Понятие и уровни правового регулирования оперативно розыскной деятельности


Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности


Содержание 1. Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности 2. Система нормативно-правовых источников, составляющих правовую основу оперативно-розыскной деятельности Список использованной литературы 1. Определяет оперативно-розыскную деятельность (далее — ОРД) как разновидность деятельности государства, осуществляемой гласно и негласно специальными органами, уполномоченными настоящим Законом.

Впервые оперативно-розыскной деятельности придан официальный статус как государственно-правовой форме борьбы с преступностью. Основной характерной чертой ОРД является ее разведывательно-поисковая сущность, поскольку она направлена главным образом на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений путем реализации специальной функции специально на то уполномоченных органов.

Для того, чтобы данная деятельность была законной, и не нарушала права человека и гражданина, она должна иметь под собой правовую основу.

Под правовой основой такой деятельности (точнее — нормативно-правовой) следует понимать фундаментальную, базовую часть правового регулирования данного вида государственной юридической деятельности В теории права под правовым регулирование понимается специфическая деятельность государства, его органов и должностных лиц по упорядочению общественных отношений путем установления правовых норм и принятия в необходимых случаях индивидуально регламентирующих решений по юридически значимым вопросам, которые возникают в рамках таких отношений. Следовательно, назначение правового регулирования вообще — функциональное, управленческое.

Правовое регулирование ОРД также носит функциональный характер. Причем в этой деятельности посредством правовых норм регулируются отношения между государством (его представителями) и гражданином (прежде всего лицом, посягающим на охраняемые уголовным законом объекты) в связи с необходимостью защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Таким образом, правовое регулирование ОРД — это нормативно — властное воздействие Российского государства на возникающие, длящиеся и прекращающиеся в данной деятельности и в связи с ней общественные отношения с целью их упорядочивания.

Важное значение для правильного понимания предназначения и содержания ОРД имеет уяснение вопроса о пределах ее правового регулирования.

От его решения во многом зависит действительность сыскной работы и, следовательно, реальность мер по предупреждению и пресечению преступлений, совершаемых отдельными лицами, а также гарантированность защиты прав и свобод гражданина, попавшего в поле зрения российских правоохранительных органов и спецслужб. Однако теоретическое изучение пределов правового регулирования ОРД затрудняет то обстоятельство, что в теории российского права еще не сложился единый подход к пониманию пределов общего правового регулирования. Понимающего под пределами правового регулирования обусловленные определенными факторами границы властного государственного вмешательства в общественные отношения при помощи норм права, и, основываясь на настоящей дефиниции, дадим определение пределов ее правового регулирования.

Глава 5 БАЗИСНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Стр 15 из 117 § 1.

Общая характеристика правовых источников регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности Понятие правового источника ОРД, система источников.

Всеобщим материальным источником права являются развивающиеся общественные отношения.

Отсюда следует, что для правового регулирования человеческой деятельности, включая оперативно-розыскную, допустим не один (например, закон), а несколько видов источников.

Причем они вполне традиционные Все их классифицируют путем деления на два достаточно объемных блока — национальные и международно-правовые источники. Среди национальных правовых источников ОРД выделяют нормативный акт, контракт (нормативный договор), административный прецедент, акт судебной власти (судебный прецедент) и правовой обычай.

Блок международно-правовых источников ОРД включает соглашения (договоры) различного уровня и юридической силы. Национальные правовые источники ОРД. Первым среди них укажем на нормативные акты.

Эта группа правовых источников достаточно обширна.

Все они образуют нормативно-правовой массив, на основе которого в России осуществляется нормативно-правовое регулирование ОРД.

Нормативные правовые-акты этой группы правовых источников ОРД систематизируют на:

  1. составляющие оперативно-розыскное законодательство;
  2. представляющие нормативные акты Генеральной прокуратуры РФ.
  3. образующие правовую основу ОРД;
  4. включенные в оперативно-розыскное законодательство;

Контракт (нормативный договор). Контракт в ОРД — это договор (как правило, документально оформленный) между ОРО (в лице оперативника) и агентом со взаимными обязательствами, влекущий определенные юридические последствия для обеих сторон. Отнесение контракта к договору достаточно определенно позволяет считать его разновидностью сделки, в результате которой между сторонами возникают специфические оперативно-розыскные правоотношения.

