Двухкомпонентный тариф на горячую воду судебная практика


Двухкомпонентный тариф на горячую воду судебная практика

Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 21.07.2016 N 14-АПГ16-11


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИОПРЕДЕЛЕНИЕот 21 июля 2016 г. N 14-АПГ16-11Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составеПредседательствующего Александрова В.Н.,судей Абакумовой И.Д.

и Меркулова В.П.при секретаре Дарькине А.О.,рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Энерговид» о признании недействующим пункта 3 приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 18 декабря 2015 г. N 62/72

«Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и установления тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) для ООО «

Энерговид», осуществляющего горячее водоснабжение с использованием централизованной системы в границе городского округа город Воронеж на период 2016 — 2020 годов» по апелляционной жалобе Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области и апелляционному представлению прокуратуры Воронежской области на решение Воронежского областного суда от 6 апреля 2015 г., которым заявленное требование удовлетворено.Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителей общества с ограниченной ответственностью «Энерговид» Бовыкина Л.Д., Милютина Е.А., представителей Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области Успенской А.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерацииустановила:общество с ограниченной ответственностью «Энерговид» (далее — ООО «Энерговид») обратилось в Воронежский областной суд с административным иском (уточненным в процессе рассмотрения дела) о признании недействующим пункта 3 приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 18 декабря 2015 г. N 62/72 —

«Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и установления тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) для ООО «

Энерговид», осуществляющего горячее водоснабжение с использованием централизованной системы в границе городского округа город Воронеж на период 2016 — 2020 годов» (далее — приказ от 18 декабря 2015 г.

N 62/72) в части установления однокомпонентного тарифа на горячую воду, исходя из стоимости 1 куб. м. В обоснование заявленного требования, ООО «Энерговид» указало на несоответствие пункта 3 оспариваемого приказа и Федерального закона от 7 декабря 2011 г.

N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», , , , Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, и Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г.

N 1746-э.Решением Воронежского областного суда от 6 апреля 2016 г. заявленное требование удовлетворено.Не согласившись

Применение двухкомпонентных тарифов на горячую воду в отсутствие нормативов потребления (Денисова М.О.)

В феврале 2015 г.

в Правила установления нормативов были внесены изменения, касающиеся применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду. Это послужило поводом для того, чтобы разобраться, как обстоят дела в регионах в данный момент, какая тарифная политика применяется на местах и какие сложности испытывают управляющие организации при расчете платы для потребителей и осуществлении расчетов с РСО в сфере горячего водоснабжения.——————————— Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306.

Общие положения о тарифах и нормативах в сфере горячего водоснабжения Анализируя вопросы ценообразования и установления нормативов потребления, необходимо учитывать, что отношения в сфере горячего водоснабжения, в частности осуществляемого с использованием закрытых систем водоснабжения, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон N 416-ФЗ), а отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), — Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон N 190-ФЗ). Справка. В открытой системе горячего водоснабжения осуществляется отбор горячей воды из тепловой сети, в закрытой системе — нагрев воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (п.

19.1 ст. 2 Закона N 190-ФЗ, п.

27 ст. 2 Закона N 416-ФЗ). Согласно п. 3 Правил установления нормативов нормативы потребления утверждаются органами государственной власти субъектов РФ, уполномоченными на это в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Нормативы применяются для расчетов с населением и РСО в случае отсутствия в МКД необходимых приборов учета коммунальных ресурсов.При определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении горячего водоснабжения уполномоченные органы учитывают такие параметры МКД, как вид системы теплоснабжения, вид системы горячего водоснабжения, наличие изолированных (неизолированных) стояков и (или) полотенцесушителей и т.д.

(п. 4 Правил установления нормативов потребления).

Нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно Приложению 1 к Правилам установления нормативов (см. п. 13 Правил).В силу п. 14 данных Правил срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее трех лет.

В течение этого времени нормативы потребления коммунальных услуг не подлежат пересмотру, за исключением отдельных случаев.

