Земельные участки общего пользования


Земельные участки общего пользования

Земельные участки общего пользования это


В рамках населенных пунктов выделяются различные категории земель, которые могут использоваться в соответствии с их целевым назначением. Одной из таких категорий являются земли общего пользования.

Что именно относится к этой категории и как эти земли можно использовать?

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам: Москва +7(499)653-60-87, Санкт-Петербург +7(812)313-26-64. Регулирование вопросов использования земель общего пользования в рамках населенных пунктов осуществляется двумя ключевыми нормативными актами, первым из которых является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а вторым — Земельный Кодекс.
Указанные нормативные акты занимаются полномасштабным регулирование всех вопросов, связанных с эксплуатацией любых земельных категорий, расположенных в населенном пункте.

Кроме того, Земельный Кодекс Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением правил эксплуатации существующих земельных участков.

Градостроительный кодекс Российской Федерации дает подробную расшифровку понятия земель общего пользования, а также формулирует основные правила эксплуатации этого ресурса. В рамках данного нормативного акта также происходит подробная расшифровка основных направлений, по которым может происходить эксплуатация конкретного земельного участка, отнесенного к той или иной категории. Так как понятие земель общего пользования относится одновременно к двум сферам правоотношений — градостроительным и земельным, на них распространяется свое действие также и региональное законодательство.

Этот уровень законодательства может использоваться в том случае, если региональные нормативные акты не входят в противоречие с федеральным законодательством. В то же время, если подобная возможность установлена на федеральном уровне, для выявления наиболее удачного варианта решения проблемы может осуществляться выбор тех нормативно-правовых норм, которые будут использоваться. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам: Москва +7(499)653-60-87, Санкт-Петербург +7(812)313-26-64.

К землям совместного использования будут относиться следующие земельные участки:

  1. Земельные участки, использование которых подразумевает удовлетворение интересов жителей населенных пунктов.
  2. Земли, используемые для захоронения бытовых отходов или возведения предприятий, предназначенных для утилизации имеющихся бытовых отходов;
  3. Земельные участки, на которых возведены инженерные сооружения, предназначенные для обслуживания социально-культурных потребностей населения;
  4. Земли, на которых были построены транспортные развязки, а также дороги различного уровня направленности и обслуживающих характеристик;

Эти земли являются землями общего пользования, которые могут эксплуатироваться для достижения интересов качественного обслуживания проживающих в конкретном населенном пункте людей, а также для полноценного функционирования различных юридических лиц, в том числе и региональных и муниципальных органов власти.

Статья 262 ГК РФ. Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

»»»»Статья 262.

Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок 1. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

2. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику. Земельные участки общего пользования относятся как правило к землям, находящимся в государственной и муниципальной собственности.

К данным землям относятся, в частности, земли населенных пунктов. В соответствии со статьей 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Граждане вправе беспрепятственно, без каких-либо разрешений, находиться на данных участках и пользоваться ими в соответствии с установленным законодательством назначением. Кроме того, часть 2 статьи 262 ГК РФ закрепляет презумпцию свободного доступа на участок, в отношении которого собственником не принято мер, направленных на ограничение такого доступа. При этом нахождение какого-либо лица на таком участке не должно быть сопряжено с причинением вреда собственнику.

Природные объекты, находящиеся на землях, открытых к доступу, могут использоваться гражданами в соответствии с назначением таких объектов.

  1. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)
  2. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)
  1. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
  2. «О применении норм международного частного права судами Российской Федерации»
  3. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)
  1. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»
  2. «О производственных кооперативах»
  3. «О промышленной политике в Российской Федерации»
  1. «Об утверждении Порядка согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральными бюджетными учреждениями,

Земельные участки общего пользования: состав и правовое регулирование (Гриц Д.С.)

В системе природных ресурсов земля обладает такими свойствами, которые отличают ее от иных природных ресурсов.

