Проверка заявлений и сообщений о преступлениях


Проверка заявлений и сообщений о преступлениях


1 О.П. КОПЫЛОВА ПРОВЕРКА ЗАЯВЛЕНИЙ И СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ИЗДАТЕЛЬСТВО ТГТУ2 Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО

«Тамбовский государственный технический университет»

О.П. КОПЫЛОВА ПРОВЕРКА ЗАЯВЛЕНИЙ И СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ Рекомендовано Научно-техническим советом ТГТУ в качестве монографии УДК Тамбов Издательство ТГТУ 20103 ББК Х 73 К659 Рецензенты: Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой Конституционного права Института права Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина В.Г. Баев Кандидат юридических наук, профессор, председатель Тамбовского областного суда В.В.

Назаров Копылова, О.П. К659 : монография / О.П.

Копылова. Тамбов : Изд-во Тамб.

гос. техн. ун-та, с. 50 экз. ISBN Рассмотрены вопросы проверки заявлений и сообщений о преступлениях, сроки и решения, которые принимаются соответствующими должностными лицами органов предварительного расследования; общественные отношения, складывающиеся между ними, прокурором и судом.

Проанализированы методы данной проверки, закреплённые в УПК РФ, в законах «Об оперативнорозыскной деятельности в РФ», «О милиции РФ». Внесены предложения по совершенствованию законодательства и даны рекомендации по улучшению проведения проверки по сообщениям и заявлениям о преступлении.

Предназначена для практических работников, преподавателей, аспирантов и адъюнктов, студентов юридических вузов и факультетов, слушателей высших учебных заведений МВД России. УДК ББК Х 73 ISBN Копылова О.П., 2010 ГОУ ВПО

«Тамбовский государственный технический университет»

(ТГТУ), 2010 4 Научное издание КОПЫЛОВА Ольга Петровна ПРОВЕРКА ЗАЯВЛЕНИЙ И СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ Монография Редактор И.В. Калистратова Инженер по компьютерному макетированию И.В.

Евсеева Подписано в печать Формат /16.

9,3 усл. печ. л. Тираж 50 экз. Заказ 191 Издательско-полиграфический центр Тамбовского государственного технического университета , Тамбов, Советская, 106, к.

145 ВВЕДЕНИЕ Кардинальные преобразования различных сфер общественной жизни демократического и гуманистического характера вызвали в России на рубеже веков всплеск преступности. В связи с этим проблемы выявления преступлений, их раскрытия и расследования приобрели особую социальную значимость.

Между тем многочисленные социологические исследования свидетельствуют о том, что, во-первых, официальная статистика не отражает реального состояния преступности в России, во-вторых, поступающие заявления и сообщения о совершённых и подготавливаемых преступлениях не разрешаются надлежащим образом правоохранительными органами, обязанными в соответствии с законом принимать решения в стадии возбуждения уголовного дела. По данным ВНИИ МВД, на каждое зарегистрированное преступление приходится два незарегистрированных.

Решение проблем социального контроля над состоянием преступности неразрывно связано с разработкой проблем стадии возбуждения уголовного дела. Среди них важное значение имеют вопросы проверки поступивших сообщений о преступлениях.

Законы

Одним из важнейших условий соблюдения законности в уголовном процессе является своевременное и обоснованное возбуждение уголовного дела. Однако на пути от выявления преступления до привлечения к ответственности и наказания виновного лица правоохранительные органы осуществляют огромный объем работы, положительный результат которой чаще всего определяется на первоначальном этапе уголовного процесса.

Это, в свою очередь, во многом зависит от эффективности проверки, предшествующей вынесению постановления о возбуждении уголовного дела либо об отказе в таковом. Деятельность органов внутренних дел при получении заявления и сообщения о преступлении и непосредственном обнаружении признаков преступления, предусмотрена Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Законом «О полиции»[1], Законом «Об оперативно-розыскной деятельности»[2] и иными ведомственными подзаконными актами.
Предварительная проверка — это деятельность следователя, дознавателя и органа дознания, направленная на установление достоверности содержащейся в заявлении (сообщении) информации о событии, имеющем признаки преступления, и сбор дополнительных сведений, которые необходимы для принятия решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела либо о передаче материала по подследственности.

