Земли лесного фонда правовой режим их использования сервитут
Оглавление:
- 17.1. Понятие и общая характеристика правового режима земель лесного фонда
- Правовой режим использования земель лесного фонда
- ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА Основными нормативными
- Бесплатная юридическая консультация онлайн
- Что называют лесным сервитутом и каковы его особенности?
- Правовой режим земель лесного фонда
- Лесной сервитут – право ограниченного пользования чужими лесными участками
- Правовое регулирование использования лесных участков Правовой режим
- Правовой режим земель лесного фонда.
- Правовой режим земель лесного фонда
17.1. Понятие и общая характеристика правового режима земель лесного фонда
Страница 1 из 4 Согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для восстановления — вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.).
В состав земель лесного фонда входят лесные и нелесные земли в соответствии с ЛК РФ. Площадь земель лесного фонда составляет 1059,8 млн га (62% территории страны).
Правовой режим земель лесного фонда — это установленный законом порядок их учета, мониторинга, использования и охраны1.
Лес — это составная часть природной среды, важнейший элемент глобального экологического значения, состоящий из совокупности земли, деревьев, древесно-кустарниковой растительности и иных видов растительности, микроорганизмов, других компонентов природы, в своем развитии биологически взаимосвязанных и влияющих на окружающую среду. Лес — один из важнейших элементов, имеющий климаторегулиру-ющее, прчво- и водозащитное значение.
Леса играют важную роль в сохранении почв и воды. Они восстанавливают атмосферу, поддерживают биологическое разнообразие растительного и животного мира, а также создают условия для удовлетворения как материальных, так и культурных потребностей человека. Однако государственное управление лесами, являющимися федеральной собственностью, в настоящее время практически не ведется.
Произошло резкое ухудшение состояния лесного хозяйства России.
Велико эстетическое, а также рекреационное и научно-познавательное значение лесов.
Все это и обусловило то, что Правительством РФ была разработана Федеральная целевая программа «Леса России» на 1997—2000 гг., мероприятия которой были направлены на обеспечение рационального и неистощительного использования биологического разнообразия лесных экосистем, повышение экологического и ресурсного потенциала. Учитывая многостороннее значение лесов, Программа имеет комплексную экологическую, лесохозяйственную и социально-экономическую направленность.
Юридическое понятие леса связано с формированием понятия лесного фонда России. Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 № 22-ФЗ (в ред.
от 23.12.2003)2 все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также зем-‘ ли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий.
Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством РФ. Клесным относятся
Правовой режим использования земель лесного фонда
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….
3 ГЛАВА 1. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА КАК ОБЪЕКТ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ………………………………………… 5 1.1. Понятие и состав земель лесного фонда………………………………………… 5 1.2.
Правоотношения в области охраны и использования земель лесного фонда: понятие, состав, виды……………………………………………………………………………………… 15 1.3.
Право собственности и право пользования лесными участками в составе земель лесного фонда…………………………………………………………………………………… 23 ГЛАВА2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВО МЕХАНИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА………………………………………………………………………….
35 2.1. Содержание организационно-правового механизма использования земель лесного фонда………………………………………………………………………………………………. 35 2.2. Система органов управления, осуществляющих функции в области лесных отношений……………………………………………………………………………………….
47 2.3. Управление в области использования земель лесного фонда в истории отечественного и зарубежного права (на примере Соединенных Штатов Америки)……….
57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………… 69 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….
73 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….………81 ВВЕДЕНИЕ Россия является крупнейшей лесной державой.
Следует обратить внимание на то, что около 94% лесов произрастает на землях лесного фонда.
Однако вклад лесного сектора в экономику страны не соответствует огромному ресурсному потенциалу лесов. Доля лесной продукции в валовом внутреннем продукте не превышает 3%. Расчетная лесосека используется менее чем на четверть.
Россия имея самые большие в мире лесные ресурсы, значительно отстает в торговле продукцией глубокой переработки древесины от ведущих стран мира.
Главное целевое назначение земель лесного фонда – это использование их в качестве средства производства в лесном хозяйстве.
Правовой режим этих земель закреплен в земельном и лесном законодательстве.
В этой связи имущественные отношения регулируются гражданским и земельным законодательством.
