Юридическая ответственность государственных служащих


Юридическая ответственность государственных служащих

Оглавление:

Юридическая ответственность государственных и муниципальных служащих


Ответственность — это мера государственного принуждения, основанная на осуждении поведения правонарушителя и выражающаяся в установлении для него отрицательных последствий (личных и имущественных) [2.23, с. 35-45]. Признаки ответственности:

  1. 1) устанавливается государством в правовых нормах;
  2. 7) возлагается в процессуальной форме;
  3. 5) выражается в определенных отрицательных последствиях личного, имущественного и организационного характера;
  4. 4) связана с возложением новой дополнительной обязанности;
  5. 6) выступает формой реализации санкции правовой нормы в конкретном случае и применительно к конкретному лицу, но с санкцией не отождествляется, ибо санкция — часть структуры нормы права, содержащая последствия осуществления диспозиции, которые могут быть как неблагоприятными (ответственность), так и благоприятными (поощрение);
  6. 3) применяется специально уполномоченными государственными органами;
  7. 8) наступает только за совершенное правонарушение.
  8. 2) опирается на государственное принуждение;

Основной и наиболее общей целью ответственности является защита прав и свобод человека, обеспечение в обществе законности и правопорядка. Юридическая ответственность реализуется в соответствии с определенными принципами: законность; ответственность за противоправное поведение, а не за мысли и чувства; ответственность только при наличии доказанной виновности лица в совершении правонарушения; обоснованность; неотвратимость наступления юридической ответственности; презумпция невиновности; уважение прав человека и др.

Учитывая, что правовое регулирование ответственности муниципальных служащих имеет свои особенности, можно в особом порядке говорить об ответственности муниципальных служащих. В законодательстве и правоприменительной практике в основном юридическая ответственность классифицируется в зависимости от вида как конституционно-правовая, административная, гражданско-правовая и уголовная. В отдельных случаях изучают материальную и дисциплинарную ответственность [2.1].

Порядок привлечения к ответственности регулируется нормами разных правовых отраслей. Так, порядок привлечения к уголовной ответственности регулируется нормами уголовного права; к материальной — нормами трудового права и т.п. Дисциплинарная ответственность — это правовое принудительное воздействие, результатом которого является наступление для муниципального служащего неблагоприятных последствий за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей (должностной проступок).

Дисциплинарная ответственность служащих по правилам внутреннего трудового распорядка распространяется на всех других лиц, работающих в муниципальных органах в целях технического обеспечения их деятельности, но не являющихся муниципальными служащими [2.22, с. 62-66]. Порядок или процедура дисциплинарного производства един для всех групп и категорий служащих.

Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности любого служащего служит дисциплинарный проступок, т.е.

Юридическая ответственность государственных гражданских служащих в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Сандальникова, Елена Владимировна

Актуальность темы диссертационного исследования.

Проблемы юридической ответственности традиционно актуальны, дискуссионны, научно неисчерпаемы и практически значимы на всем протяжении развития теории государства и права. В современных условиях становления в России гражданского общества и правового государства, осуществления полномасштабных экономических и административных реформ, неотъемлемой частью которых является реформирование института государственной службы, исследования проблем юридической ответственности в целом и проблем юридической ответственности государственных гражданских служащих в частности приобретают огромное практическое и теоретическое значение.

Наиболее очевидными проблемы юридической ответственности государственных гражданских служащих предстают тогда, когда в России процессы утверждения общечеловеческих ценностей и демократизации социально-экономической и политической жизни общества сопровождаются непрекращающимся качественным и количественным ростом преступлений и иных правонарушений, совершаемых самими реформаторами — государственными служащими.

Так, по данным Пресс-службы МВД РФ за второе полугодие 2005 года зафиксировано 150 тысяч коррупционных преступлений, совершенных должностными лицами органов государственной власти1. Для сравнения в 2004 году было зарегистрировано 27 тысяч коррупционных преступлений .

В 2005 году по результатам проверок обращений граждан к различным видам ответственности привлечено 4413 государственных служащих3, более 1600 государственным служащим объявлено предупреждение4.