Целью предварительной проверки является установление достаточности данных, указывающих на признаки преступления (совокупность сведений о следах и причинно-следственных связях между последствиями и деяниями определенного лица, позволяющих охарактеризовать это событие как противоправное и общественно опасное).

Установление таких сведений необходимо для принятия законного и обоснованного решения. Для достижения указанной цели необходимо:

  1. 2) собрать дополнительные сведения о предполагаемом преступном событии.
  2. 1) объективно и всесторонне изучить и проанализировать информацию, содержащуюся в заявлении (сообщении), поступившем в правоохранительные органы;

В соответствии со ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела являются: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также материалы налоговых органов.

Наличие указанных поводов влечет за собой начало уголовно-процессуальной деятельности и порождает процессуальные права и обязанности. Каков бы ни был источник сведений о преступлении, поступившее сообщение всегда нуждается в проверке, которая заключается либо в правовой оценке заявленных сведений (так как в заявлении уже есть достаточная информация об общественно опасном деянии), либо в проведении конкретных проверочных действий, направленных на его подтверждение или опровержение.

Получение информации о событии, имеющем признаки преступления, состоит из двух взаимосвязанных этапов: непосредственного приема заявления (сообщения) и его документального оформления, т.е.

Проверка заявлений и сообщений о преступлениях в уголовном процессе

В ходатайстве необходимо указать конкретные обстоятельства которые служат основанием для данного продления.

АДВОКАТ в ходе доследственной проверки Также основные правила для исчисления, соблюдения, продления, а также восстановления процессуальных сроков закреплены в ст. ст. 128-130 УПК РФ. В соответствии с ч.2 ст.128 УПК РФ, в том случае если день на который приходится окончания срока рассмотрения сообщения о преступлении, будет нерабочим, то окончание срока, то есть последний день окончания срока, будет первый день после нерабочего дня.

Исключительными случаями являются лишь исчисление сроков при домашнем аресте, содержании под стражей, задержании и нахождении в медицинском или психиатрическом стационаре. 2) освидетельствование и назначение экспертизы – для закрепления следов преступления и установ–ления лица, его совершившего (ч. 4 ст. 146 УПК);3) иные процессуальные действия: направлять тре–бования, поручения, запросы в учреждения, пред–приятия, организации, должностным лицам и граж–данам (ст.

21 УПК); В уголовно-процессуальной литературе используются различные наименования проверки сообщения о преступлении — доследственная, первичная, проверка первичных материалов, предварительная, специальная, проверочные действия.

Необходимость проверки сообщения о преступлении зависит от характера содержащихся в нем сведений.

Поводы и основание для возбуждения уголовного дела, средства (методы), сроки и пределы проверки заявлений и сообщений о преступлениях Для обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовного дела в законе установлены определенные процессуальные условия: наличие повода и основания (рис.

1) или отсутствие обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела (ст. 24 УПК РФ). осмотр места происшествия (ст. 176 УПК РФ), осмотр трупа (ст. 178 УПК РФ), освидетельствование (ст. 179 УПК РФ); Данный повод оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления, лицом, получившим данное сообщение (ст.
143 УПК РФ). Проверочные действия, в соответствии с ч.

1 ст. 144 УПК РФ должны быть осуществлены в срок не более 3 суток с момента получения заявления или сообщения о готовящемся или совершенном деянии с признаками преступления.

В исключительных случаях этот срок может быть продлен до 10 суток руководителем следственного органа или начальником органа дознания по ходатайству соответственно следователя и дознавателя.1) стадией возбуждения уголовного дела и стадией предварительного расследования преступлений; Порядок проверки сообщений о преступлении осмотр места происшествия (ст. 176 УПК), осмотр трупа (ст. 178 УПК), освидетельствование (ст.

