Конституция статьи про уголовное право


Оглавление:

Будь умным!


Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13 Заказать написание уникльной работы PAGE 3 СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………….….3 Глава 1. Конституционные основы уголовного права Российской Федерации.5 1.1.

Особенности конституционных основ уголовного права…………….…….5 1.2. Понятие и сущность конституционных принципов уголовного права…….11 1.3.

Основные требования принципа законности……………………………….13 1.4. Реализация уголовно – правового принципа законности………………….19 Глава 2. Характеристика конституционных принципов уголовного права…….24 2.1.

Равенство граждан перед законом……………………………………………24 2.2. Принцип справедливости………………………………….………………….26 2.3.

Принцип гуманизма……………………………………………………………28 Заключение………………………………………………………………………….31 Список используемой литературы……………………………………………….34 ВВЕДЕНИЕ Выбранная мной тема является актуальной, так как Конституция Российской Федерации является основным законом в России. Такая его роль обусловлена значением общественных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами отрасли права. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни они не касались, отрасль права тем самым дает необходимые ориентиры, отражающие главное сущностное направление правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

Для всех отраслей права исходными являются конституционные нормы и принципы. Основным источником всех без исключения отраслей права является Конституция РФ.

Все вышесказанное относится и к уголовному законодательству. Чрезвычайно важно и носит практическую актуальность то, что в 1 статье УК РФ утверждается:

«Кодекс основывается на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права»

, что опять же соответствует Конституции РФ.

Задачи современного уголовного права как таковые, вполне традиционны и в принципе однозначны для любого конституционного демократического общества и государства и восходят еще к знаменитым библейским заповедям «не убей», «не укради». Сложность выбранной темы работы заключается в том, что в рассматриваем смежную, междисциплинарную проблему, касающуюся как уголовного, так и конституционного права. Предметом работы являются права, свободы, принципы и задачи уголовного права, которые гарантированы Конституцией РФ.

Объект нашего изучения является непосредственно Конституция РФ, в которой и закреплены основные права и свободы, нашедшие отражение и в уголовном праве. Цель данной работы – проанализировать все составляющие и особенности Конституции РФ как фундаментального источника уголовного права.

В ходе исследования были использованы такие нормативно – правовые акты, как: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральные законы и др., а также труды таких исследователей, как А.В. Гриненко, М.П. Журавлев и др., а также материалы судебной практики Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ. Глава 1. Конституционные основы уголовного права Российской Федерации 1.1.

Конституционные основы уголовного законодательства России Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

Межвузовский научно-практический круглый стол «Отчет Федерального Собрания о 20-летнем развитии законодательства как стратегический, тактический.

расследования или иных существенных недостатков досудебного производства на стадии судебного разбирательства и, как следствие, осуждение виновного нарушает конституционное право потерпевшего на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Так, дополнительно вводятся два новых основания возвращения уголовного дела: 1) неполнота доказательств, которая не может быть восполнена в судебном заседании, в том числе если она возникла в результате признания доказательства недопустимым и исключения из перечня доказательств, предъявляемых в судебном разбирательстве; 2) необходимость предъявления обвиняемому нового обвинения, связанного с ранее предъявленным, либо изменения обвинения на более тяжкое или существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от обвинения, содержащегося в обвинительном заключении или обвинительном акте. С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20 апреля 1999 года № 7-П, возвращение судом уголовного дела прокурору для устранения препятствий к его рассмотрению в указанных двух случаях возможно только по ходатайству стороны, но не по собственной инициативе суда. Проектом закона уточняется, что уголовное дело может быть направлено прокурору для устранения препятствий к его рассмотрению как на стадии предварительного слушания, так и на этапе судебного разбирательства, что соответствует пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 11.

5. В целях создания благоприятных условий для установления объективной истины уже на стадии предварительного расследования проектом закона предусматривается введение дополнительных требований и к процессуальной деятельности должностных лиц, уполномоченных осуществлять от имени государства уголовное преследование.

