Принципы федеративного устройства


Принципы федеративного устройства

Принципы федеративного устройства России


PAGE \* MERGEFORMAT 2 Содержание: Введение………………………………………………………………3 Глава 1. Федеративное устройство России………………………………4

  • Развитие федеративного устройства России………………………….4
  • Федеративное устройство современной России…………………….6

Принципы федеративного устройства России

В основе федеративного устройства России заложена система принципов, которые обусловлены её демократической сущностью.

Данные принципы выступают исходными началами в территориальном устройстве не только в целом государства, но и субъектов РФ. Согласно статье 5 Конституции РФ к принципам федеративного устройства России относятся: – принцип государственной целостности России; – принцип единства системы государственной власти; – принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ; – принцип равноправия и самоопределения народов в России; – принцип равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях со всеми федеральными органами госвласти.

1. Государственная целостность России. Данный принцип федеративного устройства предполагает, что РФ состоит из государственно-территориальных и государственно-национальных образований, которые сформированы для достижения общих целей при помощи федеральной власти.

Данный принцип предполагает общее стремление всех субъектов РФ к государственному, политическому, экономическому и социальному единству, что находит выражение в государственной целостности России. Она обеспечивается: – принципом целостности и неприкосновенности территории страны; – единством экономического пространства, которое не разрешает устанавливать таможенные границы, вводить пошлины и сборы, создавать какие-либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и денежных средств; – принципом верховенства Конституции РФ и федеральных законов на территории всей России; – единым гражданством Российской Федерации; – лишением субъектов РФ права на выход из состава Федерации либо иного изменения собственного статуса без согласия Российской Федерации, так как одностороннее решение подобного рода вопросов создает угрозы для государственной целостности России и единства системы государственной власти.

2. Единство системы государственной власти. Этот принцип федеративного устройства выступает одной из гарантий государственной целостности России. Единство системы госвласти находит выражение в наличии единого органа либо системы органов, которые в своей совокупности составляют высшую госвласть.

Все юридические признаки единства системы государственной власти проявляются в том, что совокупность компетенций госорганов включает все полномочия, которые нужны для реализации функций государства. А определенные органы данной системы не вправе предписывать одним и тем же субъектам при одинаковых обстоятельствах взаимоисключающие правила для поведения.

В России государственная власть осуществляется системой, в которую включены следующие федеральные госорганы – Президент РФ, исполнительные, законодательные и судебные органы, а также все госорганы субъектов РФ. 3. Разграничение предметов ведения и полномочий между отдельными органами государственной власти РФ и субъектов РФ. Согласно данному принципу федеративного устройства России построение системы органов госвласти основывается на принципе разделения властей

Федеративное государство: понятие и признаки.

Принципы федеративного устройства РФ

Понятие и признаки федеративного государстваФедеративным государством признается такое сложное государство, в составе которого имеются другие государства или государственные образования — субъекты федерации, обладающие определенным государственным суверенитетом, своим законодательством и высшими органами власти.По способу образования различают федерации:

  1. договорные;
  2. конституционные.

Договорная федерация создается путем соглашения несоюзных государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государства — участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами. Таким путем в 1922 г. был создан СССР.Конституционная федерация создается путем образования федеративного государства на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства.

Именно конституционной федерацией и была РСФСР, созданная в 1918 г., и остается современная Россия. При этом следует иметь в виду, что в конституционных федерациях возможно существование федеративного договора, однако это не делает их договорными.Основным разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты федерации до образования нового федеративного государства:

  1. если они были самостоятельными, суверенными государствами — это договорная федерация;
  2. если нет — конституционная.

Государственное устройство России основывается на принци­пе федерализма. Это означает, что государство состоит из не­скольких равноправных субъектов, некоторые из которых (рес­публики) называются в Конституции РФ государствами.

Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются не­зависимыми государствами — в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъек­тами международного права.Понятию «федерация» противостоит понятие «унитарное го­сударство», т. е. такое государство, которое управляется центра­лизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства тоже имеется в РФ — унитарными (по своему внутреннему устрой­ству) являются республики — субъекты РФ.Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст.

