Общая часть административного права включает в себя правовые институты


Общая часть административного права включает в себя правовые институты

3. Система административного права.


экономической деятельности государства. В то же время высказывается мнение о существовании третьей составляющей – Специальной части административного права, нормы которой регулируют административно-юрисдикционную деятельность. Функции административного права — основные направление воздействия административного права на общественные отношения. Виды:  Регулятивная — выражается в создании нормами административного права определенного правового режима организации и деятельности, прежде всего органов исполнительной власти, в том числе в установлении взаимных прав и обязанностей субъектов властных отношений, определении их правового статуса.

 Охранительная — обеспечивает соблюдение установленного правового режима в рассматриваемой сфере и защиту законных прав и интересов участников управленческих отношений.

 Правоисполнительная — основное назначение состоит в обеспечении нормами административного права действий по практической реализации исполнительной власти.  Правотворческая — выражается в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по принятию административно-правовых норм в сфере государственного управления.  Организационная — исходит из необходимости регулирования нормами административного права деятельности, направленной на организацию всего процесса  Координационная — выражается в обеспечении нормами административного права эффективного и согласованного взаимодействия всех субъектов, участвующих в управленческом процессе.

Принципы – основополагающие начала любого вида деятельности. Принципы административного права: принцип приоритета личности, ее прав, свобод и интересов – в процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита; принцип разделения властей – исполнительная власть самостоятельна в пределах, определенных Конституцией РФ; принцип федерализма – основан на федеративном устройстве РФ, в соответствии с которым административное и административно-процессуальное законодательство РФ отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; принцип законности – предполагает, что все правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, должны соответствовать положениям Конституции РФ; принцип гласности – предусматривает открытость для всеобщего сведения результатов, достигнутых в процессе государственно-управленческой деятельности; принцип ответственности – означает, что должностное лицо подлежит административной или дисциплинарной ответственности за нарушение требований общеобязательных административно-правовых норм, за неправомерное применение норм административного права, за недобросовестное исполнение своих обязанностей и иные нарушения.

Стр 2 из 55 Соседние файлы в предмете 19.02.201620.8 Кб 19.02.201656.5 Кб 19.02.2016298.52 Кб 19.02.2016657.92 Кбответы к гэку по Менеджменту.doc 19.02.2016121.97

Лазер Вирта

16.12.201718.06.2018 Система административного права — это внутреннее строение отрасли, отражает последовательное размещение элементов — институтов и норм, образующих ее единство и структурную взаимосвязь. Из курса «Теории государства и права» известно, что вся правовая система делится на области, которые классифицируются по трем главным группам: — Профилирующие (первичные, фундаментальные, самостоятельные) — государственное, административное, гражданское, уголовное право и их процессуальные аналоги; — Специальные — земельное, финансовое, трудовое, семейное, исправительно-трудовое право; — Комплексные — хозяйственное, сельскохозяйственное, природоохранное, жилищное, морское и т.п. Административное право относится к категории фундаментальных и, будучи частью правовой системы Украины, имеет свою внутреннюю устройство, собственную систему, связанную с административно-правовыми нормами, институтами, подотраслями.

Необходимо различать систему административного права, т.е. совокупность подотраслей, институтов и норм административного права, и систему административного законодательства, которая представляет собой совокупность действующих законодательных и других нормативных актов, которые связаны между собой и регулируют соответствующие отношения в сфере государственного (публичного) управления.

Общая часть административного права объединяет нормы, закрепляющие принципы государственного управления; правовое положение субъектов административного права (органов исполнительной власти, государственных служащих, граждан и др.).: формы и методы исполнительной и распорядительной деятельности: административный процесс, средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Особенная часть административного права содержит нормы, регулирующие управления промышленностью, агропромышленным комплексом, социально-культурной сферой (образованием, наукой и др.)., административно-политической деятельностью (управление внутренними делами, управления юстицией), а также межотраслевое государственное управление в сферах статистики, стандартизации, ценообразования и т.д. Специальная часть объединяет нормы, регулирующие административно-правовую деятельность субъектов управления конкретными сферами. Например, административная деятельность органов внутренних дел.

