Практики международной интеграции нафта и снг


Практики международной интеграции нафта и снг

Международная экономическая интеграция


Международная экономическая интеграция. Формы международной экономической интеграции.

Интеграционные объединения мира.

Международные экономические организации Оглавление

  • Теоретические аспекты международной экономической интеграции
  • Практика международной экономической интеграции (ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР)
  • АСЕАН, ВАС и АТЭС
  • СНГ и другие интеграционные объединения на постсоветском пространстве

В данном докладе освещен процесс международной экономической интеграции.

В настоящее время интеграционные объединения становятся все более значимой частью мирового хозяйства. Хотя подавляющее большинство из них оказывают пока слабое воздействие на экономику входящих в них стран, есть примеры весьма успешных интеграционных объединений, которые и представлены в разделе Темы 9.
Анализируются цели и задачи, специфика, преимущества и недостатки развития таких интеграционных объединений как Европейский союз (ЕС), Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Восточноазиатское сообщество (ВАС), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС). Содружество Независимых Государств (СНГ).

В теории экономической интеграции в соответствии с подходом американского экономиста Б. Балассы выделяют пять форм экономической интеграции:

  • зона свободной торговли — объединение стран с целью устранения таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле, но с сохранением автономности в проведении внешнеторговой политики в отношении стран-неучастниц. Однако большинство ныне действующих зон свободной торговли идут намного дальше принципа беспошлинной торговли товарами, реализуя гармонизацию нетарифных ограничений, либерализацию торговли услугами, общую инвестиционную политику вплоть до свободного движения капитала и др.;
  • таможенный союз — группировка стран, в которой устранены барьеры во взаимной торговле и проводится общая внешнеторговая политика на основе общего таможенного тарифа в отношении стран-неучастниц;
  • общий рынок, или принцип четырех свобод — достижение свободного передвижения товаров, услуг, людей и капитала;
  • экономический и валютный союз — свободное перемещение четырех факторов; проведение единой экономической и социальной политики, в том числе в сферах промышленности, сельского хозяйства, транспорта, энергетики, валютно-финансовой области; введение общей валюты с единой денежно-кредитной политикой, единым эмиссионным центром;
  • полная интеграция — формирование единого экономического, валютного и политического союза, в том числе проведение общей внешней политики и политики в сфере правосудия и внутренних дел, введение единого гражданства и др.

Таким образом, процесс экономической интеграции представляет собой поступательное движение от низшей формы к более высокой форме экономического взаимодействия.

Практики международной интеграции нафта и снг

Маастрихтском договоре критериям готовности национальных экономик:

  1. вступлению в единую валютную зону:
  1. уровень инфляции не должен превышать 1,5 процентных пункта среднего показателя трех стран, показывающих самый низкий уровень инфляции;
  1. дефицит государственного бюджета не может превышать 3% ВВП страны;
  1. государственный внутренний долг не должен быть выше 60% ВВП;
  2. национальная валюта в течение как минимум двух лет участвует в Европейской валютной системе и придерживается установленных пределов колебаний валютных курсов (ныне +/–15%).
  3. уровень процентных ставок по долгосрочным кредитам не выше 2 процентных пунктов среднего показателя трех стран, имеющих самый низкий уровень инфляции;

В сфере общей фискальной политики важное значение имеет принятый в 1996 г.

Внимание Американские ТНК пронизывают всю Северную Америку.

Не последнюю роль играют геополитические амбиции США, которые рассматривают Мексику, как ворота в Латинскую Америку — старт для создания панамериканской зоны свободной торговли, охватывающей весь американский континент (FTAA).

Выигрыш Мексики в том, что устремившийся из США поток капитала, в особенности прямые инвестиции, позволили преобразовать экономику, дали импульс к развитию инфраструктуры (дорог, мостов, телекоммуникаций и др.). На севере Мексики главными хозяйственными единицами стали «макиладорас» — сборочные предприятия американских ТНК.

Это позволило Мексике резко увеличить объемы экспорта готовой продукции в США.

Внутри НАФТА, в отличие от ЕС, есть только один центр экономической силы — США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Эта моноцентричность облегчает управление, но одновременно создает среду потенциальных конфликтов.

Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом. Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям к США, то Мексика пока еще сохраняет значительный разрыв с данными странами по основным базовым показателям.
Несмотря на критику, преобладают положительные оценки перспектив развития НАФТА. Сообщества АСЕАН (АSEAN Community) как экономического, политического и социального объединения, которое фактически будет общим рынком.

