Как отразить субсидию на текущие расходы на примере


Отражение в отчетности государственных субсидий


Руководитель департамента международной отчетности АКГ «Интерэкспертиза» Каланов Антон. Стандарт по учету государственной помощи (широкое понятие, включающее в себя субсидии и прочие виды целевого финансирования от государства) IAS 20 достаточно важен для компаний нашей страны, ввиду исторически сложившейся организации бизнеса. Тем не менее, как в любом стандарте здесь существует своя специфика: существуют исключения в сфере отражения в отчетности государственных субсидий, свои принципы учета, особенности различий требований МСФО и РБСУ и т.д.

Но обо всем по порядку. Раздел: 1. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ IAS 20 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ 3. УЧЕТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕЛЕЙ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЕ АМОРТИЗИРУЕМЫХ АКТИВОВ ПРИОБРЕТЕНИЕ ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ АМОРТИЗАЦИИ ПРИОБРЕТЕНИЕ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТЕКУЩИХ РАСХОДОВ ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДОВ (ПОКРЫТИЕ УБЫТКОВ) 4.

ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ О ГОСПОМОЩИ В ОТЧЕТНОСТИ 5. ВЕДЕНИЕ УЧЕТА ПРИ ВОЗВРАТЕ ЦЕЛЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ 6. УЧЕТ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОМПАНИЯХ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ ИЛИ ПОМОЩЬ ОТ СОБСТВЕННИКА? 7. НАЛОГОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЦЕЛЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В целом в отношении учета государственной помощи требования МСФО (IAS 20) и РСБУ (российского аналога — ПБУ 13/2000) почти идентичны (разницы возникнут лишь в специфических случаях), поэтому если иное не указано далее по тексту, то излагаемые требования касаются как МСФО, так и РСБУ.
Однако требования законодательства по РСБУ далеко не всегда соблюдаются на практике, вполне возможно, что при трансформации предстоит определенная работа. Кроме того, по причине специфики рассматриваемых стандартом вопросов существует ряд белых пятен и интересных проблем, требующих анализа: сфера применения стандарта, проблемы учета стандарта в компаниях с преобладающей долей государства, а также вопросы учета налога на прибыль и налога на добавленную стоимость по операциям получения и расходования государственной помощи.

1. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ IAS 20 Сфера применения IAS 20 (ПБУ 13) — это один из самых важных вопросов, требующий на практике тщательного анализа. Не все средства, получаемые от государства, подлежат учету в соответствии с IAS 20.

Рассмотрим пять основных исключений. Исключение № 1. Во-первых, следует помнить, что изложенный в IAS 20 (ПБУ 13) порядок учета не распространяется на учет средств (в том числе бюджетных), получаемых по договорам, предметом которых является продажа продукции, товаров, выполнение работ, оказание услуг. Основная характеристика таких договоров заключается в том, что источнику финансирования (или иному другому лицу, определенному этим источником) передаются права собственности на товары, результат работ или оказываются услуги.

Наиболее характерным примером является выполнение предприятиями научно-исследовательских работ по заказу органов исполнительной власти и внебюджетных фондов.

В этих ситуациях государство выступает как обычный заказчик (покупатель) и получаемые от него средства — выручка компании.

Особенности бухгалтерского учета субсидий

6470 Государство стремится поддержать малое и среднее предпринимательство.

Такая поддержка наиболее часто выражается в форме предоставления субсидий – безвозмездных выплат из бюджета или спецфонда в качестве долевого финансирования затрат на бизнес. Если условия выполнены и субсидия выделяется, нужно не только правильно ее распределить и потратить, но и адекватно отразить в учетной документации.

Поговорим о том, как проводить получаемые в рамках субсидирования средства по бухгалтерии и рассчитывать с них налоги. Субсидия – это государственная дотация.

