Независимая оценка качества образования образовательных организаций статья


Оглавление:

Статья 95.2 Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность


1. Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее — образовательная деятельность организаций), осуществляется в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации. 2. В целях создания условий для проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций: 1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, с участием общественных организаций, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) (далее — общественные организации) формирует общественный совет по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций и утверждает положение о нем; 2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, с участием общественных организаций формируют общественные советы по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, и утверждают положение о них; 3) органы местного самоуправления с участием общественных организаций вправе формировать общественные советы по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, расположенных на территориях муниципальных образований, и утверждать положение о них. 3. По решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, или органов местного самоуправления функции общественного совета по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций могут быть возложены на существующие при этих органах общественные советы.

В таких случаях общественные советы по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций не создаются.

4. Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций проводится по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность; комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; доброжелательность, вежливость, компетентность работников; удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций.

5. Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, с предварительным обсуждением на общественном совете.

6. Независимая оценка качества

Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Поделиться (утверждены заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Б. Повалко 1 апреля 2015 г.) Настоящие , разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

1. Общие положения Независимая оценка качества образования (далее — НОКО) — оценочная процедура, которая направлена на получение сведений об образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ, предоставление участникам отношений в сфере образования соответствующей информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации и улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций через:

  1. координацию действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, негосударственных структур, общественных, общественно-профессиональных организаций по повышению качества условий образовательного процесса, реализуемых образовательными организациями образовательных программ, результатов освоения образовательных программ, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами и потребностями потребителей образовательных услуг;
  2. мероприятия по повышению эффективности, качества и доступности образовательных услуг.
  3. привлечение к оценке качества образования общественных и общественно-профессиональных организаций, негосударственных, автономных некоммерческих организаций, отдельных физических лиц в качестве экспертов, специализирующихся на вопросах оценки качества образования;
  4. совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

Результаты НОКО могут быть востребованы различными группами пользователей для решения актуальных профессиональных и личных задач, в том числе: 1.

Обучающимися и их родителями (законными представителями):

  1. для выявления текущего уровня освоения образовательных программ и корректировки индивидуальных учебных планов;
  2. в целях выбора места обучения для себя и/или своих детей;
  3. для оценки собственных возможностей продолжения обучения по тем или иным образовательным программам;

2. Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в целях:

  1. оценки уровня подготовки обучающихся и факторов, на него влияющих;
  2. определения перечня мероприятий по улучшению результатов и качества предоставления образовательных услуг;
  3. оценки соответствия реализуемой деятельности запросам и ожиданиям участников образовательного процесса и/или иных заинтересованных организаций;

3.

Общие критерии НОК

Независимая оценка качества образования — оценочная процедура, которая направлена на получение сведений об образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ, предоставление участникам отношений в сфере образования соответствующей информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации и улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций.

Системные требования к оценке включают такие составляющие, как

  • критерии эффективности работы организаций;
  • публичные рейтинги, как форма представления результатов оценки.
  • объект оценки – качество работы организации;

Система критериев и показателей НОКО – это инструменты системы НОК, позволяющие измерять качество услуг. В соответствии с федеральным законодательством показатели оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере образования определены приказом Минобрнауки России от 05.12.2014 № 1547

«Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

.

Повалко 1 апреля 2015 г. Результаты НОКО могут быть востребованы различными группами пользователей для решения актуальных профессиональных и личных задач, в том числе: Обучающимися и их родителями (законными представителями)

  1. для выявления текущего уровня освоения образовательных программ и корректировки индивидуальных учебных планов;
  2. в целях выбора места обучения для себя и/или своих детей;
  3. для оценки собственных возможностей продолжения обучения по тем или иным образовательным программам;

Организациями, осуществляющими образовательную деятельность

  1. оценки соответствия реализуемой деятельности запросам и ожиданиям участников образовательного процесса и/или иных заинтересованных организаций;
  2. определения перечня мероприятий по улучшению результатов и качества предоставления образовательных услуг;
  3. в целях оценки уровня подготовки обучающихся и факторов, на него влияющих;

Заинтересованными организациями для выработки совместных с образовательной организацией действий по корректировке образовательных программ, методов обучения и др.

Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждены заместителем Министра образования и науки РФ А.Б.

Федеральными и региональными органами исполнительной власти в целях принятия управленческих решений, в том числе при кадровых перестановках, разработке программ по развитию

Статья 95.

