Представительство в административном судопроизводстве понятие основания и виды


Оглавление:

Институт представительства в контексте Кодекса административного судопроизводства Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»


Позднякова Е.А.

институт представительства В КОНТЕКСТЕ КОДЕКСА АДМИНИСТРАТИВНОГО судопроизводства Цель: Рассмотрение вопросов института представительства в контексте Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Методология: Автором применялись формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Результаты: В работе проводится анализ института представительства, закрепленного Гражданским кодексом РФ, и института представительства, закрепленного Кодексом административного производства. В результате делаются выводы о различии подходов указанных кодексов к институту представительства.

Автором предпринята попытка проанализировать положительные и спорные моменты нового подхода к институту представительства, закрепленного Кодексом административного судопроизводства. Новизна/оригинальность/ценность: В работе анализируются положения института представительства, нового Кодекса административного судопроизводства РФ спустя год после его официального вступления в законную силу.

Ключевые слова: Кодекс административного судопроизводства, представительство, доверенность, полномочия.

Pozdnyakova E.A. THE INSTITUTION OF REPRESENTATION IN THE CONTExT OF THE CODE OF ADMINISTRATIVE PROCEDURE Purpose: Considering the institution of representation in the context of the code of administrative procedure of the Russian Federation.

Methodology: The author with the implementation of article used formal-legal and comparative-legal methods. Results: In the paper the institution of representation, enshrined in the Civil code and the institution mission set forth by the code of administrative proceedings was analyzed. The result of this analysis conclusions are made about the different approaches of these codes to the institution of representation.

The author attempts to analyze the positive and controversial moments of the new approach to the institution of representation, enshrined in the code of administrative procedure. Novelty/originality/value:The paper examines the provisions of the institution of representation, the new code of administrative procedure of the Russian Federation, a year after its official entry into force. Keywords: code of administrative procedure, representation, power of attorney, powers.

15 сентября 2015 года вступил в законную силу совершенно новый кодифицированный нормативный правовой акт — Кодекс административного судопроизводства (КАС РФ), отменив собой главу 25 ГПК РФ.

Статья 1 данного нормативного акта в качестве предмета регулирования закрепляет порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Понятие представительства.

Представительство в административном судопроизводстве урегулировано в гл. 5 КАС, Законе об адвокатуре, ГК, СК и в ряде других федеральных законов.

Согласно общему правилу ст. 54 КАС, если КАС не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

Таким образом, представительство в административном судопроизводстве — это выполнение в суде процессуальных действий одним лицом от имени и в интересах другого лица. Цели судебного представительства заключаются в обеспечении наиболее полной защиты интересов граждан и организаций.

Важно подчеркнуть также, что институт представительства и прежде всего адвокатуры способствует реализации права граждан на квалифицированную юридическую помощь, закрепленного в ст.

48 Конституции РФ. При представительстве представитель совершает целый комплекс различных процессуальных действий, обусловленных необходимостью защиты представляемого им лица в административном судопроизводстве. В частности, представитель готовит от имени доверителя процессуальные документы, непосредственно участвует в судебном заседании, выступая по всем вопросам, возникающим по ходу судебного административного процесса.
При этом представитель связан теми полномочиями, которыми он наделен в связи с выполнением своих функций в суде, и не вправе совершать действия, выходящие за эти пределы.

Субъектом судебного административного процесса (стороной либо иным лицом, участвующим в деле) остается доверитель.

Для себя лично в результате процесса представитель ничего не получает, кроме заранее обусловленного вознаграждения (при договорном представительстве), а в отдельных случаях и возмещения затрат на представительство. Важной особенностью представительства в административном судопроизводстве являются требования о наличии высшего юридического образования.

В частности, в соответствии с ч.

1 ст. 55 КАС представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Тем самым сделан шаг в сторону профессионального представительства в административном судопроизводстве в судах общей юрисдикции.

