Правило русского языка йотированные гласные


Правило русского языка йотированные гласные

Оглавление:

Ваше право

  1. От каждой команды по 1 члену экипажа садятся отдельно в “сторожевые катера” и выполняют индивидуальную работу.

1. Разделить слова для переноса: ЛОДКА, КОРАБЛЬ, ЧАЙКА, ОКУНЬ, ДЕЛЬФИН.

2. Сколько букв и звуков в слове: 3.

Напиши транскрипцию слова ЯКОРЬ Капитаны на столе заданий берут листы с заданиями и садятся на место. Задания разной сложности. (Сложность задания определяется количеством рыбок на карточке). Для каждой группы работает “Стол-помощник”.

Расположить слова по алфавиту: Парус, Нептун, качка, акула, море, якорь, ветер, шторм, штиль, каюта.

Подчеркнуть слова, которые нельзя перенести. Строчки стихотворения В. Маяковского рассыпались.

Подумайте, как их правильно расположить.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai В русском языке гласных букв — 10, гласных звуков — 6.

Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я. Гласные звуки: [а] , [о] , [у] , [э] , [и] , [ы] . В школьной программе гласные звуки обозначаются на схемах красным цветом.

В начальных классах объясняют: гласные буквы называются так, потому что они «голосят», произносятся «голосисто», согласные же буквы получили такое название, потому что они «согласуются» с гласными. Схема 1. Гласные буквы и гласные звуки русского языка.

Гласные звуки бывают:

  1. после ь или ъ: ручьи [руч’й’и], подъём [падй’ом].
  2. в начале слова: ёлка [й’олка], Яна [й’ана], енот [й’инот];
  3. после гласного: заяц [зай’иц], баян [бай’ан];
  4. безударными: вода́ [а], суда́к [у], лесо́к [и].
  5. ударными: сок [о] — лёд [’о], лес [’э] — мэр [э], бур [у] — люк [’у],

Гласные буквы и гласные звуки (Слабая и сильная редукция)

В этой статье мы разберем гласные буквы и гласные звуки, а также такие явления как слабая и сильная редукция. 10 букв русского алфавита называются гласными, т.к.

передают звук, который образуется с обязательным участием голоса и без преграды со стороны речевого аппарата, — гласный звук. Но гласных звуков в русском языке не 10, как букв, а 6: [А], [И], [О], [У], [Ы], [Э]. Остальные гласные буквы: Е, Ё, Ю, Я — обозначают по два звука, т.к.

каждая из них начинается с согласного Й (йот), почему и называется йотированной: Е = [Й] + [Э], Ё = [Й] + [О], Ю = [Й] + [У], Я = [Й] + [А].

Йотированные гласные обозначают два звука в следующих случаях: 1) после разделительного Ь и Ъ (съесть, литье, вью, семья); 2) после гласной буквы (поеду, мое, пою, моя); 3) в абсолютном начале слова (если, елка, юг, ясно).

Однако буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук (гласный), если стоят непосредственно после согласной (дело, мел, сюда, сядь). Сам же согласный звук [Й] может передаваться не только йотированными гласными в трех позициях, но и буквой Й, если стоит на конце слога (лай, лайка, май, майский), а также звук [Й] встречается после гласного перед гласным И. Тогда, по аналогии с йотированными гласными, его произношение передается разделительным Ь: семья — семьи, соловья — соловьи.

Русские гласные (по сравнению с фонетическими системами других языков) обладают оригинальными свойствами: а) все они образуют слоги (мо-е-го); б) три из них ([А], [О], [Э]) в безударном положении произносятся не так внятно, как под ударением, т.е. редуцируются. Редукция бывает слабой и сильной.

Слабая редукция наблюдается: а) в абсолютном начале слова: она [АНА]; б) в первом предударном слоге, т.е. слоге, расположенном перед ударным: в окно [ВАКНО] (слово с простым предлогом рассматривается как фонетическое целое).

В этих случаях первая буква О обозначает звук, схожий с [А], потому в транскрипции он и передается значком [А]. Звук [Э] в этой позиции напоминает [И] и передается значком [И]: леса [ЛʼИСА] = лиса [ЛʼИСА].