179 УПК); производство ревизий, инвентаризаций и иных документальных проверок; Проверка поступившего заявления или сообщения о преступлении — самостоятельное (особое, частное) производство в рамках стадии возбуждения уголовного дела, заключающееся в правоотношениях и деятельности его участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа

Порядок проверки заявлений и иных сообщений о преступлении

51 УПК РФ устанавливает сроки, в течение которых должны быть проверены заявления и иные сообщения о преступлении и по ним принято решение. В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

Прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить этот срок до 10 суток, а при проведении ревизий или документальных проверок прокурор вправе продлить до 30 суток срок проверки сообщения, предусмотренный ч. 1 ст. 144 УПК РФ (ч. 3 ст. 144 УПК РФ). 10 и 30 суток – предельный срок, в течение которого дознаватель, следователь, прокурор должны принять решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.

Если прокурор возвращает материалы дознавателю или следователю для дополнительной проверки, то она должна быть проведена в срок не более пяти суток (ч. 4 ст. 146 УПК РФ). Как уже было сказано выше, в отличие от УПК РСФСР, УПК РФ не устанавливает других способов проверки поступивших заявлений и иных сообщений о преступлениях, кроме назначения ревизий и документальных проверок, привлечения специалистов к их проведению и истребования материалов от редакции средства массовой информации.

Между тем вывод о наличии признаков преступления, об их отсутствии, о наличии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу, должен опираться на собранные фактические данные.

Рекомендуем прочесть:  Записаться на курсы биржа труда

Само предположение о наличии признаков преступления не может быть сделано произвольно.

Возбуждение уголовного дела будет обоснованным и правомерным лишь в том случае, если установлены фактические обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков преступления. А эти обстоятельства можно считать установленными только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на них.

В противном случае невозможно гарантировать обоснованность возбуждения уголовных дел. Обстоятельства, составляющие основание для правильного разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела, устанавливаются, прежде всего, из заявлений и сообщений о преступлении. Закон предусматривает определенные гарантии достоверности получаемой информации, содержащейся в заявлении, явке с повинной.

Так, заявителю разъясняется ответственность за заведомо ложный донос, о чем делается отметка в протоколе, который удостоверяется подписью заявителя.

Протокол устного заявления гражданина либо явки с повинной подписывается заявителем и должностным лицом, составившим протокол.

По поступившим заявлениям и сообщениям могут быть истребованы необходимые материалы и получены объяснения. Выясняя наличие основания для возбуждения уголовного дела, следователь вправе использовать помощь специалиста. Поскольку в законе четко не закреплено дозволение на производство экспертного исследования до

«Непроцессуальные» процессуальные способы проверки заявлений, сообщений о преступлениях Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

ART 14839 научно-методический электронный журнал УДК 341.48 Кривощёков Н.

В. «Непроцессуальные» процессуальные способы проверки заявлений, сообщений о преступлениях // Концепт. — 2014. — Спецвыпуск № 29. -ART 14839. — 0,4 п. л. — URL: http://e- koncept.ru/2014/14839.htm.

— Гос. per. Эл № ФС 7749965. — ISSN 2304-120Х. Кривощёков Николай Витальевич, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры организации расследования преступлений и судебных экспертиз ФГКОУ ДПО

«Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации»

, г. Тюмень «Непроцессуальные» процессуальные способы проверки заявлений, сообщений о преступлениях Аннотация.

В статье рассматривается специфика правового регулирования способов проверки заявлений, сообщений о преступлениях. Отмечаются недостатки уголовно-процессуального законодательства в этой части; предлагаются пути решения данной проблемы. Ключевые слова: возбуждение уголовного дела, способы проверки заявлений, сообщений о преступлениях.

Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение. Принятие процессуального решения по заявлению, сообщению о преступлении возможно только на основе всестороннего, полного и объективного изучения и оценки информации, полученной в ходе проверки сообщения. Проверка поступившего заявления, сообщения призвана не допустить незаконное и необоснованное возбуждение уголовного дела, отграничить совершенные уголовно-правовые деяния от административных и иных правонарушений.

