Приказ петра 1 о новом годе


Приказ петра 1 о новом годе

Указы Петра I (Великого)


История УКАЗЫ ПЕТРА I (ВЕЛИКОГО) История России поведала миру об огромном вкладе Петра I в развитие России. Привезя знания и обычаи из-за границы, он внедрил новейшие реформы в жизнь простых россиян и дворян. Указы касались каждого, особенно когда речь заходила об этикете и поведении в обществе. Сегодня некоторые царские указы и реформы могут вызвать улыбку, но в те времена они были очень прогрессивными.

Указы Петра I – уникальные исторические документы, по которым можно получить представление о быте и нравах России начала ХVIII века.

Многие указы Петра I сегодня вызывают улыбку, но некоторые из них, по своей сути, не устарели и спустя три века тому назад.

ЦАРСКИЕ УКАЗЫ ПЕТРА I О ПРИЛИЧИЯХ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ. УКАЗ

«О ДОСТОИНСТВЕ ГОСТЕВОМ, НА АССАМБЛЕЯХ БЫТЬ ИМЕЮЩЕМ»

: 1) «МЫТУ СТАРАТЕЛЬНО, БЕЗ ПРОПУСКАНИЯ ОНЫХ МЕСТ». 2)

«БРИТУ ТЩАТЕЛЬНО, ДАБЫ НЕЖНОСТЯМ ДАМСКИМ ЩЕТИНОЮ МЕРЗКОЙ УРОН НЕ НАНЕСТИ»

.

3)

«ГОЛОДНУ НАПОЛОВИНУ И ПЬЯНУ САМУЮ МАЛОСТЬ, А ТО И ВОВСЕ»

. 4) «ОБРЯЖЕННЫМ ВЕЛЬМИ, НО БЕЗ ЛИШНЕГО ПЕРЕБОРУ, ОКРОМЯ ДАМ ПРЕЛЕСТНЫХ. ПОСЛЕДНИМ ДОЗВОЛЯЕТСЯ УМЕРЕННО КОСМЕТИКОЮ ОБРАЗ СВОЙ ОБОЛЬСТИТЕЛЬНО УКРАСИТЬ.

ОСОБЛИВО ГРАЦИЕЙ, ВЕСЕЛИЕМ И ДОБРОТОЙ ОТ ГРУБЫХ КАВАЛЕРОВ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМИ БЫТЬ». 5)

«В ОСВЕЩЕННОМ ЗАЛЕ, ВОЗНИКНУВ ВДРУГ – ДУХОМ НЕ ПАДАЙ, ТЕЛОМ НЕ ДУБЕЙ, НАПРОТИВ, — ОКРУГЛИВ РУКИ И НЕ МЕШКАЯ В КИПЕНИЕ ГОСТЕВОЕ СО РВЕНИЕМ ВКЛЮЧАЙСЯ»

.

6)

«В ГОСТИ ПРИДЯ, С РАСПОЛОЖЕНИЕМ ДОМА ОЗНАКОМЬСЯ ЗАРАНЕЕ НА ЛЕГКУЮ ГОЛОВУ, ОСОБЛИВО ОТМЕТИВ РАСПОЛОЖЕНИЕ КЛОЗЕТОВ, А СВЕДЕНИЯ ЭТИ В ТУ ЧАСТЬ РАЗУМА ОТЛОЖИ, КОЯ ВИНИЩУ МЕНЕЕ ОСТАЛЬНЫХ ПОДВЛАСТНА»

.

7)

«ЯСТВА УПОТРЕБЛЯЙ УМЕРЕННО, ДАБЫ БРЮХОМ ОТЯЖЕЛЕВШИМ ПРЕПЯТСТВИЯ ТАНЦАМ НЕ УЧИНЯТЬ»

.

8) «ЗЕЛЬЕ ЖЕ ПИТЬ ВВОЛЮ, ПОНЕЖЕ НОГИ ДЕРЖАТ. БУДЕ ОТКАЖУТ – ПИТЬ СИДЯ. ЛЕЖАЩЕМУ НЕ ПОДНОСИТЬ – ДАБЫ НЕ ЗАХЛЕБНУЛСЯ, ХОТЯ И БЫ И ПРОСИЛ. ЗАХЛЕБНУВШЕМУСЯ ЖЕ СЛАВА! ИБО СИЯ СМЕРТЬ НА РУСИ ИЗДРЕВЛЕ ПОЧЕТНА ЕСТЬ».

