Проблемы выявления преступлений совершенных сотрудниками овд


Оглавление:

Евразийский юридический портал


АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРАВОКиселев Н. Н.В представленной статье рассматриваются актуальные вопросы организации оперативно- розыскной деятельности подразделений ЭБиПК по выявлению и раскрытию преступлений коррупционной направленности.

Существующие проблемы представлены и рассмотрены автором с учетом его практической деятельности в органах внутренних дел, в том числе и по данной линии работы.

В процессе выявления преступлений коррупционной на­правленности оперативные подразделения ОВД сталкиваются с определенными проблемами.

Практика показывает, что в ходе проведения оперативно­розыскного мероприятия (ОРМ) «оперативный эксперимент» в целях проверки первичной информации о вымогательстве взятки создаются такие ситуации (обстоятельства и объекты преступных посягательств), в которых лицо, подозреваемое в подготовке или совершении преступления, находится перед добровольным выбором совершения преступных действий или отказа от них. При проведении оперативного эксперимента по фактам взяточничества достаточно часто возникает вопрос — как и по каким критериям определить, когда действия оперативных сотрудников и иных участвующих лиц, направленные на изо­бличение взяточника, являются законными, а когда — противо­правными. Речь идет о провокации взятки, подстрекательских действиях сотрудников правоохранительных органов на при­нятие предмета взятки.

Провокация взятки в уголовном законе (ст. 304 УК РФ) определена как попытка передачи должностному лицу без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказание ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа.

В контексте сказанного А. А. Илюшин, отмечает, что при­знаки состава преступления, предусмотренного ст. 304 УК РФ (провокация взятки) описаны не в полном объеме. Разделяя точку зрения А. А. Илюшина, мы считаем, что признаки состава преступления «Провокация взятки» описа­ны не в полном объеме, в частности, использование в тексте такого не отвечающего смыслу запрета оборота, как «попытка передачи», затрудняет установление точного содержания со­ответствующего запрета.

Высший судебный орган, давая разъяснения о примене­нии данной статьи, ограничил пределы ее действия, указав на обстоятельства, установление которых препятствует вмене­нию соответствующего состава преступления. Пленум Вер­ховного Суда РФ в п.

25 Постановления от 10 февраля 2000 г. № 6

«О судебной практике по делам о взяточничестве и ком­мерческом подкупе»

разъяснил, что преступление, предусмо­тренное ст. 304 УК, является оконченным с момента попытки передачи денег или иных материальных ценностей либо по­пытки оказания услуг имущественного характера.

Однако сло­во «попытка» может быть расценено практикой как действие, не завершенное по обстоятельствам, не зависящим от воли передающего лица.

Многие исследователи указывают, что не существует еди­ного мнения о сущности и организационно-правовой спец­ифике проведения «оперативного эксперимента», а в области исследования понятия «провокация» образовался «вакуум».

Психологический анализ преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел

87 преступления (АППГ -82, +11,2%).

При этом уровень преступности на 1000 сотрудников составил 2.5 (+1,5% от АППГ). В 2011 году сотрудники ОВД Республики Татарстан совершили80 преступления (АППГ -87, -9,2%). При этом уровень преступности на 1000 сотрудников составил 2.6 (+1% от АППГ). В 2012 году сотрудники ОВД Республики Татарстан совершили73 преступления (АППГ -80, -8,2%).

При этом уровень преступности на 1000 сотрудников составил 2.7 (+2% от АППГ).

Кроме того выявляется огромное количество правонарушений и дисциплинарных проступков. Как известно, под лежачий камень вода не течет.

Для всех явлений и фактов, как известно, нужны предпосылки.

Мы в своей работы исходим из того, что сотрудник ОВД хотя и имеет особый статус и образ жизни, остается таким же обычным человеком, закономерности и механизмы поведения и психических процессов которого ничем не отличаются от других людей. В подтверждение своей позиции приведем слова спикера С. Н. Миронова, сказанные им в ходе интервью агентству Интерфакс.

«Если бы сегодня в МВД была психологическая служба, то, возможно, у этого «

безупречного» сотрудника были бы выявлены некоторые проблемы. То, что у него проблемы, будь то семейные или другие, были — это совершенно очевидно», — сказал спикер.

«Мы предлагаем возродить психологическую службу в МВД»

, — добавил С.Миронов, подчеркнув, что сотрудники правоохранительных органов должны проходить тестирование как минимум раз в три года.