За первые шесть месяцев 2006 года в Генеральной прокуратуре РФ на неправомерные действия 1 Ремин C.B. Не запирайте вашу дверь // Российская газета.

— 2006. — 2 ноября. — С. 3. 2 Там же. 3 Там же. 4 Куликов В. Генеральный подход к чиновнику.

Юрий Чайка проверил исполнение законов о государственной службе // Российская газета. — 2006. — 24 октября. — С. 4.

бездействие) государственных служащих было рассмотрено 800 тысяч обращений граждан, из них каждое пятое удовлетворено5. Полагаем, что во многом такому положению дел способствует недостаточная теоретическая разработанность проблем юридической ответственности государственных гражданских служащих, поскольку на эффективность предупредительного воздействия в определенной степени влияет наличие соответствующей научной базы, которая должна выступать основой для правоприменительной и законодательной деятельности. Таким образом, на фоне проведения сущностных и структурных преобразований института государственной службы, формирования принципиально нового законодательства о государственной гражданской службе практическую значимость представляют всестороннее исследование проблем совершенствования юридической ответственности государственных гражданских служащих и разработка механизма ее реализации.

Актуальность исследования предопределена и полемичностью проблем юридической ответственности государственных гражданских служащих. Так, до настоящего времени не выработано единое понятие «юридическая

Юридическая ответственность государственных служащих за их деятельность (стр.

1 из 2)

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Контрольная работа по Правовым основам государственной службы РФ тема: Юридическая ответственность государственных служащих за их деятельность План Введение 1. Уголовная ответственность 2. Административная ответственность 3. Дисциплинарная ответственность 4.

Гражданско-правовая ответственность Заключение Литература Правонарушения государственных служащих, особенно должностных лиц, наделенных юридически властными полномочиями, характеризуются повышенной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, правопорядок, права и свободы граждан, а потому должны сопровождаться повышенной юридической ответственностью. Основанием для применения таких мер является нарушение государственным служащим своих служебных обязанностей.

Юридическая ответственность государственных служащих наступает на общих основаниях ответственности по российскому праву, которые включают: равенство всех перед законом, единую процессуальную форму рассмотрения дела о правонарушении, привлечение к одному виду ответственности без освобождения от другого вида ответственности и др. Нарушение государственными служащими своих служебных обязанностей может повлечь за собой различные правовые последствия. В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к государственным служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая, иные правовые меры воздействия.

Уголовные преступления государственных служащих — это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления. Уголовная ответственность государственных служащих регламентируется не законодательством о государственной службе, а исключительно Уголовным кодексом РФ.

Уголовное преследование госслужащих возбуждается по заявлению третьих лиц или по требованию администрации государственного органа. Любое уголовно наказуемое деяние по службе одновременно признается нарушением обязанностей государственного служащего.

Как граждане РФ госслужащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда.

При этом не имеет никакого значения наличие государственно-служебных отношений и оно не учитывается при привлечении к уголовной ответственности за преступления, не связанные с исполнением служебных обязанностей (преступления против жизни и здоровья — ст.105 — 125 УК РФ, половой неприкосновенности и половой жизни — ст.131 — 135 УК РФ и т.д.). Госслужащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенные ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым. В УК РФ имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только госслужащие — как должностные, так и не должностные лица.

Юридическая ответственность государственных служащих Тема 7

Тема 7. Юр ответственность.pptx

  1. Количество слайдов: 33

. *

Вопросы 1.

Понятие, содержание и виды юридической ответственности государственных служащих.

2. Дисциплинарная ответственность государственных служащих.

Служебная дисциплина и условия ее обеспечения. Дисциплинарный (должностной) проступок как основание дисциплинарной ответственности государственных служащих. Нормативная основа дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарные взыскания (санкции) и порядок их наложения.

3. Административная ответственность государственных служащих. Нормативная основа административной ответственности государственных служащих. Особенности привлечения государственных служащих к административной ответственности.

Виды административных наказаний государственных служащих и порядок их исполнения.

4. Уголовная ответственность государственных служащих.