9)

«ЕЖЕЛИ МЕРЫ НЕ ЗНАЕШЬ – НА ДРУГА ПОЛОЖИСЬ, ОНЫЙ СТРАЖ ПОБОЛЕЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ БДЕНИЙ ИМЕЕТ»

.

10) «УПИТЫХ СКЛАДЫВАТЬ БЕРЕЖНО, ДАБЫ НЕ ПОВРЕДИТЬ, И НЕ МЕШАЛИ БЫ ТАНЦАМ. СКЛАДЫВАТЬ ОТДЕЛЬНО, ПОЛ СОБЛЮДАЯ, ИНАЧЕ ПРИ ПРОБУЖДЕНИИ КОНФУЗА НЕ ОБЕРЕШЬСЯ».

11)

«БЕДУ ПОЧУЯВ, НЕ ПАНИКУЙ, НО СКОРЫМ ШАГОМ СЛЕДУЙ В МЕСТО УПОМЯНУТОЕ, ПО ДОРОГЕ НЕ МЕШКАЯ И ВСЕ СИЛЫ УПОТРЕБЛЯЯ НА СОДЕРЖАНИЕ В КРЕПОСТИ ЗЛОДЕЙСКИ ПРЕДАВШЕГО ТЕБЯ БРЮХА»

.

12) «БУДУЧИ БЕЗ ЖЕНЫ, А ТО, НЕ ДАЙ БОГ, ХОЛОСТЫМ, НА ПРЕЛЕСТИ ДАМСКИЕ ВЗИРАЙ НЕ С ОТКРЫТОЙ ЖАДНОСТЬЮ, НО ИЗ ПОД ТИШКА — ОНИ И ЭТО ПРИМЕЧАЮТ.

НЕ СОМНЕВАЙСЯ – ТАКИМ МАНЕРОМ И ИХ УВАЖИШЬ, И НАХАЛОМ НЕ ПРОСЛЫВЕШЬ». 13)

«РУКАМИ ЖЕ ДЕЙСТВУЙ СИЛЬНО ОСТЕРЕГАЯСЬ И ТОЛЬКО ЯВНЫЙ ЗНАК ПОЛУЧИВ, ЧТО ОНОЕ ДОЗВОЛЯЕТСЯ, ИНАЧЕ КОНФУЗ СВОЙ НА ЛИЦЕ БУДЕШЬ НОСИТЬ ДОЛГО, ИБО ПОЩАДЫ НЕ ЗНАЮТ»

.

14) «БЕЗ ПЕНИЯ НЕТ ВЕСЕЛЬЯ НА РУСИ, НО ОНОЕ НАЧИНАЮТ ПО ЗНАКУ ХОЗЯЙСКОМУ.

Журнал ЖЖ

[Tags|]20 декабря 7208 г.

В РАЖ НЕ ВХОДИ, СОСЕДА СЛУШАЙ – РЕВЯ В ОДИНОЧКУ , УПОДОБЛЯЕШЬСЯ ОСЛИЦЕ ВАЛААМСКОЙ. МУЗЫКАЛЬНОСТЬЮ И СЛАДКОГОЛОСИЕМ, НАПРОТИВ СНИСКАЕШЬ МНОГИЕ ПОХВАЛЫ ГОСТЕЙ». 15) «ПОМНИ, СЕРДЦЕ ДАМСКОЕ ВЕЛЬМИ НА МУЗЫКУ ПОДАТЛИВО, ИСПОЛЬЗУЙ СИЁ, И ОБЛАСКАН БУДЕШЬ НЕПРЕМЕННО».
Петр I закрепил отступление от старой хронологии. Согласно указу вводилось новое летосчисление: от Рождества Христова, а не от создания мира. Дата Рождества Христова переносилась с 5500 на 5508 год от сотворения мира, в результате текущий 1708 год стал 1700 годом.7208 (1699) года декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец указал сказать:»Известно ему, великому государю, стало — не только что во многих европских християнских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею Церковью во всем согласны — как валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его, великого государя, подданные черкасы, и все греки, от которых наша вера православная принята — все те народы согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от Создания мира, за многую рознь и считание в тех летах.И ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настанет новый 1700 год, купно и новый столетний век.

И для того доброго и полезного дела указал (великий государь) впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова.А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в доме своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых — по образцам, каковы сделаны на Гостином дворе и у нижней Аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно.А людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить.