Содержание общей и особенной частей административного права является взаимозависимым и составляет единое целое. Нормы общей части применяются ко всем институтам особенной части. Наряду с разделением на две основные части (общую и особенную), система административного права состоит из административно-правовых институтов — групп норм, регулирующих тесно связаны, однородные общественные отношения (например, государственной службы, административной ответственности, местного самоуправления) Вместе с тем в теории административного права существует разделение административного права и на подотрасли, такие как: — Законодательство в области организации и функционирования органов исполнительной власти;

Общая и Особенная части административного права

Традиционным для большинства отраслей права является система из двух крупных взаимообусловленных блоков: общая часть и особенная часть.

Для некоторых отраслей подобное устройство системы закреплено законодательно.

Так, система уголовного права, базис которого — Уголовный кодекс РФ, состоит из двух четко оговоренных в нем частей: Общей, определяющей предмет отрасли, ее основные принципы, статус участников уголовно-правовых отношений, а также конкретизацию фундаментальных категорий уголовного права, таких как «преступление» и «наказание», и Особенной, содержащей исчерпывающий перечень деяний, признаваемых в качестве преступлений, а также систему наказаний в отношении каждого вида преступлений.
Разделение на общую и особенную части мы можем видеть у гражданского, семейного, трудового, а также налогового права.

Отметим, что последняя отрасль является, по сути, дочерью административного права, с течением времени обретшей известную степень самостоятельности, но тем не менее не порвавшей связей с первоосновой. По общепринятой в теории права тенденции, административное право состоит из двух частей: Общей и Особенной.

Некоторые авторы, наряду с указанными частями выделяют и Специальную часть административного права. Общая часть административного права включает в себя общие для государственной администрации регулятивные и охранительные нормы и поэтому в свою очередь делится на две группы норм: общерегулятивные и общеохранительные.

По сложившейся в течение десятилетий традиции в рамках Общей части административного права выделяются нормы и институты, определяющие:

  1. ?основу организации и деятельности органов исполнительной власти;
  2. ?механизм обеспечения законности в сфере исполнительной власти, в том числе порядок обжалования неправомерных действий;
  3. ?характеристику административно-правовых норм;
  4. ?вопросы административной ответственности и административного принуждения.
  5. ?формы и методы реализации исполнительной власти, в том числе правовые акты управления;
  6. ?статус участников административно-правовых отношений;
  7. ?иерархию источников административного права;
  8. ?предмет и метод правового регулирования отрасли;
  9. ?особенности административно-правовых отношений;

Следует отметить, что некоторые авторы содержание Общей части административного права описывают следующим образом: административно-правовой статус индивидуальных субъектов; административно-правовой статус государственных органов; административно-правовой статус иных коллективных субъектов; формы и методы государственного управления; способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении; административное принуждение; административная ответственность; административно-процессуальное право (в литературе по административному праву данный институт часто называют «административный процесс»). Особенная часть состоит из специальных регулятивных и охранительных норм права, которые действуют в отдельных сферах функционирования административной власти.

Особенная часть системы административного права

Говоря о понятии особенной части системы административного права, необходимо, в первую очередь, обратиться к общим понятиям в данной сфере.

Определение 1 В частности, под административным правом понимается часть правовой системы России, которая имеет собственную структуру, систему, и характеризуется непосредственной связью административно-правовых институтов, входящих в неё. Также сюда включается подотрасли права и нормы права, регулирующие административно правовую сферу. Определение 2 Под системой административного права понимается совокупность институтов, отраслей и подотраслей, а также норм административного права, системы административного законодательства.

Рекомендуем прочесть:  Документы после выплаты ипотеки

Законодательство в данной сфере представлено различными актами, построенными в определенной иерархии. В частности, на первом месте стоит Конституция РФ, занимающая главенствующее положение в данной сфере. На втором месте стоят общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры.
На третьем месте стоит национальное законодательство, в основном и регулирующее данную сферу.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям При этом наблюдается взаимосвязь таких понятий, как административное право и административное законодательство.