На следующем саммите (2006 г.) было решено ускорить его формирование к 2015 г.

В рамках АСЕАН сохраняются дезинтегрирующие факторы — невысокий уровень экономической взаимозависимости (исключением являются взаимные связи между Сингапуром и Малайзией, Сингапуром и Таиландом); многочисленные исключения из схемы СЕПТ, различия в ставках таможенных пошлин; применение нетарифных ограничений во взаимной торговле; сохранение преференциальных режимов для отдельных сегментов внутреннего рынка. Мексиканская правящая

Североамериканское соглашение о свободной торговле (нафта)

Содержание статьиСЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ (НАФТА) (North American Free Trade Agreement, NAFTA) – экономическое интеграционное объединение, в которое входят , и .

Является одним из трех (наряду с и ) наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве региональных интеграционных блоков. Также по теме: Ядром НАФТА является американо-канадская экономическая интеграция. Развивающаяся с 19 в., она привела к подписанию в сентябре 1988 американско-канадского соглашения о свободной торговле (Сanada-U.S.

Free Trade Agreement – CUSFTA), вступившего в силу с 1989. КУФТА предусматривало создание в течение 10 лет зоны свободной торговли, объединяющей обе страны Северной Америки.

С 1990 начались переговоры о присоединении к КУФТА Мексики. 17 декабря 1992 было подписано соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), вступило в силу 1 января 1994.

НАФТА стала первым в мире экономическим союзом, объединившим высокоразвитые государства (США, Канада) и развивающуюся (Мексика) страну.

Как и другие региональные интеграционные блоки, НАФТА организовано с целью расширения экономических связей (прежде всего, взаимной торговли) между странами-участниками. Запрещая государствам-членам дискриминацию в отношении взаимных товаропоставок и инвестиций, НАФТА устанавливает протекционистские правила против внешних производителей (в частности, в текстильной промышленности и автомобилестроении).

Основными целями НАФТА, официально заявленными в соглашении об его образовании, являются: – снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению между странами товаров и услуг; – установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли; – значительное увеличение возможностей для инвестирования в странах-членах соглашения; – обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран; – урегулирование экономических споров; – создание перспектив будущего многостороннего регионального сотрудничества.

Экономическая интеграция в Северной Америке отличается от интеграции в Западной Европе и Азии, основанных на согласованной регулирующей деятельности многих высокоразвитых государств. В других регионах интеграция осуществлялась «сверху вниз», когда межправительственные соглашения стимулировали контакты предпринимателей разных стран.

В НАФТА, наоборот, процесс интеграции шел «снизу вверх»: сначала высокого уровня достигли межкорпоративные связи, а затем на их основе принимались межгосударственные соглашения. Внутри НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС, есть только один центр экономической силы – США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые (Табл.).

Эта моноцентричность облегчает управление (страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры США могут оказаться недовольными своим подчиненным положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом.

Современные интеграционные объединения (ЕС, НАФТА, АСЕАН, АТЭС, СНГ)

Формирование региональных интеграционных комплексов имеет договорно-правовую базу. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные межгосударственные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни. Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить: в Западной Европе — ЕС, в Северной Америке — НАФТА, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — АСЕАН, в Евразии-СНГ.

Договор о Европейском союзе (ЕС) подписан в Маастрихте в 1992 г. и окончательно одобрен в октябре 1997 г. в Амстердаме. Но идея «единой Европы» родилась много веков назад и начала реализовываться в 1950-е гг., после Второй мировой.

В 1951 г. шесть европейских государств (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Германия и Франция) учредили Европейское объединение угля и стали. В 1957 г. они же создали Европейское экономическое сообщество.

В дальнейшем к ним присоединились 9 стран, 1 мая 2004 г. в состав ЕС были приняты еще 10 стран. С начала 2007 г. членами ЕС стали Болгария и Румыния, и в настоящее время членами ЕС являются 27 государств (Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония).

Европейский Союз занимает особое место в мировом хозяйстве. Рост экономической мощи Европейского Союза, втягивание в орбиту Европейского Союза стран Восточной и Центральной Европы вносит серьезные коррективы в расстановку сил между тремя основными центрами мировой экономики.