Возможно, при успешном применении данного правила следующим шагом может быть введение действительно профессионального представительства, основанного, как это принято во многих странах, на статусе адвоката. Виды судебного представительства. По основаниям возникновения представительство подразделяется на законное, договорное, общественное и по назначению.

Законное представительство основывается непосредственно на прямом указании закона при наличии соответствующих указанных в нем условий, наделяющих определенных лиц правом представительства.

В частности,

Представительство в административном судопроизводстве Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

Судебное представительство традиционный институт процессуального права. Вопрос о его правовой природе относится к числу дискуссионных. В науке гражданского и арбитражного процессуального права по нему выделились два основных направления «концепция правоотношения» и «концепция действия».

При этом автор в результате проведенного анализа отдает предпочтение определению судебного представительства, в том числе по административным делам, как процессуальной деятельности. В качестве новелл КАС РФ, носящих положительный характер, отмечено расширение по сравнению с действовавшим в более ранней редакции ГПК РФ круга случаев, когда суд может признать обязательным участие в судебном заседании представителей органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, а также наличие в КАС РФ нормы, согласно которой лица, содействующие осуществлению правосудия по административному делу, не могут быть представителями лиц, участвующих в этом деле. Вместе с тем серьезные сомнения вызывает норма ч.

1 ст. 55 КАС РФ, согласно которой представителями в суде по административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование, что существенно ограничивает возможности защиты прав граждан и организаций по данной категории дел. В то же время при отсутствии какой-либо оговорки в ч. 1 ст. 55 КАС РФ в указанном Кодексе содержится целый ряд норм, позволяющих все же вести административные дела лицам, не имеющим высшего юридического образования, приведенным в настоящей статье, следствием чего является возникновение многочисленных коллизий.

Не учтено, кроме того, что в соответствии с действующим законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре адвокатами могут быть и лица, не имеющие высшего юридического образования, а имеющие ученую степень по юридической специальности. Замечание вызывает содержащаяся в ч. 1 ст. 54 КАС РФ формулировка

«личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя»

, поскольку не являющегося личным участие гражданина в деле быть не может.

Подобных недостатков в главе о представительстве нового Кодекса содержится немало, и они требуют устранения в будушем.

Представительство в административном судопроизводстве (дискуссионные вопросы) Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

154 2016. Т. 26, вып. 4 ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО УДК 347.9 Д.В.

Татьянин ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ (ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ) Институт представительства есть во всех процессуальных законах, однако его конструкция различна с учетом состава участников конкретного судопроизводства. Представители в судебном процессе оказывают квалифицированную юридическую помощь сторонам и заинтересованным лицам. Автором рассматриваются дискуссионные вопросы института представительства в административном судопроизводстве, а также влияние гражданско-процессуального и уголовно-процессуального законодательства на формирование института представительства в административном судопроизводстве.

Отмечается, что в КоАП РФ и КАС РФ по-разному определен перечень сторон, а также перечень лиц, имеющих право выступать в качестве представителей. Обосновывается мнение о необходимости урегулировать противоречие в отношении лиц, осуществляющих представительство и защиту интересов сторон, в административном судопроизводстве и административном процессе.

Обосновывается предложение о целесообразности введения оснований обязательного участия адвоката в качестве представителя в административном процессе. Предложено в КАС РФ предусмотреть удостоверение полномочий представителя только доверенностью, оформленной в соответствии с законом, исключив возможность выражения их в заявлении представляемого лица в судебном заседании в устной форме или представлении в суд в письменной форме. Указывается на необходимость установления квалификационных требований к лицам, имеющим право осуществлять представительство сторон, в качестве которых следует рассматривать наличие базового высшего юридического образования и стажа работы не менее одного года.

Ключевые слова: представитель, административный истец, административный ответчик, правонарушитель, защитник, потерпевший, обязательные основания участия представителя. Вступление в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) обусловило возникновение ряда вопросов, связанных с его реализацией на практике. В частности, это касается института представительства в административном судопроизводстве, закрепленном в гл.