Нормативная основа уголовной ответственности государственных служащих. Государственные служащие как специальные субъекты уголовной ответственности. Виды уголовных наказаний, применяемых к государственным служащим и порядок их исполнения.

5. Материальная ответственность государственных служащих как особый вид юридической ответственности. Правовой режим материальной ответственности государственных служащих.

1.

Понятие, содержание и виды юридической ответственности государственных служащих Юридическая ответственность — это одна из форм социальной ответственности, которая выражается в применении мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния.

Государственное принуждение — это: правовосстановительные меры, применяемые к правонарушителям карательные меры, применяемые к правонарушителям

Принципы юридической ответственности Наименование принципа Его сущность Законность Точная и строгая реализация правовых предписаний: привлекать к юридической ответственности могут только компетентные органы в строго установленном законом порядке и на предусмотренных законом основаниях Справедливость Нельзя назначать уголовное наказание за проступки. Закон, устанавливающий ответственность или усиливающий ее, не имеет обратной силы.

Если вред, причиненный нарушителем, имеет обратимый характер, юридическая ответственность должна обеспечить его восполнение. За одно нарушение возможно лишь одно наказание.

Ответственность несет тот, кто совершил правонарушение.

Вид и мера наказания зависят от тяжести правонарушения Неотвратимость наступления Если за то или иное деяние должны последовать меры государственного принуждения, то без законных оснований

Юридическая ответственность государственных служащих за их деятельность (стр. 2 из 2)

Гражданско-правовая ответственность госслужащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей. Госслужащий, причинивший имущественный вред, обязан возместить его, также он не освобождается от обязанности возместить имущественный вред и после прекращения государственной службы.

Наличие материального ущерба является мерой гражданско-правовой ответственности госслужащего.

Она возникает в результате виновного противоправного деяния госслужащего и установления причинной связи между противоправным поведением и причиненным материальным ущербом. Обязанность госслужащего возместить причиненный материальный ущерб существует только в отношении государственного органа. Если вред причинен имуществу гражданина или юридического лица по вине госслужащего при исполнении им должностных обязанностей и иск о возмещении предъявлен, то в соответствии со ГК РФ государственный орган обязан вмешаться и взять на себя ответственность за допущенные госслужащим неправомерные действия или бездействие.
Госслужащие, действиями которых причинен материальный ущерб, непосредственной ответственности перед пострадавшим гражданином или юридическим лицом не несут.

В отношении пострадавших государственный орган несет ответственность непосредственно своими бюджетными средствами, при недостаточности таких средств субсидиарную ответственность несут РФ или субъект РФ как собственник, финансирующий соответствующий государственный орган. Ответственность государства является объективной ответственностью, которая не определяется виной сотрудников или должностных лиц. Вред, причиненный имуществу физического или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме, при этом сюда входят не только реальный ущерб, но и упущенная выгода.

ГК РФ (ст.1099) признает необходимым возмещать наряду с имущественным также и моральный вред.

Гражданско-правовая ответственность за причиненный моральный вред не находится в прямой зависимости от наличия имущественного вреда и может возлагаться как наряду с имущественной ответственностью, так и самостоятельно.

Моральный вред подлежит денежной компенсации в тех случаях, когда он явился результатом действий (бездействия) госслужащих, нарушивших личные неимущественные права либо посягавших на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

Размер компенсации морального вреда определяется судом. Хотя гражданско-правовая ответственность госслужащих и наступает в связи с должностным проступком, тем не менее, ее нельзя рассматривать как дисциплинарную санкцию.

Гражданско-правовая ответственность представляет собой самостоятельный вид юридической ответственности, и она может применяться одновременно и наряду с мерами дисциплинарных взысканий. Поэтому привлечение госслужащих к этому виду ответственности не освобождает его от обязанности возместить государству причиненный имущественный вред. Более того, привлечение к административной или уголовной ответственности является необходимым условием привлечения и к материальной ответственности.