Слабо редуцированные звуки [А], [О], [Э] могут передаваться на письме и соответствующими буквами А, О, Э и буквами Я, Е, стоящими непосредственно после согласного (Ё не передает редуцированного звука, т.к. всегда упорно, но чередуется с Е): лёд — ледок [ЛʼИДОК], мелко — обмелеть [АБМʼИЛʼЕТʼ], мяч — мяча [МʼИЧА]. Сильная редукция наблюдается: а) в любом заударном слоге (запад, вечером) б) во втором предударном слоге (небеса, телевизор).

Сильно редуцированные звуки произносятся почти одинаково, и качество их звучания зависят от твердости или мягкости предшествующего им согласного. Сильно редуцированный гласный, стоящий после твердого согласного, передается в транскрипции значком [Ъ]; сильно редуцированный гласный, стоящий после мягкого согласного, передается в транскрипции значком [Ь]. Запомним: 1) Не редуцируются в русском языке гласные звуки [И], [Ы], [У].

2)Звуки, которые не подвергаются редукции, могут быть переданы на письме буквами И, Ы, У, Ю. 3) Редуцируются звуки [А],

Графика. Орфография. Принципы русской орфографии

Продолжение.

См. № 39, 43, 47/2003 и № 3/2004 Всем известно, что существуют две формы языка – письменная и устная.

Любой язык первоначально существует в устной форме, а на определенном этапе его развития появляется письменность. Теория письма делится на две составляющие – графику и орфографию. Графикой называется совокупность начертательных средств того или иного письма. Она включает не только буквы, но и знаки препинания, ударения, дефис, апостроф, знак параграфа, пробелы, а также различные шрифтовые выделения (жирный шрифт, курсив, подчеркивания).

Графика устанавливает определенные соответствия между звуками и буквами. Буквы – это те знаки, которые мы пишем и читаем. Звуки мы произносим и слышим.

Совокупность букв, расположенных в определенном порядке, называется алфавитом. Слово алфавит происходит от названия греческих букв альфа и бета (в новогреческом вторая буква именуется вита). Ему соответствует русское слово азбука, образованное от названия двух первых букв славянского алфавита – азъ и буки.

Гласных звуков в русском языке 6, а букв 10; согласных звуков – 36, букв – 21, две буквы – ъ и ь – не обозначают звуков.

Первую славянскую азбуку создали в 863 (или 855) году греки Кирилл и его брат Мефодий («первоучители славянские»). Многие исследователи полагают, что это была глаголица (от старославянского глаголъ ‘речь’) – азбука, внешне напоминавшая греческую скоропись. А современный русский алфавит восходит к другой древней славянской азбуке – кириллице, которую составили ученики братьев на основе греческого (византийского) торжественного письма.

Для передачи звуков, которых не было в греческом, они ввели новые буквы. Многие буквы кириллицы обозначали также числа, например: а (азъ) – 1, д (добро) – 4.

Среди гласных есть четыре буквы: е [jэ], ё [jо], ю [jу], я [jа], – которые называются йотированными, так как могут обозначать сразу два звука, в том числе звук йот – j. Два звука эти буквы обозначают не всегда, а лишь в трех позициях: 1) в начале слова: ель [jэл’], ёлка [jолка], юла [jула], яма [jама]; 2) после гласной: поел [паjэл], моё [маjо], рою [роjу], мая [маjа]; 3) после разделительных ъ и ь знаков: разъезд [разjэст], подъём [падjом], вьюга [в’jуга], обезьяна [абиз’jана].

Упражнения 1. В каких словах количество букв и количество звуков не совпадает? 1) Объем; 2) приём; 3) вьёт; 4) веет; 5) шьют; 6) поют; 7) сеял; 8) изъян. (Ответ: 2, 4, 6, 7.) 2. Определите: в каких словах больше звуков, чем букв?

1) Яблоко; 2) приятный; 3) субъект; 4) поэт; 5) поёт; 6) люстра.

(Ответ: 1, 2, 5.) 3. Определите: в каких словах число звуков и букв совпадает? 1) Соя; 2) актёр; 3) ясный; 4) пьедестал; 5) сюжет; 6) юбка. (Ответ: 2, 4, 5.) Твердые и мягкие согласные звуки в русском языке на письме передаются одними и теми же буквами.

Значит, должен существовать способ показа твердости – мягкости согласного звука. Йотированные гласные е, ё, ю, я, а также и: лук [лук], люк [л’ук], мал [мал], мял [м’ал], мыл [мыл], мил [м’ил] – после согласного обозначают мягкость предшествующего согласного и соответствующий гласный.