Рассмотрим роль прецедента (от лат. ргаесеёеш, род. п., ргаесе-ёепиз — предшествующий) в истории становления правового регулирования ОРД.

В ней до настоящего времени широко распространена такая его разновидность, как административный прецедент.

Этот вид правовых источников, как правило, оформляется в виде обзоров по конкретным ДОУ и служит образцом, примером для подражания в аналогичных ситуациях, возникающих в практической сыскной деятельности. Как известно, судебным прецедентом признается вынесенное судом по конкретному делу решение, обоснование которого становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции, при решении аналогичного дела. Несколько таких решений в области ОРД приняты высшей судебной инстанцией.

14 июля 1998 г. Конституционный Суд РФ вынес определение по делу о проверке конституционности отдельных положений ФЗ об ОРД по жалобе гражданки И.Г. Черновой1. В частности, Суд определил «прекратить производство по делу в части, касающейся проверки конституционности оспариваемых И.Г.

Черновой положений, содержащихся в частях второй, третьей

Бесплатная юридическая консультация онлайн

Привлечение адвокатов к правовым спорам обусловлено необходимостью полноценной защиты личных интересов граждан.

Как показывает практика, граждане избегают юридической помощи с целью финансовой экономии, но на практике это связано с большими затратами.

Даже граждане, имеющие образование юриста, не всегда успевают за актуальными изменениями законодательства, поэтому целесообразно будет воспользоваться консультацией квалифицированного специалиста. Удобство заключается в том, что проводиться консультация юриста бесплатно и онлайн. Где и как получить бесплатную юридическую консультацию?
предоставляется на всей территории Российской Федерации.

Воспользоваться поддержкой могут граждане, резиденты государства, а также нерезиденты страны, которые временно проживают в РФ.

Более того, консультировать заинтересованных лиц юристы могут и за пределами России, но только в рамках отечественного законодательства. Предоставляется юридическая консультация бесплатно онлайн круглосуточно, независимо от выходных и праздничных дней.

Оперативность ответа специалистов на сайте составляет до 15 минут. Регистрироваться на интернет-портале не нужно и можно направить личное обращение анонимно.

Внимание! Юрист онлайн дает ответы на вопросы и продолжает поддерживать клиента при наличии дальнейших трудностей. Консультации юристов можно получить следующими способами:

    воспользоваться службой онлайн-чата; составить форму обращения в службе обратной связи; выполнить звонок на горячую линию.

Консультация юриста онлайн также может быть осуществлена путем общения по электронной почте.

Преимущества услуг нашей юридической компании обусловлены профессиональным отношением специалистов к работе, получением регулярных курсов повышения квалификации, а также участием в официальных форумах. Это гарантирует, что физические и юридические лица смогут получать советы, соответствующие актуальным нормам закона. Справки предоставляются гражданам по следующим направлениям: Решение конфликтов в рамках семейного законодательства.

Прекращение брачных отношений и оформление таковых с составлением брачного договора, назначение алиментов, распределение опеки над детьми, а также деление недвижимости.

Споры по ЖК. Чаще всего такие конфликты связаны с отстаиванием интересов в рамках договоров долевого участия, частному строительству и сдаче в эксплуатацию домов. Аренда жилья, продажа объектов, покупка квартиры в кредит.

В эту категорию вопросов можно отнести получение налогового вычета и других квартирных льгот. Предоставление консультаций по Трудовому кодексу. Юрисконсульт поможет восстановиться на работе после незаконного увольнения и защитит при отказе от трудоустройства.

Улаживание конфликтов по трудовым договорам, а также гарантия дополнительных льгот трудящимся. Земельное право связано со спорами между владельцами межевых участков собственности.

Жилищное строительство и приватизация земли.

Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности

Оглавление: Введение…………………………………………………………………………….3 Глава 1 Базисные положения правового регулирования оперативно – розыскной деятельности………………………………………………………………….….…6 1.1 Общая характеристика правовых источников регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности……………………….………6 1.2. Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, его пределы и уровни……………………………………………………………………9 Глава 2.

Правовая основа и формирование в России оперативно-розыскной деятельности……………………………………………………………………….15 2.1.

Правовые основы оперативно розыскной деятельности……………………15 2.2.Формирование в России оперативно-розыскного законодательства……….18 Глава 3 Оперативно-розыскной закон…………………………………………….20 3.1. Понятие оперативно-розыскного закона. Общая характеристика и структура действующего оперативно-розыскного закона………………………20 3.2.

Действие оперативно-розыскного закона во времени и в пространстве, а так же по кругу лиц…………………………………………………………………….24 3.2.1. Действие оперативно-розыскного закона во времени…………………….24 3.2.2.

Действие оперативно-розыскного закона в пространстве…….…………25 3.2.3. Действие оперативно-розыскного закона по кругу лиц……………….….28 3.3. Толкование норм оперативно-розыскного закона и его виды………….….31 Заключение………………………………………………………………………….35 Список использованных источников………………………………………….….38 Введение.
Актуальность темы исследования.

Любое общество предпринимает усилия к самосохранению, то есть стремится не допустить покушения на свою целостность и суверенность как извне, так и изнутри. Это первичные, изначальные функции любой власти, оформленной в государственную или еще нет.

А для успешного выполнения функций власть должна озаботиться получением информации о попытках покушений на нее, как в целом, так и на отдельные ее прерогативы, с какой бы стороны такие попытки ни последовали. Пренебрежение этим правилом неизбежно влекло за собой самые серьезные последствия, вплоть до захвата власти извне или узурпации изнутри, развала механизма власти и ее краха.

Рекомендуем прочесть:  Почему закрыли экстра м

Подобными примерами богата история, в том числе и отечественная. Не менее важна была во все времена борьба с общеуголовной преступностью, поскольку она, покушаясь на права собственников, убивает веру народа в способность власти поддерживать стабильность правопорядка – и тем самым подтачивает основы легитимности власти. Степень изученности. Степень научной разработанности темы исследования свидетельствует о крайней необходимости рассмотрения истории оперативно-розыскной деятельности и ее правового регулирования с научных позиций, объективно, не впадая в крайности, поскольку во многих сочинениях как до 1917 г., так и в первые советские годы, и особенно в последние два десятилетия, явственно присутствует ангажированность, желание не столько объективно исследовать имеющиеся факты, сколько дать им моральную оценку.

Особенно это касается политического розыска и применявшегося в его рамках метода политической провокации. Однако если история спецслужб,

Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности

Таким образом, пределы правового регулирования общественных отношений в ОРД — это обусловленные объективными и субъективными факторами границы государственно-властного вмешательства в общественные отношения, возникающие в связи с наличием достаточной степени вероятности совершения преступления или с его совершением и его гласным либо конспиративным предупреждением, выявлением и пресечением посредством применения специальных сил, средств и методов, а также совершения ОРМ и оперативно-тактических действий по правилам норм оперативно-розыскного и некоторых иных отраслей российского права.

При изучении пределов правового регулирования ОРД следует опираться на общие закономерности, выработанные теорией права. Так, осмысление пределов общего правового регулирования предполагает анализ, по крайней мере, двоякого рода взаимосвязанных обстоятельств: во-первых, тех факторов, от которых так или иначе зависят границы данной деятельности, во-вторых, меры возможности права изменять, совершенствовать или даже формировать те или иные общественные отношения. Факторы, обусловливающие пределы правового регулирования ОРД.

Первый фактор, от которого зависят пределы правового регулирования этой деятельности, заложен в самом предмете данной деятельности, т.е.

в общественных отношениях, подлежащих регулированию и упорядочению.

В теории права определено, что возможно урегулировать все виды общественных отношений в онтологическом срезе и что потенциально пределы регулирования возрастают по мере изменения в различных сферах жизни соотношения объективного и волевого в пользу последнего. Следовательно, вся ОРД может быть подвергнута правовому регулированию.

