Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц


Оглавление:

Коррупция и особый порядок возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»


18 См ., напр .: Кропачев Н. М. Уголовно-правовое регулирование .

Механизм и система . СПб ., 1999.

С . 211. 19 Гранат Н. Л. Источники права // Юрист . 1998. № 9 . С . 8-9 . 20 Признание судебного прецедента в качестве самостоятельного источника уголовного права повлечет изменение всей системы правосудия, что вряд ли положительным образом повлияет на эффективность его осуществления . Измене- ние статуса прецедента — это весьма болезненный и крайне сложный процесс .

Его фактическое наличие и использование в современной практике отнюдь не свидетельствует о простоте последующего применения в качестве официального источника уголовного права 21 Бибик О. Н. Указ . соч . С . 176 . 22 Иванов Н.

Г. Указ . соч . С . 31. УДК 341.1 © С. В. Супрун, 2014 Коррупция и особый порядок возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц С. В. Супрун * Особый порядок возбуждения уголовного дела в отношении лиц, исчерпывающе перечисленных в ст.

447 УПК РФ, пропущенный через призму сущностных социальных положений о коррупции в Российской Федерации, приводит автора к выводу о том, что глава 52 УПК РФ

«Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц»

содержит коррупциогенный фактор. Ключевые слова: коррупция, коррупциогенные нормы, особый порядок возбуждения уголовного дела. Анализ уголовно-процессуальных норм, осуществленный научными сотрудниками НИЦ № 5 ФГКУ «ВНИИ МВД России» Н .

Е . Муженской и Г. В . Костылева в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г.

№ 172 (в ред . от 21 ноября 2011 г.)

«Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»

1 на основе Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов 2, позволил выявить отдельные процессуальные нормы, содержащие коррупциогенный фактор. Исследователи установили, что уголовно-процессуальное законодательство содержит

«условия или коррупционогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил»

3 . Широкие пределы усмотрения в уголовном судопроизводстве проявляются в заполнении пробе- * Постоянный автор нашего журнала .

лов уголовно-процессуального права ведомственными подзаконными актами К ним, в частности, относятся: приказы МВД России, Минюста России, МЧС России, в чью компетенцию входят производство судебных экспертиз, установление процессуальных сроков ее производства; приказы Генерального прокурора (например, приказ Генерального прокурора от 15 марта 2010 г.

№ 107

«Об организации работы по реализации полномочий прокурора при заключении с подозреваемыми (обвиняемыми) досудебных соглашений о сотрудничестве по уголовным делам»

) и другие подзаконные нормативно-правовые акты 4 . iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис .

71. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц

 Уголовный процесс: Шпаргалка Автор неизвестен Установление особого порядка направлено на создание системы гарантий деятельности, а также неприкосновенности особой категории лиц.

В соответствии со ст. 447 УПК лицами, к которым применяется особый порядок производства по уголовным делам, являются:1) член Совета Федерации и депутат Государственной Думы, депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления;2) судья Конституционного Суда РФ, судья федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировой судья и судья конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжный или арбитражный заседатель в период осуществления им правосудия;3) Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудиторы Счетной палаты РФ;4) Уполномоченный по правам человека в РФ;5) Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты РФ;6) прокурор;7) следователь;8) адвокат.Порядок производства по уголовным делам в отношении этих лиц устанавливается общими правилами судопроизводства в РФ с изъятиями, предусмотренными гл. 52 УПК и отдельными нормами в Общей части УПК.Особый порядок производства, по общему правилу, распространяется на указанных лиц только на период состояния в указанной должности, за исключением Президента РФ.

Специально законом оговорено распространение особого производства на присяжного или арбитражного заседателя на период осуществления им правосудия.Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц определяют особенности досудебного производства.

Среди особенностей досудебного производства необходимо выделить: особенности возбуждения уголовного дела и привлечения лица в качестве обвиняемого; особенности задержания; особенности мер пресечения; особенности прекращения уголовного дела; особенности направления дела в суд.Особенность досудебного производства в отношении лица, отнесенного к особой категории, заключается прежде всего в субъекте принятия решений по уголовному делу. Решения принимаются на двух уровнях: на уровне прокуратуры, на уровне органа, сотрудником которого является лицо, привлекаемое к ответственности.