По сути, одно понятие вытекает из другого и не может существовать без него.Ученые выделяют виды в системе административного права. В частности, указывается, что административное право состоит из двух частей:

  1. особенная.
  2. общая;

Общая часть включает в себя общие положения об административном праве, рассматривая основные институты в данной сфере. В частности, здесь анализируется предмет, метод и система административного права основные правовые нормы, источники права, субъекты правоотношений в данной сфере, объект правоотношения, а также иные важные положения.Особенная часть уголовного права традиционно выделяют несколько основных элементов:

  1. деликтное право, которое устанавливает санкции за нарушение административного законодательства, то есть определенные виды наказания, а также регламентирует вопросы привлечения к административной ответственности, состава основных правонарушений в данной сфере.
  2. в сфере управления наукой, образованием, транспортными организациями, оборонными предприятиями, безопасностью внешней и внутренней, статистическими организациями, системой здравоохранения и так далее. Кратко данная сфера называется управленческим правом;
  3. в сфере функционирования исполнительной власти;
  4. нормы, которые устанавливает порядок судебной защиты и свобод граждан от действий публичной власти;

Выделяют различные институты особенной части административного права, которые могут быть представлены следующим списком:

  1. отраслевые и межотраслевые;
  2. регулятивные и охранительные;
  3. процедурные;
  4. простые и сложные.
  5. материальные;

Основное назначение

Система административного права

Наряду с предметом и методом регулирования третьей особенностью самостоятельной отрасли права является ее целостность, система.

– это совокупность взаимосвязанных правовых институтов, норм, которые регулируют однородные общественные отношения, входящие в предмет отрасли права. Группировка однородных административных норм позволяет обеспечивать целостность системы административного права. включает в себя общую и особенную части.

Общая включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти (образование, охрана общественного порядка и др.).

Каждая из частей включает в себя несколько административно-правовых институтов.

В общую часть входят институты, регулирующие: – административно-правовые статусы субъектов управленческих отношений; – основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления), формы и методы государственного управления, административно-правовые режимы; – административно-правовой статус негосударственных организаций; – административное принуждение; – обеспечение законности в государственном управлении. Особенную часть составляют административно-правовые институты, регулирующие управленческие отношения в конкрет­ных отраслях и сферах: в экономической, социально-культурной, административно-политической, межотраслевых сферах. Административное право – одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений.

Глубокая связь имеется между административным правом и другими отраслями. Так, например, административное право, конкретизируя нормы конституционного права, которые определяют принципы организации государственной власти, определяет административно-правовой статус органов исполнительной власти. Если гражданское право регулирует имущественные отношения, основанные на равенстве сторон, то административное право учитывает наличие властного субъекта в этих отношениях.
Уголовное и административное право граничат при определении общественной опасности деяния, при определении границы между административным правонарушением и уголовным преступлением. В сфере государственной службы мы находим связи административного права с трудовым правом.

Административно-правовые нормы. Понятие и структура Административно-правовая норма – устанавливаемое государством правило поведения неоднократного применения, распространяющееся на неопределенный круг лиц, обеспечиваемое принудительной силой специально созданных для этого государственных органов, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления.

Административно-правовые нормы в системе права предназначены для урегулирования административно-правовых отношений в сфере государственных отношений.

Тема 2 Основные институты административного права

 Административное право Автор неизвестен Вопрос 1. Понятие и предмет административного праваАдминистративное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления.

Как и любая отрасль права, административное право имеет свой предмет, то есть круг общественных отношений, который регламентирован нормами данной отрасли, и метод.Характерная особенность административного права заключается в том, что оно в той или иной степени участвует в регулировании всего комплекса отношений в современном обществе. Так, например, административное право затрагивает общественные отношения с сферах нарушения прав граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны собственности, безопасности на транспорте, связи и информации, финансов.При определении предмета административного права традиционно учитывается, что оно как совокупность правовых норм регулирует общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления).Административное право регулирует следующие виды общественных отношений:• управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;• управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной и судебной власти, а также органов прокуратуры;• управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;• отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере «внутренней» жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне-властных функций и полномочий.Вопрос 2. Метод административного праваОсобенность метода административного права заключается в том, что он основан на юридическом неравенстве сторон управленческих отношений.