Йотированные гласные в русском:йа — яйо — ёйэ — ейу — юйи — ?Где буква «йи»?

Как в слове «воробьи» или «семьи»?

Question 20 июня 2017 Вопрос закрыт Вопрос про Русский Ответы When you «disagree» with an answer The owner of it will not be notified. Only the user who asked this question will see who disagreed with this answer. 20 июня 2017 Подходящий ответ Русский йотированных гласных в русском языке 4.

нашла такую информацию:Йотированные гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука в следующих случаях:1) после разделительного Ь и Ъ (съесть, литье, вью, семья);2) после гласной буквы (поеду, мое, пою, моя);3) в абсолютном начале слова (если, елка, юг, ясно).Однако буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук (гласный), если стоят непосредственно после согласной (дело, мел, сюда, сядь).

Сам же согласный звук [Й] может передаваться не только йотированными гласными в трех позициях, но и буквой Й, если стоит на конце слога (лай, лайка, май, майский), а также звук [Й] встречается после гласного перед гласным И.

Тогда, по аналогии с йотированными гласными, его произношение передается разделительным Ь: семья — семьи, соловья — соловьи. Русский так… ага… И что тут? Это не то о чём я спросил, здесь звуки в обратном порядке и не дают сочетания о котором я говорю. 0 likes 0 disagrees Highly-rated answerer Русский а блин.

точно. такого нету же. у нас просто «и» 0 likes 0 disagrees Русский Украинский Ниче мы не забирали, у вас и так в алфавите столько же букв будет 0 disagrees Highly-rated answerer Русский Не смогла вспомнить. Похоже, такого звукосочетания действительно нет.

Видимо, фонетическая система русского языка не предусматривает это. 0 likes 0 disagrees Highly-rated answerer Русский Вот что нашла: ГАЙЯ (син. «Гея») — это энергия, составляющая суть планеты Земля.Тогда при склонении: Энергия Гайи Но это уж совсем не общеупотребимое слово.

0 disagrees Highly-rated answerer Русский ну я так-то не отказался бы если бы в русском алфавите ещё «ў» и «ѳ» были для записи иностранных слов… 0 likes 0 disagrees Highly-rated answerer Русский йотированных гласных в русском языке 4. нашла такую информацию:Йотированные гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука в следующих случаях:1) после разделительного Ь и Ъ (съесть, литье, вью, семья);2) после гласной буквы (поеду, мое, пою, моя);3) в абсолютном начале слова (если, елка, юг, ясно).Однако буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук (гласный), если стоят непосредственно после согласной (дело, мел, сюда, сядь).

Сам же согласный звук [Й] может передаваться не только йотированными гласными в трех позициях, но и буквой Й, если стоит на конце слога (лай, лайка, май, майский), а также звук [Й] встречается после гласного перед гласным И. Тогда, по аналогии с йотированными гласными, его произношение передается разделительным Ь: семья — семьи, соловья — соловьи.

Урок «Письмо слов с йотированными гласными»

  1. , учитель начальных классов

Разделы: Цели: – упражнять в письме слов с йотированными гласными в трех позициях: в начале слова, после гласных и после согласных; – расширять словарный запас слов, привлекая справочники; – учить сравнивать звучание слова при произношении с его написанием и делать выводы, что они не всегда совпадают; – продолжить работу по развитию устной и письменной речи; – воспитывать аккуратность в работе, умение работать в группе. Оборудование: индивидуальные карточки для тестирования, «Стол-помощник», карточка “Головоломка”, карточки для групповой работы с разноуровневыми заданиями, магнитофон (танец “Яблочко”).

Ход урока

  • Тестирование
  • Вступление. (4-й урок темы, которая изучается в игровой форме. Класс разбит на 4 экипажа. В каждом экипаже имеется командир, который организует и направляет работу своего экипажа, и мичман, который подводит итоги работы экипажа и его членов).
  • Чистописание

– Отметьте точками самые красивые буквы и выберете Королеву Красоты. Оценивается каллиграфия и аккуратность. Физкультминутка: упражнения для глаз.

IV. Работа со словами с йотированными гласными. – Какие интересные слова вы нашли, начинающиеся с этой буквы? На доске тоже записаны слова, в которых есть буква “я”.

