Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц
Оглавление:
- Коррупция и особый порядок возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
- Особенности возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц
- 2.3 Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц
- Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
- Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского
- Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
- Особенности возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц или привлечения их в качестве обвиняемых.
Коррупция и особый порядок возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
18 См ., напр .: Кропачев Н. М. Уголовно-правовое регулирование .
Механизм и система . СПб ., 1999.
С . 211. 19 Гранат Н. Л. Источники права // Юрист . 1998. № 9 . С . 8-9 . 20 Признание судебного прецедента в качестве самостоятельного источника уголовного права повлечет изменение всей системы правосудия, что вряд ли положительным образом повлияет на эффективность его осуществления . Измене- ние статуса прецедента — это весьма болезненный и крайне сложный процесс .
Его фактическое наличие и использование в современной практике отнюдь не свидетельствует о простоте последующего применения в качестве официального источника уголовного права 21 Бибик О. Н. Указ . соч . С . 176 . 22 Иванов Н.
Г. Указ . соч . С . 31. УДК 341.1 © С. В. Супрун, 2014 Коррупция и особый порядок возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц С. В. Супрун * Особый порядок возбуждения уголовного дела в отношении лиц, исчерпывающе перечисленных в ст.
447 УПК РФ, пропущенный через призму сущностных социальных положений о коррупции в Российской Федерации, приводит автора к выводу о том, что глава 52 УПК РФ
«Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц»
содержит коррупциогенный фактор. Ключевые слова: коррупция, коррупциогенные нормы, особый порядок возбуждения уголовного дела. Анализ уголовно-процессуальных норм, осуществленный научными сотрудниками НИЦ № 5 ФГКУ «ВНИИ МВД России» Н .
Е . Муженской и Г. В . Костылева в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г.
№ 172 (в ред . от 21 ноября 2011 г.)
«Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
1 на основе Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов 2, позволил выявить отдельные процессуальные нормы, содержащие коррупциогенный фактор. Исследователи установили, что уголовно-процессуальное законодательство содержит
«условия или коррупционогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил»
3 . Широкие пределы усмотрения в уголовном судопроизводстве проявляются в заполнении пробе- * Постоянный автор нашего журнала .
лов уголовно-процессуального права ведомственными подзаконными актами К ним, в частности, относятся: приказы МВД России, Минюста России, МЧС России, в чью компетенцию входят производство судебных экспертиз, установление процессуальных сроков ее производства; приказы Генерального прокурора (например, приказ Генерального прокурора от 15 марта 2010 г.
№ 107
«Об организации работы по реализации полномочий прокурора при заключении с подозреваемыми (обвиняемыми) досудебных соглашений о сотрудничестве по уголовным делам»
) и другие подзаконные нормативно-правовые акты 4 . iНе можете найти то, что вам нужно?
Попробуйте сервис .
71. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
Уголовный процесс: Шпаргалка Автор неизвестен Установление особого порядка направлено на создание системы гарантий деятельности, а также неприкосновенности особой категории лиц.
В соответствии со ст. 447 УПК лицами, к которым применяется особый порядок производства по уголовным делам, являются:1) член Совета Федерации и депутат Государственной Думы, депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления;2) судья Конституционного Суда РФ, судья федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировой судья и судья конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжный или арбитражный заседатель в период осуществления им правосудия;3) Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудиторы Счетной палаты РФ;4) Уполномоченный по правам человека в РФ;5) Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты РФ;6) прокурор;7) следователь;8) адвокат.Порядок производства по уголовным делам в отношении этих лиц устанавливается общими правилами судопроизводства в РФ с изъятиями, предусмотренными гл. 52 УПК и отдельными нормами в Общей части УПК.Особый порядок производства, по общему правилу, распространяется на указанных лиц только на период состояния в указанной должности, за исключением Президента РФ.
Специально законом оговорено распространение особого производства на присяжного или арбитражного заседателя на период осуществления им правосудия.Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц определяют особенности досудебного производства.