Особенность же судебного производства определяется, главным образом, подсудностью. Поделитесь на страничке Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С К главе 50

«Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних»

1.

Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 17 сентября 1975 г.

№ 5

«О соблюдении судами Российской Федерации процессуального законодательства при судебном разбирательстве уголовных дел»

Из книги Уголовно-процессуальное право автора Невская Марина Александровна 53.

Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Особенности возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц

Особенности возбуждения уголовного дела в отношении гражданина Российской Федерации, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Российскую Федерацию. Рассмотрение запросов иностранного государства о возбуждении уголовного дела в отношении гражданина РФ, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Россию, осуществляется Генеральной прокуратурой в соответствии со ст. 459 УПК РФ. В случае совершения на территории иностранного государства преступления лицом, имеющим российское гражданство, возвратившимся в Рос сию до возбуждения в отношении него уголовного преследования по месту совершения преступления, уголовное дело при наличии оснований, предусмотренных ст.

12 УК РФ, может быть возбуждено и расследовано по материалам, представленным соответствующим компетентным органом иностранного государства в Генеральную прокуратуру РФ, в соответствии с УПК РФ. УПК РФ предусматривает особый порядок возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц (ст.

448 УПК РФ), обусловленный их специальным статусом. К ним относятся:

  1. 7)следователь;
  2. 8)адвокат.
  3. 1)члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутаты, члены выборного органа местного самоуправления.
  4. 2)судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федеральных судов общей юрисдикции или федеральных арбитражных судов, мировые судьи и судьи конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации;
  5. 3)Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации;
  6. 5)Президента Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;
  7. 6)прокурор;
  8. 4)Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;

Возбуждение уголовного дела в отношении перечисленных лиц отличается от обычной процедуры тем, что такое процессуальное решение принимают только специальные субъекты, которым в ряде случаев, кроме того, требуется предварительно согласовывать свое решение с различными инстанциями. Такими субъектами являются:

  1. 2) коллегия, состоящая из трех судей Верховного Суда РФ. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении следователя, адвоката принимается прокурором на основании заключения судьи районного суда или гарнизонного военного суда, а в отношении прокурора — вышестоящим прокурором на основании заключения судьи районного суда или гарнизонного военного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.
  2. 1) Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему нижестоящие прокуроры;

Следует так же отметить, что решению вопроса о возбуждении уголовного дела и (или) привлечению к уголовной ответственности лиц, перечисленных в ст.447 УПК РФ, всегда предшествует предусмотренная законодательством процедура лишения их неприкосновенности.

Особенности возбуждения уголовного дела и производства следственных и иных процессуальных действий в отношении отдельных категорий лиц

Конституция Российской Федерации.

— М., 1993. 2.О судебной системе РФ: Федеральный конституционный закон от 30 декабря 1996 г. (с изм. на 25 декабря 2012 г.

ФКЗ № 5-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 1997. — №1. .Уголовно-процессуальный кодекс РФ (с изм.

и доп.)// Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52. — Ст. 4921. .О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г.

№ 2202-I (с изм. на 30 декабря 2012 г.

ФЗ № 284-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. — № 8. — Ст. 366. .О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 8 мая 1994 г. (с изм. на 3 декабря 2012 г. ФЗ № 238-ФЗ) // Собрание законодательства РФ.

— 1999. — № 28. — Ст.3466 .О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Федеральный закон от 20 апреля 1995 № 45-ФЗ (с изм.

на 25 декабря 2012 г. ФЗ № 269-ФЗ// Собрание законодательства РФ.

— 1995. — № 17. — Ст. 1455. .Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002г. № 63-Ф3 (с изм. на 21 ноября 2011 г. ФЗ № 326-ФЗ // Собрание законодательства РФ.

— 2002. — № 23. — Ст. 2102. Специальная и научная литература 8.Автамоно А.Я. Привлечение судей к уголовной ответственности: право и практика применения // Законы России: опыт, анализ, практика.

— 2011. — № 5 9.Безлепкин Б.Т.

Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). — М.: Издательство: КноРус, 2010. 10.Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России.

— М.: Проспект, 2010. .Белов С. Интервью с Председателем Верховного Суда // Дмитрий Медведев указал судам цивилизованный путь // Российская газета — Столичный выпуск. — 2012. — №5704 (31) .Вандышев В.В.

Уголовный процесс. Общая и Особенная части.

— М.: Волтерс Клувер, 2010. .Вопросы уголовного права и уголовного процесса в практике Верховного Суда Российской Федерации: Сборник материалов судебной практики /сост. В. Б. Боровиков, А.В. Галахова, В.В.

Демидов. — М.: Норма, 2008. .Григорьев В.В. Комментарий к Федеральному закону от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ

«О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

.

— М.: Деловой двор, 2010. .Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.

Рекомендуем прочесть:  Узнать дали ли квоту на рвп

— Система ГАРАНТ, 2010. 16.Дабижа Т.Г. Особенности процедуры привлечения адвоката к ответственности //Адвокат.

— 2012. — № 9 17.Добровлянина О.В. Некоторые проблемы привлечения лиц отдельных категорий в качестве обвиняемых // Актуальные проблемы российского права. 2009. — № 1 18.Загорский Г.И.

Актуальные проблемы судебного разбирательства по уголовным делам: учебно-практическое пособие. — М.: Проспект, 2011. .Ионов, И.А. Институт неприкосновенности отдельных категорий лиц в уголовном процессе России // Журнал российского права.

— 2003. — № 9. .Карцев А.В.

2.3 Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц

курсовая работа Производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц заключается в особом (усложненном) порядке принятия решения: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации N 174-ФЗ от 18 декабря 2001 г. Ст. 448. — о возбуждении уголовного дела, если оно возбуждается в отношении кого-либо из этих лиц; — о привлечении кого-либо из этих лиц в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении другого лица или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления. В ч. 1 ст. 447 УПК указан круг субъектов, в отношении которых принимается такое решение.

Такими субъектами являются: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. / Под общ. ред. В.И. Радченко. — М., 2008. С. 112. — члены Совета Федерации и депутаты Госдумы, депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица органа местного самоуправления; — судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия; — Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации; — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; — Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты Российской Федерации; — прокурор, следователь, адвокат; — член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.
Таким образом, для возбуждения уголовного дела в отношении кого-либо из перечисленных лиц либо привлечения их в качестве обвиняемого необходимо решение прокурора соответствующего уровня, причем во многих случаях принятого на основании заключения коллегии судей или судьи. Для получения такого заключения прокурор должен обратиться в суд с представлением, где оно рассматривается в закрытом заседании в срок не позднее 10 суток со дня поступления.

Рассмотрение представления происходит с участием, как самого прокурора, так и лица, в отношении которого оно внесено, а также защитника этого лица. В результате чего суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.

Громов Н.А. Уголовный процесс России: учебное пособие / Н.А. Громов — М.: Юристъ, 2008. С.95 Применительно к судьям, закон требует для возбуждения дела в отношении них или предъявления им обвинения не только судебного заключения о наличии в действиях судьи признаков преступления, но и согласия Конституционного Суда РФ либо квалификационной коллегии судей.

Это мотивированное решение должно быть принято в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Генерального прокурора РФ и заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления. Федеральным законом «О статусе

§ 5. Особенности возбуждения уголовных дел частного, частно-публичного обвинения и в отношении отдельных категорий лиц

Расследование преступлений by admin • 15.09.2013 Процедура возбуждения уголовных дел частного и частно-публичного обвинения, то есть дел о преступлениях, перечисленных в ч.ч.

2, 3 ст. 20 УПК РФ, имеет определенные особенности, на рассмотрении которых следует остановиться.

Согласно ч. 3 ст. 147 УПК РФ производство по уголовным делам частно-публичного обвинения ведется в общем порядке. Однако для принятия решения о возбуждении уголовного дела необходимо заявление потерпевшего или его законного представителя. Между тем ч. 4 ст. 147 УПК РФ позволяет следователю возбудить уголовное дело и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя в случае, если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы.
Федеральным законом от 12 апреля 2007 г.