Статистика говорит о действенности проверочных мероприятий: если в январе-декабре 2013 г. органами внутренних дел всего рассмотрено 28,35 млн заявлений (сообщений), то в январе-июне 2014 г.

органами внутренних дел рассмотрено 14,2 млн заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, что на 5,0% больше, чем за шесть месяцев 2013 г.

При этом количество возбужденных уголовных дел неуклонно снижается: в 2013 году возбуждено 1761,5 тыс.

уголовных дел, что на 5,4% меньше показателя аналогичного периода прошлого года; за 6 месяцев 2014 г. всего возбуждено 836,3 тыс. уголовных дел, что на 3,1 % меньше показателя аналогичного периода прошлого года [1].

Приведенная статистика свидетельствует и о наличии проблемных аспектов, существующих в правовом регулировании и практике работы органов предварительного расследования на стадии возбуждения уголовного дела. Отметим, что проверка поступившей информации является обязательным элементом уголовнопроцессуальной деятельности на стадии возбуждения уголовного дела, регулируется нормами уголовно-процессуального права и, соответственно, носит процессуальный характер.

Субъектом проверки (лицом, ведущим проверку) выступает должностное лицо органа дознания или предварительного следствия, на которое в соответствии с положениями п.

п. 77, 78 и 82 приказа МВД РФ от 1 марта 2012 г. № 140 [2] возложены полномочия по проведению проверки заявления, сообщения.

§ 2. Процессуальный порядок проверки сообщений о преступлениях

Расследование преступлений § 2.

Процессуальный порядок проверки сообщений о преступлениях by admin • 15.09.2013 В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ на следователя возлагается обязанность не только принять, но и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении. Законодатель при этом не делает какого-либо указания на информационную полноту поступившего сообщения или характер совершенного деяния.

Таким образом, по мнению автора, проверка является обязательным элементом процессуальной деятельности по рассмотрению сообщения о преступлении в каждом конкретном случае, а не только, когда полученные сведения вызывают сомнение или недостаточны для принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом. Другой вопрос, в каком объеме и при помощи каких средств будет осуществляться такая проверка.

Полагаем, что ее производство необходимо в том объеме, который позволит принять законное и обоснованное решение на начальном этапе уголовного судопроизводства.

С этой целью по любому сообщению о преступлении следует проверить законность повода, а также установить наличие или отсутствие основания для возбуждения уголовного дела, что следует из предписаний ч. 1 ст. 146 УПК РФ. Выбор способов проверки зависит от информации, содержащейся в сообщении, и прилагаемых к нему материалах, если таковые имеются. Действительно, в каждом первичном материале находят отражение какие-либо сведения о предположительно преступном факте.

Поэтому правоприменитель в ходе деятельности по рассмотрению сообщения должен, прежде всего, изучить и оценить имеющиеся первоначальные данные, проверить на их основе обоснованность утверждений заявителя. При этом способами такой проверки выступают: изучение полученного заявления, сообщения о преступлении и прилагаемых материалов, анализ содержащихся в них сведений, сопоставление имеющихся фактических данных между собой и последующая оценка каждого в отдельности и всех в совокупности.
В некоторых случаях проверка может ограничиться только указанными способами, например, когда имеющиеся в первичном материале сведения будут признаны достаточными для вынесения соответствующего процессуального решения.

Если же, исходя из этих сведений, не представляется возможным разрешить вопрос о наличии или отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, возникает необходимость в проведении проверки путем получения дополнительных данных с использованием допустимых на этапе возбуждения дела процессуальных действий, в том числе отдельных следственных.

Нами разделяется точка зрения тех процессуалистов, которые утверждают, что в каждом случае производства проверки нужно стремиться к осуществлению минимально необходимого количества проверочных действий.

Поскольку нерациональное использование способов проверки может привести к затягиванию сроков принятия решения, а также к утрате возможности получения доказательств в дальнейшем.

Срок проверки сообщения о преступлении составляет 3 суток со дня его поступления.

Проверка заявлений и сообщений о преступлении.

Проверка сообщений о преступлениях

» 1.

Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий. 1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса.