5 Конституции, следующие:

  • РФ состоит из республик, краев, облас­тей, городов федерального значения, автономной области, авто­номных округов — равноправных субъектов Федерации;
  • республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты — устав и законодательство;
  • федеративное устройство основано на государственной цело­стности, единстве системы государственной власти, разграниче­нии предметов ведения и полномочий между органами государ­ственной
  • Федеративное устройство

    Понятие и принципы федеративного устройства • Становление и развитие России как федеративного государства ? Конституционно-правовой статус Российской Федерации ?

    Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации • Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектами Российской Федерации я Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации я Конституционно-правовые основы защиты малочисленных народов и национальных меньшинств в Российской Федерации Перечень компетенций Территориальное устройство государства представляет собой систему взаимоотношений между государством в целом и его отдельными составными частями.

    Существуют две формы государственного устройства — унитарная и федеративная. Основные различия между ними заключаются в составе и способах разграничения компетенции между центром и территориальными частями. Так, унитарное государство состоит из административно-территориальных единиц.

    Компетенция административно-территориальных единиц устанавливается текущими актами центральной власти. Федеративное государство состоит из политически самостоятельных образований — субъектов федерации. Разграничение компетенции между центральной властью и субъектами федерации осуществляется на уровне конституции либо путем заключения федеративных договоров.

    Таким образом, суть федерации заключается в том, что в ней разграничена власть между центром и составляющими территориальными частями государства. По своему территориальному устройству Россия является федеративным государством. Согласно ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.
    Федеративное государство — это сложное союзное государство, состоящее из относительно самостоятельных государствоподобных образований (субъектов федерации). Для Российской Федерации характерны общие для всех федеративных государств признаки:

    1. • федерация состоит из относительно самостоятельных образований — субъектов федерации. При этом субъекты федерации не
    2. • территориальная целостность, территориальное единство;

    обладают суверенитетом, не имеют права одностороннего выхода из состава федерации;

    1. • двухуровневая система законодательства: имеется федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации.

      При этом субъекты федерации обладают правом на принятие собственных учредительных актов — уставов, конституций;

    2. • существует разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами;
    3. • двухуровневая система органов государственной власти: наличие федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации. При этом имеется представительство субъектов федерации в федеральных органах государственной власти. Как правило, это выражается в наличие двухпалатного парламента, одна из палат которого состоит из представителей субъектов федерации;

    Понятие и принципы федеративного устройства России

    » 1.

    Федерация – одна из разновидностей государственного устройства (другой его вид – унитарное ). Государственное устройство является в свою очередь элементом (наряду с и ). Государственное устройство характеризует строение государства, его структуру (в территориальном аспекте).

    государства – это его политико-территориальная организация. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение составных частей – субъектов Федерации, их взаимоотношения с государством в целом.

    По своему устройству Российская Федерация – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов.

    Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, .

    Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены РФ (гл.

    3). Государственное устройство Российской Федерации в течение своей уже довольно длительной истории претерпело неоднократные изменения, в том числе и существенные. Как известно, Российская Федерация долгое время (1922-1991 гг.) входила в качестве суверенной союзной республики в состав другого федеративного государства – Союза ССР, объединявшего 15 союзных республик. был создан на основной части территории бывшей Российской империи, представлявшей собой многонациональное государство.

    Исторически первой была образована Российская Федерация (тогда РСФСР), которая в 1922 г. объединилась с тремя другими республиками (Белоруссией, , Закавказской Федерацией); они и положили начало Союзу ССР. Российская Федерация развивалась ранее как федерация, основанная на автономии.

    Со временем изменилась численность автономных образований в ее составе, менялся их статус.

    Известно, что в истории национально-государственного устройства российской Федерации были мрачные страницы, искажения, деформации национальной политики. В годы культа личности Сталина некоторые народы были репрессированы, насильственно переселены, их национально-государственные образования упразднены, перекраивались границы. В наше время эти репрессии были признаны преступными и Верховным Советом СССР, и Законом РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 г.

