Конституционные права сми


Оглавление:

66. Понятие свободы массовой информации и ее правовое содержание. Конституционное закрепление свободы сми.


изготовление, приобретение, хранение, эксплуатации, технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции Исключения могут быть сделаны в ФЗ законах (например, ч. 3 ст. 55), а также законодательстве о СМИ, но эти исключения должны соответствовать международным положениям о свободе массовой информации и Законе «О СМИ».

Право искать информацию состоит в возможности любых субъектов осуществлять поиск интересующих его сведений самостоятельно или с помощью иных лиц.

Право на получение информации – это возможность обретения информации в собственность или во владение с целью ее использования или дальнейшей передачи Право на передачу информации – возможность предоставления информации в собственность, пользование конкретным лицам, организациям от себя или иных субъектов. Право на производство информации – возможность по выработке каких-либо индивидуальных или массовых сведений, предназначенных для неограниченного круга лиц. Право на распространение информации – возможность предоставления информации в собственность, пользование неограниченному кругу лиц от себя или иных субъектов.

Таким образом, свобода массовой информации является основополагающим принципом правового регулирования организаций и деятельности СМИ. Массовая информация представлена свободой мысли и свободой слова, собственно производителями и потребителями которых выступают СМИ. Но свобода мысли и слова не является абсолютной, т.е.

свобода МИ имеет свои границы (пределы). Ч.2 ст. 29 К РФ устанавливает условия возможного ограничения, содержа прямой запрет в пользовании свободы массовой информации.

Данные запреты сформулированы в общем виде; их нарушение влечет за собой ответственность:

  • по уголовному законодательству – за публичные призывы к насильственному захвату власти или изменению конституционного строя (ст. 280), за возбуждение национальной, расовой, религиозной вражды (ст. 282), за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354).
  • Гражданско-правовая ответственность: гражданин в праве требовать опровержения порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию сведений (ст. 152)
  • По административному законодательству – ответственность за оскорбление религиозных чувств граждан, осквернение почитаемых ими предметов, эмблем (ст. 5.26)
  • За злоупотребление свободой слова ответственность предусмотрена Законом «О языках народов РФ» и Законом «О СМИ» — ст.4 Механизм реализации. Свобода информации реализуется устно, письменно, через СМИ и иными законными способами. Наиболее распространенным способом выступают СМИ. Стр 48 из 83 Соседние файлы в предмете
    • 24.03.2016135.36 Кб
    • 24.03.20161.28 Mб
    • 24.03.2016896.41 Кб
    • 24.03.201624.37 Кб
    • 24.03.201688.11 Кб
    • 24.03.2016985.77 Кб
    • 24.03.201680.41 Кб

    Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Конституционные гарантии свободы массовой информации Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

Актуальные проблемы юридической науки и практики Фарниев С.А. конституционные гарантии свободы массовой информации Цель: Исследование конституционно-правового обеспечения деятельности СМИ в Российской Федерации. Методология: Использовались историко-правовой и формально-юридический методы.

Результаты: Конституционно-правовое обеспечение деятельности СМИ призывает сформировать деятельность информационных потоков, создать условия для развития гражданского общества, цивилизованного диалога между властью, обществом и гражданами, а также обеспечить комфортные условия для профессиональной деятельности журналистов и перенаправить социальные конфликты в область конструктивных дискуссий. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку является одной из немногих попыток рассмотреть коллизию в сфере конституционно-правового обеспечения СМИ в Российской Федерации, а также предлагает рациональные пути устранения коллизии.

Ключевые слова: средства массовой информации, Конституция, информация, права журналистов, коллизия в праве. Farniev S.A. constitutional guarantees OF FREEDOM OF MASS INFORMATION Purpose: Research of constitutional legal support of activity of mass media in the Russian Federation.

Methodology: Historical and legal and formally legal methods were used.

Results: Constitutional legal support of activity of mass media urges to create activity of information streams, to create conditions for development of civil society, civilized dialogue between the power, society and citizens, and also to provide comfortable conditions for professional activity of journalists and to redirect the social conflicts to the area of constructive discussions.

Novelty/originality/value: Article has the high scientific value as is one of the few attempts to consider a collision in the sphere of constitutional legal support of mass media in the Russian Federation, and also offers rational ways of elimination of a collision. Keywords: Mass media, the Constitution, information, the rights of journalists, a collision in the right.