Прочитайте. Ярмарка маляр боярышник столяр – Подумайте, как можно разделить слова на 2 группы. По какому признаку можно их разделить?

Гласная после гласной.

– Запишите каждую группу в отдельный столбик. «Стол-помощник». 1. Найти слова, в которых “я” обозначает [йа] 2. Найти слова, в которых “я” стоит после согласной и обозначает звук [а]. Проверка: прочитать слова 1 столбика, 2 столбика и обосновать свой выбор.
Гласные после шипящих

Гласные в русском языке немногочисленны, однако орфографических правил, касающихся их, достаточно много.

Эти буквы встречаются в различных частях слова и в сочетании с различными согласными. Особые затруднение вызывают гласные после шипящих. Правил здесь достаточно много, постараемся их систематизировать и привести конкретные примеры. Также много споров вызывает йотированная гласная. После гласной такого рода, как правило, пишется разделительный Обычно орфограммой считается та буква, которая стоит в слабой позиции (т.е.

под ударением), однако в сочетании с шипящими и сильная позиция может вызвать много вопросов. Поэтому разбирать правила будем для гласных как в сильной, так и в слабой позиции.Для начала разберем, что такое йотированная гласная. После гласной, в начале слова или перед твердым либо мягким знаком подобные буквы произносятся со звуком [й] в начале: [йо]ж (еж), вран’[йо] (вранье), пле[йа]да (плеяда).

Это е, ё, ю, я, а также и. Последняя гласная после гласной имеет йотированное оформление, а также в начале слова, а вот или после мягкого и твердого знаков — нет. Например, Зина[йи]да (Зинаида), но [и]горь.Е после гласной дает также йотированный звук: по[йэ]хал, во[йэ]нный.Употребление термина «шипящие согласные» довольно распространено. Что же он обозначает? Это те звуки, которые при артикулировании сопровождаются характерным шипящим оформлением.

Это ж, ш, щ, ч, ц.Следует сказать, что изначально они имели пару по мягкости либо были всегда твердыми, однако с развитием языка утратили либо пару (например, [ж], [ш]) либо из исконно твердых стали мягкими ([ч]). Этим и объясняется стоящая после них гласная.

После гласной стоящий шипящий, как правило, ни на что не влияет. Так, после шипящих всегда пишется только а или у (употребление я или ю считается грубой ошибкой). Например: Жаклин, жасмин, жуткий, шуруп, шаль, щавель, щука, чаща, чайка, цапля, цунами.Это правило не касается слов иноязычного происхождения, некоторых фамилий и топонимов: брошюра, Жюль, Цяньцзянь, парашют, жюри, Коцюбинский, Степонавичюс.Следует помнить, что после всех шипящих, кроме ц, пишется только буква и.

После гласной может идти любой согласный или другой Например: жирный, животное, жизнь, широкий, фашист, малыши, щит, плащи, лещи, чистка, мечи, читать.Есть в правиле и исключения, они касаются имен собственных, в них может писаться ы.

Например, вьетнамское имя Чыонг.Разберем, какие следует писать гласные после ц.

Буква ы пишется в следующих случаях:

  • Если она стоит в окончании существительного либо прилагательного. Например: три столицы, молодцы-удальцы, куцый мех, узколицый человек, соленые огурцы.
  • В некоторых словах-исключениях: цыган (и все его производные), цыпленок, цыкнуть, на цыпочках.
  • В именах собственных и нарицательных, имеющих суффикс -ын либо -цын-: Царицыно, Голицын, лисицын хвост, куницын мех.

В фамилиях и либо ы после ц не регламентируется правилом, только правоустанавливающими документами, в которых и указано корректное написание.

Количество букв и звуков Гласные буквы Йотированные буквы Согласные звуки Проверяем парные согласные Удвоенные согласные Непроизносимые согласные Фонетический. — презентация

Мы предполагаем, что вам понравилась эта презентация.

Чтобы скачать ее, порекомендуйте, пожалуйста, эту презентацию своим друзьям в любой соц.

сети. Кнопочки находятся чуть ниже.