    (с изменениями и дополнениями от 1 июля 1993 г.).* народов восстановлены, воссозданы и их национально-государственные образования.

    * ВВС. 1991. №18. Ст.572; 1993. №32. Ст. 1230. В последнее время происходили существенные изменения в национально-государственном устройстве России. Многие автономные республики провозгласили государственный суверенитет; в настоящее время они рассматриваются как республики в составе Российской Федерации.
    В республики было преобразовано большинство автономных областей.

    Провозглашение государственного суверенитета не означало выхода из состава Российского государства, однако, имелись примеры заявлений со стороны органов власти некоторых республик об этом, о провозглашении независимости. Однако провозглашенная ими в одностороннем порядке (вопреки Конституции Российской Федерации) независимость не получила официального, в том числе международного, признания.

    Основные черты и принципы федеративного устройства РФ.

    Стр 24 из 38 РФ является многонациональным государством, поэтому наиболее естественной формой государственного устройства является федеративная. Территория России делится на отдельные, самостоятельные (в пределах своей компетенции), равноправные субъекты РФ. Их согласно Конституции РФ – 89.

    Принципы федеративного устройства РФ: 1) государственная целостность РФ; 2) единство системы органов государственной власти; 3) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; 4) равноправие и самоопределение народов в РФ. Государственная целостность РФ предполагает такое государственное устройство, при котором: 1) обеспечивается целостность и неприкосновенность территории РФ; 2) действует единое гражданство РФ; 3) устанавливается единое экономическое пространство и использование единой денежной единицы – рубля; 4) гарантируется верховенство Конституции РФ и федеральных законов по отношению к нормативным актам субъектов РФ; 5) действуют федеральные органы государственной власти и провозглашается единство систем государственной власти; 6) государственные образования рассматриваются как находящиеся в составе РФ, территория каждого из них является неразрывной частью территории России; 7) вопросы федеративного устройства отнесены к исключительной прерогативе РФ; 8) отсутствует право выхода субъектов РФ из ее состава.

    Принцип единства системы органов государственной власти тесно связан с принципом государственной целостности РФ.

    Он обеспечивает суверенитет РФ на всей ее территории. Единственным источником власти согласно этому принципу является многонациональный народ РФ.

    Единая система органов государственной власти означает, что: 1) органы государственной власти субъектов РФ формируются аналогично федеральным в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (например, в субъектах РФ учреждаются высшие органы власти субъекта РФ: высший исполнительный орган власти, высшее должностное лицо и законодательный (представительный) орган; 2) существует вертикальная подчиненность федеральных органов государственной власти субъектов РФ перед высшими органами власти РФ (например, органы прокуратуры имеют непосредственную подчиненность Генеральной Прокуратуре РФ на всей территории РФ, а суды РФ представляют единую систему судебной власти РФ). Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ обеспечивает необходимую самостоятельность и полновластие государственных органов в установленных пределах, недопустимость произвола в их деятельности и уважительное отношение к решениям, принятым ими в пределах своей компетенции. Разграничение полномочий РФ и ее субъектов осуществляется Конституцией РФ, федеральными законами и федеративными договорами.

    Россия – многонациональная страна, поэтому принцип равноправия народов является одним их основополагающих, обеспечивая право всех народов на сохранение своих культурно-исторических традиций.

    Федеративное устройство: понятие, принципы, общая характеристика

    .

    Федеративное устройство является одной из форм территориальной организации государства.

    Она присуща странам, занимающим большую территорию, в которых проживают люди различных национальностей или верований. Мы постараемся в этой статье ответить на вопросы, что представляет собой федеративное устройство, каковы особенности государств с подобной формой организации и как оно работает на практике.

    Форма территориального устройства является одной из трех характеристик властных органов государства и способов их взаимодействия между собой.

    Для того чтобы определить, является страна унитарной, федеративной или представляет собой конфедерацию, необходимо ответить на три вопроса. Во-первых, нужно установить, как, каким образом и в каком порядке решения высших центральных органов власти доводятся до населения государства.

