Кто несет ответственность за нецелевое использование бюджетных средств


Кто несет ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Оглавление:

Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств


5432 Содержание страницы Если государство выделило организации деньги из бюджета на определенные цели, оно будет пристально контролировать, чтобы они были употреблены исключительно по назначению. Применить бюджетные деньги на иные задачи – уже серьезное правонарушение. Как квалифицировать такие действия? Кто привлекается к ответственности, если нарушения совершены бюджетной организацией или организацией, получившей субсидию?

Как решается, имело ли место именно нецелевое применение?

Рассуждаем в статье. Распределение государственных средств находится в ведении Бюджетного кодекса РФ.

Ст. 38 данного кодекса говорит о том, что направление средств из бюджета любого уровня не может происходить без точного указания цели финансирования.

А ч. 1 ст. 306.4 БК РФ точно определяет нецелевое применение средств из бюджета – направление их и оплата ими обязательств в полностью или частью иных целях, нежели указано в документе, определяющем ассигнование:

  1. сводной бюджетной росписи;
  2. соглашении;
  3. договоре о предоставлении субсидии;
  4. бюджетной смете;
  5. в другом правомочном документе.
  6. законе о бюджете;

Таким образом, само нарушение состоит в действии либо бездействии распорядителя бюджетных денег и получателя средств, которое повлекло за собой несоответствие целей затрат вышеуказанным нормативным актам. Помимо ответственности за правонарушение, о которой мы поговорим ниже, данное выявленное действие несет правовые и фактические последствия. Они зависят от уровня и формы совершенного нецелевого применения денег, предоставленных бюджетом:

  • распорядителем;
  • Нарушение цели допущено одним из финансовых органов или представителей:
    • главным распорядителем;
    • распорядителем;
    • получателем бюджетных средств.
  • Ошибки в межбюджетном финансировании: на цели одного бюджета направлены деньги из другого.

    Ошибочно внесенные финансы будут взысканы из бюджета, который получил их неправомерно, плюс плата за их использование.

    Также может быть приостановлена или сокращена программа данных финансовых трансферов.

  • получателем бюджетных средств.
  • главным распорядителем;

Данное правонарушение можно классифицировать по типам участников:

  1. допущение нецелевого использования участниками бюджетного процесса;
  2. нарушение целей направления средств из бюджета автономными учреждениями.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Несмотря на то что во 2 случае бюджетные деньги до использования становятся по факту средствами автономных учреждений (переходят на их расчетные счета), их применение по заявленным в соглашении (договоре) целям остается строго обязательным и подконтрольным.

Это уже не «бюджетные средства», но по-прежнему «средства из бюджета», на которые распространяются требования административного законодательства в части бюджетных нарушений (ст. 15.14 КоАП РФ). Группы примеров затрат «не по целям» родились из практики. Проверочными мероприятиями, контролирующими использование государственных финансов, установлены следующие виды самых распространенных нарушений, которые можно отнести к нецелевым расходам:

Нецелевое использование бюджетных средств: кто несет ответственность и какие виды наказания существуют в 2020 году

» В ч.

1 данной статьи указаны размеры штрафов за расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной рос писью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств. Руководители бюджетных и автономных учреждений не несут уголовную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств по ст.

285.1 УК РФ.

  • 1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  • 2. То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере, — наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

  • 1. Комментируемой статьей установлена ответственность за нарушение деятельности публичного аппарата власти и управления в сфере бюджетных отношений. Предметом преступления являются бюджетные средства (бюджетные ассигнования) — средства бюджетов различных уровней, за исключением средств государственных внебюджетных фондов.
  • 2. Понятия, используемые в комментируемой статье, раскрываются законодателем в БК. Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК). Бюджетная же роспись предназначена для его практического исполнения и представляет собой документ о распределении доходов и расходов бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств.

Уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Целевое использование средств бюджета – это обязательный пункт в проверке финансово-хозяйственной деятельности каждого муниципального (государственного) учреждения в 2020 году. Практика проведения проверок различными контролирующими органами показывает, что на объектах контроля часто обнаруживается нарушения использования бюджетных средств.