Среди особенностей досудебного производства необходимо выделить: особенности возбуждения уголовного дела и привлечения лица в качестве обвиняемого; особенности задержания; особенности мер пресечения; особенности прекращения уголовного дела; особенности направления дела в суд.Особенность досудебного производства в отношении лица, отнесенного к особой категории, заключается прежде всего в субъекте принятия решений по уголовному делу. Решения принимаются на двух уровнях: на уровне прокуратуры, на уровне органа, сотрудником которого является лицо, привлекаемое к ответственности.
Особенность же судебного производства определяется, главным образом, подсудностью. Поделитесь на страничке Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С К главе 50
«Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних»
1.
Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 17 сентября 1975 г.
№ 5
«О соблюдении судами Российской Федерации процессуального законодательства при судебном разбирательстве уголовных дел»
Из книги Уголовно-процессуальное право автора Невская Марина Александровна 53.
Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
Особенности возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц
Особенности возбуждения уголовного дела в отношении гражданина Российской Федерации, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Российскую Федерацию. Рассмотрение запросов иностранного государства о возбуждении уголовного дела в отношении гражданина РФ, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Россию, осуществляется Генеральной прокуратурой в соответствии со ст. 459 УПК РФ. В случае совершения на территории иностранного государства преступления лицом, имеющим российское гражданство, возвратившимся в Рос сию до возбуждения в отношении него уголовного преследования по месту совершения преступления, уголовное дело при наличии оснований, предусмотренных ст.
12 УК РФ, может быть возбуждено и расследовано по материалам, представленным соответствующим компетентным органом иностранного государства в Генеральную прокуратуру РФ, в соответствии с УПК РФ. УПК РФ предусматривает особый порядок возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц (ст.
448 УПК РФ), обусловленный их специальным статусом. К ним относятся:
- 7)следователь;
- 8)адвокат.
- 1)члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутаты, члены выборного органа местного самоуправления.
- 2)судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федеральных судов общей юрисдикции или федеральных арбитражных судов, мировые судьи и судьи конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации;
- 3)Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации;
- 5)Президента Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;
- 6)прокурор;
- 4)Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;
Возбуждение уголовного дела в отношении перечисленных лиц отличается от обычной процедуры тем, что такое процессуальное решение принимают только специальные субъекты, которым в ряде случаев, кроме того, требуется предварительно согласовывать свое решение с различными инстанциями. Такими субъектами являются:
- 2) коллегия, состоящая из трех судей Верховного Суда РФ. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении следователя, адвоката принимается прокурором на основании заключения судьи районного суда или гарнизонного военного суда, а в отношении прокурора — вышестоящим прокурором на основании заключения судьи районного суда или гарнизонного военного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.
- 1) Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему нижестоящие прокуроры;
Следует так же отметить, что решению вопроса о возбуждении уголовного дела и (или) привлечению к уголовной ответственности лиц, перечисленных в ст.447 УПК РФ, всегда предшествует предусмотренная законодательством процедура лишения их неприкосновенности.
Особенности возбуждения уголовного дела и производства следственных и иных процессуальных действий в отношении отдельных категорий лиц
Конституция Российской Федерации.
— М., 1993. 2.О судебной системе РФ: Федеральный конституционный закон от 30 декабря 1996 г. (с изм. на 25 декабря 2012 г.
ФКЗ № 5-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 1997. — №1. .Уголовно-процессуальный кодекс РФ (с изм.
и доп.)// Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52. — Ст. 4921. .О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г.
№ 2202-I (с изм. на 30 декабря 2012 г.
— 1999. — № 28. — Ст.3466 .О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Федеральный закон от 20 апреля 1995 № 45-ФЗ (с изм.
на 25 декабря 2012 г. ФЗ № 269-ФЗ// Собрание законодательства РФ.