Спасибо. Кнопки: Назад Скачать презентацию Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователем Получить код презентации Скачать Показать еще Количество букв и звуков Гласные буквы Йотированные буквы Согласные звуки Проверяем парные согласные Удвоенные согласные Непроизносимые согласные Фонетический разбор Правописание жи-ши, ча-ща Правописание цы-ци Мягкий знак Твердый знак Правописание чк, чн, нч, нщ Состав слова Разбор слова по составу Безударная гласная в корне Приставка и предлог Предложение Виды предложений Словосочетание Текст Части речи Имя существительное Собственные и нарицательные Род существительных Мягкий знак после шипящих Число существительных Падеж существительных Склонение существительных Имя прилагательное Род и число прилагательных Глагол Виды глагола Глаголы на –тся, -ться Не с глаголами Времена глагола Число и лицо глагола Спряжение глагола Местоимение Разряды местоимений Лицо местоимения Числительное Разряды числительных Наречие Правописание наречий Союз Парные согласные в конце слов надо проверять.

Надо изменить слово так, чтобы после них стояла гласная. зуб – зубы, глаз-глаза, рукав-рукава Парные согласные в середине слова надо проверять– для проверки надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный трубка-труба, глазки-глаза, кружка-кружечка) При переносе слов двойные согласные разделяются: (каС-Са, груП-Па) Если в слове встречаются несколько согласных звуков подряд, то в, д, т, л могут не произноситься. Такой звук называется НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ Чтобы выяснить, имеется ли в слове непроизносимый согласный, нужно постараться подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный оказался бы перед гласным (честный — честен) или в конце слова (хрустнуть — хруст).

Яма — [й’ама] – 2 слога [й’]-согласный, мягкий, непарный, звонкий [а]-гласный ударный [м]-согласный, твердый, непарный, звонкий [а]-гласный, безударный ________________________________ 3 буквы, 4 звука ЖИ – ШИ пиши с буквой И мыши ужи лыжи шина ЧА – ЩА пиши с буквой А дача туча свеча саранча ЧУ – ЩУ пиши с буквой У щука чулок чудеса чудовище ЦИ пиши с буквой и кроме цыган, цыпочки, цыпленок, цыц цы пишется в окончаниях (огурцы, курицы) и в суффиксах (сестрицын) Если после мягкого знака стоят е, ë, ю, я, и то мягкий знак называется разделительным.

(вьЮга, платьЕ, воробьИ) В других случаях он показатель мягкости.

(конь, мальчик) Разделительный твердый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е, ë, ю, я съезд, подъëм, объявил В сочетаниях ЧК ЧН НЧ НЩ РЩ мягкий знак не пишется ночка каменщик спорщик Корень – это общая часть родственных слов.

Фонетика русского языка: «й» — согласный или гласный звук?

Фонетический строй русского языка лёгким не назовёшь.

Как и в любом другом языке, в русском есть звуки Но определить, какой из них какой, интуитивно не всегда представляется возможным: например, какой передаёт звук «й» – согласный или гласный? С этим мы подробно разберёмся далее.Когда дети начинают изучать в 1 классе буквы и звуки, они порой смешивают эти понятия.

Однако буква и звук – совершенно разные фонетические термины.

Буквой называется графический значок. А звук – это то, что мы слышим и произносим.

За каждой буквой закреплены определённые звуки, с которыми они соотносятся в большинстве случае, но прямого сходства между ними нет.Транскрипция – это способ передачи звуков, которые мы слышим, на письме. С её помощью лёгко проследить разницу между буквой и звуком.

Например, существуют буквы, за которыми не закреплены звуки: твёрдый знак (Ъ) и мягкий знак (Ь). Их функция – передавать твёрдость или мягкость звука:

  1. мол – [мол] или моль – [мол’].

Кроме того, есть буквы, которые могут передавать разные звуки: мы пишем «мОлОко», но произносим [мАлАко]. Также одна и та же буква может передавать несколько звуков:

  1. моё [май’о].

Ввиду этого вести речь о согласных и гласных буквах и звуках не совсем корректно.Самая обширная классификация звуков в русском языке, которая основывается на механизме их образования голосом, – это деление на согласные и гласные.

Это первое, что может понадобиться в школе на уроке. Звуки и буквы, как мы уже выяснили, – разные явления. Поэтому надо запомнить, что неправильно говорить «согласные и гласные буквы».

Звук – вот что может обладать такой характеристикой.Любой звук образуется в результате работы речевого аппарата. Однако происходить это может по-разному.

Так, гласные звуки образуются, в первую очередь, голосовыми связками.