Отсутствие законодательного регулирования допустимой рекреационной нагрузки становится причиной неоднозначного толкования вопросов нагрузки на лесные экосистемы. Говоря о проблемах, связанных с регистрацией лесных участков, необходимо отметить факты регистрации прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА Основными нормативными
- Размер: 7.0 Мб
- Количество слайдов: 23
- Автор: Регина Фишер
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по использованию земель лесного фонда, являются Земельный кодекс РФ (ст. 101) и регулирующий особенности имущественных отношений, связанных с оборотом лесных участков и лесных насаждений, Лесной кодекс РФ, принятый 4 декабря 2006 г.
1. Понятие и общая характеристика лесного фонда и земель лесного фонда В статье 5 Лесного кодекса РФ в целях использования, охраны, защиты и воспроизводства ЛЕС понимается как экологическая система или как природный ресурс.
Как экологическая система лес выступает основой жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ, и нуждается в охране, обеспечиваемой экологическим законодательством. Как природный ресурс лес является объектом гражданского оборота (лесным насаждением) и выступает предметом гражданско-правовых договоров и иных сделок с учетом ограничений, налагаемых требованиями охраны лесов.
Лесные земли: а) земли, покрытые лесной растительностью; б) земли, не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, прогалины и другие); 2.
Нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (просеки, дороги, болота и др. ). Современное лесное законодательство в целях расширения объема оборотоспособности в лесных отношениях и введения рыночных механизмов разделило понятие леса как единой системы на две составляющие: лесной участок и лесные насаждения.
В связи с этим ст. 3 Лесной кодекс РФ устанавливается и разделение имущественных отношений на: — имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков; — имущественные отношения, связанные с оборотом лесных насаждений. Статьей 7 лесного кодекса РФ определяется понятие лесного участка как земельного участка, границы которого определяются в соответствии с правилами лесоустройства, проектирования и государственного кадастрового учета.
Лесной кодекс не содержит четкого понятия лесных насаждений , но из смысла статей этого Закона следует, что в качестве таковых следует понимать деревья, кустарники, лианы и иные древесные и кустарниковые насаждения естественного и искусственного происхождения, произрастающие на лесных участках.
Иными словами, это лесная растительность. В соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ лесные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Лесные участки из состава земель лесного фонда могут предоставляться только на праве: постоянного (бессрочного) пользования; ограниченного пользования чужим лесным участком (сервитут); аренды; безвозмездного срочного пользования.
Бесплатная юридическая консультация онлайн
Привлечение адвокатов к правовым спорам обусловлено необходимостью полноценной защиты личных интересов граждан. Как показывает практика, граждане избегают юридической помощи с целью финансовой экономии, но на практике это связано с большими затратами. Даже граждане, имеющие образование юриста, не всегда успевают за актуальными изменениями законодательства, поэтому целесообразно будет воспользоваться консультацией квалифицированного специалиста.
Удобство заключается в том, что проводиться консультация юриста бесплатно и онлайн. Где и как получить бесплатную юридическую консультацию? предоставляется на всей территории Российской Федерации.
Воспользоваться поддержкой могут граждане, резиденты государства, а также нерезиденты страны, которые временно проживают в РФ.
Более того, консультировать заинтересованных лиц юристы могут и за пределами России, но только в рамках отечественного законодательства. Предоставляется юридическая консультация бесплатно онлайн круглосуточно, независимо от выходных и праздничных дней. Оперативность ответа специалистов на сайте составляет до 15 минут.
Регистрироваться на интернет-портале не нужно и можно направить личное обращение анонимно. Внимание! Юрист онлайн дает ответы на вопросы и продолжает поддерживать клиента при наличии дальнейших трудностей. Консультации юристов можно получить следующими способами:
- воспользоваться службой онлайн-чата; составить форму обращения в службе обратной связи; выполнить звонок на горячую линию.
Консультация юриста онлайн также может быть осуществлена путем общения по электронной почте.
Преимущества услуг нашей юридической компании обусловлены профессиональным отношением специалистов к работе, получением регулярных курсов повышения квалификации, а также участием в официальных форумах. Это гарантирует, что физические и юридические лица смогут получать советы, соответствующие актуальным нормам закона.
Справки предоставляются гражданам по следующим направлениям: Решение конфликтов в рамках семейного законодательства.
Прекращение брачных отношений и оформление таковых с составлением брачного договора, назначение алиментов, распределение опеки над детьми, а также деление недвижимости.
Споры по ЖК. Чаще всего такие конфликты связаны с отстаиванием интересов в рамках договоров долевого участия, частному строительству и сдаче в эксплуатацию домов.