Представляется, что земля является настолько основополагающим ресурсом, что ее можно рассматривать в двух противоположных аспектах. С одной стороны, как указывает М.М. Бринчук, земля одновременно выступает в качестве средства производства и операционного базиса. В последнем качестве земля объективно необходима для развития рыночной инфраструктуры — под промышленные, социальные и иные объекты.
Это обстоятельство предопределяет возможность и необходимость обладания землей на праве частной собственности .

С другой стороны, земля является основой жизнедеятельности человека: это место существования, развития, передвижения человека, в связи с чем отнесение земли и земельных участков к объектам частной собственности в полном объеме привело бы к пагубному влиянию на права неограниченного круга лиц.——————————— См.: Бринчук М.М.

Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. М.: Юристъ, 1998.Для реализации естественных прав неограниченного круга лиц законодателем выделяется особая группа земель — земельные участки общего пользования.

Предназначение земельных участков общего пользования заключается в том, что они обеспечивают естественные потребности человека и благоприятные условия его жизнедеятельности. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием . Данная категория земельных участков необходима для того, чтобы люди реализовывали свои конституционные права. Без земельных участков общего пользования существовала бы опасность ограничения граждан в реализации, в частности права на свободу передвижения (ст.

27 Конституции РФ), права собираться мирно, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции РФ), права иметь имущество (например, автомобиль или велосипед) в собственности, а именно пользоваться им (ст.

35 Конституции РФ), права выбирать род деятельности и профессию (ст.

37 Конституции РФ) и т.д. Таким образом, земля является местом нашего существования и передвижения, поэтому строго необходимо ограничивать возможность приобретения земельных участков в частную собственность, чтобы предоставить возможность реализации указанных конституционных прав неограниченному кругу лиц.——————————— Конституция РФ от 12.12.1993 (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 дек.Согласно п. 12 ст.

1 ГрК РФ , территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).——————————— Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (в ред. от 31.12.2014) // Российская газета.

Статья 262 ГК РФ. Земельные участки общего пользования.

Доступ на земельный участок

Новая редакция Ст.

262 ГК РФ 1. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
2. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает публичный сервитут, ограничивающий права собственников участков общего пользования в публичных интересах, прежде всего в интересах местного населения. Земельные участки общего пользования образуются как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами. Специальный закон. Градостроительный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ).

2. В отличие от рассмотренной выше нормы, обременяющей сервитутом земельные участки, находящиеся исключительно в публичной собственности, п. 2 данной статьи устанавливает возможность ограниченного пользования земельным участком независимо от его принадлежности при соблюдении двух условий: участок не огорожен (не запрещен вход) и не причиняется ущерб или беспокойство собственнику. 1. Указанный в комментируемой статье объект — земельный участок общего пользования — является собирательным.

В , в которой перечисляются виды земель по их целевому назначению, не указаны земли, находящиеся в общем пользовании.

Представляется, что земельные участки общего пользования могут принадлежать к землям разного назначения (категории), поскольку в установленном порядке не установлен запрет использования данного земельного участка. 2. Указание в ст. 262 на граждан как субъектов права использования земельных участков, находящихся в общем пользовании, видимо, не исключает предоставления тех же прав иностранцам и лицам без гражданства.

В то же время следует считать, что использование земельных участков общего пользования юридическими лицами не имеет оснований в ст. 262. 3. Если в п. 1 ст. 262 имеются в виду только земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, то в п. 2 этой статьи говорится также и о частной собственности на земельный участок.

Собственник вправе огородить свой участок либо иным образом обозначить, что проход через участок без его разрешения запрещен (например, путем помещения объявлений). Если это не сделано, то через такой участок любое лицо, в том числе юридическое, имеет право прохода, но не проезда, прогона скота и проч. Это право не является сервитутом, поскольку принадлежит не собственникам иных участков или строений, а неопределенному

Земли общего пользования и особенности их эксплуатации в 2020 году

Время чтения: 5 минутВо многих населенных пунктах есть территории общественного, социального, природного, рекреационного и иного значения.