И чтоб то поспело ныне будущего января к 1 числу сего года, а стоять тому украшению января по седьмой день того ж 1700 года.Да января ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя с Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет — то по всем знатным дворам боярам, и окольничим, и думным, и ближним, и знатным людям палатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям каждому на своем дворе из небольших пушечек, если у кого есть, и из нескольких мушкетов или иного мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится.И по улицам большим, где пространство есть, января с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров, или хвороста, или соломы. А где мелкие дворы — собравшись по пять или шесть дворов такой огонь класть или, кто захочет, на столбиках поставить по одной, или по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполняя соломой или хворостом зажигать.

А перед Бурмистерской ратушей стрельбе и таким огням и украшению по их смотрению быть же».

Поменял осень на зиму.

Как Петр I перенес празднование Нового года

Яна Хватова 2884 При Петре Новый год начали отмечать зимой. © / Commons.wikimedia.org 1699 год в России длился всего 4 месяца. Так получилось потому, что главный русский реформатор, Петр I, решил перенести празднование Нового года с 1 сентября, как это было раньше, на 1 января.

Таким образом, 1 сентября на Руси отметили новый, 1699-й год, а уже 1 января встречали 1700-й.

Зачем царь перенес важную дату, и как прошла первая зимняя новогодняя ночь – в материале SPB.AIF.RU.

Как в Европе До конца XV столетия Новый год на Руси праздновали с приходом весны.

Эта традиция была пережитком, сохранившимся с древнеславянских времен: считалось, что в марте земля пробуждается от долгого сна и начинает набираться сил для приношения урожая. В 1495 году от языческого обычая решили отказаться. Новый год стали отмечать сентябре: люди верили, что именно в этом месяце Бог сотворил мир.
Праздник назывался не Новым годом, как сейчас, а «Первым днем во году».

Само торжество было довольно своеобразным.

На площади перед Кремлем в Москве проходило шествие, сопровождаемое колокольным звоном.

Во главе процессии шли царь с патриархом, за ним – бояре. После этого праздник заканчивался.

Так продолжалось на протяжении целых 200 лет.

Двухвековую традицию прервал Петр I. После своего путешествия по Европе молодой царь стал проводить кардинальные реформы, меняя привычный уклад жизни.

Не стало исключением и празднование Нового года.

1 сентября в России отпраздновали наступление нового, 1699 года, а 20 декабря Петр издал указ, согласно которому Новый год наступал 1 января – на восьмой день после католического Рождества, как в Европе. Веселье всю неделю Сначала народ воспротивился царскому приказу: менять устоявшуюся традицию никто не хотел.

Однако выбора у людей не было. Кроме переноса самой даты торжества, Петр ввел и новые атрибуты праздника, и следовать новым правилам нужно было в обязательном порядке.

Так, символом Нового года теперь были не колосья пшеницы, а вечнозеленые еловые ветки. Каждая семья должна была украсить ими свой дом в преддверии праздника и не убирать украшения вплоть до 7 января. Еловые ветки разрешалось заменить сосновыми и можжевеловыми.

В канун Нового года придворные ездили по столице и проверяли, все ли выполнили волю царя и украсили свои дома.

Тот, кто ослушался, карался штрафом. Также Петр пожелал, чтобы отныне люди поздравляли друг друга с Новым годом и отмечали праздник веселым пиршеством, а 1 января ходили друг к другу в гости. Сам царь тоже ездил по Москве с визитами. Он вместе со своей свитой посещал знатные дома, угощаясь у всех радушных хозяев по очереди.

По указу монарха, веселье должно было продолжаться всю неделю: на улицах проводили гуляния и жгли костры из дров, хвороста и смолы.

Год за 4 месяца Первый зимний Новый год прошел ярко и шумно.

В полночь в Москве раздался праздничный грохот пушек. Семьи, у которых пушек не было, стреляли в воздух из ружей и мушкетов, а при дворе состоялся грандиозный фейерверк.

Празднование Нового года при Петре I

История новогоднего праздника, отмечаемого в России ночью с 31 декабря на 1 января относится к 1699 году, времени правления Петра Первого. После возвращения царя из Великого посольства, так называется в историографии поездка Петра в Европу, которая длилась 15 месяцев, 27-летний царь издал приказ №1736.

В документе говорится о переходе на юлианский календарь и о празднике нового года 1 января. Год 7208 от сотворения мира стал 1700 от Рождества Христова. В связи с разницей в календарях было принято решение отсчитывать начало года с января месяца, а не с сентября, как было прежде.

Петр старался в один момент поменять уклад жизни страны. Приказ подданными выполнялся – праздник ведь.