Причем выбор того или иного варианта регулирования во многом зависит от воли законодателя.

Этот вывод чрезвычайно важен для практики ОРД спецслужб и правоохранительных органов России.

Ведь он закрепляет установку на то, что в ОРД правоприменителю необходимо руководствоваться прежде всего нормами права а не принципом политической целесообразности и т.п. Суть второго фактора заключается в том, что при наличии определенной воли законодателя общественные отношения в сфере ОРД могут подвергаться правовому регулированию только при наличии в них объективной возможности выбора того или иного правила поведения. При отсутствии такой возможности не определена, не урегулирована и норма поведения.

То есть сфера регулирующего воздействия права ограничивается нормативно-обозначенными вариантами поведения человека в каждой данной типовой ситуации. Третьим фактором, определяющим пределы общего правового регулирования, является заинтересованность государства и целесообразность его воздействия на те или иные общественные отношения при помощи права, обусловливаемые не только объективными тенденциями развития самого предмета регулирования, но и потребностями общества в целом.

Тенденции общественного развития в России в начале XXI в. свидетельствуют о заинтересованности как общества в целом, так и его индивидов в гораздо более объемном и «жестком» правовом регулировании негласной деятельности правоохранительных органов и специальных служб, чем это делалось ранее.

Глава 5 БАЗИСНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

19 § 1. Общая характеристика правовых источников регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности Понятие правового источника ОРД, система источников. Всеобщим материальным источником права являются развивающиеся общественные отношения.

Отсюда следует, что для правового регулирования человеческой деятельности, включая оперативно-розыскную, допустим не один (например, закон), а несколько видов источников.

Причем они вполне традиционные Все их классифицируют путем деления на два достаточно объемных блока — национальные и международно-правовые источники. Среди национальных правовых источников ОРД выделяют нормативный акт, контракт (нормативный договор), административный прецедент, акт судебной власти (судебный прецедент) и правовой обычай.

Блок международно-правовых источников ОРД включает соглашения (договоры) различного уровня и юридической силы. Национальные правовые источники ОРД.

Первым среди них укажем на нормативные акты.

Эта группа правовых источников достаточно обширна.

Все они образуют нормативно-правовой массив, на основе которого в России осуществляется нормативно-правовое регулирование ОРД. Нормативные правовые-акты этой группы правовых источников ОРД систематизируют на:

  1. образующие правовую основу ОРД;
  2. включенные в оперативно-розыскное законодательство;
  3. составляющие оперативно-розыскное законодательство;
  4. представляющие нормативные акты Генеральной прокуратуры РФ.

Контракт (нормативный договор). Контракт в ОРД — это договор (как правило, документально оформленный) между ОРО (в лице оперативника) и агентом со взаимными обязательствами, влекущий определенные юридические последствия для обеих сторон.

Отнесение контракта к договору достаточно определенно позволяет считать его разновидностью сделки, в результате которой между сторонами возникают специфические оперативно-розыскные правоотношения. Рассмотрим роль прецедента (от лат.

ргаесеёеш, род. п., ргаесе-ёепиз — предшествующий) в истории становления правового регулирования ОРД. В ней до настоящего времени широко распространена такая его разновидность, как административный прецедент. Этот вид правовых источников, как правило, оформляется в виде обзоров по конкретным ДОУ и служит образцом, примером для подражания в аналогичных ситуациях, возникающих в практической сыскной деятельности.

Как известно, судебным прецедентом признается вынесенное судом по конкретному делу решение, обоснование которого становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции, при решении аналогичного дела. Несколько таких решений в области ОРД приняты высшей судебной инстанцией.

14 июля 1998 г. Конституционный Суд РФ вынес определение по делу о проверке конституционности отдельных положений ФЗ об ОРД по жалобе гражданки И.Г. Черновой1. В частности, Суд определил «прекратить производство по делу в части, касающейся проверки конституционности оспариваемых И.Г.