Посещать их с целями, не запрещенными законом, может любой желающий, ведь это – земли общего пользования (ЗОП). Поскольку такая правовая конструкция предусмотрена российским законодательством, стоит разобраться, что относится к таким землям, как их может использовать население и что входит в нормативно-правовую базу.

Право общего пользования землей является разновидностью природопользования.

Оно имеет не вещную, а эколого-правовую природу, поэтому реализуется в отношении природных объектов, не индивидуализированных в качестве частного недвижимого имущества. Понять, что такое земля общего пользования, поможет ст. 262 . Согласно ей, граждане вправе свободно использовать землю и размещенные на ней объекты в пределах, не запрещенных законодательством, если:

  1. территории не закрыты для общего доступа;
  2. участки находятся в государственной и муниципальной собственности;
  3. собственник не огородил участок или иным образом не обозначил, что проход через него без разрешения запрещен. Это касается частных наделов, которые могут использоваться для прохода.

Более уточненное понятие дает п.

12 ст. 1 согласно которому земли общего пользования – это территории, которыми пользуется неограниченный круг лиц.

Хотя речь идет об участках населенных пунктов, в более широком значении лица могут пользоваться землями и за их пределами. Аналогичным образом ЗОП рассматривает и земельное законодательство, включая их в состав земель населенных пунктов. Так, земля общего пользования по (п.

12 ст. 85 ЗК) может входить в состав разных территориальных зон (жилых, общественно-деловых, сельскохозяйственных, производственных), но ее нельзя приватизировать или передать в частную собственность. Вышеуказанные нормы законодательства позволяют выделить ключевые признаки ЗОП:

  1. участки общедоступны;
  2. территории находятся в муниципальной или государственной собственности;
  3. для их использования в общем виде не требуется специального разрешения.
  4. наделы и размещенные на них природные объекты использует неопределенный круг лиц;
  5. чаще всего они рассматриваются как земли общего пользования населенных пунктов;

Эксплуатация территорий общего пользования регулируется не только федеральными законами, но и местными .

Поэтому в разных регионах и населенных пунктах состав таких земель и порядок их использования может отличаться. В законодательстве нет исчерпывающего перечня территорий, относящихся к землям общего пользования и конкретных прав на их использование.

Традиционно под ними рассматриваются , которые специально предназначены для общего использования.

В юридической литературе часто справедливо обозначается, что массовому использованию поддаются также участки за пределами населенных пунктов, то есть ЗОП рассматривается в более широком смысле. Так, можно выделить не менее 3 категорий земель, которые используются неограниченным кругом лиц:

Статья 262. Земельные участки общего пользования.

Доступ на земельный участок

1. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. 2. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

1. Рассматривая содержание п.

1 комментируемой статьи, важно обратить внимание на следующее.

Во-первых, речь идет только о правах граждан (но не иных субъектов гражданского права).

Во-вторых, говорится о правах граждан находиться на земельных участках, которые являются государственной или муниципальной собственностью. В-третьих, имеются в виду земельные участки общего пользования (не закрытые для общего доступа). Так, . В-четвертых, граждане вправе не только находиться на таких земельных участках, но и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты.

Соответствующее указание находит конкретизацию в ряде иных нормативных актов. Так, в силу ч. 1 ст. 11 Лесного кодекса РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

В соответствии с ч. 8 ст. 6 Водного кодекса РФ каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

В-пятых, в комментируемой статье (и в ряде иных актов), с одной стороны, указывается, что рассматриваемые права граждан реализуются свободно, без каких-либо разрешений, а с другой стороны, называются источники пределов (стеснений) этих прав.

Пределы устанавливаются законом, иными правовыми актами, собственником земельного участка.

Важно отметить, что иные правовые акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ) должны соответствовать (не противоречить) федеральным законам (п.

п. 3 — 6 ст. 3 ГК). Усмотрение собственника земельного участка также ограничено указаниями закона и иных правовых актов, т.е. недопустимо произвольное установление собственником земельного участка пределов прав граждан. Правило комментируемой статьи о пределах прав граждан с различной степенью детализации конкретизируется в разных нормативных актах.