Им предписывается сохранять объективность и беспристрастность, не допуская обвинительного уклона в доказывании. Кроме того, для этих лиц предусматривается обязанность тщательно и всесторонне исследовать и оценивать обстоятельства, оправдывающие обвиняемого (подозреваемого) или смягчающие его наказание, и оценивать их наравне с обстоятельствами, изобличающими обвиняемого (подозреваемого) или отягчающими его наказание.

6. Предусматривается расширение процессуальных возможностей по обеспечению справедливого правосудия также и других участников уголовного судопроизводства за счет наделения их правом заявлять ходатайства о производстве следственных и иных процессуальных действий в целях всесторонности, полноты и объективности предварительного расследования или судебного разбирательства.

7. В целях исправления при производстве в суде второй инстанции судебных ошибок, связанных с непринятием мер по установлению объективной истины, проект закона предусматривает дополнение перечня оснований для пересмотра судебных решений, не вступивших в законную силу, таким основанием, как односторонность или неполнота судебного следствия.

Конституция Российской Федерации

1.

Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. 2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации.

Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону. 1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. 2. и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. 1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации. 2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.

Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. 3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. 4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. 1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства,

Уголовно-правовое значение Конституции России Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

5.11. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИИ Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ Ображиев К.В., к.ю.н., ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ Как известно, ч.

2 ст. 1 УК РФ 1996 года впервые в истории развития отечественного уголовного права на законодательном уровне закрепила принципиальное положение о том, что

«настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации .»

.

И хотя «положение о том, что Конституция — это юридическая база уголовного законодательства, имеющая первостепенное значение для его развития и совершенствования, давно приобрело характер незыблемого и непререкаемого постулата»,1 целесообразность его законодательной регламентации не вызвала в теории уголовного права никаких сомнений.
Однако положения ч. 2 ст. 1 УК РФ не дали однозначного ответа на вопрос о том, может ли Основной закон государства считаться юридическим источником российского уголовного права, а лишь послужили толчком к активизации и без того весьма оживленной дискуссии по этому поводу.

Причем и сторонники, и противники отнесения Конституции РФ к числу формальных источников российского уголовного права ссылаются на ч.

2 ст. 1 УК РФ, находя в ней подтверждение собственной точки зрения. В результате в современной уголовно-правовой науке представлено два диаметрально противоположных подхода к решению обозначенного вопроса.

Согласно первому из них, Конституция РФ не относится к числу формальных источников российского уголовного права, а выступает лишь в роли так называемого материального источника уголовно-правовых норм, из которого эти нормы «черпают свое содержание».2 Так, например, К.О.

Копшева указывает, что «в плане «исходной, отправной точки» — Конституция является источником уголовного законодательства, но источником в материальном смысле, который порождает появление уголовно-правовых норм».3 Аналогичную позицию по данному вопросу занимает А.В.

Денисова, по мнению которой Конституция РФ

«служит для уголовного закона фундаментом, исходным условием его существования, но не является источником уголовно-правовых норм»

.4 Аргументация противников признания Конституции РФ формальным источником уголовного права сводится к трем основным доводам.

Во-первых, «конституционные нормы используются в УК РФ опосредованно, преобразуясь в нормы уголовно- 1 Коняхин В.П. Теоретические основы построения Общей части российского уголовного права. — СПб., 2002. — С. 77-78. 2 См.: Денисова А.В.

Конституционные нормы и уголовное законодательство: проблемы значимости и соответствия // Конституционные основы уголовного права. Материалы I Всероссийского конгресса по уголовному праву, посвященного 10-летию Уголовного кодекса Российской Федерации. — М., 2006. — С. 168; Уголовное право.

Общая часть. Учебник для вузов / Отв.

Ред. И.Я. Козаченко и З.А. Незнамова.

— М., 1997. — С. 24-26; Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под ред.

А.И. Рарога. — М., 2001. — С.

25. 3 Копшева К.О. Уголовное законодательство Российской Федерации и его основания (Теоретический аспект): Дис.

