Резидентство в налоговых правоотношениях


Резидентство в налоговых правоотношениях

Оглавление:

Порядок определения статуса налогового резидента и нерезидента РФ, ставки и порядок уплаты и возврата НДФЛ

В этой статье я постарался ответить на все вопросы, связанные с , а также с ситуациями, когда граждане РФ по каким-то причинам находились за границей РФ больше полугода, получая при этом регулярный доход или умудрились в этот же период времени продать какое-либо имущество (квартиру, дом, другую , автомобиль, ювелирные изделия и др.). Налоговое законодательство написано так, чтобы прочитав его никто и никогда не понял — кто такие налоговые нерезиденты и как это определить — ведь в (НК) нет ни четкого и понятного определения понятия «налоговый резидент», ни понятия «налоговй нерезидент» Данная в НК формулировка вызывает больше вопросов, чем дает хотя бы один понятный ответ на самый главный вопрос — к какой категории отнести себя, а для этого надо понять порядок определения статуса. Можно ли обычному человеку понять из формулировки:

«Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 в течение 12 следующих подряд месяцев»

к какой из категорий налогоплательщиков он должен отнести себя, если он за последний год несколько раз пересекал границу (ездил в и в ближнее или дальнее зарубежье, приехал в Россию несколько месяцев назад для учебы и (или) работы)? Наверное — нет, поэтому предлагаю более понятные определения этих понятий:

  1. налоговый резидент — это такое физическое лицо, которое находится на территории России более 183 дней в течение ;
  2. налоговый нерезидент — это такое физическое лицо, которое находится на территории России менее 183 дней в течение календарного года.

Примечание: приведен порядок определения статуса налогового резидента РФ, исходя из положений Налогового кодекса РФ.

Между тем в силу ст. 7 НК РФ если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, то применяются правила и нормы .

Это означает, что международное соглашение может в том числе устанавливать иной порядок определения резидентства. В качестве примера в Письме ФНС России от 01.10.2012 N ОА-3-13/3527@ приведены:

  1. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» от 05.12.1998 (статья 4);
  2. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов» от 08.02.1995 (статья 4).

(!) При этом положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, а также о подтверждении статуса нерезидента России, Налоговый кодекс РФ не содержал.

Как мы видим, для определения статуса физ.лица имеет значение лишь один критерий — время нахождения на территории России, а другие критерии (в т.ч.

— гражданство) никакого значения не имеют.

Налоговое резидентство юридических лиц — что это?

В международной практике понятие налогового резидента, как для физических, так и для юридических лиц, — одно из основополагающих при их налогообложении. Отличие налогового резидента от нерезидента, в общем-то, заключается в том, что резидент, как правило, уплачивает налог со всего своего дохода (полученного внутри страны или за рубежом), а нерезидент – только с дохода, полученного от коммерческой деятельности в этой стране.

Чтобы не оказалось так, что одно и то же лицо уплачивает налог дважды – в стране своего резидентства и в стране получения дохода, между странами заключаются соглашения об избежании двойного налогообложения. У России сейчас 80 действующих соглашений.

На данный момент, в отличие от многих других стран, в России нет понятия налогового резидентства для юридических лиц.

Налогоплательщики-юридические лица определены как «организации», и их налоговых статус определен одним критерием: местом их регистрации. Между тем, как известно, нередко за рубежом регистрируется компания, которая, по сути, является «ширмой» и действительности никакой реальной деятельности не ведет, а управляется из России ее реальным, бенефициарным владельцем. Обложить ее налогом в России нет никакой правовой возможности, поскольку формально доход получает иностранная компания, а не ее бенефициарный владелец, хотя в реальности денежные средства со счетов компании тратятся по прямому распоряжению владельца бизнеса, а то и в его личных интересах.