Улаживание конфликтов по трудовым договорам, а также гарантия дополнительных льгот трудящимся. Земельное право связано со спорами между владельцами межевых участков собственности.
Жилищное строительство и приватизация земли.
Что называют лесным сервитутом и каковы его особенности?
Все находятся в собственности и федеральных властей, но пользоваться ресурсами таких земель желают как фирмы, торгующие древесиной, так и дачники, собирающие дикорастущие плоды.Для удовлетворения нужд граждан и организаций в ресурсах лесных территорий без права владения такими территориями существует лесной сервитут. Содержание:Под понимают право ограниченного пользования наделом , не принадлежащим такому пользователю. Лесной сервитут может быть установлен в отношении надела земли, относящегося к лесному фонду или к занятой лесопосадками .Существует два вида лесного сервитута:
Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: .
- Санкт-Петербург: .
- ;
- .
Частный лесной сервитут устанавливается путём соглашения между лесного участка (органом власти) и пользователем (физическим или ) для конкретных целей, указанных в таком соглашении.
Необходимо помнить, что соглашение о частном лесном сервитуте подлежит обязательной регистрации в реестре прав (ЕГРП) и регулируется ст.
274 Гражданского кодекса РФ.За установление лесного сервитута частного вида собственник леса может потребовать плату, которая зависит от типа использования лесного участка и объёма такого использования.Соглашение о частном лесном сервитуте может быть заключено для следующих целей:
- Регулярного доступа к линейным объектам, расположенным на данном лесном участке;
- Осуществления прохода и/или проезда через обременённый сервитутом участок леса;
- Занятий пчеловодством (бортничеством).
- Эксплуатация лесных ресурсов юридическими и физическими лицами в коммерческих целях;
Для пчелиного хозяйства лесной участок может быть обременён сервитутом в пользу физических и юридических лиц на определённый срок за плату, согласно п. 3.1 ст. 38 Лесного кодекса РФ (ЛК РФ).Государственный собственник лесных участков устанавливает плату лицам, использующим сервитут в целях изъятия древесины согласно специальным актам, учитывающим стоимость изымаемой породы дерева, её объем в кубометрах и площадь участка леса, с которого происходит такое изъятие.
Публичный лесной сервитут отличается от частного тем, что устанавливается без соглашения с конкретным физическим или юридическим лицом, а для всех лиц путём принятия местного или федерального значения в отношении конкретного лесного участка, согласно п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ).Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Санкт-Петербург: .
- Москва: .
Публичные лесные сервитуты, согласно п.
Правовой режим земель лесного фонда
Кроме того, данная Служба осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся, в том числе и земельные участки. В ЛК РФ в ст. 7 лесной участок обозначен как земельный участок, границы которого определяются в соответствии с правилами лесоустройства, проектирования и государственного кадастрового учета лесных участков.
Таким образом, лесной участок подпадает под необходимость государственной регистрации как земельный участок, с некоторыми ограничениями.
Разветвленная структура государственных органов по управлению лесным фондом и землями лесного фонда демонстрирует нам, что государство уделяет достаточно большое внимание лесным отношениям в целом.
Наличие у данных органов обширных полномочий в этой сфере должно служить основанием для формирования эффективной политики лесопользования, а также правовой защиты и охраны лесов, и в том числе земель лесного фонда.
Глава 2. Общая характеристика права собственности и права пользования землями лесного фонда 2.1 Собственность на земли лесного фонда Содержание права собственности определено в ст. 209 ГК РФ. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону или иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. В соответствии со ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Следовательно, указания норма фактически запрещает передачу таких лесных участков в собственность субъектов РФ, в собственность муниципальных образований, а также в частную собственность (собственность граждан и юридических лиц).
Следует обратить внимание, что в федеральной собственности находятся, в частности, те земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами (ст. 17 ЗК РФ). Именно поэтому в ст. 3 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» установлена норма, согласно которой все земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.) Таким образом, в ЛК РФ сформирован правовой механизм закрепления в федеральной собственности всех лесных участков в составе земель лесного фонда. Как было рассмотрено выше, леса могут находиться на землях различных категорий, закрепленных в ст.
7 ЗК РФ. Согласно ч. 2 ст.
Лесной сервитут – право ограниченного пользования чужими лесными участками
Бесплатная юридическая консультация: Вся Россия » » » » Содержание Все земли лесов находятся в собственности муниципальных и федеральных властей, но пользоваться ресурсами таких земель желают как фирмы, торгующие древесиной, так и дачники, собирающие дикорастущие плоды. Для удовлетворения нужд граждан и организаций в ресурсах лесных территорий без права владения такими территориями существует лесной сервитут. Под сервитутом понимают право ограниченного пользования наделом земли, не принадлежащим такому пользователю.
