Как выбрать аудитора акционерному обществу


Обязательный аудит стал «ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ» для всех акционерных обществ, включая ЗАО


В прошлом году был внесен ряд поправок в законодательство об аудиторской деятельности, в частности уточнены и расширены случаи проведения обязательного аудита. Согласно новой редакции п. 1 ч.

1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» проведение аудита обязательно в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности всех акционерных обществ, вне зависимости от типа (ОАО, ЗАО, публичные, непубличные), вида осуществляемой деятельности и финансовых показателей.
Указанные изменения, были внесенные Федеральным законом от 01 декабря 2014 N 403-ФЗ и вступили в силу со 02 декабря 2014 года.

Норма, обязывающая все акционерные общества ежегодно проводить аудиторскую проверку, присутствует и в новой редакции ГК РФ, действующей с 01 сентября 2014 года (ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее — Закон N 99-ФЗ)).

И если для обществ с ограниченной ответственностью обязанность проведение аудита должна быть предусмотрена законом, то акционерным обществам выбора не оставили (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ). Таким образом, данная норма носит императивный характер и должна применяться независимо от того, внесено ли аналогичное положение в устав организации.

На первый взгляд данная ситуация вопросов не вызывает, однако пункт 9 статьи 3 Закона N 99-ФЗ содержит указание на то, что положения действующего ФЗ от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон № 208-ФЗ), касающиеся закрытых акционерных обществ, применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов.

Поэтому совершенно справедливо возникает вопрос — а нужно ли закрытому акционерному обществу до внесения изменений в устав проводить обязательный аудит? Ответ утвердительный — нужно.

Данное положение Закона № 99-ФЗ ни в коей мере не ограничивает действия п.

5 ст. 67.1 ГК РФ, так как Закон № 208-ФЗ не содержит норм, противоречащих этому пункту. Данный закон на сегодняшний день предусматривает обязательный аудит финансовой отчетности только для открытых акционерных обществ (п. 3 ст. 88, ст. 92 Закона № 208-ФЗ), но это не значит, что иными нормативными актами не могут быть установлены соответствующие требования и для закрытых акционерных обществ.

Подобное противоречие могло бы возникнуть, если бы Закон № 208 — ФЗ напрямую запрещал бы проведение обязательного аудита в закрытых акционерных обществах или еще каким-либо способом ограничивал круг лиц, подлежащих обязательной проверке финансовой отчетности. С 1 сентября 2014 года в связи с вступлением в силу Закона № 99-ФЗ были введены понятия публичных и не публичных обществ, а деление акционерных обществ на закрытые и открытые было упразднено.

Если акционерное общество является публичным, принятие общим собранием его участников решения и состав участников, присутствовавших при

Выбираем аудитора

Не так много времени остается до сдачи годового баланса.

Акционерные общества таких типов с 01 сентября 2014 года созданы быть не могут (п. 5 ст. 3 Закона 99-ФЗ от 05.05.2014 г.). По смыслу внесенных изменений акционерное общество самостоятельно должно определять свой статус.
Уже сейчас стоит задуматься о том, какой компании вы доверите проверку своей отчетности.

Советы по выбору аудиторов, о том, что нужно предусмотреть в договоре.Аудит – это проверка того, насколько правильно фирма ведет учет и составляет бухгалтерскую отчетность. Такую проверку проводят частные аудиторские компании или индивидуальные предприниматели за счет фирмы.По закону или по желанию?Аудиторская проверка бывает обязательной и добровольной.

В частности, обязательному аудиту подлежат открытые акционерные общества, фирмы, которые получили в течение года выручку (строка 010 формы № 2) свыше 50 000 000 рублей (без учета НДС, акцизов и экспортных пошлин), компании, у которых сумма активов баланса (строка 300) превышает 20 000 000 рублей (ст.