Она призвана помочь юридическому или физическому лицу-предпринимателю решить один из финансовых вопросов:

  1. компенсировать часть недополученной прибыли.
  2. покрыть часть понесенных на бизнес расходов;
  3. возместить часть прошлых убытков;

Держава выделяет субсидии в рамках 2 основных путей:

  • Регулировка ценообразования – за счет этих денег власти помогают предпринимателям несколько восполнить расходы, выросшие за счет подорожания сырья, топлива, энергии и др.
  • Социально-экономические программы – с целью способствовать экономическому росту и развитию государство дотирует производства и предприятия, значимые с социальной токи зрения.

СПРАВКА! На субсидию от государства могут рассчитывать госпредприятия, а также коммерческие и некоммерческие организации.

В зависимости от цели субсидия по-разному отражается в учетных бумагах: фиксируется в бухгалтерском учете и отражается в налоговой базе.

В любом случае, они обязательны к учету, если одновременно выполняется два условия:

  1. средства выделены бюджетом;
  2. организация придерживается требований, выдвинутых государством для субсидирования.

Субсидия является государственным пособием и имеет строгое целевое назначение. Для регламентирования бухучета госдотаций существует План Бухгалтерских счетов «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000). Инструкция по его применению, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н, предписывает использовать для проводок счет 86 «Целевое финансирование».

Бухучет субсидий предусматривает три разновидности финансовых операций:

  1. поступление дотационных средств;
  2. применение финансов по целевому назначению;
  3. возвращение части денег, которым не удалось найти целевое применение.

Порядок освещения операций в учетных документах зависит от того финансового вопроса, который решает субсидия, то есть приходят ли деньги наперед или компенсируются постфактум. Отсюда вытекают два возможных пути отражения дотационных средств.

  • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 86 «Целевое финансирование» – отражение бюджетной дебиторской задолженности по предоставлению субсидии (на момент подписания договора);
  • «Задолженность по субсидии». Если имеется обоюдная уверенность – в соответствии требованиям финансирования и в получении денег – субсидию можно запланировать в балансе сразу после заключения договора, проведя ее как «государственную задолженность», погашаемую по мере получения траншей. В этом случае проводки будут следующими:
    • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 86 «Целевое финансирование» – отражение бюджетной дебиторской задолженности по предоставлению субсидии (на момент подписания договора);

Налоговый и бухгалтерский учет субсидий

Подборки из журналов бухгалтеру Подробности Категория: Подборки из журналов бухгалтеру Опубликовано: 05.06.2015 00:00 Источник: журнал «Главбух» На создание необходимых условий для ведения сельхоздеятельности направлена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г.

№ 717. В ней предусмотрены мероприятия, призванные помочь хозяйствам обеспечить обновление основных средств, закладку и уход за многолетними насаждениями, повышение плодородия почв и т. д. При этом, как показывает практика, господдержка в форме субсидий может предоставляться сельхозорганизациям на возмещение убытков или затрат. Так, предприятию могут выделить средства на компенсацию части расходов на модернизацию сельхозтехники, а также на уплату процентов по инвестиционным кредитам Или же, например, финансовая поддержка может покрыть часть затрат на страховую премию по договорам сельскохозяйственного страхования, заключение которых необходимо для минимизации рисков гибели растений и животных.

Добавим, что рассчитывать на получение субсидии можно в случае, если в регионе, где расположена организация, есть соответствующая утвержденная программа развития сельского хозяйства. Налоговый учет При определении базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде целевого финансирования. Об этом сказано в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Однако заметим: данная норма действительна только для бюджетных и автономных учреждений. Перечень доходов, признаваемых средствами целевого финансирования, исчерпывающий. Это подтверждают и чиновники в письме Минфина России от 12 февраля 2010 г. № 03-03-06/1/68. Поэтому сельхозпредприятия при получении таких средств должны включить их в доходы.
В пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ определено, что при расчете налога на прибыль не учитываются целевые поступления.

Эта норма распространяется не на все организации, а только на некоммерческие.

Но сельхозпроизводитель не может быть причислен к некоммерческим организациям. Получается, что у хозяйства нет оснований не учитывать полученные субсидии в доходах.