Юридическая ответственность государственных служащих за их деятельность

Административная ответственность госслужащих выражается в применении к ним государственными органами, должностными лицами и представителями административной власти административного взыскания за нарушения требований служебной дисциплины. Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил, обеспечение выполнения которых входит в их должностные обязанности, с сфере охраны порядка управления; государственного и общественного порядка; природы; здоровья населения и др. правил. Ответственность должностных лиц наступает за нарушение обязательных правил не только своими действиями, но и за правонарушения, которые представляют собой упущения по службе.

Данные упущения могут выражаться в даче подчиненным указаний, не соответствующих общеобязательным правилам, а также в непринятии мер по обеспечению этих правил подчиненными лицами, когда обеспечение их соблюдения входит в круг должностных обязанностей привлекаемого к ответственности должностного лица.

Особенно выделен вопрос об административной ответственности военнослужащих и государственных служащих, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Эти категории госслужащих несут ответственность по дисциплинарным уставам. Однако за нарушение правил режима государственной границы РФ; пограничного режима; режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ; правил дорожного движения, охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов; таможенных правил, а также за контрабанду данные категории госслужащих несут административную ответственность на общих основаниях.

Госслужащие, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях — административную ответственность на общих основаниях. Под дисциплинарной ответственностью имеются в виду предусмотренные в законе меры дисциплинарных взысканий, налагаемые на госслужащих за должностные проступки. Дисциплинарная ответственность наступает, если госслужащий нарушает свои должностные обязанности.

Условием применения мер дисциплинарной ответственности является признание неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностным лицом.

Только те действия или бездействия госслужащего могут быть признаны противоправными, которые не соответствуют законодательству и/или иными юридическими актами, которые определяют его служебные обязанности (должностные инструкции, положения, уставы и др.). Любые действия или бездействие госслужащего, соответствующего законам или иным юридическим актам, не могут квалифицироваться как должностной проступок, поскольку является правомерным.

Юридическая ответственность государственных служащих за их деятельность

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Контрольная работа по Правовым основам государственной службы РФ тема: План Правонарушения государственных служащих, особенно должностных лиц, наделенных юридически властными полномочиями, характеризуются повышенной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, правопорядок, права и свободы граждан, а потому должны сопровождаться повышенной юридической ответственностью.

Должностным проступком является не всякое неисполнение госслужащим возложенных на него обязанностей, а только виновное, т.е.
Основанием для применения таких мер является нарушение государственным служащим своих служебных обязанностей.

Юридическая ответственность государственных служащих наступает на общих основаниях ответственности по российскому праву, которые включают: равенство всех перед законом, единую процессуальную форму рассмотрения дела о правонарушении, привлечение к одному виду ответственности без освобождения от другого вида ответственности и др.
Нарушение государственными служащими своих служебных обязанностей может повлечь за собой различные правовые последствия. В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к государственным служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая, иные правовые меры воздействия.

Уголовные преступления государственных служащих — это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления. Уголовная ответственность государственных служащих регламентируется не законодательством о государственной службе, а исключительно Уголовным кодексом РФ.

Уголовное преследование госслужащих возбуждается по заявлению третьих лиц или по требованию администрации государственного органа.

Любое уголовно наказуемое деяние по службе одновременно признается нарушением обязанностей государственного служащего. Как граждане РФ госслужащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда. При этом не имеет никакого значения наличие государственно-служебных отношений и оно не учитывается при привлечении к уголовной ответственности за преступления, не связанные с исполнением служебных обязанностей (преступления против жизни и здоровья — ст.105 — 125 УК РФ, половой неприкосновенности и половой жизни — ст.131 — 135 УК РФ и т.д.).

Госслужащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенные ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым. В УК РФ имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только госслужащие — как должностные, так и не должностные лица. Основные из них: 2) превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ) — совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его

Юридическая ответственность государственных служащих за их деятельность

Контрольная работа: Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Контрольная работа по Правовым основам государственной службы РФ тема: План Введение 1.

Уголовная ответственность 2. Административная ответственность 3.

Дисциплинарная ответственность 4.

Гражданско-правовая ответственность Заключение Литература Правонарушения государственных служащих, особенно должностных лиц, наделенных юридически властными полномочиями, характеризуются повышенной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, правопорядок, права и свободы граждан, а потому должны сопровождаться повышенной юридической ответственностью. Основанием для применения таких мер является нарушение государственным служащим своих служебных обязанностей.