7 Закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ).В настоящее время для предприятий, которые обязаны проводить аудит отчетности, но не делают этого, никаких штрафов не установлено. Однако налоговый инспектор, принимая годовую отчетность, может обнаружить, что ваша организация подлежит обязательному аудиту (для этого достаточно данных Бухгалтерского баланса или Отчета о прибылях и убытках).

В результате инспектор может отказаться принять ваш отчет.Если фирма не обязана проходить аудит, она может пройти проверку по собственному желанию (инициативный аудит). Чаще всего добровольный аудит проводят, чтобы подстраховаться на случай возможной налоговой проверки.

Ведь аудиторы не только помогают обнаружить ошибки в бухучете и расчете налогов, но и объясняют, как эти ошибки исправить.Иногда аудит заказывают учредители, чтобы определить, насколько добросовестно руководитель и главный бухгалтер ведут дела компании.

Желание провести аудиторскую проверку может возникнуть и у самого руководителя, например, при смене главбуха.Заказчиками аудита также могут быть организации или граждане, которые планируют вложить в фирму свои средства. В этом случае их интересуют финансовое состояние и платежеспособность потенциального партнера.При инициативном аудите ваша фирма сама определяет, что и как должны проверять аудиторы. Вы можете провести как комплексную (то есть всей отчетности), так и тематическую (то есть отдельных участков учета или расчетов по конкретному налогу) проверку, а также определить период, который будут просматривать проверяющие.Аудиторские проверки бывают выборочными и сплошными.

Первый вариант встречается чаще.При выборочной проверке аудиторы смотрят часть документов (например, только крупные операции или документы за один квартал). На основании изученных бумаг аудиторы делают вывод о том, насколько хорошо ведется бухучет на фирме.Риск, что аудиторы не обнаружат ошибки, есть всегда.

Однако при выборочной проверке этот риск возрастает. Ведь недочеты могут оказаться именно в тех документах, которые аудиторы не посмотрели.

Поэтому нередко заказчики аудита требуют проведения сплошных проверок всех бухгалтерских документов. Понятно, что такие проверки более трудоемки

Разговор с акционером об аудите.

Тема 1. Акционер-главный пользователь услуг аудитора

Начать свой разговор хотелось бы с «азов» понимания сути независимого аудита. Возможно, специалистам эта тема покажется слишком непрофессиональной, но, я считаю, что нужно начинать следует именно с этого.Сегодня у всех акционерных обществ есть аудитор, поскольку в силу закона они обязаны проводить аудиторскую проверку.

Но многие акционеры не знают, или не понимают, зачем им нужен «этот аудит» и совершенно не многие знают, как использовать аудит в собственных интересах.Я имею большой опыт работы в аудиторском бизнесе. Более 23 лет я занимаюсь оказанием аудиторских услуг, работая в аудиторской фирме, из них 15 лет — в качестве руководителя. За эти годы наша организация провела десятки тысяч аудиторских проверок, я знаю реальный опыт взаимодействия аудитора с заказчиками.

Мне хочется вынести из моей практики решения и советы, которые могут быть полезны.Несмотря на то, что аудит в нашей стране существует с 90-х годов прошлого века (первым нормативным актом, регулирующим аудиторскую деятельность, был Указ Президента № 2263 от 22.12.1993 года) необходимость в разъяснении сути аудита для акционеров существует до сих пор.

В странах с рыночной экономикой формирование аудита, как независимой проверки деятельности акционерных обществ, развивалось параллельно с формированием системы финансовых рынков. Акционер, не имеющий прямого доступа к оперативной деятельности акционерной компании, привлекал независимого аудитора для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности, на основании которой рассчитывались его дивиденды. Таким образом, аудит стал одним из инструментов финансовой системы.

Пользователем информации, полученной по результатам аудита, в первую очередь, был собственник компании.

Собственник, вложивший личные средства в компанию, нуждался в независимом от наемного менеджмента профессиональном специалисте, который подтверждал бы стоимость его акций и правильность представленной информации о финансовом положении компании, ее прибылях и убытках.Отношения собственников и аудиторов формировались на протяжении многих десятилетий. Исторической родиной аудита считается Англия, где с 1844 г.

выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны приглашать специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами не реже одного раза в год.

И эта история естественным образом позволила создать механизм взаимодействия пользователей отчетности и аудиторов.В плане истории развития аудита очень показательной выглядит пример из моей собственной практики.

В начале 2000 годов мы выполняли совместный проект с аудиторами из Великобритании.

В ходе презентации нашей компании на первой встрече я с гордостью произнес, что наша организация была создана в 1991 году и в связи с этим имеет большой опыт работы. Аудитор из Великобритании тактично поддержал мои слова и негромко заметил, что компания, которую он представляет, была создана в 1881 году.

Вековая разница имеет существенное значение как для аудиторов,

Закон «Об аудиторской деятельности»

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».Иллюстрация. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВОПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМПРИКАЗот 30 декабря 2008 г.

N 443Провести в установленные законодательством Российской Федерации и актами Росимущества сроки конкурс N АУ-РИ05-07/2008 на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению аудиторских проверок промежуточных бухгалтерских балансов и результатов инвентаризации имущества и обязательств федеральных государственных унитарных предприятий.Начальная (максимальная) цена контракта составляет: Номер лота Начальная (максимальная цена), руб. 1 23 800 000,00 2 22 400 000,00 3 23 800 000,00 4 23 800 000,00 ИТОГО 93 800 000,00 Установить, что для участия в торгах участникам размещения заказа необходимо перечислить денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта, указанной в Извещении о проведении конкурса.Установить, что победитель торгов до заключения с ним контракта должен в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставить обеспечение исполнения контракта в размере 30% от начальной (максимальной) цены контракта, указанной в Извещении о проведении конкурса.Утвердить прилагаемую конкурсную документацию на проведение конкурса N АУ-РИ05-07/2008 на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению аудиторских проверок промежуточных бухгалтерских балансов и результатов инвентаризации имущества и обязательств федеральных государственных унитарных предприятий.Задание: зайдите на сайт .

Раздел «Извещения о размещении заказа» Наименование заказа введите «аудит». Запишите 1-2 предложения.Согласно ч.

5 ст. 103 Гражданского кодекса Российской Федерации акционерное общество, обязанное публиковать для всеобщего сведения указанные документы, должно для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.В соответствии ст. 16 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» акционерные общества открытого типа обязаны публиковать свою годовую отчетность. Порядком публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами

Аудитор общества

» Согласно п.

5 ст. 103 Гражданского кодекса РФ порядок проведения аудиторских проверок деятельности акционерного общества определяется законом и уставом общества. Аудитор (гражданин или аудиторская организация) общества осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии с правовыми актами РФ на основании заключаемого с ним договора (ст. 86 ФЗ «Об »). Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Аудиторская проверка должна проводиться таким образом, чтобы результатом ее стало получение объективной и полной информации о деятельности общества. Аудиторская организация (аудитор) при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности общества получает информацию, раскрытие которой может иметь для общества неблагоприятные последствия, сохранение полученной в результате проверки конфиденциальной информации является немаловажным этическим требованием к аудиторской организации (аудитору). Общество должно принять все необходимые меры, чтобы обеспечить утверждение общим собранием акционеров аудитора общества из числа аудиторских организаций (аудиторов), имеющих солидную репутацию и ведущих свою деятельность в соответствии с вышеуказанными принципами.

Аудиторская проверка годовых отчетов является одним из важнейших элементов финансового контроля. При анализе полученных аудиторских отчетов у акционеров могут возникнуть вопросы по содержанию аудиторского заключения и сделанным в нем выводам. В связи с этим рекомендуется, чтобы аудиторские организации (аудиторы) принимали участие в общих собраниях акционеров и отвечали на любые вопросы акционеров относительно представленных аудиторских заключений.