Такие нормативы меняются, если (п. 16 Правил установления нормативов):- произошло изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства МКД, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов изменяется более чем на 5%;- внесены поправки в Правила установления нормативов в части, касающейся

Двухкомпонентный тариф на ГВС

Поделиться Оглавление

  1. Зачем нужен «двухкомпонентный тариф» ?
  2. Актуальные тарифы на примере Подмосковья
  3. О нормативах на потребление
    • Что такое «двухкомпонентный тариф»
    • Зачем нужен «двухкомпонентный тариф» ?
    • Изменение тарифа на ГВС
    • Актуальные тарифы на примере Подмосковья
    • О нормативах на потребление
  4. Что такое «двухкомпонентный тариф»
  5. Изменение тарифа на ГВС

До 2012 года стоимость кубометра горячей воды в России была единой.

Правила поменялись с введением двухкомпонентного тарифа на ГВС.

Что такое «двухкомпонентный тариф» Использование двухкомпонентного тарифа предполагает, что стоимость кубометра горячей воды для потребителя определяется исходя из двух составляющих:

  1. холодная вода как теплоноситель;
  2. тепло как ресурс, идущий на ее подогрев.

Объем необходимой холодной воды рассчитывается по показаниям счетчиков и исчисляется в кубических метрах.

Второй компонент считается чуть сложнее. Здесь нужно взять учтенный ПУ объем воды и умножить его на норматив расходования тепла на подогрев. При использовании старого однокомпонентного тарифа на горячую воду не всегда учитывались инженерные особенности многоэтажных домов. В итоге в отдельных регионах, включая Московскую область, складывались ситуации, когда УК вынуждены были платить ресурсоснабжающим организациям больше, чем они получали за этот ресурс от собственников квартир.

Представители отрасли ЖКХ считают двухкомпонентный тариф на горячую воду, который появился в Правилах предоставления коммунальных услуг (ПП № 354 от 06.05.2011) с 2016 года, более экономически обоснованным.

В едином тарифе на ГВС не учитывалась фактическая температура горячей воды, которая поступала в квартиры граждан. Регуляторы обычно в тарифной ставке прописывали максимальные показатели, а потребители нередко получали едва теплую воду. При этом оплачивать ее, естественно, нужно было по полной ставке.

и его использование регламентировано пунктом 42 Правил № 354.

Для выполнения расчета используются формулы 23 и 24, приведенные в приложении номер 2 данного нормативного акта. Зачем нужен «двухкомпонентный тариф» ? Потребление холодной воды в жилых домах несколько отличается от того, как учитывается расход гражданами горячей воды.

В первом случае достаточно использовать показания индивидуальных приборов учета.

Для холодной воды предъявляются требования по чистоте, в остальном жильцы оплачивают только потребленный объем. С горячей водой ситуация несколько сложнее, так как здесь добавляется дополнительный параметр, который нужно учитывать поставщику – температура.

В последние годы граждане при поддержке контролирующих органов научились отстаивать свои права в части обеспечения ГВС. Если из крана течет недостаточно горячая вода (температура меньше +60ºС), то это обстоятельство фиксируется проверкой, и УК вынуждают проводить перерасчеты с уменьшением платы. Анализ ситуации показал, что больше 40 процентов тепловой энергии при обеспечении МКД горячей водой расходуется не на ее непосредственное потребление, а на циркуляцию в трубах.

Все о двухкомпонентном тарифе на горячую воду

Двухкомпонентный тариф на ГВС был введён в 2012 году как дифференцированный вариант фиксированного однокомпонентного тарифа, охватывающего все услуги ЖКУ.Причиной стало Постановление № 1149 от 8.11.2012 Правительства Российской Федерации.

В результате тарифы на снабжение потребителей разогретой водой были разделены на два компонента, один из которых составляла цена на использованный водный теплоноситель, второй — цена тепловой энергии на подогрев.Важно знать!

И ту, и другую цену устанавливали энергетики, поставщики услуг в ЖКУ.