Взаимосвязь конституционных норм и норм уголовного закона Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Вертепова Татьяна Александровна кандидат юридических наук, доцент, Краснодарский университет МВД России (тел.: +78612583563) Взаимосвязь конституционных норм и норм уголовного закона В статье рассматривается межотраслевая взаимосвязь норм Конституции РФ и Уголовного кодекса РФ.

Анализируется соответствие уголовного закона Конституции РФ, роль Основного закона РФ в правотворческой и правоприменительной практике.

Ключевые слова: конституционные нормы, уголовно-правовые нормы, межотраслевая взаимосвязь, уголовный закон, источник уголовного права, соответствие норм, принцип законности.

T.A. Vertepova, Master of Law, Assistant Professor, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583563. The relationship of the constitutional norms and the norms of criminal law The article is devoted to the interdisciplinary relationship of norms of the Constitution of the Russian Federation and the Criminal Code of the Russian Federation. It is in analyzed compliance of the criminal law with the Constitution of the Russian Federation, the role of the Fundamental law of the Russian Federation in the law-making and law-enforcement practice.

Key words: constitutional provisions, criminal law norms, cross-sectoral linkages, criminal law, source of criminal law, compliance of rules, principle of legality. Проблема взаимосвязи конституционных и уголовно-правовых норм носит не только теоретический характер, но также имеет большое практическое значение, поскольку правоприменителю должно быть достоверно известно, чем регулируются уголовно-правовые отношения и каким нормативным актам следует отдавать предпочтение в случаях, когда в них содержатся разногласия или противоречия.
Взаимосвязь конституционных норм и норм уголовного права принципиально отличается от всех других видов межотраслевой взаимосвязи. Во-первых, эта связь носит иерархический характер.

Конституция РФ является исходным началом для всех отраслей права .

Во — вторых, кроме иерархических, существуют и горизонтальные структурные связи с нормами конституционного права, при которых нормы, содержащиеся в Конституции РФ и в федеральных конституционных законах, используются для описания признаков запрещаемого уголовным законом преступного деяния [1, с. 58]. Будучи включенными в состав формулы уголовно-правовой нормы, эти предписания полностью сливаются с ней, подпадая под действие принципов уголовного права. Для того чтобы уяснить особую природу взаимосвязи конституционных и уголовных норм, необходимо рассмотреть реальный механизм перевода общих конституционных положений в сферу уголовного пра- ва.

Является ли Конституция источником норм уголовного права?

Регулируют ли конституционные нормы уголовно-правовые отношения? Вот далеко не полный перечень вопросов, вокруг которых не прекращаются споры в юридической литературе [2].

Так, В.П. Коняхин пишет, что Конституция РФ является главным источником уголовного права, а некоторые ее нормы полностью сливаются с «материей» Общей части уголовного права [3, с.

Конституция Российской Федерации как источник уголовно-процессуального права

В реальной жизни существует значительное количество нормативных актов, имеющих различное юридическое значение и затрагивающих сферу уголовно-процессуальной деятельности.

К тому же проблема источников уголовно-процессуального права имеет не только теоретический характер.

Она содержит и большое практическое значение, поскольку правоприменителю должно быть достоверно известно чем регулируются правовые отношения, возникающие в ходе осуществления судопроизводства и каким нормативным актам следует отдавать предпочтение в случаях, когда в них сдержатся разногласия или противоречия. Закон – является основной формой выражения уголовно-процессуального права.

Источник права — это принятый в установленном законом порядке юридический акт, содержащий обязательные для исполнения правила поведения — нормы права. Источник права рассчитан на какую-то большую группу лиц.

Система источников права построена иерархически, т. е. один источник имеет большую юридическую силу по сравнению с другим.

Конституция Российской Федерации занимает особое место среди законодательных актов верховной власти государства. В ней содержатся положения, приводящие российское законодательство в соответствие с международными договорами и стандартами в сфере прав человека.