Поэтому в данной статье мы рассмотрим, что под собой подразумевает нецелевое использование бюджетных средств (ст.

285.1 УК РФ) и меры наказания, предусмотренные за такое нарушение.

Что такое нецелевое использование бюджетных средств? Нецелевое расходование бюджетных средств – это, прежде всего, нарушение бюджета.

Пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ определил, что нецелевое использование бюджетных средств – это такое направление средств бюджета в бюджетной системе России и оплата денежных обязательств, цель которых не соответствуют частично или полностью целям, которые определены законом и отображены в следующих документах:

  1. сводная бюджетная роспись;
  2. бюджетная роспись;
  3. решение о бюджете;
  4. договор (соглашение) или другой документ, являющийся правовым основанием для предоставления вышеуказанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).
  5. бюджетная смета;

Каждая статья расходов, которая входит в состав бюджетной росписи, имеет конкретное предметно-целевое назначение, называемое «классификацией расходов бюджетов».

Все статьи расходов имеют строго обязательный характер, они не подлежат произвольному изменению (требования сметно-бюджетной дисциплины, которую определило бюджетное законодательство). Учреждение, которое получило финансирование из бюджета, должно использовать поступающие средства в строгом соответствии как с их размером, так и с их целевым назначением. Ответственной за надзор и постоянный контроль за расходованием средств государственных внебюджетных фондов, средств федерального бюджета, материальных ценностей, которые находятся в федеральной собственности, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Анализ материалов контрольных мероприятий данной службы позволил различать всевозможные методы нецелевого использования бюджетных средств:

  1. расходование бюджетных средств для оплаты расходов, которые не предусмотрены в плане финансово-хозяйственной деятельности на данный финансовый год;
  2. использование бюджетных средств для оплаты работ и услуг, которые не связаны с основной деятельностью бюджетного учреждения — для оказания финансовой помощи другим коммерческим организациям либо на их создание, для оплаты расходов иного юридического лица;
  3. расходование бюджетных средств для оплаты расходов, которые должны оплачиваться за счет денег из внебюджетных источников;
  4. использование бюджетных средств для оплаты расходов, которые должны покрывать средства, поступающие из других бюджетов;

Чем грозит нецелевое расходование средств

Согласно ч. 1 ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 до 5 тыс.

руб., на юридических лиц – от 40 до 50 тыс. руб. Нормативное определение получателя бюджетных средств (получателя средств соответствующего бюджета) дано в ст. 6 Бюджетным кодексом РФ (далее – БК РФ) – это «орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета».

Бюджетные и автономные учреждения исключены из числа получателей бюджетных средств .

Запомнить Бюджетные и автономные учреждения и их руководители не несут административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств по ст. 15.14 КоАП РФ. Уголовную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств устанавливает ст. 285.1 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ).

В ч. 1 данной статьи указаны размеры штрафов за расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной рос писью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств. Субъектом уголовной ответственности по ст.

285.1 УК РФ может быть только должностное лицо получателя бюджетных средств.

Поскольку должностные лица бюджетных и автономных учреждений, не являющихся получателями бюджетных средств согласно ст. 6 БК РФ, не могут быть субъектами преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ, то и состав преступления в случаях нецелевого использования данными должностными лицами бюджетных средств отсутствует.

Исключение бюджетных и автономных учреждений из числа получателей бюджетных средств и соответственно субъектов административных и уголовных правонарушений, предусматривающих наказание за нецелевое использование бюджетных средств, вовсе не означает, что такие учреждения могут безнаказанно нарушать условия предоставления ассигнований (субсидий) из бюджетов бюджетной системы РФ.

Запомнить Руководители бюджетных и автономных учреждений не несут уголовную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств по ст.

Уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

»

Все государственные службы, федеральные, областные и муниципальные органы, бюджетные учреждения содержатся в основном за счёт средств различных уровней бюджета.

