления уголовного, уголовно-процессуального и исправительно-трудового законодательства. В 1991 г. вышел Указ Президента СССР

«О мерах по усилению борьбы с наиболее опасными преступлениями и их организованными формами»

.

Крайне острая, беспрецедентная в истории советского уголовного права ситуация сложилась во взаимоотношении общесоюзного и республиканского уголовного законодательства.

Общая характеристика советского права периода перестройки и распада СССР

Государственный Университет «Высшая Школа Экономики» Санкт-Петербургский филиал Кафедра: теории и истории государства и права Эссе По дисциплине: История отечественного государства и права Тема: Санкт-Петербург 2006г.

В конце 80-х начале 90-х годов Россия переживает внутри страны кардинальные изменения, приведшие к «перестройки» всего уклада жизни граждан. Этот переворот произошел совсем недавно в историческом смысле, всего около двадцати лет назад.

Именно поэтому мне кажется очень интересным период «перестройки» жизни нашей страны, т.к. я являюсь непосредственным современником этого этапа отечественной истории. В своем эссе я хотела бы рассмотреть суть перестройки и ее последствия, и, конечно, изменения советского права в этот период и период распада СССР.

Начало процесса перестройки всего государственного устройства страны было положено, как известно в 1985г. Однако на первом этапе перестройка понималась не как слом командно-административной системы управления, а как её совершенствование, не радикальная переделка всего государственного механизма, а лишь исправление его отдельных составляющих.

Начало же практических изменений политических и экономических отношений относится к 1987г., когда страна вступила в полосу действительно фундаментальных политических, экономических и правовых реформ. Именно с 1987г. М. Горбачев и его команда переходят к новой стратегии реформ, в центре которой находилась политическая демократизация. На ее волне в течение 2-3 лет оформились политический плюрализм, многопартийность, начало зарождаться гражданское общество и разделение властей.

«Гласность», введенная М. Горбачевым, вскрыла все несовершенство существующей системы, в т.ч.

в сфере управления. «Перестройка — это назревшая необходимость, выросшая из глубинных процессов развития нашего социалистического общества. Оно созрело для перемен, можно сказать оно выстрадало их». Новое руководство попыталось сохранить режим путем разграничения функций партийных и государственных органов и «вовлечения» трудящихся в управление.

Начался процесс передачи реальной власти советам. Выдвижение проекта конституционной реформы, предложенной Верховным советом СССР в октябре 1988г.

стало вторым этапом политических преобразований.

В годы перестройки в нашей стране начался процесс формирования новых субъектов политической жизни — массовых движений, политических клубов, ассоциаций, партий и т.п.

В 1988г. государство по существу пересмотрело свои подходы к проблеме прав человека и преступило к их реализации.

Перестройка должна была распространиться и на национально-государственные отношения. Речь шла о совершенствовании порядка отношений между союзом ССР, союзными и автономными республиками, о более полном и всестороннем учете, как их интересов, так и интересов союза в целом.