— 1995. — № 17. — Ст. 1455. .Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002г. № 63-Ф3 (с изм. на 21 ноября 2011 г. ФЗ № 326-ФЗ // Собрание законодательства РФ.
— 2002. — № 23. — Ст. 2102. Специальная и научная литература 8.Автамоно А.Я. Привлечение судей к уголовной ответственности: право и практика применения // Законы России: опыт, анализ, практика.
— 2011. — № 5 9.Безлепкин Б.Т.
Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). — М.: Издательство: КноРус, 2010. 10.Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России.
— М.: Проспект, 2010. .Белов С. Интервью с Председателем Верховного Суда // Дмитрий Медведев указал судам цивилизованный путь // Российская газета — Столичный выпуск. — 2012. — №5704 (31) .Вандышев В.В.
Уголовный процесс. Общая и Особенная части.
— М.: Волтерс Клувер, 2010. .Вопросы уголовного права и уголовного процесса в практике Верховного Суда Российской Федерации: Сборник материалов судебной практики /сост. В. Б. Боровиков, А.В. Галахова, В.В.
Демидов. — М.: Норма, 2008. .Григорьев В.В. Комментарий к Федеральному закону от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ
«О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
.
— М.: Деловой двор, 2010. .Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.
— Система ГАРАНТ, 2010. 16.Дабижа Т.Г. Особенности процедуры привлечения адвоката к ответственности //Адвокат.
— 2012. — № 9 17.Добровлянина О.В. Некоторые проблемы привлечения лиц отдельных категорий в качестве обвиняемых // Актуальные проблемы российского права. 2009. — № 1 18.Загорский Г.И.
Актуальные проблемы судебного разбирательства по уголовным делам: учебно-практическое пособие. — М.: Проспект, 2011. .Ионов, И.А. Институт неприкосновенности отдельных категорий лиц в уголовном процессе России // Журнал российского права.
— 2003. — № 9. .Карцев А.В.
2.3 Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц
курсовая работа Производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц заключается в особом (усложненном) порядке принятия решения: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации N 174-ФЗ от 18 декабря 2001 г. Ст. 448. — о возбуждении уголовного дела, если оно возбуждается в отношении кого-либо из этих лиц; — о привлечении кого-либо из этих лиц в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении другого лица или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления. В ч. 1 ст. 447 УПК указан круг субъектов, в отношении которых принимается такое решение.
Таким образом, для возбуждения уголовного дела в отношении кого-либо из перечисленных лиц либо привлечения их в качестве обвиняемого необходимо решение прокурора соответствующего уровня, причем во многих случаях принятого на основании заключения коллегии судей или судьи. Для получения такого заключения прокурор должен обратиться в суд с представлением, где оно рассматривается в закрытом заседании в срок не позднее 10 суток со дня поступления.
Рассмотрение представления происходит с участием, как самого прокурора, так и лица, в отношении которого оно внесено, а также защитника этого лица. В результате чего суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.
Громов Н.А. Уголовный процесс России: учебное пособие / Н.А. Громов — М.: Юристъ, 2008. С.95 Применительно к судьям, закон требует для возбуждения дела в отношении них или предъявления им обвинения не только судебного заключения о наличии в действиях судьи признаков преступления, но и согласия Конституционного Суда РФ либо квалификационной коллегии судей.
Это мотивированное решение должно быть принято в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Генерального прокурора РФ и заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления. Федеральным законом «О статусе
§ 5. Особенности возбуждения уголовных дел частного, частно-публичного обвинения и в отношении отдельных категорий лиц
Расследование преступлений by admin • 15.09.2013 Процедура возбуждения уголовных дел частного и частно-публичного обвинения, то есть дел о преступлениях, перечисленных в ч.ч.
2, 3 ст. 20 УПК РФ, имеет определенные особенности, на рассмотрении которых следует остановиться.
Федеральным законом от 12 апреля 2007 г.