Таким образом, формируются необходимые основы для усиления позиций этого региона в мировом хозяйстве. Однако использовать сложившиеся материальные основы нелегко.

Главные соперники ЕС — США — стремятся сохранить свои преимущества на мировом рынке. Важное значение учреждения Валютного Союза состоит в том, что ЕС получил в свое распоряжение самое мощное орудие обеспечения своей независимой экономической роли в мире, как единая валюта — евро. Можно сказать, что единая европейская валюта стала одной из самых сильных в мире.

Бесспорно, она увеличила конкурентоспособность товаров и услуг ЕС в борьбе за рынки с США и Японией, усилились позиции Европы в валютной системе.

Введение евро повысило интерес инвесторов всего мира к Европейскому Союзу. Что важно, переход к евро может вообще кардинально изменить финансовую ситуацию всего мира.

Следует также добавить, что в ЕС сосредоточены огромные валютные ресурсы и расположены крупнейшие финансовые центры мира: Лондон, Париж, Амстердам, Брюссель, Франкфурт-на-Майне, Люксембург, Цюрих. XXI в. несомненно является веком глобального автоматизированного информационного пространства. Являясь одним из наиболее развитых регионов мира, Европа играет в этом процессе важную роль.

Уже в настоящее время существуют реальные признаки роли ЕС в виде целого ряда действующих на его территории автоматизированных информационных сетей.

Международная интеграционная группировка НАФТА

Возможности международных компаний в НАФТА. 2.1.Североамериканская ассоциация свободной торговли – НАФТА.

Наиболее развитой интеграционной группировкой на американском континенте является Североамериканская зона свободной торговли (“North American Free Trade Area” – НАФТА), образованная в январе 1994 года США, Канадой и Мексикой. НАФТА представляет собой в настоящее время крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн.

человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллиона долларов. В значительной мере создание НАФТА было инициировано администрацией США под влиянием американских ТНК, так как достигнутый уровень срастания американской экономики с канадской и мексиканской требовал его межгосударственного оформления.

К этому же подталкивали радикальные изменения в политической и экономической ситуации в мире к началу 90-х гг.: ЕС резко ускорил расширение и углубление интеграционных процессов в своем регионе; Япония, Китай и страны Юго-Восточной Азии стремительно наращивали экономический потенциал; усилилось Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество. Сложившаяся обстановка поставила перед США задачу активизации интеграционных процессов на своем континенте, чтобы сохранить конкурентоспособность американских корпораций на мировом рынке.

Ведущие компании США, Канады и Мексики рассчитывали соединить финансовые, научно-технические и предпринимательские потенциалы США и Канады с важнейшим фактором конкурентоспособности – низкими издержками производства, характерными для условий Мексики.

В частности, один час рабочего времени в Канаде в 1993 г. стоил 5,75 долл., в США – 4,5 долл., а в Мексике – 50 центов.

В первую очередь намечалась либерализация товарообмена с Мексикой, так как в канадо-американской торговле барьеры к моменту подписания соглашения о НАФТА были уже устранены.

Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства и развивающуюся страну. О масштабах экономической взаимосвязи США, Канады и Мексики на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным.

В США реализовывается около 75-80% канадского экспорта (20% ВВП Канады).

Доля США в прямых иностранных инвестициях в Канаде – свыше 75% и Канады в США – 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта. Доля США в общем притоке прямых иностранных инвестиций в Мексику превышает 60%.

ВВП США в 14,5 раз превосходит ВВП Канады и в 19 раз – Мексики. Таблица 1 — Показатели социально-экономического развития стран – членов НАФТА в 1999 году. Показатель США Канада Мексика НАФТА Население (млн.

чел.) 278,2 30,5 97,4 406,1 Территория (тыс. кв. км) 9364 9971 1958 21293 ВВП (млрд. долл.) 9152,1 634,9 483,7 10270,7 ВВП на душу населения (млрд.

долл.) 32921 20481 4966 25291 Золото-валютные резервы (млрд.

НАФТА — как форма экономической интеграции

Успех западноевропейской интеграции заставил кардинально изменить свою экономическую и внешнюю политику, делать ставку не на бывшие десятилетиями приоритетными отношения с западноевропейскими «друзьями-соперниками» и союзниками по НАТО, а на более тесное взаимодействие с соседями по континенту, а также всестороннее экономическое, а посредством его и политическое сотрудничество со странами гигантского бассейна Тихого океана.