В результате, если компания зарегистрирована в низконалоговой или оффшорной юрисдикции, налог с доходов не платит ни компания, ни ее реальный владелец. Но в практике других стран применяется другой подход: налоговое резидентство и, соответственно, налоговый статус компании определяются через критерии, которые позволяют определить ее фактическую «связь» с тем или иным государством, независимо от места ее регистрации. Как правило, основной критерий, — это место фактического управления компанией, которое, в свою очередь, может определяться на основании таких признаков как а) место проведения совета директоров; б) место оперативного управления; в) местонахождение главного офиса или административного здания; г) местонахождение центральной бухгалтерии; в) местонахождение архива и т.д.

Похожие критерии уже закреплены в специальных протоколах к соглашениям, которые подписаны Россией в последние два года с Кипром, Люксембургом, Швейцарией и другими странами. Таким образом, юридическое лицо в каком-то смысле сравнивается с физическим лицом, у которого тоже есть «место регистрации» — гражданство, но для целей его налогообложения главное не это, а его реальная связь с тем или иным государством, которая определяется через место его проживания и работы, местонахождение его постоянного жилища, семьи и т.д.

Управление компанией, принятие основных решений о ее деятельности, деятельность совета директоров обычно рассматриваются как основная, «реальная» деятельность компании. Поэтому в Великобритании, например, критерий места центрального управления и контроля применяется уже более 130 лет, постепенно он был воспринят и другими странами.

Налоговое резидентство

9 февраля 2014 — это принадлежность физического или юридического лица к налоговой системе того или иного государства. В миграционном законодательстве резидент — это тот, у кого есть в стране, в налоговом праве — тот, кто стоит на учете в налоговом органе и платит различные налоги.

Человек может обладать ВНЖ или гражданством страны, но при этом не быть налоговым резидентом, или наоборот: будучи налоговым резидентом, можно и не иметь разрешение на проживание.

Налоговые резиденты обязуются выплачивать налоги с трудовой деятельности, бизнеса, комиссий, пенсий, премий, пособий и доходов с недвижимости (при и при перепродаже). Налоги выплачиваются с доходов, полученных как на территории иностранного государства, так и за его пределами.

Однако, поскольку между Россией и большинством стран заключено , налоги на российские доходы за рубежом не платятся, если подана декларация на Родине. В Великобритании те, кто являются только налоговыми резидентами, платят лишь налог на прибыль, полученную в стране.

Для лиц – налоговых резидентов с домицилием (ВНЖ с правом на проживание) налогом облагаются как доход, полученный на территории королевства, так и доход, полученный за его пределами. Среди стран с самыми низкими налогами — и (ставки подоходных и корпоративных налогов составляют 9 и 10 % соответственно).

Среди стран — Франция. Компании, чьи сотрудники получают более 1 млн евро в год, с 2014 года платят корпоративный налог по ставке 75 %. Подоходный налог Корпоративный налог Болгария 10 10 Великобритания 20–45 24 Германия 14–45 15 Греция 22–42 26 Испания 24,75–52 30 Италия 23–43 27,5 Кипр 0–35 10 Латвия 24 15 США 10–36,9 35 Франция 0–49 75 Черногория 9 09 Можно стать резидентом двух или более стран, если они придерживаются разных критериев, определяя налоговое резидентство в своем национальном праве.

И наоборот, лицо может не быть налоговым резидентом ни одной из стран, если соответствующие условия не выявлены. Отсутствие налогового резидентства не освобождает налогоплательщика от необходимости платить налоги. Просто в данном случае нет налоговой юрисдикции, которая облагала бы налогами глобальные доходы.

Изначально лицо является налоговым резидентом той страны, гражданином которой является. Если человек проводит время заграницей, налоговое резидентство определяется по ряду условий: — Проживание на территории страны 183 дней в году или более. Это главное условие в большинстве стран.

В исключение составляют случаи, когда человек приезжает в страну с частным визитом (в гости или на лечение), и время пребывания составляет не более года.

В требуется жить в стране более 183 дней в течение последних трех лет.