Юридическая ответственность государственных служащих наступает на общих основаниях ответственности по российскому праву, которые включают: равенство всех перед законом, единую процессуальную форму рассмотрения дела о правонарушении, привлечение к одному виду ответственности без освобождения от другого вида ответственности и др. Нарушение государственными служащими своих служебных обязанностей может повлечь за собой различные правовые последствия. В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к государственным служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая, иные правовые меры воздействия.

Уголовные преступления государственных служащих — это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления. Уголовная ответственность государственных служащих регламентируется не законодательством о государственной службе, а исключительно Уголовным кодексом РФ.

Уголовное преследование госслужащих возбуждается по заявлению третьих лиц или по требованию администрации государственного органа. Любое уголовно наказуемое деяние по службе одновременно признается нарушением обязанностей государственного служащего. Как граждане РФ госслужащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда.

При этом не имеет никакого значения наличие государственно-служебных отношений и оно не учитывается при привлечении к уголовной ответственности за преступления, не связанные с исполнением служебных обязанностей (преступления против жизни и здоровья — ст.105 — 125 УК РФ, половой неприкосновенности и половой жизни — ст.131 — 135 УК РФ и т.д.). Госслужащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенные ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым.

Ответственность государственных служащих

Характеристика содержания ответственности государственных служащих (понятие и особенности института юридической ответственности); 2.Анализ видов юридической ответственности, когда государственный служащий выступает как специальный субъект.

1. Содержание ответственности государственных служащих .1 Понятие ответственности государственных служащих Юридическая ответственность характеризуется рядом основных признаков: нормативностью; формальной определенностью; устанавливается, санкционируется и обеспечивается государством; выражается в применении мер государственного воздействия; ее последствиями могут выступать как государственное одобрение и применение мер поощрения, так и государственное осуждение и наказание; развивается и реализуется в процессуальной форме.

Юридическая ответственность представляет собой предусмотренную нормами права юридическую обязанность субъекта права надлежащим образом соблюдать и исполнять требования правовых норм, а в случае их нарушения, — юридическую обязанность субъекта права, возникающую из факта совершения правонарушения, претерпеть на основании осуждения ограничения личного, организационного, имущественного или иного характера.
несмотря на диалектическую взаимосвязь понятий

«юридическая ответственность государственных служащих»

и «ответственность в управлении», они по своему содержанию различны.

Ответственность в управлении и юридическая ответственность государственных служащих — это виды юридической ответственности, выделяемые по различным критериям: по сфере действия и субъекту ответственности. Они имеют точки пересечения, но не совпадают полностью. Как ответственность в управлении, так и юридическая ответственность государственных служащих предполагают формирование активной жизненной позиции государственных служащих, включающую не внешне позитивное, а убежденно-активное правомерное поведение.

Статутная ответственность является своего рода основанием для реализации любого вида юридической ответственности, поскольку она отражает содержание эталонов поведения, закрепленных государством до совершения субъектами права правомерных или противоправных деяний. Разграничение понятий статусной и субъективной ответственности носит искусственный характер, т.к.

на начальной стадии развития отношений ответственности любой ее вид представляет собой нормативно закрепленную меру должного и (или) возможного поведения, в последующем находящей выражение в соблюдении или несоблюдении конкретным субъектом права юридической обязанности.

Субъективная ответственность и юридическая ответственность государственных служащих по своей сути являются тождественными понятиями.

Субъектом персональной ответственности может быть любое физическое лицо, субъектом юридической ответственности государственных служащих выступает исключительно государственный служащий.

Сущность юридической ответственности государственных служащих выражается в наличии у государственного служащего установленной нормами права юридической обязанности соблюдать и исполнять возложенные

2.5. Виды юридической ответственности государственных и муниципальных служащих

виновные действия государственного служащего не должны являться преступлением. МО может быть ограниченной и полной.

Ограниченную МОнесут служащие, виновные в причинении ущерба, в размере прямого ущерба, но не свыше своего среднего месячного заработка. Полная МО– ущерб возмещается в полном размере.