5 КАС РФ. Проблемы формирования указанного института обусловлены тем, что, с одной стороны, институт участников и представителей в гражданском процессе формировался под влиянием ГПК РФ, поскольку из него в КАС РФ были переведены все категории дел, вытекающие из публично-правовых отношений.

С другой стороны, влияние на формирование КАС РФ оказывает КоАП РФ, который, в свою очередь, находится под воздействием УПК РФ. Ю.И. Чернов отмечал, что «важной материально-правовой предпосылкой наличия между уголовным процессом и производством по делам об административных правонарушениях отношений общности, взаимной зависимости и обусловленности является взаимодействие уголовной и административной ответственности.
На современном этапе это взаимодействие проявляется

Представительство в административном судопроизводстве Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

УДК 342.92(470)+(571) представительство в административном судопроизводстве российской федерации © Януш Е.

В., 2016 Иркутский государственный университет, г.

Иркутск Рассматривается административное судопроизводство как один из видов судопроизводства в Российской Федерации. Проводится межотраслевой анализ института представительства.

Ключевые слова: административное судопроизводство; гражданское судопроизводство; представительство; представитель; судопроизводство. Административное судопроизводство как один из видов судопроизводства, установленных Конституцией Российской Федерации, осуществлялось по правилам нескольких нормативных актов: ГПК РФ (подраздел III

«Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений»

), АПК РФ (раздел III «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений») и КоАП РФ (раздел IV «Производство по делам об административных правонарушениях»).

Реализации института судебного представительства посвящены: в ГПК РФ — глава 5 «Представительство в суде»; в АПК РФ — глава 6 «Представительство в арбитражном суде»; в КоАП РФ — глава 25 «Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности». Соответственно, общие правила, закрепляющие порядок и условия осуществления представительства, также распространяются и на разделы, регулирующие вопросы административного судопроизводства. Многоотраслевое правовое регулирование представительства в административном судопроизводстве имеет существенные особенности, но не отличается унифицированным подходом к регламентации статуса представителя во всех видах судопроизводства.

Необходимость единообразного правового регулирования вопросов представительства в административном судопроизводстве обусловлена прежде всего тем, что осуществление административного судопроизводства разными видами судов не приносит надлежащего эффекта единства правоприменительной практики и системы как совокупности органов, осуществляющих функции судебной власти. Правоприменительная практика убедительно доказывает, что требуются более эффективные способы организации института представительства в административном судопроизводстве при соблюдении баланса интересов государства и граждан. В общеправовой науке представительство (англ.

representation) определяют и как правоотношение, и как процессуальную деятельность, и как институт процессуального права.

В большинстве своем интерес к данной дефиниции проявляли и проявляют представители гражданского либо гражданского процессуального права [1].

Соответственно, представители материального права представительство определяют

«как правоотношение, в силу которого правомерные юридические действия, совершенные одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого), непосредственно создают, изменяют или прекращают для последнего гражданские права и обязанности»

[2]. Такая интерпретация представительства, естественно, имеет поддержку в науке гражданского права.

О полномочиях представителя в административном судебном процессе Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

О ПОЛНОМОЧИЯХ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДЕБНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Соловьёв Андрей Александрович, доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского и административного судопроизводства Московского государственного юридического университета им.

о.Е. Кутафина (МГЮА), профессор кафедры теории и истории государства и права Московского педагогического государственного университета (МПГУ), заместитель председателя Арбитражного суда Московской области, Москва, Россия Аннотация. В статье приводится научно-практический комментарий отдельных положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС), регламентирующих полномочия судебного представителя. Автор рассматривает вопросы, связанные с объемом прав представителя и порядком их реализации, останавливается на порядке оформления и подтверждения полномочий различных представителей (законных представителей, руководителей органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления, руководителей организаций, адвоката, а также других представителей) на ведение административного дела в суде, анализирует порядок оформления и выдачи доверенности от имени организации, индивидуального предпринимателя, граждан.