Отметим, что эти выводы справедливы и для тех предприятий, которые применяют специальные режимы. Таким образом, хозяйство, признавая расходы, понесенные за счет субсидии, должно учитывать и сумму финансирования.

Тем самым обеспечивается баланс доходов и расходов.

Возможна и обратная ситуация: если суммы господдержки не учитываются в доходах, то нельзя признать и соответствующие им расходы. Так, например, в пункте 1 письма Минфина России от 14 сентября 2012 г. № 03-11-06/1/19 был рассмотрен следующий случай. Хозяйство, уплачивающее ЕСХН, понесло убытки от засухи.
Часть потерь компенсировал бюджет.

Чиновники разъяснили, что в составе расходов учитывается только разница между суммой убытка и средствами, выделенными на его покрытие.

Учет субсидий – инструкция для сельхозкомпании

Многие сельхозкомпании пользуются субсидиями. Расскажем, как вести учет субсидий, признать их в доходах и оформить возврат.

Отразите господдержку на счете 86 «Целевое финансирование».

Сделайте это в момент, когда уверены, что (п. 5 ПБУ 13/2000):

  • получите госпомощь.
  • выполните условия госпомощи;

Поясню подробнее данные требования.

Субсидию дают на определенных условиях.

Хозяйство обязано потратить деньги на цели, оговоренные в соглашении. Так вот, вы должны быть уверены, что потратите средства по назначению и в срок. Такую уверенность дадут технико-экономическое обоснование, которое утвердило хозяйство, договоры с контрагентами и т.п.

А то, что вы точно получите госпомощь (второе требование), подтвердят бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях и другие подобные документы. Если оба условия выполнены, составьте проводку (п. 7 ПБУ 13/2000): ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86 – учли долг государства по финансированию.

условия выполнены, составьте проводку (п.

7 ПБУ 13/2000): Когда средства поступят, спишите дебиторку: ДЕБЕТ 51 (55) КРЕДИТ 76 – получили госпомощь на расчетный или специальный счет.

Если вы не выполнили хотя бы одно требование, не показывайте дебиторку. Отразите госпомощь, когда деньги придут на счет: ДЕБЕТ 51 (55) КРЕДИТ 86 – получили средства на расчетный или специальный счет в банке. Средства со счета 86 относят на финансовый результат (п.

8 ПБУ 13/2000). Сначала их списывают на счет 98 «Доходы будущих периодов». Дальнейший учет зависит от того, на что компания получила деньги. Здесь два варианта – либо капитальные, либо текущие расходы.

Разобраться, какой счет использовать, поможет таблица.

Учет субсидий (таблица) Ситуация Счет Уверены, что выполните условия господдержки и получите финансирование 86 «Целевое финансирование» Получили субсидию Ввели в эксплуатацию основные средства, на покупку которых вам выделили деньги 98 «Расходы будущих периодов» Приняли к учету материалы, на покупку которых получили госпомощь Начислили амортизацию по основному средству, которое приобрели за счет субсидии 91 «Прочие доходы и расходы» Передали в производство материалы, которые купили на средства господдержки Признали в текущих расходах затраты, на оплату которых поступили средства Госпомощь на капитальные расходы включают в доход постепенно. Это делают в течение срока полезного использования активов. При их вводе бухгалтер составляет две проводки: ДЕБЕТ 01 (04) КРЕДИТ 08 – ввели в эксплуатацию основное средство или нематериальный актив; ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98 – включили финансирование в будущие доходы.

Затем ежемесячно в течение срока полезного использования объекта часть доходов будущих периодов признают в текущем месяце (п. 9 ПБУ 13/2000). Так поступают со следующего месяца после того, как приняли актив к учету: ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы» – признали в доходах часть госпомощи в размере амортизации. Хозяйство может получить госудасртвенные средства на текущие затраты.

Проводки по субсидиям

Содержание В 2008 г. строительная компания заключила договор лизинга экскаватора и автокрана. В 2009 г. договор был исполнен, техника выкуплена и поставлена на баланс стройфирмы.