285.1 УК РФ. Часть IV БК РФ устанавливает систему мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства, в т.
Руководители должны строго соблюдать законодательство и не допускать нецелевое расходование бюджетных средств на нужды, не указанные в отчётных документах и планах. Выделяемые средства нельзя направлять на неверные статьи расхода. За выявленные нарушения норм по принятым бюджетным обязательствам ответственные должностные лица несут административное наказание по КоАП РФ или уголовное наказание по УК РФ.

Для выделения денег из государственной казны учреждения должны представить на рассмотрение чиновникам бумаги, в которых чётко расписано, на решение каких задач требуются бюджетные деньги и в каком количестве.

Как правило, такими документами могут являться бюджетные планы, росписи, уведомления об ассигнованиях, смета и прочее. Неправомерное растаскивание или хищение бюджетных средств подразумевает растрату больших денег на цели, не предусмотренные в отправленной заявке.

За нецелевое использование бюджетных средств ответственность УК РФ такая:

  1. взыскание от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. или заработка / других поступлений за 1-2 года;
  2. обязательные работы до двух лет или судьёй может быть наложен запрет на исполнение осуждённым должностей или осуществление определённой трудовой деятельности на срок до трёх лет;
  3. строгая изоляция до шести месяцев либо тюремное заключение до двух лет, к этому наказанию может быть добавлено лишение прав на определённые должности или на какую-нибудь деятельность на период до трёх лет.

Если растрата средств на нецелевые нужды совершена несколькими лицами в очень крупной сумме, тогда применяется следующая уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств:

  • Обязательные работы до пяти лет без разрешения трудиться на обозначенных должностях или осуществлять конкретную деятельность до трёх лет.
  • Тюремное заключение до пяти лет без прав на определённые должности или осуществление какой-нибудь деятельности на период до трёх лет.
  • Взыскание от 200 тыс.

    руб. до 500 тыс. руб. либо заработка / других выплат за один-три года.

Законодательством определено, что крупным объёмом средств бюджета считается более полутора миллионов рублей.

За нецелевой расход в особо крупном размере придётся отвечать, если была растрачено более 7 500 000 руб. Должностные лица, осуществившие нецелевую растрату денег, признаются преступниками. Опасность их деяний состоит в подрыве функционирования государства, основы финансового обеспечения со стороны Правительства, а также в создании условий для экономических преступлений.

Вся российская бюджетная система состоит из фондов следующих уровней:

  1. муниципальный;
  2. внебюджетный.
  3. региональный;
  4. федеральный;

Деньги из казны могут быть выданы определённому получателю на обозначенные нужды.

Средства бюджета потрачены неверно

Что считается нецелевым использованием бюджетных средств?Обратимся к пункту 1 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ.

Здесь сказано, что учреждение осуществляет операции по расходованию средств согласно бюджетной смете.Показатели сметы формируются в разрезе кодов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).Нецелевое использование средств — это расходование средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным сметой доходов и расходов (а также утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях либо иным правовым основанием их получения). Основание — статья 289 Бюджетного кодекса РФ.Иными словами, использованием бюджетных денег не по целевому назначению считаются:— использование средств на цели, не предусмотренные сметой;— расходование средств не по тому коду экономической классификации (коду статей КОСГУ), по которому было произведено финансирование (то есть перераспределение средств с одной статьи на другую).Дополнительно отметим: Методические рекомендации по применению КОСГУ приведены в письме Минфина России от 21 июля 2009 г.

№ 02-05-10/2931. Они сформированы в развитие Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. № 145н.Административная ответственностьАдминистративная ответственность за данное нарушение установлена статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Эта статья предусматривает штрафы:— для учреждения — в размере от 40 000 до 50 000 руб.;— для должностных лиц — в размере от 4000 до 5000 руб.Помимо административной ответственности к учреждению могут быть применены санкции за нарушение бюджетного законодательства, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ.
А именно: изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению (ст. 289 Бюджетного кодекса РФ).Уголовная ответственность за нецелевое использование средствЗа использование бюджетных средств не по целевому назначению предусмотрена уголовная ответственность (ст.