В развитие этих идей и был разработан и заключен договор о Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА).

НАФТА представляет сегодня крупнейшую региональную зону свободной торговли, где 392 миллионов человек производят совокупный ВНП стоимостью 8,7 трлн. долл. (1997 г.), и ее участником являются США – единственная оставшаяся в мире сверх держава. Объединение дало дополнительный импульс взаимной торговле, и уже за первые шесть месяцев 1994 г.

только Соединенным Штатам рост экспорта их товаров и инвестиций в Канаду и Мексику принес дополнительно 100 тысяч рабочих мест, а темп роста этого экспорта за тот же период вдвое превысил аналогичный темп роста во все остальные страны мира. Возрос и импорт США из этих двух стран – благодаря ослаблению взаимного таможенного режима.

В целом же в соответствии с подписанным Соглашением о североамериканской интеграции на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между странами должны быть ликвидированы (за исключением некоторых, особо важных для каждой страны отраслей, специально поименованных в соглашении), таможенные барьеры – отменены. Создание в 1994 г. НАФТА отражает новый подход в теории и практике интеграции. Впервые государство «третьего мира» добровольно объединилось с двумя высокоразвитыми странами.

Разница по показателю ВНП на душу населения составляет более 8 раз (3680 в Мексике против 28 740 в США и 19 290 долларов в Канаде в 1997 году). С полномасштабным вступлением в силу соглашения об интеграции Мексика должна получить дополнительные возможности доступа к передовой североамериканской технологии.

Однако большинство специалистов отмечают негативный характер влияния интеграции на Мексику.

В США – увеличение числа рабочих мест, в Мексике – рост безработицы, сильнейший финансовый кризис зимой 1995 г., снизились темпы экономического роста, прежде всего в промышленности. Вступлению в НАФТА в Мексике предшествовало ухудшение положения в сельском хозяйстве.

Если в середине 40-х годов производство сельхозпродукции на душу населения ежегодно возрастало на 3%, в середине 70-х – на 3,5%, то в 1981-1992 гг. оно снизилось на 18,5%. Следствием аграрного кризиса стало превращение Мексики в чистого импортера сельхозпродукции. Доля импорта в продовольственном потреблении населения увеличилась с 5% в 70-е годы до 25-30% в начале 90-х годов.

С 1991 г. в Мексике проводится аграрная реформа, имеющая те же стратегические установки Всемирного банка, что и в странах СНГ: расширение сферы частной собственности на землю с перспективой полного вытеснения общинной собственности, сокращение государственной поддержки, либерализация цен и внешней торговли.

Реферат: Основные интеграционные группировки мира на примере НАФТА

» » » Тема: Основные интеграционные группировки мира на примере НАФТА Раздел: Тип: Реферат | Размер: 22.81K | Скачано: 38 | Добавлен 19.01.15 в 17:59 | Рейтинг: 0 | Еще Введение 3 1.

Понятие экономической интеграции 4 2. Североамериканская модель интеграции (НАФТА) 5 3.

Цели и задачи НАФТА 8 4. Роль США, Мексики и Канады в НАФТА 9 5.

Положительные и отрицательные стороны интеграции на примере НАФТА 14 6.

Проблемы НАФТА 15 7. Перспективы развития НАФТА 16 Заключение 18 Список используемой литературы 20 Актуальность темы заключается, в том, что развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства и экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда, от обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным образом на торговле, экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран.

Объектом реферата является международная экономическая интеграция. Предметом – международная экономическая интеграция на примере НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, англ.

Рекомендуем прочесть:  Страхование сотрудников мвд суммы

North American Free Trade Agreement, NAFTA)). Целью реферата является проанализировать состояние экономической интеграции на примере НАФТА.

Задачами контрольной работы является: — определить понятие экономическую интеграцию и североамериканскую модель интеграции; — определить цели и задачи НАФТА; — рассмотреть роль США, Мексики и Канады в НАФТА; — выявить проблемы и перспективы развития НАФТА, а также положительные и отрицательные стороны НАФТА. Понятие экономической интеграции – сложное понятие и местами противоречивое, потому как довольно трудно понять с точки зрения какой экономической проблемы следует ее рассматривать. На рубеже XXI века интеграция стала сильным и мощным инструментом быстрого развития региональных группировок.

При рассмотрении стран постсоветского пространства, первым успешным примером региональной экономической интеграции на постсоветском пространстве является Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии.