В Великобритании налоговыми резидентами становятся также те, кто посещают королевство в течение четырех лет подряд — если в совокупности визит продолжался более 91 дня. В Казахстане, Латвии, Румынии, Финляндии и Швеции налоговыми резидентами считаются лица, которые находились на данной территории минимум 183 дня в течение любых последовательно выбранных 12 месяцев. — Наличие жилья (собственного или арендованного).

Налоговое резидентство организаций

Местом управления иностранной организацией признается Российская Федерация при соблюдении хотя бы одного из следующих условий в отношении указанной иностранной организации и ее деятельности (пункт 2 ст. 246.2 НК РФ): 1) исполнительный орган (исполнительные органы) организации регулярно осуществляет свою деятельность в отношении этой организации из РФ.

Регулярным осуществлением деятельности не признается осуществление деятельности в РФ в объеме существенно меньшем, чем в другом государстве (государствах); 2) главные (руководящие) должностные лица организации (лица, уполномоченные планировать и контролировать деятельность, управлять деятельностью предприятия и несущие за это ответственность) преимущественно осуществляют руководящее управление этой иностранной организацией в РФ. Руководящим управлением организацией признаются принятие решений и осуществление иных действий, относящихся к вопросам текущей деятельности организации, входящим в компетенцию исполнительных органов управления. Осуществление следующей деятельности иностранной организации в РФ само по себе не может признаваться осуществлением управления иностранной организацией в РФ: 1) подготовка и (или) принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров (участников) иностранной организации; 2) подготовка к проведению заседания совета директоров иностранной организации; 3) осуществление на территории Российской Федерации отдельных функций в рамках планирования и контроля деятельности иностранной организации.

К таким функциям, в частности, относятся стратегическое планирование, бюджетирование, подготовка и составление консолидированной финансовой и управленческой отчетности, анализ деятельности иностранной организации, внутренний аудит и внутренний контроль, а также принятие (одобрение) стандартов, методик и (или) политик, действие которых распространяется на все дочерние организации такой организации или их существенную часть.

Иностранной организацией, управление которой осуществляется за пределами РФ, в частности признается иностранная организация, если ее коммерческая деятельность осуществляется с использованием ее собственного квалифицированного персонала и активов в государстве (на территории) ее постоянного местонахождения, с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения, и (или) в иностранном государстве (на территории) нахождения ее обособленных подразделений, с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения. При этом иностранная организация представляет документальное подтверждение выполнения указанных в настоящем пункте условий.

В случае, если в отношении иностранной организации

  1. выполняются условия, установленные подпунктом 1 или 2 пункта 2 статьи 246.2 НК РФ, и
  2. такой организацией представлены документы, подтверждающие выполнение таких же условий в отношении какого-либо из иностранных государств,

Российская Федерация признается местом управления этой иностранной организацией,

Налоговое резидентство физического лица

13.04.2015 С.В. Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса Налогообложение доходов физического лица определяется его налоговым статусом.

Именно от налогового статуса зависят виды доходов, подлежащие налогообложению, размер применяемой ставки, возможность использования налоговых вычетов. Вопросам определения налогового резидентства, исчисления налога в случае изменения этого статуса в течение года посвящено это интервью. — Кто относится к физическим лицам – налоговым резидентам РФ?

Пунктом 2 статьи 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом военнослужащие и государственные служащие, направленные на работу за границу, для целей НК РФ рассматриваются как налоговые резиденты РФ.

Кроме того, в 2015 году предусмотрены особенности признания налоговыми резидентами физических лиц, находившихся в 2014 году в Республике Крым и Севастополе. — Зависит ли налоговое резидентство от гражданства? Согласно НК РФ нет. Российский гражданин может не являться налоговым резидентом РФ.

Налоговыми резидентами РФ могут быть признаны: иностранный гражданин, лицо без гражданства.

Вместе с тем, нужно принимать во внимание имеющиеся у РФ соглашения с иностранными государствами.