Таким образом, преобладающим методом административного права является императивный метод (метод власти-подчинения).

Метод рекомендаций также используется довольно часто.

Он предполагает установление определенного порядка действий – предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой определенные юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма. Так, в Кодексе об административных правонарушениях установлено, что административные наказания могут быть наложены (должны быть наложены) не позднее 2 месяцев со дня совершения проступка.

Превышение этого срока не позволяет применять к виновному меры административной ответственности.Метод дозволения предоставляет возможность действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях.

Система административного права, понятие и предмет

 Административное правоПетров Илья Сергеевич Административное право – это отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти; это система правил поведения (норм), установленных государством для регулирования общественных отношений в сфере государственного управления, исполнительной власти, административно-правового статуса гражданина и общественных организаций, способов контроля и ответственности в процессе осуществления данной власти.

Как правило, данный метод имеет место при реализации субъективных прав.
Функционирование данных норм обеспечивается государством.Таким образом, административное право – это отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в сфере деятельности органов исполнительной власти по поводу реализации их задач и функций, а также внутриорганизационные управленческие отношения, возникающие в остальных органах государства.Система административного права состоит из административного права внутреннего (деятельность госорганов) и внешнего (отношения между органами госвласти и гражданами); это целостная система тесно связанных между собой отдельных административных норм права, институтов и подотраслей права.
Их объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования.

Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на одни и те же определения, использовать единую терминологию.

Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и специальных.

В целом отрасль создает специфический – административно-правовой – режим регулирования, строящийся на обязывании как способе правового регулирования.Система административного права как отрасли права включает в себя: – общую часть – нормы, охватывающие управление в целом: предмет; формы и методы; субъекты административного права; ответственность по административному праву; административный процесс;– особенную часть – состоящую из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти: экономическая сфера; социально-культурная сфера; административно-политическая сфера.В общую часть входят пять групп подотраслей – регулирующих: 1) административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права);2) основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);3) административно-правовой статус негосударственных организаций;4) законность деятельности исполнительной власти;5) принуждение по административному праву.Особенная часть административного права включает четыре подотрасли, объединяющие нормы – регулирующие: 1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность;2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации;3) ее социально-культурную деятельность;4) деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных связей с другими странами (внешних связей).Административное право – одна из самых сложных отраслей

4.

Система административного права. Взаимосвязь Общей и Особенной части.

административное судопроизводство.

В особенной части административного права выделяются четыре подотрасли, объединяющие институты, регулирующие: административно-политическую деятельность по обеспечению безопасности граждан; организационно-хозяйственную деятельность государственной и муниципальной исполнительной власти; социально-культурную деятельность, осуществление социальных программ государственной и муниципальной исполнительной властью; деятельность государственных и муниципальных органов исполнительной власти по организации и осуществлению политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).

Источниками административного права являются акты государственных и муниципальных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. Важнейшая особенность отрасли административного права — разнообразие и множество источников юридических норм. Это детерминировано предметом отрасли: разнообразием и большим числом административных (управленческих) отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью децентрализации исполнительной власти.

Для правовой регламентации ее деятельности нужно большое число законов и еще большее количество конкретизирующих их подзаконных нормативных актов.

Существует значительное количество чисто административно-правовых источников. Но много и «смешанных», многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права (например, административного и трудового, административного и гражданского).

Все источники российского административного права можно поделить на два типа в зависимости от того, кто их принял: акты российских органов публичной власти; акты, принятые без участия или с участием российских органов публичной власти.

Очевидно, что преобладают акты первого типа. Среди них такие разновидности (классы) актов российских органов, как акты, принятые на основе референдума и законодательных органов; акты Президента РФ; акты органов исполнительной власти и исполнительных муниципальных органов, а также акты государственных органов, не отнесенных Конституцией РФ ни к одной из трех ветвей государственной власти (Банка России, Прокуратуры РФ, Пенсионного фонда РФ и др.); федеративные и административные договоры; акты правосудия.