Поскольку они являлись монополистами в своих регионах, новая схема дала им возможность включать в общую стоимость теплоснабжения все другие расходы, в том числе не производственного характера. Практика показала, что отсутствие законодательных ограничений со стороны Федерального центра влечёт за собой резкое возрастание цен на горячую воду для населения и организаций.Конец беспределу в сфере жилищно-коммунальных услуг положило утверждённое Правительством Постановление №129 от 14.02.2015. Во избежание участившихся судебных разбирательств граждан с поставщиками услуг по водоснабжению оно вменило в обязанность муниципальных органов власти определить ежемесячные нормы расхода холодной воды на одного человека и количества энергии для её нормативного разогрева.Изменения в законодательстве предусматривают жёсткое нормирование тарифного подхода для оплаты горячего водоснабжения по двухкомпонентной схеме.

При предоставлении потребителю каких-либо услуг их исполнитель должен следовать определённым ориентирам, установленным уполномоченными федеральными структурами.Норма энергозатрат на коммунальные услуги устанавливается структурами государства, уполномоченными осуществлять контроль за двухкомпонентными расценками на ГВС, учитывая:

  1. оснащённость дома стояками изолированного и не изолированного типа;
  2. наличие полотенцесушителей на стояках.
  3. вид контура системы подачи разогретой воды внутри частного или многоквартирного дома (закрытый или открытый);

Такое подробное структурирование технических атрибутов позволяет коммунальщикам и контролирующим органам более точно определить объём тепловой энергии (ТЭ), необходимый для разогрева холодной воды до температуры, требуемой нормами ГОСТ.Важно знать!

Постановление № 129 разъясняет, что такое компонент на горячую и ХВС.

По сути, это два различных фактора, из которых складывается общая цена на услугу. Первый включает в себя величину потребления холодной воды для разогрева (регистрируется показаний прибора учёта (домашнего счётчика). Размер платежа за снабжение объекта горячей водой рассчитывается на основе цен:

  1. компонента на тепловую энергию, которая затрачивается
  2. компонента на холодный теплоноситель, закачанную в контур для подогрева;

Оплата горячей воды по двухкомпонентному тарифу в 2020 году

Время чтения: 8 минутУчет и оплата горячего водоснабжения всегда вызывает немало вопросов, особенно у тех, кто перешел на двухкомпонентный тариф на горячую воду в 2020 году.

Второй — норму расхода тепловой энергии. Её величина рассчитывается на подогрев 1 куба холодной воды.Компонент на воду холодную, предназначенный для переработки в горячую, является основополагающим при расчётах оплаты услуг.

Многие стали платить больше, что вызывало волну возмущения. В связи с этим стоит разобраться, что нужно понимать под этим тарифом, как правильно рассчитывать горячее водоснабжение и есть ли разница при оплате по нормативам и по счетчику. В РФ установлена стоимость холодной воды и отдельный тариф на горячее водоснабжение.
Его размер определяют органы власти субъекта федерации и местного самоуправления, поэтому в регионах цены на коммунальные услуги не одинаковы. Тариф устанавливается с учетом расходов, которые местные водоканалы и теплосети несут в связи с поставкой ресурса, а также прибавленных к ним надбавок в пределах установленных для региона индексов.

Обычно тариф на воду рассчитывается исходя из затрат на:

  1. электроэнергию и реактивы для очистки воды;
  2. транспортировку ресурса к конечному потребителю;
  3. зарплату сотрудников;
  4. содержание имущества водоканала, инженерных сетей и так далее.

Что касается горячего водоснабжения (ГВС), то его тариф складывается из цены на поставку холодной воды, стоимости ее подогрева до нужной температуры и индекса роста тарифов. В 2020 году, согласно , рост тарифов предусмотрен на первое и второе полугодие.

Как упоминалось выше, размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется в том числе исходя из стоимости ее подогрева – это самая крупная статья расходов.

Большинство потребителей хотели бы понимать, за что платят деньги.

Один из главных критериев качества предоставленной услуги – температура поставленной ГВС. Согласно СанПиН 2.1.4.2496-09, утв. , температура горячей воды в кране должна быть не ниже 60 и не выше 75˚С. В санитарных нормах упоминается допустимый предел отклонений от нормы. Так, с 12 ночи до 5 утра колебания могут составлять ± 5˚С, в любое другое время – ± 3˚С.
Следовательно, температура воды в горячем кране не может опускаться ниже 55–57˚С.