Коллегиальными органами управления организациями, осуществляющими образовательную деятельность в качестве механизма вовлечения родителей и представителей местного сообщества в реализацию задач ее развития и т.д.
Независимая оценка качества образования

(273-ФЗ РФ редакция 2020) (в ред.

Федерального закона от 21.07.2014 N 256-ФЗ) 1. Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ. 2. Независимая оценка качества образования включает в себя: 1) независимую оценку качества подготовки обучающихся; 2) независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ) 3.

Независимая оценка качества образования осуществляется юридическими лицами, выполняющими конкретные виды такой оценки, предусмотренной пунктом 1 части 2 настоящей статьи (далее — организации, осуществляющие независимую оценку качества образования).

(в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ) 4.

Организации, осуществляющие независимую оценку качества образования, размещают в сети «Интернет» информацию о порядке проведения и результатах независимой оценки качества образования и направляют ее при необходимости соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления. 5. Поступившая соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления информация о результатах независимой оценки качества образования подлежит обязательному рассмотрению указанными органами в месячный срок и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности и оценке деятельности руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность. (в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ) 6.

Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 7. На основе результатов независимой оценки качества образования могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) реализуемых ими образовательных программ. (след.) —> Закон РФ «Об образовании» — N 273-ФЗ — регламентирует общественные отношения, появляющиеся в области образования из-за реализации населением права на образование.

Обеспечивает государственные гарантии свобод и прав людей в сфере образования и надлежащие условия для реализации права на образование. Определяет правовое положение участников взаимоотношений в рамках образовательной деятельности. Устанавливает экономическую, правовую, организационную базу образования в нашей стране, принципы государственной политики в области образования, правила работы учебной системы и осуществления образовательной деятельности.

Проблемы независимой оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

УДК 378 (045) ПРОБЛЕМЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ИЗМАЙЛОВА МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА доктор экономических наук профессор кафедры корпоративного управления, Финансовый университет, Москва, Россия E-mail: АННОТАЦИЯ В статье рассматривается механизм взаимодействия всех заинтересованных сторон в решении проблемы релевантности деятельности образовательных организаций, спектра и качества образовательных программ социально-экономическим условиям, требованиям рынка труда, ожиданиям прямых потребителей образовательных услуг.

В качестве ключевой фигуры в системе взаимоотношений образовательных организаций заинтересованной стороной выступает работодатель как участник процесса проектирования, реализации образовательных программ и оценки достигнутых результатов. Проанализированы мотивы участия предпринимателей в образовательном процессе, основные функции и формы сотрудничества с образовательными организациями.

Проводится обзор инициатив государства по применению новых инструментов управления образованием, направленных на возможность обеспечения образовательными организациями гарантий качества образования, его сопряженности интересам бизнес-сообщества и требованиям рынка труда. В качестве инструментов управления образованием рассматриваются: государственная аккредитация образовательной деятельности по основным образовательным программам; мониторинг деятельности вузов; общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность; профессионально-общественная аккредитация образовательных программ; независимая оценка качества образования. Ключевые слова: независимая оценка качества образования; профессионально-общественная аккредитация; работодатели; рынок труда; образовательные организации.

PROBLEMS OF INDEPENDENT ASSESSMENT OF THE EDUCATION QUALITY MARINA A. IZMAILOVA ScD (Economics), Professor of the Corporate Management Chair, the Financial University, Moscow, Russia E-mail: ABSTRACT The paper describes the mechanism of interaction between concerned parties to solve the problem of the relevance of educational institution activities as well as the range and quality of educational programs to the current social and economic conditions, the labor market requirements, expectations of direct consumers of educational services The employer involved in the process of design, implementation of educational programs and assessment of the progress achieved acts as the key concerned party in the system of relationsships between educational organizations. The motivation factors encouraging entrepreneurs to participate in the educational process, the principal functions and forms of cooperation with educational institutions are analyzed An overview of government initiatives on application of new education management tools aimed at providing educational organizations with guarantees of the quality education, its conformance to interests of the business community and the labor market requirements is provided.

Оценка качества работы образовательных организаций

Минобрнауки РФ разработаны и утверждены «Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций» (далее – Методические рекомендации) с целью содействия развитию системы независимой системы оценки качества работы образовательных организаций. В Методических рекомендациях:

  1. дано определение независимой оценки качества образования с указанием основных «потребителей» результатов работы соответствующей системы;
  2. описаны формы независимой оценки качества;
  3. указаны возможные направления применения системы в деятельности органов управления образованием;
  4. представлены разделы, характеризующие объект, инструменты, заказчиков, участников независимой оценки качества образования, порядок использования инструментов независимой оценки качества образования для разработки и принятия управленческих решений.