Во время аудиторской проверки аудиторские организации (аудиторы) должны приложить максимум усилий для выявления злоупотреблений или нарушений обществом требований законодательства и доводить информацию об этих нарушениях до (через комитет по аудиту) в целях их устранения. Это повышает доверие акционеров к результатам аудита. Обо всех нарушениях действующего законодательства и установленных в обществе правил, выявленных в ходе аудиторской проверки в деятельности исполнительных органов общества, в действиях его должностных лиц и работников, рекомендуется сообщать комитету по аудиту для принятия мер.

Аудиторские организации (аудиторы) могут выявить нарушения, но не могут их исправить. При выявлении тех или иных нарушений исполнительные органы обязаны принимать необходимые меры к устранению нарушений и минимизации их последствий.

Аудиторские организации при выявлении нарушений должны требовать

Процедура выбора аудитора в акционерном обществе без госучастия

/ / 24.03.2018 178 Views 25.03.2018 25.03.2018 25.03.2018 В ходе выполнения аудиторских процедур формируются наблюдения путем сопоставления текущего состояния объекта аудита («как есть») в части процедур внутреннего контроля и мероприятий по управлению рисками с ожидаемым (целевым) состоянием («как должно быть») с учетом установленных критериев: — сопоставляются текущее и целевое состояние объекта аудита в части процедур внутреннего контроля и мероприятий по управлению рисками; — определяются расхождения целевого и текущего состояния; — формулируются выводы, которые указывают на соответствие или расхождение целевого и текущего состояния объекта аудита в части процедур внутреннего контроля и мероприятий по управлению рисками (недостатки); — выявляются недостатки и нарушения, допущенные в ходе осуществления деятельности объекта аудита. Контроль начинается на этапе планирования и продолжается в процессе выполнения проверки. В соответствии с законодательством, независимым директором признаются лица, не являющиеся членами правления, независимые от должностных лиц общества, их аффилированных лиц, крупных контрагентов общества, не находящиеся с обществом в иных отношениях, которые могут повлиять на независимость их суждений.

Комитету по аудиту рекомендуется оценить, была ли аудиторская проверка проведена в соответствии с установленным порядком, не упущены ли аудиторской организацией при проведении проверки те или иные вопросы.

В связи с этим рекомендуется представлять заключение аудиторской организации для оценки комитетом по аудиту общества до представления его акционерам на общем собрании. Инфо Уже на стадии предварительного планирования сотрудникам аудиторской организации следует ознакомиться с системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля акционерного общества.

В случае, если из-за недостатков этих систем получение надлежащих аудиторских доказательств, необходимых для подготовки полноценного аудиторского заключения, не представляется возможным, аудиторской организации целесообразно отказаться от работы с данным предприятием.

Если соответствующие обстоятельства стали ясными сотрудникам аудиторской организации уже в ходе проведения аудита, целесообразно приостановить работу с данным предприятием либо подготовить по результатам аудита аудиторское заключение, отличное от безусловно положительного.

Важно Annie писал(а): Доброго времени суток!Выбираем аудитора по правилам 44-ФЗ в соответствии с 307-ФЗ — акционерное общество со 100% госучастием.

По закону об АО есть обязанность утвердить выбранного аудитора у представителя акционера — Росимущества.

По механике 44-ФЗ за двадцать дней максимум после размещения протокола на официальном сайте (!) нужно успеть пройти с одобрением аудитора а) совет директоров б) акционера в лице Росимущества.

Если указанные органы не утвердят аудитора — конкурс играется заново?

А если утвердят в срок более 20 дней — заказчик несет ответственность за действия Росимущества? Или АО может заключать договор в промежутке сроков «10-20» после утверждения акционером победителя, а протокол в нарушение 44-ФЗ не вывешивать на сайт после подписания комиссией?Спасибо за ответы!