В сентябре 2010 г. организация приняла участие в программе Министерства поддержки и развития малого предпринимательства Нижегородской области (Постановление Правительства Нижегородской области от 28.06.2010 N 379 «О предоставлении в 2010 г. субсидии на возмещение субъектам малого предпринимательства части затрат на уплату первого взноса (платежа) при заключении договора лизинга оборудования»), в рамках которой министерство возместило строительной компании первый лизинговый платеж по указанному договору лизинга на общую сумму 2 млн руб. В октябре 2010 г. денежные средства получены на расчетный счет фирмы.

Каким образом необходимо отразить это возмещение в бухгалтерском и налоговом учете? Нужно ли восстановить ранее принятый к вычету НДС по первому лизинговому платежу? Бухгалтерский учет государственной помощи, предоставляемой в виде субвенций, субсидий, бюджетных кредитов, включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств, регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» .

Согласно п. 7 этого документа указанные виды финансовой помощи следует рассматривать как средства целевого финансирования.

При этом возможны два варианта признания бюджетных средств:

  1. по мере их фактического получения (при получении целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств);
  2. по мере возникновения целевого финансирования (отражается задолженность по этим средствам).

Утверждено Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н.

В соответствии с п. 8 ПБУ 13/2000 бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации. Бюджетные средства, предоставленные в порядке финансирования расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы (п.
10 ПБУ 13/2000), то есть предполагается запись Дебет 76 Кредит 91-1.

Однако, на наш взгляд, такой порядок учета осложняет заполнение форм бухгалтерской отчетности.

Поэтому считаем целесообразным сделать в бухгалтерском учете строительной компании следующие проводки:

  1. Дебет 86 Кредит 91-1 — увеличены прочие доходы строительной компании (на дату принятия решения о выделении компенсации);
  2. Дебет 76 Кредит 86 — отражена задолженность по выделенным из бюджета денежным средствам;
  3. Дебет 51 Кредит 76 — на расчетный счет поступили денежные средства в счет возмещения платежа по договору лизинга.

При определении объекта обложения налогом на прибыль учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст.

249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст.

250 НК РФ. Примечание.

Как отразить в учете получение государственной помощи (субсидий, бюджетных кредитов и др.)

  1. 2.
  2. 3.
  3. 1.

Ситуация: нужно ли начислить страховые взносы на зарплату, если выплаты производятся за счет государственной помощи?Да, нужно.Законодательство не связывает обязанность по начислению страховых взносов с источниками финансирования выплат в пользу сотрудников.Страховые взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и страхование от несчастных случаев и профзаболеваний начисляются на выплаты, которые сотрудники получают в рамках трудовых отношений (ч. 1 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г.

№ 212-ФЗ и п. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).Выплаты, которые финансируются за счет средств государственной помощи, не являются исключением и облагаются страховыми взносами в общем порядке (ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и ст.

20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). Учет государственной помощи при расчете налога на прибыль зависит от того, признаются такие средства целевым финансированием в целях налогообложения прибыли или нет (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).Ситуация: в каких случаях государственная помощь коммерческим организациям признается средством целевого финансирования в целях расчета налога на прибыль?Перечень средств, которые в целях расчета налога на прибыль признаются целевым финансированием, приведен в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.В отношении государственной помощи, оказываемой коммерческой организации, в этот перечень включены средства, которые выделены из бюджета управляющей компании для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов и общего имущества в этих домах (абз.

5, 6 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).Государственная помощь, выплаченная по иным основаниям, не признается целевым финансированием в целях расчета налога на прибыль.Государственную помощь, которая при расчете налога на прибыль относится к средствам целевого финансирования, организация вправе не включать в состав налогооблагаемых доходов. Однако при этом необходимо выполнить два обязательных условия:

  1. организация получатель средств должна вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (государственной помощи). О том, в каком порядке можно вести такой учет, см. ;
  1. полученные средства должны быть использованы строго по целевому назначению.