Нарушение этой нормы дает жильцам право добиваться снижения тарифа на 0,1% за каждый час в течение всего периода отклонения. С 2020 года расчет за потребленную населением горячую воду будет производиться по двухкомпонентному тарифу. Ранее предполагалось, что это произойдет еще до 2020 года.

Разберемся, что это такое. Понятие “тариф на горячую воду” как на единый товар нигде в мире не применяется – чаще всего ее нагрев осуществляется прямо на объекте теплоснабжения.

Но даже там, где практика централизованной подачи горячей воды все же существует, товаром выступает в первую очередь теплоноситель, подогревающий эту воду. Следуя мировому опыту, российские власти с 2013 года ввели так называемый двухкомпонентный тариф на ГВС.

Расчет платы за горячую воду по двухкомпонентному тарифу в квитанции ЖКХ в закрытых системах водоснабжения осуществляется исходя из таких составляющих:

  1. фактического количества тепла, израсходованного для подогрева холодной воды.
  2. фактического объема использованной холодной воды, оплачиваемой по стандартному тарифу на холодную воду;

О предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению в случае действия двухкомпонентных тарифов

ПИСЬМОот 25 августа 2017 года N 30394-00/04[]Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства рассмотрел письмо Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 27 июля 2017 г. N 70-5312/17-06/02 (вх. Минстроя России от 15 августа 2017 г.

N 79825/МС) по вопросу предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в случае действия двухкомпонентных тарифов, и в пределах своей компетенции сообщает следующее.Порядок расчетов за горячую воду, поставляемую в многоквартирные дома, в отношениях между ресурсоснабжающими организациями и управляющими организациями, товариществами, кооперативами, являющимися исполнителями коммунальных услуг по горячему водоснабжению (далее — исполнители), установлен в , утвержденных (далее — Правила N 124).В соответствии с к существенным условиям договора ресурсоснабжения относится предмет договора, в котором указывается вид поставляемого в многоквартирный дом коммунального ресурса. В соответствии с понятиями, приведенными в под коммунальным ресурсом при заключении договора ресурсоснабжения в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме, понимается горячая вода.Такой предмет договора ресурсоснабжения, как поставка горячей воды, полностью соответствует видам соответствующих договоров, регулируемых законодательством в сфере теплоснабжения, водоснабжения.Так, в соответствии с и (далее — Закон N 416-ФЗ) при централизованной закрытой системе теплоснабжения и горячего водоснабжения с потребителями горячей воды заключается договор горячего водоснабжения, содержащий условия и правила подачи горячей воды, регулируемые .В соответствии со и (далее — Закон N 190-ФЗ) при централизованной открытой системе теплоснабжения и горячего водоснабжения с потребителями коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению заключается договор теплоснабжения и поставки горячей воды.Из указанных норм отраслевого законодательства следует, что ресурсоснабжающая организация, осуществляющая деятельность по горячему водоснабжению при использовании закрытых систем горячего водоснабжения и по поставке горячей воды при использовании открытых систем теплоснабжения и горячего водоснабжения, не может признавать тепловую энергию в качестве коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирные дома, поскольку в указанном случае следовало бы признать под коммунальным ресурсом, поставляемым в многоквартирные дома в целях предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодную воду или теплоноситель, что однако, не соответствует предмету договоров, поименованных в и .Поскольку под коммунальным ресурсом в целях централизованного горячего водоснабжения многоквартирных домов понимается горячая вода, то в соответствии с стороны договора теплоснабжения и горячего водоснабжения или теплоснабжения и поставки горячей воды должны определять объемы отпущенной в многоквартирные дома горячей воды.

Верховный суд России уровнял УК и тепловиков

28.08.2017 Верховный суд РФ поставил точку в спорах о порядке определения объема потребления тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Теперь ресурсоснабжающая организация обязана начислять плату УК по тем же правилам, что УК начисляет собственникам МКД. А разве могло быть иначе?! — удивитесь вы. Отвечаем… Мы уже давно и много раз писали о дискриминации, сложившейся на рынке ЖКХ, благодаря умелому лоббированию интересов энергомонополистов (либо неумелому регулированию законодательного процесса) у нас в стране.