не надо никакого одобрения… это уже давно всем известно…

Процедура выбора аудитора в акционерном обществе без госучастия

Правил 722).

В конкурсной документации устанавливается единица измерения срока (периода) поставки в годах, кварталах, месяцах, неделях, днях, часах. В случае применения нескольких сроков минимальное и максимальное значения устанавливаются по каждому сроку.

В случае применения одного срока оценка (рейтинг) рассчитывается по формуле: где:

  1. Fmin — минимальный срок оказания услуг, указанный организатором конкурса в конкурсной документации;
  2. Rfi — рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию, баллы;
  3. Fmax — максимальный срок оказания услуг, указанный организатором конкурса в конкурсной документации;
  4. Fi — предложение по сроку оказания услуг, содержащееся в i-й заявке.

В случае нескольких этапов расчет аналогичен, выполняется для суммы сроков. Содержание:

  1. Форум института госзакупок (москва)
  2. Налоги и право
  3. Error 404!
  4. Аудит акционерных обществ

Форум института госзакупок (москва) В этом законе усилена личная уголовная ответственность высшего исполнительного и высшего финансового управляющих за достоверность информации, которая представляется инвесторам и государственным органам.Аудиторским фирмам теперь запрещено оказывать своим клиентам консультационные услуги, которые могут повлиять на конечные результаты оценки финансовой деятельности корпораций.Корпорации обязаны менять аудиторов раз в пять лет.

Внимание Специалистов,

«прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд»

, которые должны включаться в конкурсную комиссию (в действующей редакции Закона № 94-ФЗ – не менее одного, ст.65, ч.20) и которые могли бы организовать конкурс, на многих предприятиях просто нет.

Ранее госпредприятия выбирали аудитора, руководствуясь

«Правилами проведения открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита организации, доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которой составляет не менее 25 процентов»

, которые были утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.11.2005 № 706 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» (далее – Правила 706).

С надеждой на перемены Исходя из критериев, приведенных в таблице, и их значимости лучшим аудитором оказывается участник конкурса, предложивший наименьшую цену и наименьшие сроки оказания услуг.

Ведь общий вес этих двух критериев составит не менее 70% общей оценки, а если не применять критерии, связанные с гарантиями качества услуг, то не менее 80% оценки.

Использовать критерий «Сроки (периоды) оказания услуг» без нарушений законодательства непросто. В целом следует признать, что система критериев, предложенная в Законе № 94-ФЗ, и порядок их применения, описанный в Правилах 722, никак не учитывает особенностей выбора аудиторской организации. Рустем ШИГАПОВ Обязательные случаи проведения аудиторской проверки закреплены ст.7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (см.

№2 газеты «CONSALTING.RU» от 15.01.04 г. — ред.)

Как выбрать аудитора?

Аудит как выражение мнения независимых профессионалов о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности становится все более востребованным российскими предприятиями. Вопрос заключается в том, как руководству предприятия в случае возникновения такой потребности при наличии огромного рынка предложений решить проблему выбора аудитора.

Что необходимо знать, обращаясь за услугами в аудиторскую компанию? На взгляд автора, существуют 10 основных критериев, которыми следует руководствоваться при выборе аудиторской компании.

1. Репутация компании Первое, что хотелось бы отметить – это положительная репутации аудиторской компании на рынке, поэтому мы рекомендуем поинтересоваться мнением коллег, партнеров, друзей, так или иначе уже сталкивавшихся с работой аудиторов.

Как происходило подобное сотрудничество, остались ли они довольны им, имелись ли минусы или проколы в работе?

Зачастую положительный отзыв становится одним из главных аргументов при принятии решения.

При выборе аудитора немаловажна будет информация, полученная об аудиторской компании при посещении семинаров и выставок.

Ведь достаточно часто семинары проводятся высококвалифицированными специалистами, работающими в области аудита.