При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении. (см. текст в предыдущей редакции) 1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и настоящего Кодекса.

Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению. 2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Основания для возбуждения уголовного дела

/ / Участникам уголовного судопроизводства»>Как отмечалось в предыдущих публикациях, информация, содержащаяся в сообщении (заявлении) о преступлении сама по себе, не является достаточной для уголовного дела.До тех пор, пока сотрудники правоохранительных органов не проверят эту информацию, они, как правило, не могут сделать вывод о наличии признаков преступления, а значит и о наличии оснований для возбуждения Другими словами, необходимо ответить на вопрос: имело на самом деле место событие преступления?Поэтому принятие законного и обоснованного решения о возбуждении уголовного дела по признакам того или иного преступления, в большинстве случаев невозможно без получения дополнительной информации.С этой целью проводится предварительная проверка, или, как ее еще называют – доследственная проверка и сообщений о преступлениях.Одним из первых развернутое определение предварительной проверки дал Н.Г. Шурухнов. По его мнению,

«предварительная проверка – это основанная на законе и подзаконных актах деятельность уполномоченных уголовно-процессуальным законодательством компетентных государственных органов и должностных лиц, направленная на сбор дополнительных сведений (материалов), характеризующих проверяемое событие, которые необходимы для принятия законного и обоснованного процессуального решения по поступившему заявлению или сообщению о преступлении»

[1].Деятельность лиц, осуществляющих предварительное и , по проверке сообщений о преступлении заключается, прежде всего, в проверке типичных версий, т.е.

в выяснении вопроса: что произошло?Так, например, если в дежурную часть поступило сообщение об обнаружении трупа человека, сам по себе данный факт не может являться основанием для возбуждения уголовного дела. Необходимо провести проверку и установить, что на самом деле произошло – убийство, самоубийство, несчастный случай или естественная смерть.В случае подтверждения общей типовой версии о том, что смерть потерпевшего все-таки наступила в результате убийства, необходимо будет выдвинуть и проверить частные версии не только о месте его совершения, о способе причинения смерти и других обстоятельствах, имеющих для расследования произошедшего события. Однако проверка этих версий в полном объеме, как правило, осуществляется в ходе расследования преступления после возбуждения уголовного дела.С целью проверки заявлений и сообщений о преступлении законодатель наделил должностных лиц правоохранительных органов правом осуществлять следующие проверочные действия (ч.

1 ст. 144 УПК РФ):получать объяснения, т.е.

производить граждан;получать для сравнительного исследования;истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ (по всей видимости, речь идет о – выемка); назначать судебную принимать участие в ее производстве и получать эксперта в разумный срок.

Однако, если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной

Порядок приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, должностных и иных лиц о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествия устанавливается Инструкцией, утвержденной приказом Министерства внутренних дел России от 29 августа 2014 г.

№ 736. В территориальных органах МВД России осуществляется прием, регистрация и разрешение следующих заявлений: О преступлении — письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем; протокол принятия устного заявления о преступлении; заявление о явке с повинной; протокол явки с повинной; рапорт сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации об обнаружении признаков преступления; материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании; поручение прокурора (руководителя следственного органа) о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации; заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения; анонимное (без указания фамилии заявителя или почтового либо электронного адреса, по которому должен быть направлен ответ) заявление, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта. Об административном правонарушении — письменное заявление, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения; рапорт сотрудника органов внутренних дел, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения.

О происшествии — письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях, в отношении которых требуется проведение проверочных действий с целью обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения.

Прием, регистрация и разрешение следующих сообщений: О преступлении — сообщение, изложенное в устной форме, в котором содержится информация об обстоятельствах, указывающих на признаки совершенного или готовящегося преступления; анонимное сообщение, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта. Об административном правонарушении — сообщение, изложенное в устной форме, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения.

О происшествии — изложенное в устной форме заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях, в отношении которых требуется проведение проверочных действий с целью обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения; сообщение о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на охраняемом постом (постами) полиции подразделения вневедомственной охраны полиции объекте, подвижном объекте, оборудованном системой мониторинга, критически важном и потенциально опасном объекте, объекте, подлежащем обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Проверка заявлений и сообщений о преступлениях

Перетятько Н.М.