При этом С.Миронов предлагает ввести обязательное тестирование сотрудников полиции с использованием полиграфа. Объект исследования — преступления, совершаемые сотрудниками ОВД.

Предмет исследования — социально-психологические особенности, закономерности и механизмы совершения преступлений сотрудниками ОВД во взаимосвязи и взаимозависимости внутренних и внешних детерминант. Гипотеза исследования. При выполнении данной работы мы исходили из следующих предположений: существуют как объективные, так и субъективные факторы формирования преступного поведения сотрудников.

Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. преступление, совершенное сотрудником ОВД как отдельный факт не является плодом только объективных факторов, продиктованных условиями жизни; преступление является сложным механизмом взаимодействия внутренних и внешних факторов; существуют группы факторов риска, побуждающих сотрудников к совершению преступлений и иных правонарушений.

Цель и задачи исследования. Целью нашего исследования является изучение психологических особенностей, закономерностей и механизмов совершения преступлений сотрудниками полиции. А так же психологический анализ совершения преступлений сотрудниками ОВД.

Для достижения вышеуказанной цели мы поставили для себя следующие задачи: изучить проблему совершения преступлений сотрудниками полиции в психолого-криминологическом аспекте, а также проанализировать статистические данные; рассмотреть и проанализировать научные позиции ряда авторов по проблеме причин и условий совершения преступлений сотрудниками органов внутренних дел.

Предупреждение правонарушений, совершаемых сотрудниками ОВД Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

И.

М. Хасаншин ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ СОТРУДНИКАМИ ОВД Работа представлена кафедрой государственного и административного права Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета.

Научный руководитель — доктор юридических наук, профессор В.

М. Чибинев В статье рассматривается динамика роста правонарушений среди сотрудников ОВД, их тяжесть и масштаб. Автором предложен и обоснован административно-правовой механизм предупреждения правонарушений, совершаемых сотрудниками ОВД, направленный на повышение правовой культуры населения и престижа профессионального статуса сотрудников ОВД. The article views the dynamics of lawlessness increase among employees of law-enforcement bodies, their gravity and scale.

The author suggests and proves the administrative mechanism of prevention of offences committed by employees of law-enforcement bodies.

The mechanism is directed at the development of the population’s legal culture and prestige of the professional status of employees of law-enforcement bodies. Правонарушения, совершаемые сотрудниками правоохранительных органов, име- ютповышенную общественную опасность, так как это те самые органы, которые су- ществуют именно для борьбы с ними.

Древняя грузинская притча гласит:

«Если сторожу сторож понадобится — конец света настанет»

.

Нет ничего хуже продажного «блюстителя порядка»’. Правонарушения, совершаемые сотрудниками милиции, подрывают саму основу существования правоохранительных органов, снижают авторитет органов внутренних дел и формируют негативное отношение населения к ним, способствуют развитию правового нигилизма в стране.

Рассматривая различные формы правонарушений среди сотрудников органов внутренних дел, можно выделить три группы правонарушений: дисциплинарные, административные и уголовные. К дисциплинарным проступкам относятся правонарушения, за которые ответственность наступает в дисциплинарном порядке, в соответствии с нормативными актами, регламентирующими порядок прохождения службы в органах внутренних дел. К мерам дисциплинарного взыскания сотрудников органов внутренних дел относятся: замечание, выговор, строгий выговор, объявление о неполном служебном соответствии, снижение в специальном звании на одну ступень, увольнение из органов и др.

В соответствии со ст. 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сотрудники органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными актами, регламентирующими порядок прохождения службы в данных правоохранительных 2 органах .

Однако КоАП РФ предусматривает ряд исключений, в соответствии с которыми сотрудники органов внутренних дел несут административную ответственность на общих основаниях. Это нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требо- ваний пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей

Особенности выявления преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

6.

Сигеле С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии. М.: Институт психологии РАН, Изд-во «КСП+», 1998. 7. Нарусланов Э. Ф. Личность террористов и экстремистов, основывающих свою деятельность на идеях радикального ислама // Юридическая психология.

2015. № 2. 8. Коноплева А. А. Роль международных конфликтов в развитии экстремизма и терроризма (на примере опыта Российской Федерации и Республики Крым).