В рамках таких семинаров можно получить консультации и разъяснения по интересующим вопросам, а заодно и информацию об услугах, предоставляемых той или иной аудиторской компанией. При посещении узкоспециализированных выставок имеете возможность узнать о нововведениях и получить необходимую информацию.

Для того чтобы получить возможность оценить качество услуг, предоставляемых аудиторской компанией, можно начать с разовых консультаций, а впоследствии, убедившись в профессионализме компании, заключить договор на аудит.

2. Комплексность оказываемых услуг В процессе проведения аудита может выясниться, что предприятию необходима консультация юриста или специалиста по налогообложению. Поэтому значимым фактором является возможность предоставления аудиторской компанией комплекса услуг, таких как консультирование в области бухгалтерского учета и налогообложения, юридическое консультирование и т.д.

Аудиторская компания, оказывающая комплекс услуг, позволяет уменьшить затраты предприятия при работе с консультантами и аудиторами, поскольку не привлекаются эксперты из других компаний, время работы которых стоит недешево. 3. Опыт проведения проверок предприятий той же отрасли, к которой относится ваша компания Для выражения профессионального мнения от аудитора требуются специальные знания и навыки деятельности проверяемого предприятия.

Поэтому мы рекомендуем внимательно ознакомиться с информацией об основных клиентах аудиторской компании.

В частности, такую информацию можно получить на сайте аудиторской компании, из буклетов и других источников. 4. Опыт работы компании на рынке аудиторских услуг При осуществлении выбора аудиторской компании еще одним из преимуществ является ее многолетний опыт работы. Это может говорить о том, что компания успешно выдерживает конкуренцию на рынке аудиторских услуг.

sovetnik36.ru

Хочется надеяться, что госорганы не откажутся от квалифицированных аудиторов для госорганизаций, не станут мириться со сложившейся ситуацией и попытаются внести необходимые изменения в нормативную базу. Под госорганами мы имеем в виду Росимущество, выступающее от имени собственника-государства, и Минфин России, регулирующий аудиторскую деятельность.

Третье действующее лицо – Минэкономразвития России, в ведении которого находится Росимущество, это же министерство осуществляет нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов. Саморегулируемые организации аудиторов следят за ситуацией с нормативной базой, регулирующей процесс выбора аудитора для госорганизаций и АО с госучастием, за складывающейся практикой, готовят предложения в указанные выше госорганы по изменению ситуации.

В ходе выполнения аудиторских процедур формируются наблюдения путем сопоставления текущего состояния объекта аудита («как есть») в части процедур внутреннего контроля и мероприятий по управлению рисками с ожидаемым (целевым) состоянием («как должно быть») с учетом установленных критериев: — сопоставляются текущее и целевое состояние объекта аудита в части процедур внутреннего контроля и мероприятий по управлению рисками; — определяются расхождения целевого и текущего состояния; — формулируются выводы, которые указывают на соответствие или расхождение целевого и текущего состояния объекта аудита в части процедур внутреннего контроля и мероприятий по управлению рисками (недостатки); — выявляются недостатки и нарушения, допущенные в ходе осуществления деятельности объекта аудита.

Контроль начинается на этапе планирования и продолжается в процессе выполнения проверки.

При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам размещения заказа на оказание таких услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом

«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

.Системное толкование вышеназванных норм закона позволило суду апелляционной инстанции прийти к заключению, что к проведению обязательного аудита в акционерном обществе, в уставном капитале которого доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов должны применяться специальные правила, содержащиеся в п. 2 ст. Инфо Аудиторские организации проверяют соответствие финансовой отчетности, используемой обществом, российским правилам бухгалтерского учета, а в случае если общество готовится к выходу на международный рынок и принимает на себя обязательство следовать международным стандартам финансовой отчетности, то на соответствие международным стандартам. Высокий спрос с аудиторов виден на примере недавних скандалов фирм Enron (аудитор — Artur Andersen),

Обязательный ежегодный аудит непубличных акционерных обществ (Кухаренко Т.А.)