Особое внимание в статье уделяется порядку проверки полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей, а также разрешению судом вопроса о признании их полномочий и допуске к участию в судебном заседании либо отказе признании таковых.

Ключевые слова: административное судопроизводство; Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации; судебное представительство; представители; доверенность; полномочия представителя.

Для цитирования: Соловьёв А. А. О полномочиях представителя в административном судебном процессе Российской Федерации. Вестник Финансового университета.

2017. Т. 21. Вып. 3. С. 240-248.

УДК 342.9;347.9 JEL 41 ON THE POWERS OF A REPRESENTATIVE IN ADMINISTRATIVE LITIGATION OF THE RUSSIAN FEDERATION Andrey A.

Solovyev, ScD (Law), full professor of the Civil and Administrative Proceedings Department, the Kutafin Moscow State Law University, full professor of the Theory and History of State and Law Department, Moscow State Pedagogical University, Deputy Chairman of the Arbitration Court of the Moscow Region, Moscow, Russia Abstract.

The paper contains a scientific and practical commentary on certain provisions of the Code of Administrative Procedure of the Russian Federation regulating the powers of the representative ad litem. The author addresses issues related to the scope of the representative’s rights and the procedure for their implementation and examines the procedure for registration and confirmation of the powers of various representatives (legal representatives, heads of state authorities and other state bodies and local self-governments, heads of organizations, lawyers as well as other representatives) to handle administrative cases in court.

В.13. Представительство в административном судопроизводстве.

Стр 6 из 29 Если КАС не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей.

Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

Права и законные интересы недееспособных граждан защищают в суде их законные представители — родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.

Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. Права и законные интересы граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, могут защищать в судебном процессе представители или законные представители — родители, усыновители, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.

Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым лицам, с ограничениями, предусмотренными федеральными законами. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю.

В случае, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде лицу, избранному ими в качестве представителя.

В случае, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката.

Административные дела организации могут вести в суде единоличный орган управления этой организацией или уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации, либо представители организации. От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии. От имени общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, имеет право выступать в суде уполномоченный на это участник таких объединения или организации, имеющий высшее юридическое образование, или представитель, которому участники объединения или организации доверили ведение административного дела в суде.

От имени органов государственной власти,

Представительство в административном судопроизводстве

Подан административный иск (оспаривание действия/бездействия администрации ).

Административный истец — моя жена.

Могу ли я (ее муж) быть ее представителем в суде (нотариальная доверенность имеется)? Высшего юр. образования нет, есть высшее техническое + к.т.н.

Если не могу быть представителем, то в какой роли все-таки могу участвовать в соответствии с КАС? 29 Марта 2020, 14:41, вопрос №1950384 Сергей, г. Санкт-Петербург Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (2) 10805 ответов 4643 отзыва эксперт Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Адвокат, г.

Санкт-Петербург Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. эксперт

Добрый день, Сергей.

Согласно ч. 1 ст. 55 Кодекса административного судопроизводства РФ представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и , обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование.Таким образом, Вы не можете быть представителем, так как не имеете высшего юридического образования.Вы также можете обратиться ко мне в чат для более подробной консультации (в том числе с изучением имеющихся у Вас материалов) и (или) составления необходимых юридических документов (заявлений, жалоб, ходатайств и т.д.) на платной основе. Кроме того, возможно оказание услуг по представительству в судах, иных государственных органах и негосударственных организациях, осуществление защиты на стадии предварительного расследования и в суде по уголовным делам, защита по делам об административных правонарушениях. 29 Марта 2020, 14:56 0 0 272 ответа 46 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Адвокат, г.

Санкт-Петербург Бесплатная оценка вашей ситуации Соглашусь с коллегой, если у вас нет высшего юридического образования, то не можете быть представителем (ст.55 КАС РФ).Если не могу быть представителем, то в какой роли все-таки могу участвовать в соответствии с КАС?ст.37 КАС РФ определены лица, участвующие в деле.Статья 37.