Возмещение ущерба может производиться в административном или судебном порядке. Если ГС дал согласие, то удержания из его заработка производятся по распоряжению руководителя органа, предприятий, учреждения, организации. При отсутствии согласия возмещение ущерба производится по иску органа, предприятия, учреждения или организации – судом.

Уголовная ответственность (УО).

ГС несут УО за совершение должностных преступлений в соответствии с уголовным законодательством РФ.

УО предусмотрена действующим законодательством за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст.285-293 УК РФ). В зависимости от характера этих деяний суд назначает различные меры уголовного наказания, в т.ч. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.Уголовное преступлениеГС – это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгоды и иных преимуществ, или с целью оказания давления.

УО ГС наступает в том случае, если они при исполнении своих обязанностей противоправно и виновно совершили деяние, квалифицируемое как преступление.

Что касается муниципальных служащих, то на них распространяются те же виды юридической ответственности. ФЗ от 8.01.1998 №8–ФЗ «Об основах муниципальной службы РФ», ст.14: За неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации. Стр 19 из 66 Соседние файлы в предмете

  • 20.03.2016438.78 Кб
  • 20.03.20161.19 Mб
  • 22.05.2015325.87 Кб
  • 20.03.2016132.13 Кб
  • 20.03.20161.27 Mб
  • 20.03.20161.59 Mб
  • 20.03.2016141.93 Кб
  • 20.03.201631.02 Кб
  • 20.03.2016137.73 Кб
  • 20.03.2016272.9 Кб
  • 20.03.2016583.22 Кб

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Юридическая ответственность государственных гражданских служащих

Стр 13 из 50 Государственная служба как один из важнейших правовых институтов, обеспечивающих осуществление управляющего воздействия государства, немыслима без четко установленных мер ответственности отдельных ее элементов.

В отношениях между государственными служащими и гражданским обществом ответственность призвана играть роль обратной связи, с помо­щью которой обеспечивается должное поведение управляющих субъектов. В качестве такой обратной связи выступает социальная ответственность.

Однако социальная ответственность — это лишь общее название целого комплекса элементов.

Наиболее значимыми его блоками являются два вида ответственности: юридическая и моральная.

Общим свойством право­вой ответственности являются, безусловно, осознание, правильное пони­мание лицом лежащих на нем в силу закона или морального долга обязан­ностей, правильное отношение к своим обязанностям.

Различие же состоит в форме, видах требований, которые предъявляются к лицу в отношении исполнения им своих обязанностей, мерах, применяемых для обеспечения исполнения им своих обязанностей; различных мерах взысканий и наказа­ния лица в случаях нарушения требований закона. Правовая (юридическая) ответственность гражданского служащего представляет собой сложное многоаспектное явление. Ответственность гражданского служащего наступает за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и несоблюдение служебной дисци­плины, за нарушение законности и правопорядка, прав и свобод человека и гражданина и по иным установленным законодательством основаниям.

Юридическая ответственность государственных служащих наступает на общих основаниях и принципах ответственности по российскому нраву, которые включают: ¾равенство всех перед законом; ¾ единую процессуальную форму рассмотрения дела о правонарушении; ¾привлечение к одному виду ответственности без освобождения от другого вида ответственности. Вместе с тем в регламентации ответственности государственных служа­щих имеются и некоторые особенности. В. М. Манохин выделяет следую­щие специфические черты юридической ответственности государственных служащих’.

повышенная ответственность служащего, поскольку последствия должностного правонарушения отрицательно сказываются, как правило, за пределами должности; специфические санкции, применяемые только в отношении государ­ственных служащих (понижение в должности, лишение права занимать должности государственной службы и др.); привлечение служащего к ответственности за правонарушение не исключает того, чтобы это же деяние было квалифицировано как другой вид правонарушения и влекло соответствующую юридическую ответствен­ность, например, административную ответственность должностного лица за нарушение правил техники безопасности, за что оно же привлекалось к ответственности дисциплинарной[22]. Выделяют следующие виды юридической ответственности государ­ственных служащих: дисциплинарная, административная, уголовная и материальная.