Черновой положений, содержащихся в частях второй, третьей и четвертой

Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности

Статья 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД) определяет оперативно-розыскную деятельность (далее — ОРД) как разновидность деятельности государства, осуществляемой гласно и негласно специальными органами, уполномоченными настоящим Законом.

Впервые оперативно-розыскной деятельности придан официальный статус как государственно-правовой форме борьбы с преступностью.

Основной характерной чертой ОРД является ее разведывательно-поисковая сущность, поскольку она направлена главным образом на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений путем реализации специальной функции специально на то уполномоченных органов.

Для того, чтобы данная деятельность была законной, и не нарушала права человека и гражданина, она должна иметь под собой правовую основу. Под правовой основой такой деятельности следует понимать фундаментальную, базовую часть правового регулирования данного вида государственной юридической деятельности.

В теории права под правовым регулированием понимается специфическая деятельность государства, его органов и должностных лиц по упорядочению общественных отношений путем установления правовых норм и принятия в необходимых случаях индивидуально регламентирующих решений по юридически значимым вопросам, которые возникают в рамках таких отношений. Следовательно, назначение правового регулирования вообще — функциональное, управленческое.

Правовое регулирование ОРД также носит функциональный характер. Причем в этой деятельности посредством правовых норм регулируются отношения между государством (его представителями) и гражданином (прежде всего лицом, посягающим на охраняемые уголовным законом объекты) в связи с необходимостью защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Таким образом, правовое регулирование ОРД — это нормативно — властное воздействие Российского государства на возникающие, длящиеся и прекращающиеся в данной деятельности и в связи с ней общественные отношения с целью их упорядочивания.

Важное значение для правильного понимания предназначения и содержания ОРД имеет уяснение вопроса о пределах ее правового регулирования. От его решения во многом зависит действительность сыскной работы и, следовательно, реальность мер по предупреждению и пресечению преступлений, совершаемых отдельными лицами, а также гарантированность защиты прав и свобод гражданина, попавшего в поле зрения российских правоохранительных органов и спецслужб. Однако теоретическое изучение пределов правового регулирования ОРД затрудняет то обстоятельство, что в теории российского права еще не сложился единый подход к пониманию пределов общего правового регулирования.

Разделяя точку зрения Ф.Н. Фаткуллина, понимающего под пределами правового регулирования обусловленные определенными факторами границы властного государственного вмешательства в общественные отношения при помощи норм права, и, основываясь на настоящей дефиниции, дадим определение пределов ее правового регулирования. Итак, пределы

Уровни правового регулирования оперативно-розыскной деятельности

Правовые нормы, регулирующие оперативно-розыскные правоотношения, содержатся в нормативных правовых актах, которые являются официальными документами, содержащими юридически значимую информацию.

Совокупность данных актов выступает в качестве правовой основы ОРД (ст. 4 Закона об ОРД). Правовая основа ОРД является фундаментальной частью правового регулирования.

Она сложна по составу и представляет собой систему правовых норм. Учитывая требования системного подхода к анализу сложных явлений и процессов1См.: Юдин Э.Г.

Системный подход и принцип деятельности. М., 1978. С. 96., следует провести определенную дифференциацию ее элементов по тому или иному основанию.

Наиболее целесообразной можно считать классификацию в зависимости от уровней правового регулирования, которая заключается в рассмотрении всей совокупности нормативных правовых актов в соответствии с их юридической силой.

Выделяются следующие уровни правового регулирования: 1) международный; 2) конституционный; 3) законодательный; 4) подзаконный. 1. Международный уровень. Несмотря на то что международно-правовые акты не входят в число источников правовой основы, закрепленных в ст.

4 Закона об ОРД, следует сделать вывод о наличии особой группы нормативных источников, регулирующих сферу ОРД. Наличие данного самостоятельного уровня обусловлено нормой Конституции РФ (ч. 4 ст. 15), в соответствии с которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Россия, получив официальный статус члена Совета Европы, взяла на себя обязательство по приведению национального законодательства в соответствие с европейскими правовыми принципами и стандартами. Это относится к определению более совершенных правовых, организационных средств и способов усиления защиты прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве. Федеральным законом от 15 июля 1995 г.