285.1 Уголовного кодекса РФ). За данное деяние, совершенное в крупном (от 1 500 000 до 7 500 000 руб.) размере, к виновному должностному лицу применяется одна из следующих мер: штраф в сумме от 100 000 до 300 000 руб.

или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период от одного года до двух лет; арест на срок от четырех до шести месяцев; лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.Если речь идет об особо крупном (7 500 000 руб.

и более) размере или если деяние совершено группой лиц по предварительному сговору, то наказание строже. В частности, штраф составит от 200 000 до 500 000 руб., а срок лишения свободы — до пяти лет. Кто может привлечь учреждение к административной ответственностиПо

О привлечении бюджетных и автономных учреждений к ответственности за нецелевое использование средств

Статьи по Бухучету Подробности Категория: Бухучет Создано: 02.07.2018 00:00 Опубликовано: 02.07.2018 00:00 Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/Сегодня по вопросу возможности привлечения бюджетных и автономных учреждений к ответственности за нецелевое использование средств субсидии существуют две противоположные позиции.

При этом в последнее время Минфин, по-видимому, поменял свою позицию и отмечает в своих разъяснениях, что такие учреждения могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ. Но обо всем по порядку.

В силу положений п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Автономным учреждением считается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными согласно федеральным законам, иным нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам и уставу (п.

2 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано (ст. 4 Закона об автономных учреждениях). Исходя из положений п. 3 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в п.

1 ст. 9.2 данного закона. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Нецелевое использование средств бюджетными учреждениями

Источник: Журнал Что подразумевается под нецелевым использованием бюджетных средств? Может ли бюджетное учреждение совершить нецелевое использование средств и быть привлечено к ответственности за данное правонарушение?

Как оспорить выводы проверяющих о нецелевом использовании средств?

Ответы на эти и другие вопросы читайте в консультации. В силу ст. 38 БК РФ целевой характер использования бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

При этом законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета. Согласно ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. В соответствии с ч. 1 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого гл.

30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения. Согласно ст. 6 БК РФ получатель бюджетных средств (средств соответствующего бюджета) – это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право принимать и (или) исполнять бюджетные обязательства от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета. Таким образом, поскольку бюджетное учреждение получателем бюджетных средств не является, положения ч.

1 ст. 306.1 БК РФ на него не распространяются. Однако следует учитывать, что в силу ч. 2ст. 306.1 БК РФ действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство РФ, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

С учетом данного факта бюджетные учреждения в

Нецелевое использование средств

Содержание Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации. Меры ответственности В соответствии со статьями 282, 283 и 289 Бюджетного Кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств является основанием для применения следующих мер принуждения: — наложение штрафов на получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; — изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению (порядок взыскания в бесспорном порядке отсутствует); — при наличии состава преступления (совершение деяния в крупном или особо крупном размере) — уголовные наказания, предусмотренные статьями 285.1, 285.2 Уголовного кодекса РФ. В соответствии с частью 1 статьи 15.14.

Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нецелевое использование бюджетных средств: Использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Уголовная ответственность (ст.285.1 УКРФ) Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, -наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2.

Уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств – комментарий ст. 285.1 УК РФ

Правовую основу регулирования финансовых взаимоотношений с использованием государственных активов устанавливают нормы Бюджетного Кодекса РФ.

Согласно положениям БК РФ, получатели ассигнований из бюджета ответственны за их целевое использование. При установлении фактов нецелевого расходования к получателю применяются административные либо уголовные санкции. Определение того, что такое бюджет, дается в ст.

6 БК РФ: Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Понятие нецелевое использование бюджетных средств введено ст.

306.4 БК РФ: Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Из положений комментируемой статьи следует, что любое выделение денег из бюджета происходит под конкретные цели, и нарушение предписанного назначения означает нецелевой расход.