Положения Конституции являются первичными, учредительными, поэтому она выступает как основа правовой системы и юридическая база развития отраслевого законодательства. В Конституции нашли свое закрепление основополагающие процессуальные принципы, состязательная форма судопроизводства, права и обязанности граждан в сфере уголовного судопроизводства.

Составной частью Конституции стала Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года. Она содержит развернутую регламентацию прав и свобод личности в уголовном судопроизводстве. Декларация подтвердила примат международных норм, относящихся к правам человека, перед законами России и предусмотрела равенство всех перед законом и судом (ст.

3), неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений (ст. ст. 9, 11), право пользоваться помощью адвоката с момента задержания, ареста или предъявления обвинения (ст.

37), возможность задержания и лишения свободы исключительно на основании судебного решения (ст. 8), право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц (ст.

38). В ней содержатся самые главные, отправные моменты, отражающие концепцию судопроизводства. Значение Конституции Российской Федерации в регулировании уголовно-процессуальных вопросов заключается в следующем. Во-первых, она закрепляет принципы организации и осуществления правосудия. К ним, в частности, относятся: равенство граждан перед законом и судом; независимость судей и подчинение их только закону; осуществление правосудия только судом; состязательность; презумпция невиновности и др.
И хотя эти принципы находят дальнейшую конкретизацию в федеральных законах, они все же остаются конституционными. Во-вторых, Конституция Российской Федерации определяет основные права граждан.

О конституционности статьи 282 Уголовного кодекса России

Новости 12 ноября 2012, 12:46 Обзоры, аналитика Точка зрения В Уголовном кодексе Российской Федерации содержится ряд так называемых «антиэкстремистских» составов, которые предусмотрены статьями 280, 282, 282.1, 282.2. Уголовное преследование, которое осуществляется по этим статьям, вызывает в российском обществе большой резонанс. Так, например, правозащитники предлагают считать осужденных по этим статьям «узниками совести», «политическими заключенными»[1].

Вновь создаваемые политические партии включают в свои программы требование исключения этих статей из УК (например, Национально-демократическая партия). Наибольшим злом противники антиэкстремистского законодательства считают состав статьи 282 («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»).
Декриминализация деяния, предусмотренного именно этой статьей, считается необходимым условием пересмотра всей государственной антиэкстремистской политики в Российской Федерации[2]. Данная проблема заинтересовала автора данной статьи как исследователя-конституционалиста.

Учитывая то, что Конституция Российской Федерации является базой текущего законодательства[3], и положения иных законов должны развивать ее предписания, а не противоречить им, автор решил предпринять попытку конституционного анализа состава, предусмотренного статьей 282 Уголовного кодекса.

Таким образом, данная статья представляет собой итоги доктринального толкования[4] ряда положений Конституции и уголовного законодательства, полученные в ходе исследования соответствия статьи 282 УК РФ Конституции России. Сначала обратимся к анализу отдельных элементов состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.282 УК. Сам состав сформулирован как

«действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации»

.

Часть 1 статьи 282 Уголовного кодекса устанавливает два объекта посягательств для данного деяния – достоинство человека и достоинство группы лиц. Между тем, часть 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации в качестве охраняемого государством объекта называет достоинство личности.

Таким образом, в статье 282 Уголовного кодекса Российской Федерации неоправданно расширен круг объектов возможных для данного деяния посягательств.

Следовательно, часть 1 статьи 282 Уголовного кодекса противоречит части 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих правовых позициях, ссылаясь на собственную практику, а также, на практику Европейского суда по правам человека, указывал на то, что в силу конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) запреты и иные установления, закрепляемые в законе, должны быть определенными, ясными, недвусмысленными.

Конституция Российской Федерации как формальный источник отечественного уголовного права: спорные вопросы Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

УДК 342.4 + 343.2/.7 ББК 67.400 © 2017 г.