Так или иначе, но коммунальщикам удалось оттеснить государство от регулирования тарифов на горячую воду, хотя формально (по закону) оно должно было этим заниматься.

Но с введением так называемого двухкомпонентного тарифа цена на ГВС стала плавающей (опять же — по закону) и, по сути, не поддающейся регулированию. Странно, что само государство позволило отобрать у себя рычаги управления в сфере ЖКХ и долгое время не реагировало на ситуацию. Вернее сказать, все попытки реагирования и принятия законодательных инициатив, по сути, нивелировались внесением поправок в окончательный вариант нормативно-правовых документов, что делало их в лучшем случае бесполезными, но чаще, что еще хуже, вносило определенную разбалансировку системы.

Напомню, мы уже сообщали о тех многочисленных попытках — письмах с отрицательными отзывами на законопроекты и протестами, которые направляли наши депутаты Законодательного Собрания из фракции «Единая Россия» в федеральный центр. Как превращается ресурс в услугу Тем временем управляющие организации пытались защитить свои права самостоятельно. Однако арбитражные суды выносили решения в пользу энергетиков, истолковывая законодательство в их интересах.

При этом возникал очевидный казус, на который почему-то упорно не обращали внимания. Так, получалось, что в МКД поставляется коммунальный ресурс (вода и тепло, истраченное на ее подогрев), а внутри дома оно как бы — махалай-бахалай!

— перемешивается и возникает ГВС, то есть коммунальная услуга. В результате этого «волшебного» превращения горячей воды из ресурса в услугу возникала разница в начислениях.

Ресурсники по прибору учета выставляли УК к оплате одну сумму, а УК разрешалось брать с жителей другую, значительно меньшую сумму — не больше норматива. Разницу эту можно называть по-разному: «выпадающие расходы», «небаланс», «общедомовые нужды» или еще как-то, но сути это не меняет. — Из-за этого перекоса в начислениях управляющие компании накапливали миллионные долги, что подводило их на грань банкротства и фактически ставило в зависимое положение от поставщиков ресурсов.

Энергетики могли в любой момент подать в суд и потребовать с УК или ТСЖ деньги, которых у них просто нет.

Ведь в управляющей организации нет никаких других средств, кроме тех, что она собирает с собственников за свои услуги, — прокомментировал заместитель председателя президиума Координационного областного совета собственников в ЖКХ Александр ПОТАПОВ.

05.10.2017 | Верховный суд принял решение об объеме тепла в ГВС

Ранее АКАТО информировал своих подписчиков о судебных актах, вынесенных по результатам рассмотрения споров об определении стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (ГВС), при расчетах исполнителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями в случае установления двухкомпонентного тарифа на ГВС.

На сайте АКАТО было опубликовано , затем , 10 августа 2017 года порядок расчета стоимости теплоэнергии в составе ГВС рассмотрен Верховным судом. При установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду стоимость горячей воды определяется как сумма стоимости двух компонентов — стоимость непосредственно самой воды и стоимость теплоэнергии, затраченной на нагрев этой воды до требуемой температуры.

Разногласий по порядку определения стоимости компонента на холодную воду (теплоноситель) между ресурсоснабжающими организациями (РСО) и исполнителями коммунальных услуг (ИКУ) обычно не возникает: тариф, утвержденный органами госвласти субъекта РФ, умножается на объем потребленной воды, который определяется либо по показаниям прибора учета, либо исходя из нормативов потребления.

А вот по порядку определения стоимости компонента на тепловую энергию как раз и возникают споры. Ряд РСО, поставляющих коммунальные ресурсы с целью предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению при открытой системе теплоснабжения многоквартирных домов (МКД), оборудованных общедомовыми приборами учета (ОПУ), определяющими как потребление домом теплоэнергии, так и потребление горячей воды на нужды ГВС, требуют производить оплату теплоэнергии в объеме, определенном ОПУ.