Международное соглашение может устанавливать иной порядок определения резидентства. В том числе, предусматривать варианты для разрешения ситуаций, когда физлицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств. Например, признать в такой ситуации лицо резидентом того Договаривающегося Государства, в котором оно располагает постоянным жильем.

С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

С учетом статьи 73 Договора налогообложение налогом на доходы физических лиц дохода резидента государства – участника Договора (Республика Беларусь, Республика Казахстан) от работы по найму на территории Российской Федерации осуществляется с первого дня работы по трудовому договору по ставке 13%. То есть, по ставке, предусмотренной статьей 224 НК РФ для резидентов. Со 2 января 2015 такой порядок применяется и для резидентов Республики Армения.

В ближайшей перспективе он распространится и на резидентов Кыргызской Республики. Представляется, что применение ставки 13% к доходам от работы по найму в РФ, не означает автоматического признания лиц из названных государств налоговыми резидентами РФ. Их налоговый статус определяется в общем порядке – в зависимости от времени нахождения в РФ.

Поэтому, если по окончании налогового периода они не будут признаны налоговыми резидентами РФ, их доход подлежит налогообложению по ставке 30%. Сведения о невозможности удержания образовавшейся задолженности налогоплательщика должны быть представлены в налоговый орган в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 НК РФ.

— Какой срок для определения времени нахождения принимается за 12 месяцев?

При определении статуса физического лица должен учитываться любой непрерывный 12-месячный период.

Налоговое резидентство иностранных компаний в российском праве

  • Концепция налогового резидентства – общие замечания

Концепция налогового резидентства корпораций является одним из важнейших типов антиуклонительных норм, введенных в НК РФ с 1 января 2015 года в рамках законодательного оформления инициатив по деоффшоризации. Суть изменений состит в значительном расширении государственной налоговой юрисдикции по кругу лиц.

Однако вначале необходимо дать некоторые пояснения, уходящие корнями в основы российского и международного налогового права.

До 2015 года налогоплательщиками в РФ признавались две группы налогоплательщиков, если подразделение вести по типу налоговой обязанности — (1) неограниченной и (2) ограниченной. К первой и наиболее многочисленной группе, подлежащей неограниченной налоговой обязанности, относятся российские организации, которые облагаются налогом на прибыль по общемировому доходу из всех источников, как в России, так и за ее пределами.

Принцип неограниченной налоговой обязанности, известный в теории международного налогового права как принцип “резидентства”, и состоит в налогообложении национальных субектов по доходам от общемировых источников. Ко второй группе налогоплательщиков, подлежащих т.н.

«ограниченной» налоговой обязанности, относятся иностранные юридические лица – нерезиденты РФ. Они признавались налогоплательщиками, но только по доходам из источников внутри Российской Федерации (т.н. принцип “источника”). Причем принцип источника включал две основные категории доходов – (1) – доходы постоянных представительств и (2) доходы от источников, извлекаемые не через постоянное представительство, то есть пассивные доходы, виды которых перечислены в статье 309 НК РФ.

Иными словами, иностранные лица (нерезиденты) могли облагаться налогом в РФ только в двух случаях – (1) – если они образовали постоянное представительство (ПП) – то по доходам, полученным через такое ПП; и (2) – по пассивным доходам из источников в РФ.

Обратите внимание, что доходы иностранных лиц от источников вне РФ в большинстве случаев не могли подпасть под налогообложение в РФ, даже если деятельность в РФ велась бы через ПП, поскольку российское ПП не имеет экономической связи с источниками в других странах. Данное утверждение небесспорно, особенно учитывая положения статьи 307 НК РФ касательно отнесения прибыли к ПП на основе осуществляемых данным ПП функций, используемых им активов и принимаемых на себя рисков. Тем не менее, с определенной долей упрощения можно сказать, что на практике российским налоговым органам не удавалось распространить российскую налоговую юрисдикцию в отношении иностранных оффшорных компаний, управляемых с территории РФ, посредством концепции ПП.