Однако долгое время в документах обозначались две даты, по старому и новому календарю.

1 января было свободным от поста днем, а значит, ничего не мешало бурным празднованиям. Молодой царь Петр Первый в первый же год постановил продолжать непрерывное веселье ровно семь дней к ряду. В новогоднюю ночь на Красной площади устроили пышный парад и фейерверк. 1700-ый новый год, а также следующие четыре года главные празднования проводились в Москве, потом – в новой столице Санкт-Петербурге.

Празднование Нового года в начале XVIII века носило массовый народный характер. На площадях проводились маскарады, стреляли пушки, устраивались фейерверки, «огненные потехи и стрельба».

В указе Петра предписывалось украшать дома и подъезды еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветками.

“…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…” Каждое новогоднее украшение имело свое значение.

Яблоки были символом плодородия, орехи – непостижимости божественного бытия. После смерти неутомимого императора на какое-то время украшать еловые ветви перестали.

Только на трактирах эти элементы новогоднего убранства оставили, причем находились там они на протяжении всего года – так и появилось название «елки-палки». Стоит отметить, что к новому зимнему празднику подданные Петра Первого были готовы, так как ранее в эти дни отмечались святки.

Гуляния, костры, катания на санях, хороводы, гадания, все это переплелось с привнесенными Петром нововведениями.

Вечер, предшествующий новогодней ночи, получил название «щедрый».

Было принято накрывать насколько можно богатый и красивый стол. Хозяева относились к организации стола с большим вниманием, так как он олицетворял достаток, ожидающий семью в следующем году.

Главным блюдом в богатых семьях часто становился молодой поросенок, зажаренный на вертеле.

Для любопытствующих привожу изображение исторического документа и интереснейший текст, в котором слышим прямую речь конца XVII века, а именно приказ Петра Первого за номером 1736: “7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать:

Царь и елка. Зачем Петр I перенес Новый год на 1 января

Елена Ляшенко 67754 © / Mariluna / Commons.wikimedia.org Русский Новый год – праздник, вобравший в себя обычаи язычества, христианства и европейского просвещения.

20 декабря 1699 года вышел указ императора Петра I «О праздновании Нового года», в одночасье перебросивший всю страну на три месяца вперед – привыкшие к сентябрьской встрече нового года россияне 1700 год должны были встречать уже 1 января.

SPB.AIF.RU рассказывает, как это было. Языческое эхо До конца XV века завершением годичного цикла на Руси считалась весна (такие же представления до сих пор бытуют в некоторых странах Средней Азии).

До принятия православия праздник этот был связан исключительно с языческими поверьями. Славянское язычество, как известно, было тесно переплетено с культом плодородия, поэтому новый год встречали тогда, когда земля пробуждается от зимнего сна – в марте, с первым весенним равноденствием. Ему во время зимнего солнцеворота предшествовали 12-дневные «Коляды», от которых до наших дней дошла традиция «ряжеными» ходить по домам и петь песни, разбрасывая у порога зерно.

И сегодня во многих отдаленных уголках России и СНГ «ряженым» принято отдавать блины и кутью, а в древности эти блюда выставляли на окна, чтобы задобрить духов. С принятием православия обрядовая сторона встречи нового года, конечно, изменилась. Православная церковь долгое время не придавала ему большого значения, но в 1495 году добралась и до этого праздника – он был официально назначен на 1 сентября.

В этот день в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Празднование открывали патриарх и царь на соборной площади московского Кремля, их шествие сопровождалось колокольным звоном. С конца XVII века царь и свита выходили к народу в самых нарядных одеждах, то же было велено делать и боярам.

Выбор пал на сентябрь, поскольку считалось, что именно в сентябре Бог сотворил мир.

За исключением торжественной церковной службы, Новый год отмечали как любой другой праздник – с гостями, песнями, плясками и угощением. Назывался он тогда иначе – «Первый день во году».

Зима близко Традиция сохранялась почти 200 лет, после чего в жизнь русского народа ворвался вихрь перемен по имени Петр Алексеевич Романов. Как известно, молодой император почти сразу после восхождения на престол начал жесткие реформы, направленные на искоренение старых традиций. Попутешествовав по Европе, он вдохновился голландской манерой отмечать Новый год.

Кроме того, вышагивать в расшитом золотом облачении по соборной площади ему совсем не хотелось – хотелось того веселья, что он видел за границей. 20 декабря 1699 года (по старому летоисчислению это был 7208 год), на пороге нового столетия, император издал указ, гласивший:

«…Волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года»

.