№ 47-ФЗ внесены значительные изменения в регламентацию порядка возбуждения уголовных дел частного обвинения. В соответствии с ч. 1 ст. 318 УПК РФ дела данной категории возбуждаются в отношении конкретного лица путем подачи потерпевшим или его законным представителем заявления в суд.

В случае смерти потерпевшего дело может быть возбуждено посредством подачи заявления его близким родственником (ч.

2 ст. 318 УПК РФ). Однако если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы, уголовное дело возбуждается следователем. К иным причинам закон относит, в том числе, случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны (ч. 3 ст. 318, ч. 4 ст. 20 УПК РФ).

В этой ситуации следователь приступает к производству предварительного следствия по делу. Законодателем устанавливается процессуальная форма рассматриваемого заявления, согласно которой оно должно отвечать ряду требований, содержащихся в ч.ч.

5, 6 ст. 318 УПК РФ. В случае их несоблюдения мировой судья выносит постановление о возвращении заявления лицу, его подавшему, в котором предлагает заявителю привести таковое в соответствие с предписаниями закона и устанавливает для этого срок. Если подобные указания не будут исполнены, мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству, о чем уведомляет заявителя (ч. 1 ст. 319 УПК РФ). При подаче заявления в отношении лица, сведения о котором потерпевшему не известны, мировой судья также отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет его руководителю следственного органа для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ч.

2 ст. 147, ч. 1.1 ст. 319 УПК РФ). Если заявление подано в отношении лица, указанного в ст. 447 УПК РФ, мировой судья в аналогичном порядке отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет данное заявление руководителю следственного органа для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 448 УПК РФ, о чем уведомляет лицо, его подавшее (ч.

1.2 ст. 319 УПК РФ)

Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц

» Рассматриваемое представляет собой новеллу в уголовно-процессуальном регулировании общественных отношений.

Появление этого производства обусловлено наличием у определенных категорий граждан различных иммунитетов и некоторых других характеристик.

Производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц — особое производство, заключающееся в и деятельности его участников при определяющей роли руководителя следственного органа, коллегии судей (или ), квалификационной коллегии судей, в том числе органов , по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для и привлечения в качестве обвиняемых лиц, перечень которых дан в ст. 447 УПК РФ, и направлении уголовного дела в для признания их виновными и определения им .

Перечень категорий лиц, в отношении которых применяется рассматриваемое производство, носит исчерпывающий (закрытый) характер и не подлежит расширительному толкованию.

В основу этого перечня законом положены должностное положение отдельных категорий лиц или их уголовно-процессуальный статус. Производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц применяется в отношении: 1) члена и , депутата законодательного (представительного) субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа , выборного органа местного самоуправления; 2) судьи Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального , мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателей в период осуществления ими правосудия; 3) председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации; 4) в Российской Федерации; 5) Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации; 6) ; 6.1) председателя Следственного комитета при Российской Федерации; 6.2) руководителя следственного органа; 7) следователя; 8) адвоката; 9) члена , комиссии с правом решающего голоса; 10) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации.

Производство по уголовным делам в отношении перечисленных лиц ведется в общем порядке с изъятиями, предусмотренными главой 52 УПК РФ (ст.

447). Основной задачей рассматриваемого производства является государственная охрана прав и законных интересов должностных и иных лиц, указанных в ст. 447 УПК, с целью обеспечения надлежащего исполнения ими возложенных на них должностных функций. Значение рассматриваемого производства заключается в следующем.

Во-первых, оно выступает в качестве дополнительной гарантии для лиц, указанных в ч. 1 ст. 447, от незаконного и необоснованного возбуждения, предварительного расследования и судебного рассмотрения и разрешения уголовного дела. Во-вторых, наличие этого производства

Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела (стр.

2 из 3)

5. С момента принятия судом заявления к своему производству лицо, его подавшее, является частным обвинителем. Ему должны быть разъяснены права, предусмотренные статьями 42 и 43 настоящего Кодекса, о чем составляется протокол, подписываемый судьей и лицом, подавшим заявление.