№ 47-ФЗ внесены значительные изменения в регламентацию порядка возбуждения уголовных дел частного обвинения. В соответствии с ч. 1 ст. 318 УПК РФ дела данной категории возбуждаются в отношении конкретного лица путем подачи потерпевшим или его законным представителем заявления в суд.
В случае смерти потерпевшего дело может быть возбуждено посредством подачи заявления его близким родственником (ч.
2 ст. 318 УПК РФ). Однако если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы, уголовное дело возбуждается следователем. К иным причинам закон относит, в том числе, случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны (ч. 3 ст. 318, ч. 4 ст. 20 УПК РФ).
В этой ситуации следователь приступает к производству предварительного следствия по делу. Законодателем устанавливается процессуальная форма рассматриваемого заявления, согласно которой оно должно отвечать ряду требований, содержащихся в ч.ч.
5, 6 ст. 318 УПК РФ. В случае их несоблюдения мировой судья выносит постановление о возвращении заявления лицу, его подавшему, в котором предлагает заявителю привести таковое в соответствие с предписаниями закона и устанавливает для этого срок. Если подобные указания не будут исполнены, мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству, о чем уведомляет заявителя (ч. 1 ст. 319 УПК РФ). При подаче заявления в отношении лица, сведения о котором потерпевшему не известны, мировой судья также отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет его руководителю следственного органа для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ч.
2 ст. 147, ч. 1.1 ст. 319 УПК РФ). Если заявление подано в отношении лица, указанного в ст. 447 УПК РФ, мировой судья в аналогичном порядке отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет данное заявление руководителю следственного органа для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 448 УПК РФ, о чем уведомляет лицо, его подавшее (ч.
1.2 ст. 319 УПК РФ)
Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
» Рассматриваемое представляет собой новеллу в уголовно-процессуальном регулировании общественных отношений.
Появление этого производства обусловлено наличием у определенных категорий граждан различных иммунитетов и некоторых других характеристик.
Производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц — особое производство, заключающееся в и деятельности его участников при определяющей роли руководителя следственного органа, коллегии судей (или ), квалификационной коллегии судей, в том числе органов , по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для и привлечения в качестве обвиняемых лиц, перечень которых дан в ст. 447 УПК РФ, и направлении уголовного дела в для признания их виновными и определения им .
Перечень категорий лиц, в отношении которых применяется рассматриваемое производство, носит исчерпывающий (закрытый) характер и не подлежит расширительному толкованию.
В основу этого перечня законом положены должностное положение отдельных категорий лиц или их уголовно-процессуальный статус. Производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц применяется в отношении: 1) члена и , депутата законодательного (представительного) субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа , выборного органа местного самоуправления; 2) судьи Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального , мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателей в период осуществления ими правосудия; 3) председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации; 4) в Российской Федерации; 5) Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации; 6) ; 6.1) председателя Следственного комитета при Российской Федерации; 6.2) руководителя следственного органа; 7) следователя; 8) адвоката; 9) члена , комиссии с правом решающего голоса; 10) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации.
Производство по уголовным делам в отношении перечисленных лиц ведется в общем порядке с изъятиями, предусмотренными главой 52 УПК РФ (ст.
447). Основной задачей рассматриваемого производства является государственная охрана прав и законных интересов должностных и иных лиц, указанных в ст. 447 УПК, с целью обеспечения надлежащего исполнения ими возложенных на них должностных функций. Значение рассматриваемого производства заключается в следующем.
Во-первых, оно выступает в качестве дополнительной гарантии для лиц, указанных в ч. 1 ст. 447, от незаконного и необоснованного возбуждения, предварительного расследования и судебного рассмотрения и разрешения уголовного дела. Во-вторых, наличие этого производства
Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела (стр.
2 из 3)
5. С момента принятия судом заявления к своему производству лицо, его подавшее, является частным обвинителем. Ему должны быть разъяснены права, предусмотренные статьями 42 и 43 настоящего Кодекса, о чем составляется протокол, подписываемый судьей и лицом, подавшим заявление.