Указ был длинным и очень подробным.

Приказ петра 1 о новом годе

« Координатная точка правило Как удерживать алименты с зарплаты » Автор: admin | 27.02.2018 — 01:00 |27.02.2018 Статьи Как рубили бороды и праздновали Новый год Как Петр I попытался сделать празднование Нового года в России более европейским Ровно 315 лет назад Петр I запретил праздновать Новый год в сентябре и перенес торжества на 1 января. Отдел науки «Газеты.Ru» рассказывает о том, как это произошло. Как празднуют Новый год в разных странах мира В суровые допетровские лета Новый год на Руси выглядел иначе.

Тогда страна жила по другому календарю и летоисчисление вела от сотворения мира. Сначала наступление нового года отмечали в марте, что было продолжением традиции, существовавшей еще во времена Римской империи. Данный календарь называли «константинопольским» или «ультрамартовским».

Со временем государство окрепло, появилась концепция «Москва — Третий Рим», а вслед за этим последовала и смена календаря. С 1492 года на Руси был введен «византийский» календарь: согласно ему новый год начинался 1 сентября.

Впрочем, даже это не мешало крестьянам ориентироваться на весеннее равноденствие и практиковать ритуалы, представлявшие собой пережитки язычества. Против такого не возражала церковь, благо многие праздники язычников совпадали с церковными и теряли свой прежний окрас.

И так продолжалось из года в год до тех самых пор, пока на престол не взошел Петр I. В 1689 году он начал править самостоятельно, а в 1697 году снарядил Великое посольство, в ходе которого посетил множество европейских держав. Во время этих поездок Петр I смог убедиться в том, что в России все не слава богу.

В том числе и празднование Нового года, тогда именовавшегося не иначе как «Первый день во году».

В 1698 году Петр I возвращается в Россию, чтобы подавить восстание стрельцов, а спустя год — 20 декабря 1699 года — издал указ №1736 «О праздновании Нового года». Наука не знает лекарства от всех симптомов похмелья разом Сначала Петр I мотивировал свое решение —

«не только что во многих европских християнских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею Церковью во всем согласны — как валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его, великого государя, подданные черкасы, и все греки, от которых наша вера православная принята — все те народы согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от Создания мира»

.

Стране предстояло отпраздновать новый 1700 год 1 января.

А ведь прошло всего лишь два месяца с тех пор, как жители тогдашней России успели справить этот праздник, правда, тогда они подразумевали 7209 год. Кроме того, Петр I приказал взять за правило и прогрессивные европейские традиции —

«перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых»

, «людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить», а также «учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится».

Указ «О праздновании Нового года»

7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать: Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, января с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года. А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.

Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же. � Документ � 30.12.2017 Лучшее за Неделю Месяц Какими были «традиционные» представления о союзе мужчины и женщины в Средние века?

Что слушали, ели и как лечились жители старой Европы?

  1. Месяц
  2. Неделю
  1. Месяц
  2. Неделю
  1. � Статьи

Как Пётр I научил Россию праздновать Новый год по-другому

× × 20 декабря 1699 года Пётр I подписал указ о переходе России на новое летосчисление — с тех пор Новый год стали отмечать не 1 сентября, а 1 января, как в Европе.

Именно тогда 7209 год стал годом 1700-м, а в России стали появляться новые, уже более привычные нам традиции празднования главного торжества зимы. «Парижский словарь московитов» XVI века одним из первых сохранил русское название новогоднего праздника: «Первый день во году». Сначала началом нового года на Руси было первое марта, а с 1492 года — первое сентября (по юлианскому календарю).

Тогда летосчисление велось с момента сотворения мира. А сама встреча Нового года, разумеется, была далека от современной.

Камерные и строгие во всех отношениях новогодние церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья» в московском Кремле выглядели примерно так: на соборной площади устраивался большой помост, покрытый персидскими и турецкими коврами, рядом — между Архангельским собором и Иваном Великим — на помосте устанавливали три аналоя для Евангелий и икон, перед ними ставили большие свечи, а также стол с серебряной чашей для освящения воды. Напротив располагались два места — для патриарха и царя, в обязательном порядке выходившего в Большом царском наряде.

Многочисленная царская свита также блистала роскошью — сопровождающие были облачены в золото и парчовые одежды.

Соборная площадь пестрела различным людом. На помосте от Благовещенского до Архангельского собора стояли сокольники, стряпчие и дворяне, а за ними гости. Между Благовещенским и Успенским соборами располагались стольники младших разрядов, за ними дьяки, полковники и стрелецкие.