Определение структуры бюджетной системы в России закреплено нормами Бюджетного Кодекса РФ.

Ст. 10 БК РФ гласит, что: К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

  1. местные бюджеты, в том числе:
  2. бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  3. бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  4. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  5. бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

Регламент использования бюджетных средств определяет, что если после выполнения целевых обязательств осталась часть денег, то они не могут быть пока не будет определено новое назначение для них. ВАЖНО! Цель использования бюджетных средств указывается в документе, на основании которого происходит перечисление денег либо в отдельном распорядительном документе (смете/проекте/плане), который является дополнением к основному нормативному акту.

Бюджетными активами в России являются:

  1. гранты в форме субсидирования;
  2. государственные кредиты;
  3. субсидии, включая муниципальные и региональные;
  4. трансферы;
  5. субсидии под капитальные вложения.

Таким образом, бюджетными деньгами признается любое бюджетное ассигнование.

Параллельно с запретом производить нецелевое расходование бюджетных средств установлены ограничения на запрет устанавливать обязательство оплаты услуг конкретного поставщика при соблюдении конкурсного порядка проведения закупок.

Нецелевое использование бюджетных средств: ответственность и наказание

.

Целевое использование поступлений из бюджета устанавливается в силу ст.

38 БК. Оно означает доведение ассигнований и лимитов обязательств до конкретных получателей с указанием направлений их распределения. Рассмотрим далее случаи нецелевого использования бюджетных средств. Нецелевое использование бюджетных средств является бюджетным нарушением.

Разъяснения приведены в части 1 БК. Согласно положениям статьи, нецелевым признается направление бюджетных поступлений и оплата обязательств в целях, которые полностью либо частично не соответствуют тем, что определены в решении (законе) о бюджете, сметой, росписью, договором или другим документом, выступающим как основание предоставления данных средств.

Нарушением по ст. 306.1, ч. 1 БК признается неисполнение требований Кодекса, законодательных и иных нормативных актов, регулирующих финансовые правоотношения, соглашений и других актов, действующих в данной сфере. Им также считается бездействие/действие главного распорядителя, администратора источников финансирования, уполномоченного органа, получателя средств. За совершение указанных нарушений в гл.

30 БК предусматривается применение соответствующих мер принуждения. Понятие этих субъектов разъясняется в ст.

6 БК. В качестве получателей выступают органы:

    Госвласти. Управления государственных фондов (внебюджетных). Местной власти. Муниципальной администрации, находящейся в ведении распорядителя.

Все они должны иметь право принимать либо выполнять финансовые обязательства от лица публично-правовой организации за счет соответствующего фонда. не выступает как получатель. Следовательно, на него не распространяется действие положений части 1 ст. 306.1 БК. Однако необходимо учесть ч.

2 указанной статьи, в которой также упоминается нецелевое использование бюджетных средств. Ответственность по этой части наступает за бездействие/действие, нарушающее БК, прочие нормативные документы, регламентирующие финансовые правоотношения.

Меры принуждения могут в этом случае применяться к субъектам, которые не выступают их участниками. Из этого следует, что нецелевое использование бюджетных средств бюджетным учреждением также преследуется по закону.

Штраф за нецелевое использование бюджетных средств может назначаться за: Направление поступлений на оплату расходов, которые не оговорены в плане по финансово-хозяйственной деятельности на отчетный год.

Несанкционированный перевод средств между статьями бюджетной классификации. В данном случае речь идет о том, что поступления, предусмотренные для расходования в одном направлении, перемещаются для покрытия затрат в другом.

Осуществление платежей, закрытие которых должно производиться из бюджетных средств другого уровня или внебюджетных фондов. Направление поступлений на оплату услуг и работ, не относящихся к деятельности предприятия, на содействие коммерческим организациям, покрытие расходов иного юрлица.

Нецелевое использование бюджетных средств в казенных учреждениях

Опубликовано 11.01.2017 Знакомому главному бухгалтеру казенного учреждения как-то приснился не совсем приятный сон. С неба падают красивые снежинки, абсолютно одинаковые и она не может понять, где целевые снежинки, а где нет.