6. В соответствии с ч. 1 ст. 42 УПК РФ решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя, прокурора или суда.
Бланк соответствующего постановления мирового судьи в приложениях к ст. 477 УПК РФ не содержится. Поскольку в силу ч.
7 комментируемой статьи права потерпевшего и частного обвинителя разъясняются лицу, подавшему заявление, одновременно с принятием судьей заявления к своему производству, вынесения особого постановления о признании потерпевшим не требуется. 7. Представляется, что мировой судья обязан разъяснить заявителю не только права потерпевшего и частного обвинителя, но также и их обязанности, предусмотренные ст.
2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). В этом случае мировой судья выносит постановление о прекращении уголовного дела в связи с отказом частного обвинителя от обвинения (см. приложение 42 к ст. 477 УПК РФ). Представляется, что это положение также следует разъяснять заявителю.
9. Потерпевший по уголовному делу частного обвинения в случае его неявки по вызову судьи без уважительных причин не может быть подвергнут приводу. Положение ч. 6 ст. 42 УПК РФ на него не распространяется.
Возбуждение уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц (ст.448 УПК РФ) Итак, первая из особенностей производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц заключается в особом (усложненном) порядке принятия решения: — о возбуждении уголовного дела, если оно возбуждается в отношении кого-либо из этих лиц; — о привлечении кого-либо из этих лиц в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении другого лица или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления. В ч. 1 ст. 448 УПК указан круг субъектов в отношении которых принимается такое решение.
Таким образом, для возбуждения уголовного дела в отношении кого-либо из перечисленных лиц либо привлечения их в качестве обвиняемого необходимо решение прокурора соответствующего уровня, причем во многих случаях принятого на основании заключения коллегии судей или судьи.
В результате суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.
Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского
| | | Возбуждение уголовного дела публичного и частно-публичного обвинения происходит согласно розыскной модели, поэтому решение принимают прокурор, а также орган дознания, дознаватель, следователь и начальник следственного отдела с согласия прокурора. Порядок возбуждения дела складывается из трех основных этапов: 1) вынесение постановления, 2) получение согласия прокурора, 3) уведомление о принятом решении заявителя и подозреваемого.
1. Вынесение постановления о возбуждении дела. Решение о возбуждении дела оформляется отдельным постановлением или содержится в постановлении о выделении дела. В постановлении указываются: — дата, место и время его вынесения с точностью до минут (приложение 13 к ст.
476 УПК); — кем оно вынесено. Если оно вынесено не прокурором, то должно быть получено его согласие на возбуждение дела; — повод и основание для возбуждения дела; — уголовно-правовая квалификация преступления, которая имеет предварительный характер и может быть изменена на другую при привлечении в качестве обвиняемого. Возбуждение уголовного дела сопровождается заполнением статистической карточки на выявленное преступление.
Учетно-регистрационными подразделениями (ОВД, прокуратуры, таможенного комитета, ФСБ) уголовному делу присваивается порядковый номер.
2. Получение согласия прокурора на возбуждении дела.
Возбуждение уголовного дела предстает в виде процедуры, длящейся во времени. По общему правилу, предусмотренному ч.
1 ст. 146 УПК, уголовное дело считается возбужденным после получения согласия прокурора на это в виде его письменной резолюции на постановлении о возбуждении дела.
До вынесения постановления о возбуждении дела следователем, дознавателем или должностным лицом органа дознания могут быть проведены только непринудительные процессуальные действия (например, осмотр места происшествия) и некоторые принудительные действия — фактическое задержание и доставление. После вынесения постановления о возбуждении дела указанные лица вправе произвести принудительное процессуальное освидетельствование (ст. 179) и назначить судебную экспертизу (ст.
195). Проведение иных принудительных процессуальных действий до дачи согласия прокурором на возбуждение дела по буквальному смыслу ч.