Т. А. Плаксина, профессор кафедры уголовного права и криминологии Барнаульского юридического института МВД России доктор юридических наук, доцент. E-mail: КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ФОРМАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК ОТЕЧЕСТВЕННОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА: СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ В статье показано многообразие научных взглядов по вопросу о возможности отнесения Конституции Российской Федерации к числу формальных источников уголовного права и обозначены его причины, лежащие в плоскости различного понимания источников права в целом. В результате анализа высказанных в теории конституционного права суждений о предмете данной отрасли права сделан вывод о двойственной природе ряда конституционных положений, их принадлежности и к конституционному, и к уголовному праву.

С учетом этого обосновывается включение Конституции РФ в систему формальных (юридических) источников уголовного права. Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, форма права, формальный источник права, источник уголовного права, предмет правового регулирования, предмет конституционного права, предмет уголовного права.

T. A. Plaksina — Professor, Department of Criminal Law and Criminology, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Doctor of Law, Associate Professor.

THE CONSTITUTION OFTHE RUSSIAN FEDERATION AS A FORMAL SOURCE OF RUSSIAN CRIMINAL LAW: CONTROVERSIAL QUESTIONS The article deals the diversity of scientific views on the question of the fitness of the Constitution of the Russian Federation among the formal sources of criminal law and shows its causes, lying in the plane of the sources of law in General. As a result of the analysis expressed in the theory of constitutional law judgments on the subject of this branch of law the author has made the conclusion about the dual nature of a number of constitutional provisions, their membership and constitutional and criminal law.

With this in mind, it justifies the inclusion of the Constitution in the system offormal (legal) sources of criminal law. Key words: the Constitution of the Russian Federation, form of law, formal source of law, source of criminal law, subject of legal regulation, subject of constitutional law, subject of criminal law.

Особое место Конституции Российской Федерации в национальной правовой системе предопределяет возникновение и рассмотрение в рамках отраслевых юридических наук вопросов о возможности и обоснованности отнесения Основного закона к числу источников той или иной отрасли права, помимо, разумеется, собственно конституционного права. Не является исключением в этом плане и уголовно-правовая наука, представители которой в последние два десятилетия активно обсуждают проблемы источников уголовного права.

Долгие годы казавшийся многим ученым незыблемым постулат о том, что единственным источником уголовного права как отрасли является уголовный закон, имеющий форму кодифицированного акта, то есть уголовный кодекс в

Статья 1. Уголовное законодательство Российской Федерации

1.

Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс.

2. Настоящий Кодекс основывается и общепризнанных принципах и нормах международного права. 1. уголовное законодательство относит к исключительной компетенции Российской Федерации. Субъекты РФ не вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие уголовную ответственность или освобождающие от нее, в связи с чем, например, ВС РФ признан противоречащим федеральному законодательству принятый в одном из субъектов РФ закон о помиловании .

——————————— БВС РФ. 2001. С. 15 — 16.

Конкретизируя конституционную норму, определяющую источниковую базу уголовного законодательства, ч. 1 комментируемой статьи 1 УК РФ устанавливает его полную кодификацию, поэтому оно существует лишь в форме УК. Из ч. 1 рассматриваемой статьи следует, что возможно принятие и других законов, содержащих уголовно-правовые нормы, например, комплексных законов, определяющих положения различных отраслей права (в частности, законов об организованной преступности, о коррупции, об усилении ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних).

Кроме того, уголовно-правовые нормы могут предусматриваться во Вводном законе о введении в действие УК, в постановлениях Государственной Думы об амнистии и о порядке применения амнистии.

Однако последние источники не содержат самостоятельных норм о преступности и наказуемости деяний, не предполагают применение ответственности как основного метода уголовно-правового регулирования (см. ), что корреспондирует с ч. 1 комментируемой статьи. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, должны включаться в УК и, следовательно, не подлежат самостоятельному применению.

Такое нормативное предписание обусловлено необходимостью закрепления гарантий законности в сфере уголовного судопроизводства и исключения аналогии закона в части преступности и наказуемости общественно опасных деяний (см. коммент. к ст. ст. 3, 8). В силу ст.