Фактически источниками административного права могут быть акты всех органов публичной власти, существующие в Российской Федерации. А внутриаппаратные административно-правовые нормы могут содержаться в актах руководителей представительных и судебных органов, прокуроров, руководителей публичных предприятий, учреждений, строевых подразделений. Акты правосудия все чаще становятся источниками административного права.

Они могут двумя способами влиять на систему норм. Во-первых, признавая незаконными или неконституционными действующие нормы, и тем самым прямо или косвенно отменяя, изменяя их (судебный, нормоконтроль).

Во-вторых, в тех случаях, когда законом установлено, что решения определенных судов

Административное право

Чтобы стать высококвалифицированным юристом, необходимо знать не одну отрасль права, в т.ч.

необходимо знать и основные понятия административного права. Чтобы помочь начинающим юристам и студентам юридического факультета, мы скомпоновали всю необходимую информацию об (всё об) административном праве, рассмотрим: понятия, виды, нормы, особенности, признаки, субъекты, источники, функции, принципы и многое другое об административном праве, что называется «От и До».

Содержание статьи:

  1. — Понятие управления в административном праве- Виды управления в административном праве
  2. — Понятие Источников административного права- Виды источников административного права- Система источников административного права и её особенности
  3. — Понятие системы административного права- Части системы административного права
  4. — Понятие Административного права, как отрасли права- Понятие Административного права, как науки- Признаки административного права
  5. — Понятие нормы административного права- Структура норм административного права- Особенности норм административного права- Виды административного права (виды норм)
  6. — Понятие Субъекта административного права- Виды субъектов административного права
  7. — Понятие функции административного права- Виды функций административного права

Так что же такое ?

Существует две разные трактовки термина административное право. Поэтому в данном разделе мы Вам расскажем что такое административное право как отрасль права и что такое административное право как наука. Забегая вперед скажем, что оно в основном регулирует отношения с государством вплоть до регистрации юридического лица (см.

также ) Сначала раскроем понятие административного права с точки зрения отрасли права. Термин «» коротко и простыми словами — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных регулировать общественные отношения с органами исполнительной власти, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Рассмотрим полное определение административного права в РФ. — отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

А теперь раскроем понятие административного права с точки зрения науки (административно-правовая доктрина).

Термин «» как наука коротко и простыми словами — это часть российской правовой науки, система научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административного права и о предмете его регулирования.

Система административного права

» Каждой самостоятельной присущи целостность, системность и структура. Эта черта довольно четко прослеживается в .

Единый предмет и единственный метод правового опосредования реальных общественных отношений предопределили взаимосвязь образующих отрасль юридических норм. Административное — целостная система , которые объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Эти нормы должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые принципы, использовать единую терминологию.

Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и специальных.

А в целом отрасль создает специфический режим регулирования общественных отношений — административно-правовой.

К числу основных принципов отрасли можно отнести: , , гуманизм, федерализм, взаимную ответственность и личности.

Основные цели административного права можно определить так: создание условий для реализации гражданами, их объединениями , осуществление которых связано с функционированием ; создание условий для эффективной деятельности административной (исполнительной) власти; правовое обеспечение демократических начал в деятельности публичной администрации; создание условий для развития , материальной базы существования и всех его институтов; обеспечение защиты граждан и общества от административного произвола, от злоупотреблений, небрежности, некомпетентности, своеволия публичной исполнительной власти.

Для существования и развития граждан и государства очень важно то, как способствует достижению названных целей.

делится на общую и особенную части.

Общая включает общие для регулятивные и охранительные нормы и нормы, регулирующие административное судопроизводство. Она в свою очередь делится на две группы норм: общерегулятивные и общеохранительные.

Особенная часть состоит из специальных регулятивных и охранительных , которые действуют в отдельных сферах функционирования публичной исполнительной власти. Каждая из частей состоит из нескольких административно-правовых институтов.

В общую часть входят две группы институтов.

Группа 1 — институты, регулирующие: административно-правовые статусы граждан (индивидуальных ); административно-правовые статусы органов и служащих публичной администрации; административно-правовые статусы государственных и муниципальных организаций; административно-правовые статусы частных организаций; формы и методы воздействия государственных и муниципальных исполнительных органов.