Так, в п. 9 ст. 85 ЗК РФ предусматривается, что земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

Что такое земли общего пользования и что грозит за самовольный захват этих территорий?

» Почему земли, владение которыми проходит в режиме общего пользования, возбуждают так много юридических, практических и фактических нюансов в сфере правовых отношений в границах Земельного Кодекса?

Попробуем разобраться, какие территориальные зоны могут причисляться к категории ЗОП, какие существуют правила распоряжения ими для всех граждан и как избежать проблем и нарушений собственных прав в делах, касающихся ЗОП?

По ассоциации, земли общего пользования (далее – ЗОП) – это те территории, которые принадлежат всем гражданам, как социальные пространства, это территории, которые не имеют частного собственника и не могут его иметь (разве что государство и является этим собственником). Согласно тому, как эти земли определяют Земельный и Градостроительный Кодексы Российской Федерации, земли общего пользования – это участки и территории, которые используются в качестве путей сообщения (сюда входят дорожные участки, улицы, мостовые, пешеходные территории), в качестве зон отдыха (к примеру, парки, детские площадки, скверы и бульвары), а также зоны для промышленных нужд общественности (свалки, полигоны, территории для переработки мусора). Согласно закону на ЗОП разрешено возводить капитальные постройки, а также некапитальное строительство.

Но при этом строительство должно соответствовать целевому назначению зон ЗОП. Разберемся подробнее в нюансах, связанных с землями, предназначенными для общего пользования. Этот тип землепользования, как и любой существующий, упомянут в Земельном Кодексе Российской Федерации, так как именно он регулирует и регламентирует все вопросы, связанные с использованием земельных ресурсов нашей страны.

В статье упоминаются ЗОП. Согласно этой статье земли общественного пользования могут входить в состав различных территориальных зон, но ни в каком случае не подлежат приватизации.

Также по этой статье к ЗОП причисляются площади, улицы и проезды, автодороги и трассы, территории набережных, бульваров, водные объекты и пляжи. Нарушения пользования ЗОП регулирует .

Под нарушением в ней подразумевается самовольный захват земель общего пользования.

Об этом далее. Поговорим подробнее о самовольных захватах.

Как уже было сказано в предыдущем пункте, все нарушения касательно ЗОП должны быть предусмотрены законом нашей страны. Такой вид нарушения землепользования как самовольный захват территории, предназначенной для общего пользования, причисляется к административному правонарушению и регулируется статьей 7.1 главы 7 Кодекса Административных Правонарушений РФ. Расследования по этому правонарушению проводят государственные федеральные инспекторы, специализирующиеся на использование и охране тех ЗУ, которые внесены в Росреестр.

Статья, регламентирующая это нарушение называется «Самовольное занятие земли». По ней занятие ЗОП по собственной воле в случаях, если на это не имеется документов, которые предусмотрены законом (или в случаях, если отсутствуют документы на разрешение хозяйственной деятельности), влечет за собой административную ответственность.

Об определении понятия «Земли общего пользования населенных пунктов»

ПИСЬМОот 12 августа 2008 года N Д23-152 Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел письмо по вопросу об определении понятия «земли общего пользования населенных пунктов» и сообщает.

(далее — Земельный кодекс) установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

не раскрывает понятия «другие объекты», расположенные на земельных участках общего пользования.В (далее — Градостроительный кодекс) применяется термин «территории общего пользования», под которым понимается возможность для неограниченного круга лиц беспрепятственного пользования ими , в неисчерпывающий перечень которых включаются площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары. При этом в особо оговаривает, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.В связи с тем, что земельные участки общего пользования представляют собой как незастроенные, так и застроенные территории, то на земельных участках общего пользования могут располагаться объекты незавершенного строительства или уже введенные в эксплуатацию здания, строения и сооружения, отчужденные в частную собственность в процессе приватизации.В настоящее время (в ред. 13.05.2008) (далее — Федеральный закон N 178-ФЗ) установлена общая норма, согласно которой приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом, и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.Вместе с тем, в соответствии с отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и др.).