, , а также ст. ст. 8, уголовной ответственности лицо подлежит лишь за деяния, содержащие все признаки состава преступления, предусмотренного только федеральным уголовным законом — УК. 2. Исключением из правила о единстве уголовного закона является представленное в в период вступления России в Совет Европы, но не реализованное и не имеющее практических перспектив положение о том, что ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством РФ военного времени . ——————————— См.: Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении» // СЗ РФ.

2002. N 5. Ст. 375; Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ

«О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»

(в ред.

от 09.03.2010) // СЗ РФ. 1997.

N 9. Ст. 1014; 1998. N 29. Ст. 3395; 2000. N 32. Ст. 3341; 2001.

N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002.

Статья 1 УК РФ. Уголовное законодательство Российской Федерации

»»»Статья 1.

Уголовное законодательство Российской Федерации 1. Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс.

2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права. 1. Уголовное законодательство РФ представляет Уголовный кодекс, являющийся единым и единственным кодифицированным актом уголовного законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 1 УК новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат обязательному включению в Кодекс в качестве поправок, дополнений или новых статей. Ни один уголовный закон не может действовать отдельно от УК, что выступает одной из гарантий соблюдения законности при производстве по уголовным делам. Исключением из единства уголовного закона является ч.

3 ст. 331 УК, в соответствии с которой уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени (см: Федеральный закон от 31.05.96 N 61-ФЗ «Об обороне», Федеральный закон от 26.02.97 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении»). 2. В соответствии с п. «о» ст.

71 Конституции РФ уголовное законодательство относится к исключительному ведению Российской Федерации. Субъекты РФ и органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие уголовную ответственность или освобождающие от нее. Например, Верховным Судом РФ признан противоречащим федеральному законодательству принятый в одном из субъектов закон о помиловании.

Прямое отношение к уголовному законодательству имеют и другие конституционные нормы, закрепляющие права и свободы граждан, и обеспечивающиеся правосудием (ст. 18); принцип равенства перед законом и судом (ст. 19); ограничение применения смертной казни (ст.

20); заключение под стражу только по решению суда (ст. 22); недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление (ст.

50); правило об обратной силе закона (ст. 54), недопустимость издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ст. 55), и др. 3. Уголовный кодекс основывается на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права (ч.

2 ст. 1 УК). Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие (ч. 1 ст. 15). Уголовный закон, как и любой другой, не должен противоречить Конституции РФ. Суд применяет непосредственно ее нормы в том случае, когда придет к убеждению, что нормы УК находятся в противоречии с ними.

Например, по делу М., отказавшегося от несения обязанностей военной службы по религиозным убеждениям, признано отсутствие в его действиях состава преступления, поскольку действующее законодательство противоречит положениям ст. 28 и ч. 3 ст. 59 Конституции РФ .

——————————— БВС РФ.

Уголовное право статьи в конституции рф

/ / Согласно примечанию к ст.

308 УК РФ лицо не подлежит уголовной ответственности за отказ от дачи показаний против себя самого, своего супруга или своих близких родственников. Ненаказуемо также заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенного супругом или близким родственником (прим. к ст. 316 УК).Надо отметить, что ст.

51 фактически заявляет об осуждении тех незаконных методов, которые применялись в нашей стране в годы массовых репрессий, когда органы следствия и суда вынуждали людей из страха или под угрозами оговаривать себя и доносить на своих близких.

Данная правовая гарантия будет способствовать также воспитанию в обществе новых высоких моральных правил.Во-вторых, Декларация выделяет жертв злоупотребления властью в результате действия или бездействия, еще не представляющего собой нарушения национальных уголовных законов, но являющегося нарушением международно признанных норм, касающихся прав человека.