№ 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» закреплено, что Россия, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств. В связи с тем что Российская Федерация является субъектом международного права, существенно возрастает значение ее межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью.

Это обусловило заключение Россией целого ряда межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров, подписание различных соглашений, конвенций, пактов, которые затрагивают межгосударственные отношения в сфере взаимодействия оперативно-розыскных органов. В последние годы подписан ряд международно-правовых документов: Резолюция № 1373 Совета Безопасности ООН (2001); Конвенция против транснациональной организованной преступности (2000); Конвенция ООН против коррупции (2003); Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией (2003) и др. Ряд документов регламентируют

Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

Стр 5 из 8 План: 1.

Оперативно-розыскная деятельность: традиции, история, практика 1.1. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности с преобразований Петра I до 60-х г.г. ХIХ в. 1.2. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности во второй половине ХIХ в. – начале ХХ в. (до марта 1917 г.) 1.3. Первый переходный период (март 1917 г.

– середина 1918 г.) 1.4. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в советский период (середина 1918 г. – август 1991г.) 1.5. Второй переходный период (август 1991 г.

– март 1992 г.) 1.6. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в современный период (март 1992 г.

– настоящее время.) 2. Определение правовой основы оперативно-розыскной деятельности 3.

Система правовых источников оперативно-розыскной деятельности и их общая характеристика 4. Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, его пределы и уровни 5.

Оперативно-розыскной закон 5.1.

Понятие оперативно-розыскного закона. Общая характеристика и структура действующего оперативно-розыскного закона 5.2.

Действие оперативно-розыскного закона во времени 5.3. Действие оперативно-розыскного закона в пространстве 5.4. Действие оперативно-розыскного закона по кругу лиц 5.5.

Толкование норм оперативно-розыскного закона и его виды 1. Оперативно-розыскная деятельность: традиции, история, практика Признание общечеловеческих ценностей для правовой науки и практики чрезвычайно важно.

Ведь именно эти ценности тесно соединяют право с нравственностью, возрождают во всей полноте такие категории, как совесть, справедливость, честь, достоинство, милосердие. История России феноменальна. Изучение проблем преступности в России, ее профилактики имеет тоже богатую историю. Масштабы и темпы роста преступности сделали ее одним из основных факторов, препятствующих осуществлению социальной реформы, порождающих у граждан чувство тревоги за свою жизнь и благополучие, снижающих доверие к органам власти и управления, к проводимой государством политики, напрямую угрожает российским стратегическим интересам и национальной безопасности.

Одним из наиболее существенных факторов, определяющих криминальную ситуацию, является ослабление социального контроля над преступностью.

Существовавшая ранее система контроля за личностью ушла в прошлое, новая же, адекватная современной криминогенной ситуации в России, пока не построена.

Правоохранительная система, несущая основное бремя контроля за преступностью, переживает кризис, обусловленный, с одной стороны, определенным разрушением кадрового ядра, а с другой – снижением доверия населения, правовым нигилизмом. Решение проблем борьбы с преступностью и ее профилактики невозможно без комплексного использования сил, средств и методов различных отраслей знаний.
Мы рассматриваем историю правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в неразрывной связи с историей становления и развития российской государственности.

Следовательно, основные периоды развития

Тема: содержание оперативно-розыскных мероприятий

включение в сферу правового регулирования общественных отношений, которые ранее не подвергались воздействию права, например, возникающие в сфере частной детективной деятельности. 1.1 Определение правовой основы оперативно-розыскной деятельностиСогласно ст.

5 Закона Республики Беларусь «Об ОРД» (“Правовая основа оперативно–розыскной деятельности”) такую основу составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, иные акты законодательства Республики Беларусь. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своей компетенции издают по согласованию с Генеральным прокурором Республики Беларусь нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.ОРД как государственно-правовая функция базируется на системе норм, содержащихся в различных источниках, разной регулятивной значимости. Правовое регулирование отношений, возникающих в этой деятельности, обеспечивает режим законности, направленность оперативно-розыскных мер на охрану законных прав и интересов граждан, общества, государства.