Лесной сервитут может быть установлен в отношении надела земли, относящегося к лесному фонду или к занятой лесопосадками сельскохозяйственной земле. Существует два вида лесного сервитута: Частный лесной сервитут устанавливается путём соглашения между собственником лесного участка (органом власти) и пользователем (физическим или юридическим лицом) для конкретных целей, указанных в таком соглашении. За установление лесного сервитута частного вида собственник леса может потребовать плату, которая зависит от типа использования лесного участка и объёма такого использования.
Соглашение о частном лесном сервитуте может быть заключено для следующих целей:
- Эксплуатация лесных ресурсов юридическими и физическими лицами в коммерческих целях;
- Регулярного доступа к линейным объектам, расположенным на данном лесном участке;
- Осуществления прохода и/или проезда через обременённый сервитутом участок леса;
- Занятий пчеловодством (бортничеством).
Государственный собственник лесных участков устанавливает плату лицам, использующим сервитут в целях изъятия древесины согласно специальным актам, учитывающим стоимость изымаемой породы дерева, её объем в кубометрах и площадь участка леса, с которого происходит такое изъятие.
Публичный лесной сервитут отличается от частного тем, что устанавливается без соглашения с конкретным физическим или юридическим лицом, а для всех лиц путём принятия законодательных актов местного или федерального значения в отношении конкретного лесного участка, согласно п.
2 ст. 23 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ). Публичные лесные сервитуты, согласно п.
3 ст. 23 ЗК РФ могут устанавливаться для следующих целей:
- Ремонт и обслуживание инженерных коммуникаций, расположенных на лесном участке;
- Сбор дикорастущих плодов и растений;
- Прогонка домашнего скота через лесной участок;
- Осуществление прохода/проезда через лесной участок, в том числе для доступа к водоёму;
- Проведение научно-исследовательских работ.
- Размещение на лесном участке межевых точек, а также гравиметрических и нивелирных пунктов;
- Осуществление охоты;
- Проведение дренажных работ;
При установлении межевых точек или знаков, а также проведении дренажных работ, лесной сервитут предоставляется на срок проведения соответствующих работ, причём в соглашении об обременении сервитутом участка леса должны быть указаны сроки окончания таких работ, либо их прекращение устанавливается в качестве обстоятельства прекращения лесного сервитута.
Правовое регулирование использования лесных участков Правовой режим
презентация.использование лесн.уч-ков.ppt
- Количество слайдов: 12
Правовое регулирование использования лесных участков
Правовой режим лесных участков Лесной участок – земельный участок, границы которого определены в порядке проведения лесоустройства и который поставлен на кадастровый учет различный правовой режим (прежде всего, порядок предоставления в пользование, ограничения хозяйственной деятельности) Земли лесного фонда Земли иных категорий — исключительная федеральная собственность — перевод в земли других категорий – по решению Правительства РФ — возможность использования земель лесного фонда не для целей создания лесной инфраструктуры без перевода в земли иных категорий – в соответствии со ст.
21 ЛК РФ — правовой режим определяется категорией земель, на которой расположены леса (в соответствии с ЗК РФ) — м. б. отнесены к защитным лесам (распространяются требования лесного законодательства в отношении защитных лесов )
Особенности правового режима различных видов лесов Защитные леса и особо защитные участки лесов — расположенные в водоохранных зонах — выполняющие функции защиты природных и иных объектов — ценные леса — леса на особо защитных участках лесов **в лесопарковых зонах запрещается размещение любых объектов кап. строительства и в зеленых зонах допускается размещение только подземных трубопроводов (приказ Рослесхоза от 14.
12. . 2010№ 458) *Для размещения линейных сооружений допускается прорубка полос шириной не более 25 м, определенной в соответствии с требованиями технических регламентов. Эксплуатацион- Резервные леса возможность использовать для целей ведения лесного хозяйства, а также для строительства и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры в соответствии со ст.
21 ЛК РФ — не допускается осуществление хоз.
деятельности до момента исключения лесного участка из категории резервных лесов * Допускается использование резервных лесов без проведения рубок. Рубки лесных насаждений в резервных лесах допускается после их отнесения к эксплуатационным/ защитным лесам
Порядок предоставления права пользования лесами С предоставлением лесного участка Без предоставления лесного участка (разрешительный порядок), в т.