Широко известно, что в современной международной коммерции и международных финансах широко распространена практика создания юридических лиц за пределами государства расположения штаб-квартиры крупных корпораций, в том числе в т.н. «оффшорных» юрисдикциях. Эти компании, получившие весьма ненаучную характеристику «оффшорных»

Налоговое резидентство в 2020 году: как подтвердить в России и смена налогового резидентства

Тема налогового резидентства хоть и не стала столь популярной в уходящем году, как тема криптовалют, всё же, для знающих людей, показала свою важность в меняющемся мире.

Статус налогового резидента определяет не только уровень налогов, но и далеко идущие последствия при использовании иностранных активов и оффшорных инструментов. Без учёта данного фактора многие привычные инструменты для защиты активов сработают гораздо менее эффективно или даже поставят вашу безопасность под угрозу.

Налоговое резидентство – это статус гражданина или постоянного жителя какой-либо страны, который обязывает его выплачивать налоги в казну государства с личных и бизнес доходов. Налоговый статус определяет, какие именно налоги необходимо платить, по каким ставкам, плюс определяет льготы, на которые может претендовать лицо. Налоговое резидентство может быть, как у физического лица, так и юридического.

В каждой стране свои правила получения статуса и отказа от него. Предлагаем изучить подробный материал «». Материал основан на данных ОЭСР.

Для того, чтобы стать налоговым резидентом России необходимо выполнить простое условие: пребывать в стране более 183 дней в году. Выезды по учёбе, по службе или некоторым иным причинам не влияют на статус. Однако, если вы покинули страну на срок 183 и более дня за последние 12 месяцев, то перестаёте быть налоговым резидентом.

Налоговый резидент России платит, как физическое лицо, 13% подоходного налога.

Юридическое платит 20%. Не будучи резидентом, лицу придётся заплатить налог в 30% с доходов в России. Также налоговым резидентам России необходимо отчитываться о наличие у них контролируемых иностранных компаний (КИК).

Любая иностранная компания с долей владения у россиянина более 25%, а также структуры без формирования юридического лица (трасты и фонды), требуется задекларировать.

В случае, если КИК заработала за год более 10 миллионов рублей, то придётся заплатить налог с нераспределённой прибыли по российским ставкам – 13% и 20%.

Обойти это могут иностранные компании, которые занимаются активным бизнесом в странах ОЭСР и ФАТФ, плюс активные холдинги.

Однако перечень стран, в которых обязательно налогообложение гораздо шире. К тому же, если гражданин России является налоговым резидентом, то скорее всего он и валютный резидент. Это означает, что с него требуется отчёт также об его иностранных банковских счетах, в том числе о движении средств по итогам года.

До 2020 года отказаться от налогового резидентства было проще, чем от валютного, поскольку требовалось отсутствовать в России целый год и даже единичный визит в РФ возвращал статус. , который позволит с 2020 года отказаться от статуса валютного резидента также просто, как и от статуса налогового резидента: необходимо будет пробыть за пределами страны 6 месяцев за календарный год.

В некоторых случаях необходимо получить сертификат о налоговой резиденции. Требуется он для того, чтобы доказать одному правительству, что уже платишь налоги в другой стране. Это может быть необходимо, как физическому лицу, которое приобрело иностранную недвижимость или у которого дети постоянно проживают за границей; так и международной компании, которая открыла подразделения в разных странах.

Большинство стран выдают сертификат о налоговом резидентстве.

Определение налогового резидентства юридических лиц в целях автоматического обмена

Система автоматического обмена информацией о финансовых счетах (далее – «автоматический обмен») призвана обеспечить для национальных налоговых органов прозрачность данных об иностранных счетах, принадлежащих налоговым резидентам своих стран, и тем самым облегчить налоговое администрирование в отношении их доходов, аккумулируемых за рубежом.

Такая информация направляется друг другу налоговыми органами участвующих юрисдикций на ежегодной основе.