Для ИКУ (управляющие организации, ТСЖ) такой порядок чаще всего приводит к неопределенности стоимости одного кубометра горячей воды — в разные месяцы количество теплоэнергии, затраченной на нагрев воды, различно. В домах с циркуляцией ГВС расход теплоэнергии в ГВС может быть просто огромным (ввиду многократного нагрева одной и той же циркулирующей в системе воды).

Данные обстоятельства приводят к чрезмерно высокой стоимости ГВС и нестабильности этой стоимости, что порождает, во-первых, недовольство потребителей, во-вторых, сложности при осуществлении перерасчетов, в-третьих, повышенное количество проверок надзорных органов, куда обращаются потребители коммунальных услуг. И самым важным обстоятельством является то, что приведенный метод расчета, несмотря на его логичность, попросту не предусмотрен действующим жилищным законодательством РФ Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела кассационную жалобу на решение Арбитражного суда Московской области от 04.08.2016 по делу № А41-27683/2014, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2016 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.03.2017. По итогам рассмотрения указанной жалобы принято Определение от 15.08.2017 по делу № 305-ЭС17-8232, в котором Верховный суд РФ указал:

07.08.2017 | Суды о теплоэнергии в составе ГВС

Ранее на сайте АКАТО была опубликована , содержащая разъяснения порядка определения стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (ГВС), при расчетах исполнителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями.

В статье в числе прочего были рассмотрены Решение АС Московской области от 12.12.2016 по делу № А41-18008/16 и Постановление 10 ААС от 17.04.2017 № 10АП-805/2017 по делу № А41-18008/16, принятое по результатам рассмотрения апелляционной жалобы на Решение АС Московской области. На момент публикации статьи дело находилось на рассмотрении в суде кассационной инстанции. 31 июля 2017 года Арбитражный суд Московского округа принял Постановление по результатам рассмотрения кассационной жалобы на указанные ранее судебные акты.

Постановлением Правительства РФ в целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду внесены изменения в ПП РФ от 06.05.2011 № 354 и ПП РФ от 23.05.2006 № 306. Согласно внесенным поправкам при установлении двухкомпонентных тарифов на ГВС

«размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению»

(абзац 6 пункта 38 Правил 354), при этом уполномоченный орган субъекта РФ «устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению» (пункт 32(1) Правил 306). В подавляющем числе случаев ресурсоснабжающие организации (РСО), предъявляющие к оплате исполнителям коммунальных услуг (ИКУ) стоимость теплоэнергии в составе ГВС, полагают, что приведенные нормы регулируют исключительно отношения между исполнителями и потребителями услуг и не подлежат применению в правоотношениях ИКУ с РСО.

В случае наличия общедомового прибора учета (ОПУ), измеряющего как объем потребленной всем многоквартирным домом горячей воды, так и количества теплоэнергии, затраченной на подогрев этой воды, РСО полагают правильным предъявлять к оплате ИКУ объем теплоэнергии, определенный по показаниям ОПУ. В обоснование своей позиции РСО обычно ссылаются на часть 1 статьи 544 ГК РФ (

«Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии…»

) и другие нормы гражданского законодательства РФ. Необходимо отметить, что часть 1 статьи 544 ГК РФ устанавливает:

«Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон»

.

В рассматриваемом случае как раз-таки иной порядок расчета установлен жилищным законодательством РФ, которое в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ и части 8 статьи 5 ЖК РФ, имеет высший приоритет.

Новое в блогах

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.

Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

перепечаталa из 12 октября 2017, 08:39 2 оценок, 8950 просмотров Ранее АКАТО информировал своих подписчиков о судебных актах, вынесенных по результатам рассмотрения споров об определении стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (ГВС), при расчетах исполнителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями в случае установления двухкомпонентного тарифа на ГВС. На сайте АКАТО было опубликовано , затем , 10 августа 2017 года порядок расчета стоимости теплоэнергии в составе ГВС рассмотрен Верховным судом. При установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду стоимость горячей воды определяется как сумма стоимости двух компонентов — стоимость непосредственно самой воды и стоимость теплоэнергии, затраченной на нагрев этой воды до требуемой температуры.