Такая вот профдеформация. Почему же для бухгалтера казенного учреждения очень важно использовать средства, только на те цели, на которые они были получены?

Давайте разбираться. Один из принципов бюджетной системы – принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (). Он гласит, что бюджетные средства выделяются только с указанием цели их использования.

Следовательно, их нужно использовать на расходы в соответствии с бюджетной сметой или другим документом. Средства из бюджета получают органы государственной власти, органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления, органы местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств и казенные учреждения, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета ().

Какие же расходы учреждения будут считаться нецелевым использованием бюджетных средств? Вы преступите закон, если нарушите условия предоставления субвенций и субсидий, неправильно определите код бюджетной классификации или используете средства:

  1. на цели, не предусмотренные бюджетной сметой казенного учреждения (или предусмотренные, но в больших суммах);
  2. чтобы оплатить работы и услуги, не связанные с деятельностью вашего учреждения.

За нецелевое использование бюджетных средств предусмотрены три вида ответственности.

Самое легкое наказание – бюджетные меры принуждения (): у нарушителя либо забирают неправильно использованные средства, либо прекращают все межбюджетные трансферты, кроме субвенций. Административная ответственность () — должностных лиц ожидает штраф от 20000 до 50000 рублей или дисквалификация до трех лет.

Штраф для юридических лиц составляет от 5% до 25% средств, использованных не по назначению. Если размер потраченных не по назначению бюджетных средств больше полутора миллиона рублей, наступает уголовная ответственность ().

Нарушителей ждет штраф от 100 до 300 тысяч рублей или равный зарплате или иному доходу от одного до двух лет. Также осужденного могут приговорить к двум годам принудительных работ и на три года лишить права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Самых грубых нарушителей ждет арест до полугода или лишение свободы до двух лет. Нецелевое использование бюджетных средств может быть квалифицировано только в том случае, если учреждение уже понесло затраты – то есть совершило кассовые расходы.

Приведем несколько примеров нарушений:

  1. использование средств на оплату работ и услуг, не связанных с деятельностью учреждения;
  2. использование средств на оплату коммунальных услуг для сторонних потребителей (например, арендаторов) без соответствующего возмещения данных расходов;

Нецелевое использование бюджетных средств: особенности правонарушения (Гусев М.Г.)

Нецелевое использование бюджетных средств — одно из самых распространенных нарушений бюджетного законодательства. Так, согласно отчету о работе Счетной палаты объем нецелевого использования бюджетных средств в 2012 г.

составил 1,2 млрд руб., причем по сравнению с 2011 г. эта цифра не изменилась.——————————— Утвержден Постановлением СФ ФС РФ от 27.03.2013 N 92-СФ.Рассмотрим наиболее актуальные вопросы, касающиеся данного нарушения.Закон N 252-ФЗ внес изменения в БК РФ и отдельные законодательные акты РФ, касающиеся видов бюджетных нарушений и ответственности за их совершение. В результате ст. ст. 289 — 306 БК РФ, устанавливающие конкретные виды нарушений бюджетного законодательства, утратили силу, поскольку в БК РФ введена новая глава — гл.

30

«Виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение»

.——————————— Федеральный закон от 23.07.2013 N 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».Кто нарушает?

Что нарушает?Согласно ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Аналогичные формулировки приведены в КоАП РФ (ст.

15.14) и в УК РФ (ст. 285.1).Если нецелевое использование бюджетных средств совершено главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, тогда часть полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств передается уполномоченному по соответствующему бюджету.Если финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) используют не по назначению межбюджетные субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, а также кредиты бюджетам бюджетной системы РФ, данное нарушение тоже относится к нецелевому использованию бюджетных средств. В этом случае нарушение влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы РФ, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) (ч. 2 и 3 ст. 306.4 БК РФ). Обратите внимание: ответственность за нецелевое использование бюджетных средств зависит от субъекта нарушения.