При отсутствии раздельного учета поступившие средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.Об этом говорится в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.Внимание: следует разграничивать целевое финансирование, которое освобождается от налогообложения по подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, от целевых поступлений, а также бюджетных средств, которые получают унитарные предприятия от собственников имущества.Перечень целевых поступлений приведен в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Данные средства при соблюдении определенных условий также можно не учитывать при налогообложении прибыли.

ВОПРОС: Отражение в учете получение и использование бюджетной субсидии

ВОПРОС: Как отразить в учете организации — субъекта малого предпринимательства на УСН получение и использование субсидии из бюджета субъекта РФ? 20 января 2017 года субъект малого предпринимательства на УСН получила субсидию в сумме 500 000 руб.

За счет этой субсидии произведены расходы: — 180 000 руб.

— в 2017 году; — 240 000 руб. — в 2020 году; — 55 000 руб. — в 2020 году.

ВОПРОС: Как отразить в учете организации получение субсидии из бюджета субъекта РФ в целях приобретения объекта ОС (производственного оборудования)? В целях финансового обеспечения затрат на производство организации за счет средств бюджета субъекта РФ выделена субсидия на приобретение объекта ОС в размере 2 880 000 руб. Стоимость приобретенного у сторонней организации объекта ОС составила 2 880 000 руб.

(в т. ч. НДС 439 322 руб.). Иных затрат, связанных с приобретением объекта ОС и доведением его до готовности к использованию в запланированных целях организация не несет.

Объект ОС предназначен для использования в облагаемой НДС деятельности и введен в эксплуатацию в месяце приобретения.

В соответствии с учетной политикой организации в целях бухгалтерского учета бюджетные средства признаются в составе целевого финансирования по мере фактического поступления денежных средств. В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1), оборудование относится к четвертой амортизационной группе, срок полезного использования оборудования в бухгалтерском и налоговом учете установлен равным шести годам (72 мес.).

Нормативно-правовое регулирование Субсидии предоставляются:

  1. индивидуальным предпринимателям;
  2. юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям);
  3. физическим лицам — производителям товаров (работ, услуг) (за исключением подакцизных товаров, кроме легковых автомобилей и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда).

Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (п.

Организация применяет линейный способ (метод) начисления амортизации, а также метод начисления в налоговом учете. Срок полезного использования равен шести годам.
1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).

Предоставление субсидий из бюджета субъекта РФ производится в случаях и в порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта РФ (подп.

2 п. 2 ст. 78 БК РФ). Учет субсидий Субсидии отражаются в учете в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (утв. приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н).

IAS 20 — Как учитывать государственные субсидии по МСФО?

IAS 20 fin-accounting суббота, 1 сентября 2020 Почти каждое государство поддерживает определенные компании или бизнес, предоставляя субсидии или другие виды государственной помощи.

Рассмотрим основные правила МСФО, регулирующие государственные субсидии. Поскольку государственные субсидии являются явной выгодой и предоставляют преимущество по отношению к другим компаниям, не получившим такой помощи, их необходимо должным образом отразить в финансовой отчетности.

Как? Сначала рассмотрим правила МСФО, а затем разберем простой пример.

Что предписывают правила МСФО?

Важнейшим стандартом, касающимся государственных субсидий, является МСФО (IAS) 20

«Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»

.

Это довольно старый стандарт — он был выпущен в 1983 году и вступил в силу с 1 января 1984 года, и с этого дня существенных изменений в правилах практически не было.

Основная задача МСФО (IAS) 20 — предписать учет и раскрытие информации о:

  1. Государственной помощи (англ. ‘government assistance’) — это другие действия государства, призванные обеспечить экономическую выгоду для организации, например, бесплатная маркетинговая поддержка или бизнес-консультации.
  2. Государственных субсидиях или грантах (англ. ‘government grants’). Попросту говоря, это фактические ресурсы, будь то денежные или неденежные, переданные субъекту государством, в большинстве случаев после выполнения некоторых условий;

[см. параграф IAS 20.1] МСФО (IAS) 20 касается почти всех видов государственных субсидий кроме следующих исключений:

  1. Отражение субсидий в финансовой отчетности, отражающее влияние изменения цен и
  2. Государственная помощь в виде налоговых льгот (налоговые льготы, налоговые каникулы и т. д.),
  3. Субсидии, связанные с сельским хозяйством, которые учитываются в соответствии с МСФО (IAS) 41;
  4. Ситуация, при которой организация выступает в качестве полного или частичного собственника компании.