Средства массовой информации являются действительно функциональным инструментом, который информирует граждан о деятельности власти и ее взаимосвязи с обществом.

Они оперативно освещают события, произошедшие в мире, а также мгновенно анализируют поступившие данные. Кроме того, СМИ играют не последнюю роль в формировании общественного мнения, являются реально действенным механизмом влияния на мнение людей. Практически во всех значимых сферах нашей жизни мы можем пронаблюдать их роль.

СМИ могут быть как инструментом политической борьбы, элементом рынка, субъектом правоотношений, так и носителем культурной и творческой деятельности [1, 3].

Свободный доступ к информации стал одним из важнейших элементов эволюционного развития общества. Информирование граждан, государственных и общественных структур об окружающем мире и событиях, которые в нем происходят, стало возможным благодаря постоянной модернизации систем, технологий и средств передачи информации.

Конституционно-правовой статус СМИ.

27 декабря 1991 г. принят закон РФ «О средствах массовой информации»2. Последний воспроизвел структуру союзного закона, принял многие его положения, однако был более радикален в части закрепления свободы СМИ и более либерален в части ответственности за злоупотребление свободой СМИ.

Естественно, в кругах журналистов российский закон получил высокую оценку.

Однако в настоящее время проблема ответственности за злоупотребление свободой СМИ весьма актуальна и обусловливает необходимость новеллизации закона. Свобода массовой информации, запрет цензуры, широкие права журналистов и недопустимость злоупотребления свободой массовой информации — базовые понятия конституционно-правового статуса СМИ. Массовая информация — это сообщения и материалы (печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные), которые предназначены для неограниченного круга лиц и распространяются публично, т.е.

открыто. Под свободой массовой информации конституционное право понимает поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение СМИ, владение, пользование и распространение, а также техническое обеспечение производства и распространения продукции СМИ.

Таким образом, свобода массовой информации включает в себя компоненты как идеальные, так и материальные. Для советского конституционного права не было характерно закрепление свободы СМИ в ее комплексном понимании, сочетании названных элементов.

Длительное время акцент делался на материальном обеспечении свободы печати (предоставление в собственность народа, общественных организаций типографий, запасов бумаги, средств связи и т.д.). Закон СССР 1990 г. не включил производство информации в свободу СМИ, что явилось попыткой ее фактического ограничения за счет материальных условий.

Нынешнее понимание свободы СМИ воспроизводит международно-правовые стандарты в области свободы СМИ.

Проблема состоит в том, что включение производства в понятие «свобода массовой информации» должно иметь серьезные правовые последствия, связанные с особым правовым статусом этого производства. Российское законодательство пока эту задачу не решило, а практика идет по пути ограничения свободы массовой информации через ее производство и распространение, которые строятся на основе законов рыночной экономики. К средствам массовой информации относятся все формы периодического распространения массовой информации (периодические печатные издания, электронные издания и др.), которые соответствуют установленным конституционным правом критериям.

Для соответствия критерию «периодичности» печатное издание должно иметь постоянное название, текущий номер и выходить в свет не реже одного раза в год. Для электронных СМИ (радио-, теле-, видео-, кинохроника) периодичность предполагает наличие постоянного названия и выход в свет (эфир) не реже одного раза в год.

Периодические издания тиражом менее 1000 экземпляров, радио и телепрограммы, распространяемые по кабельным сетям в рамках одного предприятия, учебного заведения, и некоторые другие не относятся к средствам массовой информации.

2. Конституционно-правовые основы средств массовой информации

Неофициальное отнесение средств массовой информации (СМИ) к четвертой власти свидетельствует об их реальном влиянии в обществе и государстве. Все крутые повороты в жизни России сопровождались ограничениями свободы СМИ.

Так, 9 ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров издал декрет «О печати», которым подтвердил необходимость закрытия органов печати, призывающих к открытому сопротивлению или неповиновению новому правительству, занимающихся клеветой и призывающих к уголовно наказуемым деяниям1. В декрете говорилось о временном характере административного воздействия на печать, а после упрочения нового порядка для печати

«будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону»

.

Конституция РСФСР 1918 г. не употребляла понятие «свобода печати», но провозгласила свободу выражения своих мнений для трудящихся, для чего печать была национализирована. На практике в отношении печати преобладал взгляд как на идеологическое орудие партии, поэтому правовое регулирование на уровне законов отсутствовало. Подзаконными актами была введена цензура.