А дальше начиналась служба: духовные лица по двое подходили к царю и патриарху, после чего в дело шли поздравительные речи — непременно с низким поклоном до земли.

Выслушав все поздравления, царь уходил на обедню в Благовещенскую церковь. Ни о каких народных гуляниях, ёлках и новогодних украшениях тогда ещё не шло и речи.

Всё изменило решение Петра, который как раз накануне вернулся из путешествия по Европе и повелел перестроить празднование Нового года по образцу, принятому «не только во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всём согласны».

…волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, января с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года

LJ Magazine

20 декабря 7208 г. Петр I закрепил отступление от старой хронологии.

Согласно указу вводилось новое летосчисление: от Рождества Христова, а не от создания мира. Дата Рождества Христова переносилась с 5500 на 5508 год от сотворения мира, в результате текущий 1708 год стал 1700 годом.7208 (1699) года декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец указал сказать:»Известно ему, великому государю, стало — не только что во многих европских християнских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею Церковью во всем согласны — как валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его, великого государя, подданные черкасы, и все греки, от которых наша вера православная принята — все те народы согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от Создания мира, за многую рознь и считание в тех летах.И ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настанет новый 1700 год, купно и новый столетний век. И для того доброго и полезного дела указал (великий государь) впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова.А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в доме своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых — по образцам, каковы сделаны на Гостином дворе и у нижней Аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно.А людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить.

И чтоб то поспело ныне будущего января к 1 числу сего года, а стоять тому украшению января по седьмой день того ж 1700 года.Да января ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя с Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет — то по всем знатным дворам боярам, и окольничим, и думным, и ближним, и знатным людям палатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям каждому на своем дворе из небольших пушечек, если у кого есть, и из нескольких мушкетов или иного мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится.И по улицам большим, где пространство есть, января с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров, или хвороста, или соломы.

А где мелкие дворы — собравшись по пять или шесть дворов такой огонь класть или, кто захочет, на столбиках поставить по одной, или по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполняя соломой или хворостом зажигать. А перед Бурмистерской ратушей стрельбе и таким огням и украшению по их смотрению быть же».

Этот день в истории: 1699 год — указ Петра I о переносе Нового года

20 декабря 1699 года русский царь Петр I подписал указ о переходе России на новое летосчисление и переносе празднования начала года с 1 сентября на 1 января. Благодаря этому, в XVIII век Россия вступила 1 января 1700 года.

До XV века на Руси не было единой даты начала нового года. Он начинался не с января, как в настоящее время, а с 1 марта (как в республиканском Древнем Риме), или с 1 сентября как в Византии, по юлианскому календарю. Положение изменилось в 1492 году — официальной датой для Нового года становится 1 сентября, в соответствии с церковным календарём.

Само празднование представляло из себя скорее церковную церемонию, чем народное гулянье.

В Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Начиналась служба, митрополиты, архиепископы, епископы и другие духовные лица подходили по двое с поклоном к царю и патриарху. После службы патриарх обращался с длинной «здравственной» речью к царю.

После окончания действа царь уходил на обедню в Благовещенскую церковь. Ужасно не любивший всякие официальные пышные церемонии Петр, своим указом отменил весь этот порядок и повелел отмечать Новый год на европейский манер. Согласно этому указу, 1 января 1700 года следовало украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, по образцам, выставленным в Гостином дворе, в знак веселья обязательно поздравлять друг друга с Новым годом и столетием.

На Красной площади был устроен фейерверк, пушечные и ружейные салюты, а москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. 6 января празднества окончились крестным ходом на Иордань.

Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом. Боярам и служилым людям было велено облачиться в европейские костюмы — венгерские кафтаны.

И женщины должны были быть также одеты в иноземное платье. Стоит сказать, что новые новогодние традиции прижились в нашей стране довольно быстро, ведь раньше в ту пору на Руси отмечали один из самых любимых периодов года — Большие зимние святки. И многие старые обряды — веселые карнавалы, проделки ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг елки — хорошо вписались в ритуал встречи Нового года.

С тех пор этот праздник закрепился в российском календаре и дошел до наших дней.

Указ Петра I №1736 «О праздновании Нового года»

2249 Views , , Текст указа , положившего начало празднованию Нового Года в России (издан накануне наступления 1700 года). 7208 году (1699 – по летоисчислению от Рождества Христова прим.

СДГ) декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать: Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.