[см.

параграф IAS 20.2] Как учитывать государственные субсидии? Прежде чем углубиться в подробности, отдельно подчеркнем, что вы никогда не должны относить (кредитовать) получение какого-либо государственного гранта напрямую на собственный капитал компании.

Подход с позиции капитала (англ. ‘capital approach’) не допускается в МСФО. Вместо этого правила МСФО предписывают так называемый «подход с позиции дохода» (англ.

‘income approach’) — признание субсидий в качестве дохода за соответствующие периоды, чтобы эти доходы этих периодов соответствовали расходам тех же периодов, которые эти субсидии должны компенсировать. [см. параграф IAS 20.16] Конкретная процедура учета зависит от цели полученной субсидии. Компания может получить субсидию или на:

  1. Возмещение расходов (связана с доходом).
  2. Приобретение (создание) актива или на

Примеры и подсказки по учету субсидии

Субсидию включают во внереализационный доход.

На упрощенке и ЕСХН госпомощь учитывают, когда она поступит. Рассмотрим подробнее, как компаниям вести учет субсидии от государства. Включайте субсидию во внереализационный доход ( ст.

271, ст. 273 НК РФ). Когда это сделать, зависит от варианта финансирования.

Их три. Компания может получить госпомощь на капитальные, текущие или уже понесенные затраты (смотрите таблицу).

Вот главные правила по учету субсидий.

1. Включайте господдержку в доход, если за счет нее покрыли затраты. 2. В доход относите те же суммы, которые отразили в расходах.

Если затраты равны субсидии, то с нее не придется платить налог.

Так же разъяснили специалисты Минфина (письмо от 16 мая 2016 г. № 03-03-05/27752). 3. Субсидию по текущим затратам признавайте не более трех лет.

4. Госпомощь по основным средствам списывайте по мере того, как начисляете амортизацию.

Когда ликвидируете или продаете объект, учтите в доходах суммы, которые не успели списать. 5. Если неправильно учли субсидию, включите ее в доход. Сделайте это в периоде, когда допустили нарушение.

Рассмотрим на примерах, как признать субсидию в доходах.

Таблица. Как отразить субсидию при расчете налога на прибыль Как учесть в доходах На что получили финансирование капитальные расходы текущие затраты компенсацию ранее понесенных трат В какой сумме признавать В размере затрат, которые компания понесла за счет субсидии Когда включать в доходы На дату, когда по объекту учли в расходах: – амортизационную премию; – амортизацию.

Если продали или ликвидировали основное средство, включите в доходы остаток субсидии. Сделайте это на 31 декабря (пример 1 ниже) Не более трех лет. Считайте с года, в котором получили деньги.

В последний год остаток субсидии включите в доход на 31 декабря () Субсидию на текущие расходы признавайте сразу. Финансирование капитальных затрат отразите по частям. Сначала учтите субсидию в доходах в сумме капрасходов, которые уже признали.

Затем ежемесячно отражайте госпомощь в доходах в сумме амортизации () Пример 1 Учет субсидии на капитальные расходы. В марте 2016 года компания получила субсидию в размере 600 000 руб.

на покупку сельхозтехники (для упрощения без НДС).

В этом месяце хозяйство купило комбайн за 1 296 000 руб.

и поставило его на учет. Ежемесячная амортизация составляет 12 000 руб.

Ее начисляли с апреля по ноябрь 2016 года (месяца, когда продали технику). За это время списали 96 000 руб.

(12 000 руб. × 8 мес.) первоначальной стоимости объекта. В марте бухгалтер записал: ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86 – 600 000 руб. – получили субсидию; ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98 – 600 000 руб.