6. В соответствии с ч. 1 ст. 42 УПК РФ решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя, прокурора или суда.

Бланк соответствующего постановления мирового судьи в приложениях к ст. 477 УПК РФ не содержится. Поскольку в силу ч.

7 комментируемой статьи права потерпевшего и частного обвинителя разъясняются лицу, подавшему заявление, одновременно с принятием судьей заявления к своему производству, вынесения особого постановления о признании потерпевшим не требуется. 7. Представляется, что мировой судья обязан разъяснить заявителю не только права потерпевшего и частного обвинителя, но также и их обязанности, предусмотренные ст.

42 и ст. 43 УПК РФ, в том числе и ответственность за отказ от дачи показаний и заведомо ложные показания. 8. В соответствии с ч. 3 ст. 249 УПК РФ неявка потерпевшего без уважительных причин по делам частного обвинения влечет за собой прекращение уголовного дела ввиду отсутствия в деянии состава преступления (п.

2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). В этом случае мировой судья выносит постановление о прекращении уголовного дела в связи с отказом частного обвинителя от обвинения (см. приложение 42 к ст. 477 УПК РФ). Представляется, что это положение также следует разъяснять заявителю.

9. Потерпевший по уголовному делу частного обвинения в случае его неявки по вызову судьи без уважительных причин не может быть подвергнут приводу. Положение ч. 6 ст. 42 УПК РФ на него не распространяется.

Возбуждение уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц (ст.448 УПК РФ) Итак, первая из особенностей производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц заключается в особом (усложненном) порядке принятия решения: — о возбуждении уголовного дела, если оно возбуждается в отношении кого-либо из этих лиц; — о привлечении кого-либо из этих лиц в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении другого лица или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления. В ч. 1 ст. 448 УПК указан круг субъектов в отношении которых принимается такое решение.

Таким образом, для возбуждения уголовного дела в отношении кого-либо из перечисленных лиц либо привлечения их в качестве обвиняемого необходимо решение прокурора соответствующего уровня, причем во многих случаях принятого на основании заключения коллегии судей или судьи.

Для получения такого заключения прокурор должен обратиться в суд с представлением, где оно рассматривается в закрытом заседании в срок не позднее 10 суток со дня поступления. Рассмотрение представления происходит с участием как самого прокурора, так и лица, в отношении которого оно внесено, а также защитника этого лица.

В результате суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.

Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского

| | | Возбуждение уголовного дела публичного и частно-публичного обвинения происходит согласно розыскной модели, поэтому решение принимают прокурор, а также орган дознания, дознаватель, следователь и начальник следственного отдела с согласия прокурора. Порядок возбуждения дела складывается из трех основных этапов: 1) вынесение постановления, 2) получение согласия прокурора, 3) уведомление о принятом решении заявителя и подозреваемого.

1. Вынесение постановления о возбуждении дела. Решение о возбуждении дела оформляется отдельным постановлением или содержится в постановлении о выделении дела. В постановлении указываются: — дата, место и время его вынесения с точностью до минут (приложение 13 к ст.

476 УПК); — кем оно вынесено. Если оно вынесено не прокурором, то должно быть получено его согласие на возбуждение дела; — повод и основание для возбуждения дела; — уголовно-правовая квалификация преступления, которая имеет предварительный характер и может быть изменена на другую при привлечении в качестве обвиняемого. Возбуждение уголовного дела сопровождается заполнением статистической карточки на выявленное преступление.

Учетно-регистрационными подразделениями (ОВД, прокуратуры, таможенного комитета, ФСБ) уголовному делу присваивается порядковый номер.

2. Получение согласия прокурора на возбуждении дела.

Возбуждение уголовного дела предстает в виде процедуры, длящейся во времени. По общему правилу, преду­смотренному ч.

1 ст. 146 УПК, уголовное дело считается возбужденным после получения согласия прокурора на это в виде его письменной резолюции на постановлении о возбуждении дела.