Незаконным приостановлением деятельности ряда СМИ сопровождались события августа 1991 г.

и сентября-октября 1993 г. В обоих случаях эти меры носили временный характер.12 июня 1990 г. принят закон СССР «О печати и других средствах массовой информации»1. Он впервые в советском конституционном праве закрепил содержание понятий «свобода печати», «массовая информация», «средства массовой информации».

Закон запретил цензуру массовой информации, а также установил недопустимость злоупотребления свободой слова.27 декабря 1991 г. принят закон РФ «О средствах массовой информации»2.

Последний воспроизвел структуру союзного закона, принял многие его положения, однако был более радикален в части закрепления свободы СМИ и более либерален в части ответственности за злоупотребление свободой СМИ. Естественно, в кругах журналистов российский закон получил высокую оценку.

Однако в настоящее время проблема ответственности за злоупотребление свободой СМИ весьма актуальна и обусловливает необходимость новеллизации закона. Свобода массовой информации, запрет цензуры, широкие права журналистов и недопустимость злоупотребления свободой массовой информации — базовые понятия конституционно-правового статуса СМИ.Массовая информация — это сообщения и материалы (печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные), которые предназначены для неограниченного круга лиц и распространяются публично, т.е.

открыто.Под свободой массовой информации конституционное право понимает поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение СМИ, владение, пользование и распространение, а также техническое обеспечение производства и распространения продукции СМИ.

Вопрос 443. Защита конституционного права на свободу слова.

Таким образом, свобода массовой информации включает в себя компоненты как идеальные, так и материальные. Для советского конституционного права не было характерно закрепление свободы СМИ в ее комплексном понимании, сочетании названных элементов.

Особенности споров со СМИ.

 Экзамен на адвоката Защита конституционного права на свободу слова неоднократно была предметом исследования в КС РФ, были приняты решения о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, а также некоторые особенности соблюдения свободы слова в печатных и иных СМИ, определенные проблемы реализации свободы слова периодически возникают в период выборов различных уровней.Свобода слова – это гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать свое мнение и убеждения по самым различным вопросам общественного, государственного, иного характера посредством устного или печатного слова, на собраниях, митингах, другими средствами.

Право свободно выражать свое мнение, как это формулируется в международно-правовых актах, включает свободу придерживаться своего мнения и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ (ст.
19 Всеобщей декларации прав человека, ст.

19 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Свобода выражения мнения лежит в основе многих других прав и свобод, прежде всего таких, как права на участие в выборах, на петицию, на образование; свободы совести, творчества, и др.Конституции советского периода гарантировали свободу слова, печати в соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя и ничего не упоминали об интересах самой личности (например, ст. 50 Конституции СССР 1977 г.). Действующая Конституция РФ не обусловливает свободу слова какими-либо идеологическими или социально-общественными рамками.

Напротив, конституционные нормы о свободе слова сформулированы в единстве с конституционными положениями о признании идеологического и политического многообразия, недопустимости установления какой бы то ни было идеологии в качестве государственной или обязательной (ст. 13 Конституции РФ).Свобода слова, выражения своего мнения чрезвычайно важна для реального проявления свободы человека. Но эта свобода не может быть абсолютной, безграничной.

Слово как главное средство человеческого общения оказывает сильнейшее воздействие на сознание и поведение людей.

Оно может созидать и разрушать, звать к социальному прогрессу и призывать к насилию, обогащать внутренний мир человека и унижать личное достоинство.

Этим объективно обусловлена необходимость определенных нравственных и правовых ограничений, связанных с осуществлением свободы слова. В современный период ограничения в этой области установлены как на международно-правовом, так и на национальном уровнях.

Международно-правовые стандарты, направленные против злоупотреблений свободой слова, информации, выражения своего мнения, определены, например, в п.

3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 29 Всеобщей декларации прав человека и др.

Конституционно-правовые основы деятельности средств массо­вой информации.

Поделись с друзьями Нужна помощь в написании работы?