– отразили финансирование в доходах будущих периодов; ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60 – 1 296 000 руб. – оприходовали комбайн; ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – 1 296 000 руб.

– заплатили поставщику; ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08 – 1 296 000 руб. – включили объект в основные средства. С апреля по ноябрь 2016 года бухгалтер переносит субсидию в доходы со счета 98 по мере того, как начисляет амортизацию.

Проводки по субсидиям

На сегодняшний день субсидии являются одной из основных форм государственной поддержки субъектов предпринимательства.

В нашей статье поговорим об особенностях данного вида государственных дотаций, а также о специфике отражений операций по субсидиям в учете.Под понятием «субсидия» понимают денежные средства, получаемые юридическим лицом от государственных органов на безоплатной и безвозвратной основе. Цель оказания дотационной помощи – возмещение затрат, понесенных предприятием, или покрытие недополученных им доходов.Все субсидии, получаемые из бюджета, подразделяются на два основных направления:

  1. реализация государственных программ социально-экономического развития (финансирование объектов производственного и непроизводственного строительства).
  2. государственное регулирование цен (компенсация расходов предприятия, связанных с повышением цен на сырье, малому бизнесу, оборудование, материалы, на иные цели);

Целевым назначением дотаций и субсидий, как правило, являются жилищные субсидии, финансирование объектов социального характера, поддержка среднего и малого бизнеса, а также мероприятия по охране окружающей среды, ликвидации аварий и стихийных бедствий.Государственную дотацию в виде субсидии могут получить государственные предприятия, а также финансовые и некоммерческие учреждения.Для учета основных операций по субсидиям и целевому финансированию используют .Отражение поступления, использования и возврата дотационной помощи рассмотрим на примерах.Пример:ООО «Магнат» получена субсидия на приобретение земельного участка с условием строительства на нем производственных цехов. Срок строительства с 01 января по 31 декабря 2015.

Согласно договора купли-продажи цена участка — 5 670 000 руб. 13 января на счет ООО «Магнат» поступили субсидии на возмещение затрат.Бухгалтером ООО «Магнат» были сделаны такие проводки: Дт Кт Описание Сумма Документ 76 86 Отражение задолженности по субсидии 5 670 000 руб. договор купли-продажи земельного участка 76 Зачисление средств из бюджета 5 670 000 руб.

банковская выписка 08 60 Отражение стоимости участка в составе капитальных вложений 5 670 000 руб.

договор купли-продажи земельного участка 01 08 Принятие земельного участка к учету 5 670 000 руб. договор купли-продажи земельного участка 86 98/2 Отражение суммы субсидии в составе доходов будущих периодов 5 670 000 руб.

соглашение о предоставлении субсидии 98/2 91/1 Ежемесячный учет государственной помощи в составе прочих доходов (5 670 000 руб : мес.) 515 455 руб. соглашение о предоставлении субсидии Управляющей организацией «Монолит» были получены средства на оплату работ по ремонту и содержанию имущества в многоквартирном доме (4 740 000 руб.):

  1. 2 420 000 руб. — зарплата рабочим.
  2. 2 320 000 руб. — материалы;

В учете ООО «Монолит» были сделаны такие проводки: Дт Кт Описание Сумма Документ 86 Зачислена сумма субсидии 4 740 000 руб. банковская выписка 10 60 Оприходованы материалы для ремонта 2 320 000 руб.

Учет субсидий в бухгалтерском учете

Copyright: фотобанк Лори Получение субсидий, т.е.

целевой государственной помощи, является сегодня популярной формой поддержки бизнеса при реализации госпрограмм или возмещении недополученных доходов компаниям.

Узнаем, как отразить субсидии в бухгалтерском учете. Определение субсидии как целевой помощи (ПБУ 13/2000) является главным условием применения «Целевое финансирование». Именно на нем аккумулируются суммы, объединяемые единым термином «субсидии» — учитываются поступления, контролируется использование средств по назначению и осуществляется возврат неосвоенных сумм.