Согласно указанному пункту парки также входят в перечень объектов, расположенных на земельных участках в составе земель общего пользования.В то же время обязывает собственников объектов недвижимости, расположенных на земельных участках общего пользования, переоформить данные земельные участки в аренду.По общему правилу, владение и пользование или временное пользование имуществом, переданным в аренду, осуществляется исключительно арендатором ( (далее — Гражданский кодекс).

Следует отметить, что данная норма применительно к земельным участкам общего пользования, переданным в аренду, на практике затрудняет реализацию положения о праве граждан свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.Дополнительно информируем,

Земли общего пользования: основные правила использования

В рамках населенных пунктов выделяются различные категории земель, которые могут использоваться в соответствии с их .

Одной из таких категорий являются земли общего пользования.Что именно относится к этой категории и как эти земли можно использовать?

Содержание:Регулирование вопросов использования земель общего пользования в рамках населенных пунктов осуществляется двумя ключевыми нормативными актами, первым из которых является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а вторым — Земельный Кодекс.

Указанные нормативные акты занимаются полномасштабным регулирование всех вопросов, связанных с эксплуатацией любых земельных категорий, расположенных в населенном пункте. Кроме того, Земельный Кодекс Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением правил эксплуатации существующих земельных участков.Градостроительный кодекс Российской Федерации дает подробную расшифровку понятия земель общего пользования, а также формулирует основные правила эксплуатации этого ресурса.

В рамках данного нормативного акта также происходит подробная расшифровка основных направлений, по которым может происходить эксплуатация конкретного земельного участка, отнесенного к той или иной категории.Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  1. Санкт-Петербург: .
  2. Москва: .

Так как понятие земель общего пользования относится одновременно к двум сферам правоотношений — градостроительным и земельным, на них распространяется свое действие также и региональное законодательство.

Этот уровень законодательства может использоваться в том случае, если региональные нормативные акты не входят в противоречие с федеральным законодательством.

Говоря о взаимодействии между собой регионального и федерального законодательства, можно отметить, что федеральное будет иметь первоочередное значение, если возникает конфликт между нормативными актами.В то же время, если подобная возможность установлена на федеральном уровне, для выявления наиболее удачного варианта решения проблемы может осуществляться выбор тех нормативно-правовых норм, которые будут использоваться.

Землями общего пользования принято считать те земельные участки, которые расположены в населенных пунктах и служат цели удовлетворения интересов и законных прав лиц, проживающих на территории этого населенного пункта.К землям совместного использования будут относиться следующие земельные участки:

  1. Земли, на которых были построены транспортные развязки, а также дороги различного уровня направленности и обслуживающих характеристик;
  2. Земельные участки,

Оформление и использование земель общего пользования

Поговорим о том, можно ли заполучить общественные земли, и как это правильно сделать.

К таким объектам относятся:

  1. проезды и автодороги;
  2. улицы и площади;
  3. водные объекты и пляжи.
  4. набережные и парковые территории;

Земли общего пользования не передаются в индивидуальную собственность. Однако некоторые объекты могут быть оформлены во временное пользование. Подобные действия проводятся с обязательным условием того, что их использование всеми желающими никак не будет ограничено.

Обратите внимание!Если на участке, который передается в общественное использование, уже есть объекты частной собственности, закон разрешает сдавать наделы под этой недвижимостью в аренду на 49 лет. Так как оформить в собственность общие земли невозможно, существует только два варианта их использования:

  1. аренда;
  2. безвозмездное бессрочное пользование.

Аренда это самый распространенный вид правоотношений, которые оформляются между владельцами капитальных строений, находящихся на участках общего пользования, и собственником этой земли (государством).

Читайте также Хозяин здания, расположенного на земле общего пользования, имеет преимущественное право заключения арендного соглашения на нее. Аренда используется тогда, когда одной из сторон сделки является юридическое лицо. Если же речь идет о взаимоотношениях обычного гражданина и государства, то вариантом получения надела во владение будет выступать заключение договора на право постоянного бессрочного пользования.