Примеров интеграции по всему миру очень много; вопрос: приводит ли опыт интеграционных процессов, к поставленным целям страны мира, которые только набирают обороты в плане экономического развития, и пока не входят в число лидирующих стран мира в этом плане. Ведь целью каждой экономики является улучшение благосостояния народа, проживающем в нем, а так же стабильный рост различных сфер и секторов экономики. Интеграция стран имеющих одинаковый потенциал может привести к идеалу благополучия и сотрудничества, но интеграции менее равномерно развитых регионов, их не эффективный метод использования ресурсов может являться фактором, тормозящим процесс достижения того самого идеала.

[1, с. 17] Экономическая интеграция — это процесс взаимопроникновения, срастания экономик соседних

Теория и практика международной экономической интеграции государств: Экономико-правовые и валютно-финансовые аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 08.00.14, доктор экономических наук Мишальченко, Юрий Владимирович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведенное исследование позволило решить поставленные автором во введении цели и задачи. Интеграционное взаимодействие государств, как показал анализ, представляет собой сложное противоречивое явление, отражающее новый этап развития мировой экономики в ее ближайшее и более отдаленное будущее.

1. Принципиальные методологические обобщения и определения основных понятий. 1. Интеграция международных отношений — качественно новое явление современного и предстоящего этапа развития мирового сообщества. 2. Интеграция международных экономических отношений — составная и самостоятельная часть глобализации.

3. Интеграция международных экономических отношений — объективный международный экономико-правовой и валютно-финансовый процесс, охватывающий как мировое хозяйство в целом, так и региональное — в частности. 4. Интеграция международных экономических отношений: экстенсивный (постепенно включающий большее количество стран и регионов) процесс, интенсивный (выражающийся в усилении взаимосвязей с другими сферами и направлениями человеческой деятельности) процесс, обязательное и непосредственное сочетание экстенсивных и интенсивных направлений развития. 5. Интеграция международных экономических отношений предполагает взаимодействие трех уровней: макроэкономический, рыночной инфраструктуры (мезоэкономический), микроэкономический (предприятие, фирма, индивид).

6. Международная экономическая интеграция характеризуется либерализационным, дискриминационным, институциональным и конкурентным аспектами. 7. Интеграция международных экономических отношений может быть смоделирована в рамках структурно-функциональной направленности и степени воздействия различных международных и национальных институтов и систем на возникновение, приоритеты и результаты международной интеграции. 2. Общие оценки и выводы. 1. Рост экономической, правовой , политической и валютно-финансовой взаимозависимости, развитие интернационализации, сокращение торговых барьеров, упрощение коммуникации, снижение транспортных издержек в глобальном масштабе — все это способствовало усилению интеграционных тенденций и укреплению системы международных экономических отношений на рыночных принципах.

2. Существует непосредственная взаимозависимость процессов международной интеграции и общих закономерностей развития мировой экономики (образование «больших новых рынков», международная концентрация капитала, создание глобальных финансовых центров мировых инвестиций, страновая концентрация, возрастание роли промышленно развитых стран в развитии национальных экономик развивающихся государств и т.д.) и региональных экономических систем.

3. Теоретические проблемы экономической интеграции тесно связаны с вопросами обоснования внешнеторговой стратегии, соотношения политики протекционизма и свободной торговли, эффективности рыночных сил и роли государственного регулирования, усиления активности транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп, определения целей экономического развития и методов распределения ресурсов и доходов.

Интеграционные процессы в СНГ и Международный опыт экономического и политического сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ УДК 339.9 В.

А. Цветков, М. С. Байдурин ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СНГ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА1 В статье рассматриваются современные тенденции и перспективы развития глобальной интеграции в мировом экономическом пространстве.

Показано, что постсоциалистические трансформации не вписываются в классические модели трансформационных переходов, так как имеют иную стадийность, отличаются специфичной иерархией процедурных и структурных факторов, носят смешанный характер, реализуют одновременные преобразования в различных сферах, сохраняют значимость властных номенклатур, стимулируют появление сложносоставных конфликтов.