Лица, участвующие в деле Лицами, участвующими в деле, являются:1) стороны; 2) заинтересованные лица; 3) прокурор; 4) органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц.возможно если вы заинтересованы, то можете быть заинтересованным лицом -Статья 47.

Заинтересованные лица 1. Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела. 2. Заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.

Понятие и виды участников административного судопроизводства

Тищенко Н.М. определяет участников процесса как граждан, других лиц, коллективы граждан и организаций в лице их представителей, наделенные правами и несут определенные обязанности, которые позволяют им участвовать в рассмотрении административных дел в целях защиты своих прав и законных интересов или прав и законных интересов лиц, представляемых ими, коллективов граждан или организаций, а также способствовать осуществлению административного процесса. Статья 47 КАСУ определяет круг лиц, участвующих в деле, независимо от этапа производства по административному делу.Классификация лиц, участвующих в деле, проводимая с целью определить (в других статьях КАСУ) роль каждой категории этих лиц в административном процессе и круг их процессуальных прав и обязанностей.

Лица, участвующие в деле, — это участники административного процесса, которые осуществляют свои процессуальные права и исполняют обязанности в административном процессе для того, чтобы добиться определенного правового результата, в котором они заинтересованы. В административных делах участвуют стороны, а также могут принимать участие третьи лица, а также представители сторон и третьих лиц. Детализируя этот перечень, можно определить следующие виды лиц, участвующих в деле: 1) стороны: истец, ответчик; 2) третьи лица: третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора; 3) представители сторон, третьих лиц: представители на основе договора, представители на основе закона (законные представители), в том числе органы и лица, которым законом предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц.

По направлению интереса таких лиц, участвующих в деле, условно можно разделить на тех, которые имеют материально-правовую заинтересованность в результатах разрешения дела (стороны и третьи лица), и на тех, что имеют процессуально-правовую заинтересованность (представители сторон и третьих человек).Судебное решение по делу будет касаться прав и обязанностей сторон и третьих лиц.

Для полноценной защиты в суде своих прав, свобод и интересов лица, участвующие в деле, имеют комплекс процессуальных прав.В соответствии с принципом состязательности комментируемая статья определяет перечень соревновательных прав, которые являются общими и равными для всех лиц, участвующих в деле. Согласно ст.49 КАСУ лица, участвующие в деле имеют следующие права: 1) знать о дате, времени и месте судебного разбирательства, о все судебные решения, которые принимаются в деле и касающиеся их интересов; 2) знакомиться с материалами дела; 3) заявлять ходатайства и отводы; 4) давать устные и письменные объяснения, доводы и возражения; 5) представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств; 6) высказывать свое мнение по вопросам, которые возникают во время рассмотрения дела, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам; 7) подавать возражения против ходатайств, доводов и соображений других лиц;

Представительство в административном судопроизводстве (Ивакин В.Н.)

Судебное представительство входит в число традиционных институтов процессуального права. В российском праве оно представляет собой одно из средств, обеспечивающих реализацию в случае спора каждого о его гражданских правах и обязанностях права на справедливое судебное разбирательство дела в соответствии с нормой п.

1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) , к которой Российская Федерация присоединилась 30 марта 1998 г.

. Применительно же к нашему внутреннему законодательству судебное представительство в необходимых случаях обеспечивает осуществление принадлежащих гражданам России конституционных прав на судебную защиту их прав и свобод (ст.

46 Конституции РФ) и права на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ).——————————— Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г.

Риме 4 ноября 1950 г.) вместе с Протоколом N 2 о наделении Европейского суда по правам человека компетенцией выносить консультативные заключения (подписан в г. Страсбурге 6 мая 1953 г.), Протоколом [N 1] (подписан в г.

Париже 20 марта 1952 г.), Протоколом N 4 об обеспечении некоторых иных прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию, и первый Протокол к ней (подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 г.). Федеральный закон от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» // СЗ РФ.
1998. N 14. Ст. 1514.Вопрос о понятии судебного представительства весьма спорен.