И при аренде, и при бессрочном пользовании арендатор имеет право возвести на участке какой-нибудь капитальный объект.

Если строение прошло государственную регистрацию, и на него оформлено право собственности, владелец может производить с ним любые юридические действия: продать, подарить, оставить в наследство.

При таком раскладе земля под сооружением перейдет к новому собственнику строения. Однако ввиду того, что оформить в собственность такой надел нельзя, произойдет лишь переход права аренды.

В гражданском законодательстве переход прав на земельный участок от одного арендатора к другому именуется переуступкой права аренды. Читайте также Собственником земли остается государство, а пользователи могут распоряжаться возведенными на таких наделах строениями и переуступать права пользования новому владельцу здания. Так как общие земли находятся в собственности у государства, порядок их налогообложения имеет свои особенности:

  1. участок арендован физическим или юридическим лицом.

Налоги на него будут начисляться, только если там нет строений, оформленных как недвижимое имущество.

Если такие объекты есть, земельный налог заменяется арендной платой;

  1. у земли нет конкретного пользователя.

Земельный налог будет заменен другим, а его сумма будет разделена на всех пользователей надела;

  1. участок расположен в пределах СНТ.

Налог за территории садового некоммерческого товарищества обязаны платить все владельцы наделов этого объединения.

Земля общего пользования в частном секторе

» Что относится к придомовой территории частного и многоквартирного дома? В законодательстве нет такого понятия.

Но в повседневной жизни под ним подразумевается часть земли, расположенная около жилого помещения. Она нужна владельцам недвижимости для ведения и обслуживания коммуникаций. Местность должна быть в аренде или собственности.

Находится все это, обычно, в частном секторе.На границе участка необходимо установить забор и положить дрова. Вся земля является владением хозяина дома.

Ее уборка должна выполняться самостоятельно.

Земля за забором не может принадлежать владельцу, она общая, обычно является муниципальной.

Право пользования перекладывается только на тех, кто по закону решил оформить ее для своих нужд.Причин оформления земли в свое владение бывает много.

Эта территория нужна некоторым собственникам для въезда автомобиля и провоза грузов. Участок может принадлежать и нескольким лицам, если все оформлено по закону.Общая земля предназначена для всех, поэтому пользоваться ей могут все физические лица.

Перегородки этой части приводят к нарушению прав остальных граждан.

При благоустройстве местности важно учитывать множество факторов, например, освещение, коммуникации, озеленение.Государство регулирует все нюансы, относящиеся к придомовой территории частного дома.

К главным законам относят:

  1. Регламент СНиПа;
  2. СанПиН РФ;
  3. Конституцию РФ;
  4. Земельный кодекс;
  5. Закон «О государственном кадастре недвижимости»;
  6. Технический паспорт на недвижимость;
  7. Гражданский кодекс;
  8. План участка дома.

Сколько метров официально относится к придомовой территории?

Площадь помещений дома надо умножить на удельный показатель доли земли. Он учитывается на 1 кв. м. недвижимости.

На этот критерий влияет количество этажей и год строительства. Его рассчитывают на основе СНиПама, который использовался при строительстве.

Этот тип расчета может применяться только для тех территорий, которые находятся у многоквартирного дома.В частном секторе не действуют такие нормы. Параметры участка устанавливаются с учетом аренды или присутствуют во владении. Поэтому при покупке недвижимости необходимо учесть, что можно взять для пользования.

Для этого нужно создать план естественной границы участка и нанести все объекты, которые требуются для эксплуатации частного дома.План должен включать обозначение местности, которая относится к муниципальным владениям.

Следует учитывать, что даже с одинаковым расположением двух владений конфигурация может отличаться.

Необходимо посоветоваться с остальными собственниками, чья недвижимость находится рядом. Потом можно идти в органы местного самоуправления для оформления права владения территорией.Часть земли, которая располагается около участка, желательно получить в собственность или аренду.