Симферополь, 2015. 9. О противодействии экстремистской деятельности: федеральный закон от 27 июня 2002 г. № 114-ФЗ (в ред. от 24.07. 2007 № 211-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс». © Сердюк Л. В. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС.

КРИМИНАЛИСТИКА УДК 343.985.7:343.352-052-057.36(470) В.

Н. ОМЕЛИН, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра № 3 Научно-исследовательского института ФСИН России, доктор юридических наук, профессор (г.

Москва) V. N. OMELIN, chief scientific officer of the research center № 3 of the Scientific research institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, doctor of law, professor (Moscow) Т. В. АСТИШИНА, заместитель начальника кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутрених дел Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, кандидат юридических наук (г.

Москва) T. V. ASTISHINA, deputy head of the operational investigation Department of Internal Affairs of the all-russian institute for advanced training of the Ministry of Internal Affairs of the Russia, candidate of law (Moscow) ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ FEATURES OF THE IDENTIFICATION OF CRIMES CORRUPTION DIRECTION, EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS Аннотация.

В статье рассматриваются выявления преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел. Авторами предложена следующая система поисковых признаков коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД. Также перечислены категории лиц, которых условно можно отнести к «группе риска».

Ключевые слова: коррупция, сотрудники органов внутренних дел, «группа риска». Annotation. The article examines the identification of corruption-related crimes committed by employees of the Internal Affairs bodies. The authors suggest the following system of search signs of corruption crimes committed by employees of the Internal Affairs bodies.

Also listed are categories of persons who can be conditionally referred to a «risk group».

Keywords: corruption, employees of law-enforcement bodies, «risk group». iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . В современном российском государстве коррупция имеет серьезные масштабы.

Компетентные органы принимают различные меры для противодействия и борьбы с этим негативным социальным явлением.

Особенную опасность имеет коррупция в системе государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, на что не раз обращал внимание Президент Российской Федерации.

Участник: начальник ОРЧ СБ УМВД полковник полиции Михаил Николаевич Тюрин Предупреждение, выявление и пресечение коррупционных правонарушений, совершаемых сотрудниками и государственными гражданскими служащими ОВД и ФМС области, является одним из приоритетных направлений в деятельности ОРЧ СБ УМВД.

Нарекания к работе правоохранительных органов связаны с неединичными фактами коррупции в системе этих органов.

Реализация комплекса мероприятий по дальнейшему совершенствованию системы выявления, предупреждения и пресечения преступлений коррупционной направленности осуществлялась с учетом требований, предусмотренных Приказом МВД России, и выявление правонарушений на приоритетных направлениях деятельности, обозначенных в Директиве МВД России № 2дсп-2011 года, указаниях ГУ СБ МВД России.

На основе анализа оперативной обстановки и состояния законности проводятся оперативно-разыскные и профилактические мероприятия в подразделениях и службах, наиболее подверженных криминогенным процессам. Одним из действенных инструментов в борьбе с коррупционными проявлениями является неукоснительное выполнение требований приказа МВД России №293 от 19 апреля 2010 года «Об утверждении порядка уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений».

Данный НПА имеет важное практическое значение и является серьёзным профилактическим инструментом по нейтрализации внешних угроз собственной безопасности. Как показывает практика, не все сотрудники и руководители должным образом выполняют требования приказа МВД России №293-2010, что является прямой угрозой собственной безопасности вверенных подразделений и служб. Выявлено 39 (2011г.: 32) преступлений, которые совершили 22 сотрудника ОВД области.

На учет поставлено 16 должностных преступлений, из них — 13 преступлений коррупционной направленности. Кроме того, УМВД России по Тамбовской области проводится целенаправленная работа по профилактике, выявлению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. В течение отчетного периода выявлено 11 преступлений совершенных сотрудниками ОВД и ФМС области (ОМВД по г.

Мичуринску, МОМВД «Рассказовский», УФМС, ОВО УМВД по г. Тамбову и др.). Все сотрудники уволены из органов внутренних дел и привлекаются к уголовной ответственности.

Одной из основных мер профилактического воздей­ствия на сотрудников ОВД и ФМС области с целью недопущения совер­шения ими преступлений и дисциплинарных проступков является прове­дение служебных проверок, выявление причин и условий допущенных нарушений, привлечение виновных сотрудников к ответственности. В 2012 году ОРЧ СБ проведено 275 служебные проверки, из которых 199 – нашли свое подтверждение. В ходе проведения проверок выявлено 452 факта нарушений законности, допущенных 242 сотрудниками ОВД.