Большое внимание в статье уделяется особенностям интеграционных процессов в Европе, в Северной Америке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

На примере рассмотрения Европейского Союза (ЕС), Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), форума

«Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество»

(АТЭС), являющихся центрами мировой интеграции, в которых сосредоточены масштабные экономические, финансовые, научно-технологические и людские ресурсы, по своей важности сопоставимые с их политическими, военно-стратегическими значениями, проанализированы этапы становления и развития интеграционных союзов, обозначены дальнейшие направления их стратегического развития. Ключевые слова: глобальная интеграция, мировое экономическое пространство, экономические кризисы, экономико-политическое сотрудничество, процессы трансформации, постсоциалистические страны, постсоветское пространство, интеграционные процессы, глобализация Мировой интеграционный процесс, начавшийся в конце 1940-х — начале 1950-х гг.

в Европе, охватил развивающиеся страны Латинской Америки, Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока в конце 1950-х — начале 1960-х гг. С конца 1980-х гг. в различных регионах земного шара начался современный этап в развитии международной экономической интеграции, который отличался от предыдущего периода интенсивностью и новыми качественными характеристиками, обусловленными активизацией западноевропейской интеграции, началом интеграционных процессов в Северной Америке, оживлением интеграционных процессов в развивающемся мире. Интеграционные процессы как объективная реальность превратились в реальный фактор развития современных мирохозяйственных отношений, привели к созданию многочисленных региональных и субрегиональных блоков, своими целями провозгласивших выход на 1 © Цветков В.

А., Байдурин М. С. Текст. 2014.

стадию экономического сотрудничества.

На текущий момент в мире насчитывается около 20 крупнейших международных экономических объединений интеграционного типа, которые охватили основные регионы и континенты земного шара. В табл. 1. приведены сравнительные данные о наиболее развитых интеграционных группировках мира (по состоянию на 2009-2010 гг.). Крупнейшим современным интеграционным центром мирового масштаба является триада — Европейский союз, в состав

urist-consultant.ru

Одновременно расширение ЕС ведет к негативным экономическим и социальным последствиям для развития европейской экономической интеграции, в том числе к необходимости реформирования институциональной структуры ЕС, ослаблению позиций более экономически развитых стран, составляющих так называемое ядро Евросоюза в условиях, когда немалый вес при принятии решений принадлежит странам, чей экономический потенциал намного ниже средних показателей по ЕС.

Это ведет к обострению противоречий между ними, что сказывается на характере утверждаемых законов, увеличении объемов финансирования на содействие экономическим преобразованиям и росту, а также перераспределении средств среди стран — получателей помощи. Финансовые институты ЕС включают Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Европейский инвестиционный фонд (ЕИФ) и Европейский центральный банк (ЕЦБ).

Приток дешевой рабочей силы из Мексики на североамериканский рынок труда оказывает отрицательное воздействие на рост заработной платы в США и Канаде.

Из-за высокой зависимости от американского рынка возросла уязвимость экономик Канады и Мексики. Она проявляется в периоды экономических спадов в США, при колебаниях в их торгово-политическом режиме и в кризисных ситуациях, как это случилось, например, после террористической атаки на США 11 сентября 2001. [5, с.79] Хотя НАФТА стимулирует взаимную торговлю, однако ее недолгая история знает и примеры торговых «войн», когда члены НАФТА не могли договориться о мерах регулирования торговли.

Так, в 1996—1997 шли «лососевая война» между Канадой и США, «яблочная война» Мексики против американских экспортеров, «помидорная война» Мексики с США. Несмотря на критику, преобладают положительные оценки перспектив развития НАФТА. Предметом – международная экономическая интеграция на примере НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, англ.

North American Free Trade Agreement, NAFTA)). Целью реферата является проанализировать состояние экономической интеграции на примере НАФТА. Задачами контрольной работы является: — определить понятие экономическую интеграцию и североамериканскую модель интеграции; — определить цели и задачи НАФТА; — рассмотреть роль США, Мексики и Канады в НАФТА; — выявить проблемы и перспективы развития НАФТА, а также положительные и отрицательные стороны НАФТА.

Понятие экономической интеграции – сложное понятие и местами противоречивое, потому как довольно трудно понять с точки зрения какой экономической проблемы следует ее рассматривать. Созданная в 1967 г. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (Association of South East Asian Nations, ASEAN) включает 10 стран — Бруней, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Лаос, Малайзию, Мьянму, Сингапур, Таиланд и Филиппины.

Основные цели АСЕАН, определенные Бангкокской декларацией 1967 г., таковы: военно-политическая стабилизация в Юго-Восточной Азии, создание таможенного союза, содействие экономическому росту стран.