Они «музыкальны» и имеют тон. Согласные же звуки образуются также при участии зубов и языка, которые в разных позициях образуют различные по своему качеству препятствия потоку воздуха, в результате чего согласные звуки характеризуются наличием шумов.Чтобы понять, является звук гласным или согласным, можно провести нехитрый тест: если звук можно протяжно пропеть, используя только голос – значит, он гласный. Если этого не получается – значит, звук согласный.В русском алфавите 33 буквы.

Они для простоты обозначения имеют условное деление на гласные и согласные (21 согласная, 10 гласных и 2 без обозначения — «ъ» и «ь»), однако многие фонетисты по озвученным выше причинам считают это неправильным.

Звуков в русском языке 46. Среди них 37 согласных и 6 гласных. Почему получается так, что согласных звуков в русском языке больше чем букв? Такой перевес получается, в первую очередь, из-за того, что одна буква может обозначать как мягкий звук, так и твёрдый:

  1. Б — [б], [б’] или В — [в], [в’] и т. д.

Для тех, кто подзабыл школьную программу, не менее удивительно, почему такая разница и между количеством гласных звуков и букв.

Тут причина в том, что некоторые буквы соотносятся сразу с двумя звуками.

Сколько гласных звуков и букв в русском языке: йотированные, безударные, мягкие

В современном русском алфавите 33 буквы. Из них 10 обозначают гласные звуки, поэтому их называют гласные буквы. Все гласные буквы русского алфавита: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.Гласных звуков в русском языке 6: [а], [э], [о], [и], [у], [ы].Буквы, обозначающие гласные звуки, схожие в звучании, объединяют в пары: а — я, э — е, ы — и, о — ё, у — ю.

Парные гласные буквы в таблице выглядят так:Все парные гласныеаэыоуяеиёюЧтобы определить, из чего состоят гласные звуки, достаточно их произнести нараспев и почувствовать, как воздух проходит через ротовую полость.

При произношении они не встречают на своём пути никаких преград, поэтому состоят только из голоса, в отличие от согласных. Отсюда и название.Иногда у школьников возникают затруднения, как определить ударный гласный звук. Ударным называется тот слог в слове, который произносится с большей силой. Поэтому достаточно вслух произнести слово и послушать самого себя.Гласные буквы в русском языке выполняют слогообразующую функцию.

Слог может состоять только из гласной или гласной в сочетании с согласной (или несколькими согласными).

Например: у-ли-ца, и-гол-ка. Отсюда правило: сколько в слове гласных, столько в нём и слогов.Ударные гласные стоят в сильной позиции: под ударением чётко различаются все 6 гласных звуков. Безударный слог — это слабая позиция, в которой гласный звучит кратко, менее разборчиво, нечётко.Без ударения различаются только 4 звука: [а], [и], [у], [ы]. Орфоэпические правила гласят.

что для русского литературного языка нормой являются иканье и аканье: то есть безударная гласная Е звучит [и], безударная О — как [а]. Примеры: колесо — к[а]л[и]соʹ.Обычно в слове один гласный с ударением, то есть один ударный слог. Исключение — сложные слова. В них одно ударение основное, а другое — второстепенное.

Например, леʹсозаготоʹвки, целлюлоʹзно-бумаʹжный.

Основное ударение то, которое падает на вторую часть сложного слова. При фонетическом разборе учитывается только оно.В позиции без ударения наблюдается изменение звучания, происходит редуцирование гласных(или редукция). В современном русском языке редуцированные гласные — это гласные, подвергающиеся редукции.

Чем дальше гласный звук от ударного слога, тем менее долго и чётко он звучит. Звуки [а], [о], [э] редуцируются.

Ударные и безударные гласные звуки[и], [ы], [у] звучат одинаково разборчиво.Выделяется количественная и качественная редукция гласных. В первом случае звук становится более кратким (сравни: м[уʹ]ка — м[у]каʹ), во втором — изменяется его звучание (м[и]шок).В современной фонетике для обозначения редуцированных гласных в безударных слогах, кроме первого предударного, используются [ъ] и [ь]. В транскрипции [ъ] обозначает гласный, если он стоит после твёрдого согласного, а [ь] — после мягкого.

Например: п[ь]рехоʹд, м[ъ]локоʹ.Общеобразовательные школьные программы по русскому языку не предусматривают такого глубокого изучения, обычно фонетическую запись подобных звуков выполняют следующим образом: п[и]рехоʹд, м[а]локоʹ.