При определении данного понятия в юридической науке выделились два основных направления. В частности, одни ученые-процессуалисты полагают, что представительство является правоотношением (или системой правоотношений) определенного вида , другие же понимают под ним соответствующую деятельность .——————————— См.: Абрамов С.Н.

Советский гражданский процесс. М., 1952. С. 113; Матлин Л.Б.

Судебное представительство по советскому праву: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1955.

С. 2; Розенберг Я.А. Представительство по гражданским делам в суде и арбитраже. Рига, 1981. С. 13; Скловский К.И. Представительство в гражданском праве и процессе (вопросы теории: сущность, содержание, структура): Автореф.

дис. . канд. юрид. наук. Харьков, 1982.

С. 6; Шерстюк В.М. Судебное представительство по гражданским делам.

М., 1984. С. 12 — 13; Шакарян М.С.

Представительство в суде // Гражданское процессуальное право России: Учебник / Под ред. М.С. Шакарян. М., 2002. С. 151; Чистякова О.П.

Комментарий к главе 5 «Представительство в суде» // Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. М.С. Шакарян. М., 2003. С.

121; Осокина Г.Л. Гражданский процесс. Общая часть. М., 2013. С. 272; Власов А.А.

Гражданский процесс: Учебник и практикум для академического бакалавриата. М., 2015. С. 116. См.: Клейнман А.Ф. Советский гражданский процесс.

М., 1954. С. 122; Добровольский А.А.

Представительство в суде // Советский гражданский процесс / Под ред.

Обязательное представительство в административном судопроизводстве Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

УНИВЕРСИТЕТА O.E. Кутафина (МПОА) I ^ ‘ Татьяна Андреевна ГОЛОВАНОВА, студентка 4-го курса Института права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) 125993, Россия, г.

Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9 Елена Алексеевна ЗАНИНА, студентка 4-го курса Института права Университета имени О.

Е. Кутафина (МГЮА) 125993, Россия, г.

Москва, Садовая-Кудринская ул., д.

9 © Т. А . Голованова, Е . А .

Занина, 2017 ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ Аннотация. В данной статье поднят проблемный вопрос обязательного представительства, закрепленный в недавно принятом Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации.

Приводится мнение представителей Федеральной палаты адвокатов, Конституционного Суда.

Авторами рассмотрены проблемы, возникающие при реализации института обязательного представительства на практике, в частности соотношение с правом гражданина на судебную защиту, которое закреплено в Конституции РФ. Сделан вывод о том, что обязательное наличие представителя в административном судопроизводстве необоснованно; выражено мнение о необходимости признания соответствующих положений КАС РФ об обязательном представительстве неконституционными.

Ключевые слова: обязательное представительство, представитель, административное судопроизводство, Кодекс административного судопроизводства, право на судебную защиту, оспаривание нормативных правовых актов. DOI: 10.17803/2311-5998.2017.31.3.148-152 T.

A. GOLOVANOVA, 4th year student of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9 E.

A. ZANINA, 4th year student of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9 MANDATORY REPRESENTATION IN ADMINISTRATIVE COURT PROCEDURE Preview. The issue of mandatory representation in administrative court procedure enshrined in recently accepted Code of administrative procedure is raised in this article.

The opinions of the Federal Chamber of Lawyers of the Russian Federation, of Constitutional court of The Russian Federation are presented. The authors consider problems arising in the implementation of the institution of mandatory representation in practice, in particular the correlation with right to judicial protection which is fixed in The Constitution of Russian Federation. As a result of the conducted research в Il УНИВЕРСИТЕТА iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . имени О.Е, Кутафина (МГЮА) Голованова Т. А., Занина Е. А. Обязательное представительство в административном судопроизводстве the conclusion is drawn that mandatory representation is unreasonable, the opinion on the necessity of recognition of the relevant provisions of the Code of administrative procedure of mandatory representation unconstitutional is expressed. Keywords: mandatory representation, representative, administrative court procedure, Code of administrative procedure, right to judicial protection, challenging regulatory legal acts.