В нормах права, на которых основана ОРД, учтены научно познанные закономерности преступности, особенности совершения уголовно-наказуемых деяний и маскировки правомерной деятельности, а также наиболее эффективные организационно-тактические варианты осуществления оперативно-розыскных мер.Под правовой основой ОРД следует понимать фундаментальную, базовую часть правового регулирования данного вида государственной юридической деятельности.В настоящее время ситуация с правовым регулированием ОРД изменяется в наилучшую сторону несмотря на то, что оно только формируется.

Тем не менее, пока нельзя утверждать, что законотворческий процесс закончен и определены как оптимальные границы правового регулирования ОРД, так и его уровни. Под правовой основой ОРД понимается содержащаяся в законах и подзаконных нормативных актах система правил и предписаний, создающих необходимые условия для осуществления ОРД, определяющих ее цели и место в структуре функций государственных органов, а также непосредственно регламентирующих осуществление этой деятельности.В иных видах правоохранительной деятельности вопрос о правовых основах не ставится.

Такое положение обусловлено тем, что этим видам деятельности соответствуют аналогичные отрасли права (уголовно-процессуальная, административно-процессуальная и т.д.). ОРД по своему содержанию носит комплексный многоуровневый характер. Отношения, возникающие при ее осуществлении, частично регулируются самостоятельными отраслями права.

Конспиративный характер ОРД обуславливает необходимость принятия закрытых (в основном ведомственных) нормативных актов. Именно поэтому правовая основа ОРД имеет сложную структуру, в которой выделяют правовые основы в широком и узком смысле данного понятия.«Ядро» правовой основы ОРД составляют нормы самого Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» от 9 июня 1999 г., который был принят Палатой Представителей 24 июня 1999 г.

и одобрен Советом Республики 30 июня 1999 г.

Учебник. 2-е изд., доп и перераб

представляющие нормативные акты Генеральной прокуратуры РФ. Контракт (нормативный договор).

Контракт в ОРД — это договор (как правило, документально оформленный) между ОРО (в лице оперативника) и агентом со взаимными обязательствами, влекущий определенные юридические последствия для обеих сторон. Отнесение контракта к договору достаточно определенно позволяет считать его разновидностью сделки, в результате которой между сторонами возникают специфические оперативно-розыскные правоотношения.

Рассмотрим роль прецедента (от лат. ргаесеёеш, род. п., ргаесе-ёепиз — предшествующий) в истории становления правового регулирования ОРД.

В ней до настоящего времени широко распространена такая его разновидность, как административный прецедент. Этот вид правовых источников, как правило, оформляется в виде обзоров по конкретным ДОУ и служит образцом, примером для подражания в аналогичных ситуациях, возникающих в практической сыскной деятельности. Как известно, судебным прецедентом признается вынесенное судом по конкретному делу решение, обоснование которого становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции, при решении аналогичного дела.

Несколько таких решений в области ОРД приняты высшей судебной инстанцией.14 июля 1998 г.

Конституционный Суд РФ вынес определение по делу о проверке конституционности отдельных положений ФЗ об ОРД по жалобе гражданки И.Г. Черновой1. В частности, Суд определил «прекратить производство по делу в части, касающейся проверки конституционности оспариваемых И.Г.

Черновой положений, содержащихся в частях второй, третьей и четвертой статьи 5, пункте 6 части первой статьи 6, подпункте 1 пункта 2 части первой статьи 7, частях первой, второй, третьей и четвертой статьи 10, частях первой третьей и четвертой статьи 12 Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», поскольку непосредственно указанные положения, примененные в деле заявительницы (курсив наш.

— авт.), не нарушают ее конституционные права и свободы и, следовательно, ее жалоба в этой части не является допустимой в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».Наряду с этим определением имеются и иные акты судебной власти.

Так, Пленум Верховного Суда РФ принял два акта, которые содержат толкование ряда важнейших аспектов правового регулирования ОРД.

Это постановления от 24 декабря 1993 г. № 13

«О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации»

и от 31 октября 1995 г.

№ 8

«О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»

. Международно-правовые источники ОРД.