Автоматический обмен осуществляется на основании Многостороннего соглашения компетентных органов (MCAA) и Единого стандарта отчетности (CRS), а также принятых в соответствии с ними национальных законов. На конец 2017 года MCAA подписали 96 стран, включая Россию.

Однако, реальная «активация» обязательств по автоматическому обмену между конкретной парой стран происходит только в случае совпадения намерений таких стран осуществлять обмен в отношении друг друга (актуальные данные об этом можно найти на портале ОЭСР в разделе “Activated exchange relationships for CRS information”). Указанная «активация» автоматического обмена может осуществляться и на основе многосторонних инструментов, охватывающих целую группу стран.

Например, отношения по автоматическому обмену между странами Европейского Союза были активированы синхронно для всех стран ЕС – на основании Директивы 2014/107/EU от 9 декабря 2014 года, обязавшей каждое государство-член ЕС обмениваться информацией со всеми остальными членами ЕС. Ключевым фактором, влияющим на направление движения информации в рамках автоматического обмена, является страна налогового резидентства держателя счёта и/или контролирующих его лиц.

В настоящей статье мы сосредоточим внимание на определении страны налогового резидентства юридических лиц и иных структур (которые Стандарт CRS обобщенно называет Entity).

Прежде чем рассматривать проблему определения налогового резидентства, важно обратить внимание на некоторые определения, приводимые в разделе VIII Стандарта CRS и напрямую влияющие на объём и маршрут автоматического обмена. Под автоматический обмен подпадают только так называемые «подотчётные счета» (Reportable Accounts).
Это счета, держателями которых (Account Holders) выступают либо непосредственно физические или юридические лица – резиденты «подотчётных юрисдикций», либо пассивные компании, контролирующими лицами которых являются физические лица – резиденты «подотчётных юрисдикций».

«Контролирующим лицом» (Controlling Person) – для случаев, когда держателем счёта выступает Entity, т.е. юридическое лицо или иная структура, – признаётся физическое лицо, которое

«осуществляет контроль над юридическим лицом или иной структурой»

(пункт 6 подраздела “D” раздела VIII CRS). Несколько упрощая, контролирующее лицо – это бенефициарный владелец юридического лица или иной структуры, являющейся держателем счёта.

Для более подробного толкования данного термина Стандарт CRS отсылает к Рекомендациям ФАТФ (Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денежных средств).

Российский и международные подходы к определению понятия налогового резидентства Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО Т.

Э. Рождественская*, Е. А. Гузнова** Российский и международные подходы к определению понятия налогового резидентства Аннотация. В статье рассматриваются российский и международные подходы к определению налогового резидентства, а также критерии, положенные в основу определения налогового резидентства организаций.

Анализируются последние изменения в российской налоговом законодательстве, связанные с определением резидентства организаций. Дается сравнительно-правовой анализ российского и международных подходов к определению налогового резидентства организаций.

Ключевые слова: налоги, налогообложение, налоговый суверенитет, налоговое резидент-ство организаций, налоговый резидент, налоговый нерезидент, критерии налогового ре-зидентства, Модельная конвенция Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Комментарии к Модельной конвенции ОЭСР.

001: 10.17803/1994-1471.2017.76.3.094-099 Право государства взимать налоги является неотъемлемым элементом его суверенитета. Налоговые правопритязания государства по отношению к тем или иным лицам, а также на доходы, полученные такими лицами, являются следствием налогового (или фискального)суверенитета государств1 . А. А. Шахмаметьев раскрывает понятие налогового суверенитета через установление его соотношения с налоговой юрисдикцией государств.

Так, налоговый суверенитет государства является абсолютным и распространяется на всю его территорию.

Вне своей территории государство обладает налоговой юрисдикцией 1 Орлов М. Ю. Налог и фискальный суверенитет государства // Публично-правовые исследования.

2006. Т. 1. С. 387. © Рождественская Т. Э., Гузнова Е. А., 2017 * Рождественская Татьяна Эдуардовна — доктор юридических наук, профессор кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) 125993, Россия, г.

Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9 ** Гузнова Елизавета Алексеевна — студентка международно-правового факультета МГИМО МИД РФ 119454, Россия, г.

Москва, пр. Вернадского, д. 76 в отношении лиц или объектов в случаях, если это предусмотрено международным договором или же если эти лица и объекты каким-либо образом связаны с территорией данного государства2. Для распространения своей налоговой юрисдикции на тот или иной субъект(лицо) или объект (доход) налогообложения государство должно обосновать свои налоговые притязания, то есть оно должно доказать наличие «легитимизирующей» связи (legitimate link) между этими субъектом или объектом и самим государством3. В целях обоснования такой связи была разработана теория экономической связи, или «экономической привязанности».

iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . По словам А. А. Шахмаметьева, эта теория возникла

«как обоснование отказа от концепции тотального привлечения государством всех лиц, находящихся на его фискальной территории (или связанных с ней) к исполнению налоговой обязанности в отношении всех полученных такими лицами доходов, имеющегося у них имущества и т.д.»

4.

Резидентство в налоговых правоотношениях

Налоговое резидентство Категория «резидентство» выступает в качестве общей методологической платформы для конструирования и формализации отношений субъектов международной экономической деятельности с различными налоговыми юрисдикциями, находя свое практической выражение в выделении специальных групп налогоплательщиков (резидентов, нерезидентов, домицилированных лиц и т.д.) [5, с.

61-62]. С помощью налогового резидентства определяется налогово-правовой статус налогоплательщика. Налоговые резиденты, как правило, платят налог со всех полученных ими доходов вне зависимости от того, на территории какого государства такие доходы получены.

То есть, налоговые резиденты несут неограниченную налоговую обязанность перед тем государством, резидентом которого они являются. В тоже время следует иметь ввиду, что налоговые законодательства отдельных государств могут предусматривать исключения их налогооблагаемой базы как всех, так и отдельных видов доходов резидентов [5, с.

76]. Нерезиденты платят налог только с тех доходов, которые получены ими из источников данного государства. То есть их налоговая обязанность является ограниченной.

Установление налогового резидентства осуществляется, прежде всего, нормами национального права посредством определения резидентского статуса налогоплательщика, установления объема и характера его налоговых обязательств перед налоговой юрисдикцией определенного государства [3, с. 15]. Национальные законодательства зачастую не закрепляют определение налогового резидентства, а устанавливают определенные критерии (тесты), соответствие которым позволяет признать физическое или юридическое лицо резидентом данного государства. При этом налоговое резидентство физических и юридических лиц определяется различно.

До последнего времени действующий Налоговый кодекс РФ содержал понятие «налоговый резидент» только в отношении физических лиц в связи с уплатой ими налога на доходы физических лиц. В соответствии со ст. 207 налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ. В целях разграничения налоговых притязаний различных государств и, соответственно, устранения международного двойного налогообложения, регулирование налогового резидентства также осуществляется и международно-правовыми нормами, содержащимися преимущественно в соглашениях об избежании двойного налогообложения.

Резидентство в налоговых правоотношениях

Но это же определение можно применить и в отношении российских компаний, и в случае нахождения органов управления в другом государстве такая компания не будет признана налоговым резидентом в РФ.

Кроме того, не стоит забывать, что Россией не подписаны соглашения об обмене налоговой информацией с большинством офшорных государств, в связи с чем возникает вопрос: как определить, что органы управления офшорной компании и акционеры являются налоговыми резидентами РФ?

Более того, информация о директорах и владельцах компании в офшорных государствах не является публичной, поскольку даже не передается в государственные органы при регистрации компании.

Происхождение термина берет начало с латинского языка — «residens», что означает «сидит» или «остается на месте». В иммиграционном законодательстве понятие резидентства используется для идентификации наличия разрешения (вида) на проживание в стране лиц, имеющих постоянное место жительства и регистрации, а также иностранцев и людей с неопределенным гражданством, подчиняющихся законам государства.