Уголовно-процессуальное право Дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к участию специалистов.По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также следователь по поручению руководителя следственного органа.Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок проверки сообщения о преступлении, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.Статья 144 УПК указывает на необходимость проверки сообщения о преступлении, не определяя методы ее проведения. Исходя из анализа ряда норм УПК, а также ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и Закона РФ «О милиции» к методам проверки сообщения о преступлении относятся:осмотр места происшествия, который в случаях, не терпящих отлагательства, может проводиться до возбуждения уголовного дела (ч.

2 ст. 176 УПК);освидетельствование и назначение экспертизы — для закрепления следов преступления и установления лица, его совершившего (ч. 4 ст. 146 УПК);иные процессуальные действия: направлять требования, поручения, запросы в учреждения, предприятия, организации, должностным лицам и гражданам (ст. 21 УПК);требование производства документальных проверок, ревизий, привлечение к их участию специалиста (ч.

1 ст. 144 УПК);требование у редакции, главного редактора соответствующего средства массовой информации имеющихся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ч. 2 ст. 144 УПК);оперативно-розыскные мероприятия (ст.

6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), а также средства административной и прокурорской проверки, применение которых не обусловлено наличием производства по уголовному делу.По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь принимает одно из следующих решений:о возбуждении уголовного дела в порядке;об отказе в возбуждении уголовного дела;о передаче сообщения по подследственности.О принятом решении сообщается заявителю.

Процессуальные способы проверки заявлений, сообщений о преступлениях в установленный срок, быль или реальность?

, 14.05.2018

  1. , магистр, студент
  2. Башкирский государственный университет
  1. СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ
  2. ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
  3. СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ЗАЯВЛЕНИЙ

В статье рассматривается специфика правового регулирования способов проверки заявлений, сообщений о преступлениях. Отмечаются недостатки и нарушение сроков при принятии решений по сообщениям, заявлениям предлагаются пути решения данной проблемы.Принять законное процессуальное решение по заявлению, сообщению о преступлении возможно только после проведения полной, всесторонней и объектовой оценки информации полученной в ходе проверки заявления, сообщения о преступлении.

Проведение полной и качественной проверки по поступившему заявлению, сообщению свидетельствует о законном и правильном принятии решении в соответствии со ст.145 УПК РФ, исключая факт допущения нарушения закона.

В ходе проверки должно быть установлено как отсутствие оснований для отказа в возбуждении уголовного дела, так и наличие оснований для его возбуждения. Необходимо отметить, что проверка поступившей информации является обязательным элементом уголовно-процессуальной деятельности на стадии возбуждения уголовного дела, регулируется нормами уголовно-процессуального права и соответственно носит процессуальный характер. Субъектом проверки, выступает должностное лицо органа дознания или предварительного следствия на которое в соответствии с положениями п.п.

77,78,82 приказа МВД РФ от 1 мая 2012г.

№140 возлагаются полномочия по проведению проверки заявлений, сообщений.

При проведении такой проверки заявлений и сообщений происходит установление конкретных обстоятельств преступления, далее данные полученные при проверке могут быть использованы как доказательства по уголовному делу. Но в сравнении с предварительным расследованием проверка заявлений, сообщений ставит перед собой иную цель.

Так при проведении дознания или же предварительного следствия устанавливаются все обстоятельства преступления, в то время как при проверке заявления, сообщения на стадии возбуждения уголовного дела устанавливается только наличие или отсутствие признаков преступления и оснований для отказа в возбуждении уголовного дела, необходимых для принятия решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, передаче по подследственности или же в суд. В соответствии со статьей 144 УПК РФ срок проверки сообщений, заявлений о любом совершенном или готовящемся преступлении подлежащих рассмотрению дознавателем, органом дознания, следователем, руководителем следственного органа, составляет 3 суток со дня поступления такого сообщения и при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий с целью принятия законного решения согласно ст.