    Во-вторых, необходимо узнать, кто уполномочен на всей территории страны и на местах реализовывать предписания государственного уровня. В-третьих, нужно определить, как организовываются местные органы власти, и также обладают ли они какими-либо суверенными полномочиями. Форма территориального устройства зачастую прописывается в официальных названиях государств.

    Также указание на нее можно найти в основных законах (конституциях). Теория государства и права выделяет два классических вида государств – простые и сложные. Первый способ осуществление государственной власти по-научному называют унитарной формой территориального устройства.

    Второй же традиционно именуется федерацией. Таким образом, все государства также делятся на унитарные и федеративные.

    характеризуется рядом признаков. Во-первых, властные органы в таких странах едины для всех, несмотря на то, что территория может быть поделена на любые части (к примеру, губернии, области, земли и другие).

    Во-вторых, единицы государства одного и того же уровня при унитарной форме имеют одинаковое положение в отношениях с высшей властью. В-третьих, территориальные части не обладают признаками суверенитета.

    Так, они не имеют права выхода их государства. Не могут они и издавать свои конституции, предоставлять другое, дополнительное гражданство.

    В-четвертых, в таких государствах воля высших властных органов имеет распространение на всей территории страны. Унитарный способ – это самое простое решение для реализации власти.

    Если унитарная форма наиболее эффективна и проста в применении, то почему на протяжении всей человеческой истории возникали и другие способы территориального устройства? Существует целый перечень объективных и субъективных тому причин.

    Во-первых, все зависит от населения страны.

    Если оно однородно, на территории государства проживают

    Понятие и принципы федеративного устройства России

    1.

    Федерация – одна из разновидностей государственного устройства (другой его вид – унитарное государство). Государственное устройство является в свою очередь элементом формы государства (наряду с формой правления и политическим режимом). Государственное устройство характеризует строение государства, его структуру (в территориальном аспекте).

    Федеративное устройство Российского государства – это его политико-территориальная организация. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение составных частей – субъектов Федерации, их взаимоотношения с государством в целом.

    По своему устройству Российская Федерация – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

    Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ (гл. 3). Государственное устройство Российской Федерации в течение своей уже довольно длительной истории претерпело неоднократные изменения, в том числе и существенные. Как известно, Российская Федерация долгое время (1922-1991 гг.) входила в качестве суверенной союзной республики в состав другого федеративного государства – Союза ССР, объединявшего 15 союзных республик.

    СССР был создан на основной части территории бывшей Российской империи, представлявшей собой многонациональное государство. Исторически первой была образована Российская Федерация (тогда РСФСР), которая в 1922 г. объединилась с тремя другими республиками (Белоруссией, Украиной, Закавказской Федерацией); они и положили начало Союзу ССР.

    Российская Федерация развивалась ранее как федерация, основанная на автономии.

    Со временем изменилась численность автономных образований в ее составе, менялся их статус. Известно, что в истории национально-государственного устройства российской Федерации были мрачные страницы, искажения, деформации национальной политики. В годы культа личности Сталина некоторые народы были репрессированы, насильственно переселены, их национально-государственные образования упразднены, перекраивались границы.

    В наше время эти репрессии были признаны преступными и Верховным Советом СССР, и Законом РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 г. (с изменениями и дополнениями от 1 июля 1993 г.).* Права народов восстановлены, воссозданы и их национально-государственные образования. * ВВС. 1991. №18. Ст.572; 1993.

    №32. Ст. 1230. В последнее время происходили существенные изменения в национально-государственном устройстве России. Многие автономные республики провозгласили государственный суверенитет; в настоящее время они рассматриваются как республики в составе Российской Федерации. В республики было преобразовано большинство автономных областей.

    Провозглашение государственного суверенитета не означало выхода из состава Российского государства, однако, имелись примеры заявлений со стороны органов власти некоторых республик об этом, о провозглашении независимости.

    newinspire

    Ключевые слова: характеристика, принцип, федеративного, устройства, РФ Федеративное устройство РФ основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью.

    Эти принципы являются исходными началами территориального устройства не только самой Федерации, но и ее субъектов. К ним, согласно Конституции РФ (ст.