95 материалов проверок направлены для принятия решения в соответствии с законом в СК России по Тамбовской области в связи с наличием признаков уголовно-наказуемых деяний (2011: 99). По материалам служебных проверок возбуждено 8 уголовных дел.

К дисциплинарной ответственности привлечено 202 сотрудника, из них уволено со службы из ОВД — 19.

Основные проблемы деятельности органов внутренних дел по индивидуальной профилактике преступлений Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Юридические науки УДК 351.741 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ М.В.

Гончарова, Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации (Москва, Россия), E-mail: Аннотация. В статье на основе анализа деятельности по индивидуальному предупреждению преступности органами внутренних дел выявлены основные проблемы реализации такой работы подразделениями полиции; по организации и осуществлению административного надзора и по делам несовершеннолетних. По мнению автора, эти проблемы связаны с несовершенством законодательства, регулирующим институт административного надзора; специфику семейно-бытовых отношений, особенностей взаимодействия и обмена информацией между субъектами индивидуальной профилактики преступлений.

Ключевые слова: индивидуальная профилактика преступлений, органы внутренних дел, информация, взаимодействие, административный надзор, полиция. Современное российское общество все больше характеризуется криминализацией. Практика борьбы с преступностью показывает, что криминальная среда приобрела профессионализм и организованность, активно оказывает негативное влияние на общественное сознание и поведение людей, изменяя при этом традиционные ценности и эталоны культурных оценок.

Такие изменения способствуют еще большему усилению социальной напряженности.

Все новые и новые представители различных слоёв населения попадают в мир криминала. В структуре преступности преобладают рецидивные преступления, доля которых в 2015 г. составила 51,4%. Этот показатель с 2011 г. ежегодно увеличивается на фоне снижения первичной преступности, что свидетельствует о необходимости совершенствования деятельности государственных институтов по противодействию преступности, прежде всего в той части, которая касается оказания индивидуального профилактического воздействия на лиц, ранее привлекавшихся к ответственности.

Основными субъектами индивидуальной профилактики преступлений выступают органы внутренних дел и Федеральная служба исполнения наказаний.

Однако последняя начинает «действовать» после осуждения виновного. В связи с этим роль органов внутренних дел заметнее, поскольку мероприятия, осуществляемые ими, способны предотвратить, не допустить совершение деяния. Их особая роль определяется и разнообразием компетенции, достаточно широким спектром полномочий по осуществлению оперативно-розыскной, административно-юрисдикционной, уголовно-процессуальной и иных видов деятельности по борьбе с преступлениями, правонарушениями и факторами, способствующими их совершению, наличием в их структуре различных служб и подразделений, включая те, которые специализируются на индивидуальной профилактике [9].

Представляется, что определение наиболее острых проблем их деятельности по индивидуальной профилактике преступлений позволит внести изменения и дополнения в ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие рассматриваемую сферу деятельности органов внутренних дел с целью ее совершенствования и повышения эффективности.

Причины и условия совершения коррупционных преступлений сотрудниками органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

экономической преступности.

Причем в полном соответствии с Конституцией РФ и международно-правовыми стандартами противодействия коррупции и экономической преступности.

Экономическую преступность искоренить, конечно, нельзя.

Но контролировать ее надо, а у нас пока не получается, как точно подметил И.М. Мацкевич. И последнее, самое главное — правовая организация деятельности по противодействию экономической преступности должна осуществляться в интересах всего народа, а не бизнеса, или «силовиков», или еще кого бы то ни было.

И в этой связи нельзя не сослаться на предостережение, сделанное недавно одной правозащитной организацией.

«Несмотря на приверженность государственных лидеров цели решить проблему неравенства, разрыв между самыми богатыми и бедными неизбежно увеличивается»

, — говорится в недавно опубликованном докладе Oxfam1. По данным Oxfam, совокупное мировое богатство сегодня оценивается примерно в 255 трлн долларов, и более половины этой суммы находится в руках 1% населения планеты.

При этом доля бедных в мировом богатстве сократилась с 0,7% в 2015 году до 0,2% в 2016. В 2015 году, по оценке Всемирного банка, около 700 миллионов человек жили на 1,9 доллара в день.