Классификация

Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку.

16.01.2013 | Автор: | Рубрика: Образование гласных звуков, их отличие от согласных, слабая и сильная позиции гласных звуков, ударные и безударные гласные звуки и их обозначание буквами, слогообразование, орфограммы-гласные. В русском языке 10 гласных букв 10: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е и всего 6 гласных звуков : [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И].

При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит через гортань и ротовую полость между голосовыми связками и не встречает преград. Гласные звуки состоят из голоса при полном отсутствии шума. Согласные звуки отличаются от гласных тем, что при образовании согласных воздух встречает в полости рта преграду, создавая шум.

Согласные состоят из голоса и шума (звонкие) или только из шума (глухие). Слова делятся на . В состав слога обязательно входит гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

С делением слова на связаны .

Если слово состоит из нескольких слогов, от один из них звучит с большей силой, более четко, чем остальные. Такой называется ударным, а произнесение слога с большей силой и длительностью — ударением. Гласный звук ударного слога — ударный звук, гласные безударных слогов — безударные гласные.

Положение под ударением — сильная позиция для гласных. Здесь гласные произносятся отчётливо. Различают 6 основных гласных звуков, которые выделяются под ударением: [А], [О], [У], [Ы], [Э], [И].

Ударные гласные звуки и буквы, которыми они обозначаются. Звук Буквы Пример [а] а азарт[азарт] я мял [м’ал] [о] о нос [нос] ё нёс [н’ос] [у] у тур [тур] ю тюк [т’ук], парашют [парашут] [и] и тип [т’ип] [ы] ы мыло [мыло] и после ж, ш, ц жила [жыла] шило [шыло] цирк [цырк] [э] э мэр [мэр] е лес [л’эс] Позиция гласных в безударном положении — слабая позиция.

В безударных слогах гласные произносятся иначе, чем ударные, ослабленно, более кратко. Звук видоизменяется и может не соответствовать букве, которая используется при написании слова, поэтому безударные гласные — это .

Без ударения различают меньше гласных звуков, чем под ударением – всего 4 гласных безударных звука: [А], [У], [Ы], [И].

Качество безударного гласного зависит от твёрдости или мягкости предшествующего согласного звука. Один и тот же безударный гласный звук может обозначаться разными буквами на письме. В безударном положении не могут произносится звуки [о], [э] и обозначаемый буквой я звук [а] после мягких согласных.

Буква о обозначает в безударном слоге звук [а], буквы е, э и я — в безударных слогах звук между [и] и [э]. Безударные гласные звуки [а], [у].

[и], [ы] и буквы, которыми они обозначаются звук буквы Условие Пример [а] а в начале фонетического слова, после твердых согл.

артист[арт’ист]; корова [карОва]; шокирован [шак’ираван] я после парных мягких, после [й’] азарт[азарт] о после твердых, в начале фонетического слова тома [тама]; шокирован [шак’ираван]; окно [акно] [у] у в начале слова, после твердых и мягких ([ч’], [щ’]) урок [урок]; дуга [дуга]; шуметь [шум’эт’];

Урок «Йотированные гласные в начале слова (Е, Ё, Ю, Я)»

Йотированные гласные в начале слова (Е, Ё, Ю, Я) Цель: закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова. Организационный момент Основная часть Однажды братья-звуки Й пошли в лес. Бродили-бродили и заблудились.

Один вышел на полянку и встретила звук А, он тоже заблудился. Взялись они за руки и пошли вместе искать дорогу домой.

Й+А…./дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Я) /выставляется картинка/ По дороге к дому они собирали ягоды.

Другой братец Й вышел к речке и встретила там звук Э, который рыбачил. Он согласился проводить Й до дома. И они пошли вместе Й+Э…/дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Е) /выставляется картинка/ Домой они взяли наловленных ершей. Третий брат в чаще леса повстречала звук О, который собирал грибы.

Вместе они пошли по тропинке, встретили ёжика и он показал им дорогу к дому.

Й+О…./дети произносят хором слитно звуки/. Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Ё) /выставляется картинка/ А еще один Й вышел к ручью, где набирал воду звук У.

Он с радостью согласился вывести Й из леса.

Й+У…/дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы обозначаем эти два звука?