4 ст. 146 по общему правилу не допускается. В качестве исключения уголовное дело считается возбужденным с момента вынесения об этом постановления и без согласия прокурора, в силу неотложной ситуации: когда промедление может реально повлечь утрату следов преступления, сокрытие преступника или подлежащего взысканию имущества.
Так, при возбуждении уголовного дела капитанами судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, главами дипломатических представительств расследование начинается без согласия прокурора. Прокурор уведомляется об этом с помощью средств связи.
Когда неотложная ситуация отпадает, уголовное дело направляется прокурору для получения его согласия на возбуждение дела (ч.
4 ст. 146 УПК). Постановление следователя
Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
Стр 26 из 26Одним из важнейших принципов, лежащих в основе уголовного судопроизводства, является конституционный принцип равенства всех перед законом и судом, в силу которого уголовно-процессуальный закон действует по кругу лиц в равной мере, независимо от пола, расы, национальности, языка, места жительства, образования, имущественного и должностного положения и других факторов. Вместе с тем действующее уголовно-процессуальное законодательство, исходя из ряда публично-правовых интересов, допускает некоторые исключения из этого правила.
Эти изъятия касаются определенной категории граждан (в основном должностных лиц государственных органов), в отношении которых закон предусматривает особенности производства по уголовным делам.
Необходимость создания специального правового режима в отношении отдельной категории лиц вызвана значимостью и интересами их процессуальной деятельности, нуждающейся в обеспечении дополнительными гарантиями независимости.
Такой порядок, — как отметил Конституционный Суд РФ, — установлен в целях обеспечения беспрепятственного исполнения указанными лицами своих профессиональных либо иных обязанностей, их независимости и самостоятельности, исключения попыток необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Применение в отношении данных лиц особенностей производства по уголовным делам обусловлено наличием у них особого правового статуса, включающего служебный иммунитет. Под юридическим термином «иммунитет» понимается исключительное право, предоставленное лицам, занимающим особое положение в государстве, не подчиняться некоторым общим законам.
Однако, учитывая конституционный принцип равенства всех перед законом и судом и недопустимость толкования этого положения в контексте отрицания или умаления, отождествлять понятия «иммунитет» и «ограждение лица от уголовного преследования» не допустимо.
Служебный иммунитет определенные лица приобретают после вступления в должность на основании Конституции РФ и соответствующих федеральных законов: Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральных конституционных законов от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 26 февраля 1997 г.
№ 1-ФКЗ
«Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»
, Федеральных законов от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», от 8 мая 1994 г.
№ 3-ФЗ
«О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
, от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
и др. Эти законодательные акты определяют понятие статуса должностных лиц, объем гарантий, предоставляемых им, а также процедуру лишения неприкосновенности.
Уголовно-процессуальный кодекс же закрепляет порядок применения этих норм в случаях возбуждения уголовного дела, привлечения к уголовной ответственности, направления дела в суд в отношении их. Служебный иммунитет носит характер межотраслевого института, его нормативная регламентация содержится в различных отраслях права.
Шпаргалки — Уголовно-процессуальное право — 55.
Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
Страница 55 из 5655. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц Глава 52 УПК РФ предусматривает изъятия из общего порядка судопроизводства, которые в соответствии с ч.
1 ст. 447 УПК РФ распространяются на членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, а также на депутатов, членов выборного органа и выборных должностных лиц органов местного самоуправления, судей всех уровней, первых лиц Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий Президента РФ, кандидата в президенты РФ, а также следователя и адвоката, члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса. Приведенный перечень лиц расширительному толкованию не подлежит. Решение о возбуждении уголовного дела в данном случае принимают специальные субъекты (ст.
448), которым в ряде случаев требуется предварительно согласовывать свое решение с различными инстанциями. Такими субъектами являются: 1) Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему нижестоящие прокуроры; 2) коллегия, состоящая из трех судей Верховного Суда РФ.