Разногласий по порядку определения стоимости компонента на холодную воду (теплоноситель) между ресурсоснабжающими организациями (РСО) и исполнителями коммунальных услуг (ИКУ) обычно не возникает: тариф, утвержденный органами госвласти субъекта РФ, умножается на объем потребленной воды, который определяется либо по показаниям прибора учета, либо исходя из нормативов потребления. А вот по порядку определения стоимости компонента на тепловую энергию как раз и возникают споры.

Ряд РСО, поставляющих коммунальные ресурсы с целью предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению при открытой системе теплоснабжения многоквартирных домов (МКД), оборудованных общедомовыми приборами учета (ОПУ), определяющими как потребление домом теплоэнергии, так и потребление горячей воды на нужды ГВС, требуют производить оплату теплоэнергии в объеме, определенном ОПУ.

Для ИКУ (управляющие организации, ТСЖ) такой порядок чаще всего приводит к неопределенности стоимости одного кубометра горячей воды — в разные месяцы количество теплоэнергии, затраченной на нагрев воды, различно. В домах с циркуляцией ГВС расход теплоэнергии в ГВС может быть просто огромным (ввиду многократного нагрева одной и той же циркулирующей в системе воды). Данные обстоятельства приводят к чрезмерно высокой стоимости ГВС и нестабильности этой стоимости, что порождает, во-первых, недовольство потребителей, во-вторых, сложности при осуществлении перерасчетов, в-третьих, повышенное количество проверок надзорных органов, куда обращаются потребители коммунальных услуг.

И самым важным обстоятельством является то, что приведенный метод расчета, несмотря на его логичность, попросту не предусмотрен действующим жилищным законодательством РФ Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела кассационную жалобу на решение Арбитражного суда Московской области от 04.08.2016 по делу № А41-27683/2014,

Постановление от 11 июля 2016 г. по делу № А04-8153/2015

АРБИТРАЖНЫЙ СУДДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГАулица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ruИменем Российской ФедерацииПОСТАНОВЛЕНИЕ№ Ф03-2391/201611 июля 2016 годаг. Хабаровск Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2016 года. Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:председательствующего судьи Е.Н. Захаренко судей А.Н. Барбатова, Г.А.

Камалиевой при участии:от истца: представитель Гамза Ю.М., по доверенности от 01.03.2016; директор Мусиенко А.Б., лично;от ответчика: представитель Борзунова О.А., по доверенности от 03.04.2015;рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПЕРСПЕКТИВА» на решение от 29.12.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2016по делу № А04-8153/2015 Арбитражного суда Амурской областидело рассматривали: в суде первой инстанции судья О. П. Косарева; в суде апелляционной инстанции судьи: А.И. Михайлова, Т.Д. Козлова, С.Б.

Ротарьпо иску общества с ограниченной ответственностью «ПЕРСПЕКТИВА» к обществу с ограниченной ответственностью «Дальжилстрой»третье лицо: Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области об обязании произвести перерасчет стоимости оказанных коммунальных услугОбщество с ограниченной ответственностью «ПЕРСПЕКТИВА» (ОГРН 1132804000185, ИНН 2804016011, далее — ООО «ПЕРСПЕКТИВА») обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Дальжилстрой» (ОГРН 1062801070672, ИНН 2801112768, далее — ООО «Дальжилстрой», ресурсоснабжающая организация) об обязании произвести перерасчет стоимости оказанной коммунальной услуги — горячего водоснабжения за период с января по июль 2015 года на сумму 120 081 руб. 79 коп. (с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ)).

Иск нормативно обоснован положениями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила N 354), и мотивирован необоснованным предъявлением ресурсоснабжающей организацией за горячее водоснабжение к оплате счетов истцу — как исполнителю коммунальных услуг в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Белогорск, ул. 50 лет Комсомола, 104 «а», 125/1, 125/2, 125/3, в большем размере, чем предусмотрено указанными Правилами (необходимо определять потребление по однокомпонентному тарифу, а ответчик производит начисление по двухкомпонентному тарифу).