(Ю) /выставляется картинка/ Повстречали они юрких мышек и белку, которая крутилась как юла.

Все братья-звуки удачно добрались до дома и были очень рады встрече. Познакомили они друг друга и с новыми звуками-друзьями.

Рассказали, что видели по дороге. /Предложения записываются на доске/ Мы собирали ягоды. Мы наловили ершей. Мы встретили ёжика.

Мы видели юрких мышей. Давайте повторим какие два звук могут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я. /Разбор на доске и в тетрадях/ Е Ё Ю Я [й] [э] [й] [о] [й] [у] [й] [а] А теперь вспомним, когда наши буквы обозначаются двумя звуками. — В начале слова (приведите примеры слов) — После гласной буквы (приведите примеры слов) — После Ь и Ъ знаков (приведите примеры слов) Потренируемся.

Найдите в предложениях наших братцев слова, в которых их друзья гласные будут обозначать два звука. Ягоды, ершей, ёжика, юрких. В тетрадях, с раскладыванием гласных на два звука (Й – пишем зеленой ручкой, гласную рядом – красной): 1) Дети по цепочке придумывают слова, которые начинаются на Е, Ё, Ю, Я. Записывают и раскладывают буквы на звуки.

Например: яблоко, якорь, ядро, ясень, Егор, енот, ель, ёж, ёлка, ёмкость, юла, юность, Юпитер, юнга… 2) Запись в тетрадь предложений с последующим разбором наших гласных на звуки. Яна и Юля пошли за ягодами. Егор ест яблоки и абрикосы. Яша наряжает ёлку. Елисей едет на автобусе.

Ящерица очень юркая. Елене купили яркую юбку.

3) Выкладывание слов из разрезных букв.

Ю

Правило йотированной буквы при морфемном анализе

Отсутствие полного соответствия между фонетическим и графическим обликом слова создает трудности при морфемном анализе как в школьной, так и в вузовской учебной практике. Речь идет прежде всего о йотированных гласных буквах, которые, будучи расположены на морфемных швах, делают последние «непрозрачными».

При всей кажущейся тривиальности обозначенной ситуации проблема заслуживает серьезного внимания.

Даже самые поверхностные обследования обнаруживают довольно высокий процент страдающих «графической слепотой» при определении морфемных границ среди учащихся средней школы, студентов филологических факультетов и, что всего печальнее, среди преподавателей русского языка.

Последнее свидетельствует о том, что названная проблема до сих пор не имеет удовлетворительного методического разрешения. Можно ли произнести букву? Разграничение буквы и звука, получившее научное разрешение уже к концу XIX века, до сих пор не стало необходимым компонентом знаний образованной части носителей русского языка. В этом плане показательны ошибки, допускаемые писателями: …У матери, как это всегда бывает, не изменилось одно – голос.

Глубокий, гортанный, умеющий вкусно произносить окончания слов и округлять букву а. (В.Липатов); Он призадумался, что бы такое сказать. Потом заговорил. В его речи действительно не было ни одной буквы ш.

(В.Токарева); – Вот вам! Вот вам за моих друзей! – крикнула Маша, не то смеясь, не то плача.

– Я не дам вам сказать ни слова. Ни слова! Ни буковки! Достаточно очевидно, что во всех перечисленных случаях речь идет не о буквах, а о звуках, которые можно по-особому произносить или вовсе не произносить; буква же – элемент письменной речи. Букву можно написать, нарисовать, вырезать из картона, бумаги, жести, записанное буквами можно читать, видеть, осязать, но никак нельзя услышать.

Это столь очевидно, что и говорить об этом как-то неловко. И тем не менее: – И! – слышу последнюю букву. – И! И! (Г.Беглов) Тут впору процитировать исполненные горечи слова И.А.

Бодуэна де Куртенэ из его статьи, опубликованной 1906 году: «Кто имел несчастие пройти курс заурядной школьной грамматики со всем ее безотрадным бессмыслием и путаницей, со свойственными ей смешениями понятий, со смешением письма и языка, букв и звуков, со смешением фонетической и морфологической делимости слова, …тот только с трудом отучится, а может, никогда не отучится смешивать человека с паспортом, национальность с алфавитом, национальность с вероисповеданием, национальность с государственностью, происхождение человека с его гражданскими правами, …человеческое достоинство с чином или званием, нравственную ценность человека с получаемым им содержанием и т.д.