Представительство по новому Кодексу об административном судопроизводстве РФ

1. Полномочия законных представителей подтверждаются представленными ими суду документами, удостоверяющими их статус и полномочия.

2. Полномочия руководителей органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение. 3. Полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.

4. Полномочия адвоката на ведение административного дела в суде удостоверяются в соответствии с федеральным законом. 5. Полномочия других представителей на ведение административного дела в суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, — в ином документе.

Полномочия представителя также могут быть выражены в заявлении представляемого лица, сделанном в судебном заседании в устной форме, на что указывается в протоколе судебного заседания, или представленном в суд в письменной форме. При предъявлении к представителю квалификационных требований представитель должен представить в суд соответствующие документы, подтверждающие выполнение этих требований. 6. Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации.

7. Доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть им подписана и скреплена его печатью или может быть удостоверена в соответствии с частью 8 настоящей статьи. 8. Доверенности, выданные гражданами на ведение административного дела, удостоверяются нотариально или должностным лицом организации, в которой доверитель учится, работает или проходит службу, а также товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом, управляющей организацией по месту жительства доверителя, администрацией учреждения социальной защиты населения, в котором находится доверитель, и стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении. Доверенности, выданные военнослужащими, работниками воинских частей, соединений, учреждений, военно-учебных заведений или членами их семей, удостоверяются командиром (начальником) соответствующей части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения.

Доверенности лиц, находящихся в местах содержания под стражей или в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего учреждения.

Общие положения о представительстве в административном судопроизводстве Российской Федерации (Соловьев А.А.)

Институт судебного представительства, закрепленный в Кодексе административного судопроизводства РФ (далее — КАС, Кодекс), вызвал весьма активную полемику как среди практикующих юристов, так и в научном сообществе .——————————— См., например: Боннер А.Т. Административное судопроизводство в Российской Федерации: миф или реальность, или Спор процессуалиста с административистом // Закон. 2016. N 7. С. 24 — 51; Васильчикова Н.А.

Некоторые новеллы представительства в административном судопроизводстве // Ленинградский юридический журнал. 2016. N 1. С. 231 — 240; Казиханова С.С. Опасные новеллы института представительства по Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации // Законы России: опыт, анализ, практика.

2016. N 5. С. 21 — 25; Сахнова Т.В. Административное судопроизводство: проблемы самоидентификации // Арбитражный и гражданский процесс.

2016. N 9. С. 35 — 40; Соловьев А.А.

Квалификационные требования к представителям в административном судебном процессе (зарубежный опыт) // Вестник Финансового университета. 2016. N 2. С. 137 — 144; Стрельцова Е.Г. К вопросу о проблемах, порожденных действием КАС России // Законы России: опыт, анализ, практика.

2016. N 5. С. 56 — 60.Подтверждая принципиальную позицию об актуальности принятия Кодекса как нового и необходимого этапа развития отечественного процессуального законодательства, в настоящей статье автор постарается провести комплексный анализ норм, регламентирующих общие положения института судебного представительства при ведении административных дел (ст.

ст. 54 и 55 гл. 5 «Представительство в суде» данного нормативного правового акта).Итак, под представительством в административном процессе понимается процессуальная деятельность в суде одного лица (представителя) от имени и в интересах другого (доверителя, представляемого), осуществляемая на основании предоставленных представителю полномочий.

Иными словами, представитель совершает от имени и в интересах представляемого определенные действия, которые влекут возникновение, изменение или прекращение процессуальных правоотношений.Представительство допускается на всех стадиях административного судопроизводства и по всем делам, рассматриваемым в таком порядке.Часть 1 ст. 54 КАС содержит общее правило, согласно которому граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей.Важно отметить, что в отличие от материальных правоотношений представитель не замещает собой в процессе представляемое лицо, а личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.