Что такое независимая оценка качества образования В документе определено, что независимая оценка качества образования – это оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования: «- потребностям физических лиц — потребителей образовательных услуг (в том числе, родителей несовершеннолетних, обучающихся по программам дошкольного, общего и дополнительного образования детей и иным программам, и совершеннолетних, обучающихся по соответствующим образовательным программам) в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ; — потребностям юридических лиц (в том числе самой образовательной организации) в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы; — учредителя, общественных объединений и др.

в части составления рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ». Инициаторы и Заказчики Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе:

  1. органов местного самоуправления;
  2. органов управления образованием муниципального, регионального и федерального уровней;
  3. учредителя,
  4. родителей,
  5. региональной общественной палаты;
  6. граждан при обращении с соответствующим заказом в организации (к экспертам), осуществляющим такие процедуры.
  7. общественных объединений;
  8. руководства образовательных организаций,
  9. юридических или физических лиц,
  10. общественного совета при региональном (муниципальном) органе исполнительной власти;

В качестве заказчиков процедур независимой оценки качества образования могут выступать:

Школьная система независимой оценки качества образования как условие повышения качества образования

 Повышение качества образования как одно из важнейших составляющих социальной сферы требует богатого инструментария оценки.

Существующие инструменты — ВСОКО, РДР, ВПР и НИКО — лишь внедряются в управленческие процессы школы и не всегда достаточно объективны либо из-за того, что имеют интересантов, умышленно искажающих результат оценки, либо вследствие недостаточной практики внедрения. Действенным способом исключить интересантов из процедур оценки качества является создание внутришкольной независимой системы оценки качества образования.

Функционирование системы образования на всех уровнях напрямую зависит от значительного количества процедур и процессов. Руководителями и персоналом организаций, занимающихся образовательной деятельностью, эти процедуры воспринимаются как проявления внешней среды.

Увы, такое отношение переносится и на независимую оценку качества образования, детализированную в ст. 95 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Участие школ в разнообразных внешних мониторингах, составлении рейтингов, диагностиках, к сожалению, носит принудительный характер, который порой приводит к слиянию независимой оценки и административного контроля.

На фоне преобразований в социальной среде, получивших отражение в новых образовательных стандартах, можно говорить о кризисе институционального образования.

Педагогическая общественность обязана в этих условиях продемонстрировать высокую ответственность, проявить инициативу, избежать формализма и косности. В полной мере это касается оценки качества образования (ОКО), как одной из важнейших составляющих социальной сферы.

На данный момент, инструментов измерения три: Внутришкольная система оценки качества образования (ВСОКО).

Система мероприятий и процедур, необходимых для осуществления контроля состояния качества образовательной деятельности посредством обеспечения своевременной, полной и объективной информации о качестве образовательных программ, которые реализует ОО, и результатах освоения программ обучающимися.

Совокупность процедур ВСОКО называется Внутришкольный контроль (ВШК). Результаты ВСОКО отражаются в ежегодном отчете о самообследовании образовательной организации.

Региональные и федеральные измерения, к которым относятся Всероссийские проверочные работы (ВПР), региональные диагностические работы (РДР). В некоторый период к этим измерениям относилась и Государственная итоговая аттестация, показатели которой определяли как качество работы педагога (в ряде регионов они существенно сказывались на присвоении учителю квалификационной категории), так и эффективность педагогической системы школы, что отражалась в полуофициальных рейтингах школ по среднему баллу ЕГЭ [1]. Независимая оценка качества образования (НИКО).

Это деятельность официально уполномоченных структур и организаций, направленная на выявление уровня удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых образовательных услуг и соответствие качества этих услуг федеральным требованиям.

Статья 95 Независимая оценка качества образования

1. Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

2. Независимая оценка качества образования включает в себя: 1) независимую оценку качества подготовки обучающихся; 2) независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

3. Независимая оценка качества образования осуществляется юридическими лицами, выполняющими конкретные виды такой оценки, предусмотренные частью 2 настоящей статьи (далее — организации, осуществляющие независимую оценку качества образования).

4. Организации, осуществляющие независимую оценку качества образования, размещают в сети «Интернет» информацию о порядке проведения и результатах независимой оценки качества образования и направляют ее при необходимости соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления. 5. Поступившая соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления информация о результатах независимой оценки качества образования подлежит обязательному рассмотрению указанными органами в месячный срок и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности.

6. Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование , приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

7. На основе результатов независимой оценки качества образования могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) реализуемых ими образовательных программ.

Независимая оценка качества образования: разбираемся в деталях (Зайцева Г.)

Механизм независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы существует с 2013 г. Однако завершенный вид он приобрел только в конце 2014 г.

— после внесения и вступления в силу изменений в базовые отраслевые Законы , в том числе в Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании).

Что сегодня представляет собой процедура независимой оценки и что важно знать образовательным учреждениям — объектам такой оценки?

——————————— См. Федеральный закон от 21.07.2014 N 256-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования»

.

О внедрении системы независимой оценки и ее значимости для отраслей социальной сферы говорилось во многих программных документах. В частности, Президент РФ в Послании Федеральному Собранию от 04.12.2014 указал на необходимость запуска данного механизма и раскрытия информации о работе учреждений.

Об этом, а также о введении публичных рейтингов, выявлении и распространении лучшей практики деятельности организаций социальной сферы заявляло (как о планах на будущее) Правительство РФ . ——————————— Раздел III Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2020 года (новая редакция), утв. Правительством РФ 14.05.2015.

В данном контексте формирование востребованной системы оценки стало целевым ориентиром и для сферы образования (см., например, Федеральную целевую программу развития образования на 2016 — 2020 годы, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 N 497). Тем более что правила проведения независимой оценки теперь закреплены на уровне базового Федерального закона, что, несомненно, повысило ее статус (ст. ст. 95 — 95.2 Закона об образовании).

Между тем сфера образования оказалась единственной отраслью, где независимая оценка должна осуществляться в двух видах.

Один из них — оценка качества образовательной деятельности — регулируется ст. 95.2 Закона об образовании и совпадает с теми процедурами, которые используются в отношении учреждений культуры, здравоохранения и социального обслуживания. Здесь анализируется непосредственно сервисная составляющая услуги (условия ее предоставления).

Второй вид независимой оценки, направленный на изучение качества подготовки обучающихся (ст. 95.1 Закона об образовании), в других отраслях не применяется. По сути, мониторингу здесь подвергается профессиональная составляющая услуги — уровень освоения обучающимися образовательной программы или ее частей.

Однако ни в первом, ни во втором случае результаты независимой оценки не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление или лишение государственной аккредитации. На это указано в п. 6 ст. 95 Закона об образовании. Рассмотрим подробнее каждый из видов оценки.

Оценка качества работы образовательных организаций (Шиндер И.)

В целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597 установлено, что Правительству РФ необходимо обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, в том числе образовательных. В данной статье поговорим о том, что следует понимать под этой системой, определим, кто может выступать заказчиками и участниками независимой оценки качества образования, что является объектом оценки и инструментами ее проведения, а также рассмотрим использование образовательной организацией результатов оценки качества ее работы.Общие положенияСогласно Правилам N 286 независимая оценка качества работы включает в себя:- обеспечение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления организацией образовательных услуг, в том числе в электронной форме;- формирование результатов оценки качества работы образовательных организаций и рейтингов их деятельности.——————————— Правила формирования системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, утв.

Постановлением Правительства РФ от 30.03.2013 N 286.Для обеспечения проведения оценки качества работы организаций органы, осуществляющие функции и полномочия их учредителя:- изучают общественное мнение, результаты оценки качества работы организаций и рейтинги их деятельности, полученные от общественных организаций, профессиональных сообществ, средств массовой информации, специализированных рейтинговых агентств и иных экспертов;- образовывают общественные советы в порядке, предусмотренном законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными нормативными правовыми актами соответственно.

При формировании состава общественных советов следует обеспечить отсутствие конфликта интересов.В целях улучшения качества работы организаций органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя:- направляют организациям предложения об улучшении качества их работы, подготовленные с учетом изучения результатов оценки качества работы организаций и рейтингов их деятельности, а также предложений общественных советов;- учитывают информацию о выполнении разработанных организациями планов мероприятий по улучшению качества работы организаций при оценке эффективности работы их руководителей.В целях организации такой работы разработаны Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций (далее — Методические рекомендации), или, иными словами, оценки качества образования.——————————— Утверждены Минобрнауки России 14.10.2013.Независимая оценка качества образования осуществляется в целях повышения качества предоставляемых образовательных услуг и призвана способствовать:- развитию конкурентной среды;- выявлению и распространению подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса;- сохранению и развитию разнообразия образовательных программ при сохранении единого

Сопутствующие сайты

​Независимая оценка качества образования – это оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельно​сти образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования: Одной из приоритетных задач реализации современной модели образования в России является формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг посредством создания прозрачной объективной системы оценки достижений учащихся. Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года №597

«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

(п.п.