Кухаренко Татьяна Алексеевна — практикующий юрист с многолетним опытом работы по оказанию комплексных услуг организациям, индивидуальным предпринимателям и гражданам.

Сфера профессиональных интересов затрагивает общие вопросы гражданского права (юридические и физические лица, сделки, право собственности и другие вещные права и пр.), аспекты корпоративного права (все нюансы регулирования деятельности и ответственности АО и ООО, корпоративная отчетность, рынок ценных бумаг и пр.), вопросы арбитражного процесса и административного производства. Автор (соавтор) многочисленных практических пособий и комментариев к федеральным законам, в том числе комментария к ГК РФ (часть первая, вторая), ФЗ «Об акционерных обществах», краткого комментария к ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др.Одной из особенностей управления корпорацией выступает подтверждение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности результатами независимой аудиторской проверки.До 1 сентября 2014 г.

в рамках положений абз. 1 п. 5 ст. 103 Гражданского кодекса РФ акционерные общества, обязанные в силу абз.

2 п. 1 ст. 97 ГК РФ публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, должны были для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками. То есть проведение ежегодного аудита независимым аудитором являлось обязательным для открытых акционерных обществ.——————————— То есть до момента вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 5 мая 2014 г.

N 99-ФЗ

«О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

. Далее по тексту статьи — ГК РФ.Закрытые акционерные общества были обязаны публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков только в том случае, если это предусматривалось Законом об акционерных обществах . Одновременно действовали положения абз.

2 п. 5 ст. 103 ГК РФ, согласно которым аудиторская проверка деятельности акционерного общества, в том числе и не обязанного публиковать для всеобщего сведения указанные документы, подлежала проведению во всякое время по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале составляла десять или более процентов.

То есть по общему правилу проведение независимого аудита для закрытых акционерных обществ не являлось обязательным.——————————— Общества, акции которых распределялись только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц и число участников которых не могло превышать пятидесяти.

На этот счет действовали нормы п.

2 ст. 92 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», устанавливающие, что обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое

Как и на каких условиях участник (акционер) компании может заказать аудиторскую проверку?

Может ли один из учредителей (участников, акционеров) инициировать проведение аудиторской проверки в организации?

Есть ли срок давности по проведению аудита?В в части прав и обязанностей участников договора на проведение аудита, используется общий термин — «аудируемое лицо», «лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг».

Под аудируемым лицом понимается компания или индивидуальный предприниматель, чья бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному либо инициативному аудиту. При оказании аудиторских услуг аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

  1. осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг (п.1 ст.14 Закона №307-ФЗ).
  2. требовать и получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о членстве аудиторской организации, индивидуального аудитора в саморегулируемой организации аудиторов;
  3. получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;

Заключив договор Заказчик обязан:

  1. содействовать в своевременном и полном проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для оказания аудиторских услуг сведения у третьих лиц;
  2. не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг;
  3. исполнять требования стандартов аудиторской деятельности и иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг (п.2 ст.14 Закона №307-ФЗ).
  4. своевременно оплачивать услуги аудита;

Кроме того, аудиторское заключение (конечный результат проведенного аудита) передается только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор на оказание аудиторских услуг (п.

4 ст. 6 Закона № 307-ФЗ).Важно!Таким образом, в не содержится запрета заказать аудит любому собственнику компании, даже владеющему минимальной долей в уставном капитале ООО или 1 акцией АО.Аудиторская проверка компании может быть проведена по требованию любого участника (акционера), выбранным им профессиональным аудитором. По общему правилу в ООО решение о проведении аудита, выборе аудитора и определении размера оплаты его услуг принимает общее собрание участников. Такое решение принимается большинством голосов (пп.

10 п. 2 ст. 33 ). Статья 48 Закона №14-ФЗ предусматривает два различных случая назначения аудиторской проверки, как по инициативе и за счет общества, так и по инициативе и за счет участника общества.