Свобода слова — гарантированная Конституцией РФ возможность беспрепятственно выражать собственное мнение, убеждения и взгляды в любых сферах (политике, религии, научной деятельности и др.) в средствах массовой информации. Свобода слова распространяется на все сферы жизнедеятельности общества, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Не являются реализацией права на свободу слова: 1) пропаганда, возбуждающая расовую, национальную, социальную или религиозную рознь или вражду (т. е. распространение в массах воззрений, идей, учений, взглядов, относящихся к превосходству по какомулибо признаку; 2) агитация, направленная на достижение тех же целей (т. е. активная деятельность среди масс посредством выступлений, плакатов, лозунгов, имеющая целью распространение соответствующих идей и взглядов о превосходстве).

Поэтому распространение вышеуказанных сведений преследуется по закону. Эти ограничения в праве граждан на свободное выражение мнений и идей имеют своей целью: 1) соблюдение прав и репутации других членов общества; 2) охрану государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Конституционные гарантии свободы слова тесно связаны со средствами массовой информации, так как именно посредством их, как правило, осуществляется распространение массовой информации среди населения, в которой и выражается свобода слова.

Массовая информация — предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудио -визуальные и иные сообщения и материалы.

Средства массовой информации — все виды форм распространения массовой информации. В РФ гарантируется свобода массовой информации, т. е. не допускается ограничение в какой бы то ни было форме: 1) поиска, получения, производства и распространения массовой информации; 2) образования новых средств массовой информации, владения, пользования и распоряжения ими; 3) изготовления, приобретения, хранения и эксплуатации технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.
В РФ запрещается цензура массовой информации, т.

е. не допускается требование от редакции средства массовой информации со стороны кого бы то ни было предварительно согласовывать сообщения и материалы, а также недопустимо наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. Федеральными законами устанавливаются ограничения в сфере распространения массовой информации. Не допускается распространение: 1) сведений для совершения уголовно наказуемых деяний, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости; 2) в средствах массовой информации скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье; 3) в средствах массовой информации, а

Информационные права граждан

Доступ к информации для граждан.

Право человека на поиск и получение информации от государственных органов – одно из относительно новых прав, оно не является столь же древним и священным, как право на жизнь, свободу мысли, право голосовать и быть избранными. О нём как о праве на доступ к информации впервые настойчиво заговорили только в 40–50-е годы XX века. Само это право было сформулировано западными философами и политологами, которые объясняли необходимость его закрепления за людьми следующими важными обстоятельствами.

Во-первых, право на доступ к информации вытекает из священного в любом демократическом государстве права, основы основ демократии – права на свободные выборы.

Для того чтобы право на выборы осуществлялось действительно свободно, осознанно и демократично, у избирателя перед голосованием должен сформироваться определённый кругозор, помогающий выбрать нужного ему кандидата. В свою очередь, для того чтобы осознанно сделать свой выбор, избирателю нужна достоверная информация о кандидатах.

Важность достоверного информирования населения о деятельности государства осознанным голосованием не исчерпывается. Известно, что таинственность и засекреченность работы органов власти, порядка принятия тех или иных решений вызывают подозрительность у людей в отношении самих властей.

Недоверие общества затрудняет реализацию этих решений, лишает власти возможности рассчитывать на сознательность граждан. Следовательно, во-вторых, в интересах самих властей быть максимально открытыми для общества.

Третий главный посыл заключается в том, что вся важная информация, о которой идёт речь, право на доступ к которой должен быть у граждан, – это информация государственная, т.е. информация, собранная различными государственными органами, начиная от органов регистрации рождения, брака, водительских прав и кончая национальными службами безопасности.

Такая информация не просто собрана этими органами, она собрана ими на деньги налогоплательщиков.

Государственные учреждения не занимаются бизнесом, а лишь тратят деньги, получаемые из бюджета, который, как известно, формируется в основном за счет денег налогоплательщиков. Стало быть, если за сбор и хранение информации платят рядовые граждане, то они вправе знакомиться с тем, на что потрачены их деньги.

В этом, кстати, состоит принципиальное отличие государственной (общественной) информации от коммерческой, а также от персональных данных, для сбора которых бюджетные средства не тратились.

Вот три основных посыла, которые широко использовали активисты движения за свободу доступа к информации в Западной Европе и Северной Америке в начале 50-х годов XX века.

Это движение увенчалось успехом, и, начиная с конца 1960-х годов право на свободу поиска и получения информации от государственных органов было закреплено в законодательстве США, затем Канады, Новой Зеландии, Австралии, других стран Запада.

Причём это право стало почти столь же священным, как и право на свободу печати и массовой информации. Впоследствии, уже в 1990-е

Конституция рф

Вторыми в иерархии источников права стоят конституция и федеральные конституционные законы.

Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституция РФ возглавляет всю систему российских источников права. Остальные законы и подзаконные акты не могут противоречить её нормам.

В Конституции определены общие начала (принципы) правового регулирования в стране. На основе одной или нескольких её статей складывается целая отрасль законодательства или права. Так, для законодательства о СМИ основополагающее значение имеет статья 29.

Она состоит из пяти частей. Первая часть статьи 29 самая лаконичная: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Что включает в себя эта формулировка?

Все права, которые записаны в Конституции, можно разделить на права, предоставляемые каждому, и права, предоставляемые только гражданам Российской Федерации. К последним относятся, например, право избирать и быть избранным, право на жилище и некоторые другие. Те же права, которые предоставляются каждому, получает любой человек, вне зависимости от того, какое у него гражданство и есть ли оно у него вообще.

К ним относятся и права, записанные в частях 1 и 4 статьи 29. Иначе говоря, тот, кто оказывается на территории Российской Федерации, попадает в поле действия Конституции РФ, получает право на свободу слова и мысли. Этим положением подчёркивается тот факт, что свобода мысли и слова составляют право, которое мы имеем с рождения.

Государство не смеет вмешиваться в эту сферу без особой на то причины, не оно дало нам это право, и оно не может у нас его забрать.

Свобода мысли и слова – это естественное, неотъемлемое право человека.

Под свободой мысли понимается гарантия невмешательства в процесс формирования собственных мнений и убеждений человека. Этот процесс может быть скрытым от других, но может стать и открытым, когда возникает потребность передать свои мысли другим людям. Для осуществления этой потребности человек обладает свободой слова, устного или печатного.

Свобода слова – признак демократического режима, который заинтересован в равном участии всех граждан в обсуждении и решении насущных проблем общества и государства. Вторая часть статьи 29 во многом повторяет Международный пакт о гражданских и политических правах и другие международные договоры. В ней говорится: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». Этот запрет подкреплён конкретными видами ответственности за его нарушение, установленными, в частности, Уголовным кодексом РФ (ст.

136, 280, 282, 354). Ответственность эта вполне реальна.

Так, по статье 282 УК «Разжигание межнациональной розни» был осуждён редактор московской газеты «Русские ведомости» за публикацию в 1995 году статьи «Катехизис еврея». Суд обязал его уплатить штраф и лишил права заниматься журналистской деятельностью в течение нескольких лет. Третья часть статьи 29 гласит:

«Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них»

.

Конституционно-правовое регулирование деятельности СМИ в России

УДК 342.413 Страницы в журнале: 68-72 Е.В.

БОЖЕНОВА, аспирант Рассматриваются основы конституционно-правового регулирования деятельности средств массовой информации в Российской Федерации; раскрываются содержание принципов деятельности средств массовой информации, предусмотренных Конституцией РФ, а также их значение на этапе совершенствования законодательства о средствах массовой информации, обусловленного развитием цифровых технологий. Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, средства массовой информации, деятельность, свобода мысли и слова, цензура.

Constitutionally-legal regulation of activity of mass-media in Russia Bozhenova E. Bases of constitutionally-legal regulation of activity of mass media in the Russian Federation are considered; the maintenance of principles of activity of the mass media provided by the Constitution of the Russian Federation, and also their value at a stage of perfection of the legislation on the mass media, caused by development of digital technologies reveals. Keywords: the Constitution of the Russian Federation, mass media, activity, thought and word freedom, censorship.

Развитие информационных технологий в настоящее время определяет новые возможности для общества в части совершенствования процесса передачи информации как от индивида к индивиду, так и через средства массовой информации (СМИ) всем заинтересованным потребителям. В частности, влияние Интернета на общественные отношения усиливается с каждым днем. И речь идет не только о возможной замене бумажных СМИ на электронные, но и о необходимости обеспечения и соблюдения конституционных прав граждан в рамках деятельности средств массовой информации независимо от типа носителя.

Известно, что правовое регулирование любой сферы общественных отношений зависит от актуальности и качества нормативных правовых актов, регулирующих ту или иную область жизни социума. Рассмотрим, актуальны ли положения Конституции РФ, регулирующие деятельность СМИ. Необходимо отметить, что в Конституции РФ понятие СМИ не дается.

Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее — Закон № 2124-1) СМИ характеризуется как периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Закон № 2124-1 занимает ключевое место в регулировании деятельности СМИ, поскольку регламентирует правовое положение учредителей, редакций, журналистов, дает определение основных понятий в сфере масс-медиа, описывает права и обязанности журналистов, закладывает основы свободы массовой информации, устанавливает недопустимость цензуры[1]. Конституционно-правовое упорядочение деятельности средств массовой информации в России основывается на нормах ст. 29 Конституции РФ. Само же понятие свободы массовой информации в статье не определено, но оно логически вытекает из содержания ст.

29 Конституции РФ. Отправной точкой раскрытия конституционных принципов деятельности СМИ в России является ч.

Правовые основы деятельности СМИ

заложены в законе «О средствах массовой информации».

В соответствии со статьей 1 Закона «О средствах массовой информации» под свободой массовой информации в РФ понимается то, что за некоторыми исключениями не подлежат ограничениям: – поиск, получение, создание и распространение массовой информации; – учреждение, владение, пользование и распоряжение СМИ; – изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация оборудования, сырья и материалов, которые предназначены для создания и распространения продукции СМИ. Согласно правовым основам деятельности СМИ запрещается цензура массовой информации, под которой понимается требование государственных органов и их должностных лиц, иных заинтересованных субъектов предварительно согласовывать сообщения и материалы, а также запрет на распространение сообщений и материалов.

Не допускается использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения государственной тайны, а также материалов, пропагандирующих терроризм, порнографию, насилие, жестокость, наркотики и их аналоги. заложены в законодательстве России о СМИ, которое состоит из Закона «О средствах массовой информации» и издаваемых в соответствии с ним иных нормативно-правовых актов РФ.

Учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган.

Соучредители выступают в качестве учредителя совместно. Согласно правовым основам деятельности СМИ редакция средства массовой информации реализует свою деятельность после его регистрации. СМИ является зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации.

Заявление о регистрации средства массовой информации подается в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). В заявлении о регистрации СМИ должны быть указаны: сведения об учредителе, название СМИ, язык, адрес редакции, форма периодического распространения массовой информации, предполагаемая территория распространения продукции, источники финансирования и иная информация.

К заявлению прилагается документ, который подтверждает уплату государственной пошлины. Предъявление иных требований при регистрации средства массовой информации запрещено. Смена учредителя и состава соучредителей, а также названия, языка, формы периодического распространения информации, территории распространения разрешается только после перерегистрации СМИ.

В случае изменения местонахождения редакции, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой информации учредитель должен в течение месяца письменно уведомить Роскомнадзор.

В соответствии с правовыми основами деятельности СМИ не требуется регистрация: – СМИ, учреждаемых органами государственной и местной власти для издания их официальных сообщений и нормативных актов; – периодических печатных изданий с тиражом менее одной тысячи экземпляров; – радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия и т.п.

Конституционно-правовое регулирование средств массовой информации Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК 34 ББК 67 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ АНАТОЛИЙ СЕМЕНОВИЧ ПРУДНИКОВ, ученый секретарь Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор; ШАМИЛЬ МАГОМЕДОВИЧ НУРАДИНОВ, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор E-mail: Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН Аннотация.

В статье категория свободы массовой информации рассматривается с точки зрения конституционно-правовой сущности и на этой основе раскрывается конституционно-правовой статус средств массовой информации.

Ключевые слова: правовое регулирование, средства массовой информации, свобода слова, государственный контроль. Annotation. In the article the category of freedom of mass media is considered from the point of view of constitutional and legal entities, and on this basis reveals the constitutional status of the media. Keywords: legal regulation of the media, freedom of speech, government control.

Важным условием развития гражданского общества в Российской Федерации является его информированность. Она необходима не только гражданам, но и общественным объединениям, государственным органам.

В случае отсутствия необходимого объема информации возникают трудности в удовлетворении интересов граждан и реализации функций органов государства и общественных объединений. Конституция Российской Федерации впервые в истории нашего государства закрепила понятие «свобода массовой информации» и дала этой свободе высшую конституционную гарантию: гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается (ч. 5 ст.

29). В соответствии с Законом РФ от 1991 г. «О средствах массовой информации»1 в Российской Федерации: а) поиск, получение, производство и распространение массовой информации; б) учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими; в) изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации — не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации (ст. 1). iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печат- ные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Под средством массовой информации понимаются периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.