«к» п. 1), Правительству Российской Федерации предписано, «совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г. обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности».

В целях реализации этого Указа Правительство РФ Постановлением от 30.03.2013 N 286

«О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги»

утвердило «Правила формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги», а Распоряжением Правительства РФ от 30 марта 2013г.

N487–р утвердило

«План мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013–2015гг»

. Согласно постановлению, ключевыми моментами независимой системы оценки качества работы организаций являются: — обеспечение полной, актуальной и достоверной информацией о порядке предоставления организацией социальных услуг, в том числе в электронной форме; — формирование результатов оценки качества работы организаций и рейтингов их деятельности.

В плане мероприятий Правительства РФ реализация пилотных проектов по внедрению порядка формирования независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих социальные услуги (в т.ч. образование) и определение ответственного подразделения за мониторинг общественного мнения по вопросу качества работы учреждений намечено уже на 2–4 кв.

2013 года. С целью реализации Указа Президента от 7 мая 2012 года №597 Минобрнауки России разработало

«Методические рекомендации по формированию независимой системы оценки качества (НСОК) образовательных организаций всех уровней образования, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и ведение публичных рейтингов их деятельности»

и своим письмом № АП–113/02 от 04 февраля 2013 года направил их органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования. Нормативно–правовое обеспечение формирования НСОК, включая определение критериев эффективности работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и ведение публичных рейтингов их деятельности закреплено федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года 273–ФЗ.

Статья 95. Независимая оценка качества образования

1.

Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

2. Независимая оценка качества образования включает в себя: 1) независимую оценку качества подготовки обучающихся; 2) независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность. 3. Независимая оценка качества образования осуществляется юридическими лицами, выполняющими конкретные виды такой оценки, предусмотренной пунктом 1 части 2 настоящей статьи (далее — организации, осуществляющие независимую оценку качества образования). 4. Организации, осуществляющие независимую оценку качества образования, размещают в сети «Интернет» информацию о порядке проведения и результатах независимой оценки качества образования и направляют ее при необходимости соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления.

5. Поступившая соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления информация о результатах независимой оценки качества образования подлежит обязательному рассмотрению указанными органами в месячный срок и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности и оценке деятельности руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

6. Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 7. На основе результатов независимой оценки качества образования могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) реализуемых ими образовательных программ. Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства и посвящена независимой оценке качества образования, предоставляемого образовательными организациями.

Развитие системы независимой оценки качества образования является задачей нескольких программных документов Российской Федерации, в числе которых: Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы*(149), Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы*(150), Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2020 года*(151). Кроме того, Правительству Российской Федерации Указом Президента РФ от 07.05.2012 г.

N 597

«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

поручено до 1 апреля 2013 г.

advocatus54.ru

Бесплатная юридическая консультация +7 (499) 653 61 48 Москва +7 (812) 313 29 82 Санкт-Петербург Закон об образовании Статья 95 1. Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

2. Независимая оценка качества образования включает в себя: 1) независимую оценку качества подготовки обучающихся; 2) независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 3. Независимая оценка качества образования осуществляется юридическими лицами, выполняющими конкретные виды такой оценки, предусмотренные частью 2 настоящей статьи (далее — организации, осуществляющие независимую оценку качества образования).

4. Тем более что правила проведения независимой оценки теперь закреплены на уровне базового Федерального закона, что, несомненно, повысило ее статус (ст.

ст. 95 — 95.2 Закона об образовании). Между тем сфера образования оказалась единственной отраслью, где независимая оценка должна осуществляться в двух видах. Один из них — оценка качества образовательной деятельности — регулируется ст.

95.2 Закона об образовании и совпадает с теми процедурами, которые используются в отношении учреждений культуры, здравоохранения и социального обслуживания. Здесь анализируется непосредственно сервисная составляющая услуги (условия ее предоставления). Второй вид независимой оценки, направленный на изучение качества подготовки обучающихся (ст.

95.1 Закона об образовании), в других отраслях не применяется.

Информация о результатах независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями размещается соответственно: 1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети «Интернет»; 2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления на своих официальных сайтах и официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети «Интернет».