Поступление субсидии фирма может отражать в учете двумя способами:

  • Зафиксировав на момент подписания договора о предоставлении дотации задолженность бюджета по дебету , а при получении субсидии – кредитуя его:

Д/т 76 К/т 86 – на сумму предполагаемой субсидии; Д/т 51 (08, 10) К/т 76 – на поступление средств, инвестиций, , имущества и др. в рамках договора о целевом субсидировании;

  • По факту поступления средств:

Д/т 08, 10, 51 К/т 86 – на сумму субсидии. Если дотационными средствами осуществляется финансирование затрат, возникших в прошлых отчетных периодах, то учет субсидий в производится в структуре прочих доходов: Д/т 76 К/т 91/1- на сумму бюджетной задолженности; Д/т 51 К/т 76 – на сумму поступившей субсидии.

Порядок учета бюджетной помощи на капвложения (п. 9 ПБУ 13/2000) предусматривает отражение дотационных сумм в составе .

Проводкой Д/т 86 К/т 98 суммы субсидии списывают со сч. 86 в момент ввода или в эксплуатацию. На протяжении (СПИ) амортизируемых активов или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления субсидии на приобретение неамортизируемого имущества, средства со сч.

98 равномерно (или в размере начисленного за месяц износа) списываются на финансовые результаты фирмы как внереализационные доходы. Важной особенностью использования средств субсидии является обязанность компании расходовать их неукоснительно по целевому назначению, четко соблюдая оговоренные условия предоставления. Никаких альтернативных вариантов законодательством не предусматривается, при невозможности реализовать проекты, на которые поступила бюджетная субсидия, полученные средства придется вернуть.

Возврат субсидии осуществляется в зависимости от метода отражения полученных средств и момента возникновения обязательства по возврату средств. Если дотация возвращается в год ее получения, то компании достаточно сторнировать проводки, которыми сопровождалось ее поступление (кроме Д/т 51 К/т 76) и использование. На момент фактического перечисления возвращенной дотации делают обратную бухгалтерскую запись – Д/т 76 К/т 51.

Возврат субсидии, полученной в прошлые годы, оформляется так: Операции Д/т К/т По капвложениям Отражена задолженность по возврату субсидии 86 76 Восстановлены дотационные средства в сумме начисленного износа

Как отразить в учете получение государственной помощи (субсидий, бюджетных кредитов и др.)

  1. 5.
  2. 2.
  3. 4.
  4. 1.
  5. 3.

Организация может получить средства целевого финансирования в виде:

  1. имущества (в т. ч. денежных средств) от других организаций или граждан ;
  1. финансовой помощи от государства (государственной помощи).

Государственная помощь может быть предоставлена в виде:

  1. ;
  1. ;
  1. прочих форм государственной помощи.

    Например, это имущественная поддержка малого и среднего бизнеса. Когда государство предоставляет организациям имущество (оборудование, материалы) на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях (ч.

    1 ст. 18 Закона от 24 июля 2007 г.

    № 209-ФЗ).

Ситуация: относится ли к средствам государственной помощи имущество (в т.

ч. денежные средства), которое организация получила в рамках целевых программ из государственных внебюджетных фондов?Да, относится.Средства государственных внебюджетных фондов являются составной частью бюджетной системы РФ (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ). Поэтому средства, полученные на финансирование целевых мероприятий из внебюджетного фонда (например, из Фонда занятости населения), относятся к государственной помощи. Подтверждает такую позицию и Минфин России в письме от 3 января 2002 г.

№ 04-02-05/1/223. Для целей бухучета государственная помощь подразделяется на средства, связанные с финансированием:

  1. капитальных расходов на приобретение (создание) внеоборотных активов (например, основных средств);
  1. текущих расходов.

В первом случае предоставление государственной помощи может сопровождаться дополнительными условиями, такими как:

  1. ограничение приобретения определенных видов активов;
  1. конкретное местонахождение приобретаемых активов;
  1. установленные сроки приобретения и владения активами.

К финансированию текущих расходов относятся все другие виды государственной помощи, отличные от приобретения (создания) внеоборотных активов.