    5), относятся: государственная целостность РФ; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов в РФ; равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с фед. органами гос. власти. 1. Государственная целостность РФ. Российская Федерация состоит из государств, государственно-территориальных и национально-государственных образований, созданных для достижения общих целей с помощью федеральной власти.

    Это предполагает стремление субъектов РФ к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в гос. целостности РФ. Каждому подлинно федеративному государству свойственно унитарное начало.

    Это начало не противоположно федерализму.

    Такой противоположностью является абсолютно единое государство. Унитаризм и федерализм есть те две основные силы, которые действуют внутри федеративного государства и определяют его действительный облик в зависимости от преобладания одной из них.

    Однако ни одна из этих составляющих не теряет своего влияния полностью. Если исчезнет унитарное начало, то федеративное государство подвергнется опасности дезинтеграции, и наоборот, если нежизненным оказывается федерализм, федеративное государство превращается в полностью единое. Государственная целостность РФ обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ; единым гражданством РФ; отсутствием у субъектов РФ права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия РФ, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу государственной целостности России, единству системы государственной власти.

    2. Единство системы государственной власти. Единство системы государственной власти — одна из гарантий государственной целостности РФ.

    Одновременно это единство выступает в качестве одного из важнейших проявлений суверенитета РФ.

    Единство системы государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть.

    Юридические признаки единства системы государственной власти состоят в том, что совокупная компетенция государственных органов охватывает все полномочия, необходимые для осущ-я функций государства, а те или иные органы этой системы не могут предписывать одновременно одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.

    Федеративное устройство России: понятие, принципы, общая характеристика

    Понятие федеративного устройства РоссииПод государственным устройством понимается политико-тер­риториальная организация власти, определяющая правовое поло­жение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью.

    Следовательно, государственное устройст­во определяет меру централизации и децентрализации власти (соотношение между частями и между частями и целым).Основные формы государственного устройст­ва:

      унитарная; федеративная; конфедеративная.

      ПодробнееУнитарное государство — это единое государство, внутри кото­рого нет государственных образований, а административно-тер­риториальные единицы не обладают политической самостоятель­ностью. Большинство государств мира приняли именно эту фор­му государственного устройства.Федеративное государство — это союз государственных обра­зований, каждое из которых обладает определенной самостоя­тельностью.

      Субъекты такого союзного государства имеют одина­ковый статус и равные права.Теоретически можно себе представить еще одну форму госу­дарственного устройства — конфедерацию, которая предполагает объединение нескольких суверенных государств. Но такое объе­динение носит уже не государственно-правовой, а международ­но-правовой характер. В прошлом конфедерациями были США, Швейцария, Германский Союз, ныне такое устройство формаль­но сохраняют Канада, Швейцария, хотя по сути они давно пре­вратились в федерации.

      Идея создания конфедерации иногда вы­двигалась как способ преодоления раскола в прошлом единых государств (например, Кореи, СССР), но эта идея нигде не была реализована.Федеративное государство — это только общая форма госу­дарственного устройства, а ее конкретное содержание — полити­ческое и правовое — весьма неоднородно.

      Сами федерации, пра­вовой статус и объем полномочий их субъектов формировались в разных условиях и с разными целями, а потому во многом не­одинаковы.Федеративные государства юридически закрепляют добро­вольность объединения народов, но, как правило, не предусмат­ривают права выхода того или иного субъекта федерации из сою­за. Субъекты федерации добровольно ограничивают свою компе­тенцию в пользу федерации и признают высшую юридическую силу федеральной конституции и законов. Сами эти субъекты яв­ляются унитарными государствами, хотя внутри их могут созда­ваться автономные образования.Труднейшей проблемой федеративного устройства является распределение компетенции между федеральной властью и вла­стью в субъектах федерации.

      Трудности связаны с тем, что субъекты федерации порой претендуют на чрезмерную само­стоятельность или даже на статус государственных образований с суверенитетом. В любом случае они обычно обладают своей конституцией, органами государственной власти, гражданством.