До вынесения постановления о возбуждении дела следователем, дознавателем или должностным лицом органа дознания могут быть проведены только непринудительные процессуальные действия (например, осмотр места происшествия) и некоторые принудительные действия — фактическое задержание и доставление. После вынесения постановления о возбуждении дела указанные лица вправе произвести принудительное процессуальное освидетельствование (ст. 179) и назначить судебную экспертизу (ст.

195). Проведение иных принудительных процессуальных действий до дачи согласия прокурором на возбуждение дела по буквальному смыслу ч.

4 ст. 146 по общему правилу не допускается. В качестве исключения уголовное дело считается возбужденным с момента вынесения об этом постановления и без согласия прокурора, в силу неотложной ситуации: когда промедление может реально повлечь утрату следов преступления, сокрытие преступника или подлежащего взысканию имущества.

Так, при возбуждении уголовного дела капитанами судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, главами дипломатических представительств расследование начинается без согласия прокурора. Прокурор уведомляется об этом с помощью средств связи.

Когда неотложная ситуация отпадает, уголовное дело направляется прокурору для получения его согласия на возбуждение дела (ч.

4 ст. 146 УПК). Постановление следователя

Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц

Стр 26 из 26Одним из важнейших принципов, лежащих в основе уголовного судопроизводства, является конституционный принцип равенства всех перед законом и судом, в силу которого уголовно-процессуальный закон действует по кругу лиц в равной мере, независимо от пола, расы, национальности, языка, места жительства, образования, имущественного и должностного положения и других факторов. Вместе с тем действующее уголовно-процессуальное законодательство, исходя из ряда публично-правовых интересов, допускает некоторые исключения из этого правила.

Эти изъятия касаются определенной категории граждан (в основном должностных лиц государственных органов), в отношении которых закон предусматривает особенности производства по уголовным делам.

Необходимость создания специального правового режима в отношении отдельной категории лиц вызвана значимостью и интересами их процессуальной деятельности, нуждающейся в обеспечении дополнительными гарантиями независимости.

Такой порядок, — как отметил Конституционный Суд РФ, — установлен в целях обеспечения беспрепятственного исполнения указанными лицами своих профессиональных либо иных обязанностей, их независимости и самостоятельности, исключения попыток необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Применение в отношении данных лиц особенностей производства по уголовным делам обусловлено наличием у них особого правового статуса, включающего служебный иммунитет. Под юридическим термином «иммунитет» понимается исключительное право, предоставленное лицам, занимающим особое положение в государстве, не подчиняться некоторым общим законам.

Однако, учитывая конституционный принцип равенства всех перед законом и судом и недопустимость толкования этого положения в контексте отрицания или умаления, отождествлять понятия «иммунитет» и «ограждение лица от уголовного преследования» не допустимо.

Служебный иммунитет определенные лица приобретают после вступления в должность на основании Конституции РФ и соответствующих федеральных законов: Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральных конституционных законов от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 26 февраля 1997 г.

№ 1-ФКЗ

«Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»

, Федеральных законов от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», от 8 мая 1994 г.

№ 3-ФЗ

«О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

, от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

и др. Эти законодательные акты определяют понятие статуса должностных лиц, объем гарантий, предоставляемых им, а также процедуру лишения неприкосновенности.

Уголовно-процессуальный кодекс же закрепляет порядок применения этих норм в случаях возбуждения уголовного дела, привлечения к уголовной ответственности, направления дела в суд в отношении их. Служебный иммунитет носит характер межотраслевого института, его нормативная регламентация содержится в различных отраслях права.

Шпаргалки — Уголовно-процессуальное право — 55.

Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц

Страница 55 из 5655. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц Глава 52 УПК РФ предусматривает изъятия из общего порядка судопроизводства, которые в соответствии с ч.

1 ст. 447 УПК РФ распространяются на членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, а также на депутатов, членов выборного органа и выборных должностных лиц органов местного самоуправления, судей всех уровней, первых лиц Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий Президента РФ, кандидата в президенты РФ, а также следователя и адвоката, члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса. Приведенный перечень лиц расширительному толкованию не подлежит. Решение о возбуждении уголовного дела в данном случае принимают специальные субъекты (ст.

448), которым в ряде случаев требуется предварительно согласовывать свое решение с различными инстанциями. Такими субъектами являются: 1) Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему нижестоящие прокуроры; 2) коллегия, состоящая из трех судей Верховного Суда РФ.