Такой разрыв происходит из-за того, что корпорации защищают интересы богатых, уклоняются от уплаты налогов и недоплачивают работникам и производителям. Также одна из причин лежит в самой системе кумовства и «акционерного капитализма», при которой корпорации могут влиять на формирование государственной политики в интересах компании и в первую очередь пытаются обеспечить максимальную прибыль своим акционерам2.

Вот, наверное, на что надо обратить внимание криминологам и криминалистам (и их Союзу), разрабатывающим свои предложения государству о том, как бороться с причинами экономической преступности.

Куценко Максим Валерьевич, адъюнкт кафедры ОРД ОВД Нижегородской академии МВД России Причины и условия совершения коррупционных преступлений сотрудниками органов внутренних дел Создание достойных условий службы в органах внутренних дел Российской Федерации, повышение денежного довольствия сотрудников, уровня их правовой и социальной защищенности, оснащение подразделений современной техникой и транспортом, вооружением и средствами связи являются основой для кадрового укрепления МВД России. Однако ухудшение экономической ситуации в нашей стране, перманентное реформирование системы МВД России способствуют возникновению у многих сотрудников органов внутренних дел3 состояния психической дезадаптации, появлению или развитию корыстных устремлений и, как следствие, совершению ими коррупционных преступлений.

Преступность сотрудников ОВД входит в структуру экономической преступности как системное профессионально и личностно обусловленное явление по его генезу4. В связи с этим, следует согласиться с мнением А.Н.

Варыгина о том, что речь следует вести именно о преступности как относительно массовом, устойчивом специфическом явлении, существование которого обусловлено стремлением части сотрудников ОВД удовлетворить свои потребности и интересы путем совершения преступления5.

Преступность сотрудников органов внутренних дел и проблемы воздействия на нее тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.08, доктор юридических наук Варыгин, Александр Николаевич

Актуальность темы диссертационного исследования.

Процесс формирования в России правового государства, провозглашающего человека, его права и свободы высшей ценностью в обществе, предполагает создание отвечающего изменяющимся социальным условиям законодательства и самое главное — обеспечение его исполнения всеми участниками общественных отношений.

Уровень воплощения в жизнь воли законодателя, реализации права показывает не только степень авторитетности государства, но и эффективность деятельности его органов и представляющих их должностных лиц в плане обеспечения прав и свобод граждан страны. В правовом государстве признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства1.

■ Непосредственная защита названных интересов осуществляется правоохранительными органами. Для этого их сотрудники наделены широким спектром полномочий, в том числе и связанных с применением в определенных законом случаях к гражданам мер принуждения, ограничения их прав и свобод.

В этой связи очень важно, чтобы деятельность сотрудников правоохранительных органов строго соответствовала предписаниям закона и исключала возможность необоснованного ущемления интересов граждан. 1 См.: Конституция Российской Федерации.

М., 1993. С. 4. Однако в настоящее время деятельность правоохранительных органов, прежде всего органов внутренних дел, напротив, нередко сопряжена с незаконными посягательствами на права и свободы граждан. Об этом свидетельствуют увеличившееся количество правонарушений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел, в том числе непосредственно при исполнении служебных обязанностей, число жалоб на их действия, поступающих в органы прокуратуры, суды и правозащитные организации. Полученные нами в ходе опроса данные показывают, что граждане далеко не всегда желают оказывать помощь органам внутренних дел в выполнении поставленных перед ними задач и не хотят обращаться к ним за помощью, когда в отношении них совершены преступления.

Нередко в таких случаях граждане сами пытаются восстановить свои нарушенные права и осуществляют это, но, как правило, с нарушением норм уголовного закона.

Особую тревогу вызывает рост преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД. Неблагоприятные тенденции этого вида преступлений, их тяжесть, последствия вызывают огромный общественный резонанс, выступают в определенной мере дестабилизирующим фактором в обществе, сказываются не только на эффективности деятельности органов внутренних дел, но и на результатах воздействия на преступность в целом.

Население страны перестает доверять как правоохранительным органам, так и государству.