Таким образом, под злоупотреблением здесь понимается не только виновное уголовно наказуемое деяние должностных лиц, но также любое злоупотребление политической или экономической властью государства в целом и его властных органов всех уровней, а также органов местного самоуправления, если в результате их решений, в том числе принятия нормативных актов, иных действий или бездействия были нарушены основные конституционные права граждан.Потерпевший вправе также иметь своего представителя. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя, прокурора или суда. Вместе с тем, как отмечал Конституционный Суд РФ, правовой статус потерпевшего определяется из его фактического положения, независимо от формального признания (Определение от 18.01.2005 N 131-О*(676)).Лжесвидетельство как преступление против правосудия было известно ещё в Древнем Риме.

Современный закон РФ подразумевает под ним сообщение заведомо ложной информации о фактах и обстоятельствах, которые известны свидетелю (эксперту, специалисту) и могут повлиять на результаты следствия или решение суда. Ответственность за него предусмотрена ст.

307 УК РФ.Использование действий (угрозы, шантажа) по принуждению к даче показаний — это уголовно наказуемое деяние по ст.

302 УК РФ. Предполагается, что любые сведения об обстоятельствах спора или преступления должны быть даны добровольно, с полным понимаем последствий сказанного. Формально этот принцип нигде не указывается, но Европейская конвенция подразумевает его в основе самого понятия справедливого правосудия.Достаточно часто встречается упоминание о прямом действии норм международного уголовного права в негативном аспекте: лишенные уголовно-правовых санкций, они определяют не условия применения, а условия неприменения тех или иных норм национального уголовного права. Если внутригосударственные уголовно-правовые нормы противоречат указанным международным нормам, лицо должно быть освобождено от уголовной ответственности в силу прямого действия Конституции РФ

Конституция как источник общей части уголовного права

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив В.

КОНЯХИНВ. Коняхин, заведующий кафедрой Кубанского госуниверситета, кандидат юридических наук, доцент.Положение о том, что Конституция — юридическая база уголовного законодательства, имеющая первостепенное значение для его развития и совершенствования, давно приобрело характер незыблемого и непререкаемого постулата. Тем не менее сохраняются существенные разногласия в его «расшифровке»: можно или нельзя признать конституционные предписания в качестве формального (имеющего прямое действие) источника уголовного права в целом и его Общей части в частности. Большинство ученых — криминалистов отвергают такую возможность.

Однако более убедительной выглядит точка зрения, согласно которой Конституция РФ является главным по значимости источником уголовного права, как и всех других отраслей права.

Считаю, что она учитывает специфику Общей части УК и может быть подкреплена весомыми аргументами. Во-первых, предписаниями самой Конституции РФ (ч. 1 ст. 15). Во-вторых, официальными разъяснениями на этот счет, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г.

«» (п. 2). В-третьих, наглядным доказательством правильности отстаиваемой мной точки зрения служит опубликованная судебная практика, свидетельствующая о разрешении на основании конкретных уголовных дел и о ссылках на ее статьи в соответствующих процессуальных документах.Несмотря на всю важность изложенных аргументов, они очерчивают лишь первоначальные контуры подхода к проблеме. Окончательные границы и формы ее решения могут быть определены только после выявления и глубокого анализа присущего Конституции «уголовно — правового» содержания. Представляется, что к предмету ведения Общей части уголовного права в большей или меньшей мере прямо или косвенно тяготеют многие конституционные нормы.

Целый ряд из них обладает универсальным характером, так как в равной степени приложимы к любой отрасли права или к их большинству. Это прежде всего декларативные нормы Конституции РФ: ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 19, ч. 2 ст.

21, ст. 52. Установленные в этих нормах принципы законности, равенства, гуманизма и справедливости нашли свое отражение соответственно в ст.

ст. , 4, и Общей части УК. Сюда же нужно причислить и закрепленный в ст.

ст. 2 и 18 Конституции РФ «лейтмотив» задач уголовного законодательства (ч. 1 ). В совокупности перечисленные положения выполняют преимущественно идеологическую (мировоззренческую) функцию, олицетворяя собой концептуальную основу уголовного права и определяя стратегию его развития и применения в целом.Важное уголовно — правовое значение имеют и некоторые другие конституционные предписания универсального характера.