При задержании указанных категорий граждан основанием их незамедлительного освобождения является установление личности. Это правило не действует лишь в случае задержания на месте преступления. Должностное лицо, которое произвело задержание на месте преступления, немедленно уведомляет об этом (соответственно личности задержанного) Совет Федерации, Государственную думу, суд, прокуратуру и т.

д. Указанные адресаты реагируют в соответствии с законодательством, регламентирующим их деятельность и статус задерживаемых лиц.

Так, Конституционный суд РФ в течение 24 ч должен принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры или об отказе в даче такого согласия.

В случае, если было дано согласие Конституционного суда РФ на арест судьи или привлечение к уголовной ответственности, его полномочия могут быть приостановлены. Досудебное производство завершается направлением в суд для рассмотрения по существу уголовного дела вместе с обвинительным заключением.

Порядок передачи определен в основном в ст.

222 УПК РФ. Передаче в суд уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы предшествует процедура согласования данного решения соответственно с Советом Федерации или Государственной думой. Установленные ст. 31–36 УПК РФ общие правила определения подсудности распространяются на уголовные дела в отношении лиц, перечисленных в ч.

1 ст. 447 УПК РФ. Вместе с тем для некоторых случаев предусмотрены исключения из единого порядка.

Вне зависимости от обстоятельств привлечения к уголовной ответственности член Совета Федерации и депутат Государственной думы, а равно судья федерального суда вправе до начала судебного разбирательства заявить ходатайство о рассмотрении их дела Верховным Судом РФ. Такое ходатайство обязательно подлежит удовлетворению.

Особенности возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц или привлечения их в качестве обвиняемых.

Стр 2 из 4 Предварительное расследование преступлений, совершенных вышеуказанными лицами, ведется в форме дознания или следствия исключительно следователями Следственного комитета РФ (подп.

«б» п.1 ч.2, п.7, ч.3 ст.151 УПК). В статье 448 УПК предусмотрен одинаковый порядок как возбуждения дела в отношении лиц, указанных в ч.1 ст. 447 УПК, так и привлечения этих лиц в качестве обвиняемых, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Возбуждение уголовного дела в отношении особой категории лиц, а также привлечение их в качестве обвиняемых осуществляется по общим правилам, предусмотренным УПК (главы 19,20,23) с особенностями, установленными статьей 448 УПК. Эти особенности представляют собой четыре группы дополнительных процессуальных гарантий: 1) принятие решения о возбуждении уголовного дела (привлечении в качестве обвиняемого) только определенным должностным лицом; 2) предварительное получение представления Президента РФ о наличии в действиях определенных лиц признаков преступления; 3) предварительное получение согласия на возбуждение уголовного дела (привлечение в качестве обвиняемого) государственного органа или профессиональной корпорации, к которым принадлежит данное лицо; 4) предварительное получение заключения коллегии из трех судей Верховного Суда РФ о наличии в деянии соответствующего лица признаков преступления.

Эти гарантии применяются в различных сочетаниях в отношении отдельных категорий следующих лиц: № п.п. Категории лиц, в отношении которых решается вопрос о возбуждении уголовного дела (привлечении в качестве обвиняемого) Должностное лицо, принимающее решение о возбуждении уголовного дела (привлечении в качестве обвиняемого) Представление Президента РФ о наличии признаков преступления Предварительное получение согласия органа власти или профессиональной корпорации Заключение коллегии из трех судей Верховного Суда РФ 1. Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы Председатель Следственного комитета РФ ——- Совета Федерации и Государственной Думы —— 2.

Генеральный прокурор РФ Председатель Следственного комитета РФ требуется ————- требуется 3. Председатель Следственного Комитета РФ и.о. Председателя Следственного комитета РФ требуется ———— требуется 4.

Судья Конституционного Суда РФ Председатель Следственного комитета РФ ——— Конституционного Суда РФ ——- 5. Судья ВС РФ, ВАС РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда Председатель Следственного комитета РФ ——- Высшей квалификационной коллегии судей РФ ——- 6.