В некоторых регионах страны стали создаваться общественные организации по защите от произвола сотрудников милиции. Сказанное и обусловило необходимость изучения как отдельных преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, так и всей преступности сотрудников органов внутренних дел в целом для выявления их криминологических особенностей, свойств и качеств сотрудников,

Предупреждение служебных преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012 Уголовное и уголовно-исполнительное право УДК 343.3/.7 С. А. Денисов* Предупреждение служебных преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел В статье рассматривается система предупреждения служебных преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД, с учетом особенностей объекта упреждения. Ключевые слова: коррупция, сотрудник ОВД, служебные преступления, профилактика.

S.A. Denisov*. Prevention of service offenses committed by bodies of internal affairs. In this paper we consider a system of official warnings of crimes committed by OIA in accordance with object preemption. Keywords: corruption, an employee of OIA, official crime, prevention.

Современные условия развития общества и государства требуют от правоохранительных органов страны полной отдачи сил в исполнении своего служебного долга — борьбы и противодействия преступности, защиты прав и законных интересов граждан. Сразу отметим, что подавляющая часть сотрудников органов внутренних дел добросовестно исполняют свои обязанности, действуя в рамках закона, реализуют свои полномочия в различных сферах деятельности ОВД.

Однако одним из факторов современной практики функционирования органов полиции является наличие служебной преступности, под которой мы понимаем совокупность преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел в связи с исполнением ими своих профессиональных служебных обязанностей. Служебной преступностью охватывается целый круг общественно опасных деяний, которые предусмотрены действующим уголовным кодексом.

К ним относятся следующие составы преступлений: злоупотребление служебными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение служебных полномочий (ст. 286 УК РФ); неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа (ст.

286.1 УК РФ); получение взятки (ст. 290 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); халатность (ст. 293 УК РФ) и целый ряд преступлений, совершаемых в сфере расследования уголовных дел — воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст.

294 УК РФ); привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ); незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ); незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст.

301 УК РФ); принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ); фальсификация доказательств (ст. 303 УК РФ); заведомо ложное показания, заключения эксперта или неправильный перевод (ст.

307 УК РФ); разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст.

311 УК РФ). Проблемы предупреждения последней группы служебных преступлений имеют особую актуальность, поскольку сотрудники ОВД осуществляют масштабную деятельность в сфере правосудия: только за 2011 г. ими предварительно расследовано 1033 тыс.

преступлений, что составляет 78,7 % всего массива предварительно расследованных преступлений [1]. Основную часть служебных преступлений составляют коррупционные преступления, поскольку, согласно ст.

«Профессиональная» преступность сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ» ПРЕСТУПНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ Рясов Д.А., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России Аннотация: Обосновывается выделение преступности сотрудников органов внутренних дел в самостоятельный вид преступности, выделяются качественные признаки, характеризующие личность преступника. Рассматривается структура преступности сотрудников органов внутренних дел, выделяется группа «профессиональных» преступлений. Ключевые слова: преступность, коррупция, насилие, классификация, признак, личность, структура.

Контакты автора e-mail: Общеизвестно, что во время коренного изменения экономического уклада в обществе и государстве неизбежно обостряются противоречия между различными группами населения, следствием которых является увеличение преступных проявлений. Происходящие изменения коснулись не только общего состояния преступности, но и оказали заметное влияние на ее внутреннюю структуру. Появился новый вид преступности — преступность сотрудников органов внутренних дел.

В большинстве случаев при объединении преступлений в группы, приоритет имеют такие классификационные основания, как: объект преступления, причинный комплекс, мотивации (корыстная преступность, коррупционная преступность, насильственная преступность и д.р.), социальная сфера деятельности, особенности личности преступника. И так, преступность сотрудников органов внутренних дел, характеризуется рядом специальных признаков, среди которых большое значение имеет наличие специального субъекта — им является лицо, на момент совершения преступления состоящее на службе в органах внутренних дел.

На основе признаков характеризующих сотрудника органов внутренних дел, представляется возможным утверждать, что им является лицо, имеющие гражданство Российской Федерации, поступившее на добровольной основе по достижении установленного законом возраста на службу в органы внутренних дел, принявшее присягу и назначенное в определенном порядке на должность с присвоением специального звания, допущенное к выполнению задач, возложенных законом на органы внутренних дел, с использованием должностных полномочий властного характера в целях регулирования правоотношений в сфере правопорядка на основе совер- шения юридически значимых действий, обязательных для граждан и должностных лиц1.

Важным моментом определения правового статуса любого государственного служащего является документальное закрепление их правового положения в конкретном нормативно-правовом акте.