ч. для целей: -аренда -В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан без предоставления лесных участков.
Правовой режим земель лесного фонда.
К землям лесного фонда относятся лесные земли и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли. Т.е. земли лесного фонда имеют в своем составе лесные и нелесные земли.
С правовой точки зрения лесной фонд рассматривается в качестве сложного неразделимого единства. Лесной фонд в своем единстве соответственно выступает совокупным объектом лесных отношений, К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, и иные). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, селъскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).
Для разграничения правового режима земель лесного фонда и общих положений лесного законодательства следует обратиться к Лесному кодексу РФ, вступившему в силу с 1 января 2007 г. Как следует из содержания ЛК РФ, приоритетное значение для определения правового режима лесов имеют не сами леса как древесно-кустарниковая растительность, а земли, на которых они произрастают.
Такой вывод следует из и. 2 ст. 6 ЛК РФ, что целевое назначение земель, на которых располагаются леса, определяет их использование, охрану, защиту и воспроизводство.
Существует множество споров о неудачное понятия «лес» в ЛК РФ.
до в основном учёные придерживаются земельно-правового подхода в рамках земельного права, а соответствий с которым преимущественное внимание уделяется земельным участкам, на которых произрастают леса Яри этом предполагается раздельно регулировать правовой режим земельных участии пол лесами и древесно-кустарниковой растительности, образующей леса. Отсутствие в ЛК РФ правовых признаков леса является серьезным недостатком и порождает крупную правовую проблему, в частности вопрос, какую совокупность растительных организмов считать лесом, поскольку согласно ст. 6 ЛК РФ леса могут располагаться не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий, что обуславливает необходимость распространения на них специального правового режима, ЛК РФ не дает представления о том, включается ли древесно-кустарниковая растительность, растущая не на землях лесного фонда, в состав лесов.
Чураков же считает, что Лесной кодекс прилил лесу четко выраженное сырьевое, эксплуатационное значение . Согласно его ст. 5 использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Союз «или» в данном понятии говорит о том, что не всякий лес будет признаваться экологической системой и подлежать защите с соответствующих позиций. В ином случае более правильным представляемся применение союза «и». Таким образом, законодатель отказался от экологизации понятия леса, содержавшегося в проекте Лесного
Правовой режим земель лесного фонда
47 Отдельную категорию земель составляют земли лесного фонда, к которым относятся: лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.).
Эти земли занимают более половины территории страны и составляют более 1104 млн. гектаров, что обусловливает их значение для экологии и выработки древесины, объясняет особенности правового режима их использования и охраны. Использование и охрана земель лесного фонда и режим их охраны регулируются в ст.
101 и др. ЗК и ЛК от 4 декабря 2006 г. В них предусматриваются разграничение земельных и лесных отношений и многие связанные с ними земельные и природоохранные требования.
Современное понимание земель лесного фонда, леса и лесное законодательство сложились не сразу и имеют длительную историю развития. Странам с развитой рыночной экономикой не чуждо осуществление государственного управления землями лесного фонда, лесами, закрепление их за государством. В Европе не более половины лесных земель находится в частной собственности: доля общественных земель варьируется от 15 процентов в Исландии до 99 в Турции.
В Канаде общественные леса составляют 94 процента, в США — 39 процентов. При этом размежевание собственности и управления в федерациях следующее: в Канаде федерации принадлежит около 1/10, а провинциям — около 9/10 лесов, находящихся в собственности государства; в США на долю федеральных приходится 2/3 государственных лесов, а на долю штатов и местных общественных образований около 1/3 лесов. Во многих странах идет приобретение государством, властями частновладельческих лесов, могущих иметь природоохранные, заповедные функции.
На характере управления и форм собственности сказываются исторические (время освоения, завоевания), социальные, политические факторы, тенденции к объявлению важнейших природных ресурсов и всей окружающей среды общенациональным благом, предметом публичного регулирования. В ЗК и ЛК устанавливаются современные основы охраны и использования земель лесного фонда, расположенных на них и на землях иных категорий лесов, обусловленные развитием общественных и экономических отношений в России в ХХI в.
Важным для уяснения категории земель лесного фонда, правовой охраны лесов и лесопользования является понятие леса, которое становится базовым, основным для земельного и лесного законодательства. В ЛК предусматривается, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется исходя из понятия леса как об экологической системе или как о природном ресурсе.