Нередки случаи, когда федерациям и республикам выгодно устанавливать такие критерии, чтобы как можно больше лиц признавались резидентами, а значит выплачивали процент на все свои доходы.

Некоторые либеральные критерии приводят к отсутствию полных обязательств ни в одной из стран, в которых лица проживают и ведут активную деятельность. Таким образом, понятие «постоянное представительство» имеет значение не организационно-правовое, а квалифицирующее деятельность иностранной компании, и с ним связывается возникновение обязанности иностранного юридического лица уплачивать налог на прибыль в РФ.

Из данного определения видно, что выделяется три признака образования постоянного представительства:

  1. Извлечение прибыли на территории РФ.
  2. Наличие обособленного подразделения или иного другого места деятельности иностранной организации на территории РФ.
  3. Осуществление предпринимательской деятельности через обособленное подразделение на регулярной основе.

Но вот именно с понятием «регулярность» возникает неопределенность. В законодательстве отсутствует исчерпывающий перечень признаков регулярности деятельности.

Внимание Лучано Поваротти, гражданин Италии, предстал перед налоговым судом первой инстанции в Модене (Италия) по обвинен но в сокрытии доходов от налогообложения в течение нескольких лет.

В уведомлении на уплату налогов налогооблагаемый доход, заявленный Л. Поваротти в сумме 3 051 000 лир, был увеличен на сумму 2 569 061 000 лир, представлявшую доход от оказания господином Поваротти услуг персонального характера, а также на сумму 6 млн. лир — доходы от прироста капитала Обязательства по уплате индивидуального подоходного налога с общей суммы полученных доходов составили, таким образом.

1210 591 000 лир, а рассчитанная сумма местного подоходного налога составила еще 972 000 лир. Кроме того, с Поваротти должна была быть взыскана сумма штрафа в размере 2 424 576 000 лир за недекларирование дохода и непредставление отчетности налоговым органам.

Критерии налогового резидентства в России и международном праве

01.06.2018 #

Управляющий партнер. Руководитель практики аудита.

Налоговое резидентство — одна из важнейших тем в международном налогообложении. По сути, данный статус определяет налоговые обязанности в государстве, налоговым резидентом которого является или становится физическое лицо. В современном мире, когда трансграничная деятельность человека становится более прозрачной, необходимо четко понимать свой статус налогового резидента.

Стоит отметить, что в различных странах могут существовать не идентичные критерии признания налоговым резидентом. Например, в США для признания налоговым резидентом достаточно иметь гражданство, что побудило одного из известных российских банкиров от него отказаться. В российском и международном налоговом законодательстве сформировано несколько критериев определения налогового резидентства, применяемых последовательно:

  • Гражданство. Если физическое лицо соответствует всем критериям в двух странах, то в таком случае резидентство определяется по критерию гражданства.
  • Критерий центра жизненных интересов. Налоговое резидентство определяется на основании тесных личных и экономических связей. Например, где у физического лица живет семья или ведётся бизнес.
  • По периоду времени пребывания. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Важно понимать, что данный период не прерывается на определенные краткосрочные выезды;
  • Критерий постоянного жилья. Налоговое резиденство определяется по местонахождению постоянного жилья физического лица;
  • Критерий места обычного проживания. То есть, где физическое лицо обычно проживает.

Критерии применяются последовательно.

К данному выводу приходит и Минфин России в своих письмах. В Письме Минфина России от 03.07.2017 N 03-08-05/41848 рассматривается вопрос о признании физического лица налоговым резидентом РФ при применении международной российско-испанской Конвенции.

В Письме сделан вывод о том, что физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом РФ в соответствии со ст. 207 НК РФ, также не рассматривается в качестве резидента в целях применения данного международного соглашения. Если физическое лицо находится на территории РФ менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, то оно не признается налоговым резидентом РФ.