При задержании указанных категорий граждан основанием их незамедлительного освобождения является установление личности. Это правило не действует лишь в случае задержания на месте преступления. Должностное лицо, которое произвело задержание на месте преступления, немедленно уведомляет об этом (соответственно личности задержанного) Совет Федерации, Государственную думу, суд, прокуратуру и т.
д. Указанные адресаты реагируют в соответствии с законодательством, регламентирующим их деятельность и статус задерживаемых лиц.
Так, Конституционный суд РФ в течение 24 ч должен принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры или об отказе в даче такого согласия.
В случае, если было дано согласие Конституционного суда РФ на арест судьи или привлечение к уголовной ответственности, его полномочия могут быть приостановлены. Досудебное производство завершается направлением в суд для рассмотрения по существу уголовного дела вместе с обвинительным заключением.
Порядок передачи определен в основном в ст.
222 УПК РФ. Передаче в суд уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы предшествует процедура согласования данного решения соответственно с Советом Федерации или Государственной думой. Установленные ст. 31–36 УПК РФ общие правила определения подсудности распространяются на уголовные дела в отношении лиц, перечисленных в ч.
1 ст. 447 УПК РФ. Вместе с тем для некоторых случаев предусмотрены исключения из единого порядка.
Вне зависимости от обстоятельств привлечения к уголовной ответственности член Совета Федерации и депутат Государственной думы, а равно судья федерального суда вправе до начала судебного разбирательства заявить ходатайство о рассмотрении их дела Верховным Судом РФ. Такое ходатайство обязательно подлежит удовлетворению.
—
Особенности возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц или привлечения их в качестве обвиняемых.
Стр 2 из 4 Предварительное расследование преступлений, совершенных вышеуказанными лицами, ведется в форме дознания или следствия исключительно следователями Следственного комитета РФ (подп.
«б» п.1 ч.2, п.7, ч.3 ст.151 УПК). В статье 448 УПК предусмотрен одинаковый порядок как возбуждения дела в отношении лиц, указанных в ч.1 ст. 447 УПК, так и привлечения этих лиц в качестве обвиняемых, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления.
Возбуждение уголовного дела в отношении особой категории лиц, а также привлечение их в качестве обвиняемых осуществляется по общим правилам, предусмотренным УПК (главы 19,20,23) с особенностями, установленными статьей 448 УПК. Эти особенности представляют собой четыре группы дополнительных процессуальных гарантий: 1) принятие решения о возбуждении уголовного дела (привлечении в качестве обвиняемого) только определенным должностным лицом; 2) предварительное получение представления Президента РФ о наличии в действиях определенных лиц признаков преступления; 3) предварительное получение согласия на возбуждение уголовного дела (привлечение в качестве обвиняемого) государственного органа или профессиональной корпорации, к которым принадлежит данное лицо; 4) предварительное получение заключения коллегии из трех судей Верховного Суда РФ о наличии в деянии соответствующего лица признаков преступления.
Эти гарантии применяются в различных сочетаниях в отношении отдельных категорий следующих лиц: № п.п. Категории лиц, в отношении которых решается вопрос о возбуждении уголовного дела (привлечении в качестве обвиняемого) Должностное лицо, принимающее решение о возбуждении уголовного дела (привлечении в качестве обвиняемого) Представление Президента РФ о наличии признаков преступления Предварительное получение согласия органа власти или профессиональной корпорации Заключение коллегии из трех судей Верховного Суда РФ 1. Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы Председатель Следственного комитета РФ ——- Совета Федерации и Государственной Думы —— 2.
Генеральный прокурор РФ Председатель Следственного комитета РФ требуется ————- требуется 3. Председатель Следственного Комитета РФ и.о. Председателя Следственного комитета РФ требуется ———— требуется 4.
Судья Конституционного Суда РФ Председатель Следственного комитета РФ ——— Конституционного Суда РФ ——- 5. Судья ВС РФ, ВАС РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда Председатель Следственного комитета РФ ——- Высшей квалификационной коллегии судей РФ ——- 6.